Правда что бмп придумала женщина

Хищник из Борисова: тест новейшего белорусского броневика, сконструированного девушкой

Она может вскарабкаться на почти отвесную стену, ей не страшно бездорожье, на котором сядет КамАЗ, она преодолеет лужу, где утонет танк. 42.TUT.BY эксклюзивно протестировал новейшую белорусскую разведывательно-дозорную машину «Кайман», которую впервые покажут на параде 3 июля.

Правда что бмп придумала женщина

Для этого мы отправились в Борисов на полигон ОАО «140 ремонтный завод». До нас за рулем этой бронемашины побывали только армейские специалисты и звезда голливудских боевиков Дольф Лундгрен. Мы узнали, почему «Кайман» не тонет и что произойдет, если нажать кнопку с изображением черепашки на панели приборов.

Девушка, которая строит бронемашины

Сопровождать журналистов в небольшой экскурсии по территории завода пришел сам директор предприятия Александр Чуряков. По его словам, создать легкую бронированную машину им поручил глава государства.

Правда что бмп придумала женщина

Директор ОАО «140 ремонтный завод»

Правда что бмп придумала женщина

Первый макет броневика «Кайман»

Закончив эту фразу, директор указал на хрупкую девушку, которая стояла немного поодаль от одного из собранных «Кайманов». Своим необычным внешним видом, высокой проходимостью и защитой броневик обязан именно ей — главному конструктору предприятия Ольге Петровой.

Правда что бмп придумала женщина

— Когда разрабатывали «Кайман», старались сделать его как можно более надежным и ремонтопригодным. Броневик при несерьезных боевых повреждениях можно починить прямо в поле силами экипажа, — рассказывает Ольга. — Машина способна уберечь экипаж от пуль и осколков. В лобовой части защита «Каймана» выше, чем у БТР-80. Броня, соответствующая пятому классу, уверенно держит бронебойно-зажигательные пули, выпущенные из снайперской винтовки СВД. Предусмотрена у «Каймана» и противоминная защита — днище выполнено частично V-образным, пол в местах размещения десанта и экипажа усилен дополнительной броней.

Правда что бмп придумала женщина

Ольга закончила БНТУ по специальности «приборостроение и бытовая техника», а на 140-й завод попала по совету знакомого: «…если хочешь колоссальный опыт в области конструирования, приходи на предприятие». В августе этого года будет ровно девять лет, как девушка работает на предприятии.

Кстати, «Кайман» не единственное детище Ольги, девушка разработала проект модернизации БТР-70МБ1. Новая машина по боевым и эксплуатационным возможностям ничем не уступает БТР-80. Новинку оценили в белорусской армии и приняли на вооружение.

Белорусский на 67 процентов

При разработке «Каймана» одним из самых главных требований была высокая степень локализации. По словам Александра Чурякова, многие конструктивные элементы были спроектированы заново. Например, раздаточная коробка и водный движитель. Последний позволяет «Кайману» плавать со скоростью до 8 км/ч. Но самое главное в том, что броневику, как другим машинам, не требуется время для подготовки к преодолению водной преграды. Машина может с ходу заехать в озеро, а гребные винты включаются тумблером из салона прямо во время движения.

Если вода попала в корпус, об этом водителю сообщит специальный датчик на панели. Из салона включается насос, который откачивает остатки жидкости.

— В этой машине 67% белорусских комплектующих, в будущем планируем увеличить эту цифру, — рассказывает Александр Чуряков. — Например, двигатель в сборе с усиленной коробкой, разработанной на «Смоленском агрегатном заводе», поставляется Минским моторным заводом. Пулестойкие шины пока покупаем в России, но сейчас ведем переговоры с «Белшиной» о разработке подобных покрышек. Движитель, позволяющий «Кайману» плавать, — наша собственная разработка. Его создавали с нуля, специально под этот броневик.

Для того чтобы узнать, на что способен «Кайман», отправляемся на ближайший полигон, где проходит обучение экипажей танков и БМП. Изрезанная гусеницами местность, с огромными залитыми водой грязевыми участками на первый взгляд кажется непреодолимой для колесной машины.

Правда что бмп придумала женщина

Но, как уверяют создатели, для «Каймана» это обычная среда обитания. Проверим? Сначала опытный водитель-испытатель демонстрирует, на что способна эта машина. На наших глазах броневик легко заезжает на покрытый глиной и дерном холм почти под 45-градусным углом.

Правда что бмп придумала женщина

Затем по просьбе фотографов забирается на высокую горку, чтобы эффектно врезаться в огромную лужу. Семь тонн стали поднимают волну брызг и грязи, и броневик по корпус уходит в эту кашу. Водителя просят подождать пару минут, чтобы сделать удачный кадр.

Все это время «Кайман» стоит посреди небольшого грязевого озера и, словно настоящий хищник, в честь которого получил свое имя, греется на солнышке. Из водного плена броневик выбирается с такой легкостью, как будто передвигается по асфальту.
Глотает ямы на завтрак

Наступает время самому сесть за руль «Каймана». Приборная панель мало чем отличается от обычной машины. Внизу три педали: газ, тормоз, сцепление, — поэтому время на привыкание нужно минимальное. Инструктор сразу предупреждает, что педали настроены под БТР — на «Каймане» проходят обучение солдаты, и для них так привычнее.

Правда что бмп придумала женщина

Действительно, педали ходят довольно туго, но обвыкнуться — минутное дело. Под капотом «Каймана» установлен 170-сильный дизельный двигатель, который расходует по бездорожью 24−25 литров на сотню. К слову, запас хода броневика достигает 1000 км, этого хватит, чтобы проехать почти дважды из одного конца Беларуси в другой. Кстати, у мотора высокий крутящий момент — 515 Нм.

Первая передача — короткая, она нужна, чтобы тронуться с места, затем надо включать вторую и, добавив газу, переходить на третью, на которой «Кайман» обычно двигается по бездорожью.

Включаются передачи довольно необычно. Первая — вниз и вправо, вторая — вниз и посередине, третья — вверх. Четвертую и пятую задействовать не пришлось. Они нужны больше для передвижения по шоссе, где «Кайман» способен развить скорость в 116 км/ч.

Правда что бмп придумала женщина

Тем временем машина трогается. С непривычки мешкаю со включением второй передачи, но броневик не глохнет, а спокойно ждет, пока я все-таки найду передачу.

Едет по пересеченной местности «Кайман» очень плавно. Ям машина просто не замечает. Не замечают их и пассажиры — кажется, что едешь по ровной дороге.

В этом заслуга подвески бронемашины. Она здесь независимая, по два рычага на колесо. Установлены амортизационные стойки и усиленные пружины.

Управляемость «Каймана» заслуживает отдельного упоминания. Руль крутится одной рукой, и машина очень чутко реагирует на любые манипуляции. По ощущениям — настоящая иномарка.

Грозный снаружи, комфортный внутри

С виду «Кайман» кажется очень большим, защищенным и неприступным. Вглядываясь в его узкие зеркала-бойницы, переживаешь, что обзорность будет хуже некуда. Сразу вспоминается расхожая шутка про парковку по звуку. Но это только первое впечатление.

Правда что бмп придумала женщина

Спереди и сзади «Каймана» установлены камеры, которые дают водителю великолепный обзор. Лобовое бронестекло имеет двойной контур обогрева: внутренний спасает от запотевания, а наружный — от обледенения.

Дворники спрятаны под бронированным козырьком. Кстати, механизм работы щеток боковых окон практически вечный — приводится в движение рукой.

Правда что бмп придумала женщина

Ну и «пасхалка» для тех, кто дочитал материал почти до конца. На приборной панели «Каймана» есть две интересные кнопки, на одной изображен зайка, на второй — черепашка. Для чего они предназначены?

Правда что бмп придумала женщина

Оказывается, все просто: черепашка — пониженная передача, зайка — повышенная. По-моему, классная конструкторская находка. Казалось бы, мелочь, но здорово добавляет уюта внутри и снимает напряженность, которой так много на военной службе. Глядя на кнопки, хочется просто улыбнуться и обязательно нажать какую-нибудь из них — хотя бы просто так.

Правда что бмп придумала женщина

Дымовые гранатометы, которые выстреливают аэрозольные гранаты, скрывающие «Кайман» от противника в оптическом, а в некоторых случаях и в тепловом диапазоне

Места внутри «Каймана» хоть отбавляй. Экипаж броневика — шесть человек — разместится здесь с комфортом. Попасть внутрь можно через боковую дверь или пару люков над местами водителя и пассажира. Еще один большой люк находится посередине боевого отделения. Из него можно высунуться и пострелять из пулемета Калашникова (ПК), из гранатомета АГС или из пулемета калибра 12,7 мм. При этом сложенная крышка люка представляет собой бронеспинку для бойца, орудующего пулеметом или гранатометом. Сам стрелок стоит на крышке раздаточной коробки.

На «гражданке» тоже сгодится

По итогу машина произвела приятное впечатление. Широкий спектр вооружения, вплоть до установки дистанционно управляемого модуля «Адунок», и высокая проходимость делают из «Каймана» грозного противника.

Правда что бмп придумала женщина

Но мне кажется, у броневика есть место и на «гражданке». Просторный салон может разместить сразу несколько человек, машина отлично держится на плаву, у нее огромный запас хода, да и по дорогам ей передвигаться можно.

Правда что бмп придумала женщина

Специальный бронированный короб для имущества десантников. Теперь громоздкие рюкзаки можно не хранить внутри броневика

Полный привод, централизованная подкачка шин и высокий крутящий момент у дизеля помогут справиться с любым бездорожьем и не зависеть от сервиса.

В гражданском исполнении — это незаменимая вещь для поездки на рыбалку большой компанией, причем удить рыбу можно прямо с борта посередине какого-нибудь глухого озера, куда обычному транспорту путь заказан. Ведь существуют гражданские версии БРДМ, почему бы не быть таковой и у «Каймана»?

Источник

Очень и не очень боевые машины пехоты

Правда что бмп придумала женщина

В Советском Союзе применительно к этим требованиям научно-техническим комитетом ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск в конце 1950-х годов и было разработано техническое задание на перспективную боевую машину.

1) проходимость и маневренность не ниже, чем у перспективных средних танков;
2) броневую защиту, противостоящую осколкам мин и снарядов, стрелковому оружию и автоматическим пушкам на дальностях до 600–800 метров, а также защиту от ОМП;
3) вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
4) возможность десанту вести огневой бой с машины под прикрытием брони и быстро спешиваться при необходимости;
5) радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь как с командиром своего подразделения, так и с танками;
6) средства маскировки;
7) приборы наблюдения, аналогичные или подобные средствам наблюдения из танков.

Победу в конкурсе одержало челябинское КБ под руководством Павла Павловича Исакова. Однако следует отметить, что многие принципиальные технические решения, предложенные на конкурсе специалистами из Кургана и Волгограда, тоже вошли в окончательную конструкцию машины, доработанный проект получил обозначение «объект 765».

Правда что бмп придумала женщина

Наши войска получили тогда мощную боевую машину, во многом опередившую развитие подобных машин в армиях других государств.

Только АМХ-10Р стала во Франции специально созданной БМП, первый прототип которой был разработан в 1968 году, а само производство начато в 1972, позднее, чем в СССР.

На фото AMX-VCI M-56 и АМХ-10Р:

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение нашей армии.

Обе машины, БМП и БМД, были вооружены 73-мм орудиями 2А28 «Гром» и спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ, к ним ПТУР 9М14М. Кроме этого, БМД-1 получила ещё два курсовых пулемёта ПКТ.

Позднее в иностранных армиях БМП также начинали поступать на вооружение и развиваться, но ничего подобного нашей БМД не было создано.

Даже БМД-1 до сих пор вне конкуренции (исключение у НОАК), тем более БМД-4М.

Единственное решение для десантников в НАТО оказалось в армии ФРГ, это «Wiesel», первая машина, фактически танкетка, была собрана только в 1989 году.

Правда что бмп придумала женщина

База машины «Wiesel» послужила платформой для её использования в различных вариантах (например, санитарная машина, самоходный миномёт, ЗРК).

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Здесь сразу надо подчеркнуть, что БМП и БМД в нашей стране изначально создавались как универсальные боевые машины. Такой класс БМП, который начали определять, как тяжёлая БМП, у нас отсутствовал.

Какие нам нужны боевые машины? Об этом и хочется поговорить.

Откуда и почему советские БМП вдруг получили растиражированное в СМИ прозвище «братская могила пехоты», насколько это заслуженно?

Замелькавшие после распада Советского Союза снимки наших войсковых колонн, где пехота сидит поверх брони БМП/БМД, стали дополнительным «аргументом» для шельмования советской техники.

Во многом критика всей советской школы танкостроения началась в эпоху реформ под полюсом капитализма, когда менялась сама военная доктрина.

Так, допускалась маловероятность, даже невозможность большой войны при дружбе с США и при сотрудничестве с НАТО. Выделялись главным образом локальные конфликты и антитеррористические операции, для которых предполагалась небольшая контрактная армия с техникой против боевиков и террористов.

Надо отметить, что ещё на войне в Афганистане Советской Армии пришлось вести борьбу с противником, не имеющим родов войск, присущих полноценным армиям, фактически вся афганская война и была борьбой с боевиками, во многом применявшими партизанскую тактику.

Естественно, что армейская техника, в частности, наши БМП и БМД, для этого подходили меньше, чем специальная полицейская техника (будь она у нас тогда), использующая технологию MRAP (mine resistant ambush protected, то есть защищённый от подрыва и атак из засад, миностойкий, засадозащищённый).

Правда что бмп придумала женщина

Но в любом случае, на горном серпантине Афганистана уязвимы были бы как британская БМП «Уорриор» или американская «Бредли», так и многие более современные боевые машины, что могли получить под днище более мощный фугас или поражение прямо в крышу корпуса при огне с горных склонов.

Правда что бмп придумала женщина

К сожалению, многим бесполезно объяснять, что, кроме брони, была ещё важна хорошая работа разведки и сапёров, прикрытие с воздуха, общая слаженность прохождения колонны, в которой могли быть и бортовые машины, и автокраны, автоцистерны, другая уязвимая техника и грузы.

Но однозначно в атаку никто бы верхом на БМП или БМД не двинулся. Не БМП и БМД были плохие, просто, техника для той войны была нужна несколько иная.

Вот здесь и вернёмся к главному вопросу. Какие БМП сейчас нужны нашей армии и нужны ли они вообще?

Выросло поколение, которое не служило в армии совсем или отслужило кое-как один год, массово появились знатоки по «World of Tanks», большие специалисты по «прокачиванию» техники, когда самым магическим образом в игре усиливают вооружение, броню, подвижность.

Наверное, такие «ветераны», не раз «горевшие» в сетевых танках, больше всего и должны ратовать за комфорт компьютерного кресла и безопасность бомбоубежища.

Никто не против удобств и усиления защиты, но не всё так просто и однозначно.

К чему этот пассаж? К тому, что если говорить про такое явление, как «тяжёлая БМП», то темы маневренности, веса, габаритов и вооружения будут очень важными и взаимосвязанными.

Нельзя что-либо добавить, усилить, не убавив, не ослабив других качеств. В противном случае получим новый «Маус», а в идеале подземный бункер, с кондиционером под банку пива.

Если мы говорим о БМП, то сразу же нужно выделить её принципиальное отличие от БТР, а это добавление к транспортной функции усиленного вооружения, огневой составляющей.

В этом изначально БМП более универсальна, а БТР более специализирован. Нет смысла спорить о плюсах и минусах специализации или универсальности, но следует отметить, что универсальная техника будет уступать специализированной в конкретной задаче, но превосходить её в комплексном решении.

После спешивания пехоты БМП перестаёт выполнять транспортную функцию и может применить своё усиленное вооружение.

Правда что бмп придумала женщина

Правда, пока данная модель проходит испытания и выступает в роли парадного реквизита, очень напоминая в этой роли мощный образ советского пятибашенного танка Т-35.

Для сравнения: экипаж Т-35 был 11 человек, масса 58 тонн, ширина 3,2 метра, длина 9,72 метра, высота 3,43 метра.

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Сразу не соглашусь с лукавыми утверждениями, что для современных управляемых и самонаводящихся ракет размер не имеет значения.

Имеет, поразить крупногабаритную цель в любом случае будет легче, тем более что, кроме ракет, есть наводчики танковых орудий и стрелки с РПГ.

Но не это главное, габариты неизбежно увеличивают площадь, которую нужно защищать бронёй, а это вес, ухудшение проходимости, нагрузка на двигатель (снижение моторесурса и повышение расхода топлива), общее увеличение стоимости производства, проблемы при железнодорожных перевозках.

Насколько вообще реальная защита у тяжёлой БМП выше?

Первое: использовать КАЗ будет проблемно из-за риска поражения активными элементами собственной пехоты рядом.

Во-вторых, при неспешенном десанте поражение БМП, выдвинься она рядом с танками, как раз и может сделать эту крупноразмерную цель «братской могилой».

Нет вообще неуязвимой брони, а защита — такое комплексное понятие, в которое входит не только бронирование, но и маневренность, заметность, проходимость.

Здесь можно спросить: а почему не сделать сразу «бронеавтобус» на 20-30 человек, в который бы комфортно поместился полностью взвод?

Ведь БМП не бортовая машина, даже не БТР, тем более что транспортная функция сочетается с необходимостью установить башню с усиленным вооружением и боекомплектом, а это дополнительный вес и объём.

Пусть боевых машин потребуется больше, но они останутся компактнее, маневреннее, их легче по площади прикрыть бронёй, наконец, поражение такой машины с десантом минимизирует потери.

Поэтому вряд ли большие размеры БМП как защищённого транспортного средства себя оправдывают.

Теперь вторая ипостась тяжёлой БМП, её специализированная огневая поддержка. Здесь тяжёлая БМП будет намного слабее специализированной машины, такой, как БМПТ. Причём тяжёлая БМП проиграет БМПТ по всем показателям, как по вооружению, боекомплекту, так и по броне.

БМПТ не надо ждать спешивания пехоты: имея танковую защиту, такие машины могут сразу выдвигаться при необходимости рядом или впереди своих танков, иметь различные боевые модули.

Кроме того, такие машины будут дешевле, для их производства можно использовать базу существующих танков Т-72/Т-90, в том числе и в качестве переделок из существующих запасов.

Правда что бмп придумала женщина

В качестве машины специализированной огневой поддержки лучше использовать БМПТ, а не тяжёлую БМП.

В качестве высокозащищённого транспортного средства тяжёлая БМП уступает тяжёлому БТР, который, экономя вес и объём на вооружении, может быть компактнее и лучше защищён.

Напрашивается «тандемное» решение, где задачи тяжёлой БМП будут выполняться специализированными машинами на танковой базе, огневые БМПТ, транспортные – тяжёлыми БТР во второй линии.

Для примера можно вспомнить израильский «Ахзарит», где использовались трофейные танки Т-54/Т-55, или отечественный БТР-Т.

Говорят, мужики стали крупнее, амуниции больше, вроде как тесно в малом объёме.

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Можно создать тяжёлый БТР и как вариант — от БМО-Т.

Правда что бмп придумала женщина

Как пример к БМО-Т вариант под модуль вооружения на фото ниже.

Правда что бмп придумала женщина

Поведём итог. Благодаря Советскому Союзу, советской танковой школе у нас пока одни из лучших бронетанковых вооружений.

Вся беда в понимании, организации и «медных лбах» под старые уставы, или торгашах с предателями, породивших свои гарнитурные «платформы», словно платформы без них не существовали в СССР.

Тогда платформы не назначались, ими не рождалась техника, а становилась на хорошо себя зарекомендовавшей и технологичной базе, будучи уже освоенной промышленностью. Это ни к чему понимать, когда важны только деньги.

Не сделаю открытия, если скажу, что как бывают разные виды боя (одни из самых сложных в городе и горах), так бывает и разная война, под это и нужна своя тактика и желательно соответствующая техника.

Когда везде сейчас вставляют про «сирийский опыт», хочется напомнить и про афганский, чеченский. Это специфическая географическая среда, действия против боевиков, а не против регулярной армии, тем более альянса армий, угрожающих России со всех сторон.

Следовательно, такие машины, как БМД-4М и БМП-3 (БМП-3Ф), очень нужны для обороны России, случись большая война, крупный военный конфликт.

Сама концепция БМП подразумевает маневренность и универсальность, тяжёлая БМП эту универсальность теряет уже в том, что перестаёт плавать.

Поэтому представляется разумным использовать для поддержки танков специализированные БМПТ и тяжёлые БТР, а не тяжёлую БМП.

Говоря о антитеррористических операциях, борьбе с боевиками, использующими партизанскую тактику, нужно говорить и о необходимости иметь машины, которые для этого стали наконец появляться.

Правда что бмп придумала женщина

Что до упомянутой выше БМП Т-15, наверное, и этот мастодонт где-либо сойдёт в качестве «полицейского танка», если эту машину всё же доведут до ума, примут на вооружение после затраченных на ОКР и НИОКР миллиардов.

Лично мне более разумным представлялось бы использовать дорогую и сложную базу Т-15 в качестве тяжёлой противотанковой САУ, а не БМП, уничтожающей с безопасного расстояния из 152-мм пушки вражеские танки.

Правда что бмп придумала женщина

Правда что бмп придумала женщина

Если техника будет подходить как под разные боевые задачи, так и под виды боевых действий, будь это глобальная война, локальный конфликт или антитеррористическая операция, то это и будет нужная техника.

В противном случае уж лучше с армейской техникой воевать против боевиков и террористов, чем на полицейской технике пытаться защищать свою страну от агрессора, имеющего все виды вооружённых сил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *