Практика на гвоздях чем полезна
Адская боль, пронизывающая мозг. Репортаж о самарцах, встающих на гвозди
Эксклюзивное интервью с теми, кто смог победить себя
Фото: Михаил Ишмухаметов/Анна Хивинцева/Анастасия Дулатова
Михаил Ишмухаметов – психолог, проводник в практику гвоздестояния.
Михаил, когда и зачем вы встали на гвозди?
— Гвоздестоянием я занимаюсь с февраля 2021 года. Пришел к этому, когда столкнулся с кризисом в моем бизнесе, связанном с фестивальной деятельностью. У меня был очень большой внутренний конфликт, который привел к болезни: сильное воспаление кишечника, где-то пять месяцев у меня болело тело. До этого состояния я довел себя мыслями и убеждениями. Потом я сходил на один из интересных тренингов, где и узнал о гвоздестоянии.
Как проходили первые занятия? Какими были трудности? Говорили себе, что больше никогда не встанете на гвозди?
— Первое занятие проходило в зале на 20 человек: мы знакомились, медитировали, а после была разминка в кругу и постановка на гвозди. Было чертовски больно, я хотел сойти в первые секунды практики, но не мог подводить людей и решил стоять дальше, поддерживая остальных. В один момент я пытался испариться, боль была такой сильной, что у меня пошли слезы. Но меня поддерживали другие стоящие и проводники – те, кто, проводил занятия –, через 10 минут все прошло, и я простоял 36 минут.
Когда вы сами стали проводником, легко ли находились первые желающие? Были случаи, когда у кого-то не получалось встать на гвозди?
— На гвозди я начал ставить через месяц после того, как у меня это получилось. Желающие были всегда, сначала по 1-2 человека, а сейчас обычно от 5 до 10. Бывает, 30-40% не могут простоять на гвоздях. В среднем мы стоим 30 минут и, если человек хочет сойти – значит, он не до конца расслабился и не проработал себя, стоял на морально-волевых качествах. Могу наблюдать, как кто-то ждет, когда я скажу, что нужно спуститься – в таком случае я подержу человека подольше. Ведь получается, что все это время он стоял на своих физических данных, сопротивлении, силе воли, а это лишь на 30% процентов раскрывает саму практику. Если я вижу, что он готов стоять, сколько угодно, то я могу снять его с гвоздей.
«Голова становилась чистой, и все мысли исчезали»
Какие эмоции испытывали люди на первом сеансе, когда первый раз встали на гвозди?
— Эмоции были разные: в начале волнение, переживания во время практики, но после нее люди переосмысливали себя, становились намного энергичнее и более заряженными. В общем, появлялась бодрость и сила.
Главные ошибки начинающих. С чего не стоит начинать, чтобы вставать на гвозди?
— Не стоит легкомысленно и предвзято относиться к практике, ставить большие ожидания и думать, какую боль вам предстоит испытать.
Какими могут быть травмы, если неправильно практиковать стояние на гвоздях? Как долго по времени на них можно простоять?
— Если не расслабляться во время стояния на гвоздях, то возникнут сильные спазмы, которые могут привести к отеканию ступней в течение одного дня. Также, вставая с прыжка и с неправильным наклоном можно повредить кожу на стопе. В случае, когда человека сильно трясет и он не может расслабиться на протяжении 15 минут, я спускаю его с гвоздей и снова провожу для него медитацию, чтобы он восстановил дыхание. Поэтому то, как долго вы будете стоять на гвоздях, зависит от вашего настроя, можно продержаться и час.
Чем эффективно гвоздестояние?
— Гвоздестояние учит достигать своих целей, прокачивает силу воли и повышает концентрацию. Могу сказать, что сейчас я стал спокойнее, сильнее, увереннее в себе и уже не боюсь боли.
Анна, почему вы начали заниматься практикой гвоздестояния?
С помощью данной практики возможно очищение, выход за пределы представлений о себе. Я всегда пробую то, что приводит к освобождению и энергетическому расширению. В большом городе, где много людей, которые всегда чего-то хотят, важно оставаться верной себе и своему пути.
С какими трудностями вы столкнулись при прохождении практики?
— У тебя внутри появляется желание и осознание того, что хочется войти в практику, но ты не вступаешь в эти процессы, так как находится что-то «важнее и нужнее». Это и есть уловки ума, которому всегда выгодно оставлять нас в зоне комфорта, потому что так привычнее, да и терпеть боль тоже привычно.
Как эта практика повлияла именно на вас?
Анастасия Дулатова – практиковала гвоздестояние.
Анастасия, почему вы пошли на занятия?
— Услышала об этой практике в марте на йога-туре в Абхазии, приехала и забыла. Но летом у меня был непростой период: тревожное состояние, апатия. Тогда я вспомнила про гвоздестояние, слышала, что оно помогает выплеснуть весь негатив и тому подобное.
Были трудности на первых попытках?
Почему пошла на занятия?
Что изменилось внутри тебя во время практики?
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.
Стоять на гвоздях: польза и вред
«Болезнь приходит так быстро, как падает стена, а уходит так медленно, как разматывается шёлк», — гласит древняя восточная мудрость. Проблема в том, что любая болезнь сначала проявляется на энергетическом уровне и в таком состоянии может прогрессировать долгие годы. И лишь когда дисбаланс в организме достигает своего пика, болезнь выходит на физической уровень и становится заметна человеку. Но чаще всего её можно заметить уже на ранних этапах — она всегда начинается с дисбаланса в мировоззрении и/или энергетике человека. И к лечению любой болезни следует подходить не только с физической точки зрения. Есть ещё одна хорошая поговорка: «Лечить человека таблетками — это то же самое, что мазать зелёнкой ножки кровати, на которой лежит больной». С той лишь, пожалуй, разницей, что такая процедура, в отличие от современных фармацевтических средств, хотя бы не принесёт вреда.
Так или иначе, болезнь — это всегда дисбаланс в организме. С энергетической точки зрения нарушение процесса свободного течения энергии в теле вызывает физические недуги. В теле человека, согласно одной из версий, около 72 тысяч каналов, по которым течёт энергия. И на переплетениях этих каналов есть точки, воздействуя на которые, можно восстановить течение энергии в теле и тем самым устранить причину болезни на энергетическом уровне. Высокая концентрация таких точек для воздействия на ступнях ног. В древности, когда человек жил в гармонии с природой, он часто ходил босиком по земле, и воздействие на эти точки было постоянным, что позволяло, по-видимому, препятствовать различным застоям энергии. Теперь же, когда большинство людей живёт в городах, воздействие на эти точки минимальное. Однако это можно исправить. И поможет в этом такая суровая йогическая практика, как стояние на гвоздях.
Стоять на гвоздях: польза и вред
Фраза «стояние на гвоздях» уже звучит, мягко говоря, необычно. Сразу приходит на ум мысль о том, что это доступно лишь опытным факирам и эта практика — что-то из области глотания шпаги, пожирания огня и так далее. Однако при соблюдении правил безопасности это доступно практически для каждого. Доска с гвоздями, на которой совершается практика, называется «доска садху». «Садху» означает ‘святой человек’. Проще говоря, йогин. Какой же смысл столь суровой аскезы, как стояние на гвоздях? Не является ли это каким-нибудь бессмысленным йогическим ритуалом вроде держания руки над головой долгие годы? Вовсе нет. Эффект, который данная практика оказывает на организм, очень благоприятный. Стояние на гвоздях оказывает воздействие на рефлекторные точки стоп, балансируя деятельность внутренних органов и систем. С физической точки зрения практика оказывает оздоравливающее и укрепляющее воздействие на организм. С энергетической точки зрения практка улучшает ток энергии в теле, устраняя энергетические «засоры» в каналах, которые часто становятся причиной заболеваний. На психо-духовном уровне практика стояния на гвоздях тренирует волю человека, позволяет обуздать ум, чувства, эмоции, обрести контроль над собой.
Физиологический аспект пользы стояния на гвоздях — это лишь вершина айсберга. Людям с воинским типом характера и соответствующим образом жизни практика позволяет воспитать в себе силу духа, безразличие к физическому дискомфорту, а также она помогает научиться самоограничению. Даже непродолжительное стояние на гвоздях позволяет развивать в себе осознанность и концентрацию. С этой точки зрения стояние на гвоздях может помочь уже в чисто психологической практике, которая называется «санкальпа». Санкальпа — это установка, которая загружается в подсознание. Чтобы сделать это в обычном состоянии сознания, понадобится многократное повторение, которое может растянуться на годы. Во время выполнения аскетичных практик, таких как, к примеру, стояние на гвоздях, достигается особое состояние сознания, несколько напоминающее лёгкий транс, и это позволяет более эффективно создать санкальпу — позитивную установку.
В вопросе практики стояния на гвоздях также стоит рассмотреть аспект кармы. У каждого из нас в прошлом есть совершённые неблагие поступки, и в соответствии с законами мироздания последствия этих поступков мы обязаны будем пережить. Негативная карма уничтожается только путём переживания каких-либо страданий. Однако, негативную карму можно пережить более осознанно и менее болезненно. Для этого существует такое понятие, как аскеза — добровольное самоограничение. И стояние на гвоздях — один из видов аскезы, который позволяет в концентрированном и, самое главное, безопасном виде пережить те страдания, которые нам положены по нашей карме. И практикуя регулярно такую аскезу, можно постепенно, небольшими «порциями» пережить даже самую тяжёлую карму и таким образом избежать каких-то серьёзных неприятностей в повседневной жизни.
Лучшее — враг хорошего. В любом деле фанатизм может всё испортить. И даже эликсиром бессмертия можно отравиться, приняв его в неверной дозировке. Кстати, в даосских практиках внутренней алхимии такие случаи были весьма многочисленны, когда нерадивые ученики или просто невнимательные практики, неверно выполняя инструкции учителя или написанного в трактате, погибали в поисках бессмертия. Чтобы целебная практика не стала процессом саморазрушения, следует во всём проявлять здравомыслие.
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это стресс, особенно для неподготовленного организма, и не стоит загонять себя в крайнюю аскезу. Во-первых, психическое и физическое перенапряжение от излишнего упорства в практике очень быстро исчерпает мотивацию, и вам просто надоест себя истязать. Во-вторых, длительное воздействие на рефлекторные точки может вызвать непредсказуемые последствия, например, запустить мощные очистительные процессы в организме или привести к излишней активности какого-либо органа. К примеру, излишняя активность кишечника может вызвать банальное расстройство желудка, а активное очищение печени — движение желчных камней и так далее. Поэтому осваивать практику следует постепенно, наблюдая за реакцией своего организма.
Также важно найти качественно выполненную доску, чтобы не пораниться и, опять же, не спровоцировать слишком активное воздействие на отдельные точки. Для этого доска с гвоздями должна быть идеально ровной. Расположение гвоздей — в шахматном порядке с интервалом в 1 см. Гвозди должны быть серебряными или хотя бы с серебряным покрытием, что исключает попадание инфекции. Также не рекомендуется начинать практику без разминки — ступни ног нужно размять, чтобы подготовить их к такому мощному воздействию. Следует внимательно следить за своими ощущениями, допустимо лишь чувство лёгкого дискомфорта, но и даже в этом случае не рекомендуется на начальном этапе стоять на гвоздях более одной минуты.
Как научиться правильно стоять на гвоздях
Как уже сказано выше, первое, что имеет значение, — это качество самой доски. Несмотря на кажущуюся простоту инструмента, не рекомендуется изготавливать её самостоятельно, так как важно учесть много мелочей, чтобы вместо пользы не получить вред. Доску лучше приобрести или заказать у специалиста, который занимается их профессиональным изготовлением.
Начинать практику лучше с помощником или даже двумя, так как нужно одновременно встать обеими стопами на поверхность доски с гвоздями и равномерно распределить вес на обе стопы. Это важно для успешной и безопасной практики. Если вы всё же решились практиковать в одиночку, попробуйте вставать на доску из положения сидя или с помощью подручных средств — с опорой на стену, стул и так далее. Начинать и заканчивать практику необходимо массажем стоп.
Для первого раза достаточно будет стояния на гвоздях в течение 20–30 секунд, затем можно будет постепенно увеличивать время до 5 минут. Но добавлять время нужно постепенно — по 10–20 секунд за раз.
Стояние на гвоздях: польза
Стояние на гвоздях запускает процесс воздействия на рефлекторные точки.
К примеру, воздействие на головной мозг осуществляется через давление на точку в середине большого пальца ноги. Также в передней части стоп (на пальцах и у их оснований) находятся точки воздействия на все органы головы: глаза, уши, нос. Основание большого пальца воздействует на шею, прямо под этой точкой находится точка сброса давления. На концах пальцев стопы находятся точки воздействия на лобные пазухи, что позволяет запустить процесс их очищения. В середине стоп находятся точки воздействия на органы пищеварения: желудок, кишечник, селезёнку, почки, мочевой пузырь, чуть выше — желудок. На пятках находятся точки воздействия на половые железы, а чуть выше середины пяток находится точка, которая позволяет избавиться от бессонницы.
Эффективность воздействия на точки акупунктуры подтверждается научными исследованиями. 10 июня 2018 года в журнале JAMA Oncology было опубликовано исследование, согласно которому женщины с начальной стадией рака груди прошли курс воздействия на точки акупунктуры, и спустя шесть недель у них исчезли или же уменьшились болевые ощущения. По мнению же университета Рочестера в США, эффект воздействия зависит от уровня протеина А1 в организме человека. Если в организме наблюдается его дефицит, то эффект от воздействия на рефлекторные точки будет слабее. Исследования университета в Мельбурне 2014-го года подтвердили эффективность воздействия на рефлекторные точки в процессе лечения хронических болей в колене. Функции сустава также улучшились.
Организация Arthritis Research UK на основе приведённых исследований пришла к выводу, что эмоциональное состояние пациента сильно влияет на процесс лечения и на эффективность при воздействии на рефлекторные точки. И от эмоциональных реакций человека эффект может как усилиться, так и уменьшиться. По материалам многочисленных исследований ВОЗ пришла к выводу, что воздействие на точки акупунктуры может быть эффективным как минимум при 28 различных заболеваниях, начиная от головной боли и депрессии и заканчивая аллергическими реакциями, инсультом и болях в позвоночнике.
Зачем стоять на гвоздях
Итак, зачем же стоять на гвоздях? Есть как минимум три причины для практики такой достаточно суровой аскезы:
Каждый сам творец своей судьбы. Про здоровье можно сказать то же самое. Даже если сейчас человек молод, полон сил и не знает, что такое болезнь, — в нашем мире всё переменчиво, и, как уже сказано в самом начале, болезнь может долгие годы протекать незаметно. Именно поэтому говорится, что профилактика гораздо эффективнее лечения. Когда болезнь уже вышла на физический уровень, это значит, что она уже достаточно прочно укоренилась в энергетическом теле, и чтобы вылечить такую болезнь, могут понадобиться годы. И чтобы не доводить ситуацию до критической точки, гораздо эффективнее применять профилактические меры: правильное питание, правильное мышление, гармоничные взаимоотношения с миром, физическая активность и практики, позволяющие сохранить здоровье на долгие годы. И одной из таких практик является стояние на гвоздях. Всего несколько минут в день позволят оставаться здоровым и жизнерадостным при любых жизненных трудностях. Вы и сами это заметите.
Как стоять на гвоздях: техника
Важно понимать, что стояние на гвоздях — это не только физическая практика. Как уже сказано выше, исследования показали, что от эмоционального состояния, от самого отношения к процессу выполнения практики зависит результат. В первую очередь важна концентрация. Старайтесь направить внимание на процесс исцеления и восстановления организма. Стояние на гвоздях с мыслью: «Когда закончится этот кошмар?», — скорее всего, не принесёт пользы, а наоборот. Постарайтесь сформировать мотивацию и понять, зачем вы это делаете. Стояние на гвоздях — это своего рода медитация. Важно научиться контролировать свой ум в такой стрессовой ситуации — это позволит не только оздоровить тело, но и перепрограммировать психику и в реальных жизненных стрессовых ситуациях научиться сохранять самообладание.
Ну и самое главное, в любой практике главным аспектом является здравомыслие. Есть множество примеров, как фанатизм в вопросах здорового образа жизни привёл к вовсе нездоровым последствиям. Травмы в спортзале и на коврике для йоги, истощение вследствие голодания и так далее — всё это примеры того, как не нужно делать. И любая, даже самая эффективная практика, может принести вред ровно с той же эффективностью, с какой она приносит здоровье. Поэтому в процессе стояния на гвоздях важно прислушиваться к сигналам организма, и если чувствуете, что выполняемая практика для вас является чересчур аскетичной или приводит к странным результатам, лучше уменьшить время практики, частоту выполнения, а может, и вовсе отказаться от неё.