Ппк в школе что это значит
Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума (ППК) в условиях образовательной организации
Ольга Трифонова
Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума (ППК) в условиях образовательной организации
Психолого-педагогический консилиум (ППк) — это одна из организационных форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Целью деятельности ППк является разработка системы психолого-педагогической помощи детям, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задачами деятельности ППк ОО являются:
• организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики обучающегося с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития ребёнка: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи; и определение потенциальных возможностей;
• выявление детей, не проходивших ПМПК, но тем не менее нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПК;
• определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ОО;
• содействие созданию специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью в соответствии с заключением ПМПК;
• подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности, эффективность реализации программ коррекционной работы;
• организация взаимодействия между специалистами ОО и специалистами, участвующими в деятельности консилиума;
• подготовка характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПК (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии от 20 сентября 2013 г. № 1082, п. 15).
Примерный состав ППк:
– заместитель руководителя ОО или старший воспитатель ДОО (председатель консилиума);
– учитель или воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО, представляющий ребёнка на ППк;
– учителя (воспитатели ДОО) с большим опытом работы;
– учитель-дефектолог и/или учитель-логопед;
– тьютор или ассистент;
– педагог дополнительного образования;
– врач-педиатр (невропатолог, психиатр);
Виды организации ППк:
— по времени проведения: первичный, заключительный;
— по плановости проведения: плановый, внеплановый;
— по результатам диагностики;
— по запросу педагогов;
— по запросу родителей.
Первичный ППк проводится при зачислении ребёнка в ОО сразу по завершении первичных обследований у специалистов психолого-педагогической службы. ППк собирается для решения вопросов организации приёма обучающихся (воспитанников и учеников) и проведения первичного знакомства с ребёнком, анализа проблем обучения и воспитания ребёнка в семье или в организации.
Цель – определение особенностей развития обучающегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса.
Заключительный ППк проводится в связи с завершением рекомендованного курса психолого-педагогической помощи.
Цель – оценка актуального уровня развития обучающегося на момент окончания определённого этапа коррекционно-развивающей работы: степени социализации, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; разработка рекомендации для педагогов, которые будут работать с ребенком в дальнейшем.
Плановые ППк проводятся не реже одного раза в полугодие.
Цель – оценка динамики обучения и эффективности коррекционно-развивающих программ, внесение в случае необходимости изменений и дополнений в коррекционную работу, корректировка форм и методов работы.
Внеплановые ППк (срочные) собираются по запросам специалистов (в первую очередь педагогов, непосредственно работающих с ребёнком. Поводом для проведения внепланового консилиума является зачисление нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении, выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образовательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе) в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося.
Нормативное обеспечение деятельности ППк ОО:
– приказ о создании ППк ОО (с обязательным утверждением состава консилиума);
– положение о ППк ОО, утверждённое руководителем ОО (данное положение является единым для всех уровней образования в ОО);
– договор между ОО (в лице руководителя ОО) и родителями (законными представителями) обучающегося ОО о его психолого-педагогическом обследовании и сопровождении;
– договор о взаимодействии ПМПК и ППк ОО;
– заявление родителей (законных представителей) о создании специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью.
Основные принципы организации командной работы специалистов ППк
Мультидисциплинарный принцип – осуществление комплексного подхода к оценке развития ребёнка при равноправном учёте данных всех специалистов ППк.
Междисциплинарный принцип – это коллегиальные решения членов ППк.
Специалисты консилиума выполняют работу в рамках основного рабочего времени в соответствии с должностными обязанностями, корректируя индивидуальный план работы с реальным запросом ОО в работе ППк.
По усмотрению администрации им может быть установлена доплата за увеличение объёма работ при условии заблаговременного планирования деятельности ППк.
В целом порядок деятельности ППк ОО определяется соответствующим Положением, которое не должно противоречить современному законодательству в области образования.
При отсутствии специалистов необходимой квалификации и невозможности самостоятельно создать ППк образовательная организация должна прибегнуть к ресурсам сетевого взаимодействия.
ППк должен определить ресурсы ОО в части:
– самостоятельного оказания психолого-педагогической помощи;
– создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ или инвалидностью;
– наличия необходимых специалистов и степени их включённости в процесс психолого-педагогической помощи;
– возможности привлечения дополнительных ресурсов из других организаций и системы взаимосвязи специалистов.
Алгоритм подготовки и проведения ППк.
1. Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблем ребёнка и организует подготовку и проведение заседания ППк.
2. Председатель ППк по согласованию с родителями (законными представителями) устанавливает график проведения обследования ребёнка каждым специалистом с учётом возрастной физической нагрузки на ребёнка и дату заседания ППк.
3. К заседанию ППк ведущий специалист проводит сбор необходимой первоначальной информации. Специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребёнком, представляют заключения на ребёнка и рекомендации. В ходе заседания ППк ведётся протокол. Протокол ППк подписывается председателем и всеми членами ППк.
4. На заседании ППк организуется коллегиальное обсуждение результатов обследования и формируется коллегиальное заключение, содержащее обобщённую характеристику структуры нарушения психофизического развития ребёнка (без указания диагноза) и программу психолого-педагогической помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение подписывается председателем и всеми членами ППк.
5. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
6. Родители (законные представители) воспитанников имеют право присутствовать при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
7. При направлении ребёнка на ППК копия коллегиального заключения выдаётся родителям на руки. Копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ППк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ППк могут направляться только по официальному запросу.
Для организации деятельности ППк основными являются следующие документы:
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк.
3. План работы ППк ОО на учебный год (годовой план и график плановых заседаний).
4. Журнал записи на ППк.
5. Журнал (папка) протоколов заседаний ППк ОО.
6. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ППк ОО.
7. Журнал регистрации обучающихся, направленных на ПМПК.
8. Карта развития обучающегося (карта (папка) развития обучающегося (воспитанника, содержащая педагогическую характеристику, заключения специалистов ППк, коллегиальное заключение ППк, дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения на ППк, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ППк).
9. Отчёт о работе ППк ОО.
10. Договор между ППк и родителями (законными представителями).
11. Договор о взаимодействии ПМПК и ППк.
В Журнале записи детей на ППк фиксируются сведения о дате и времени обращения на ППк, информация об инициаторе обращения (фамилия, имя, отчество, кем приходится ребёнку, повод обращения, информация о ребёнке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, график проведения обследования ребёнка каждым специалистом.
В Журнале регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ППк фиксируются сведения о дате и времени регистрации заключений и рекомендаций, информация о ребёнке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, проблема, отражённая в заключении, заключение специалиста или коллегиальное заключение консилиума, рекомендации о создании специальных условий, состав консилиума.
Оба журнала имеют сквозную нумерацию страниц, вертикально прошиваются, на лицевой стороне наклеивается заверительная надпись: «Прошнуровано и пронумеровано … страниц (количество страниц)», с подписью руководителя и печатью образовательной организации.
Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.
Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.
Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.
Содержание парциальной образовательной программы по экспериментальной деятельности. Модуль1 «Вода» Содержание парциальной образовательной программы. Модуль1 «Вода» Тема 1.1 «Живая вода» Содержание темы. Вода – бесцветная прозрачная.
Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.
Что такое психолого-педагогический консилиум образовательной организации?
Распоряжением от 9 сентября 2019 г. №Р- 93 Министерство просвещения России утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (далее — Положение),
Согласно Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее – ППк), цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк).
Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.
Для принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выявления трудностей в освоении ими образовательных программ, разработки рекомендаций, консультирования участников образовательных отношений, оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым специалистом ППк проводится обследование обучающихся.
Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). Обследование обучающихся специалистами ППк осуществляется бесплатно.
Процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.
На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
Каждый специалист ППк по данным обследования составляет заключение и разрабатывают рекомендации.
Результаты обследования ребенка каждым специалистом обсуждаются на заседании ППк.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания, а до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, — не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС.
Плановые заседания ППк проводятся для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Внеплановые — при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Что могут включать рекомендации ППк?
Согласно Положению, рекомендации ППк по организации психолого- педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ могут включать:
при наличии рекомендаций ПМПК:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы, индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника) для обучающегося, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе, другие условия в рамках компетенции образовательной организации;
на основании медицинского заключения:
условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: дополнительный выходной день; организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки; предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника); другие условия в рамках компетенции образовательной организации;
для обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия в рамках компетенции образовательной организации.
Примечание
Согласно положению, специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется образовательной организацией самостоятельно.
Справочно
В толковом словаре С.И. Ожегова консилиум трактуется как совещание врачей для установления диагноза заболевания и определения способов лечения.
Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Источник:
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
Ппк в школе что это значит
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (ППК)
Что такое психолого-педагогический консилиум?
Какие задачи решает ППк?
ППк разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социализации; отслеживает динамику развития обучающихся; формулирует рекомендации для преодоления трудностей в обучении и социализации.
Кто работает в ППк?
Специалистами ППк являются клинический психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог. К участию в консилиуме также могут быть приглашены учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители) обучающихся.
Кто может обратиться в ППк?
В ППк может обратиться родитель (законный представитель) или классный руководитель.
Как записаться на ППк?
Чтобы записаться на ППк, нужно зарегистрировать заявку у руководителя ППк школы. Для посещения ППк родителю (законному представителю) и классному руководителю необходимо предоставить заполненные документы.
Порядок оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательной организации
Психолого-педагогическая помощь в образовательных организациях предоставляется детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.
Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:
-психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
— коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
-помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк) определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем.
В таком случае психолого-педагогическая помощь обучающимся в образовательной организации оказывается в рамках реализации специальных условий получения образования.
— образовательные программы и методы обучения и воспитания, адаптированные под психофизические возможности и индивидуальные особенности ребенка;
-специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
— технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
— проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
-обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда). (Статья 2, 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года.)
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) города Воркуты.
Состав психолого-педагогического консилиума
Сас Татьяна Геннадьевна – заместитель директора по воспитательной работе
Кёльн Мария Викторовна – учитель-логопед
Пилипчак Елена Владимировна- учитель класса ТМНР
Астахова Евгения Сергеевна – социальный педагог