Правда ли что древнерусская литература не допускала художественного вымысла

Древнерусская литература

Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги — церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлении о мире, согласно которой Бог — Творец всего сущего. Приступая к своему сочинению, писатель того времени, образ которого воплощен Пушкиным в летописце Пимене в трагедии «Борис Годунов», прежде всего заручался поддержкой Бога, прося Его в своих молитвах оказать помощь в предпринимаемом труде.

Древнерусская литература описывала различные исторические события — походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли.

Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план. Подобно тому как на иконе весь первый план занимают лик и очи (лик — свет души, очи — вход во внутренний мир и отражение внутреннего света), так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества — милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Это позволило академику Д. С. Лихачеву назвать ее стиль «стилем монументального историзма». Вымысел допускается в древнерусские тексты не ранее XVII века, когда начинает складываться светская литература.

Средневекового писателя не интересует частный человек с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Они пребывают в историческом освещении в двух планах — реально-историческом и религиозно-символическом. Древний человек на Руси верил, что князь Владимир крестил Русь и что существуют бесы черные, с крыльями и хвостами, соблазняющие на негодные поступки.

Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Он страстно и открыто выражал свою политическую и нравственную позицию.

Источник

Древнерусская литература

Древнерусская литература (X-XVII вв.) явилась прочной основой для всей русской литературы, занимающей заметное место в мировой литературе.

Никакого вымысла!

Источниками, на основе которых выросло древнерусское литературное творчество, был русский фольклор и книжная христианская литература, пришедшая из Византии и Болгарии. Одна из особенностей литературы этого времени – это ее «историзм» (Д. С. Лихачев), то есть произведения отражали исторические события; вымысел, с точки зрения христианства, являлся ложью и не допускался в литературных произведениях. Другая особенность – в отсутствии авторства или, другими словами, в неизвестности автора: произведения много раз переписывались, в тексты вносились изменения и дополнения.

Перед летописцами того времени стояла очень трудная задача перенесения устных повествований в письменные литературные произведения. Нужно было по крупицам, на основании преданий, былин, народных сказаний собрать сведения о том, что было в прошлом, и записать происходящие события, не допуская вымысла.

Можно ли определить жанры литературы древней Руси?

Деление на жанры в древнерусской литературе является условным: по образному выражению Д. С. Лихачева, она находилась в стадии «жанрообразования» и не была сильно привязана к какому-либо определенному жанру. Традиционно жанры древнерусской литературы определяются как религиозный (церковные тексты, житие святых, хождение) и светский (летопись, поучение, воинская повесть и слово).

Правда ли что древнерусская литература не допускала художественного вымысла

Из «золотой коллекции» литературы

Первые письменные литературные произведения создавались в монастырях. В 1113 году монах Киево-Печерского монастыря Нестор на основе собранных им летописей создает замечательное произведение, которое и по настоящее время не потеряло своего значения – «Повесть временных лет». «Повесть» повествует о происхождении славян от древнего прародителя Иафета, одного из сыновей Ноя; об основании Киева и Новгорода; о Рюрике, призванного в 862 году на Русь; о князе Олеге, прозванного «Вещим», и о других правителях Руси. Сведения, содержащиеся в «Повести», легли в основу создания истории России.

Такие произведения как «Житие Александра Невского», «Задонщина» описывают сражения русских воинов против иноземных захватчиков; другие содержат ценный материал географический, исторический и этнографический материал («Хождение за три моря»).

Древнерусская литература как отражение эпоса

Близко к народному эпосу стоит самое известное произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» (1187 год). Написанное на тему о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев, «Слово» имеет высокую художественную ценность, что нашло свое отражение в творчестве многих русских писателей и поэтов, включая А. С. Пушкина. Музыковеды обратили внимание на близость языка и ритмики «Слова» к народному песенному творчеству. Плач жены Игоря Ярославны уже многие века заставляет сжиматься сердца женщин, разлученных с любимыми. Описание радости природы при возвращении князя Игоря, сбежавшего из плена, оптимистично и вселяет надежду. Основную тему «Слова» – призыв к единству русских земель и защиты Родины – можно считать главной во всей русской литературе.

Эпические представления о разорении русских земель во время нашествия Батыя запечатлены в «Повести о разорении Рязани». Трагичность событий показывается яркими эпизодами: после взятия Рязани и резни ее жителей наступила мертвая тишина, когда не было «ни стонюща, ни плачуща»; при виде страшной картины рязанский князь, приехавший из Чернигова, «лежаща на земли, яко мертв». Мужеству Евпатия Коловрата с малой дружиной рязанцев поразился сам Батый, который отпустил уцелевших воинов с телом погибшего героя. Основная идея «Повести» пройдет потом красной нитью через многие военные повести – мужественно сражаться с врагом, не допуская мысли о слабости и рабстве.

Правда ли что древнерусская литература не допускала художественного вымысла

Тайны древнерусской литературы

Уже более полувека ведутся споры еще об одном литературном источнике – так называемой «Велесовой книге», обнаруженной русскими эмигрантами в 1950-х годах в Сан-Франциско, куда она могла быть вывезена во время второй мировой войны. «Книга» представляет собой деревянные дощечки, написанные на нескольких диалектах древнего славянского языка. Подлинность ее не доказана, но если допустить, что это не фальсификация, то начало периода древнерусской литературы отодвинется в глубь веков – во времена до нашей эры, и если станет возможным прочитать весь текст, то станут известны исторические события задолго до летописи монаха Нестора.

Нужна ли современному читателю древнерусская литература

Изучение литературы средневекового периода Руси приближает читателя к истокам возникновения русской государственности и к жизни далеких предков. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и других героев древности нам хорошо знакомы; образы Петра и Февронии стали символом любви и верности для многих поколений. Автор «Слова о погибели Русской земли» передает потомкам восхищение красотой страны: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми. зверьми различными, птицами бещислеными. ». Даже поверхностное знакомство с древнерусской литературой способно обогатить нашу жизнь новыми красками; внимательное изучение «золотого» наследия приведет к глубоким размышлениям и поиску новых источников информации.

Источник

Вопрос 2. Проблема художественного метода древнерусской литературы

Вопрос 1. Специфические особенности древнерусской литературы

Можно выделить два блока специфических особенностей

Первый блок можно назвать общекультурным, второй самым тесным образом связан с внутренним миром личности человека русского средневековья.

О первом блоке скажем совсем кратко. Во-первых, древнерусская литература носила рукописный характер. В первые века русского литературного процесса писчим материалом был пергамент (или пергамен). Производили его из кожи телят или ягнят и поэтому он назывался на Руси «телятиной». Пергамент был дорогостоящим материалом, его использовали крайне бережно и писали на нём самое важное. Позже взамен пергамента появилась бумага, что отчасти способствовало, говоря словами Д.Лихачева, «прорыву литературы к массовости».

На Руси последовательно сменяли друг друга три основных типа письма. Первый (XI–XIVвв.) назывался уставом, второй (XV–XVIвв.) – полууставом, третий (XVIIв.) – скорописью. Поскольку писчий материал был дорог, заказчики книги (крупные монастыри, князья, бояре) желали, чтобы под одной обложкой были собранны наиболее интересующие их произведения различной тематики и времени их создания.

Произведения древнерусской литературы принято называть памятниками. Памятники в Древней Руси функционировали в виде сборников. Особо следует остановиться на втором блоке специфических особенностей ДРЛ.

1. Функционирование памятников в виде сборников объясняется не только большой ценой книги. Древнерусский человек в своем стремлении приобрести знания об окружающем его мире стремился к своеобразной энциклопедичности. Поэтому в древнерусских сборниках часто встречаются памятники различной тематики и проблематики.

2. В первые века развития ДРЛ художественная литература ещё не выделилась как самостоятельная область творчества и общественного сознания. Поэтому один и тот же памятник одновременно был и памятником литературы, и памятником исторической мысли, и памятником философии, которая в Древней Руси существовала в виде богословия. Интересно знать, что, например, русские летописи вплоть до начала XXвека рассматривались исключительно как историческая литература. Только благодаря усилиям академика В. Адриановой-Перетц летописи стали объектом литературоведения. Вместе с тем особая философская насыщенность древнерусской литературы в последующие века русского литературного развития не только сохраниться, но будет активно развиваться и станет одной из определяющих национальных черт русской литературы как таковой. Это позволит академику А.Лосеву со всей определенностью утверждать: «Художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой, в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «художественными», но философскими и гениальными».

3. Древнерусская литература носила анонимный (имперсональный) характер, который неразрывно связан с ещё одной характерной чертой – коллективностью творчества. Авторы Древней Руси (часто их называют книжники) не стремились оставить свое имя векам, во-первых, в силу христианской традиции (книжники-монахи часто называю себя «неразумными», «грешными» иноками, дерзнувшими стать творцами художественного слова); во-вторых, в силу понимания своего труда как части общерусского, коллективного дела.

На первый взгляд, эта черта вроде бы указывает на слабо развитое личностное начало в древнерусском авторе по сравнению с западноевропейскими мастерами художественного слова. Даже имя автора гениального «Слова о полку Игореве» до сих пор неизвестно, в то время как западноевропейская средневековая литература может «похвастаться» сотнями великих имен. Однако не может быть и речи об «отсталости» древнерусской литературы или её «безличности». Речь может идти о её особом национальном качестве. Как-то Д.Лихачёв очень точно сравнил западноевропейскую литературу с группой солистов, а древнерусскую – с хором. Неужели хоровое пение менее прекрасно, чем выступления отдельных солистов? Неужели в нём отсутствует проявление человеческой личности?

4. Главным героем древнерусской литературы является Русская земля. Согласимся с Д.Лихачёвым, который подчеркивал, что литература домонгольского периода – литература одной темы – темы Русской земли. Эта нисколько не означает, что древнерусские авторы «отказываются» от изображения переживаний отдельной человеческой личности, «зацикливаются» на Русской земле, лишая себя индивидуальности и резко ограничивая «общечеловеческую» значимость ДРЛ.

Во-первых, древнерусские авторы всегда, даже в самые трагические моменты отечественной истории, например, в первые десятилетия татаро-монгольского ига, стремились через богатейшую византийскую литературу приобщиться к высшим достижениям культуры иных народов и цивилизаций. Так, в XIIIвеке переводятся на древнерусский язык средневековые энциклопедии «Мелисса» («Пчела») и «Физиолог».

Во-вторых, и это самое главное, надо иметь в виду, что личность русского человека и личность западноевропейца формируется на различных мировоззренческих основах: западноевропейская личность индивидуалистична, она утверждается за счёт своей особой значимости, исключительности. Это связанно с особым ходом западноеврорпейской истории, с развитием западнохристианской церкви (католичества). Русский человек в силу своей православности (принадлежности к восточному христианству – православию) отрицает индивидуалистическое (эгоистическое) начало как губительное и для самой личности, и для её окружения. Русская классическая литература – от безымянных книжников Древней Руси до Пушкина и Гоголя, А.Островского и Достоевского, В.Распутина и В.Белова – изображает трагедию индивидуалистической личности и утверждает своих героев на путях преодоления зла индивидуализма. Среди древнерусских авторов носителями такого разрушительного для русского человека и Русской земли начала являются только Даниил Заточник («Моление Даниила Заточника») (XIIIв.) и Андрей Курбский (XVIв.)

5. Древнерусская литература не знала вымысла. Имеется в виду сознательная установка на вымысел. Автор и читатель абсолютно верят в правду художественного слова, даже если речь идёт о вымысле с точки зрения секулярного человека.

Сознательная установка на вымысел появится позже. Это произойдет в конце XVвека в период обострения политической борьбы за лидерство в процессе объединения исконно русских земель. Правители также будут апеллировать к безусловному авторитету книжного слова. Так возникнет жанр политической легенды. В Москве появятся: эсхатологическая теория «Москва – Третий Рим», закономерно принявшая злободневную политическую окраску, а также «Сказание о князьях Владимирских». В Великом Новгороде – «Сказание о Новгородском белом клобуке».

С течением времени под воздействием процесса секуляризации быт все более и более проникает на страницы русских книг. Это приведет к возникновению в XVIвеке жанра бытовой повести («Повесть об Ульянии Осоргиной»), а вXVIIвеке жанр бытовой повести станет самым популярным.

7. Для ДРЛ характерно особое отношение к истории. Прошлое не только не отделено от настоящего, но и активно присутствует в нём, а также определяет судьбы будущего. Примером тому – «Повесть временных лет», «Рассказ о преступлении рязанских князей», «Слово о полку Игореве» и др.

8. Древнерусская литература носила учительныйхарактер. Это означает, что древнерусские книжники стремились прежде всего просветить светом христианства души читателей. В ДРЛ, в отличие от западной средневековой литературы, никогда не присутствовало стремление завлечь читателя чудесным вымыслом, увести от жизненных трудностей. Авантюрные переводные повести станут постепенно проникать в Россию с началаXVIIвека, когда западноевропейское влияние на русскую жизнь станет очевидным.

Итак, мы видим, что отдельные специфические черты ДРЛ будут постепенно утрачиваться со временем. Однако те характеристики русской национальной литературы, которые определяют ядро её идейной направленности, останутся неизменными вплоть до настоящего времени.

Вопрос 2. Проблема художественного метода древнерусской литературы

Художественный метод древнерусской литературы неразрывно связан с характером миросозерцания, мировосприятия средневекового человека, которое вбирало в себя религиозные умозрительные представления о мире и связанное с трудовой практикой конкретное видение действительности. В сознании средневекового человека мир существовал в двух измерениях: реальном, земном и небесном, духовном. Христианская религия твердила, что жизнь человека на земле временна. Цель земной жизни – приготовление к жизни вечной, нетленной. Эти приготовления должны состоять в нравственном совершенствовании души, обуздании греховных страстей и т.п.

С двойственным характером мировосприятия средневекового человека связаны две стороны художественного метода древнерусской литературы:

1) воспроизведение единичных фактов во всей их конкретности, чисто эмпирической констатации;

2) последовательное преображение жизни, то есть идеализация фактов реальной жизни, изображение не сущего, а должного.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 1116 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Итоговый тест по литературе в 9 классе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУЕ

1. Выберите букву с правильным ответом.

1) древнерусская литература не допускала художественного вымысла? (да/нет)

2.) древнерусская литература возникла в 6 веке? ( да/нет)

3) жанры древнерусской литературы: житие, слово, хождения, притчи? (да/нет)

2. Основная тема «Слова о полку Игореве»_ ________________________________________

4. К какому «штилю» относится «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ЕЕ Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?

А) к «высокому» Б) к «среднему» В) к «низкому»

5. Какой художественный прием использует автор в данном фрагменте?

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

А) метафору Б) сравнение В) гиперболу

Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, когда лучи вечернего солнца пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по тяжелым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут из плодоноснейших стран России и наделяют алчную Москву хлебом.

7. «Солнцем русской поэзии» современники называли

А) В. А. Жуковского Б) А. С. Пушкина В) М.Ю. Лермонтова

8. Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» и выполните задания.

1) В какой момент происходит приведенный диалог между Чацким и Фамусовым?

А) перед отъездом Чацкого из Москвы;

Б) после бала, перед заключительной сценой пьесы;

В) вскоре после прибытия Чацкого в Москву.

2) Подчеркните в тексте выражения, которые стали крылатыми______________

9. Автором какого произведения НЕ является А. С. Пушкин?

а ) «Капитанская дочка»

10. Выберите букву с правильным ответом

А) А.С.Пушкин родился в 1799 году? (да/нет)

Б) А.С.Пушкин учился в Московском университетском пансионе? (да/нет)

В) дуэль Пушкина с Дантесом состоялась в январе 1800 года? (да/нет)

11) В данном фрагменте стихотворения А. С. Пушкина подчеркните эпитеты.

В пустыне, чахлой и скупой,

На почве зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

12) Объясните значение слова пророк из стихотворения А. С.Пушкина «Пророк».

а) человек, способный предсказывать будущее

б) человек, наделенный способностью общаться;

в) человек, через которого Бог возглашает свои истины

А) такой, который невозможно (нельзя) создать руками

Б) созданный без участия труда человеческих рук

В) созданный не руками, а духом, по Божьему велению_________________________________

14. Прочитайте фрагмент романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и выполните задания.( глава 6, ХХУ111-ХХХ)

Почему сцена дуэли между Онегиным и Ленским в романе «Евгений Онегин» является кульминационной?

15. О ком из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» идет речь в данном фрагменте ?

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан.

а) детство М. Ю. Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской губернии (да/нет)

б) М. Ю. Лермонтов учился в Царскосельском лицее (да/нет)

в) М. Ю. Лермонтов был главным редактором журнала «Отечественные записки» (да/нет)

г) за стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ (да/нет)

д) М. Ю. Лермонтов был убит на дуэли с Н.С.Мартыновым в 1841 году. (да/нет)

17. Какая основная тема стихотворений М.Ю. Лермонтова «Дума» и «Родина»?

б) тема поэта и поэзии

в) тема России и ее общественного устройства

18. Из какого романа названы главы? Назовите автора.

А) «Княжна Мэри», Б) «Тамань», В) «Предисловие к «Журналу Печорина», Г) «Максим Максимыч» Д) «Фаталист», Е) «Бэла»

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

20. Подчеркните правильный ответ

А) Н.В.Гоголь родился в 1809 году в селе Сорочинцы на Полтавщине (да/нет)

Б) Н.В.Гоголь учился в Нежинской гимназии. (да/нет)

В) детство Н.В.Гоголя прошло за границей (да/нет)

Г) Н.В.Гоголь — автор повести «Тарас Бульба». (да/нет)

21. О ком из героев поэмы «Мертвые души» идет речь?

1) На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то, заискивающее расположения и знакомства.___________________________________________

2) Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его._________________________

3) Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. _________________________

22. Повествование в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» ведется от лица

23. Что означает выражение «бедность — не порок»?_______________________________

24. Выберите букву с правильным ответом

Правда ли, что Л.Н.Толстой

1) в раннем возрасте потерял родителей? (да/нет)

2) участвовал в Крымской войне? ( да/нет)

3) учился в Московском и Петербургском университетах? (да/нет)

4) прожил 27 лет? (да/нет)

25. Героями какого произведения Л. Н. Толстого являются Жилин и Костылин?

в) «Кавказский пленник»

26. Какие произведения И. А. Бунина вы читали?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Выберите нужное.

«Собачье сердце» М.А.Булгакова — это юмористическая/ сатирическая повесть.

29. Кем по профессии был А. П. Чехов?

Мое любимое стихотворение Ф. Тютчева ____________________________________________

Мое любимое стихотворение С.Есенина_____________________________________________

Мое любимое стихотворение В.В.Маяковского________________________________________

Мое любимое стихотворение ________ _____________________________________________

31. Кого из зарубежных писателей вы читали?_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Напишите небольшое эссе на тему «Нужна ли сегодня человеку книга?»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *