Практикующий учитель что это такое
Должен ли преподаватель быть практиком?
Сегодня я не буду освещать что-то конкретное из нашего законодательства или из практики. Идёт сессия, и мысли вертятся вокруг этого, так что – немного о высшей школе, если не возражаете.
«Нет ничего практичнее хорошей теории».
В таком случае, применительно к преподавательской и исследовательской деятельности, верно ли утверждение «нет лучшего преподавателя, чем хороший практик»?
Вопрос не праздный. За те двадцать лет, что я имею счастье заниматься преподавательской работой, подход к роли специалистов-практиков в отечественной системе образования менялся несколько раз – в зависимости от «генеральной линии партии», как ещё не так давно говорили, а сейчас уже не говорят, но по-прежнему имеют в виду.
В советское время связь науки и производства – в том числе науки фундаментальной и производства военного – была прямая и непосредственная. Вместе с тем, преподавательский состав вузов занимался своим делом и получал за это зарплату – работать где-то ещё было и некогда, и незачем. Плоскостью соприкосновения преподавателя с практикой была наука. С распадом СССР эта традиция и это понимание роли преподавателя не исчезли сразу. Помню, как неодобрительно относились к работающим аспирантам: либо ты аспирант, либо можешь идти куда хочешь и работать там сколько угодно – но ни в коем случае не два в одном.
Лишь недавно я с приятным удивлением обнаружил, что ситуация изменилась. Ну да, разумеется, вместе с «генеральной линией партии»: кто-то из первых лиц, как обычно, бросил мысль: преподавательский состав нужно пополнять практиками. Исполнители подхватили. Сегодня в отчётности вузов фигурирует уже другая строка – процент практиков среди преподавательского состава. Больше – лучше.
Как человек, работающий по специальности с третьего курса, поддерживаю! Лишь бы не кинулись, по неистребимой отечественной традиции, в другую крайность: выживать с работы педагогов от Бога, посвятивших себя этому делу полностью и в подработке на стороне не замеченных. (Внедряются ведь теми же исполнителями другие показатели «правильности» вузов, вроде количества иностранных студентов, которых кровь из носу вынь да положь… Нет, зачем нам африканцы, изучающие российское право, я ещё могу теоретически предположить – культурное влияние и всё такое. Но главное – им-то оно для чего?) Знаю много прекрасных преподавателей, ни дня не работавших «на стороне», прошедших классическим путём «вуз – аспирантура – кафедра». Благо, сейчас с обеспечением высшей школы стало получше, и ставки на полторы – две можно более-менее жить.
Практикующий педагог
В этом сообществе можно:
— найти интересную и полезную информацию обо всем, что касается детей, родителей, об обучении, и воспитании.
— получить ответ на свой вопрос, поделиться мнением, помочь коллегам и многое другое.
Показать полностью.
— получить бесплатную консультацию у педагога.
Полезные ссылки:
— консультация учителя начальных классов он-лайн ➡ https://vk.com/topic-75438006_40446229
Практикующий педагог запись закреплена
КОРРЕКЦИОННЫЙ ПЕДАГОГ-ЭКСПЕРТ
Мы запускаем предпродажу нового дистанционного курса повышения квалификации по теме: «Нейродефектология. Эффективная диагностика и коррекция нарушений развития»!
Курс стартует 15 декабря! И сейчас отличная возможность приобрести курс по сниженной стоимости, ведь, чем ближе начало курса, тем выше его стоимость
Показать полностью.
ВСЕГО ОТ 890 РУБЛЕЙ в месяц по беспроцентной РАССРОЧКЕ ОТ СБЕРБАНКА
*****************************
Кстати, мы уверены в качестве курса, поэтому, если он вам не подойдет, мы гарантируем возврат денежных средств. Если вы не получите никакой пользы за первые 2-4 лекции, мы вернем вам деньги.
*****************************
Если вы хотели изучить нейромеханизмы для развития межполушарного взаимодействия, если любите тему кинезиологии, присоединяйтесь, вам точно понравится
С помощью нейромеханизмов вы можете существенно повысить результативность коррекционной работы, используя методы мозжечковой стимуляции, сенсорной интеграции, метода замещающего онтогенеза, нейрофитнеса и другие.
Наша программа даст глубокое понимание принципов функционирования сенсорных систем и мозга ребенка, законов его развития, что позволяет вам прогнозировать динамику, выстраивать коррекционную работу эффективно.
ПОСЛЕ КУРСА ВЫ СМОЖЕТЕ
Эффективно использовать нейропсихологические и нейрофизиологические подходы в коррекционной педагогике.
Понимать механизмы регуляции процессов головного мозга и избегать срывов, откатов у ребенка с ОВЗ.
Проводить нейродиагностику и эффективно применять полученные данные в коррекционной работе.
Выстраивать коррекционно-развивающую работу в системе реабилитации детей с ТМНР.
Понять принципы работы сенсорных систем, эффективно применять эти знания в своей работе.
Успешно диагностировать и применять в своей работе знания о межполушарном взаимодействии.
Разбираться в особенностях развития и функционирования психомоторики в дефицитарных условиях и прогнозировать динамику коррекционной работы.
Применять в своей практике элементы методики floor time.
Существенно повысить результативность коррекционной работы, используя нейропсихологические методы: мозжечковой стимуляции, сенсорной интеграции, метода замещающего онтогенеза, нейрофитнеса и другие.
Узнать тонкости и секреты успешного процесса коррекции, компенсации и реабилитации ребенка с ОВЗ.
Пройдите авторский курс от практикующего дефектолога с десятилетним опытом работы.
Практикующий нейродефектолог со стажем работы 10 лет, тренер.
Автор курса: Елизавета Николаевна Шестакова, специалист по адаптивной физической культуре, кинезиологии, нейрофитнесу, автор популярных коррекционно-развивающих пособий.
Доступ к материалам на год и более
72 часа материала, который вы можете просматривать в любое удобное время и с любых устройств.
Авторский подход
Подход на стыке нейропсихологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики, целью которого является совершенствование механизмов работы с детьми с ОВЗ.
Документы
Именной сертификат и удостоверение о повышении квалификации установленного образца на 72 академических часа.
Профессиональное общение
После каждой лекции вы получите возможность задать вопрос эксперту.
20 лекций и практические видеоматериалы
Содержание курса предполагает теоретические и практические лекции. Вы получите видеоматериалы с занятий и примеры готовых упражнений.
Комплект методических материалов
После каждой лекции вы получите презентацию, бонусные материалы и материал с кратким содержанием лекций.
Присоединяйтесь, учитесь, вкладывайте силы в свое развитие и успех не заставит себя ждать!
НАЧИНАЕМ 15 ДЕКАБРЯ!
Готовы вырваться вперёд в своей работе?
Приобретайте новый курс по ссылке
https://clck.ru/Z4erD
Чем отличается преподаватель-практик от преподавателя-теоретика?
При подготовке будущих специалистов по различным направлениям в профессиональных технических училищах, колледжах и высших учебных заведениях разных уровней аккредитации, большое внимание уделяется изучению теоретических основ. Студенты получают большой объем теоретического материала по дисциплинам, которые не всегда должным образом закрепляются на практике. Иногда, для увеличения объема часов, преподаваемых по данной специальности, преподают большее количество предметов, которые вообще мало касаются необходимой профессии. В результате студенты не только не осваивают основной материал, но и тратят время на подготовку дополнительных предметов. Часто случается так, что дисциплину читают преподаватели, которые совсем не имели практического опыта. Каждая сфера или отрасль производства в своей деятельности имеет немало тонкостей, связанных со спецификой работы. На практике работники быстрее реагируют на нововведения в законодательной базе, так как она быстро меняется. В свою очередь, теоретики могут использовать материалы, которые уже устарели, ведь учебные программы обновляются гораздо медленнее. Непонятно это проблема преподавателей или Министерства Образования, молодежи и спорта Украины, которое устанавливает и утверждает данные планы. Так что на сегодняшний день нужно решать вопрос, какие методы обучения должны использоваться, практические или теоретические. От решения данного вопроса может измениться квалификационный уровень страны. Предприятия принимаю профессионалов с опытом работы, а выпускники ВУЗов не имеют практического опыта, а теоретических знаний недостаточно для начала трудовой деятельности.
Учебный центр «Стимул» предлагает:
Обучение студентов проводят разные преподаватели, по базовым предметам специальности, по дисциплинам, которые влияют на мировоззрение и развитие человека. В своей научной деятельности они используют различные методы, особенно на сегодняшний день, когда этих методов большое количество: психологический, дистанционный, понятийный, дискриминационный, технологический и многие другие. Но все преподаватели делятся на две основные группы, это преподаватели-практики и преподаватели-теоретики. Как преподаватель-практик, так и преподаватель-теоретик имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам преподавателя-практика можно отнести следующее:
Также, несмотря на преимущества, можно выделить и недостатки преподавателя-практика, а именно:
Вышеназванный перечень можно продолжать, и выделять множество положительных и отрицательных сторон. Но нужно также рассмотреть эти стороны и у преподавателя-теоретика, поэтому к его преимуществам относится:
А также выделим недостатки преподавателя-теоретика, а именно:
Выделив преимущества и недостатки двух видов преподавателей, мы можем сделать определенные выводы, как преподаватель-теоретик, так и преподаватель-практик чем-то лучше друг друга. Но, наверное, большинство студентов нашей страны больше склоняются к практикам, особенно, студентов точных наук. Это вызвано тем, что слушая курс того или иного предмета есть большое желание, хотя бы наглядно увидеть внедрения этого материала на практике. Это нужно для того, чтобы полученные знания лучше закреплялись и не забывались, а также для того, чтобы выпускники ВУЗов понимали, для чего им в дальнейшей жизни необходимы эти знания, чтобы они понимали суть данной специальности, принципы работы и основные задачи. Это большая проблема на сегодняшний день, которая требует немедленного решения. Но преподавать в высших учебных заведениях, технических профессиональных училищах, колледжах и лицеях не могут только преподаватели-практики, поскольку они работают на других работах и должностях, и тогда оказывается, что преподаватели-теоретики вообще не нужны. Но это не так. Поэтому нужно определенным образом объединить сотрудничество, например, лекции ведет теоретик и дает полный объем информации по тому или иному вопросу, а семинарские занятия, чтобы преподавались практиком, для закрепления изученного материала на реальных ситуациях. А также нужно, чтобы они между собой обсуждали план работы, чтобы не возникало проблем несоответствия лекционной информации и практических навыков.
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!