Ппд в самолете что это

Осы в ПВД или в авиации мелочей нет

Кто из людей, связанных с авиационной техникой, не знает, что такое ПВД (приёмник воздушного давления)? Авиатор вам скажет, что это устройство отбора воздушных сигналов атмосферного давления для подачи их на вход анероидно – мембранных приборов и датчиков. По инструкции, во время стоянки летательного аппарата ПВД закрывается защитным чехлом.

Вечером, как обычно, приехали на аэродром и услышали доклад техника о готовности самолёта к полётам. Осмотрев внимательно самолёт, запустили двигатель и начали полёты в вечернюю смену. Взлёт на самолёте Ан – 2 с полевого аэродрома требует повышенного внимания пилотов. На приборы экипажу смотреть некогда. Всё внимание вперёд, на обозначенную полосу! Командир выдерживает направление, а второй пилот следит, чтобы отрыв произошёл до красного флажка – рубежа отрыва. Лишь на рубеже отрыва, взгляд второго пилота начинает скользить по приборам: авиагоризонт, указатель скорости, высотомер, вариометр, авиагоризонт…

– Командир! Указатель скорости отказал! – кричит по СПУ (самолётное переговорное устройство) второй пилот.

– Понял. Взлёт продолжаем!

После набора высоты 50 метров и уборки закрылков, оцениваю ситуацию. Судя по показаниям прибора, произошла закупорка ПВД, точнее, канала полного давления. Указатель скорости стал работать, как высотомер. Отказ указателя скорости не относится к особым случаям полёта; он не требует его немедленного прекращения. Установив необходимый режим работы двигателя, произвели обработку полей и благополучно возвратились на свой аэродром. На земле начали разбираться в произошедшем казусе.

– Во время «формы» ПВД продували, все приборы работали исправно, – доложил техник РЭСОС. – Командир, включи «обогрев ПВД», может быть «букашка» заползла в отверстие…

– Давай пробовать. Включаю, но что это даст? – спрашиваю «рэсосника».

– Включай, посмотрим, – пробурчал тот и взялся рукой за ПВД.

Прошло меньше минуты и «рэсосник» замахал рукой: «Выключай!». Ещё через минуту, он прокричал одно слово: «Есть!». Я вышел из пилотской кабины и, обогнув левое нижнее крыло, подошёл к бипланной стойке, на которой крепилась полуметровая трубка ПВД. И тут, у меня на глазах, из отверстия ПВД выползла желто – полосатая оса.

– Это уже вторая, – заявил «рэсосник», – первую я раздавил на крыле.

– Ничего себе, когда же они успели туда забраться?

– Вероятно, когда выполняли «форму», – сказал техник. – Я чехол на ПВД не надевал. Дело – мелочь… Кто знал, что осы там гнездо захотят свить.

Не успел техник проговорить, как подъехал на «уазике» главный агроном.

– Чего стоим, летуны? Сроки уходят, работать надо! – громко крикнул агроном, не вылезая из машины.

– Осы приборы вывели из строя, – отвечаю ему. – Скоро полетим…

– Осы летят на запах, – проговорил агроном и уехал.

Техник РЭСОС подождал немного, потом глубоко вдохнул, и продул ПВД ртом. Второй пилот контролировал в кабине, чтобы стрелки всех приборов реагировали на такой искусственный воздушный напор. Убедившись, что всё в норме, решили продолжать полёты. Однако я не успел, даже, подать команду: «От винта!», как заметил трёх ос, снующих возле отверстия ПВД.

– Петрович, там что, мёдом намазано? – задаю вопрос нашему технику и показываю рукой на ПВД. – Осы! После полёта посмотри. От винта.

После посадки подошёл авиатехник и, виновато опустив голову, говорит:

– Прости командир, мы с «рэсосником» выпили немного за обедом. Спирт технический; чтобы запах отбить, добавили в него две ложки мёда. Каюсь, наша вина. Оба дули в ПВД, а тут, осы… Дело – мелочь, а неприятно…

– Запомни, Петрович! В авиации нет мелочей! Принцип старый, но всегда актуальный.

Источник

Приёмники воздушных давлений

Ппд в самолете что это Ппд в самолете что это Ппд в самолете что это Ппд в самолете что это

Ппд в самолете что это

Ппд в самолете что это

Под статическим давлением Р понимают давление, оказываемое воздушной средой на единицу боковой поверхности тела, движущегося в воздушной среде с её скоростью.

Под полным давлением Рп понимают давление, приходящееся на единицу поверхности тела, плоскость которого перпендикулярна вектору скорости V набегающего потока.

Статическое и полное давления измеряются приёмниками воздушных давлений ПВД, которые конструктивно могут быть объединены. Рассмотрим приёмник полного давления(см.рис 40).

Ппд в самолете что это

Воздушный поток со скоростью V тормозится у входа в камеру 1. В результате давление в камере равно полному давлению Рп, которое через трубку 6, камеру 8 и пневмовывод 9 посредством штуцера подключается к магистрали полного давления.

Дренажные отверстия 3 с козырьком 2 предназначены для отвода влаги из камеры 1.

Приёмник полного давления на самолете SSJ-100

Приёмник полного давления (ППД) передаёт информациию о полном давлении в модуль воздушных сигналов.

Для предотвращения накопления льда во время полёта и для обеспечения точного измерения давления ППД имеет нагревательный элемент, который конструктивно является элементом корпуса. При нахождении самолёта на земле напряжение обогревателя уменьшается во избежание перегрева нагревательного элемента.

В корпусе ППД имеются два дренажных отверстия для удаления влаги.

Ппд в самолете что это

В одном конструктивном корпусе может быть приёмник полного и статического давлений, но конструкция его отличается от рассмотренной.

– из-за погрешности эксперимента (при снятии характеристик приёмников, вследствие неточности средств измерения);

– из-за неточности изготовления приёмника;

– вследствие влияния условий в месте установки приёмника на самолёте.

На рисунке 41 представлена система полного и статического давлений самолёта SSJ-100, состоящая из трёх приёмников полного давления, шести приёмников статического давления, преобразователей давления (ПД) в последовательный код интерфейса обмена

ARINC-429 и аналоговых указателей. Трёхканальная система измерения полного и статического давлений позволяет наиболее точно производить вычисления значения этих давлений с учётом угла атаки и вычисления аэродинамической поправки.

Ппд в самолете что это

Рисунок 41. Система полного и статического давлений

Приёмник статического давления самолёта SSJ-100(см. рис. 42).

Приёмник статического давления (ПСД) воспринимает статическое давление и передает егопо трубопроводам к модулю ваздушных сигналов и комплексному электронному резервному прибору. Приёмник устанавливается заподлицо с обшивкой фюзеляжа. Приемник имеет

девять отверстий, которые подсоединены к общему пневматическому штуцеру.

В состав ПСД входят:

— платиновый чувствительный элемент,

— встроенный нагревательный элемент для предотвращения обледенения.

Ппд в самолете что это

Датчик температуры воздуха (см. рис. 43)

Датчик температуры воздуха измеряет температуру заторможенного потока воздуха и выдаёт электрический сигнал, пропорциональный этой температуре.

Набегающий поток воздуха поступает в датчик температуры воздуха и разделяется на два потока:

— первый поток, содержащий тяжёлые частицы, такие как песок, пыль или капли воды, выходит

из приёмника насквозь;

— второй поток, свободный от тяжёлых частиц, из-за инерциального разделения, направляется в сторону чувствительного элемента, проходит поверх и сквозь трубки воспринимающего элемента и выходит через отверстие в задней части датчика.

Два чувствительных элемента выполнены из платиновых проводов, намотанных на пустотелую керамическую оправку. Платиновые провода и керамическая оправка защищены стеклянным покрытием. Это стеклянное покрытие защищает провода от экологических ограничений (солевой

Ппд в самолете что это

туман, жидкости, вибрации). Вокруг воспринимающего элемента установлен радиационный экран для защиты от излучаемого тепла.

Сеть прецизионных резисторов обеспечивает многократность измерений с помощью воспринимающего элемента. Эти резисторы обладают высокой стабильностью, и такая компенсация обеспечивает погрешность менее, чем 0.1 °C.

Накопление льда внутри датчика предотвращается при помощи нагревательного элемента, который встроен в корпус датчика.

Ппд в самолете что это

Рисунок 43. Датчик температуры воздуха

Датчик угла атаки (см. рис. 44)

Чувствительным элементом датчика угла атаки является аэродинамически сбалансированный в воздушном потоке флюгер, который улавливает угол набегающего потока воздуха. Отклонение флюгера соответствует локальному углу атаки.

Корпус датчика угла атаки крепится на фюзеляже самолёта. Флюгер ориентируется в набегающем потоке воздуха, отклоняется, при этом, образуя угол с осью самолёта, т. е. угол, который образован вектором скорости и осью самолёта. Флюгер механически крепится к

свободно вращающемуся в двух подшипниках валу. Ротор демпфирующего устройства, на котором устанавливается подвижный стопор и противовес для статического балансирования флюгера, крепится к этому валу. Вращательное движение ограничивается фиксированным

стопором, который является частью корпуса. Демпфирующий механизм состоит из ротора с магнитами и статора, включая токопроводящее кольцо и магнитный контур. Вращательное движение передается с вала на сельсин с помощью зубчатой передачи с передаточным числом 1. Для предотвращения обледенения флюгера в корпус встроен нагревательный элемент.

Рабочий диапазон датчика (по отношению к аэродинамическому нулю) — ± 40 º

Источник

Приемники ПВД-7, ППД-1 и статического давления

Приемник воздушного давления ПВД-7(рис. 71) предназначен для восприятия в полете статического давления воздуха, окружа­ющего самолет, и полного давления встречного потока воздуха, об­разующегося при движении самолета. Для восприятия полного дав­ления воздуха в приемнике ПВД-7 используется полное торможе­ние встречного потока воздуха у торца наконечника приемника. При этом энергия движения воздуха преобразуется в избыточное динамическое давление, характеризующее скорость встречного по­тока воздуха и, следовательно, скорость самолета.

Приемник ПВД-7 представляет собой трубку с приемным от­верстием, воспринимающим полный напор.

Статическое давление воздуха, окружающего самолет, отбира­ется с помощью трех раздельных групп статических отверстий, рас­положенных на цилиндрической части приемника, работающих не­зависимо друг от друга.

Для предотвращения обледенения приемника ПВД-7 внутри пе­редней части корпуса расположен электрообогреватель, представ­ляющий собой нихромовую проволоку. Питается обогревательный элемент постоянным током напряжением бортсети 28,5 В и потреб­ляет ток, равный 5,5—6,5 А. Во избежание нарушения целостности покрытий корпуса приемника и перегорания электрообогреватель­ного элемента на земле его можно включать на время не более 3 мин.

Приемники ПВД-7 установлены на обшивке в верхней части фюзеляжа, между шпангоутами № 9—10 по одному на левом и правом бортах.

Приемник полного давления ППД-1 (рис. 72) предназначен для восприятия в полете полного давления встречного потока воздуха. Состоит приемник ППД-1 из камеры полного давления, которая имеет дренажные отверстия для стока влаги.

Для борьбы с обледенением приемник снабжен электрообогре­вательным элементом, который питается постоянным током напря­жением 28,5 В и потребляет ток, равный 6,2—6,8 А. Пользоваться электрообогревом ПВД-7 и ППД-1 необ­ходимо при температуре наружного воз­духа, близкой к нулю, при отрицатель­ных температурах, при полете в облаках, тумане, осадках и т. д.

Ппд в самолете что этоПриемник ППД-1 установлен на обшивке фюзеляжа, между шпангоутами № 5—6 на левом борту.

Приемники статического давлениярасположены на обшивке фюзеляжа меж­ду шпангоутами № 5—6, два на левом и два на правом бортах. Они являются приемниками резервной статики.

Приемник статического давления представляет собой цилиндри­ческий штуцер, не выступающий за обшивку фюзеляжа. Полость штуцера соединяется со статической проводкой анероидно-мембранной системы.

Предполетный осмотр приемников.Перед полетом необходимо снять заглушки и чехлы с приемников ПВД-7, ППД-1 и статическо­го давлений и внешним осмотром убедиться, что видимых дефектов нет. При осмотре проверить надежность крепления трубопроводов, приемников, влагоотстойников, а также кранов статики и динами­ки. Убедиться в отсутствии следов коррозии, механических повреж­дений, в отсутствии влаги во влагоотстойниках, в чистоте приемных камер и дренажных отверстий приемников.

В случае мойки самолета осмотр влагоотстойников производит­ся после моечных работ. В каждый колпачок влагоотстойника вло­жен поплавок. Если поплавок не просматривается, значит влагоотстойник полностью заполнен водой. При обнаружении трещин ввиде мелкой сетки «мороза» на стаканчике влагоотстойника заме­нить прозрачный колпачок.

При осмотре приемника ПВД-7 следует иметь в виду, что шелу­шение гальванических покрытий, нанесенных на поверхности кор­пуса, недопустимо.

Проверить исправность обогревательных элементов приемников ПВД-7, ППД-1 и статических приемников. Для чего включить три автомата защиты сети АЗС-10 на щите АЗС с надписью «Обогрев ПВД» и АЗС-2 с надписью «t° С масла».

Установить переключатели «Обогрев—Выкл.—Проверка» в по­ложение «Выкл.» на пульте правого пилота. При этом на правой па­нели приборной доски должна загореться красная сигнальная лам­почка «Отказ обогрева ПВД», а три зеленые сигнальные лампочки исправности обогрева ПВД на правом пульте должны погаснуть.

Установить переключатели «Обогрев—Выкл.—Проверка» в по­ложение «Обогрев», при этом на правом пульте должны загореться три зеленые сигнальные лампочки исправности обогрева ПВД, акрасная сигнальная лампочка «Отказ обогрева ПВД» должна по­гаснуть.

Если обогрев какого-либо приемника неисправен, его сигналь­ная лампочка погаснет и загорится красная сигнальная лампа «От­каз обогрева ПВД».

Установить переключатели «Обогрев—Выкл.—Проверка» в по­ложение «Контроль», при этом должны гореть четыре зеленые сиг­нальные лампочки исправности обогрева резервных приемников статического давления.

После проверки установить переключатели «Обогрев—Выкл.— Проверка» в положение «Выключено». Перед взлетом включать обогрев ПВД при плюсовых температурах наружного воздуха за 1 мин, а при нулевых и отрицательных температурах — за 3 мин до начала разбега самолета, установив переключатели «Обогрев— Выкл.—Проверка» в положение «Обогрев».

В полете три горящие зеленые лампочки будут сигнализировать об исправной работе приемников ПВД-7 и ППД-1. Загорание крас­ной лампочки на правой панели приборной доски «Отказ обогрева ПВД» будет сигнализировать об отказе обогрева приемника ПВД, причем зеленая лампочка отказавшего ПВД гаснет.

Ппд в самолете что это

При отказе приемника ПВД-7 левого пилота необходимо ручку крана «Динамика» на пульте левого пилота установить в положе­ние «Резервная». При этом левый указатель скорости подключится к приемнику ППД-1 самописца КЗ-63. При отказе приемника ПВД-7 правого пилота его указатель скорости работать не будет, так как резервной динамики не имеет.

При отказе приемников статического давления левого и правого пилота необходимо установить ручки кранов «Статики» на горизон­тальном пульте левого и вертикальном пульте правого пилотов в положение «Резервная».

После посадки и пробега самолета необходимо выключить обо­грев приемников ПВД-7, ППД-1 и приемников статического давле­ния, установив переключатели «Обогрев—Выкл.—Проверка» в положение «Выключено».

Вариометр ВАР-30-3

Назначение и принцип действия.Вариометр ВАР-30-3 предна­значен для измерения вертикальной скорости набора высоты или снижения самолета. Принцип действия вариометра основан на из­мерении разности давлений воздуха внутри корпуса прибора, сое­диненного с атмосферой через капиллярную трубку и давлением внутри манометрической коробки, соединенной с атмосферой тру­бопроводом большого сечения.

Ппд в самолете что это

Рис. 73. Устройство вариометра ВАР-30-3:

1 — спиральная пружина; 2 — трибка; 3 — сектор; 4 — валик сектора; 5 — ры­чаг валика; 6—противовес; 7 — капиллярная трубка; 8— штуцер; 8— трубо­провод; 10 — тяга; 11 — манометрическая коробка; 12— штифт; 13 — стойка; 14 — плоская пружина; 15 — эксцентрик; 16 — ведущий рычаг; 17 — ведомый рычаг; 18— шестерня эксцентрика; 19— шестерня кремальеры; 20 — головка кремальеры

Показания прибора используются для пилотирования самолета в горизонтальном полете, при снижении и при наборе высоты. Знание летчиком величины вертикальной скорости позволяет под­бирать наиболее выгодные режимы набора высоты или спуска, что особенно важно при полете по приборам в облаках, ночью, при пробивании облаков и при выполнении посадки.

Вариометр является очень чувствительным прибором и быстро реагирует на незначительные изменения вертикальной скорости по­лета. Поэтому, он позволяет выдерживать заданную высоту полета с большей точностью, чем высотомер ВД-10.

Установлены вариометры на левой и средней панелях приборной доски. Питаются вариометры статическим давлением от приемни­ков. ПВД-7, системы питания анероидно-мембранных приборов.

Устройство и работа.Состоит вариометр ВАР-30-3 из герметич­ного корпуса, соединенного с атмосферой через капиллярную труб­ку 7 (рис. 73). Внутри корпуса установлена манометрическая ко­робка 11, которая является чувствительным элементом прибора. При работе вариометра чувствительный элемент, воспринимающий разность давлений воздуха внутри корпуса прибора и внутри мано­метрической коробки, деформируется. Возвратно-поступательное перемещение чувствительного элемента преобразуется во вращательное движение стрелки, которая перемещаясь по шкале, показы­вает величину вертикальной скорости.

На лицевой части прибора имеется кремальера, которая служит для установки стрелки на нуль. (Стрелка на нуль устанавливается техником по приборам). Шкала прибора отградуирована от 0 до 30 м/с на подъем и спуск. Участок шкалы от 0 до 10 м/с имеет оцифровку через 5 м/с и цену деления 1 м/с. Участок шкалы от 10 до 30 м/с имеет оцифровку через 10 м/с и цену деления 2 м/с. Деле­ния шкалы от 0 до 10 м/с широкие, а затем сужаются (шкала «за­тухает»). Затухание шкалы достигается путем введения в передаю­щий механизм кривошипно-кулисного звена 14, 15, которое меняет передаточное отношение, и следовательно, и угол поворота стрелки.

Вариометр работает следующим образом. У земли давление воз­духа внутри манометрической коробки и в корпусе прибора одина­ково, и стрелка вариометра находится на нуле. При наборе высоты атмосферное давление наружного воздуха понижается. Давление воздуха во внутренней полости манометрической коробки начнет уменьшаться со скоростью, пропорциональной скорости набора вы­соты, а в корпусе прибора будет уменьшаться значительно медлен­нее за счет выхода воздуха через капиллярную трубку. Под дейст­вием разности давлений манометрическая коробка сжимается и свое движение передает на стрелку, которая показывает вертикаль­ную скорость подъема самолета.

При переходе самолета в горизонтальный полет перепад давле­ния воздуха внутри манометрической коробки и в корпусе прибора будет равен нулю, и стрелка вариометра установится на нуль через 2—3 с. Следовательно, вариометр не сразу показывает прямолиней­ный горизонтальный полет, а с некоторым запаздыванием, и это на­до учитывать при пользовании прибором в полете.

При снижении самолета давление воздуха во внутренней полос­ти манометрической коробки увеличивается быстрее, чем в корпусе прибора. Манометрическая коробка будет расширяться и воздей­ствовать на стрелку, которая покажет вертикальную скорость сни­жения самолета.

При касании самолета о землю давление воздуха в корпусе прибора и внутри манометрической коробки выравнивается через 2—3 с, и стрелка вариометра устанавливается на нулевую отметку шкалы.

Предполетный осмотр и пользование вариометром в полете.Внешним осмотром убедиться, что видимых дефектов нет. При ос­мотре обратить внимание на целость корпуса, стекла, окраску шка­лы и стрелок, крепления прибора к приборной доске. Стрелки ва­риометров должны быть установлены на нулевой отметке.

Смещение стрелок с нулевой отметки шкалы не должно превы­шать ±0,5 м/с. Если стрелка прибора смещена с нулевой отметки шкалы более чем на ±0,5 м/с — производится юстировка прибора, для чего необходимо отвернуть кремальеру вытянуть на себя, а за­тем поворотом кремальеры привести стрелку к нулю. После установ­ки стрелки на нуль кремальеру вдвинуть обратно и завернуть до отказа. Перечисленные операции выполняет техник по приборам. Котировочный узел обеспечивает юстировку прибора в пределах не менее ±3 м/с.

В полете вариометры используются для выдерживания прямо­линейного горизонтального полета. При выполнении горизонталь­ного полета стрелка вариометра удерживается на нуле, что свиде­тельствует о неизменности высоты полета. При нарушении горизон­тального полета стрелка прибора отклоняется вверх или вниз, что предупреждает летчика о необходимости выравнивания самолета.

«Хождение» стрелки по шкале прибора указывает на то, что подъем или снижение выполняется с переменной вертикальной скоростью. При переходе самолета в прямолинейный горизонтальный полет необходимо учитывать, что вариометр выдает показание с некоторым заметным запаздыванием (2—3 с). При взлете или по­садке необходимо следить за показаниями вариометров и не допу­скать превышения вертикальной скорости набора или снижения. Кроме того, вариометры используются при выполнении полета по приборам в облаках и ночью, а также при пробивании облаков и при выполнении посадки.

Вариометр ВР-10

Назначение и принцип действия.Кабинный вариометр ВР-10 (рис. 74) предназначен для указания «вертикальной скорости» в герметической кабине, т. е. скорости изменения давления в кабине самолета (мм рт. ст./с), и используется как вспомогательный прибор. Принцип действия вариометра основан на измерении разности давления воздуха в корпусе прибора, соединенного с герметической кабиной капиллярной трубкой, и давлением внутри манометриче­ской коробки, соединенной с кабиной через трубопровод большого сечения.

Ппд в самолете что этоУстановлен вариометр на сред­ней панели приборной доски.

Устройство и работа.Варио­метр ВР-10 состоит из герметич­ного корпуса (рис. 75), где уста­новлена манометрическая короб­ка 5, которая является чувстви­тельным элементом прибора. Ма­нометрическая коробка через пе­редающий механизм воздействует на стрелку. Внешняя поверхность коробки через капиллярную труб­ку воспринимает кабинное давле­ние воздуха, а внутренняя по­лость находится под действием кабинного давления воздуха, поступаемого внутрь коробки через трубопровод большого сечения.

Ппд в самолете что этоНа лицевой части прибора име­ется шкала от 0 до 10 м/с на подъ­ем и спуск, а также кремальера, служащая для установки стрелки на нуль.

Вариометр работает следующим образом. При постоянном давлении воздуха в герметической кабине (не­изменный режим работы авиадвига­телей при включенной системе над­дува и постоянной высоте полета) разность давлений воздуха внутри и вне коробки равна нулю и стрел­ка прибора стоит на нуле. С подня­тием на высоту или уменьшении подачи воздуха авиадвигателями дав­ление внутри корпуса прибора будет уменьшаться медленнее, чем внутри кабины самолета. Под действием разности давлений мано­метрическая коробка сжимается и перемещает стрелку по шкале вверх от нулевой отметки шкалы. После набора высоты (изменения давления) давление воздуха в кабине корпуса прибора и внутри манометрической коробки уравнивается, и стрелка прибора возвра­щается на нулевую отметку шкалы.

При снижении самолета давление внутри манометрической ко­робки увеличивается, а внутри корпуса прибора образуется разре­жение воздуха. При этом манометрическая коробка расширяется, и стрелка прибора перемещается вниз от нулевой отметки шкалы. По кабинному вариометру скорость изменения давления в гермети­ческой кабине при наборе высоты или снижении самолета не долж­на превышать 2—3 м/с. При проверке вариометра перед полетом стрелка должна находиться на нуле. Допуск ±0,3 м/с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *