Практическая психология что это
Практическая психология
Практическая психология – раздел психологии, занимающийся практическим применением ее знаний. Она применяется во всех сферах человеческой деятельности: спорте, здравоохранении, образовании, производстве, праве. Широкую популярность приобрела благодаря развитию Интернета и интересу многих людей к самой науке. Это имело следствием появление многочисленных работ по практической психологии, которые на самом деле отношение к ней имели весьма отдаленное.
Задачи практической психологии
Областями практической психологии являются:
Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.
Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:
Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:
Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводиться к решению следующих трех задач:
Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.
Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.
Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.
С чего начать изучение практической психологии?
Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.
Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.
Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?
Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.
Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.
Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.
Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.
При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:
Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.
Психология личности
Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.
Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:
Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.
Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.
Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.
Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.
Книги по практической психологии
Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.
Основные сведения о практической психологии
Что изучает практическая психология как отрасль науки
Практическая психология — это направление в психологии, посвященное практическому применению ее знаний.
Практическая психология всегда опережает теорию. В то время как практика накапливает огромные объемы данных, теория пытается экспериментально проверить их, найти научные подтверждения, сформулировать основные тезисы. Это тормозит развитие теоретического направления, но позволяет формировать надежную основу для будущих поколений.
Практической психотерапии известно неисчислимое количество психических расстройств, каждое из которых имеет несколько вариаций. Однако теория по большинству таких заболеваний только начинает формироваться.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Как отрасль науки, практическая психология концентрируется на возможности влияния на психику и деятельность человека, разрабатывает групповые и индивидуальные методы воздействия.
Практическая психология: основные направления
Основными направлениями являются:
В зависимости от выбранного направления специалист может решать задачи разного характера:
Практические психологи находят себе профессиональное применение в медицине, спорте, образовании и обучении, на производстве, в области социально-экономических отношений, в политике, маркетинге, рекламе.
Методы практической психологии
Методы практической психологии включают в себя разработки из области психотерапии, педагогики и консультирования. Ведущими из них являются внушение, подкрепление, психологическая консультация.
Внушение
Внушение — это такой вид воздействия на человеческое сознание, при котором происходит некритическое восприятие транслируемых установок и убеждений.
Задача практического психолога в этот момент — сформировать у человека требуемую точку зрения или определенное состояние. Для этого он может использовать совет, наставление, одобрение, осуждение, намек, команду. В некоторых случаях специалисты создают иллюзию выбора, предоставляют несколько возможных вариантов, один из которых является очевидно верным.
Ярким примером внушения может выступать эффект плацебо, когда человеку под видом сильнодействующего лекарства дают «пустышку» — пустую или заполненную абсолютно инертным веществом капсулу. Под воздействием внушения улучшается состояние, проходит боль, недомогание.
Подкрепление
Подкрепление — это ситуативная реакция психолога на действия пациента. Она может быть как позитивной, так и негативной.
Подкрепление заимствовано из педагогики, где при помощи положительной оценки закрепляется правильное действие воспитуемого, а посредством негативной — предотвращаются нежелательные действия.
Консультирование
Психологическое консультирование — это ориентирование человека в жизненной ситуации, производимое при помощи беседы.
Если ориентирование предполагает проведение нескольких встреч, значит речь идет о психологическом консультировании. Если ограничиваются одной беседой, то такой формат определяют как разовую консультацию.
Важное отличие метода — отсутствие необходимости в особой подготовке клиента. Специалист и его подопечный вместе определяют предмет беседы, проводят изучение обстоятельств, намечают пути достижения желанного результата. Однако психолог в своей деятельности всегда опирается на определенную структуру:
Многоразовое консультирование подразумевает еще два этапа: домашнее задание и завершение.
Применение психологических знаний
Люди, обладающие психологическими знаниями, находят им применение во всех областях жизни: в семье, работе, учебе, бизнесе, дружбе, творчестве, любви. При этом универсальных знаний, позволяющих достигать успеха в любой из областей, не существует: всегда есть разница в обстоятельствах, методах и способах.
Чтобы правильно применять психологические знания, нужны постоянная практика и основанный на тщательном анализе опыт. Люди, обладающие такими навыками, быстрее решают возникающие проблемы, более эффективны и производительны.
Задачи и методы практической психологии
Значимость психологии как науки в том, что она воздействует как на группы людей (вплоть до жителей отдельных стран), так и на личность индивида. Отрасль, которая непосредственно занимается воздействием — практическая психология. Она, используя наработки теоретической базы, успешно применяет их в консультировании, диагностике и коррекции.
Суть и идеи науки
Практическая психология — наука, призванная решать проблемы, с человеческой психикой при посещении специалиста. Направления:
Практическая психология направлена не на пациента, а на терапевта. Получая знания, он использует их для работы с людьми. Методы применяются разные. Результат удачно проведенной психотерапии — избавление пациента от психологической проблемы.
Предмет и задачи
Практический психолог изучает психические явления и их закономерности. Он учится управлять ими, развивать необходимые качества и купировать патологические явления. В список задач психолога-практика входит:
История и последователи направления
Когда исследователи обнаружили, что они не только могут изучать психические явления, но и оказывать на них влияние, было принято решение объединить знания и методы в отдельную науку. Так появилась практическая психология, оформившаяся как самостоятельная дисциплина в начале 20 века.
Это направление науки быстро стало популярным, поскольку могло изменять жизни людей. Из США оно распространилось в другие страны, поначалу европейские, после — страны Азии и Африки. Ее развитием занимались: Юнг, Конт, их многочисленные последователи.
Практический психолог, работающий как отдельный терапевт, поначалу не вызывал ни одобрения ни понимания. Считалось, что для полноценной работы больному необходимы клинические условия, но уже в 60 годы первые частные практики стали работать в отдельных кабинетах не при клиниках.
Такой формат быстро стал повсеместным. Даже противники метода были вынуждены признать, что он работает — после прохождения терапии пациенты отмечали значительное улучшение самочувствия и жизненной ситуации.
Практическую психологию часто путают с прикладной, считая их синонимичными понятиями, но прикладная психология не отдельная наука, а часть практической. Она объединяет методы изучения закономерностей психики, которые потом используются на практике. Эти науки не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Развитие практической психологии в СССР началось в 80 годах, когда стал возможен обмен опытом между практиками разных стран. Наибольший вклад в развитии внесли исследования Дружилова. Психология перестала быть просто областью изучения. Ее достижения и открытия направили на решение конкретных задач в образовании, промышленности. Область применения практического психологического знания постоянно расширялась. Параллельно шла популяризация науки среди представителей математики, юриспруденции, политики.
Развитие направления
Накопление опыта позволило терапевтам оказывать помощь и работать на перспективу, не допуская повторения проблемы в дальнейшем, но низкий уровень понимания сущности психологии у обывателей все еще является проблемой.
По представлениям людей далеких от науки, психология — мистическая практика, которая может воплотить любое требование. Частый запрос к терапевту — «исправить» проблемы в поведении.
Психология так не работает. На консультации терапевту нужно прикладывать значительные усилия, чтобы понять сущность проблемы пациента, проявлять творческий подход. Готовых шаблонов, которые действовали бы в любой ситуации, нет.
Нельзя игнорировать тот вклад, который практики уже внесли в формирование массового сознания. Задача современной психологии — популяризация науки среди простых людей, донесение необходимости диагностики и коррекции.
Преимущества и недостатки науки
Иногда психологию считают «несерьезной» по сравнению с психиатрией. Это неверный подход, который отражает только полное непонимание принципов работы с личностью.
К недостаткам можно отнести невозможность получить медикаментозное лечение. Подбирать препараты может только психиатр. Поэтому нельзя противопоставлять эти отрасли и считать, что одна в чем-то хуже другой.
Методы исследования
Первая задача, с которой работает психолог во время консультации, — определение проблемы пациента. Для этого он использует различные методы диагностики.
Для оценки состояния используются несколько методов поочередно:
Наблюдение может происходить в кабинете или естественной среде пациента. При исследовании ведутся записи, по которым впоследствии будут сделаны выводы.
Беседа, в отличие от обычного разговора, имеет четкую цель — выявление истинной причины патологии. Оцениваются не только слова пациента, но и его поза, мимика, жесты. Важны интонации, непроизвольные смысловые акценты. Часто в процессе беседы пациент меняет изначальный запрос, понимая, что его проблема в другом.
Связь с другими науками
Практическая отрасль предполагает использование знаний и методов из других областей:
Также обязательно взаимодействие психологии с другими науками, в частности, с биологией. Психика — не только область личностного развития. Она не может работать без нормального функционирования ЦНС, а ее изучением занимается биология. Также практическое применение затрагивает гуманитарные науки: историю, философию, культурологию. Для полноценных исследований необходимо и применение математических методов. Практическая психология объединяет разные дисциплины и находит новые подходы к их применению.
Что такое практическая психология?
Профессии
Практическая психология — это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:
И если для первого наличие основного психологического образования — обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями — перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.
В рамках психологического консультирования задача — разобраться непосредственно с проблемами пациента — также ставится точно и ясно.
Как этому научиться?
Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.
Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.
Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.
С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.
Данный курс «Психология человека» — это:
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Методы практической психологии
Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.
Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:
Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.
Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.
Применение
Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.
Остальные вопросы могут быть очень узкими — такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.
§ 1. Понятие о психологической информации и способах ее получения
Что такое информация о человеке? Это могут быть конкретные знания о конкретном человеке, это могут быть и знания о его близких, о социальной и экономической обстановке, его окружающей, это могут быть знания, характеризующие его как биологическое существо и т. п. Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления человека, его чувствах и желаниях, о его возможностях действовать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им.
Есть очень интересная точка зрения на происхождение человеческой истории, высказанная академиком Б.Ф. Поршневым. Она основана на понимании материальных потребностей человека, его нужды в конкретных предметах или свойствах этих предметов: остром ноже, длинном копье, емком сосуде и т. п.
Б.Ф. Поршнев утверждает и убедительно показывает, что норма поведения каждого человека в первобытном обществе состояла в том, что он раздаривал результаты своего труда. Другими словами, производя больше, чем было нужно для восстановления сил, затраченных на производство, человек стремился угостить и одарить других. Как отмечал Б.Ф. Поршнев, «на заре истории лишь препоны родового, племенного, этнокультурного характера останавливали в локальных рамках «расточительство» и тем самым не допускали разорения данной первобытной общины или группы людей»4.
«Отдать» — это норма отношений в первобытном обществе, это форма воздействия на другого человека с помощью добытого из природной среды продукта, средства обеспечения жизненных благ.
Этот продукт — пища, орудие, одежда — выполнял роль регулятора человеческих отношений, так как он нес в себе особый род влияния человека на человека, в котором проявляется индивидуальность каждого из них. Это могло выглядеть как такой монолог:
—У меня есть острый камень. У тебя нет. Мне его не надо, возьми его себе. А может быть, такой:
—Беру. Хороший орех. А ты возьми мой банан.
Здесь предметы выполняют свою суггестивную функцию, то есть регулирующую отношения людей с помощью известных им функций предметов. И острый камень, и орех, и банан не просто попали в поле восприятия человека, а они создали соответствующее отношение, которое может быть передано через этот предмет другому человеку. В первом монологе — это отношение заинтересованности-незаинтересованности в предмете, во втором диалоге — это отношения взаимной приязни, проявляемые через обмен продуктами. Человек может сам проявить отношение к предмету, увидеть в нем и потребности других людей в качествах предмета — в его вкусе или остроте, как в наших примерах, но это возможно, по мнению Б.Ф. Поршнева, только потому, что раньше это отношение было проявлено к предмету и его свойствам другими людьми Те же качества острого камня или вкусного ореха определили его отношение с другим человеком, только позже оно становится его индивидуальным отношением, которое будет применяться как воздействие на другого человека.
Это известный закон развития высших психических функций, сформулированный Л.С. Выготским, который говорит о том, что каждая психическая функция была раньше разделена между людьми, а затем стала способом самоорганизации одного человека.
Как писал Б.Ф. Поршнев, организм человека стал производить действия, не диктуемые его собственной сенсорной сферой. Человек стал ориентироваться на значение производимых им предметов, на то значение, которое включало в себя человеческие отношения, регулировало их, создавало их.
Чтобы был установлен предел стремлению первобытного человека отдавать и дарить произведенное им, общество создало специальные нормы для регуляции пределов дарения. Это привело к тому, что появилось множество человеческих общностей, обособленных друг от друга по разным, даже случайным, признакам. Общие нормы регуляции процесса отдавания произведенных благ объединяли их и одновременно ограничивали от других общностей. Эти общие нормы и фиксировались в едином для общности людей языке, который выполнял главную функцию — воздействие на другого человека.
Недаром многие лингвисты предполагают, что глаголы древнее, чем существительные, при этом глаголы были сначала побудительными, повелительными, воздействующими непосредственно на действие человека.
Этические стандарты деятельности практического психолога
Психология, как и любая другая наука,
делится на:
Для обеих наук характерно стремление
к получению нового знания и его обобщению.
Если первую скорее интересуют
основополагающие проблемы психики,
теоретический аспект рассмотрения этих
проблем и их эмпирическая проверка
(общая психология, психофизиология,
социальная психология, психология
развития и др.), то в прикладной науке
приоритет отдается изучению психических
явлений в естественной обстановке и
использованию полученных в фундаментальной
науке знаний в конкретных ситуациях и
условиях (эргономика, психология рекламы,
психология менеджмента, организационная
психология, юридическая психология и
др.). (См.
дополнительный иллюстративный
материал.)Наряду
с этим существует еще одна сфера
деятельности психолога —практическая
психология, в которой решаются
конкретные задачи, а получение нового
знания является, как правило, необязательным
приложением. Практическая психология
— это особый вид деятельности психолога,
направленный на:
решение конкретной практической задачи
и предполагающий получение психологической
информации о конкретном человеке или
группе людей;
анализ полученной информации на основе
знаний, полученных в фундаментальной
или прикладной психологии;
разработку (планирование)
и реализацию воздействия (как
психологического, так и не психологического)
на конкретного человека или группу
людей с целью их изменения или изменения
их поведения. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Такая специфика работы практического
психолога накладывает на него серьезные
обязательства и предопределяет его
действия в соответствии с этическими
и моральными принципами. Перечислим
наиболее существенные из них.
1.
Практический психолог обеспечивает
конфиденциальность личностно значимой
информации, полученной от клиента на
основе личного доверия. Он обязан
предупреждать обследуемых о том, кто и
для чего может использовать получаемую
информацию и какие решения могут быть
вынесены на ее основе.
2.
Практический психолог несет моральную
ответственность за решения, принимаемые
на основе предоставляемой им информации,
и предупреждает возможные ошибки,
допускаемые непрофессионалами в области
психологии.
3.
Практический психолог должен воздерживаться
от действий, ухудшающих состояние
клиента и наносящих ему вред, особенно
при работе с больными людьми. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Что такое психология человека?
Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.
Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:
Основные разделы психологии:
Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.
Школы
Следующие школы имеют большое значение для практической психологии:
Терминология
Практическая психология — это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним «прикладная». Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.
Использовать эпитеты «прикладная» и «практическая» в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология — это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.