Практическая работа что значит жить по правилам

1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова.

Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Закон – в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Обычай
– унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Порядок
– 1) состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–нибудь. 2) Последовательность, ход. 3) Способ, метод, путь в осуществлении чего–нибудь. 4) Строй, системы управления, режим.

Для чего, по твоему мнению вводятся правила?

Правила необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, чтобы была какая-то грань, за которую переступать нельзя. Если эту грань переступает человек, то за нарушение правила он должен отвечать по закону.

2. Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведи примеры различных социальных норм. Заполни таблицу.

ПравилаСоциальные нормы
по направленностипо степени обязательности
предписаниязапрещениянормы-правиланормы-ожидания
гигиенычистить зубы, умыватьсяне умываться, не чистить зубы, не ухаживать за собоймыться, ухаживать за собоймыться часто, тщательно чистить зубы
дорожного движениявключение поворотников, аккуратное вождениепроезд на красный свет, разворот через две полосыпроускать пешеходов, ехать на зеленый светаккуратное вождение
поведения в общественном транспортеуступать место пожилым и детямбегать, ругать, выпрыгивать на ходуне бегать, не ругаться, не выпрыгивать из салонауступать места пожилым людям, жещинам и детям
этикетане опаздывать, быть вежливымопаздывать, быть грубымвежливость, порядочностьне опаздывать, быть вежливым
поведения в школеучиться на отлично, посещать все урокиплохо учиться, прогуливать урокиучиться, не прогуливатьучиться, посещать уроки

3. Ниже приведён перечень норм. Все они, за исключением двух, относятся к неформальным социальным нормам:

1) умываться и чистить зубы по утрам;
2) оплатить проезд в общественном транспорте;
3) уступить место пожилому человеку;
4) здороваться со старшими;
5) помочь инвалиду перейти улицу;
6) убрать мусор после пикника на природе.

Отметь нормы, выпадающие из этого ряда.

Неформальные социальные нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения.

Формальные социальные нормы – нормы представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

4. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Практическая работа что значит жить по правилам

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами

Практическая работа что значит жить по правилам

1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?

Не шуметь во время еды, уважать старших, быть дружелюбным со сверстниками, не обижать маленьких, не разговаривать с незнакомыми, не гордиться, не избегать бедных, помогать бедным, сиротам, вдовам, не заниматься самосудом.

2) Какие качества человека ценились больше всего?

Порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость

3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чём оно проявляется?

В наше время ценности практически не изменились, все так же в почёте порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость, доброта, смелость.

6. Объясни понятие и заполни схему.

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.

Практическая работа что значит жить по правилам

7. В учебнике приведён фрагмент «Сетикета» — сборника правил для пользователей Интернета. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета», воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Всё это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера? Своё мнение обоснуй.

Сетевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера, прав. В повседневной жизни люди должны быть воспитанными, лояльными, вежливыми, не употреблять ненормативную лексику и т д. В Сети точно также нужно вести себя корректно.

Какие правила «Сетикета» актуальны только для пользователей Сети?

Когда используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника. и ты должен думать как ты будешь выражать эмоции.

Флуд — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.
Спам — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу.
Хотлинк — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.
Офтопик — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.

8. Объясни своими словами смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони (1785—1873): «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете».

Любые действия, выполняющиеся без закономерности, приводят к беспорядку. Работа, выполняемая без соблюдения последовательности, превращается в бессмысленное и бесконечное передвижение предметов с места на место.
С самого детства нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня, и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное «правило». Т.е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение.

Источник

Урок-практикум по теме «Социальные нормы: что значит жить по правилам» 7 класс обществознание

Практическая работа что значит жить по правилам

Практическая работа что значит жить по правилам

Социальные нормы: что значит жить по правилам

1. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждомуэлементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) регулирование общественных отношений

1) только моральные нормы

2) только правовые нормы

3) и правовые, и моральные нормы

Б) общеобязательность для всего населения,проживающего на территории определённого

В) установление общих правил поведения

Г) охрана исключительно силой общественногомнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) обеспеченность и гарантированность государством

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Древнему китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».

1. Как Вы понимаете смысл слова «бессердечие»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек, совершая поступки, соблюдал моральные принципы? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «соблюдение закона»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы жить, соблюдая закон? (Назовите любые два таких качества.) Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполня­ют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.

1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.

2) Правила нужны для оценки действий.

3) Правила организуют деятельность людей.

4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям

2. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.

1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.

3. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).

1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно

4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

5. Выберите правильное высказывание.

1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.

6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

7. Заполните пропуски в таблице.

«Коллективные привычки», которые действуют в больших социальных группах

Последовательность действий, установленная ритуалами, традициями

Источник

Практическая работа по теме «Что значит жить по правилам?»

ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ

1.Правила, устанавливающие, кто, в какой очерёдности, с помощью каких непременных слов, жестов или предметов будет совершать действия:

А) расследование б) преступление в) ритуал г) общение

2.Государство, признавая права и свободы человека, обязуется:

1) Принимать законы, гарантирующие каждому его права

2) Признавать Декларацию прав человека основным законом страны

А) верно только 1 б) верно только 2 в) верно и 1, и 2 г) нет верного ответа 3.К обязанностям граждан России относится:

А) охрана природы б) участие в управлении государством

В) приобщение к национальной культуре г) соблюдение моральных норм

4.Золотое правило морали определяет:

1) материальные возможности семьи 2) права и обязанности человека 3) правила этикета 4) правила отношения к людям

5. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина. 1) Платить налоги 2) Защищать Родину 3) Посещать театры и музеи 4) Участвовать в митингах и демонстрациях 5) Беречь природу 6) Заниматься благотворительностью

6. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Новорожденный младенец может стать человеком в окружении других людей.

Б. Новорожденный младенец может стать человеком и вне человеческого общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Соотнеси понятия и их определения

1) выработанный или установленный порядок совершения чего-либо

2) традиционно установившийся порядок поведения

3) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения гделибо

А) ОБЫЧАИ Б) РИТУАЛЫ в) ЭТИКЕТ

8. Заполни схему, используя приведенный ниже текст из Конвенции ООН о правах ребенка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

1) Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать свое мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Практическая работа что значит жить по правилам

1) каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться

одними правами и быть лишенным других

2) все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах

3) права человека неотделимы от самого человека

Запиши в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

Источник

Практические задания Социальные нормы

Социальные нормы: что значит жить по правилам

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

1) только моральные нормы

2) только правовые нормы

3) и правовые, и моральные нормы

Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории определённого

В) установление общих правил поведения

Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) обеспеченность и гарантированность государством

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Древнему китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».

1. Как Вы понимаете смысл слова «бессердечие»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек, совершая поступки, соблюдал моральные принципы? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «соблюдение закона»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы жить, соблюдая закон? (Назовите любые два таких качества.) Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполняют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.

Правила помогают в разрешении спорных вопросов.

Правила нужны для оценки действий.

Правила организуют деятельность людей.

Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям

Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.

1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.

Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именительный падеж, единственное число).

При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).

1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно

4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

5. Выберите правильное высказывание.

1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.

6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

7. Заполните пропуски в таблице.

Практикум Социальные нормы: что значит жить по правилам

1) отсутствие у человека нравственных понятий, совестливости, сочувствия и сострадания

2) преступление является уголовным правонарушением, преступления бывают разной тяжести, однако самые тяжкие – это те, в основе которых цинизм и жестокость

бессердечие не является преступлением в прямом смысле, потому что не нарушает правовых норм, но по силе своего разрушительного воздействия на личность, по последствиям для взаимоотношений между людьми оно может быть приравнено к самым тяжким преступлениям

3) потому что человеколюбие, добросердечие и уважение к другим позволяют человеку правильно вести себя в обществе

1) следовать в поведении нормам права, закреплённым в нормативно-правовых актах, не нарушать правовых норм

2) норма права, закрепленная в законе, является охраняемым государством общеобязательным правилом, которое регулирует общественные отношения во многих сферах; соблюдение законов обеспечивается силой государства; руководствуясь в своем поведении нормами права, человек не только проявляет уважение к правам и свободам других людей, но и заботится о своей безопасности и благополучии

3) ответственность, дисциплинированность, чувство долга, порядочность, нравственность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *