Правда ли что домашние задания придумали как наказание
Кто придумал домашнее задание?
Домашнее задание или домашняя работа — это задания, выполняемые учениками вне школы или учебного заведения. Учащиеся могут выполнять следующие виды работ: написание текстов, решение математических примеров, чтение литературы, запоминание стихов и т. д.
История возникновения
В интернете часто считают, что детям давать задания на дом придумал Роберто Невилис из Венеции. Но никаких подтверждающих фактов этому нет. Американский политик и реформатор образовательной системы 19-го века, Хорас Манн, первым применил концепцию современного домашнего задания. Такой элемент обучения плотно вошел в образовательную среду и школьную программу.
Хорас побывал с визитом в Пруссии, где увидел у студентов Народных школ обязательные домашние задания. Их придумали из чувства патриотизма, чтобы продемонстрировать отличную подготовку молодого поколения, которое учится даже в личное время. Это побудило Манна на внедрение данной системы у себя на родине. Постепенно, домашние задания в образовании появились по всему миру.
Зачем нужно выполнять эту работу?
Домашние задания предназначены для практической подготовки учеников к последующим урокам, для закрепления знаний, отработки навыков и общего умственного развития.
Домашнее задание также предоставляет возможность родителям участвовать в жизни ребенка.
Эффективность
Педагоги и ученые часто спорят — стоит ли давать домашние задания, так ли они эффективны? Многие научные исследования показали, что эффективность домашних заданий зависит от возраста ученика и его успеваемости в целом. Нет никаких доказательств улучшения успеваемости при выполнении домашних заданий.
Очень большое количество домашней работы может пагубно сказаться на успеваемости. Даже если ученик является отличником, у него не будет времени на качественную подготовку. В прошлом домашнее задание являлось причиной неуспеваемости. Ученики могли бросить школу, если работу невозможно выполнить.
Влияние на состояние учеников
Домашнее задание во многих научных статьях выступает главным источником стресса и расстройства для школьников и студентов. В 1992 году в Гонконге опросили почти 2 тысячи студентов и пришли к выводу: самочувствие учеников ухудшается в результате выполнения домашних заданий. Студенты испытывают тревогу, беспокойства, боли в животе и голове.
Учащиеся испытывают страх перед наказанием со стороны учителей и родителей. А сверстники издеваются над неуспевающими учениками, что приводит к суицидальным мыслям и затяжной депрессии.
Современные исследования показывают похожие результаты. В 2007 году компания MetLife опросила американских студентов. В результате 89% студентов испытывали стресс из-за домашнего задания, а 34% сообщили, что они «часто» или «очень часто» испытывали стресс из-за домашнего задания. Стресс был особенно заметен среди старшеклассников. Ученики имели проблемы со сном. Также домашняя работа может привести к конфликту в семье.
Мнение учителей
Преподаватели-сторонники домашнего задания считают, что оно позволяет дисциплинировать учеников и выработать необходимые навыки для взрослой жизни. Домашнее задание для учеников полезно, улучшает их знания и способности.
История появления домашнего задания
Ученица в Индии за домашним заданием (https://de.wikipedia.org/wiki/Hausaufgabe#/media/Datei:Indian_Girl_Child_4970.JPG)
Ответить, когда появились домашние задания и кто их придумал, очень сложно. Но что нам известно точно: школы и тщательное обучение детей появились еще в странах Плодородного Полумесяца и прежде всего в Древнем Египте и Шумере.
Шумерское обучение было основано на многократном повторении клинописи в процессе обучения. И хоть точно нам неизвестно, но ученые, изучающие этот период, склоняются к той мысли, что, скорее всего, дети не были освобождены от повторения и дома.
Богатая цивилизация Древнего Египта требовала многочисленных писцов, жрецов, врачей и других специалистов. В школах обучались не только мужчины, но и женщины, хоть и в меньшей степени.
Конечно, предметы зависели от социального статуса учащихся, но достаточно богатые ученики учили, к примеру, аккадский язык, который для того времени был аналогом средневековой латыни. Но подумайте, обучение иностранному языку невозможно только в школе и с учителем. Так что и у древнеегипетских учеников были домашние задания.
Древняя Греция, Рим и даже темные века средневековья не могли обойтись без домашних заданий, которые не были еще структурированы и приведены к общему виду.
В конце XVIII века в Германии появились “народные школы”, идею которых разработал Иоганн Готлиб Фихте, знаменитый немецкий философ. Для него большое значение имели идеи немецкой нации и единого немецкой государства. Для своей страны учащиеся должны были уделять учебе и часть своего свободного времени, выполняя домашние задания.
Марка с портретом И. Г. Фихте и его цитатой (“Наука отменяет всякую веру и превращает ее в созерцание”) (https://de.wikipedia.org/wiki/Johann_Gottlieb_Fichte#/media/Datei:DPAG_2012_Fichte.jpg)
Из Германии данная школьная система распространилась по Европе, и, в том числе, пришла в Россию.
Современные домашние задания требуют от школьников много сил и внимательности. Мир меняется с каждым годом, и современные знания гораздо обширнее тех, которым обучали в Древнем Египте или конце восемнадцатого века. И потому для помощи школьникам создан сайт “Где Знайка”, куда можно попасть, например, по такому запросу: ГДЗ русский язык 2 класс. И, между прочим, найти там все, что было нужно.
Почему учеба в школе превращается в кошмар для родителей
Ольга Узорова: Была другая система обучения. Любой учитель, даже тот, который не был прилежным студентом в педвузе, мог на достойном уровне дать программу начальной школы своим ученикам. Поясню. Программа давала возможность среднему учителю дать хорошие базовые знания среднему ученику. Советская система, с помощью которой мы выучили людей, которые первыми запустили ракеты в космос, была грамотной и логичной. Изучаемая тема логично и в соответствии с возрастом школьников развивалась и применялась на практике. Многие современные авторы учебников ушли от этой классики, от грамотной подачи материала. Компоновка программ нарушилась. Пошаговость подачи материала тоже. Стало модным в третий класс вводить темы из седьмого, не отработав базовые навыки. Первый класс превратился в «два прихлопа три притопа», а на сложные темы в последующих классов часов не добавили и поэтому со второго класса для родителей начинается суровая правда жизни. Учитель в классе должен успеть отработать с учениками темы, но не успевает, потому что или идет урок-контрольная, урок-контрольная или новая тема, новая тема-новая тема. Добавьте сюда бесконечные диагностические работы, отнятые часы у математики, русского языка и чтения в пользу физкультуры, английского и т.д., да еще отсутствие времени, чтобы сделать в классе работу над ошибками. И в итоге родители в ужасе от того, что их ребенок не может выполнить домашнюю работу самостоятельно, ведь они-то когда-то делали ее сами. Именно поэтому очень важно найти грамотного и опытного учителя. И делать это нужно, когда ребенку исполняется четыре года.
Предположим, с учителем повезло. Что дальше? Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?
Ольга Узорова: Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное «надо». Не просто одноразовое «ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол». Занятие должно быть системным. С трех лет надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день. Тогда домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.
Допустим, воспитание системного «надо» было упущено. И теперь, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: «Ну, ты уже большой, давай сам».
Но мы сейчас говорим о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным. Дальше нужно смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана «курица лапой».
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Глядя на обилие заданного (одни проекты по окружающему времени чего стоят), иногда очень хочется сделать уроки за ребенка.
Ольга Узорова: К сожалению, проекты в разных школах вводят по-разному. И требования к ним очень разные. Многие требования зависят даже не от учителя, а от директора школы. Давайте тему проектов обсудим отдельно. У меня, мягко сказать, неоднозначное отношение к ним, особенно в начальной школе. Слишком много перекосов на практике.
Родители стали часто нанимать репетиторов для учеников начальной школы не для того, чтобы подтянуть предмет, а только для того, чтобы с ребенком делали домашнее задание.
Ольга Узорова: Да, это планирование. Домашняя работа учит планировать свои действия. Но прежде всего, она проверяет знания. Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.
Любому родителю хотелось бы, чтобы ребенок писал грамотно, умел считать и решать примеры. Но если с учителем не повезло?
В тетради ребенка много помарок?
Ребенок сам не садится за выполнение домашнего задания?
Ваш малыш почти всегда садится за домашнее задание не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждет маму с работы)?
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. ОБЩАЯ ПАМЯТКА 1. Приведи рабочее место в порядок, приготовь все необходимое для работы. 2. Открой тетрадь. Сделай в тетради работу над ошибками. 3. Открой дневник, посмотри, что задано. Подумай, с какого предмета ты начнешь выполнение домашнего задания. 4. Открой учебник, прочти задание, подумай, какие правила следует применять в данном упражнении, и вспомни их. Если не помнишь, найди эти правила в учебнике и повтори. 5. Не знаешь, как оформить и выполнить задание? Просмотри классную работу, найди аналогичные упражнения, выполненные под руководством учителя, и ориентируйся на них. 6. Выполни упражнения. Если получилось грязно, перепиши. Совет: сложные задания сначала выполняй на черновике и там же исправляй ошибки и переписывай набело в тетрадь. 7. Проверь работу, аккуратно исправь ошибки. 8. Отдохни 10 минут и приступай к выполнению домашнего задания по другому предмету.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Пропиши буквы, слоги, слова, которые тебе задал учитель. 2. Повтори основные правила. 3. Отступи две строчки от предыдущей работы и напиши посередине «Домашняя работа». 4. Напиши «Работа над ошибками» и сделай ее. 5. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. 6. Приступай к заданию. Запиши: «Упражнение … (номер)». 7. Прочитай задания упражнения. Прочитай текст упражнения. 8. Сначала выполни задания к упражнению устно. 9. Выполни упражнение письменно. Не забывай выделять и проверять (если есть возможность) все пройденные орфограммы ручкой с зеленой пастой или карандашом. 10. Выполни все письменные задания к упражнению. 11. Проверь работу.
КАК ПРОВЕРИТЬ ОРФОГРАММУ 1. Определи, к какой части речи относится слово с орфограммой (существительное, прилагательное, глагол. ). 2. Установи, в какой части слова находится орфограмма (корень, приставка, суффикс, окончание). 3. Определи способ проверки (применить правило / проверить по словарям). 4. Подумай, как писать правильно. Сделай вывод. 5. Напиши слово правильно. 6. Проверь себя.
«Отмените домашнее задание!»: исповедь мамы школьницы
© University of Tübingen
Вот ты заканчиваешь школу и вроде бы можно выдохнуть – треклятые уроки никогда больше не нужно будет делать. Но проходит какое-то время, у тебя появляются дети, и уроки снова становятся ежевечерней обязанностью. И это мы еще молчим про утренние подъемы в школу, когда на улице темно. Одна мама не выдержала и написала, что сил ее больше нет на эти домашние задания и постоянные скандалы с ребенком из-за них. И многие наверняка с ней согласятся!
Кто вообще придумал, что главная задача родителя школьника – делать с ним уроки? Кто сказал, что на домашние задания ребенка мама и папа должны потратить все свое свободное время? Почему в обществе укоренилось мнение, что зубрить, учить и вдалбливать с утра до вечера – это хорошо, а другой жизни – с долгими прогулками, уютными разговорами за чаепитием, семейным просмотром кинокомедий и просто таким иногда необходимым ничегонеделаньем – быть не должно, потому что «завтра контрольная,» «завтра доклад», «завтра проверочная», «завтра тест», «завтра снова в школу».
Да, я плохая мать! Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. И дочь моя сама по вечерам тоже не хочет их делать. А другого времени у нас нет.
Современная жизнь такова, что почти каждый ребенок после уроков (а их семь-восемь!) куда-то идет – на секции, кружки, дополнительные занятия, в профильные школы. С учетом нагрузки родителей, городского трафика и прочего большинство людей собираются дома вечером. Мы, как правило, не раньше 20:00. Уставшие. С желанием элементарно пообщаться, поужинать, подготовиться к завтрашнему дню. И даже – грех какой – посмотреть кино или почитать книгу.
Но нет, нужно делать домашнее задание. Иначе завтра опять дневник будет пестрить «не готова к уроку», а я буду страдать от комплекса материнской вины.
Да, я плохая мать. У меня протестующий подросток, а не детка-ромашка. Она не хочет делать домашние задания. А я не могу стоять над ее головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины.
Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за восьмой класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники (что получается далеко не всегда). Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечером иногда у меня тоже бывают дела, встречи и мероприятия. Потому что у нас есть две кошки и собака, которые тоже ждут внимания. Потому что по выходным у нас дача, иначе можно сойти с ума. Потому что мне тоже еще «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Потому что я просто хочу отдыхать вечером.
Да, я плохая мать, как скажут сейчас многие. Я родила детей, а родительство – труд большой, нечего съезжать. А я и тружусь. Всю жизнь. Чтобы мои дети были здоровы, одеты, обуты, учились чему-то еще, кроме школьной программы, веселы, ездили на море и были моими друзьями.
И поэтому я не хочу по вечерам делать уроки. Я хочу с детьми просто разговаривать! Потому что я не считаю, что дети – это пожизненная кабала. Я считаю, что дети – это радость. И вечер – это время для радости, а не для скандала.
XXI век ускорил жизнь, бросив нам много новых вызовов. Но в сутках не стало больше 24 часов. И сил, и здоровья больше не стало. И дети теперь другие. Почему нельзя это учесть, как это сделали те же финны?
Да, я плохая мать. Мой ребенок не хочет делать уроки дома. Я не убедила ее в ценности этого. А как я могла убедить, если я их сама ненавидела? Но мне «повезло» больше. Моя мама (по обстоятельствам) была домохозяйкой, и я с моими уроками была ее основной работой. И то я умудрялась вытаскивать книгу из-под стола и читать ее, как только мама закрывала дверь в мою комнату.
В общем, можете меня пинать как угодно, но я хорошая мать. И люблю свою непростую дочь.
Но в глазах общества я все равно плохая мать, а моя дочь – бунтующий подросток. Такими нас делает наша система образования.
У меня нет претензий к школе. У нас очень славная, душевная и во всех смыслах благополучная школа, которой я очень дорожу. Как и та, в которой я когда-то, сто лет назад, работала. И уже тогда, сто лет назад, я говорила о том, что надо полностью менять систему обучения, если мы хотим, чтобы в школе было по-настоящему интересно. Но воз и ныне там. Добавляют-убирают предметы, меняют идеологии, как носки, растягивают сроки обучения, придумывают новые вывески.
И ни одной настоящей, а не дутой реформы.
Начните с малого. Перестройте программу обучения так, чтобы не нужно было дома по ночам (хотя бы в будние дни) делать уроки.
Чтобы десятки тысяч матерей и отцов (уверена, что со мной многие согласятся) перестали считать себя плохими родителями.
А у противных подростков будет на один повод меньше для бунта.
А теперь пинайте. Все равно ведь я плохая мать.
Впервые текст был опубликован 6 февраля 2018 года.
Правда ли что домашние задания придумали как наказание
Приветствую вас, уважаемые родители!
Сегодня второй день работы мастер-класса. Предлагаю вам путешествие во времени. Мы
перенесемся в прошлое и ознакомимся с историческими фактами, затем попробуем выполнить
Задание № 1. Если при выполнении заданий у вас возникают трудности, вы можете
обратиться за помощью ко мне или другим участникам мастер-класса в
комментариях, р асположенных внизу страницы сайта.
Наверное многие из вас, еще когда сами учились в школе, задумывались о том, откуда взялись
эти «домашние задания»? Кто их придумал и для чего нужно выполнять?
П ервые упоминания о домашних заданиях относятся к эпохе Древнего Рима. Они встречаются в первом столетии нашей эры в произведениях Квинтилиана, учителя Плиния Младшего, по ораторскому искусству.
На протяжении 19-20 веков домашние задания оставались предметом дискуссий. Лев Толстой, например, отменил в своей Яснополянской школе домашние задания, назвав это времяпрепровождение «испорченным вечером ученика». К.Ушинский, наоборот, считал, что работа дома – одна из главных форм самостоятельной деятельности ученика.
В истории России был период, когда домашние задания официально отменили как буржуазный пережиток. В 1918 году Положением об единой
Трудовой школе РСФСР были отменены все «задания обязательных уроков и работ на дом». Однако уже в 1923 их вернули, в связи
с «недостаточностью знаний учащихся и понижением грамотности».
А в правительственном постановлении от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»
указывается на необходимость приучения детей к самостоятельной работе в школе и дома. Домашние задания пережили еще две
волны споров: в 60-х и в 90-х годах прошлого столетия, во время очередных попыток реформировать систему образования.
Итак, исторический опыт показывает: домашние задания помогают достигать более высоких результатов в учебе,
вырабатывать в ребенке умение самостоятельно трудиться и преодолевать трудности, находить и соответственно
использовать нужную информацию. Для становления современной, сознательной личности, способной к саморазвитию
и самореализации, домашние задания просто необходимы как часть воспитательного процесса.
Уважаемые участники мастер- класса, не забывайте заполнять Таблицу движения, после каждого выполненного задания.