Правда ли что гоголь был похоронен живым
Тайна смертьиНиколая Гоголя: правда ли, что крышка его гроба была исцарапана изнутри
Николай Васильевич Гоголь умер уже очень давно – 21 февраля 1852 года, но до сих пор о его жизни и смерти слагается множество легенд. Одна из них повествует о том, что знаменитый русский писатель был похоронен заживо, о чем свидетельствует крышка гроба после эксгумации, которая была якобы исцарапана пытавшимся выбраться автором культовых «Мертвых душ».
Гоголь не умер, а впал в летаргический сон
Одна из самых известных легенд о Николае Васильевиче: писателя поторопились закопать в землю, думая о том, что он мертв. На самом же деле он впал в летаргический сон, вышел из которого уже в гробу глубоко под землей. Очнувшись, он пребывал в панике, так как ему не хватало воздуха, он не понимал, что происходит, и в итоге умер в муках.
Свидетельством данной гипотезы служит обнаруженное в гробу Гоголя во время эксгумации, которая состоялась спустя 79 лет после похорон. Как рассказывал один из очевидцев этого мероприятия Владимир Лидин, внутренняя обшивка крышки гроба автора «Мертвых душ» была исцарапана, словно это сделал сам он своими ногтями, когда безуспешно пытался выбраться из могилы и глотнуть воздуха.
Лидин также указал на тот момент, что скелет Николая Васильевича находился в каком-то странном, показавшемся ему неестественном положении, а череп был повернут набок.
Большинство историков и литераторов очень сомневается в словах Лидина, и этому есть ряд причин. Во-первых, является очень странным тот факт, что обшивка гроба, о которой говорил Лидин, спустя 79 лет не сгнила. Да и сведения о якобы скрученном скелете подозрительны, ведь говорить об этом невозможно, так как тело пролежало столько времени в земле, что от него остались лишь одни кости.
История о пропавшем черепе Николая Гоголя во время эксгумации
Эксгумация великого русского писателя стала необходимой по причине постановления властей о закрытии Свято-Данилова монастыря, на кладбище которого он был захоронен. Новым пристанищем Гоголя стало Новодевичье кладбище.
Писатель Владимир Лидин, который и стал тем человеком, запустившим легенду о летаргическом сне Гоголя, дополнительно подлил масла в огонь, рассказав, что при вскрытии гроба не было найдено черепа писателя.
Сказанное Лидиным обрело популярность в народе и разрослось до таких масштабов, что начали поговаривать, что в гробу Николая Васильевича вообще не было.
В середине 1980-х годов писатель Юрий Алехин встречался с Лидиным и говорил на тему эксгумации Гоголя. Лидин признался, что на самом деле череп автора «Вий» и многих других мистических произведений был на месте. Единственное, что смущало – повернутая на бок голова, но это можно объяснить тем, что гроб спускали в могилу не очень аккуратно, поэтому такое произошло, и никакой тут мистики нет.
Версии по поводу причин смерти Николая Васильевича Гоголя
По одной из версий, Николай Васильевич скончался из-за истощения вследствие голодания. На такое он пошёл сознательно, загоревшись идеей отвержения всего плотского.
Другая гипотеза гласит, что русский писатель умер от истощения, вызванного чрезмерным аскетизмом, вызванным некими проблемами психологического рода.
Смерть Гоголя: похоронен заживо?
В мировой практике неоднократно встречаются случаи, когда медики устанавливали факт ложной смерти человека. Хорошо, если такой больной выйдет из состояния мнимой смерти до собственных похорон, но, по всей видимости, иногда в могилах оказываются живые люди. Так, например, при перезахоронении одного старого английского кладбища при вскрытии множества гробов в четырех из них были обнаружены скелеты, лежащие в неестественных позах, в которых их родственники в последний путь проводить никак не могли.
Известно, что Николай Васильевич Гоголь, страдавший приступами летаргического сна, боялся быть заживо погребенным. Учитывая, что летаргию от смерти бывает отличить очень трудно. Гоголь наказал своим знакомым похоронить его только тогда, когда появятся явные признаки разложения тела. Однако в мае 1931 года, когда в Москве было уничтожено кладбище Данилова монастыря, на котором и был похоронен великий писатель, при эксгумации присутствующие с ужасом обнаружили, что череп Гоголя был повернут набок.
Тем не менее летаргического сна в момент смерти не было, чему я нашёл документальные свидетельства, собирая материал для этой статьи исторического раздела http://www.forum-orion.com/viewforum.php?f=451 библиотеки форума. Почему же тогда при перезахоронении в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом?
Этот факт подвигнул Андрея Вознесенского на стихотворение:
Вскройте гроб и застыньте в снегу. Гоголь, скорчась, лежит на боку. Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.
А как же было на самом деле? В мае 1931 года в связи с ликвидацией части некрополя у Данилова монастыря состоялось перезахоронение Николая Васильевича Гоголя. На церемонии присутствовали многие литераторы: Всеволод Иванов, Юрий Олеша, Михаил Светлов и другие. Когда вскрыли гроб, всех поразила необычная для покойника поза.
Доцент Пермской медицинской академии М. И. Давидов, которого наши читатели знают по публикациям о ранениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, проанализировал 439 документов, изучая болезнь Гоголя.
— Михаил Иванович, еще при жизни писателя по Москве ходили слухи, что он страдает «сумасшествием». У него была шизофрения, как утверждают отдельные исследователи?
— Нет, шизофрении у Николая Васильевича не было. Но в течение последних 20 лет жизни он страдал, говоря языком современной медицины, маниакально-депрессивным психозом. При этом ни разу не осматривался психиатром, и о наличии у него психического заболевания врачи не догадывались, хотя близкие знакомые подозревали это. У писателя были периоды необычайно веселого настроения, так называемые гипомании. Они сменялись приступами жестокой тоски и апатии — депрессии.
Психическое заболевание протекало, маскируясь под различные соматические (телесные) болезни. Больного осматривали ведущие медицинские светила России и Европы: Ф. И. Иноземцев, И. Е. Дядьковский, П. Круккенберг, И. Г. Копп, К. Г. Карус, И. Л. Шенлейн и другие. Выставлялись мифические диагнозы: «спастический колит», «катар кишок», «поражение нервов желудочной области», «нервическая болезнь» и так далее. Естественно, лечение этих мнимых болезней эффекта не давало.
— Это не более, чем слухи, ничего общего не имеющие с действительностью. Но регулярно попадающие на страницы газет и журналов. В появлении этих слухов частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией — страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего.
Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване. Не случайно в «Выбранных местах из переписки с друзьями» он написал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».
Гоголь был похоронен 24 февраля 1852 года на погосте Данилова монастыря в Москве, а 31 мая 1931 года прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
Но для православного, глубоко верующего человека, каким был Гоголь, любая попытка самоубийства была страшным грехом. Кроме того, одна пилюля каломеля — распространенного ртутьсодержащего лекарства того времени — не могла принести вреда. Суждение, что у голодающего человека препараты длительно задерживаются в желудке, ошибочно. Даже при голодании лекарства под влиянием сокращения стенок желудка и кишечника передвигаются по пищеварительному каналу, изменяясь под влиянием желудочного и кишечного соков. Наконец, у больного отсутствовали симптомы ртутного отравления.
Трагедия Николая Васильевича состояла в том, что его психическое заболевание при жизни так и не было распознано.
Письмо Николая Рамазанова о смерти Гоголя
«Кланяюсь Нестору Васильевичу и сообщаю крайне горестную весть.
Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывши у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки. В минуту эту я собрался, взяв с собою моего формовщика Баранова, отправился в дом Талызина, на Никитском бульваре, где у графа Толстого проживал Николай Васильевич. Первое, что я встретил, это была гробовая крыша малинового бархата /. / В комнате нижнего этажа я нашел останки так рано взятого смертию.
В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра — достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон /. /
При уходе от тела Гоголя я наткнулся у крыльца на двоих безногих нищих, которые стояли на костылях на снегу. Подал я им и подумал: эти безногие бедняжки живут, а Гоголя уже нет!»
(Николай Рамазанов — Нестору Кукольнику, 22 февраля 1852 года).
Известный литературовед, главный редактор академического полного собрания сочинений Н.В. Гоголя, профессор РГГУ Юрий МАНН прокомментировал этот документ.
— Когда и при каких обстоятельствах стало известно это письмо?
— Впервые оно было опубликовано в сборнике М.Г. Данилевского, вышедшем в 1893 году в Харькове. Письмо было приведено не полностью, без указания адресата и потому оказалось вне внимания исследователей, изучавших обстоятельства смерти Гоголя. Года два назад я работал в рукописном отделе РНБ (бывшая библиотека имени Салтыкова-Щедрина), фонд 236, единица хранения 195, лист 1-2, где собирал материалы для второго тома биографии Гоголя. (Первый том — «Сквозь видный миру смех. » Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835.» — вышел в 1994 году). В числе других я обнаружил и этот документ.
— Почему же вы так долго молчали?
— Все это время я работал над книгой, где письмо будет опубликовано полностью. Предоставить фрагменты письма для публикации меня заставил тот факт, что к недавней печальной дате версия о том, что Гоголь был похоронен живым, снова пошла гулять по страницам газет.
— Что именно в этом письме свидетельствует, что Гоголя похоронили не живым?
— Начнем с фактов. Гоголя лечили лучшие врачи того времени. Если с точки зрения современной медицины и не все делалось так, как надо, все-таки это были не шарлатаны, не недоумки, и отличить мертвого от живого они, конечно же, могли. Кроме того, врачей соответствующим образом предупредил сам Гоголь, точнее, его завещание, где было сказано: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения.»
— Но в письме про эти признаки ничего нет.
— И не могло быть. Гоголь скончался в 8 часов утра, Рамазанов появился сразу после обеда. Он был замечательным скульптором, знал Гоголя лично и, конечно, со всем вниманием отнесся к порученному делу. Снятие маски с живого человека невозможно. Рамазанов убедился, что опасения Гоголя были напрасны, и с величайшим сожалением констатировал, что это сон вечный. Достоверность его вывода увеличивается тем, что внимание было соответствующим образом, то есть завещанием Гоголя, направлено. Отсюда категорический вывод.
— Почему же все-таки голова Гоголя оказалась повернутой?
— Бывает, что в гробу крышка под давлением смещается. При этом она касается черепа, и он поворачивается.
— И все же версия о том, что Гоголя похоронили живым, гуляет.
— Причина тому — обстоятельства жизни, характер, психологический облик. Сергей Тимофеевич Аксаков говорил, что нервы у Гоголя были вверх ногами. От него всего можно было ожидать. Надо еще учесть, что невольно произошло сопряжение двух тайн: «Мертвые души» должны были раскрыть тайну русской жизни, предназначение русского народа. Когда Гоголь умер, Тургенев сказал, что в этой смерти скрыта какая-то тайна. Как это часто бывает, высокая тайна жизни и творчества Гоголя была низведена на уровень дешевого беллетристического хода и мелодраматического эффекта, которые всегда впору массовой культуре.
Вот такая необыкновенная женщина Назира Рустемова живет сейчас в Москве. Недавно она поняла, что ее физическое тело не боится ни жары, ни холода, с тех пор и летом, и зимой женщина ходит только босиком и в легком платье. Неоднократно особое внимание проявляли к ней блюстители столичного порядка, и Назире пришлось пару раз отсидеть в милиции.
Летаргический сон: откуда взялась легенда, что Гоголя похоронили живым
Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили — над могилой возвышался валун, названный Голгофой. Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…
На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти? Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке. Доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов рассказал, что эксгумация останков Николая Гоголя произошла спустя 80 лет – и труп, и домовина к тому времени истлели настолько, что разобрать, «скребся» ли покойник, совершенно невозможно, даже с учетом суперсовременных технологий (которых, к слову, тогда еще и не существовало).
Правда ли Гоголя похоронили живьем? Любимая байка учительниц литературы
То, что творилось с великим писателем в последние 20 лет жизни, современные врачи называют маниакально-депрессивным психозом. Приступы тоски и апатии накрывали Гоголя регулярно, что сказалось на его творческих способностях. Осенью 1851 года Николай Васильевич поселился в доме графа Александра Толстого и без конца переписывал второй том «Мертвых душ».
Все это время внутри Гоголя сражались два маленьких гогольчонка – творец и христианин. Последнего подзуживал протоиерей Матфей Константиновский, также гостивший у Толстого. Священник требовал, чтобы Гоголь отрекся от Пушкина, но вместо плевка в харю удостоился чести стать единственным, кто почитал рукопись второй части «Мертвых душ» при жизни автора. Бородач, привыкший к иной литературе, от души обосрал произведение Николая Васильевича и даже потребовал уничтожить бумажки, отчего писатель совсем тронулся.
Яростное соблюдение поста тоже не пошло на пользу здоровью 42-летнего Гоголя. Вскоре в топку полетели рукописи, 1 марта Николай слег, а 4-го перестал подавать признаки жизни.
Похоронили гения на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. 79 лет он пролежал в покое – но потом началось!
Большевикам приспичило сделать из монастыря колонию для малолеток, в связи с чем покойников стали расселять. К несчастью для Гоголя, на вскрытие его могилы 31 мая 1931 года пришли поглазеть советские литераторы. Когда гроб распаковали, выяснилось, что черепулька Николая Васильевича смотрит куда-то вбок. Так бывает, когда крышка гроба проваливается под весом земли, давит на лобовую кость, а череп поворачивается в боковое положение.
Но писатель Вова Лидин не стал вдаваться в детали, а настрочил воспоминания. По Лидину, в гробу у Гоголя проснулась жажда деятельности – оставшись наедине с собой, бедный дядя Коля занялся брейкдансом и осваивал четверной сальхов. Тот же Лидин в других мемуарах писал, что голова у покойника отсутствовала вовсе. Якобы череп спионерил коллекционер Алексей Бахрушин во время реставрации могилы в 1909 году. В итоге фамилия Лидина забылась, а его балабольство осталось и охотно транслировалось многими учителями литературы.
Гоголь сам спровоцировал дикие слухи о погребении живьем. Во время путешествия по Италии в 1839 году он подхватил малярию, переросшую в энцефалит. Заболевание не убило Николая, но у него появились обмороки с затяжными периодами летаргии. Потому писатель просил не хоронить его до появления видимых признаков разложения.
Поскольку скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертную маску Гоголя, не услышал от Николая Васильевича жалоб и возражений, можно сделать один простой вывод: в момент погребения писатель был более чем мертв.
Другие свирепые истории – паблике в ВК
А чё,фильм «Гоголь» с Петровым не биографичен, не было такого,штоле?
Сейчас бы, какой-нибудь Ракетчик, уместил бы все «Мертвые души» в один длиннопост ))
Эмммм. А вы точно историк и литературовед?
ну что я могу сказать
Правда ли, что в истории существовали законы, запрещавшие гражданам умирать?
Периодически можно прочитать о том, что в некоторой точке земного шара власти запретили местным жителям отправляться на тот свет. Мы проверили, насколько соответствуют действительности подобные новости.
(Спойлер для ЛЛ: большей частью правда. Только вот информация о самых известных местах с таким запретом действительности не соответствует)
Древнейший пример такого ограничения приводят историки: на священном греческом острове Делос (родине Аполлона и Артемиды) было запрещено рождаться и умирать. Что касается новейшей истории, то, оказывается, это далеко не все сообщения о подобном поведении со стороны муниципальных властей. 25 сентября 1999 года мэр испанского городка Ланхарон (провинция Гранада) Хосе Рубио Алонсо издал указ, в котором запретил 3870 гражданам выбирать «вечный отдых» до тех пор, пока правительство не предпримет необходимых усилий по приобретению земли. Да, здесь была такая же проблема, как и в некоторых случаях выше, — закончилось место. И можно не сомневаться — указ существовал, и мэр даже с удовольствием с ним позировал:
У читателя может возникнуть естественный вопрос: а что будет, если нарушить запрет? Как наказать человека, отошедшего в мир иной? Не прошло и недели, как в Ланхароне появился первый нарушитель — 91-летний старик, который, по словам мэра, таким образом «хотел дать понять, что его преданность оппозиционной мэру партии выше их личной дружбы». Однако никаких санкций применено не было: старика и ещё 4–5 «преступников» в виде исключения похоронили на территории местного кладбища, после чего наконец была приобретена необходимая земля и указ потерял актуальность.
Абсолютно реальными были и указы муниципалитетов вышеупомянутой итальянской деревеньки Фальчиано-дель-Массико и французской коммуны Ла-Грель. Только во втором случае власти хотели привлечь внимание к другой проблеме — бедственному положению со здравоохранением в регионе. Однако не везде подобная форма протеста работает быстро: в бразильском городке Биритиба-Мирин земли пришлось ждать пять лет.
Впрочем, старинное кладбище в городке сохранилось, и в 1998 году его посетили исследователи, которые извлекли образцы генетического материала испанки — вируса, убившего десятки миллионов людей сотню лет назад.
И напоследок о самом известном запрете умирать — в стенах королевского Вестминстерского дворца, который уже много веков занимает британский парламент. В марте 2013 года комиссия по законодательству Великобритании составила неофициальный документ, в котором ответила на популярные вопросы по «странным» законам Туманного Альбиона. Вот что там было сказано по интересующей нас теме:
«Информация по поводу смерти в парламенте, кажется, базируется на идее о том, что каждый умерший в королевском дворце имеет право на государственные похороны. Ни мы, ни работники палаты общин не смогли обнаружить следов подобного акта. Согласно закону о коронерах 1988 года, коронер королевского двора наделён полномочиями расследовать случаи смерти в королевском дворце. Однако похороны за счёт государства не являются обязательными.
На территории Вестминстерского дворца произошло как минимум четыре смерти:
— Спенсера Персиваля, единственного убитого британского премьер-министра, застрелили в вестибюле палаты общин в 1812 году;
— сэр Альфред Билссон потерял сознание и умер в вестибюле «Да» (специальный коридор, через который члены парламента проходили, голосуя утвердительно. — Прим. ред.) палаты общин, отдавая свой голос за закон о пошлине на сахар в 1907 году.
Ни один из этих людей не получил государственные похороны. Похороны Спенсера Персиваля были частными по просьбе его вдовы».
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо кроме здравого смысла, а в день выкладываются от нуля до двух постов.
Ирландцы считают, что образ банши уникален в мировой культуре, но здесь все-таки можно провести параллели. К примеру, есть валлийский Анку и германский Клаутерман, даже сравнивают поведение славянского домового перед смертью членов семьи.
Само слово банши (banshee) является англоязычным. В ирландской мифологии эти существа называются немного по-другому (bean sídhe). Первая часть слова переводится как женщина, вторая же – «ши» или «сид» – потусторонний мир. Также «ши» можно перевести как холмы, и тогда получается, что это – женщина с холмов или «женщина из ши».
Почему же холмы? Дело в том, что по ирландской мифологии люди на островах появились еще до всемирного потопа. После долгих странствий они прибились к Ирландии, но всемирный потоп смыл их. Затем были различные переселенцы, которые сменяли друг друга. Последними же пришли дети Миля или гойделы. Историки считают, что они приплыли из Испании, но тогда думали, что они прямиком из страны мертвых.
С этим народом связан один миф. Так один гойдел решил построить огромную башню. С ее помощью он увидел новую землю и решил рвануть к ней. Однако у него не сложились отношения с проживающим там народом туатов, и он был убит. У убитого остался дядя, по имени Миль. И он решил отомстить. В итоге, туаты были истреблены, а Ирландия заселена сыновьями Миля. Остатки же туатов скрылись в потустороннем мире, входы в который были расположены в холмах. С тех пор существует две Ирландии: человеческая и потусторонняя. Так туаты стали сидами или ши – народом холмов.
Также центральным образом банши является фэйри или фея, но в настоящих народных преданиях они появляются редко. Эти банши получили распространение в литературе 19 – 20 века. Так существует заколдованный лес из артуровских легенд, который был населен ими. Одну из них звали жестокосердной дамой. Произведение было написано английским поэтом-романтиком Джоном Китсом. Эта банши завлекала рыцарей, вселяла в них любовь и страсть, затем бросала людей, и они без воли к жизни в одиночестве бродили по холмам.
В ирландской традиции фэйри – это существа, живущие сообществами, а банши же является одинокой персоной. В ирландской мифологии банши могут быть не совсем одинокими: они связаны с ирландскими родами либо семьями. Обычно эта связь – наследственная, даже считают, что банши является прародительницей этого рода. Обычно вестников смерти имеют семьи, чьи фамилии начинаются на «О» или «Мак».
Некоторые исследователи также считают, что банши прикреплены и к семьям викингов и англо-норманнов, которые переселились на земли Ирландии до XVII века. Считается, что даже, если человек переехал на другой континент, в определенный час его все равно найдёт вестник смерти.