Правда что воспитателям подняли зарплату
Повышение зарплат бюджетникам в декабре 2021 года: есть решение Путина о повышении окладов врачам, учителям, воспитателям
Последние новости о том, каким бюджетникам будет повышение зарплаты в 2021 году в России до конца года и на сколько, о доведении зарплат бюджетников до таких уровней, расскажем далее в этом материале.
Указ Президента: повышение зарплат бюджетников в 2021 году
Согласно указам, медики, педагоги, социальные работники и сотрудники учреждений культуры должны получать не менее 1 или 2 средних зарплат по региону.
Принятые еще в 2012 году «Майские указы», кроме прочего, предполагают доведение зарплат отдельных категорий работников бюджетных учреждений до определенного уровня. Однако на практике с этим все 9 лет возникают проблемы – расчет зарплат передан на уровень конкретных учреждений, из-за чего возникали разночтения между разными сторонами трудовых отношений.
Решения, как потребовал президент, должны быть приняты максимально оперативно – чтобы уже до конца этого года работники бюджетной сферы получили зарплаты в полном объеме, предусмотренном указами. Если же правительство не выделит дополнительные ресурсы, зарплаты бюджетников могут отстать от требований указов, сказал глава государства. А это – недопустимо, учитывая, в насколько тяжелых и экстраординарных условиях сейчас трудятся медицинские и педагогические работники.
Напомним, «Майские указы» предполагают доведение зарплат бюджетников до таких уровней:
При этом основная проблема в том, что сами по себе «Майские указы» не очень четко прописывают, как именно власти должны обеспечивать повышение зарплат – идут ли в расчет средние суммы заработка по одном учреждению или по всему региону, или же требования обязательны буквально для каждого конкретного сотрудника бюджетных учреждений.
Помочь выполнить указы могли бы новые системы оплаты труда педагогов и медработников – однако на данный момент они лишь планируются к внедрению в режиме пилотного проекта, а полноценный переход на использование этих систем планируется лишь за несколько лет.
Путин обещает врачам и учителям по две средние зарплаты до конца года
Врачам и учителям пообещали до конца года выплатить зарплаты с учетом обязательств, которые государство взяло на себя еще в 2012 году, когда по майским указам было установлено правило: эти категории бюджетников должны получать не менее чем два размера средней зарплаты, установленной в регионе.
Правило до сих пор выполняется со скрипом, и главным индикатором этого является нарастающий дефицит кадров как в медицине, так и в среднем образовании.
А в итоге в российских школах не заполнены треть вакансий преподавателей, математику преподают учителя физкультуры, библиотекари – литературу.
Глава государства обратил внимание правительства и руководителей регионов на то, что майские указы должны быть исполнены на 100%.
Работники бюджетной сферы до конца текущего года должны получить зарплаты в том объеме, как это предусмотрено майскими указами от 2012 года, заявил президент. С учетом итогов текущего года, добавил он, «нужно предусмотреть потребность в средствах на исполнение майских указов и на будущий год».
Хотя чиновники уверяют, что майские указы в основном выполняются и учителя с медиками якобы получают не меньше 200% от средней зарплаты по региону, несправедливое распределение в каждом конкретном коллективе, когда руководители получают неоправданно больше, чем линейные сотрудники, необходимость брать по 1,5–2 ставки, чтобы выйти на достойный уровень оплаты, – все эти проблемы, о которых наша газета писала в начале года (см. «НГ» от 14.02.21), пока сохраняются, если судить по сообщениям с мест.
И именно низкие зарплаты становятся основной причиной другой беды – просто нехватки учителей и врачей. Причем если в феврале основной причиной проблемы называлась нехватка средств у регионов, то теперь, похоже, доходы у них растут, и бюджетных причин не выполнять указы без всяких уловок (например, включения в учет выплат за ведение классов, на что обратил внимание в среду Путин) стало меньше.
Судя по данным института «Центр развития» ВШЭ, рост доходов регионов в январе-сентябре составил 19,6% (год к году), даже несмотря на сокращение объема трансфертов из федерального бюджета на 2%. Однако в этот же период регионы сократили расходы на здравоохранение почти на 11%. Расходы по разделу «социальная политика» в номинальном выражении выросли на 4,7%; но в неизменных ценах они сократились по сравнению с 2020-м на 1,6%. Рост расходов на образование составил 10,5%, однако учителя продолжают жаловаться на низкие зарплаты, а в школах не хватает учителей.
По данным доктора физико-математических наук Алексея Савватеева, из 1,5 млн требуемых учителей есть только 1,1 млн, то есть 400 тыс. позиций не заняты (в прошлом году глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко оценивала дефицит в сфере школьного образования в 250 тыс. человек). В стране наблюдается также дефицит врачей. По состоянию на 2020 год дефицит составлял 25 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала. По данным Росстата, дефицит врачей по регионам составляет до 20%.В самарских школах не хватает 600 учителей, отмечают местные СМИ. Платить нужно достойно, тогда и учителя не будут разбегаться, комментируют читатели. «Работаю учителем 37 лет, имею высшую категорию. Ставка высшей категории, соответственно квитку, 9,3 тыс. руб. плюс доплаты по баллам. При нагрузке 38 часов получаю чистыми 24 тыс. О каких средних 33 тыс. руб. может идти речь?» – задает вопрос читательница Ирина. «Знакомая учитель русского языка и литературы работает в магазине хозтоваров. Говорит, заплата больше, а нервов мотать меньше», – пишет другой. «Оптимизировали: директор 250 тыс. руб., учитель 15 тыс. руб.», – объясняет причины удовлетворяющей чиновников средней статистики третий. В Новосибирске из школы уволились 14 учителей за полгода. Родители винят директора в слишком большой нагрузке на учителей. «Из-за нехватки один учитель ведет по два-три предмета, но они не по своей специальности работают. Библиотекарь вела литературу, например», – жалуются они. Во Владивостоке проявилась новая проблема: трех учителей средней школы отстранили от работы из-за отсутствия прививок от коронавируса, и уже неделю из-за этого не ведутся занятия по нескольким предметам, учебные часы сократили до трех в день. На 350 старшеклассников, многим из которых скоро сдавать экзамены, приходится всего шесть учителей-предметников, жалуются родители райцентра Новичиха в Алтайском крае.
Савватеев, который ежегодно посещает полсотни школ по всей России, подтверждает, что география проблемы нехватки учителей весьма широкая. «Заходишь в Слюдянку (город в Иркутской области. – «НГ»), а там куратор из Иркутска включает лекции Павла Виктора, великого физика из Одессы. Заходишь в сельскую школу в Адыгее, а там физрук ведет математику», – говорит он.
«На мой взгляд, дело тут не только в региональной бюджетной политике, но и в том, что в масштабах страны сохраняется высокая дифференциация зарплат врачей и учителей по регионам, – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева. – По данным Росстата, в первом полугодии 2021 года средняя зарплата учителя в госшколе в Москве составляла около 100 тыс. руб. в месяц, тогда как в других областях центральной России (за исключением Мособласти) она была ниже в 2–3 раза. Например, в Тамбовской, Ивановской и Орловской областях — 35–36 тыс. руб., в Тверской, Смоленской, Курской областях – 40–41 тыс.».
Такая большая разница в зарплатах и условиях жизни приводит к оттоку кадров из менее развитых регионов и территорий в более развитые, и прежде всего – в крупные города, считает эксперт. Причем уезжают в поисках лучшей жизни в основном молодые и квалифицированные специалисты.
«В случае с врачами и медработниками оттоку кадров из регионов способствовала в том числе пандемия коронавируса, когда столичные власти стали приглашать на работу в ковидные госпитали врачей из регионов и предлагали им зарплату, в разы превышающую их заработки дома», – говорит Киселева.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2022 году: кому проиндексируют и на сколько? Новая система оплаты труда, последние новости
Оплата труда работника любой бюджетной организации производится за счет государственных средств, поэтому его доход напрямую зависит от принимаемых государством решений. Для компенсации большого разрыва между заработком в коммерческих и бюджетных структурах правительством России принимаются меры по повышению зарплаты бюджетников. В 2022 году пройдет запланированное увеличение. Также начнется постепенное внедрение разработок новой системы оплаты труда, предусмотренной законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 года.
Пути повышения бюджетной зарплаты
Одной из ключевых задач государства является обеспечение достойного уровня доходов работников бюджетной сферы, поскольку привлечь квалифицированного специалиста на малооплачиваемую должность сложно.
Для этого правительство использует определенные меры поддержки:
Кроме принятия вышеперечисленных мер в бюджетных организациях постепенно переходят на новую систему оплаты труда, единую для всех отраслей народного хозяйства.
О новой системе оплаты труда – последние новости
По действующим ныне положениям зарплата работников бюджетных организаций зависит от уровня регионального бюджета. У бюджетников федерального уровня зарплату устанавливают централизованно. К ним относятся сотрудники научных и медицинских центров, вузовские, театральные, музейные работники. Оплата труда медиков, учителей, служащих на подобных должностях находится в ведении местных властей и может зависеть от конкретного учреждения.
Получается, что в одной и той же отрасли заработки в дотационном и менее обеспеченном субъекте меньше, чем в более «богатом» регионе. Целью проводимой реформы является уравнивание доходов, введение системы, учитывающей районный коэффициент, минимум регионального прожиточного минимума.
Ведется разработка тарифной сетки, включающей 18 разрядов и учитывающей квалификацию, уровень ответственности, стаж. По новым положениям величина оклада должна быть не меньше 50% дохода работника. Так же предусмотрена доплата за работу сверх установленного трудовым договором времени, в календарные и праздничные выходные, ученую степень, величину стажа. До половины оклада можно выплачивать на оздоровительные мероприятия, до 30% – на оказание материальной помощи.
Эксперименты по внедрению новой системы оплаты труда будут проводить в семи специально выбранных для этого регионах с декабря 2021 года по 31 марта 2022 года.
МРОТ и индексирование зарплаты бюджетника в 2022 году
Исчисление заработной платы, пособий в 2022 году, как и ранее, будет зависеть от размера прожиточного минимума в регионе (федеральный ПМ – 12 654 руб.) и МРОТ. Согласно прописанному в ФЗ-82 от 19.06.2020 года положению оклад рассчитывают с учетом регионального МРОТ. Регион вправе устанавливать свой размер минималки, но не ниже федерального, т.е. 13 890 руб. Если региональная не принята, то в расчет берут федеральный МРОТ. В результате его увеличения произойдет повышение окладов и, соответственно, доходов работника.
В случае, когда выплаты не достигли минимального размера оплаты труда, работодатель обязан довести их до установленных размеров дополнительными выплатами, премиями и пр.
На повышение своих доходов за счет увеличения коэффициента индексации с 01.01.2022 года могут рассчитывать медики, учителя и другие бюджетники, подпадающие под действие майских указов. Размер коэффициента разнится в субъектах РФ, поскольку регионы вправе устанавливать его самостоятельно, но не меньше федерального. Изменять допустимо только в сторону увеличения. По России средний показатель составляет 4%.
Индексирование заработной платы согласно ст. 134 ТК РФ гарантировано всем бюджетникам без каких-либо должностных, профессиональных, возрастных ограничений. Индексации подлежит зарплата постоянного, штатного работника, совмещающего обязанности, работающего дистанционно, на удаленке, находящегося в декретном или за свой счет отпуске.
Для некоторых бюджетников индексация уже прошла 01.10.2021 года. Например, на 3,7% стала больше зарплата служащих правоохранительных, силовых, таможенных органов, до конца 2021 года повысятся, например, зарплаты в органах соцзащиты, у спасателей и гидрометеорологов, в Роспотребнадзоре.
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:
Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.
Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
В прошлом году внесли поправки в статью 144 Трудового кодекса РФ и наделили правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим. Теперь правительство разработало и внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с поправками в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ об увеличении доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих. Чиновники собираются пересмотреть порядок стимулирования государственных служащих и изменить правила назначения и выплат премий. Благодаря этому, премирование начнут применять не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Все последние новости об индексации заработной платы бюджетникам в 2021 году по старым правилам еще не учитывают этих изменений.
Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах
Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.
Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:
Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.
Кто такие госслужащие и бюджетники
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
Врачи, учителя и бухгалтеры
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ
Педагоги дошкольного образования
Педагоги организаций общего образования
Врачи с высшим образованием
Средний медицинский (фармацевтический) персонал
Во-вторых, «Пилот» по новой системе оплаты труда педагогов запустят в мае 2022-го на год. В его рамках поменяется порядок начисления зарплаты педагогам дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Должностные оклады и размеры дополнительных выплат к ним будут унифицированы. В дальнейшем новая система оплаты труда учителей распространится по всей России. Сейчас зарплата педагогов в разных регионах за одни и те же обязанности может отличаться в пять-шесть раз, поскольку рассчитывается с учетом средней зарплаты по региону, отмечает декан факультета педагогики и психологии университета «Синергия» Наталья Уварова. Тем самым нарушается принцип равной оплаты за равный труд.
— Сотрудникам бюджетных организаций, которые отмечены в майских указах, индексацию зарплаты проводят с 1 января. К ним относятся, в частности, педагоги и врачи. Бюджетникам, которые не отмечены в майских указах, зарплату повышают с 1 октября. Размер прибавки зависит от роста потребительских цен, — рассказал юрист «Европейской юридической службы» Сергей Болотин. По его словам, в этом году индексация может составить примерно 4%. При этом особым образом решился вопрос об индексации зарплаты государственных служащих федерального уровня — судейского корпуса, сенаторов и депутатов Государственной думы, сообщает news.mail.ru
Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов. Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.
Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности. Из чего складываются зарплаты бюджетников:основной оклад;премия, которая назначается индивидуально, но не меньше 5%; доплаты за вредность, за работу в выходные и праздники, за сверхурочные; надбавка за учёную степень и звание; за длительный стаж — от 10% до 30%; и другие дополнительные платежи. Общая доплата может достигать 60% от оклада, в отдельных случаях — 120%. Кроме этого, бюджетники могут получать материальную помощь в размере 30% от оклада и помощь на оздоровление — 50% от оклада.
Зарплаты учителей должны отличаться
На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.
Комментируя поручение, Андрей Исаев заявил, что партия намерена обсудить с кабмином вопрос «усиления дифференциации в бюджетной сфере в зависимости от квалификации и условий труда работника». «Вот эта разница, «гармошка» в доходах квалифицированных и неквалифицированных работников в бюджетной сфере, сжалась», — пояснил Исаев журналистам. Поэтому, по его словам, уборщицы и санитарки стали получать столько же, сколько и квалифицированные специалисты.
Ранее «Парламентская газета» писала, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году впервые превысит прожиточный минимум для трудоспособного населения. Это затронет 3,9 млн россиян. При этом будут сохранены достигнутые целевые соотношения в зарплате категорий бюджетников, предусмотренные «майскими указами» президента от 2012 года
КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, 1 октября также повысят зарплаты бюджетникам, не вошедшим в майский указ президента от 2012 года. То есть массовой индексации зарплат медработников, учителей, педагогов и других «обычных» бюджетников в этом году не будет.
Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.
Чтобы исправить несправедливость, кабинет министров планирует установить одни требования к установлению окладов, ставок и надбавок, которые применяются при подсчете зарплат, компенсаций и стимулирующих выплат. Одновременно с этим правительство утвердит требования для каждой сферы деятельности, а также выдаст сроки, в течение которых зарплаты бюджетников пересчитают по-новому.
Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?
Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.
«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», – заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.
«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.