Практическая подготовка в спо что это
Практическая подготовка с 2020 года
Нам пришел вопрос от клиента:
«Специалистов избыток, а не хватает » — так можно кратко охарактеризовать ситуацию на рынке труда.
Причина в том, что образовательная система до сих пор развивается в стороне от производства и бизнеса. В итоге выпускники получают знания, которые им не понадобятся, а работодатели безуспешно ждут готовых высококвалифицированных специалистов.
Два года назад в Госдуме начала работу группа по трудовому воспитанию обучающихся. Ее цель — решить вопрос нехватки профессионалов на кадровом рынке.
Результатом деятельности группы стал законопроект, который вводит в систему образования понятие «практической подготовки».
Нормативная база практической подготовки
На данный момент принято три документа, которые регламентируют понятие практической подготовки и порядок её организации:
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Также есть разъяснения Минобрнауки по принятым НПА — Письмо Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 «О направлении вопросов-ответов».
Отличие практической подготовки от практики
До июля 2020 года в Законе об образовании присутствовало понятие «практика»:
В новой редакции практику заменили на практическую подготовку:
Практическая подготовка как форма организации образовательной деятельности включает в себя практику как вид учебной деятельности. Это становится понятно, если мы обратимся к пунктам 6, 7 и 9 Приказа 885/390 «О практической подготовке обучающихся»:
6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
9.Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, к практической подготовке относится непосредственно практика, а также практические занятия, практикумы, лабораторные занятия и даже занятия лекционного типа, если их цель — сформировать, развить, закрепить практические навыки и компетенции, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Программы, по которым образовательная деятельность обязана организоваться в форме практической подготовки
В соответствии со ст. 13 частью 6 Закона об образовании, практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) или их отдельных компонентов.
К ОПОП относятся (ст. 12, часть 3, пункт 2 Закона об образовании):
Для остальных программ практическая подготовка факультативна.
Практическая подготовка в программах ДПО и ПО
Мы выяснили, что обязательность практической подготовки не распространяется на программы ДПО и профессионального обучения (ПО), по которым организуется обучение в учебных центрах.
Но на ДПО и ПО продолжают распространяться остальные требования Закона об образовании. В частности, закон обязывает разрабатывать программы ДПО и ПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
В профстандартах перечислены конкретные умения и навыки, которыми должен обладать специалист определенной квалификации.
А навыки и умения формируются только в практической деятельности.
Анализируя процесс обучения, С. Л. Рубинштейн, советский психолог и философ, автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии», отмечал:
«Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями как „техническими“ компонентами той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучения какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность».
Приходим к выводу, что полное освоение профессии невозможно представить без практической подготовки, когда специалист в «боевых» условиях применяет полученные знания.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций.
Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций. При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.
Итак, новые изменения, касающиеся практической подготовки, формально не затронули область ДПО и ПО. Но фактически практика при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.
Как организовать практическую подготовку на дистанционных курсах
Законодательных ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере профессионального образования и профобучения нет. Об этом мы писали в статье «Дистанционное обучение в России».
Однако понятно, что если у образовательной организации стоит цель обучить, а не выдать итоговые документы об обучении, без организации практики на месте не обойтись. И тут уже надо руководствоваться новыми требованиями к практической подготовке по 273-ФЗ.
Непосредственно в учебном центре;
В организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, на основании договора.
Если практика организуется в профильной организации, то мы получаем эффективную дуальную модель обучения, когда теорию дает образовательная организация, а умения и навыки отрабатываются непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Есть программы, которые можно реализовать исключительно с использованием дистанционных технологий (ДОТ). Для этого, по требованиям Закона об образовании, нужно создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
В рамках таких программ практическую подготовку можно организовать с помощью интерактивных практических заданий и виртуальных тренажеров.
Если вы используете курсы Учи.Про
Если вы используете в обучении готовые курсы Учи.Про, организация практической подготовки остаётся зоной вашей ответственности как учебного центра. Мы добавляем в курсы интерактивные задания, однако их недостаточно для формирования профессиональных навыков.
То есть, вы можете использовать курсы Учи.Про в качестве теоретической подготовки, а практику вы организуете сами — очную в профильной организации или дистанционную с помощью виртуальных обучающих систем.
Подытожим:
Понятие «практическая подготовка» шире понятия «практика». Практическая подготовка включает в себя практику, наряду с лабораторными работами, семинарами и прочими видами учебной деятельности.
Практическая подготовка обязательна для основных профессиональных образовательных программ, то есть, для СПО и вузов. Для остальных факультативна.
Программы ДПО и ПО разрабатываются на основе профстандартов. Цель профессионального обучения — приобретение знаний, формирование умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. А получить умения и навыки невозможно без практики. Фактически практическая подготовка при реализации программ профобучения была и остается частью образовательного процесса.
Практическую подготовку можно организовать в профильной организации (не ИП) или непосредственно в образовательной организации.
Дистанционная практика возможна, если у вас созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, например, есть виртуальные тренажеры для отработки навыков.
Готовые курсы Учи.Про могут содержать интерактивные задания, но их недостаточно для практической подготовки. Вы можете использовать курсы Учи.Про для теоретического обучения, а практику проводить в профильной организации или в учебном центре при наличии электронных систем обучения.
Практическая подготовка в спо что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962), пунктом 1, подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 26, ст. 3851; 2020, № 16, ст. 2612), и пунктом 1, подпунктом 4.2.7 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2020, № 11, ст. 1547), приказываем:
Положение о практической подготовке обучающихся (приложение № 1);
примерную форму договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (приложение № 2).
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г., регистрационный № 28785);
от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный № 40168);
от 18 августа 2016 г. № 1061 «О внесении изменения в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2016 г., регистрационный № 43586);
от 15 декабря 2017 г. № 1225 «О внесении изменений в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2018 г., регистрационный № 49637).
Врио Министра науки и высшего образования Российской Федерации | А.В. Нарукавников |
Врио Министра просвещения Российской Федерации | Д.Е. Глушко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2020 г.
Утверждено
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. № 885/390
Положение о практической подготовке обучающихся
Порядок организации практической подготовки не распространяется на лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования, по образовательным программам в области искусств и в области физической культуры и спорта.
3. Практическая подготовка может быть организована 2 :
4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.
5. Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.
6. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики.
9. Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
10. При организации практической подготовки профильные организации создают условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
11. При организации практической подготовки обучающиеся и работники образовательной организации обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации (образовательной организации, в структурном подразделении которой организуется практическая подготовка), требования охраны труда и техники безопасности.
12. При наличии в профильной организации или образовательной организации (при организации практической подготовки в образовательной организации) вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.
13. При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. № 1032н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г., регистрационный № 56976), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 187н/268н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2020 г., регистрационный № 58430).
14. Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
15. Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
1 Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962).
2 Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962).
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962.
Утверждена
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. № 885/390
Договор о практической подготовке обучающихся, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы
именуем___ в дальнейшем «Организация», в лице __________________________,
действующего на основании ______________________________________________,
с одной стороны, и _____________________________________________________,
именуем_____ в дальнейшем «Профильная организация», в лице
______________________________________________, действующего на основании
______________________________________________________, с другой стороны,
настоящий Договор о нижеследующем.
1. Предмет Договора
1.2. Образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки, согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (приложением 1).
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Организация обязана:
2.1.1 не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала практической подготовки по каждому компоненту образовательной программы представить в Профильную организацию поименные списки обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы посредством практической подготовки;
2.1.2 назначить руководителя по практической подготовке от Организации, который:
обеспечивает организацию образовательной деятельности в форме практической подготовки при реализации компонентов образовательной программы;
организует участие обучающихся в выполнении определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
несет ответственность совместно с ответственным работником Профильной организации за реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, за жизнь и здоровье обучающихся и работников Организации, соблюдение ими правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;
2.1.4 установить виды учебной деятельности, практики и иные компоненты образовательной программы, осваиваемые обучающимися в форме практической подготовки, включая место, продолжительность и период их реализации;
2.1.5 направить обучающихся в Профильную организацию для освоения компонентов образовательной программы в форме практической подготовки;
2.1.6 _________________(иные обязанности Организации).
2.2. Профильная организация обязана:
2.2.1 создать условия для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, предоставить оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся;
2.2.2 назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны Профильной организации;
2.2.3 при смене лица, указанного в пункте 2.2.2, в _____-________дневный срок сообщить об этом Организации;
2.2.4 обеспечить безопасные условия реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, выполнение правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;
2.2.5 проводить оценку условий труда на рабочих местах, используемых при реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, и сообщать руководителю Организации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
2.2.6 ознакомить обучающихся с правилами внутреннего трудового распорядка Профильной организации,__________________________________________________
(указываются иные локальные нормативные
акты Профильной организации)
2.2.7 провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности;
2.2.8 предоставить обучающимся и руководителю по практической подготовке от Организации возможность пользоваться помещениями Профильной организации, согласованными Сторонами (приложение № 2 к настоящему Договору), а также находящимися в них оборудованием и техническими средствами обучения;
2.2.9 обо всех случаях нарушения обучающимися правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности сообщить руководителю по практической подготовке от Организации;
2.2.10 _____________(иные обязанности Профильной организации).
2.3. Организация имеет право:
2.3.1 осуществлять контроль соответствия условий реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки требованиям настоящего Договора;
2.3.2 запрашивать информацию об организации практической подготовки, в том числе о качестве и объеме выполненных обучающимися работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
2.3.3 __________________(иные права Организации).
2.4. Профильная организация имеет право:
2.4.1 требовать от обучающихся соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, режима конфиденциальности, принятого в Профильной организации, предпринимать необходимые действия, направленные на предотвращение ситуации, способствующей разглашению конфиденциальной информации;
2.4.2 в случае установления факта нарушения обучающимися своих обязанностей в период организации практической подготовки, режима конфиденциальности приостановить реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки в отношении конкретного обучающегося;
2.4.3 ___________(иные права Профильной организации).
3. Срок действия договора
3.1. Настоящий Договор вступает в силу после его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.
4. Заключительные положения
4.1. Все споры, возникающие между Сторонами по настоящему Договору, разрешаются Сторонами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.2. Изменение настоящего Договора осуществляется по соглашению Сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений к настоящему Договору, которые являются его неотъемлемой частью.
4.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.
5. Адреса, реквизиты и подписи Сторон
Профильная организация: Организация:
(полное наименование) (полное наименование)
(наименование должности, фамилия, (наименование должности, фамилия,
имя, отчество (при наличии) отчество имя, (при наличии)
М.П. (при наличии) М.П. (при наличии).
Обзор документа
На законодательном уровне был пересмотрен общий порядок практической подготовки студентов. Термин «практика» заменен понятием «практическая подготовка». Она может проходить на базе не только образовательных организаций, но и предприятий, учреждений. В связи с этим Минобрнауки утвердило:
— правила практической подготовки обучающихся;
— примерную форму договора о практической подготовке, заключаемого между образовательной организацией и юрлицом, занимающимся деятельностью по профилю соответствующей программы.
Положения о практике обучающихся утратили силу.