Прав ли советский критик м иофьев утверждая что уход героини чистого понедельника
Прав ли советский критик м иофьев утверждая что уход героини чистого понедельника
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)
Уроки литературы в 11 классе[1]
УРОК № 7
Тема.
И. А. Бунин «Чистый понедельник».
Психологизм и особенности внешней изобразительности
Цель: проследить с учащимися психологизм и особенности внешней изобразительности в рассказе «Чистый понедельник»; показать особенность понимания Буниным любви; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Чистый понедельник», «Солнечный удар», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Как вы охарактеризуете эстетическое кредо И. А. Бунина — поэта и прозаика, завершителя классических традиций XIX века?
• Какова концепция любви в его произведениях?
• Какова роль категории памяти в художественном мире И. А. Бунина?
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— У замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой есть удивительные строки: «XX век начался в 1914 году вместе с войной, так же как XIX начался Венским конгрессом. Календарные даты значения не имеют». С удивительной зоркостью Ахматова увидела главное: в 1914 году закончилась эпоха в истории России, русского народа.
И отголоски этой эпохи мы находим на страницах рассказа «Чистый понедельник». Это рассказ не только о любви, но и о судьбах людей дореволюционной России, стоявшей в 1910-е гг. перед неизбежностью общественного взрыва.
Бывает ли любовь одинаковая и возможна ли она без самоотдачи и самопожертвования? Как наводящее на ответ на этот вопрос вспомним высказывание Эриха Фромма:
«…современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания».
Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком? Размышления над этими вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей нашего урока.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— В творчестве И. А. Бунина тема любви раскрывается очень своеобразно. Писатель показывает самые потаенные движения человеческой души. Глубокий психологизм автора делает прочтение его произведений особенно интересным.
Но вместе с тем нельзя не признать, что в произведениях Бунина любовь всегда рука об руку идёт с трагедией. Писатель ни одного своего героя не делает счастливым надолго. Любовь всегда проходит через жизнь человека, словно величайшая трагедия. Она переворачивает, сминает жизнь. И подчас все оставшиеся годы герои вспоминают эту любовь, думают только о ней. Простое, будничное существование не имеет ничего общего с этим бессмертным чувством.
Именно поэтому любовь в творчестве Бунина всегда является кратковременной вспышкой. Писатель часто говорит о смерти. Его герои могут погибнуть, оставив о себе только память. Но память эта подчас оказывается лучше, чем простые человеческие радости. У любви, о которой говорит Бунин, нет будущего. У неё бывает только настоящее, а затем появляется прошлое. Именно поэтому финал любви трагичен.
2. Аналитическая работа с текстом
рассказа «Чистый понедельник»
• Прочитайте начало рассказа. Каким художественным приёмом заканчивается вступление и почему?
• Как уже в начале рассказа создаётся эффект неопределённости будущего, непрозрачности судьбы героев?
• Одинаково ли глубоко и выразительно прорисованы образы героя и героини? Почему?
Б) Исследовательская работа
(в парах)
• Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, характеризующие героя. Как с помощью этой характеристики автор показывает психологическое состояние, характер героя и формирует наше к нему отношение?
• Какими средствами автор создаёт образ героини? Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, описывающие внешность героини. Можно ли через портрет определить её психологическое состояние?
В) Продолжение беседы
• Можно ли представить героиню в ситуации «земного» счастья, устоявшейся, размеренной жизни?
• Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев?
• Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы?
• Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж?
• Почему герой ждёт у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»?
• Чем становится для героев ночь, проведённая вместе?
• Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию?
• Почему И. А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли поступок вам неожиданным?
• Когда и при каких обстоятельствах герой в последний раз видит героиню? Почему автор назначает им встречу именно здесь?
Г) Постановка и решение
проблемного вопроса (работа в парах)
• Какие цвета в этом рассказе являются ведущими? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Почему? Аргументируйте свой ответ, подтвердите цитатами из текста.
Предполагаемый ответ
В рассказе «Чистый понедельник» прослеживается переход от тёмных тонов к светлым. В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие тёмные оттенки. С первых же строк И. А. Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать чёрный цвет:
«А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком…».
Возможно, такое описание девушки указывает на её греховность. Черты её внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно с чертами её внешности в плане цветовой гаммы:
«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью…».
Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.
В тексте рассказа прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щёк: «Чёрный пушок над губой и розовый янтарь щёк». Известно, что белый цвет символизирует чистоту.
Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдаёт предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так мы проследили движение от «чёрного» к «белому» — от греха к чистоте.
Мы видим, что И. А. Бунин — Мастер слова. Он даже цветовыми оттенками передаёт замысел, идею рассказа. Используя светлые и тёмные оттенки, их чередование и сочетание, писатель изображает перерождение души главной героини «Чистого понедельника», стремление ввысь, поднимая её к Богу, к небесам.
3. Сопоставление рассказов И. А. Бунина
«Чистый понедельник» и «Солнечный удар»
(работа в парах с раздаточным материалом)
• Сопоставьте рассказы «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». Согласны ли вы с бунинским утверждением, что любовь-страсть не может продлиться долго и непременно завершается расставанием или гибелью одного из героев?
Прав ли критик М. И. Иофьев, утверждая, что уход героини «Чистого понедельника» в монастырь — дань «мёртвому»? Или более верно его же утверждение, что её поступок — дань максимализму, следствие несовпадения её высоких требований, её идеалов и незначительности окружающего? Почему поздние рассказы Бунина не имеют «благополучных» концовок?
Карточка
Краткая новелла, почти лишённая событий, рассказывает о трагическом душевном надломе. Героиня наделена властной женской прелестью, волей и жаждой жизни. В то же время она придавлена безнадёжностью и беспомощностью. Герой — красавец, живой весельчак — становится для неё искушением. Всё, что есть в ней страстного, требует любви; всё мёртвое, с чем она связана, препятствует чувству. Впрочем, не только мёртвое, но и бесспорный максимализм, ищущий значительных свершений, не удовлетворяющийся жизнью пустой и сытой.
Её возлюбленный ничем не выше и не лучше окружающих. Благородная требовательность, такая же, как и у Лизы, Елены (героини Тургенева), у гончаровской Веры, приводит к бесчеловечному юродству. В «чистый понедельник» она рассчиталась с любимым и любовью, простилась с презираемой, но всё же манящей жизнью, отдала «кесарю кесарево».
Герои Бунина не имеют права на счастье. Добровольный уход из жизни — в монастырь или в кабак — вот что им уготовано. Не нужны, в сущности, болезни и катастрофы, злая воля или роковые случайности — всё совершается легко и просто, развязка наступает сама собой. В правде, выраженной «Чистым понедельником»,— истоки всех произведений Бунина. Люди и время отжили свой срок. Новеллы позднего Бунина отпели старую Россию, как юношеские его рассказы отпели дворянские гнёзда. И потому его творчество — не просто творчество мрачных итогов, оно утверждает закономерность конца. (М. И. Иофьев)
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(в парах)
• Какие черты, по мнению И. А. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле»? Подтвердите своё мнение на примере рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».
2. Обобщающее слово учителя
— Итак, в центре рассказа — загадочный образ женщины, в расцвете красоты ушедшей в монастырь и принявшей постриг. Тайна её характера, необъяснимость поведения связаны с её изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия «сорвалась» со своих нравственных устоев в бунт и мятежность.
Ведя её по пути обуздания чувственной стихии, Бунин как бы размышлял о национальном нравственном идеале России. Финал рассказа приобретает символическое звучание: отречение героини от любви, мира — это проявление бунинского неприятия русской общественности, тех социальных настроений, которые привели страну к революции.
Общий пафос бунинского творчества эпохи эмиграции, место Бунина в литературе своего времени чутко почувствовала М. И. Цветаева. В ноябре 1933 г., в связи с присуждением Бунину Нобелевской премии, она сказала, сравнивая значение Горького и Бунина для литературы: «…Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи».
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание (по выбору учащихся). Сопоставить (письменно) финал рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» с финалом романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Что в них общего и в чём разница?
2. Знать содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся» (обзорно).
3. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Куприна.
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)
Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»: трагедийная концепция любви
Разделы: Литература
Цель: формирование отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А.Бунина.
Всякая любовь – великое счастье…
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Любовь – великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству. Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И.А.Бунин, который утверждал, что «всякая любовь – великое счастье…» (обращение к эпиграфу).
– Можем ли мы согласиться с этим утверждением? (Несомненно, так как любовь благородное, возвышенное чувство, яркое, одухотворяющее человека.)
– Вспомните ранее изученные рассказы И.А.Бунина. Как в них изображалась любовь? («Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Солнечный удар», где показана неразделенная любовь, трагичная, плотская, заканчивающаяся расставанием или гибелью.)
– Тогда скажите, если любовь – яркое и возвышенное чувство, то почему у И. Бунина она почти всегда трагична? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.
3. Рассказ «Чистый понедельник»
И.А.Бунин, разрабатывая тему любви в ранних своих рассказах, развил ее в произведениях позднего периода, создав цикл «Темные аллеи».
Сообщение ученика об истории создания и смысле цикла «Темные аллеи».
Сборник рассказов о любви с таинственным названием «Темные аллеи» создавался в эмиграционный период творчества в 1937-1945 гг. в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Во время войны переживания И.Бунина о судьбе России обострились, именно поэтому опять обращается к русской теме. В сборник вошли 38 рассказов, в которых создается зарисовка событий русской жизни, происходящих в России прошлого. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все – о любви. Дневниковые записи свидетельствуют, что эту книгу он писал сосредоточенно, самозабвенно. В письмах И.Бунин вспоминал, что перечитывал Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Позднее он написал Тэффи, что «все рассказы книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». (Расшифровка метафорического смысла высказывания, т.е. тенистых, таинственных, необъяснимых аллеях, по словам Ю.Мальцева, о «запутанных лабиринтах любви».)
4. Аналитическая беседа
– Давайте обратимся к художественному миру рассказа «Чистый понедельник», определите художественное время в произведении. Рассказ написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие I Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. Писательская память с удивительной пластической точностью воспроизводит мельчайшие подробности той эпохи.
– Какие приметы реального времени мы можем обнаружить в повествовании? (По ходу работы заполняется таблица.)
Детали современной героям действительности | Приметы глубокой старины, древности |
Рестораны «Эрмитаж», «Метрополь», «Прага» Книги современных авторов Рассказы Л.Андреева Лекция А.Белого Концерт Ф.Шаляпина Реальные деятели художественного театра: Качалов, Москвин, Станиславский Могилы А.Чехова и Эртеля Портрет Л.Толстого | Многочисленные названия храмов, икон, монастырей Имена выдающихся исторических людей (Пересвет, Ослябя, Юрий Долгорукий) Цитаты из древних летописей, сказаний Архаизмы: рипида, воздух, трикирий |
– Почему автор дает точные названия ресторанов, выставок и т.д.? (Важно показать реальную эпоху и культуру.)
– Каким представлено настоящее и прошлое? Как взаимодействуют между собой эти два мира?
Настоящее | Прошлое |
Реалии настоящего представлены через места, погружающие нас в мир изобилия и веселья. Это Москва светская, ночная. Представлено оно в красоте, богатстве, сытости и благополучии в канун Первой Мировой войны. Разгул плоти. Но оно смутно, наполнено каким-то суетливым мельканием лиц, создающим ощущение зыбкости и краткотечности происходящего. | Москва православная, тихая. Прошлое наоборот ясно, от древних церквей веет просветленностью, покоем, опорой или основой, умиротворенностью. |
Слово учителя
На фоне этого описания происходит событие, в котором принимают участие два человека – ОН и ОНА.
– Почему автор не дает имен своим героям? (Придать обобщенный смысл, номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.)
– Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он – реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она – совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
– Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются? (Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь, но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая.)
– Дайте характеристику герою. (Составление синквейна, рисунок 2а,б.)
Он молодой человек, хорош собою, даже красив «почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке». Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.
– Охарактеризуйте героиню.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые… книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
– Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста. Он – счастливый, влюбленный; Она – странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения… странная любовь…».
Главное в характеристике героя – влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность.
– Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют? (Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.)
– Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью.)
Слово учителя
Перед вами три портрета картин великого художника периода XIX – XX вв. М.Врубеля. («Гадалка», «Девочка на фоне персидского ковра», «Сирень».)
– Сравните картины, есть ли сходные черты во всех этих портретах? Какие детали доказывают это сходство? (На репродукциях изображены красивые, молодые дамы, во всех внешних характеристиках проявляется восточная красота: черные волосы, черные бархатные ресницы, брови, пухлые губы, янтарное лицо, некая таинственность в выражениях, словно им ведомы какие-то тайны.)
– Такое ощущение, что И.Бунин портрет своей героини писал с портретов М.Врубеля. Можно предположить, что это своеобразный художественный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.
5. Исследовательская деятельность учащихся
В символической презентации героини особую художественную функцию выполняют цветовые и световые характеристики. Вам предлагается поработать самостоятельно по вариантам.
Задание: выяснить, какую художественную функцию выполняют цветовые характеристики (1 вариант), 2 вариант – световые.
Слово учителя
Внешне герой и героиня гармоничная пара: «оба были богаты, здоровы, молоды…». А внутренне? (Герои не понимают друг друга.)
– Что мешает героям быть вместе, быть счастливыми? (Все дело в героине, в ее внутреннем разладе, в поиске себя самой. Герой не видит этого поиска. Он желает ее телесной красоты. Но мысли и чувства ее были ему недоступны. «Он старался не думать, не додумывать». «Это вы меня не знаете», – говорит она.)
– Каковы источники внутреннего разлада, неуспокоенности героини? (Поиск идеала, отсутствие гармонии, неудовлетворенность жизнью, забота о душе.)
– Как осуществляется этот поиск? (Героиня ищет себя в прошлом и в светских развлечениях. Она вся соткана из противоречий, метаний между земным и небесным, плотским и духовным.)
1) В Прощеное воскресенье героиня вдруг предлагает поехать на кладбище (Рогожское, раскольничье – центр старообрядцев, символ извечного русского «раскола»). Здесь мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, монастыри, любит читать рукописные летописные сказания. Ей кажется, что в них только сохранилось «чувство родины, ее старины». Героиня пытается найти опору.
2) Затем они идут в очередной трактир, который олицетворяет праздник плоти, разгул Масленицы на физическом уровне: еда, блины «толстые, румяные». Примечательно, что на блины в трактире Егорова они едут после посещения кладбища Ново-Девичьего монастыря, могил Эртеля и Чехова.
3) Неожиданно с тихим светом в глазах она читает наизусть летописное сказание о смерти Муромского князя Петра и его жены (реминисценция «повесть о Петре и Февронии Муромских»). Важна параллель – в истории переплетаются мотивы блуда и монашества. Особенно значима эта параллель, т.к. сказание цитирует женщина, вынужденная постоянно бороться с соблазном, представляющая своего возлюбленного змеем-искусителем. С другой стороны, цитирование, как и другие древние реалии, создает ощущение незыблемой основы, которая сохраняется в душе русского человека.
4) На следующий день герои отправляются на плотский капустник и т.д. Все эти события, чередование плотского и духовного, подготавливают кульминационный поступок, пик отношений героев, когда она совершает свой последний грех, подарив ему миг наслаждения, миг плотской любви. Она умирает для земной, плотской жизни и на Чистый понедельник уходит в монастырь. (Уезжает в Тверь, через 2 недели пишет письмо, в котором сообщает о своем намерении.)
Слово учителя
Греховная Масленица с Прощеным Воскресеньем закончились. Наступил Чистый Понедельник. Если говорить, что в названии отражается тема, идея или проблема произведения, то каков смысл заглавия рассказа? (Название вызывает категорию порога, некой границы, за которой начинается новая жизнь. Подарив своему возлюбленному миг плотской любви, принеся себя в жертву, героиня умирает для земной жизни и уходит в мир чистого духа. Она начинает другую жизнь, к которой шла очень долго.)
– Почему же уходит героиня в монастырь? Назовите причины. (Решение героиней выстрадано, она не может практически представлять себя в ситуации земного счастья, так как заранее осознает его невозможность. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».)
– Следовательно, счастье между молодыми людьми невозможно?
– Для кого же любовь является трагедией? В чем трагедия героев? В непонимании друг друга? (Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.)
6. Итог урока
Исследователь Н.А.Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному».
– Согласны ли вы с мнением ученого? Герой говорит: «Любовь все та же мука и все то же счастье… все-таки счастье, великое счастье…». Можно ли эту любовь назвать счастьем? (Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир. Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители…)
«Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена», – убеждает нас в этом И.Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А.Саакянц).
7. Домашнее задание. Задание с кратким развернутым ответом «В чем смысл финала рассказа «Чистый понедельник»?