Практическая работа по русскому языку что это
Виды практической работы на уроках русского языка
Виды практической работы на уроках русского языка
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, умения самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения постановки и решения задач для разрешения возникающих в жизни проблем − профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим особое значение приобретает воспитание и развитие мобильной и самореализующейся личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Большая роль в этом принадлежит практической работе, которая широко используется на уроках русского языка в начальной школе.
Традиционно в методике обучения орфографии в младших классах выделяются следующие группы практической работы:
1. Списывание − передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.
В начальных классах должно быть сформировано умение списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания. В целях овладения учащимися умением списывать учитель, начиная с букварного периода, систематически обучает детей этому. В следующих правилах, адресованных ученику, кратко отражается то основное, что направляет формирование рассматриваемого умения:
1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.
2. Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.
В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты. В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т. п.
Примеры комплексных видов упражнений:
1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.
2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана? Укажите часть речи, падеж, объясните написание.
3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.
4. Восстановление деформированных предложений и текста.
2. Диктант – вид практической работы, сущность которой для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
1. Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
2. Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.
3. Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только, на определенное правило. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, развивает согласованность действий при работе в коллективе.
4. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям в 3-4 предложения; записывается каждая часть после повторного ее прочтения.
3. Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется и четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся (имеется в виду и обогащение словаря, и развитие навыков связной речи). Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложений свидетельствует о его усвоении, так как условия становятся более сложными по сравнению с диктантом.
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование − это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т. е. орфограмму.
а) чтение текста или его запись;
б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними;
в) к каждой орфограмме − комментарий: тип орфограмм правильное написание;
г) в конце предложения − комментирование пунктуации.
5. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. В начале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание — своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
6. Взаимоконтроль при выполнении орфографических упражнений .
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово. Затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.
Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
7. Какографические упражнения
8. Работа над ошибками
Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляется учителем, а вместо этого ставится на полях палочка (у более слабых учеников − номер орфограммы), в конце работы − вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с «Памяткой» (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).
Таким образом, в методике обучения русскому языку в начальной школе выделяются следующие группы практической работы: с писывание ; диктант; изложение; комментированное письмо с указанием орфограмм; письмо с проговариванием; взаимоконтроль при выполнении орфографических упражнений; какографические упражнения; работа над ошибками.
Список использованных источников
1. Анисимова, Н. И. Задания поискового и исследовательского характера для уроков русского языка в начальной школе / Н. И. Анисимова. – М. : МГУ, 2014. – 56 с.
2. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку : пос. для учителей : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http :// www . twirpx . com . – Загл. с экрана.
3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Р. Львов. − М. : Академия, 2013. – 572 с.
4. Методы обучения русскому языку / под ред. М. Р. Львова. – М. : Просвещение, 2009. – 314 с.
Методические рекомендации к практическим работам по русскому языку
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
43.02.13 Технология парикмахерского искусства,
43.02.14 Гостиничное дело
ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»
____________ Е.И. Кривцова
Протокол № ____ от «__» ________ 2018 г.
__________ Е.В. Тулинова
«__» _________ 2018 г.
Лушпа Андрей Олегович, преподаватель русского языка и литературы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
– совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
– формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
– совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
– дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Настоящее пособие представляет собой сборник методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык» который предназначен для специальнос тей 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.14 Гостиничное дело.
Методические рекомендации составлены с учетом действующей программы и ориентированы на учебник:
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. – М: «Русское слово», 2014
Аудиторная учебная нагрузка при изучении дисциплины «Русский язык» 78 часов
Из них практических: 27 часа
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Методические рекомендации по выполнению
Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.
Для эффективного выполнения заданий Вы должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.
В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.
Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.
Условия и порядок выполнения работы:
1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.
2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.
5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.
Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.
Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.
Практические работы по русскому языку
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Русский язык и литература
для специальностей среднего профессионального образования
Одобрена методическим объединением естественно-математических дисциплин
от «___»_____________20 г
Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальностям среднего профессионального образования технического профиля
Зам. директора по УиНМР
__________________ М.А. Ледянкина
Горожанкина Елена Вячеславовна, преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум».
Методические указания содержат задания к практическим работам, порядок их выполнения, рекомендации, перечень контрольных вопросов по каждой практической работе, требования к знаниям и умениям. Приведен список основной литературы и нормативных документов, рекомендуемых для подготовки к практическим работам.
Методические указания предназначены для студентов специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Практическая работа №1 « Анализ структуры текста»
Практическая работа №2 «Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных пластов»
Практическая работа №3 «Лексический и фразеологический анализ»
Практическая работа №4 «Морфемный и словообразовательный анализ слова»
Практическая работа №5 «Сопоставление лексического и грамматического значения»
Практическая работа № 6 «Анализ ошибок в построении простого и сложного предложений»
Практические работы направлены на экспериментальное подтверждение и проверку существенных теоретических положений (законов, зависимостей и закономерностей) необходимых при освоении учебной дисциплины.
В процессе лабораторного занятия обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (опытов) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
В процессе практического занятия студенты выполняют одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Содержанием лабораторных работ является выполнение различных практических приемов, в том числе профессиональных, работа с оборудованием, инструментами, приспособлениями и др.
Содержанием практических работ является решение различного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных задач и т. п.), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками и др.
Состав заданий для практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
Выполнению практических работ предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации работы обучающихся на практических работах могут быть: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации работ все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации работ одна и та же работа выполняется микрогруппами по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Практическая работа № 1
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: способствовать развитию умения анализа структуры текста, понятию того, каким должен быть текст, средства и способы связи предложений в нем.
Для выполнения работы необходимо знать структуру текста, признаки текста, средства и способы связи предложения; необходимо уметь выразительно читать текст, понимать тему и идею текста, определять структуру пласта и находить средства, способы связи предложений.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Текст должен быть связным и цельным.
Основные признаки текста:
а) тематическое и композиционное единство всех его частей;
б) наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная).
Особенности параллельной связи : одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторение первого слова в предложении.
Особенности цепной связи : повтор ключевого слова, замена его синонимом, повтор того или иного члена предложения.
Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – несколько связанных между собой предложений, объединенных микротемой (часть общего текста) и определенной структурой: зачин, срединная часть, концовка.
Абзац – композиционно стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством.
— предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически
— каждый абзац дает какую-либо новую информацию о развитии действия, о характеристике героев.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Задание № 1. Внимательно прочитайте отрывок из произведения И.А. Бунина и докажите, что это текст по алгоритму:
Цельность и связность.
Грамматическая связь между частями (доказать наличие связи).
Языковые средства связи.
Вот я вижу себя снова в деревне глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьём и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам… голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня, и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это ещё более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-весёлые деревенские песни. Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезёт меня к себе… Хороша и мелкопоместная жизнь!
Задание № 2. Прочитайте данные тексты. Определите какой из них является ССЦ, какой – абзацем. Докажите.
Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами; свёрнутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»; густая листва кустарника плотно прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там, позади него.
(Психологический практикум «Помоги себе сам»)
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Учебник Русский язык./ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева, М.: Издательский центр Академия., 2014г.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: Учебник 10-11 кл./ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2010г.
Практическая работа № 2
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных пластов
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: помогать в закреплении и систематизации знаний в области орфографии и синтаксиса современного русского языка; продолжать способствовать выработке навыков грамотного русского письма; продолжать развивать и совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Для выполнения работы необходимо знать основные орфографические правила, правила постановки знаков препинания в предложениях различного типа; необходимо уметь находить нужные орфограммы и пунктограммы, объяснить правильность написания слов и постановки знаков препинания.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Повторить материал по теме «Орфография», «Синтаксис простого и сложного предложений». В случае затруднения обратиться к § 28, 30-36 учебника Е. Антоновой, Г. Воителевой «Русский язык и литература. Русский язык», М.: Академия, 2014.
Вспомнить алгоритм построения схем простого и сложного предложений. В случае затруднения обратиться к рабочим тетрадям по русскому языку.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Задание 1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. В предложениях последнего абзаца подчеркнуть орфограммы, сформулировать правила их написания. При помощи схем объяснить постановку знаков препинания в предложениях последнего абзаца.
Характер отдыха в наш инт. лектуальный век значительно изменился. Что требу…тся для нормального отдыха?
Прежде всего тишина. Современ?ые исследования показывают что человек вернувш…сь с работы домой стремит?ся в изоляц… и от городского шума и людей.
Предст…вление о полном отдых… часто выр…жает?ся в желании.. ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне позволяя свободно разбегат?ся своим мыслям. Отдыхающий человек как ребенок хотел бы делать только то что диктуется внутр…ним к…призом (ни)чего запл…нированного серьезного. Полежать рсс…но подумать лениво побесед…вать со знакомыми почитать легкий журнал. Такой отдых мож…т быть обеспеч…н в пр…делах четырех стен своей комнаты но наибол…е полно это дост…гает?ся в общении с природой.
Право на «ничегонеделание» сч…тавш…еся чуть(ли) не пороком еще (пол)века тому назад теперь должно быть призн…но как необходимый эл…мент отдыха. П…сивный отдых как один из видов психической г…г…ены и сам…лечения совершенно н…обходим и его нельзя (не)дооценивать.
Задание 2. Списать текст. Расставить знаки препинания, подчеркнуть и объяснить орфограммы. Составить схемы всех предложений.
Задание 3. Прочитать. Указать структуру предложений (простое или сложное). Если сложное, определить вид (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Построить схемы сложных предложений.
О доблестях о подвигах о славе
Я забывал на горестной земле
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий
В котором ты в сырую ночь ушла…
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь
Которая и жжет и губит!
Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила шибок обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
В туче, солнце заступающей,
Прокатился гулкий гром,
Ангел, радугой сияющий,
Золотым взмахнул крестом…
То разрастаясь то слабея,
Гром за усадьбой грохотал
Шумела тополей аллея,
На стекла сумрак набегал.
И нужно мне под русским небом
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.
Задание 4. Прочитать, сформулировать правила пропущенных орфограмм. Выписать грамматические основы каждого предложения. Объяснить письменно постановку знаков препинания в первом предложении.
Чичиков оглянулся и увид…л что на стол… стояли уже грибки пирожки скородумки шанишки пряглы блины лепешки со всякими припеками припекой с лучком припекой с маком припекой с творогом припекой со сняточками и (н…)весть чего (не, ни) было.
Если ему на ярмарк… посчас?ливилось напасть на пр…стака и обыграть его, он накупал кучу всего что прежде попадалось ему на глаза в лавках хомутов курительных свеч…к платков для няньки жеребца изюму серебря(н,нн)ый рук…мойник го(л,лл)ан?ского холста крупитчатой муки табаку пистолетов селедок картин точильный инструмент горшков сапогов фаянсовую посуду насколько хватало денег.
Счастлив путник который после дли(н,нн)ой, ску?ной дороги с ее холодами слякотью грязью (н…)выспавшимися станцио(н,нн)ыми смотрителями бряканьями колокольчиков починками перебранками ямщиками кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с (н…)сущимися (на)встречу огоньками, и пр…дстанут перед ним знакомые комнаты радос?ный крик выбежавших навстречу людей шум и беготня детей и успокоительные тихие речи пр…рыва…мые пылающими лобзаниями властными истребить все печальное из памяти.
Русский язык.: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования / Е. Антонова, Т. Воителева, М.: Академия, 2014.
О. Гайбарян, А. Кузнецова. Русский язык, Ростов на Дону, 2012.
Практическая работа № 3
ЛЕКСИЧЕСКИЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться самостоятельно определять лексические группы, определять лексические ошибки и устранять их, находить фразеологизмы и определять их тип.
Для выполнения работы необходимо знать лексические группы слов, типы переноса значений, типы лексических ошибок, типы фразеологизмов; необходимо уметь владеть нормами словоупотребления, пользоваться словарем, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, определять тип фразеологизмов.
ОБОРУДОВАНИЕ: словарь Ожегова, задания.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для выполнения второго задания нужно знать лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и какую функцию выполняют они.
Для выполнения этого задания необходимо обращаться к словарю, чтобы уточнить лексическое значение.
Устранить лексические ошибки и назвать их – тавтология, неуместное использование диалектных слов.
Чтобы правильно выполнить пятое задание, нужно вспомнить три группы фразеологизмов: сращение, единства, сочетания.
Сращения – слова, входящие в оборот потеряли первоначальный смысл, и общее значение оборота совершенно не вытекает из значения составляющих его элементов.
Единства – фразеологизмы, в которых входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота.
Сочетания – оборот, в котором одно из слов ограничено в своем употреблении.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Ознакомление с методическими рекомендациями.
Оба варианта переписывают первое задание, подчеркивают слова, употребляемые в переносном значении и сверху пишут тип переноса.
Для выполнения второго задания нужно заполнить таблицу:
Оба варианта из третьего задания выписывают пары слов, которые не являются антонимами и объясняют почему.
В четвертом задании переписать предложения, исправив лексические ошибки.
В пятом задании заполнить таблицу:
Задание 1. Перепишите. Найдите в приведенных предложениях слова, которые употреблены в переносном значении. Укажите пути переноса значения.
1.Густо засеяна людьми благодатная земля Украины. (М. Горький.) 2. Испуганно жмутся друг к другу дома; в застывшие ставни стучится зима. (М. Исаковский.) 3. Угрюмый замок с его тремя башнями, с мрачными узкими окнами, с железными воротами и зеленоватой, обильно поросшей мхом стеной выглядел странно… (В. Закруткин.) 4. Где-то над головами ходили «кукурузники», эти неутомимо мурлыкающие друзья пехотинцев… получили от бойцов свое сельскохозяйственное прозвище. (О. Гончар.) 5. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска. (А. Пушкин.) 6. Что ты жадно глядишь на дорогу, в стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов.) 7. Дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава. (А. Твардовский.)
Задание 2. Отнесите к соответствующим лексическим группам выделенные в предложении слова (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы).
Задание 3. Определите, какие из выделенных слов не являются антонимами. Объясните почему.
1. Ясный день – пасмурный день; 2. Ясный день – ненастный день; 3. Ясный день – осенний день; 4. Ясный день – туманный день.
1. Скромный человек – активный человек; 2. Скромный подарок – богатый подарок; 3. Старый мужчина – молодой мужчина; 4. Старый друг – новый друг.
Задание 4. Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.
1.Появление пьес А.Н. Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. 2. Автор сатирически изображает образы помещиков. 3. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. 5. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.
Задание 5. Назвать тип фразеологизмов.
1. Умереть со смеху. 2. Коломенская верста. 3. Черта с два. 4. Засучив рукава.
1. Сбоку припека. 2. Ни в зуб ногой. 3. Щекотливый вопрос. 4. Сматывать удочки.
1. Морочить голову. 2. Расширять кругозор. 3. Тянуть лямку. 4. Сбоку припека.
1. Ума палата. 2. Нести ахинею. 3. Скатертью дорога. 4. Море по колено.
1. Черная благодарность. 2. У черта на куличках. 3. Дамские пальчики.
4. Скатертью дорога.
Л. Рахманин. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов, М.: Всшая школа, 1995
Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. М.: Академия, 2012.
В.В. Бабайцева. Русский язык 10-11 класс: уч. для общеобразов. учреждений, М.: Дрофа, 2008.
Практическая работа № 4
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: способствовать развитию умения анализа морфемного и словообразовательного разборов слов, их понятию, алгоритму разбора, структуры слов.
Для выполнения работы необходимо знать принципы алгоритма морфемного разбора, морфемы слова, принципы алгоритма разбора словообразовательного анализа слов, виды морфем слова по словообразованию, способы словообразования слов (морфологические и неморфологические); необходимо уметь проводить морфемный и словообразовательный разбор по данному плану анализа.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Способы словообразования: приставочный (приехать); суф фиксальный (лыжник); приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ (милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую (столовая, нападающий).
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
А) План морфемного разбора
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Б) План словообразовательного разбора
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.
2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Образец морфемного и словообразовательного разбора
1. Глагол, неизменяемое слово.
3. Основа дождал-ся — простая, членимая, прерывистая.
6. Корень -жд- ; ждал — ждёт — ожидавший ; -жд- // -жд’- // -жид- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
7. Исторических изменений в составе слова нет.
1.Существительное, изменяемое слово.
3.Основа слова кольц- — простая, нечленимая, непрерывная.
6. Корень кольц- ; кольца — колец — колечко ; кольц- // колец- // колеч’- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
2. Словообразовательный разбор
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
Задание 2. Разделите слова на три группы по способу словообразования: 1) приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.
Побережье, антивирус, взлет, неорганический, соединение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старому, покос, демобилизовать, выкатывать.
Задание 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.
Когда, после того как Махоткин и Вронский пер..ск..чили большой бар..ер, следующий оф..цер упал тут же на гол..ву и ра..бился зам..ртво и ш..рох ужаса пр..нёсся по всей публике, Алексей Александрович видел, что Анна даже не з..метила этого. Но он всё чаще и чаще и с большим упорством вглядывался в неё. Анна, вся погл..щённая зрелищем ск..кавшего Вронского, почу..ствовала сбоку устр..млённый на себя взгляд х..лодных глаз мужа (Л. Толстой).
Е.С. Антонова Т.М. Воителева «Русский язык»: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия»,2012.
Практическая работа № 5
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО И ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: способствовать развитию умения находить в словах русского языка лексическое и грамматическое значения, умения анализировать слова по частям речи и их лексическим и грамматическим значениям.
Для выполнения работы необходимо знать понятия лексического значения слова, их типы, средства выражения, понятие грамматического значения, части речи, их разбор по частям речи, лексический разбор; необходимо уметь определять виды и типы лексических и грамматических значений по частям речи, охарактеризовывать их с трех позиций, проводить лексический разбор по алгоритму.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 90 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Слова имеют лексические и грамматические значения. Лексические значения изучаются лексикологией, грамматические значения изучаются грамматикой — морфологией.
Лексика языка. Словарный состав языка .
Словарь языка имеет в своем составе активную лексику т. е. слова, которыми пользуются в данный период времени все говорящие, и пассивную лексику, т. е. слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться. Пассивная лексика: историзмы, архаизмы, неологизмы.
Все лексемы языка можно охарактеризовать с 3-х позиций.