Правда что аисты едят зайчат
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Во время поездки месяц назад по калининградской области очень много встречали аистов. У нас их практически нет, а там у них дорога миграции. И вот читая про их пищевые предпочтения очень удивился.
Ничего себе! Как то даже и не предполагал…
Аисты – обширное семейство птиц из отряда голенастых. Пернатые этого семейства обитают на большей части земного шара. Самый знаменитый из них – белый аист. Во многих странах мира он считается символом мира, добра и материнства. Изображения аиста, несущего в клюве младенца, давно стало хрестоматийным. Его можно встретить на открытках, в детских книгах и мультфильмах. Однако в дикой природе белый аист мало что общего имеет с устоявшимся образом…
Каждую весну самка аиста откладывает 1 – 7 яиц. Примерно через месяц из них вылупляются птенцы. Аистов нельзя назвать плохими родителями. Они поочерёдно сперва высиживают яйца, а потом кормят птенцов.
Но есть в их поведении одна жестокая особенность: если родители видят, что птенец слаб, болен или просто отстаёт в росте, его убивают. Родитель либо давит его клювом, либо выкидывает из гнезда. Прямо как в древней Спарте, где, если верить легендам, хилых младенцев сбрасывали со скалы.
Не спешите обвинять аиста в жестокосердности. У такого поведения есть свой резон: если избавиться от чахлого отпрыска, здоровым птенцам достанется больше пищи. Соответственно, их шансы на выживание повысятся. Это дикая природа. Здесь свои законы…
Белый аист – хищная птица. Она селится близ водоёмов, где охотится на земноводных, рыб и крупных насекомых. Однако при возможности голенастый охотник не прочь закусить и добычей покрупнее: мышами, птицами и даже… зайчатами!
Пернатого разбойника нисколько не смущает размер жертвы. Поистине безразмерная глотка аиста позволяет глотать экстремально крупную добычу. А если жертва артачится, то пернатый охотник идёт на уловку: либо предварительно глушит её ударами об землю, либо топит в воде, после чего проглатывает целиком.
Зайцы – это не единственные животные, страдающие от чревоугодия аистов. Жертвами голенастого охотника также становятся взрослые кроты, мелкие птицы, детёныши ондатр, змеи, птенцы водоплавающих птиц – в общем, всё живое, что пролезет в глотку.
Часто аисты кормятся на значительном удалении от водоёмов. Промышляющих птиц можно увидеть на полях сельскохозяйственного назначения, диких лугах и даже в городских парках. В этих местах они охотятся на птиц, устраивающих свои гнёзда на земле, и грызунов вроде мышей и сусликов. При случае пернатый хищник не прочь закусить даже проворной белкой.
Некоторые орнитологи считают, что аисты в значительной мере повинны в уменьшении фауны в ряде районов. В подобном мнении есть своя логика. Условный ястреб охотится в основном на взрослых животных. А вот стаи аистов, словно зондеркоманда, прочёсывает местность, истребляя всё, что способны проглотить.
Особенно достаётся птенцам жаворонков, куропаток, коростелей и других видов полевых птиц, гнездящихся на земле.
Впрочем, большинство орнитологов не разделяет подобное мнение. Они считают, что птицы и млекопитающие редко попадают в глотку к пернатому разбойнику. Всё же по большей части рацион аиста состоит из земноводных и мелких беспозвоночных.
Что ест аист? 23 вида живых организмов
Что ест аист в природе? Если кратко – аист ест исключительно пищу животного происхождения.
Что ест аист?
Основная пища аистов — животные. 23 вида различных живых организмов:
Для тех, кто берется кормить аиста в неволе
Какие именно подходят лягушки – знает только сам аист и/или хорошо осведомленный орнитолог. Некоторые из лягушек являются неподходящим кормом для аиста. Так же как и некоторые насекомые – крупные, но несъедобные.
Млекопитающие и птицы, пресмыкающиеся и земноводные, различные насекомые и их личинки, рыба составляют обычный рацион аиста.
Аисты глотают добычу целиком. Неперевариваемые остатки (перья, шерсть, чешую и т.п.) птицы отрыгивают в виде погадок. Аист ест змей, они не вредят ему. Ест аист и лягушек, но не всех подряд, ест и кузнечиков.
Ест ли аист осоку или какое-либо другое растение? Нет, если и носит в клюве что-то из растительности, то исключительно для постройки гнезда, а не для пропитания.
Способ охоты аиста можно назвать активным поиском. В отличие от цапель, он не замирают на месте в неподвижной позе, а постоянно передвигается по кормовому участку. Усмотрев добычу, аист резко выбрасывает шею вперед, энергичным ударом клюва добивает ее и тут же глотает или несет в гнездо для съедения птенцам.
Птицы ищут еду на хорошо просматриваемых открытых пространствах: на полях, в степях, на речных долинах и лугах, по берегам рек, болот. Хороший обзор позволяет аисту все время оставаться начеку. Кормятся птицы поодиночке, уважая жизненное пространство друг друга.
Кто ест аистов из животных?
У этих крупных птиц практически нет врагов. Но уязвимы их птенцы – потому родители зорко следят за малышами в гнезде. Тем не менее есть случаи нападения на птенцов хищных птиц – охотится на малышей семейство ястребиных.
Изучаем фауну России. Белый аист
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.
Важным направлением работы учителя биологии является формирование у школьников любви к природе своего края; стремления и умения изучать жизнь животных, обитающих на территории России. В настоящее время, учитывая остроту экологических проблем, данная идея приобретает особую актуальность. Познавательные задачи при этом гармонично и естественно объединяются с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.
ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с формулирования его темы, цели и основных задач. После этого биологический текст, предназначенный для учащихся, поочередно зачитывается несколькими школьниками и, в случае необходимости, сопровождается краткими комментариями со стороны педагога. Значительная часть информации подается в научно-популярном и научно-художественном стилях, что соответствует возрастным психологическим особенностям подростков.
После прочтения текста учащиеся задают собственные вопросы о том, что оказалось для них непонятным либо вызвало особый интерес; отвечают на вопросы, сформулированные в заключительной части статьи, а также выполняют приведенные в ней задания. Методический аппарат статьи нацелен не только на проверку качества первичного усвоения школьниками озвученных фактов и идей, но и на осуществление разнообразной мыслительной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕКСТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Наверное, все знают эту красивую, величественную птицу, являющуюся близким родственником не менее известных цапель. Белый аист необыкновенно популярен у жителей нашей страны, с ним связано множество поверий, большинство из которых является вымыслом. Он, якобы, и от пожаров оберегает, и детей в клюве приносит, и достаток в доме обеспечивает. Человек, который обидел аиста, долго не проживёт, а дом его сгорит – другие аисты отомстят за собрата… Конечно, в наше просвещённое время мало кто верит в старые сказки, но всё-таки постараемся отделить правду от вымысла, познакомившись с приведённой ниже информацией. Ведь она соответствует научным представлениям об этом замечательном представителе мира пернатых…
Белый аист – крупная птица на высоких ногах, с длинной шеей и длинным клювом. Чёрно-белое оперение у взрослых птиц удачно дополняется красным клювом и красными ногами. У молодых птиц клюв и ноги чёрные. Оперение в основном белого цвета, с контрастно-чёрными маховыми перьями. Длинные, похожие на ходули ноги приспособлены для передвижения среди высокой травы и по мелководью. Они позволяют аисту при необходимости достаточно быстро перемещаться в поисках пищи. Направленные вперёд пальцы у самого основания соединены перепонкой, что позволяет аисту не проваливаясь перемещаться по мягкому грунту.
Вес самца 2,6-4,4 кг; самки 2,3-4 кг. Размах крыльев у белого аиста немного превышает 1,5 м. Длинные широкие крылья сберегают силы аиста при длительных миграциях, давая возможность без труда парить в восходящих потоках тёплого воздуха. Самцы немного крупнее самок, но по внешним признакам отличить их почти невозможно.
Белый аист широко распространён в Европе, в Северо-Западной Африке, в Малой Азии и Закавказье, в Средней Азии. На этих территориях он гнездится. Зимует эта птица в Африке, южнее Сахары. Белый аист – обитатель сырых, богатых водой мест, в которых он добывает основной корм – лягушек. Часто встречается в местностях, где имеется сочетание довольно старых поселений человека, больших луговых и болотных пространств, и встречаются крупные деревья.
• Образ жизни и поведение
Белый аист – единственная наша птица, во взрослом состоянии не имеющая голоса. Его используют только птенцы, выпрашивая пищу, но лишь до месячного возраста. Позднее они переходят на щёлканье клювом, которое впоследствии становится средством звукового общения аистов. Выглядит это следующим образом. Стоя на гнезде, аисты приветствуют друг друга, громко стуча клювами. При этом они сначала запрокидывают голову, потом кладут её на спину и снова выносят вперёд. Одновременно они поднимают и распускают хвост и широко раскрывают крылья. Щёлканье клювом служит и сигналом приветствия, обращённым к другому члену пары или птенцам, и угрожающе-предупредительным сигналом, обращённым к чужому аисту.
Звук получается громким и звонким, поскольку птицы используют ротовую полость в качестве резонатора, втягивая язык глубоко в гортань. Стуку клювом может предшествовать шипение. Характерная поза для белого аиста – стояние с поджатой ногой. В таком положении он может находиться очень долго. Во время отдыха аист стоит на одной ноге, положив голову на спину. Клюв при этом погружён в приподнятые длинные перья шеи. В такой позе птица может совершенно расслабиться.
При взлёте аист кажется тяжёлым и неуклюжим. Ему приходится изо всех сил бежать несколько метров с расправленными крыльями, прежде чем удаётся оторваться от земли и полететь, совершая мощные взмахи крыльями. В полёте ноги и шея вытянуты. Аисты могут подниматься в воздух очень высоко, до 3500 м. С восхитительным мастерством они способны на такой высоте обуздать и использовать воздушные потоки любой силы. Однако парящий и планирующий полёт возможны лишь днём, после того как от сильно прогретой солнцем земли начнут подниматься столбы горячего воздуха. Таким образом исключается версия, согласно которой аисты пересекают пустыни по ночам. По этой же причине они не летают над поверхностью моря. Посадка аистов на землю выглядит захватывающе: прежде чем грациозно приземлиться, они опускаются вниз по крутой спирали.
В конце лета – начале осени начинается отлёт аистов на места зимовки. Он может затянуться до октября. Сначала самостоятельно, раньше взрослых, улетает молодёжь. Родители отправляются в тёплую Африку в сентябре. По другим данным, улетевшие из родных мест взрослые дети позже вновь находят своих родителей, чтобы вместе со старшими птицами отправиться в своё первое путешествие в Африку. Птицы летят стаями в дневное время и на небольшой высоте, часто прибегая к парящему полёту. У летящего аиста хорошо видны пальцеобразно расставленные маховые перья. Осенняя миграция у белых аистов происходит значительно медленнее весенней. Известно, что во время весеннего пролёта аисты в среднем преодолевают около 200 км в сутки. На зимовках они образуют многотысячные скопления. В обратный путь молодые отправятся лишь на следующий год. В Западной Европе некоторые птицы остаются зимовать в местах гнездования, особенно в мягкие зимы.
Для наблюдений за миграцией птиц издавна применялось кольцевание, но в последнее время появились и другие способы. Один из самых информативных (правда, довольно сложных и дорогих) – спутниковое слежение. Для этого на птиц надевают небольшие передатчики, которые постоянно подают сигналы на спутник. Белый аист стал один из первых видов, снабженных такими приборами.
В поисках пищи белые аисты важно расхаживают по лугам и полям. В период размножения, кроме традиционного корма – лягушек, поедают других мелких позвоночных, включая змей, птиц и млекопитающих. Отмечены случаи поедания аистами мышей, полёвок, маленьких зайчат и крапчатых сусликов. Иногда аист затаивается у норы грызуна и, как только тот высовывается наружу, пронзает его ударом клюва. Рыбу аист заглатывает головой вперёд. У него очень чувствительные челюсти, позволяющие легко обнаруживать в воде добычу. Объектами питания этих птиц являются также черви и моллюски.
Аисты любят сезон вспашки земли и охотно следуют за плугом, склёвывая ставших заметными грызунов и беспозвоночных. В ясные дни аист, подобно птицам-падальщикам, с высоты высматривает погибших животных.
Аист ворует яйца всех птиц, гнездящихся на земле. Уничтожает ещё не летающих мелких птенцов. Кроме того, аист нападает на пчёл, поэтому пасечники нередко считают его своим врагом. Во время миграции часто переходит почти полностью на питание насекомыми, предпочитая крупную саранчу, за что и получил в Африке прозвище «саранчовая птица».
• Размножение и развитие
В настоящее время область гнездования белого аиста отдельными пятнами охватывает север Африки Западную и Восточную Европу, юго-восточную и среднюю часть Азии. Места гнездования белых аистов очень разнообразны. Это могут быть обломки стволов или толстые ветви старых деревьев, скалы, водонапорные башни, крыши домов, церковные колокольни. Аисты – не сторонники уединения. Ведь в одной кроне могучего дерева может быть до 9 занятых гнёзд.
Эти птицы – верные и любящие супруги, привязанные к своему «очагу», к которому они ежегодно возвращаются, если, конечно, не погибнут во время долгого и трудного пути в Южную Африку и обратно. Весной с мест зимовки первыми прилетают самцы. Они занимают старые гнёзда и стойко защищают их от притязаний «чужаков», иногда выдерживая даже кровопролитные схватки. Старые гнёзда аисты (самец и самка) ежегодно подновляют, достраивают. Так образуются массивные, весящие несколько центнеров сооружения. Поперечник таких гнёзд обычно бывает не менее метра. Старые гнёзда могут иметь диаметр около 2 м. На внешней стороне гнёзд аистов часто устраиваются воробьи.
В случае необходимости птицами может быть построено новое гнездо, на что у них уходит обычно около 8 дней. Основанием для гнезда служат палки и ветви толщиной с большой палец взрослого человека, а также комки земли и куски дёрна. Второй слой составляют более тонкие ветви, стебли тростника и листья камыша. Внутренняя часть гнезда выстилается пучками травы, навозом, соломой, тряпками и перьями. Изредка белые аисты строят и второе гнездо, которое служит им для сна или как караульный пост.
Кладка состоит обычно из 3-6 белых яиц, которые откладываются самкой с интервалом в 2 или даже 3 дня. Вероятно, на количество яиц в кладке влияют кормовые условия года. Кроме того, молодые, впервые приступающие к размножению птицы, откладывают меньше яиц, чем более взрослые. Примерно 30 суток яйца насиживают оба родителя. Процесс насиживания начинается с первого или со второго яйца. Поэтому птенцы вылупляются не одновременно. Результаты исследования, проведённые в Воронежской области, указывают на тот факт, что наиболее часто выводки этих птиц содержат 3 или 2 птенца. Аистята вылупляются зрячими, покрытыми белым пухом, но беспомощными. Поэтому одному из родителей приходится ещё много дней защищать их от холода, дождей или сильной жары. Чаще всего последний вылупившийся аистёнок не выживает. Он слишком хил, чтобы состязаться со своими старшими братьями и сёстрами за корм, который приносят родители. В итоге его выталкивают из гнезда или даже проглатывают мать либо отец.
• Взаимоотношения с человеком
В Средней и Западной Европе белый аист издавна считается символом счастья, не говоря уж о вере в то, что эти птицы приносят в дом детей. Обласканные людьми, белые аисты издавна гнездятся на крышах и трубах деревенских домов. Этому, безусловно, способствовало устройство людьми искусственных оснований для гнёзд, например из корзин или старых тележных колёс. Результаты наблюдений, проведенных в Ленинградской области, позволяют заключить, что внедрение аистов на новые для них территории оказалось возможным лишь благодаря помощи, которую оказал им человек. Оказалось, что специальное привлечение этих птиц может значительно увеличить их численность.
В Западной Европе и на некоторых российских территориях наблюдается сокращение численности белого аиста, несмотря на любовь и покровительство со стороны человека. Причины этого, вероятно, нужно искать не в преследовании людьми или разорении его гнёзд. Основная причина – сокращение кормовой базы. Осушение болот и заболоченных лугов, превращение их в сельскохозяйственные угодья приводят к тому, что аисты уже не могут здесь успешно охотиться и выкармливать потомство. Аисты покидают эти территории, и число гнездящихся здесь пар постепенно сокращается. В индустриальных странах многие аисты сталкиваются с электрическими проводами и их либо ранит, либо убивает током.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Какие птицы являются близкими родственниками белого аиста?
2. Какова окраска клювов и ног у молодых и взрослых белых аистов?
3. В какое время аисту бывает легче летать: ранним утром или в середине солнечного дня? Почему ты так думаешь?
4. Чем парение отличается от других способов полёта?
5. Что представляет собой звуковое общение между белыми аистами?
6. Для чего именно используют аисты свои возможности звукового общения?
7. Почему аисты любят стоять на одной ноге?
8. Что должен сделать аист, чтобы взлететь?
9. В каком положении находятся шея и ноги аиста во время полёта?
10. Что заставляет аистов готовиться к отлёту?
11. Где зимуют белые аисты?
12. Как ведут себя эти птицы в процессе весенних и осенних миграций?
13. Миграционные пути белых аистов выглядят не как прямые линии от мест гнездования к местам зимовки, а скорее напоминают зигзаг. Почему?
14. Какие способы используют исследователи-биологи для изучения миграций белых аистов?
15. Чем питается белый аист?
16. Где эта птица любит охотиться?
17. Каковы места гнездования белого аиста?
18. Что означает словосочетание «моногамная семья»?
19. Каковы размеры и масса гнезда белого аиста?
20. Из каких материалов строит белый аист своё гнездо?
21. Почему в разных гнездах аистов может быть неодинаковое число яиц и птенцов?
22. Почему самый младший аистёнок в гнезде обычно не выживает?
23. Выскажи предположение: почему в гнезде аистов обычно 3-6 яиц, а не 1 или 18?
24. Что является причиной быстрого роста и развития птенцов белого аиста?
25. Какую помощь белым аистам может оказать человек?
26. Почему на многих территориях численность белого аиста сокращается?
27. Ознакомьтесь с приведенным ниже текстом. Объясните, в чем заключается ошибочность некоторых имеющихся в нём фактов или идей, внесите необходимые исправления или уточнения.
« Как же приятно бывает вспомнить свои былые детские годы! Раннее утро в одной из деревенек, затерянных на просторах Белоруссии. Я, городской мальчишка, здесь отдыхаю в период летних каникул. Выхожу на крыльцо, смотрю на крышу соседнего дома. Там закреплена людьми шина от грузового автомобиля. Она стала основой для гнезда белых аистов. Птицы-хозяева с гордым видом стоят около уже построенного ими жилища. Самец намного крупнее и ярче самки, поэтому различить их не составляет труда. Более месяца строили птицы своё гигантское гнездо, и вот наконец –то оно готово! Я любопытен, как все мальчишки. Позавчера, когда птиц не было рядом, захватив с собой папин полевой бинокль, я забрался на крышу нашего дома. Он ведь намного выше, чем тот, на котором поселились аисты. Гнездо ещё было пустым. Вчера я повторил попытку и, к своей радости, обнаружил на дне четыре больших пятнистых яйца! Вероятно, сегодня самка начнёт насиживание, не подпуская к отложенным яйцам неуклюжего самца до момента вылупления птенцов. Как же я ждал этого события! И примерно через месяц оно свершилось! Я снова разглядывал гнездо с крыши нашего дома. Лежащие в нём птенчики были абсолютно голыми и беспомощными. Мать время от времени согревала их своим телом, садясь в гнездо, а самец активно охотился. Через некоторое время к нему присоединилась и самка. Все птенцы, к моей радости, росли быстро и во второй половине лета, оперившись, вылетели из гнезда. Давно уже нет той старенькой деревеньки, да и птицы из наблюдаемого мною выводка белых аистов наверняка закончили свой жизненный путь, ведь прошло с тех пор более сорока лет. А вот моя память о них по-прежнему жива…»
28. Сочините собственные небольшие тексты об изученных на этом занятии животных. Включите в них как верную информацию, так и биологические ошибки. Прочитайте эти тексты своим товарищам, предложите им найти ошибки и внести необходимые исправления.
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ОБРАЗЦЫ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ
Близкими родственниками белого аиста являются, например, чёрный аист, серая и белая цапли, выпь.
В середине солнечного дня аисту летать будет легче, чем ранним утром. Эта птица часто использует парящий полёт, а он возможен тогда, когда солнечными лучами хорошо разогрета поверхность земли, и тёплые потоки воздуха поднимаются от неё вверх.
При парении птица держит крылья почти в неподвижности, расставив их в стороны. Скорость полёта невысока. Высота полёта сохраняется. При планировании крылья тоже практически неподвижны, но наблюдается постепенная потеря высоты полета. Скорость его невысока. При машущем полёте птица делает активные движения крыльями вверх-вниз. Скорость полёта более высока, чем в предыдущих двух случаях. При пикировании, не характерном для аистов, птица перемещается вниз почти вертикально и с очень большой скоростью.
Перелётное беспокойство у птиц является инстинктивной реакцией на сокращение длины светового дня. Затем к этим стимулам присоединяется бескормица в сочетании с низкими температурами окружающего воздуха. В местах, где зимние холода не наступают, а корма оказывается достаточно, многие птицы могут остаться на зимовку, не совершая длительные перелёты. Такое иногда случается и с белыми аистами.
Птицы летят на зимовку не по прямой линии, а, скорее, по зигзагу, отклоняясь от основного маршрута и выбирая места, наиболее благоприятные для остановок с целью отдыха и кормёжки.
Если бы самка аиста откладывала бы в гнездо только 1 яйцо, численность птиц стала бы очень низкой, или они вымерли бы вообще. Избыточное количество птенцов в гнезде привело бы к массовой их гибели от голода, поэтому откладка множества яиц оказалась бы невыгодна с энергетической точки зрения. Природа, как известно, рациональна… Кроме того, большое количество птенцов потребовало бы строительства ещё более крупного и тяжёлого гнезда, подходящее место для которого было бы найти ещё труднее.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ БИОЛОГИИ ОБЫКНОВЕННОГО БЕЛОГО АИСТА
1. Найди в сети Интернет несколько кинофрагментов о белых аистах.
2. Посмотри эти кинофрагменты. Обрати внимание на неизвестные тебе ранее биологические особенности этих животных.
3. Кратко запиши факты и идеи, которые вызвали у тебя интерес и дополнили твои биологические знания.
4. Подготовь устное или письменное сообщение о том, что тебе удалось выяснить. Для этого составь план изложения информации в нужной логической последовательности.
5. Не забудь сформулировать выводы или подвести итоги своего маленького «исследования».
6. Обсуди с учителем возможность своего выступления перед другими учащимися на уроке биологии или очередном заседании биологического кружка.