Познание и познавание в чем разница
ПОЗНАВАНИЕ
Смотреть что такое «ПОЗНАВАНИЕ» в других словарях:
познавание — См … Словарь синонимов
познавание — ПОЗНАТЬ, аю, аешь; познанный; сов. (книжн.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Познавание — ср. разг. процесс действия по гл. познавать 1., 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
познавание — познавание, познавания, познавания, познаваний, познаванию, познаваниям, познавание, познавания, познаванием, познаваниями, познавании, познаваниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
познавание — познав ание, я … Русский орфографический словарь
познавание — см. Познать … Энциклопедический словарь
познавание — см. познать; я; ср … Словарь многих выражений
познавание — по/зна/ва/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
актуальное познавание — высший уровень регулирования активности (деятельности), характеризующийся концентрацией внимания на данном объекте или его компоненте … Толковый переводоведческий словарь
понимание — Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение. Ср … Словарь синонимов
Познание и познаваемость
Познание и познаваемость
Исторически, возникло, естественно, два варианта ответа на вопрос о познаваемости окружающего Мира, и о возможных границах познанию: первый вариант — что границ познанию — не существует (т.н. гносеологический оптимизм), а второй — что такие границы — есть (гносеологический скептицизм). Крайний вариант гносеологического скептицизма, агностицизм — вообще отрицает возможность получения достоверного знания (т.к. всё в Мире — иллюзорно, и ни на что нельзя полагаться…).
В современном Мире, большинство людей, пожалуй, придерживаются гносеологического оптимизма, т.е. считают, что процесс познания человечеством окружающей действительности — не имеет границ, т.е. нет ничего, что являлось бы недоступным человеческому познанию (хотя бы теоретически). Гносеологический оптимизм, естественно — тесно связан с материалистическим взглядом на окружающий Мир, т.е. с верой в обычность реальности нашего Мира, поддерживаемой большинством людей.
Гносеологический оптимизм считает, что всё, что где-либо вообще существует — познаваемо, и, рано или поздно, будет или может быть познано…
А теперь — посмотрим на другой взгляд (являвшийся преобладавшим в Средневековье), и называемый: гносеологический скептицизм:
Он утверждает, что существуют такие «вещи» (не все), которые принципиально недоступны человеческому познанию. Гносеологический скептицизм, в Средневековье, естественно — был тесно связан с упадком науки, и с верой в нематериального (бестелесного) Бога, а также с Платоническим взглядом на реальность нашего Мира (распространённым в среде Церкви), т.е. верой (осознанной или не очень) — в объективную виртуальную реальность окружающего Мира. Ведь именно в случае виртуальности Земли (и космоса) — должна существовать потусторонняя реальность, всё находящееся в которой (весь потусторонний мир) — может быть принципиально непознаваемым (при условии, что «бестелесный» Бог — не может, или не захочет рассказать о потустороннем мире…).
В общем, границей познаваемости — может быть граница реальности (существующая лишь в случае виртуальной реальности нашего Мира).
В условиях виртуальности Земли, главная часть сути даже и посюстороннего Мира, и его «вещей» — тоже может быть непознаваемой (без Божьего соизволения). Это, например: зачем Бог создал Землю, и каким образом; что Бог уготовил этому Миру в будущем; каково предназначение каждого человека, и есть ли оно; каково глубинное устройство всех объектов (в т.ч. каждой отдельной вещи или явления); и т.д. и т.п. Если Бог не захочет отвечать на эти вопросы, то эти «вещи» могут оставаться непознаваемыми хоть целую вечность. И никакая наука тут не поможет.
Далее: границами познания — могут быть не только граница реальности и те секретные знания, что принадлежат только Богу. Есть ещё и следующая возможность ограничить познаваемость окружающей действительности (ещё одна возможная граница): Бог может контролировать все наши мысли, а значит, если захочет, может убирать все неугодные Ему, некоторые наши мысли-догадки, делая так, чтобы люди до каких-то «вещей» — никогда не догадались: какие-то «вещи» т.о. — делаются непознаваемыми. Человечество, в этом случае — не может ничего познать такого (открыть / изобрести), что не было бы соизволено Богом, или чему бы ещё не пришло время. Например, если Бог не захочет, чтобы люди изобрели и построили межзвёздный космический корабль, то Бог может сделать так, что человечество — и за целую вечность не сможет додуматься до изобретения такого корабля (звездолёта). Т.е. Бог — будет изымать из голов людей все те мысли (в т.ч. и стремления), которые могли бы привести к этому (или же, соответствующим образом — манипулировать событиями). Итак, Бог может создать границу познанию и т.о. Но это, конечно — только возможность…
Впрочем, Бог может в любое время и передумать, и передумав — дать нашему разуму полную свободу, а может, наоборот, в любое время отнять её, если она была. Если Бог захочет, с какой-то стороны воспрепятствовать человеческому познанию, или познанию отдельного человека, то это Ему, конечно же, легко и, вероятно, всецело — удастся.
В общем, возможность существования (разнообразных) границ для познания и познаваемости имеется. Но неизвестно, имеют ли они место в нашем Мире. Итак, человек — сам выбирает, во что больше верить, и чего придерживаться: гносеологического оптимизма, или гносеологического скептицизма (или даже агностицизма).
Рассмотрим теперь, поподробнее — агностицизм. Агностицизм — крайний вариант гносеологического скептицизма, возводящий границы познания в абсолют, и считающий, что любое знание, любое суждение об окружающем Мире — является недостоверным (т.е., по сути, ложным). Агностицизм — предлагает человеку не полагаться на знания, а в вульгарном варианте — даже вовсе отказаться от познания, и просто существовать себе, и радоваться «жизни». (Тем более, что, как сказал Соломон: «Умножая знания — умножаем скорбь свою»). Но до вульгарности — доходить не будем.
Наиболее известным агностиком, кстати, является Кант, последовательно развивавший агностицизм в своих известных трёх трудах («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению»). Как видно из названий этих работ, Кант обосновывал агностицизм — не столько виртуальностью Мира, сколько ограниченностью способностей разума (мышления). (Вопросы о разуме, кстати — выходят за рамки гносеологии, и изучаются в другом разделе философии — логике).
Читайте также
XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и
F ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА
F ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА Согласование между природой и разумом имеет место не потому, что природа разумна, а потому, что разум природен.(Klumbies,1956, 765)Важнейший закон теории эволюции состоит в том, что приспособление вида к своему окружению никогда не бывает идеальным (стр.45).
3. Символика и познание
3. Символика и познание — Неистинно будет принимать символику за познание. Метод толкования существования согласно небольшому числу принципов, которым, при помощи произвольно привлекаемых вспомогательных гипотез, подвластны, казалось бы, все вообще вещи, становится
4. Историческое познание
4. Историческое познание Что такое память?В чем отличие памяти и воспоминаний?У каждого из нас есть одно важное свойство — обладание памятью. Без памяти не может выжить не только человек, но и ни одно живое существо вообще. Ведь необходимые связи, причинные зависимости в
5. Познание
5. Познание Этот краткий набросок раскрытия мира в Для-себя позволяет нам сделать заключение. Мы согласимся с идеализмом, что бытие Для-себя есть познание бытия, но добавим, что существует бытие этого познания. Тождество бытия Для-себя и познания вытекает не из того, что
4. Искусство и познание
4. Искусство и познание Какие объекты следует относить к произведениям искусства? Какие формы искусства правомерны и почему именно они? На этот вопрос, как ни часто его задают, эстетика до сих пор ответить не умела.Ключ к ответу нам даст изучение главных направлений
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не
3. Одиночество и познание. Трансцендирование. Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия
3. Одиночество и познание. Трансцендирование. Познание как общение. Одиночество и пол. Одиночество и религия Есть ли познание преодоление одиночества? Бесспорно, познание есть выход из себя, выход из данного пространства и данного времени в другое время и другое
Познание
Познание Наше познание движется «инсайтами» – этими прорывами от озадаченности к ясности. Впрочем, с «инсайтами» возникла невообразимая путаница, которая лучше всего демонстрирует нашу собственную тотальную дуалистичность.Впервые в научном мире об «инсайте»
Разница между знанием и познанием
В философии и многих других науках часто рассматривается сущность знания и познания. В чем заключается их специфика в соответствии с распространенными точками зрения ученых?
Что представляет собой знание?
Под знанием в науке в общем случае понимается обладание человеком некоторым объемом информации о чем-либо — как правило, достаточным с точки зрения решения каких-либо значимых задач. Например, социальных, экономических, научных. Знание — это некий ресурс человеческого разума, позволяющий его носителю использовать его в тех или иных целях.
Знания приобретаются человеком в процессе получения образования — в специализированных учреждениях или самостоятельно. Они практически не имеют рамок. Человек по желанию может овладевать любыми интересующими его знаниями, передавать их другим людям.
Данное свойство — передаваемость — относится к важнейшим характеристикам знаний. Тот факт, что один человек способен передавать их другому, свидетельствует об их универсальности, приспособленности к пониманию не одним, а многими людьми, владеющими разными языками и представляющими разные культуры.
Знание — ресурс, который может фиксироваться в письменных, мультимедийных источниках или передаваться от одних людей к другим в устной форме. Знания обычно эволюционируют, дополняясь новыми фактами, инструментами их исследования, а также использования на практике.
Процесс освоения человеком знаний именуется познанием. Изучим его особенности.
Что представляет собой познание?
Под познанием в науке, таким образом, понимается мыслительный процесс освоения человеком тех или иных знаний. Он может осуществляться в рамках прохождения им обучения в специальных учреждениях или самостоятельных действий, направленных на овладение знаниями.
Поскольку знание, как мы отметили выше, практически не имеет границ, познание также можно охарактеризовать как процесс, осуществляемый вне каких-либо рамок. Человек может познавать те или иные вещи постоянно.
Особенность познания — в индивидуальном восприятии личностью различной информации. То, каким образом один ученик познает предмет, может существенно отличаться от способов освоения информации другим учащимся. В этом смысле способы познания, в отличие от знаний, во многих случаях с трудом передаются от одного человека к другому. То есть при одинаковости предполагаемого результата — приобретения учащимся определенного объема знаний — процесс достижения данного результата в рамках познания может быть разным.
Сравнение
Главное отличие знания от познания в том, что первый термин соответствует интеллектуальному ресурсу, который человек может фактически задействовать в целях решения тех или иных задач, осуществления различных полезных действий. Знание характеризуется объективностью, передаваемостью. Познание — это инструмент освоения знания. Во многих случаях он субъективен и не может быть передан от одного человека к другому.
В науке возникают довольно напряженные дискуссии относительно того, что первично — знание или познание. Исследователи, считающие, что знание предшествует познанию, аргументируют свою позицию тем, что для освоения одних знаний (например, сложных математических формул) человеку нужно иметь другие — к примеру, знание простых формул. В этом смысле познанию сложных формул предшествует знание простых.
Но есть и другая точка зрения, которая заключается в том, что познание универсально и, в принципе, не зависит от конкретных знаний. Но поскольку оно задействуется в целях его освоения, то является по отношению к нему первичным в связке «познание — знание».
Так или иначе, ученые имеют более или менее одинаковую точку зрения относительно того, что знание — результат познания. Но некоторые исследователи полагают, что познание невозможно без предварительных знаний.
Определив, в чем разница между знанием и познанием, зафиксируем выводы в таблице.
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы.
ЕГЭ. Познание
Тема 1. Познание и его формы
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Ступени рационального познания
Пример.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна