Пожарный спецназ что это такое
История создания и развития специальной пожарной охраны России
Специальная пожарная охрана – 69 лет (2016 год)
«История создания и развития специальной пожарной охраны России»
09 октября 2016 года исполняется 69 лет со дня образования Специальной пожарной охраны России.
В соответствии с решением Правительства 9 октября 1947 года приказом МВД в составе Главного управления пожарной охраны был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране объектов, привлечённых к реализации проекта. Отдел (затем – управление) успешно обеспечивал надёжную противопожарную защиту всего комплекса производств по созданию новейшего оружия: предприятий, научно-исследовательских учреждений, закрытых городов и поселков.
Сотрудникам спецотдела и его подразделений следовало решать качественно новые, весьма сложные по содержанию и значительные по объёму проблемы. Дело осложнялось тем, что пожарная опасность многих технологических процессов не была исследована, сведения о пожарной опасности материалов и оборудования оставались крайне скудными. Нормативная база практически отсутствовала, и приходилось компенсировать её жёстким противопожарным режимом.
Создаваемые подразделения стали пионерами как в области пожаротушения, так и в области проведения профилактических мероприятий на уникальных объектах военно-промышленного комплекса страны.
С 1947 года специальная пожарная охрана превратилась в мощную многофункциональную систему. Сегодня она включает в себя 50 подразделений по всей стране. Система эффективно реагирует на пожары, техногенные аварии и внештатные ситуации на сложнейших объектах, имеющих особо важное государственное значение. Исторический отчет времени деятельности специальных подразделений начался с 1947 г. Тогда перед государством стояли качественно новые, весьма сложные по содержанию и объему задачи, в том числе реализация атомного проекта. Руководство страны приняло решение о создании боеспособных подразделений, которые могли бы обеспечить надежную противопожарную защиту объектов оборонного комплекса. Специальные подразделения ФПС обеспечивают противопожарную безопасность объектов, имеющих особо важное государственное значение. К ним относятся: предприятия военно-промышленного комплекса, ядерной, химико-биологической, авиационно-космической отраслей, объекты высших органов государственной власти, а также закрытые административно-территориальные образования, особо важные и режимные организации. Специальные подразделения обладают мощным потенциалом высококвалифицированных специалистов, имеющих практический опыт решения неординарных задач. Непрерывно совершенствуется система подготовки кадров.
Невозможно забыть об аварии, случившейся в 1957 г. в городе Озерске Челябинской области на радиохимическом заводе ПО «Маяк», которая ещё долгое время будет привлекать внимание специалистов: взорвалась одна из ёмкостей, служащая хранилищем высокоактивных отходов. Пожарные подразделения одними из первых прибыли к месту аварии. С 29 августа по 3 сентября под руководством начальника ОПО-1 В. В. Воскресенского они круглосуточно несли вахту. Пожарные — их было более 700 человек – не только охраняли от огня объекты производственного объединения и города, но и выполняли аварийно-восстановительные работы, осуществляли очистку загрязнённой территории и зданий, попавших в зону радиоактивного облака.
Работа на подобных объектах не прошла бесследно. По крупицам приобретался опыт, закладывались основы тактики тушения и профилактики пожаров. Появились знания и уверенность в борьбе с ними. И когда в апреле 1986 г. случилась Чернобыльская трагедия, специалисты специальных подразделений не понаслышке знали, какую опасность несёт в себе радиация для жизни. Тем не менее, многие добровольцами направились на ликвидацию последствий аварии на АЭС, считая, что их опыт может пригодиться. Их вклад в ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы трудно переоценить.
Несомненная заслуга в становлении и развитии специальной пожарной охраны принадлежит ее руководителям: А.Н. Смурову (1947-1950 гг.), М.И. Земскову (1950-1955 гг.), А.И. Чамбаеву (1955-1957 гг.), И.К. Литвинову (1957-1959 гг.), В.А. Голованову (1960-1966 гг.), Н.С. Герасимову (1966-1971 гг.), Н.А. Аксенову (1971-1975 гг.), Д.И. Юрченко (1975-1976 гг.), В.М. Соколову (1976-1992 гг.), В.Т. Кишкурно (1992-2002 гг.), А.Н. Аксенову (2002-2004 гг.), М.М. Верзилину (2004-2011 гг.), М.В. Владимирову (2011-2014 гг.).
Так же находясь на руководящих должностях практически на всех этапах создания и функционирования специальной пожарной охраны большой вклад в её развитие внёс Борзов Б.А. В дальнейшем являясь главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору курировал вопросы по её развитию и стабильному функционированию.
В апреле 2014 года была реорганизация Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и образовано Управление специальной пожарной охраны начальником управления назначен полковник внутренней службы Розанов Владимир Витальевич.
В рядах специальных подразделений ФПС служат тысячи высококвалифицированных профессионалов, готовых выполнить задачу любой сложности. Свои знания и отвагу они не раз демонстрировали при тушении сложнейших пожаров и ликвидации последствий различных технологических аварий, спасая жизнь людей, уникальные творения человеческого разума, природу целых регионов страны, предотвращая катастрофическое развитие последствий аварий.
Непрерывно совершенствуется система подготовки кадров. Большое внимание уделяется популяризации и развитию пожарно-прикладного спорта. Ежегодно в три этапа проводятся Всероссийские соревнования по ППС: зимний чемпионат, соревнования, посвященные памяти В.Т. Кишкурно, Соревнования среди специальных подразделений ФПС, охраняющих ЗАТО. Сборная команда специальных подразделений ФПС прочно вошла в число лидирующих команд России.
Сотрудники специальных подразделений ФПС неоднократно проявляли примеры выполнения служебного и человеческого долга, мужество и героизм при спасении жизни людей и народного достояния при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В настоящее время Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проводится целенаправленная политика по дальнейшему развитию системы специальной пожарной охраны.
Специальная пожарная охрана по настоящее время является ведущим подразделением федеральной противопожарной службы МЧС России, осуществляющей надежную противопожарную защиту особо важных государственных объектов.
Специальная пожарная охрана МЧС России. Специальные подразделения ФПС
Все эти годы пожарные спецподразделения защищают особо важные и режимные объекты, закрытые административно-территориальные образования. Об истории специальной пожарной охраны корреспонденту «Пожарного дела» рассказал заместитель директора департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны генерал-майор внутренней службы Борис Анатольевич Борзов.
Создание Специальной пожарной охраны
Решение о создании специальной пожарной охраны было принято руководством Советского Союза в тяжелые послевоенные годы, когда страна еще только восстанавливалась после страшных разрушений и потрясений.
Понимая, что пожары на предприятиях, задействованных в решении поставленной задачи, могут значительно отодвинуть сроки реализации атомного проекта, руководство страны приняло постановление о создании боеспособных подразделений, которые могли бы обеспечить надежную противопожарную защиту объектов оборонного комплекса страны.
В октябре 1947 года в составе Главного управления пожарной охраны МВД СССР был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране особо важных и режимных предприятий.
В начале 60-х годов прошлого века руководством страны был взят курс на качественное перевооружение армии. Началось масштабное строительство новых предприятий атомного судостроения, ракетно-космической и авиационной промышленности, промышленности боеприпасов и спецхимии, вооружений, электроники, средств связи и радио.
Пожарную безопасность новых объектов, как на этапе строительства, так и после ввода их в эксплуатацию, было поручено обеспечивать подразделениям специальной пожарной охраны.
В 70-е годы в системе специальной пожарной охраны организуется новое направление — войсковые подразделения, созданные для обеспечения пожарной безопасности специальных объектов высших органов государственной власти.
Таким образом, специальная пожарная охрана прошла длительный и нелегкий путь становления и развития от нескольких подразделений до высокоэффективной развитой единой системы с четко отработанной управленческой и штатной структурой.
Специальные подразделения ФПС МЧС России
Достаточно назвать только несколько из охраняемых объектов, чтобы понять всю значимость и ответственность порученной специальной пожарной охране задачи. Это такие уникальные объекты атомной промышленности, как ПО «Маяк», Горно-химический комбинат, ОАО «Сибирский химический комбинат», флагманы атомного судостроения
— «Северное машиностроительное предприятие» и Дальневосточный завод «Звезда», гиганты производства ракетно-космической техники
— ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РКК «Энергия», космодром «Байконур» и многие другие.
Ежегодно специальными подразделениями федеральной противопожарной службы ликвидируется более тысячи пожаров и загораний, на их счету сотни спасенных жизней. В качестве положительных итогов деятельности специальных подразделений хочу отметить, что на протяжении ряда лет количество пожаров в охраняемых организациях и закрытых административно-территориальных образованиях, а также число погибших и травмированных при пожарах неуклонно снижается.
И Родина по достоинству оценивает мужество и героизм наших товарищей. За годы существования специальной пожарной охраны более 500 сотрудников награждены правительственными наградами, десятки тысяч отмечены ведомственными наградами и знаками отличия.
Целенаправленная работа по реализации Концепции кадровой политики МЧС России позволила не допустить срывов в решении задач, стоящих перед специальными подразделениями федеральной противопожарной службы. В сложных условиях нам удалось не только сохранить кадровый потенциал, но и увеличить общую численность специальных подразделений почти до 20 тыс. человек.
Большое внимание специальными подразделениями уделяется профилактике пожаров в охраняемых организациях. Первостепенное значение в данном направлении отводится совершенствованию нормативной базы в области обеспечения пожарной безопасности организаций оборонного комплекса страны. В этой сфере накоплен солидный опыт, проведены многочисленные испытания и исследования с участием отраслевых научных институтов, а также ВНИИПО МЧС России, в составе которого для этих целей создан специальный отдел.
На базе проведенных исследований разрабатываются рекомендации и нормативные документы по противопожарной защите охраняемых организаций, создаются банки данных применяемых веществ и материалов. Разрабатываются новые безопасные и эффективные средства и способы тушения пожаров на спецпроизводствах. Например, до недавнего времени серьезные проблемы были связаны с тушением радиоактивных металлов. Тушение их водой может привести к возникновению самоподдерживающейся цепной реакции и взрыву, существовавшие газовые и порошковые огнетушащие вещества были неэффективны, а зачастую даже приводили к разгоранию пожара.
В результате проведенных научных исследований ВНИИПО был разработан огнетушащий порошок на основе хлорида калия, который показал свою эффективность и безопасность при тушении как радиоактивных, так и щелочных, и редкоземельных металлов. Сегодня этим порошком снаряжаются автомобили порошкового тушения в подразделениях, охраняющих ядерно- и радиационно-опасные производства, а также первичные средства пожаротушения на этих объектах.
В рамках ФЦП «Пожарная безопасность в Российской федерации на период до 2012 года» существенно обновлена материально-техническая база специальных подразделений ФПС ГПС МЧС России. Все, о чем я говорю, свидетельствует о том, что специальными подразделениями накоплен огромный опыт в деле профилактики и тушения пожаров. Формы и методы проводимой работы в разных подразделениях могут в чем-то отличаться в зависимости от специфики охраняемых объектов, но общие подходы к решению вопросов их противопожарной защиты должны быть едины.
9 октября 2017 года исполняется 70 лет Специальной пожарнаой охране. К своему семидесятилетнему юбилею Специальная пожарная охрана включает в себя более 50-ти подразделений по всей стране: от Камчатки до Калининграда, обеспечивая противопожарную безопасность объектов, имеющих особо важное государственное значение. К ним относятся: предприятия военно-промышленного комплекса, ядерной, химико-биологической, авиационно-космической отраслей, объекты высших органов государственной власти, а также закрытые административно-территориальные образования, особо важные и режимные организации.
Специальная пожарная охрана России: становление и шаги в истории
В государственную противопожарную службу РФ входят особые подразделения, под защитой которых находятся стратегические и режимные объекты особой важности. Данный материал посвящен Специальной пожарной охране России.
Приходится День специальной пожарной охраны России на 9 октября. В 2020 году исполнилось 73 года с момента создания подобных отделов особого назначения. Какие события предшествовали ее созданию, и как сейчас отмечают день специальной пожарной охраны в различных городах, рассмотрим далее в статье.
День сегодняшний
Сегодня наряду с оборонной промышленностью государством большое внимание уделяется развитию космической отрасли и освоению Арктики. Правительством поручено МЧС России осуществлять пожарную охрану космодрома «Восточный» и объектов атомного ледокольного флота. Для этих целей на данных объектах созданы специальные подразделения ФПС. Впервые в перечень охраняемых спецподразделениями организаций включены объекты культурного наследия: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра, резиденции Патриарха, Серафимо-Дивеевский монастырь. В последнем создана специальная пожарная часть, где проходят службу только женщины. Форменная одежда утверждена министром В.А. Пучковым и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
В ее рядах, порядка 16 тысяч высококвалифицированных специалистов и более 300 спецподразделений, которые обеспечивают надежную противопожарную защиту и охраняют около 300 особо важных и режимных объектов страны. Кроме того, в зоне их ответственности – свыше 400 населённых пунктов, 500 медицинских учреждений, 1700 образовательных учреждений. Огнеборцы всегда в числе первых прибывают на место аварий и принимают самое активное и решающее участие в ликвидации их последствий.
В состав специальной пожарной охраны входят: 1 судебно-экспертное учреждение ФПС, а также 50 управлений, работающих в регионах страны, в составе которых 293 специальные пожарно-спасательные части, 37 служб пожаротушения, 49 органов федерального государственного пожарного надзора. Их главная задача – не допустить пожары и другие чрезвычайные происшествия на стратегически важных предприятиях России, деятельность которых направлена на укрепление суверенитета нашего государства.
Специальные подразделения дислоцируются в 37 субъектах Российской Федерации. Ежедневно на дежурство заступает свыше 2 тысяч человек, в расчете находится более пятисот единиц основной и специальной пожарной техники. Кроме этого около 2 тысяч сотрудников и более шестисот единиц техники находятся в резерве.
В этом году приказом МЧС России утверждена концепция развития специальных подразделений федеральной противопожарной службы до 2022 года. В ней определены цели, задачи и направления развития специальных подразделений ФПС, повышение их технической готовности к действиям по предназначению, совершенствование профилактической работы на особо важных и режимных объектах.
Статистика по специальной пожарной охране (2017 год)
История возникновения и развития
Приказ определял создание специального отдела для организации и руководства подразделений по охране особо важных и режимных объектов. Изначально отдел был малочисленным, но с жестким режимом. Основная трудность заключалась в отсутствии необходимых технических средств и разработанной нормативной базы.
К объектам, которые попали под юрисдикцию специального отдела пожарной охраны, относились:
Смуров Анатолий Николаевич
У истоков развития стояли А.Н. Смуров, М.И. Земский. Они стали первопроходцами как в области борьбы с возгораниями на стратегически важных военных объектах, так и в области осуществления профилактических мер по их предотвращению. Все сотрудники данного спецотдела и его подразделений на местах показывали отличные показатели по службе, несмотря на то, что личный состав нес службу прямо на территории охраняемых объектов, пожарная техника стояла под навесами, а сотрудники несли дежурство в зданиях производственного назначения. Главной задачей в первый период после создания отдела была организация службы, а так же внедрение новых принципов и подходов к тушению пожаров, учитывая особенности охраняемых объектов с разными технологическими процессами. Велась работа не только с сотрудниками пожарной охраны, но так же и с персоналом объектов. Решение о создании такого отдела оправдало себя на практике, и вскоре возникла необходимость в его расширении.
В 60-е годы в связи с перевооружением военных сил страны началось крупномасштабное строительство дополнительных предприятий по атомному судостроению, а также активно стала развиваться авиационная и ракетно – космическая промышленность.
Обеспечивать противопожарный контроль на этапе строительства новых объектов, а также после их ввода в эксплуатацию было поручено отделу специальной пожарной охраны, который был преобразован в Управление специальной пожарной охраны в апреле 1966 года.
В начале 1977 года в системе специальной пожарной охраны появляется новое направление, которое получает название – войсковые подразделения, службу в них проходят офицеры и прапорщики по контракту. Задача данных подразделений была в обеспечении пожарной безопасности специальных объектов высших органов власти. Основная цель, поставленная руководством страны на том момент, это не допускать пожаров и других ЧС на особо важных охраняемых объектах, чтобы не срывать сроки новых производств, направленных в первую очередь на оборону страны. Спецподразделения, в основном отделы пожарной охраны, располагались на всех ключевых объектах оборонного комплекса Советского Союза. Суммарная численность личного состава превышала 25000 человек.
Руководители Специальной пожарной охраной в разные годы
Реформа службы
История не стоит на месте, и в 1991 году сверхдержава СССР прекращает свое существование. Не было в стране отрасли, которой не коснулись бы проблемы, связанные с этим событием. Не стали исключением и подразделения специальной пожарной охраны. Это было связано как с начавшимся кризисом большинства охраняемых объектов, так и с особенностью организационно штатной структуры. На территориях союзных республик находилась значительная часть отделов, отделений и инспекций, осуществляющих противопожарную защиту объектов оборонного комплекса СССР. Эти подразделения предстояло передать в ведение МВД вновь образующихся государств. В дальнейшем большинство из них были расформированы. В течение долгих лет в них трудились наши коллеги, создавая, развивая и совершенствуя специальную пожарную охрану на своих участках. На их счету-ликвидация множества аварий и пожаров, в том числе Чернобыльской катастрофы.
Нелегким был процесс реорганизации системы, перевода ее на новые рельсы, но благодаря опыту и настойчивости В.М. Соколова, возглавлявшего в тот период Первое управление, а также его заместителя В.Т. Кишкурно, в 1992 году принявшего эстафету руководства, системе удалось сохранить свою целостность.
Шло становление новой России, а значит и всех государственных структур. В условиях недостаточного финансирования охраняемые объекты испытывали кризис, что, в свою очередь, негативно сказывалось на состоянии пожарной безопасности и требовало усиленного внимания и работы со стороны подразделений пожарной охраны, но и они претерпевали сокращение.
В.Т. Кишкурно удалось остановить этот процесс, кроме того, решить множество вопросов по материально-техническому обеспечению специальных подразделений, улучшению социально-бытовых условий сотрудников и их семей. К решению вопросов пожарной безопасности оборонных отраслей промышленности руководство управления привлекало самые высокие правительственные инстанции. В результате проводимой работы Правительством Российской Федерации был принят ряд документов, реализация которых позволила решить остро стоящие перед специальной пожарной охраной проблемы.
В 2004 году началась реформа Государственной противопожарной службы. В Федеральный закон «О пожарной безопасности» вносятся значительные изменения. Появляется понятие «федеральная противопожарная служба», к которой отнесены и специальные подразделения. Законом устанавливается, что финансовое обеспечение федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. Это означало, что вся численность специальной пожарной охраны будет содержаться за счет средств федерального бюджета, что значительно повышало социальный статус сотрудников.
Переходный период длился с августа 2004 г. по март 2006 года. За это время МЧС России были разработаны типовые штаты специальных подразделений, выделена федеральная численность, и с 1 апреля 2006 года специальная пожарная охрана обрела новый облик. Управления (отделы) Государственной противопожарной службы переименованы в специальные управления (отделы) федеральной противопожарной службы, пожарные части – в специальные пожарные части, созданы надежные тыловые службы. Улучшилось обеспечение подразделений пожарной техникой. На вооружении появились робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и пожарные катера. В 2007 году Правительством РФ принимается Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность на период до 2012 года», благодаря чему было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано.
В 2008 г. служащие специальных подразделений вошли в состав Департамента пожарно-спасательных сил, возглавляемым М.В. Владимировым. В апреле 2014 года была реорганизация Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и формируется Управление специальной пожарной охраны Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 10 апреля на пост руководителя назначается Розанов Владимир Витальевич. На сегодняшний день специальная противопожарная служба насчитывает около полусотни управлений по всей России.
Крупные чрезвычайные ситуации с участием специальной пожарной охраны
За время существования данного вида пожарной охраны было много различных и сложных пожаров, приведем наиболее крупных аварии, которые дали возможность специалистам показать на практике их умения, профессионализм и приобрести неоценимый опыт.
По рассказам очевидцев:
Они делали свою работу, не обращая внимания на опасность и возможные последствия, ведь от них зависла судьба не только жителей п. Росляково, но и многих североморцев. По прибытию к месту пожара отделению ГУ «Специализированной пожарной части федеральной противопожарной службы по Санкт-Петербургу» была поставлена задача попытаться через технологический люк размером 60х60 см проникнуть в отсек загрузки торпед и изнутри открутить барашки блокирующие открытие погрузочного люка. Было принято решение разделить отделение на два звена с постановкой им следующих задач, а именно: 1-е звено проследовать к технологическому люку, открыть его и подготовиться к спуску в отсек погрузки торпед для выполнения главной задачи, 2-му звену проложить рабочую рукавную линию к месту проникновения в отсек, оборудовать страховочные перила и работать на страховке каждого бойца первого звена. В результате подготовительных мероприятий первое звено получило возможность работая попарно проникнуть в отсек и в условиях нулевой видимости и высокой температуры разблокировать погрузочный люк и с помощью корабельного крана открыть его, что дало возможность введения в горящий отсек СОТ-5 и водяных стволов на тушение и проливку скрытых очагов горения. Данные мероприятия способствовали скорейшей локализации, а в дальнейшем и ликвидации пожара.
Справка: На то время ГУ «Специализированная пожарная часть федеральной противопожарной службы по Санкт-Петербургу». В данный момент ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу им. А.П. Кудряшова».
Участия в подобных пожарах и различных чрезвычайных ситуациях не прошли даром. В ходе ликвидации ЧС приобретался необходимый опыт, формировались основы правильной тактики действий по тушению возгораний на стратегически – важных объектах. В связи с полученными умениями, крепла и уверенность в собственных силах.
Коротко:
Иллюстрация из журнала Пожарное Дело 10.2017
Иллюстрация из журнала Пожарное Дело 10.2017
Как сегодня отмечают праздник
День образования специальной пожарной охраны отмечается разнообразными торжественными мероприятиями. За период существования специальной пожарной охраны, возникли и некоторые праздничные традиции.
Официальная часть торжества в день специальной пожарной охраны МЧС России начинается с общего построения всего личного состава в парадной форме. Важным пунктом является вынос знамени соответствующего управления. Как правило, к этому событию приурочивают вручение различных отличительных знаков МЧС России. Часто на данные мероприятия приглашают ветеранов пожарной службы, которым вручают благодарственные письма и подарки. После официальной части могут быть организованны соревновательные конкурсы или спортивные мероприятия по оттачиванию приобретенных знаний и передачи имеющегося опыта.
В некоторых городах России 9 октября в день специальной пожарной охраны организовывают специализированные выставки для взрослых и детей. На них представляют различное пожарно-техническое противопожарное оборудование. Гости таких мероприятий могут не только примерить на себя обмундирование настоящего пожарного, побывать в кабине пожарной машины и подать воду в очаг пожара.
Сотрудники СПО на праздничном мероприятии
Специальные бойцы. Интервью на юбилей
Максименко Максим Владимирович
О сегодняшнем дне подразделений специальной пожарной охраны рассказывает Максим Максименко, ВрИД директора Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны МЧС России (на момент взятия интервью).
— Максим Владимирович, наше интервью мы записываем в дни празднования 70-летия с момента образования специальной пожарной охраны страны. Недавно МЧС отмечало еще одну юбилейную дату – 85 лет гражданской обороне. В широких рамках этой системы защиты – ГО – в том числе находится и безопасность объектов военно-промышленного комплекса и атомной отрасли, стратегических предприятий сектора народного хозяйства и правительственных зданий и т.д. То есть тех объектов, противопожарной защитой которых и призваны заниматься силы специальной пожарной охраны. Как вы оцениваете роль специальной пожарной охраны как реагирующего органа в системе ГО и развитии обороноспособности страны в целом?
— Роль специальной пожарной охраны как реагирующего органа в системе защиты в области ГО весьма значительна. Сотрудники специальной пожарной охраны принимают непосредственное участие в регулярно проводимых тренировках в области гражданской обороны, оказывают содействие в разработке более эффективных мер по осуществлению мероприятий ГО, на охраняемых объектах и территориях, что существенно повышает обороноспособность страны в целом.
— В системе МЧС России, несмотря на общность целей и задач, существует четкое распределение функционала различных подразделений. В чем отличие специальных пожарных частей?
— Мы не отделяем себя от территориальных подразделений. Мы единый организм, который на профессиональном языке называется «пожарно-спасательный гарнизон». Это означает, что наряду с ликвидацией пожаров на охраняемых объектах, согласно расписанию выезда, спецподразделения реагируют на ЧС на соответствующих территориях и работают плечом к плечу с территориальными подразделениями МЧС России. Приведу простой пример. Подразделения Специального управления ФПС № 3, дислоцирующиеся на территории Москвы, за первое полугодие 2017 года совершили более 350 выездов в помощь подразделениям Главного управления МЧС России по г. Москве.
Однако в организме у каждого органа свои функции. У территориальных органов – это обеспечение пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, а первоочередной задачей, стоящей перед специальными подразделениями, является профилактика и тушение пожаров на объектах оборонного комплекса страны, от которых зависит безопасность нашего государства. Неспроста глава МЧС России в своем поздравлении отметил, что «пожарная безопасность этих объектов является составной частью государственной безопасности».
— Несколько слов о взаимодействии с министерствами, ведомствами, субъектами хозяйствующих структур, чьи объекты находятся под охраной подразделений департамента… Всегда ли удается найти взаимопонимание в вопросах обеспечения того или иного здания, предприятия элементами противопожарной защиты или системой комплексной безопасности? Как в сегодняшних непростых экономических реалиях удается гармонизировать строгие требования, предъявляемые пожарными и реальные финансовые возможности конкретного предприятия?
— Взаимодействие с министерствами и ведомствами – это необходимое условие для обеспечения пожарной безопасности особо важных и режимных организаций страны. Начиная с правительственного перечня организаций, на которых создается специальная пожарная охрана, заканчивая противопожарными мероприятиями – это все результаты такого взаимодействия. Оно происходит как на ведомственном уровне, так и на уровне организации – СПСЧ. В некоторых случаях пожарная часть даже имеет второе название – цех, как структурное подразделение предприятия. Это, конечно же, не означает, что она перестает быть федеральной структурой, однако является ярким показателем плотного взаимодействия.
От того, как обстоят дела с финансами на предприятии, конечно, зависит многое, однако их наличие – это еще не все. Главное – это понимание администрацией актуальности вопросов пожарной безопасности. Есть понимание – будет и результат. Приходилось сталкиваться и с непониманием. Так, один директор, получив информацию о том, что на территории предприятия 30% гидрантов неисправны, предложил попросту их закопать. К счастью, это редчайшее исключение, и в основном отношение к специальным подразделениям и к тому делу, которым они занимаются, со стороны дирекции объектов очень серьезное.
— Последние несколько лет отечественная промышленность решает задачу импортозамещения. Актуальна ли эта задача для пожарных частей с точки зрения их оснащения современной техникой, оборудованием, специальными средствами? На что бы вы нацелили российских разработчиков и производителей систем пожарной безопасности, какие пожелания к технике, оборудованию есть у СПО?
— В связи с введением экономических санкций против России появились проблемные вопросы обеспечения отечественных производителей импортируемым из-за рубежа сырьем, материалами и комплектующими изделиями. Проблема эта комплексная и задевает рынки почти всей производимой продукции, в том числе рынок пожарно-технической продукции. Необходимы организационные и технические мероприятия, которые позволят решить указанную проблему с учетом необходимости и целесообразности проведения таких мероприятий применительно к конкретным видам пожарно-спасательной техники.
Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции.
С целью формирования реестра техники и технологий, сырья и материалов, подлежащих импортозамещению в системе МЧС России, включения чрезвычайного ведомства в решение задач по реализации политики импортозамещения в части развития отечественной промышленности, пожарно-технической продукции была проведена НИР «Научно-методическое обоснование применения сырья и материалов импортного производства в образцах техники и технологий для нужд МЧС России, возможности замещения импортных комплектующих на разработки отечественного производства».
В результате выполненной НИР сформулированы проблемы и возможные пути их решения в части импортозамещения пожарно-спасательной техники, применяемой для нужд МЧС России, определены типы техники и технологий, по которым необходимо решать проблему импортозамещения, исходя из объема зарубежных поставок, значимости продукции, ее востребованности, стоимости закупок, обслуживания и ремонта; определены сырье, материалы, комплектующие, используемые в пожарно-спасательной технике в системе МЧС России, которые возможно и целесообразно изготавливать отечественным производителям; составлен реестр техники и технологий, сырья и материалов, подлежащих импортозамещению.
— На вооружении в частях есть робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты. Эта техника, безусловно, востребована. Планируется ли увеличение ее количества, и что именно должно поступить на вооружение ближайшее время?
Конечно, постоянно требуется обновлять технику, нет ничего вечного, но для этого существует План оснащения, который выполняется, поддерживая боеспособность спецподразделений.
— Передовые технологии требуют повышенных финансовых затрат. Из каких источников складывается финансирование деятельности ваших подразделений? Можете ли вы раскрыть некоторые цифры финансирования?
— Специальная пожарная охрана является федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы. Это означает, что вся численность личного состава содержится за счет средств федерального бюджета. Годовые затраты на содержание личного состава составляют более 12 млрд рублей. Казалось бы, большая цифра, но надо помнить, что ликвидация Чернобыльской аварии обошлась государству в 18 млрд советских рублей. Чтобы осознать, что это за цифра, вспомним, что батон белого хлеба тогда стоил 20 копеек. Вся страна была мобилизована, более полумиллиона ликвидаторов, то есть тех, кто работал непосредственно в зоне катастрофы. А по словам М.С. Горбачева, руководившего в 1986 году государством, в одной ракете С-18 заключено 100 Чернобылей. Сегодня изделия куда более серьезные, и те объекты, которые их производят и утилизируют, охраняются от пожаров спецподразделениями ФПС. И это явно не тот случай, когда можно экономить на безопасности.
— Планируется ли в ближайшее время введение в строй новых пожарных частей СПО?
— Согласно Федеральной целевой программе «Пожарная безопасность на период до 2012 года», было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано. Министерством была проделана огромная работа, благодаря чему пожарные подразделения появились в закрытых городах на территории Мурманской области, на космодроме «Восточный», на Урале и в Сибири. Также специальные пожарно-спасательные части будут вводиться по мере необходимости там, где идет увеличение производственных мощностей и площадей охраняемых объектов.
— От техники к людям… При приеме на службу в специальную пожарную охрану требуются ли от кандидата какие-либо специальные навыки, умения? Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать кандидат в данные структуры?
— Офицерам достаточно иметь специальное образование, рядовому составу- первоначальную подготовку и стажировку. То есть по образованию предъявляются те же требования, что и к сотрудникам территориальных органов. Определенные знания и навыки, помимо тех, что дает специальное образование, конечно, требуются, но они приобретаются уже на практике. Отличительной особенностью является необходимость оформления формы допуска к государственной тайне, без этого сотрудник не может быть назначен на должность в специальное подразделение ФПС.
Хотелось бы остановиться еще на одном интересном моменте, касающемся кадров. Как сказал заслуженный ветеран специальной пожарной охраны и Академии ГПС профессор Вениамин Анатольевич Абрамов, между территориальными органами и специальными подразделениями все время шел процесс взаимного кадрового обогащения. Есть множество интересных примеров. Герой России Евгений Николаевич Чернышев начинал службу в Управлении пожарной охраны № 3. Герой России Валерий Валентинович Замараев также является выходцем из Управления пожарной охраны № 3. Первый начальник специальной пожарной охраны Анатолий Николаевич Смуров стал начальником Высшей инженерной пожарно-технической школы. Начальник Первого управления ГУПО МВД СССР Дмитрий Иванович Юрченко в последствии длительное время руководил Высшим научно-исследовательским институтом пожарной охраны. Начальник Первого управления ГУ ГПС МЧС России Валерий Тимофеевич Кишкурно занимал должность начальника ГУ ГПС.
— Особые условия службы предполагают какие-нибудь особые социальные гарантии личному составу?
— Да, конечно, наши коллеги, обеспечивающие пожарную безопасность подобных объектов, получают определенные доплаты, а в некоторых случаях по должностям устанавливаются звания на ступень выше. Это касается и радиационно опасных объектов, и лабораторий микробиологии, и космодромов, где используется ракетное топливо, и таких объектов, о которых мы не можем говорить ввиду того, что это закрытая информация.
Алексей Лежнин. Журнал «Пожарное дело» (№ 10, октябрь 2017 года)