Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Работа по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

В МБДОУ №4 «Ласточка» прошёл педагогический совет

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).

Разберем основные понятия:

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах, которые ставит Стандарт такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6. (6)).

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Во втором разделе ФГОС ДО определяется содержание познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Важнейшим показателем развития ребенка — дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой — именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Познавательное развитие в доу по фгос что входитВиды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно — эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.

Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребенок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.

Какой, по-вашему, должна быть эта позиция?

В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п.3.2.1.(3)).

Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п.3.2.1.(4)).

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6)).

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1)). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Познавательное развитие в доу по фгос что входит

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.

Источник

Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие в доу по фгос что входит Анна Симора
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»

«Образовательная область «Познавательное развитие»

Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка». Он все хочет

знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А

от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими

знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность?

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому педагоги должны четко придерживаться разработанных критериев.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста,а именно:

к объему образовательной программы и ее структуре;

к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего

образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и

вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались

конспекты занятий, направленные на познавательное развитие

Задачи познавательной деятельности

Познавательное развитиепо ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:

Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов

Формирование действий, направленных на познание окружающего

мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,

окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,

количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и

Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие

Даются представления о национальных праздниках, обычаях,

Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме

для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.

Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного

мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и

окружающего пространства. Мы, воспитатели, стараемся так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении

у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,

пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются

своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном

возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без

игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с

предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной

Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится

зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж.

После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке.

Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями.

Игры, основанные на природных объектах, помогают

лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет,

систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Каким хотят видеть своего ребенка родители?

В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к

собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к

творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что

они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите

детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у ребенка меняются возможности и потребности.

Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для

детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более

многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки,

помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,

играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим

из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте

предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится

знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый

план после 5-ти лет.

А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–

трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей

обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,

простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к

примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с

игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать

вещами, подражая маме или папе.

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение

расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо

наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с

учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона

книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по

принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы

располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это

необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в

средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для

этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал

о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,

карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети

каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе

изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование

экспериментов и опытов.Их можно проводить в любой режимный момент:

во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять

грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно

сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи

бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и

податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному

развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши

изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны

понять устройство мира.

Конструкт НОД в область познавательное развитие «Что может язык» Конспект непосредственно образовательной деятельности в область познавательное развитие «Что может язык» Конструкт составил: Воспитатель:.

Консультация для воспитателей Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Познавательное развитие в доу по фгос что входитЛэпбук «Разноцветная палитра» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Литвинова Ирина Николаевна педагог МБДОУ – детский сад №196 компенсирующего вида города Саратова Лэпбук «Разноцветная палитра» соответствует.

Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Игровая деятельность» (подготовительная группа). Образовательная область» Социально-коммуникативное развитие» раздел «Социализация «Игровая деятельность» (подготовительная группа). № Тематическая.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Раздел «Игровая деятельность» (средняя группа) Образовательная область» Социально-коммуникативное развитие» раздел : «Игровая деятельность» (средняя группа). № Тематическая неделя по.

Перспективное планирование в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП Формирование элементарных математических представлений. Сентябрь 1 Повторение геометрических фигур. Повторить геометрические фигуры; закрепить.

Статья: Ребенок в семье, сообществе (образовательная область: социально-коммуникативное развитие) Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует,.

Видео «Консультация для педагогов «Образовательная область художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию консультацию «Образовательная область художественно-эстетическое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *