Поза кучера для чего
«В позе кучера»: врачи рассказали, что поможет восстановлению легких после COVID-19
Легким, которые повредил беспощадный COVID-19, можно вернуть прежнее состояние. Но придется постараться — не только врачам, но и самому пациенту, если он хочет вернуться к жизни без одышки и нарастающей слабости. На реабилитацию уйдет время: по мнению специалистов, в зависимости от тяжести перенесенного заболевания, процесс может занять от нескольких недель до года.
Легкие после COVID-19
Легкие восстанавливаются после ковид-19. Важно вовремя приступить к реабилитации и четко следовать рекомендациям доктора.
Все зависит от резервных способностей организма, от того, как сильно переболел пациент: один болеет вообще без поражения легких, второй — в очень тяжелой форме, у третьего сопутствующие недуги, которые значительно осложняют течение ковида. Эти факторы влияют на процесс восстановления
Симптомы, сигнализирующие о поражении легких:
• Повышение температуры выше 37.5 градуса Цельсия;
Общие рекомендации по реабилитации легких после коронавируса
У многих пациентов реабилитация начинается еще в стационаре. Основная программа восстановления подбирается индивидуально, в зависимости от тяжести и характера заболевания, пола, возраста, веса и сопутствующих болезней. Но помочь медикам и себе быстрее восстановить силы позволят простые правила, включенные в постковидный режим дня:
• Ежедневная влажная уборка и проветривание комнат;
• Отказ от бань и саун, горячих ванн;
• Отказ от алкоголя и сигарет.
Специальное питание и диета при восстановлении легких после COVID-19
В постковидной реальности специалисты настоятельно рекомендуют пересмотреть образ жизни. И начинать нужно с меню. Включить в него больше полезных, «зеленых» продуктов. Важно питаться небольшими порциями 5-6 раз в сутки.
Для скорого выздоровления добавьте в рацион больше фруктов и овощей, содержащих витамин С. Из мяса отдавайте предпочтение индейке и говядине. Врачи также советуют обратить внимание на ягоды, которые содержат полифенолы, например, шиповник и черную смородину. Не забывайте о «поставках» в организм Омега-3 и Омега-6, которых много в морской рыбе. Включите кунжут, бобовые — содержащаяся в них никотиновая кислота уменьшает бронхоспазм. А вот регенерации эпителия дыхательных путей поможет морковь, желтый перец и облепиха.
Отказаться нужно от быстрых углеводов — сладкого, мучного, жирного, острого и прочих деликатесов и соусов. Кроме того, временно постарайтесь обойтись без очень холодных и горячих блюд, напитков.
Дыхательная гимнастика для восстановления легких после COVID-19
Еще один важный элемент при восстановлении организма — физнагрузка. Наладили питание, самое время браться за фитнес-резинки. Двигательную активность вводите постепенно, начиная с самых простых упражнений. Если появится одышка, сделайте перерыв.
При восстановлении легких важно заставить работать диафрагму. Учитесь дышать «животом»:
Шаг 1: руки лучше положить на живот, чтобы контролировать процесс
Шаг 2: на вдохе медленно носом набираем воздух на счет 1-2-3
Шаг 3: выдыхаем через рот на счет 1-2-3-4
Для следующего упражнения нужно сесть на край стула — вспомните, как сидит кучер, расслабьте плечи. Теперь приступайте к выполнению:
Шаг 1: Ноги поставить на мыски
Шаг 2: Сжать руками концы фитнес-резинки
Шаг 3: На вдохе, отталкиваясь мысками от пола, нужно развести руки в стороны
Шаг 4: На выдохе опустить руки в исходное положение.
Витамины для восстановления легких после ковида
Действие коронавируса все еще в процессе изучения, поэтому специалисты не рекомендуют принимать иммуномодуляторы. Что касается витаминов, лучше посоветоваться с врачом и вместе выявить, чего не хватает организму. Помните — натуральные витамины из продуктов питания усваиваются лучше.
Вредные советы, или чего нельзя делать
Специалисты предупреждают: тренировки легких с помощью воздушных шаров опасны для здоровья после COVID-19. Резко вдыхать и выдыхать во время выполнения упражнений нельзя.
Дыхательный тренажер позволяет регулировать силу вдоха и выдоха, их продолжительность. В случае с шариком давление будет варьироваться. Будет разная сила и продолжительность, можно просто перераздуть легкие. А основная цель дыхательной гимнастики — восстановление поврежденных альвеол в легких. Если нагружать легкие разнокалиберной нагрузкой, можно ухудшить ситуацию, вплоть до эмфиземы. Также нельзя дуть через трубочку в воду, задувать свечки
Глава I. Самогипноз и положение тела
Упражнение Поза кучера
1. Сядьте седалищными буграми на край табуретки.
Желательно подобрать табуретку такой высоты, чтобы коленные суставы были согнуты под углом 90°, а бедра были параллельны полу.
2. Поставьте ступни на ширину плеч так, чтобы они были параллельны друг другу и касались пола всей своей поверхностью. Голени должны находиться в строго вертикальном положении.
3. Наклоните туловище вперед и вниз и обопритесь локтями о бедра.
Пусть кисти ваших рук свободно свешиваются с внутренней стороны бедер.
4. Естественно наклоните голову вперед, опустите подбородок к груди.
5. Слегка покачайтесь туловищем вперед-назад, ища устойчивое равновесие между спиной, головой и локтями.
6. Начните медленно переносить вес тела с ноги на ногу, чуть раскачиваясь из стороны в сторону и наклоняя голову вперед и вниз.
7. Найдя максимально комфортное для вас, устойчивое положение, останьтесь в нем до тех пор, пока вам это приятно.
Регулярно тренируясь, доведите комфортное пребывание в позе кучера до 30–40.минут.
В стародавние времена извозчики могли часами дремать, находясь в этом положении, в состоянии между сном и бодрствованием.
Пребывание в позиции кучера способствует глубокому расслаблению позвоночного столба, освобождая мышцы спины и позвонки от излишней закрепощенное™, скованности и обеспечивая восстановление циркуляции спинномозговой жидкости внутри позвоночного столба. В этой позе мы пребываем в состоянии динамического равновесия между сном и бодрствованием, а это очень и очень полезно для всего организма.
В силу всего вышеуказанного позиция кучера прекрасно подходит для самогипнотического погружения легкого и среднего уровня.
Прежде чем двигаться дальше, постарайтесь качественно освоить четыре предложенные вам телесные позы: лежа на спине, сидя по-турецки, сидя на табуретке, позу кучера, ведь без этого вы не сможете по-настоящему качественно освоить искусство самогипноза.
Хотелось бы также заметить, что регулярное пребывание в вышепредложенных телесных положениях позволит вам достигать психической расслабленности и решит многие ваши телесные проблемы, особенно те, что имеют психосоматическое происхождение.
Наши тело и сознание, ум настолько тесно взаимосвязаны, что длительное пребывание в неподвижном, статичном положении неизбежно успокаивает психическую сферу и способствует достижению внутренней тишины, остановке внутреннего диалога.
Именно поэтому основной медитацией дзен буддизма является дзадзен, что означает «просто сидеть». Так что не жалейте времени на постепенное освоение умения длительное время пребывать в неподвижном положении.
Мы беспрерывно что-то делаем, куда-то спешим, пытаемся достичь какой-то цели. Мы только и делаем, что действуем, действуем, действуем… Но умеем ли мы не делать?
Между тем, для того чтобы прожить долгую и наполненную энергией и силой жизнь, обязательно необходимо уметь быть абсолютно пассивным для возобновления растраченных во время действий запасов энергии.
В старину подобные практики назывались неделание, недеяние, дзадзен и т. д. И заключались они в долговременном пребывании в состоянии полной телесной неподвижности, в бездеятельном состоянии сознания. И именно в эти периоды человек приобретал знания о мироустройстве и познавал самого себя.
Один практикующий стоял на высоком холме рано утром в полном одиночестве. Он стоял совершенно неподвижно, одинокий, как холм.
Мимо проходили трое обывателей, вышедших на утреннюю прогулку. Посмотрев на практикующего, они пришли к разным выводам по поводу того, что он собственно делает.
— Я прекрасно знаю этого монаха. Однажды у него потерялась корова. Вот теперь он стоит здесь и смотрит с холма, где она.
— Судя по тому, как он стоит, он вообще ни на что не смотрит. Он вообще не движется, и его глаза, похоже, почти закрыты. Таким образом, человек не ищет что-либо. Я думаю, что он совершал утреннюю прогулку с приятелем и тот отстал, вот он и ждет, пока его приятель подойдет.
— Пожалуй, причина не в этом, так как, если кто-либо ждет кого-нибудь, он иногда оглядывается, чтобы посмотреть, идет приятель или нет. Этот же человек совсем не движется и не оглядывается. Он не ожидает, это не поза ожидающего человека. Я думаю, он либо молится, либо медитирует.
Спорящие настолько разошлись во мнениях и настолько возбудились, что решили подойти к практикующему и спросить его самого. Они добрались до него, и первый прохожий спросил:
— Ты ищешь корову? Ведь я помню, что ты как-то потерял ее.
Открыв глаза, человек ответил:
— Я ничем не обладаю, поэтому ничего не могу потерять. Я не ищу корову или что-либо еще.
Второй прохожий сказал: — Должно быть, я был прав, — ты ожидаешь друга, который отстал?
— Если у меня нет друзей и врагов, то как я могу кого-либо ждать? Я совершенно одинок, и никто от меня не отставал, — промолвил практикующий.
Тогда третий сказал:
— Ну, тогда прав я, потому что других возможностей нет. Я думаю, ты молишься или медитируешь.
Громко рассмеявшись, практикующий ответил:
— Ты самый глупый, ведь я не знаю никого, кому я мог бы молиться, и у меня нет никакого объекта достижения, так как же я могу медитировать?
И тогда все трое озадаченно спросили:
— Что же ты тогда делаешь?
— Я просто стою и ничего не делаю, — ответил человек.
А много ли времени посвящаете практике неделания вы, уважаемые читатели?
Какой уровень энергии может иметь человек, который только и делает, что отдает, отдает и отдает? Ведь абсолютно любое наше целенаправленное действие, даже обдумывание, — это трата нашей личной энергии.
Читайте еще:
При избирательном лишении быстрого сна у человека потребность в нём увеличивается, хотя никаких психических расстройств обнаружить не удаётся. Однако в первых опытах с депривацией быстрого сна у человека (проведённых В. Дементом [Dement, 1960] на трёх испытуемых непрерывно в течение нескольких.
Мы тем временем продолжали нашу прогулку по Фэй Авеню Икстеншн, и Брукс поднялась на самую высокую ее точку. Отсюда открывался вид на Тихий океан. Она часто сидела одна на этом возвышении, вбирая в себя и этот дивный вид, и саму природу.
Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми мы располагаем, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Иногда это может быть учитель, хотя чаще всего это не он. Попытки всех остальных придумывать.
Жизненная звезда Суворова, однако, только затмилась, а не зашла. Судьба предназначала ему новые подвиги, новые доблести, новую славу. Но для него все это было сокрыто…
Природные символы очень важны. Они определяют главную эмоциональную окраску сна. Очень часто именно по ним мы делаем вывод о том, какие предвестники содержатся в этом сне: благоприятные или дурные.
Идея «зоны ближайшего развития» и предложенные приемы ее изучения позволили Л. С. Выготскому ввести динамический принцил в изучении умственного развития ребенка и оценивать и дальнейшие возможности его развития, а это позволило решить
Вот вы заставляете меня питаться по режиму. Давайте мне есть тогда, когда мне хочется, а не устраивайте муку и мне и себе. Доктор Б. Спок описывает такой опыт. Детям от девяти месяцев до полутора лет дали возможность есть то, что они хотят, поставив перед ними различные блюда. Сочетание.
Кто сказал, что серьезные вещи нужно познавать только с серьезным видом? Может вы и знаменитых комиков считаете легкомысленными? Тогда вспомните всеми любимые комедии: смешные фразы из них стали крылатыми, а кто припомнит хотя бы одну фразу из скучного серьезного трактата…
• В отсутствие понимания синдрома Аспергера законные запросы об аккомодации могут быть отброшены как претензии на особое отношение («Всем нужна тишина на рабочем месте»), что ведёт к нарушению американского Закона о гражданах с ограниченными возможностями.
Обычно спорящий попадает в поезд без тормозов, когда он настолько увлечен направлением движения, что забывает оценить расстояние. Он будет радостно ехать вперед до тех пор, пока кто-нибудь не выведет его из забытья вопросом: — «Почему мы останавливаемся здесь?»
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т. п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если.
Средний возраст — тоже благодатная почва для стресса и вредных привычек. Я знаю, что говорю, поскольку сам принадлежу к этому возрасту. Мы часто слишком много работаем, заботимся о детях и наших родителях. У нас проблемы со сном. Просыпаясь, мы чувствуем усталость. Мы начинаем день с двух чашек.
Мышечная релаксация: одежда для занятий и позы
Итак, мышечная релаксация. Кто и когда придумал эту технику? Немецкий врач Иоганн Генрих Шульц (1884—1970 гг.) изучал самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла.
В 1932 году им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела — притоку крови в капилляры кожи.
Эту технику доктор Шульц назвал аутогенной («ауто» — сам, «генос» — рождение) тренировкой. Аутогенная тренировка позволяет самостоятельно вызывать у себя нужные физиологические изменения.
В какой позе нужно заниматься? Классических поз по Шульцу три.
Видели, как люди засыпают в метро или в электричках? Человек сначала обмякает, а потом начинает валиться соседу на плечо. А кучер на облучке ухитрялся крепко спать и никуда не падать. В чем секрет устойчивости этой позы? Человек опирается на свой собственный позвоночник.
Посмотрите на первую картинку: спина согнута, голова опущена, руки лежат на бедрах. Бедра параллельны, а голени перпендикулярны земле. Если скамейка низковата для вашего роста, выдвиньте ноги немного вперед. Колени должны быть раздвинуты, иначе вам не расслабить внутренние мышцы бедер (в узкой юбке эту позу правильно не выполнить, поэтому женщинам и рекомендуют заниматься в брюках).
2. Поза сидя в кресле.
Кресла бывают разные. В зависимости от высоты спинки поза будет меняться.
Ноги раздвинуты, руки отодвинуты от тела под углом, ладони смотрят вверх. В йоге эта поза называется «шавасана» (или «савасана»), что переводится как «поза мертвого тела».
Здесь тоже есть варианты выполнения. Можно использовать низкую подушку, положив ее под голову и шею.
Положение тела будет примерно таким же, как и в позе без подушки, но руки должны лежать ближе к туловищу.
На сегодня все, а следующий раз приступим к первому занятию.
§5. Поза «кучера на дрожках»
§5. Поза «кучера на дрожках»
Эта поза для аутогенной тренировки применяется чаще потому, что в ней можно заниматься практически везде, где есть стул, табурет, ящик подходящей высоты и т.п. Критерий пригодности мебели для занятий в позе «кучера на дрожках» — расположение сиденья и бедер занимающегося параллельно полу (см. рис. 1).
Перед занятием следует ослабить поясной ремень, расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки, ослабить узел галстука, снять часы, очки. Женщинам следует заниматься в брюках (см. пункт б).
Для того, чтобы принять «позу кучера на дрожках», следует:
а) сесть на край сиденья так, чтобы край стула пришелся на ягодичные складки;
б) широко расставить ноги, чтобы расслабить мышцы, сводящие бедра;
в) голени поставить перпендикулярно полу; если после этого остается напряжение в голенях, подвиньте стопы вперед на 3—4 сантиметра до исчезновения напряжения;
г) голову опустите вперед, чтобы она висела на связках, и сгорбите спину;
д) покачиваясь взад-вперед, убедиться, что поза устойчива за счет равновесия между опущенной головой и сгорбленной спиной;
е) положить предплечья на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; опираться предплечьями на бедра не следует, так как поза устойчива и без этого (см. п. д);
з) дышать спокойно, как во сне, делая вдох и выдох через нос.
На первых порах поза кажется неудобной, но по мере ее освоения выявляются ее достоинства: неприхотливость и универсальность; опущенная голова делает невидимым лицо, что важно для многих занимающихся.
На занятиях обязательно призывайте к практическому разучиванию «позы кучера на дрожках», проконтролируйте правильность ее у каждого занимающегося. Распространенные ошибки: садятся не на край стула, а на все сиденье, что приводит к затеканию ног, женщины не могут достаточно широко расставить ноги; недостаточно горбят спину и не до конца опускают голову, излишне наклоняются вперед, что приводит к болям в шее, опираются предплечьями на бедра. Привлекайте занимающихся к выявлению ошибок в принятии позы. Кроме непосредственной пользы в освоении позы, это снимает боязнь занятий в присутствии других людей не только у тех, кто демонстрирует позу, но и у тех, кто это наблюдает.
Читайте также
7. Ваджрасана — «поза алмазной твердости», или «несокрушимая поза»
7. Ваджрасана — «поза алмазной твердости», или «несокрушимая поза» Техника выполнения. Встать на колени, а затем сесть на пятки, ступни остаются перевернутыми. Слегка наклониться вперед, вытянуть ягодицы назад-вверх (рис.2-7.1). Выпрямиться, расправив плечи, развернув
Васиштхасана — Поза вытянутых рук (поза мудреца)
Васиштхасана — Поза вытянутых рук (поза мудреца) vasistha — мудрец, самый совершенный, богатый человек Классификация и уровень сложностиБазовая поза в упоре одной рукой с удержанием равновесия.Движения костей и суставовОпорная рука.— Пронация предплечья;— разгибание
САНКАТАСАНА. (сплетённая поза или поза верёвки)
САНКАТАСАНА. (сплетённая поза или поза верёвки) Стоя на правой ноге, левую ногу оплетите вокруг правой ноги (фото 33). Левая рука оплетается правой (подобно переплетению нитей в веревке) и вытягиваются вверх. Затем асана должна быть повторена стоя на левой ноге в другую
Поза кучера
Поза кучера В этой позе равновесие сохраняется без смещения туловища вперед или назад. Голова мягко опущена, ноги согнуты под прямым углом и немного расставлены, руки, согнутые в локтях, лежат на бедрах, кисти расслабленно свисают и обращены кнутри, то есть друг к другу.
«Поза алмазной твердости, или несокрушимая поза» (Ваджрасана)
«Поза алмазной твердости, или несокрушимая поза» (Ваджрасана) Асана укрепляет мускулы ног и, что очень отрадно, устраняет ревматические и невралгические боли в ногах. Выполнение асаны в течение 30 минут после принятия пищи с совмещением дыхания через правую ноздрю хорошо
Поза 4 Пашимонтханасана (поза растягивания спины)
Поза 11 Ардха урдхва мукха пашимонтханасана-II (половинная поза растягивания спины)
Поза 18 Ардха урдхва мукха пашимонтханасана-III (половинная поза растягивания спины)
Поза 19 Супта падангуштх дханурасана (половинная поза лука)
Поза 20 Супта маричиасана-I (поза отдыхающего мудреца)
Поза 33 Ардха чакрасана (половинная поза колеса)
Поза 39 Упавиштха конасана (поза сидения углом)
Поза 41 Джатхара паривартанасана (поза поворота живота)
Поза 42 Урдхва пада хастасана (поза рук к поднятым ногам)
Поза 43 Гомукхасана (поза «коровьей головы»)
Поза 49 Бакасана (поза журавля в небе)
Новое в блогах
Аутогенная тренировка
Эта брошюра содержи г основную информацию для практического освоения аутогенной тренировки (АТ). Наш опыт обучения аутогенной тренировке убеждает в том, что для практического освоения АТ необходимо не так уж много информации. Гораздо большую роль играют систематические занятия, желание преодолеть такие помехи, как забывчивость, неорганизованность. Обилие информации переключает мотивацию с практического освоения АТ на ее теоретическое изучение — “сначала все досконально изучу, а потом уж буду заниматься практически” — как это хорошо напоминает наше желание начать “новую жизнь” сначала со следующей недели, затем со следующего месяца, с нового года! Другой неблагоприятный эффект избыточной информации о чудесах самовнушения — создание психологического барьера между АТ и изучающим ее, убеждение в том, что аутогенная тренировка — удел особых людей с сильной волей, йогов и т. п.
Мнение о недоступности аутогенной тренировки поддерживается и реально существующими трудностями, разрывом между огромным количеством желающих освоить АТ и небольшим количеством учреждений, занимающихся обучением. Как ни парадоксально это звучит, многие из этих учреждений вносят свой вклад в укрепление психологического барьера. Ковры, удобные кресла, музыка, слайд-фильмы укрепляют убеждение занимающихся в том, что аутогенная тренировка — это сложное дело, требующее специальных условий и оборудования. Кроме того, занятия в таких условиях зачастую превращаются в завуалированный сеанс гипноза — человека вводят в гипнотическое состояние с помощью убаюкивающих словесных формулировок, умиротворяющей музыки, слайдов. Часто у занимающихся таким образом возникает вопрос: “А что я буду делать без всего этого великолепия в другой ситуации?”
Наш подход к обучению аутогенной тренировке основан на том, что аутогенное состояние — естественное состояние, возникающее само собой при выполнении определенных условий (§3). Обычно мы это называем состоянием задумчивости, и оно бывает довольно часто у всех в транспорте, на неинтересных лекциях, на рыбалке, перед экраном телевизора. Поэтому задача занимающегося заключается не в нагромождении сложного здания аутогенного состояния, а в пассивном разрешении ему возникнуть самому собой. Это может показаться на первых порах странным, но вспомните, как долго нас отучали в детстве “отвлекаться”, “витать в облаках”!
Брошюра рассчитана на внимательное чтение. Она снабжена перекрестными ссылками в том случае, если материал занятия упоминается в других параграфах. В тексте даны 11 практических заданий. К выполнению следующего задания можно переходить, только выполнив предыдущие.
Мы надеемся, что брошюра будет полезна и инструкторам аутогенной тренировки, так как по нашему глубокому убеждению только освоивший АТ, понимающий ее специфику, трудности, стоящие перед занимающимся, может эффективно ее преподавать. Для инструкторов есть примечания, напечатанные петитом и снабженные подзаголовком “Инструктору”.
Инструктору. Задача инструктора — не столько информировать занимающихся и давать им задания для самостоятельных занятий, сколько побуждать к самостоятельным занятиям и к выполнению заданий на занятии, постоянно подчеркивать эффективность пассивной позиции (см §3), а в идеале — олицетворять аутогенную тренировку — быть спокойным, неторопливым, уверенным в том, что он научит, а занимающиеся научатся аутогенной тренировке. Инструктор, сам занимаясь аутогенной тренировкой, проникается мыслью о том, что АТ — это не что иное, как в определенные моменты отдача лени и созерцанию, что аутогенное состояние возникает само собой при выполнении определенных требований (см. §3), что он, как и все другие, давно неосознанно входит в аутогенное состояние, “задумываясь”. Наш опыт убеждает в том, что занимающиеся легко отличают напускной оптимизм инструктора, не занимающегося АТ, от оптимистических заверений инструктора, который познал АТ на собственном опыте.
§1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Аутогенная тренировка — метод самостоятельного вызывания у себя особого (аутогенного) состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него. Об аутогенном состоянии (см. §19) “Ауто” — сам, “генос” — рождение. Слово “аутогенная” (самородная) указывает, что источником положительных воздействий является сам занимающийся, а слово “тренировка” подчеркивает необходимость регулярных занятий.
Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884—1970 гг.). Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, И Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла. Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела — притоку крови в капилляры кожи.
§2 ЭФФЕКТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Освоившие АТ и регулярно занимающиеся ею могут:
1. Успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний, т. с. заболеваний, источником которых является стресс (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, экземы, псориаза).
2. Быстро отдохнуть. Восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки.
3. Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для лечения психосоматических заболеваний.
4. Бороться с болью (см. §20).
5. Активизировать психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.
6. Активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.
7. Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации.
8. Углубленно познать себя. Древние мудрецы и врачи считали глубокое самопознание условием здоровья и развития личности.
§3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Установлено, что аутогенное состояние возникает само собой, если человек:
а) находится в тихом месте (см. §4);
б) расслабился в удобной позе (см. §§5, 7—10);
в) концентрирует внимание на чем-либо (см. §§12—18);
г) осуществляет концентрацию внимания особым образом, пассивно, не стремится к достижению какого-либо результата.
Эти условия были сформулированы в 1975 г. американским исследователем Гербертом Бенсоном. Он особенно подчеркивал важность последнего пункта, как в свое время это делал и И. Г. Шульц, указавший на пассивный характер концентрации внимания при аутогенной тренировке. Знание этих условий чрезвычайно важно, так как избавляет занимающегося от необходимости делать какие-либо усилия над собой; оно служит теоретическим обоснованием пассивного подхода к занятиям аутогенной тренировкой, описанного во “введении”.
Сформулировав требования к условиям возникновения аутогенного состояния, Г. Бенсон на их основе создал свой метод вхождения в аутогенное состояние (см. §16).
§4. МЕСТО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКОЙ
Место должно обеспечивать комфортабельные условия. Не должно быть слишком холодно или жарко, душно, шумно. Небольшой фоновый шум, как правило, не мешает занятиям; следует исключить внезапный и громкий шум. Затемненное помещение не обязательно. Если свет из окна мешает, можно сесть спиной к окну. Место для занятий аутогенной тренировкой должно быть таким, чтобы занимающийся чувствовал себя в безопасности, чтобы он был уверен, что ему не будут мешать и не воспользуются его расслабленным состоянием.
По мере повышения тренированности требования к помещению уменьшаются.
Инструктору. Следует подчеркивать, что требования к месту на первых порах могут быть разными: один может самостоятельно заниматься в присутствии других людей, а другой опасается заниматься, если в другой комнате есть люди и есть небольшая вероятность, что кто-то войдет и помешает занятию. Поэтому каждый занимается в тех условиях, которые соответствуют его возможностям. Следует побуждать всех заниматься на встречах с инструктором, мотивируя это тем, что, когда занимаются все, становится некого стесняться, так как в это время скептическое наблюдение исключается. Совместные занятия АТ на встречах с инструктором снижают требовательность занимающихся к внешней обстановке.
§5. ПОЗА “КУЧЕРА НА ДРОЖКАХ”
Эта поза для аутогенной тренировки применяется чаще потому, что в ней можно заниматься практически везде, где есть стул, табурет, ящик подходящей высоты и т. п. Критерий пригодности мебели для занятий в позе “кучера на дрожках” — расположение сиденья и бедер занимающегося параллельно полу.
Перед занятием следует ослабить поясной ремень, расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки, ослабить узел галстука, снять часы, очки. Женщинам следует заниматься в брюках (см. пункт б).
Для того, чтобы принять “позу кучера на дрожках”, следует:
а) сесть на край сиденья так, чтобы край стула пришелся на ягодичные складки;
б) широко расставить ноги, чтобы расслабить мышцы, сводящие бедра;
в) голени поставить перпендикулярно полу; если после этого остается напряжение в голенях, подвиньте стопы вперед на 3—4 сантиметра до исчезновения напряжения;
г) голову опустите вперед, чтобы она висела на связках, и сгорбите спину;
д) покачиваясь взад-вперед, убедиться, что поза устойчива за счет равновесия между опущенной головой и сгорбленной спиной;
е) положить предплечья на бедра так, чтобы кисти мягко огибали бедра и не соприкасались; опираться предплечьями на бедра не следует, так как поза устойчива и без этого (см. п. д.);
з) дышать спокойно, как во сне, делая вдох и выдох через нос.
На первых порах поза кажется неудобной, но по мере ее освоения выявляются ее достоинства: неприхотливость и универсальность; опущенная голова делает невидимым лицо, что важно для многих занимающихся.
Инструктору. На занятиях обязательно призывайте к практическому разучиванию “позы кучера на дрожках”, проконтролируйте правильность ее у каждого занимающегося. Распространенные ошибки: садятся не на край стула, а на все сиденье, что приводит к затеканию ног, женщины не могут достаточно широко расставить ноги; недостаточно горбят спину и не до конца опускают голову, излишне наклоняются вперед, что приводит к болям в шее, опираются предплечьями на бедра. Привлекайте занимающихся к выявлению ошибок в принятии позы. Кроме непосредственной пользы в освоении позы, это снимает боязнь занятий в присутствии других людей не только у тех, кто демонстрирует позу, но и у тех, кто это наблюдает.
§6. КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫХОДИТЬ ИЗ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ?
Специальная методика выхода позволяет за короткое время эффективно перейти от аутогенного состояния к бодрствованию и максимально активизироваться.
Для выхода из аутогенного состояния:
а) перестаньте выполнять инструкцию занятия и сконцентрируйте внимание на том, что вы хорошо отдохнули и скоро выйдете из аутогенного состояния;
б) медленно сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках, во всем теле; в остальном позу не меняйте;
в) не разжимая кулаков, вытяните руки в сторону коленей;
г) дождитесь окончания очередного выдоха;
д) сделайте глубокий вдох, одновременно на вдохе поднимите руки вверх, прогните спину, обратите лицо вверх;
е) сделайте паузу продолжительностью около 1—2 секунд, чтобы подготовиться к четкому выполнению последней фазы выхода;
ж) одновременно: резко выдохните через рот, разожмите кулаки и откройте глаза. После этого спокойно опустите руки.
Тем, у кого артериальное давление имеет тенденцию к повышению, во время выхода нужно концентрироваться на спокойной, умиротворенной силе, накопившейся за время занятия.
Склонным к пониженному артериальному давлению надо сосредоточиться на бодрости, заряженности энергией, ощущении озноба вдоль позвоночника, пробегания “мурашек” вдоль тела.
За 1—1, 5 часа до сна описанную методику не применяйте. Закончив занятие, перестаньте выполнять инструкцию данного занятия, посидите некоторое время с закрытыми глазами, затем медленно выпрямите спину и откройте глаза. Посидите 1—2 минуты, после этого можно встать.
Инструктору. Практическая отработка методики эффективного выхода из аутогенного состояния имеет большое значение. Недостаточно четкое ее выполнение ведет к вялости, разбитости после занятий АТ. Это снижает ценность занятий и может послужить причиной их прекращения. Наоборот, даже изолированное применение этой методики без предшествовавшего ей занятия АТ может вызвать бодрость, прилив сил, повышение работоспособности. Наиболее распространенные ошибки: быстрота и скомканность выполнения, отсутствие пауз между фазами, неодновременное открывание глаз, выдох, разжимание кулаков в фазе ж, недостаточно резкий выдох. Инструктору следует самому демонстрировать выход. Проконтролируйте выход у каждого участника занятия, а остальным предложите сделать свои замечания.
§7. ПОЗА ПОЛУЛЕЖА В КРЕСЛЕ С ВЫСОКОЙ СПИНКОЙ
Расположитесь полулежа в кресле так, чтобы при расслаблении голова откидывалась назад. Положение рук и ног, как в позе “кучера на дрожках” (см. рис. 3).
Осваивая позы для аутогенной тренировки, помните, что они должны быть симметричными. Любой перекос во время занятия будет вызывать напряжение, предупреждающее падение.
§8. ПОЗА В КРЕСЛЕ С НИЗКОЙ СПИНКОЙ
В сущности, это — та же поза “кучера на дрожках” с одним отличием — занимающийся сидит не на краю сиденья, а на всем сиденье так, что сгорбленная спина упирается в спинку кресла (см рис. 4).
§9 ПОЗА ЛЕЖА С ПОДУШКОЙ ПОД ГОЛОВОЙ
а) лягте на спину в постели, на кушетке, диване, под голову положите невысокую подушку;
б) стопы расположите на ширине плеч, расслабьте ноги, при этом носки разойдутся в стороны;
в) руки слегка согните в локтях, положите ладонями вниз; кисти рук не соприкасаются с туловищем (см. рис. 5).
Помните о симметрии позы.
Поза удобна для занятий в постели перед сном и утром сразу после сна. Выход, если только вы занимаетесь не перед сном, делается так же, как и в позе сидя (см. §6). После этого вдохните и на выдохе сядьте в постели.
§10. ПОЗА ЛЕЖА БЕЗ ПОДУШКИ (“САВАСАНА”)
б) выпрямленные ноги расположите так, чтобы расстояние между стопами было 15—18 см;
в) вытянутые руки расположите под острым углом к туловищу ладонями вверх (см. рис. 6).
Освойте позы для занятий аутогенной тренировкой При любой возможности старайтесь побыть в позе 5— 10 минут. Находясь в позе, постарайтесь максимально расслабиться. Если вы чувствуете дискомфорт в какой либо части тела, постарайтесь исправить дефект позы вызывающий его. При отсутствии времени принимайте позу хотя бы на несколько секунд. Расслабление в позах заканчивайте выходом (см. §6). За 1—1, 5 часа до сна специальную методику выхода не применяйте.
Инструктору. В малой группе проконтролируйте принятие позы лежа. Объясните, что разница в положении рук зависит от положения головы (с подушкой или без нее) Разбейте занимающихся на пары Пусть один занимается в позе лежа, а другой вынимает а затем опять подкладывает подушку под голову Занимающиеся почувствуют, что изменение положения головы требует изменения и положения рук вследствие дискомфорта в плечевых суставах.
§11. “МАСКА РЕЛАКСАЦИИ”
“Маска релаксации” — выражение лица, при котором максимально расслаблены мимические, жевательные мышцы и язык.
Каждая напряженная мышца оказывает стимулирующее воздействие на головной мозг, а это мешает возникновению аутогенного состояния. Есть группы мышц — мимические жевательные, языка и кистей рук — которые оказывают большее влияние на состояние мозга, чем другие мышцы; поэтому их расслаблению уделяется большее внимание.
Мышцы кистей рук довольно легко удается расслабить, а для остальных групп мышц существуют специальные упражнения, связанные с тем, что в повседневной жизни мы не сталкиваемся с работой над этими мышцами; кроме того, правила приличия не позволяют держать рот открытым и расслаблять мимические мышцы.
Для расслабления жевательных мышц при вертикальном положении головы беззвучно произнесите звук “Ы”, дайте челюсти отвиснуть. Посидите так несколько минут, понаблюдайте, как с расслаблением жевательных мышц по всему телу проходит волна расслабления, как расслабляются мышцы лица, тяжелеют веки, останавливается взгляд, становится нерезким окружающее за счет расслабления мышц, фокусирующих хрусталик. На первых порах понаблюдайте за своим лицом в зеркало. Упражнение закончите выходом из аутогенного состояния, так как даже на первых порах при хорошем расслаблении мимических и жевательных мышц возникает аутогенное состояние той или иной степени глубины.
При вертикальном положении головы расслабьте жевательные мышцы беззвучным “Ы”. Затем для расслабления языка беззвучно произнесите слог “Тэ”, при этом расслабленный язык мягко упрется в заднюю поверхность нижних зубов. Понаблюдайте за своим состоянием. Позвольте отяжелевшим векам опуститься. Упражнение закончите выходом. Если нет возможности позаниматься 5—10 минут, выполняйте задание более короткое время, хотя бы даже несколько секунд.
После освоения “маски релаксации” соедините ее с изученными позами для аутогенной тренировки следующим образом. Полулежа в кресле с высокой спинкой, “маска релаксации” выполняется так, как было описано выше. В позе “кучера на дрожках” и в позе в кресле с низкой спинкой при опускании головы рот пассивно закрывается. В позах лежа при расслаблении жевательных мышц челюсть сползает вниз (см. рис. 7).
“Маску релаксации” можно применять и изолированно в случаях, когда нет возможности заниматься аутогенной тренировкой. Попробуйте, и вы почувствуете, как в результате уменьшается физическое и психическое напряжение, проходит головная боль.
§12. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “СПОКОЙСТВИЕ”
Цель вводного упражнения — создание предварительных условий для начала занятия аутогенной тренировкой.
В подходящем для АТ месте (см. §4) примите одну из поз для АТ (§§5, 7—10), расслабьтесь, обратив особое внимание на “маску релаксации” (§11), закройте глаза. Дышите спокойно, как во сне; вдох и выдох через нос.
Пассивно сосредоточьтесь на спокойствии, являющемся следствием:
а) нахождения в тихом месте;
б) расслабления в удобной позе;
в) отключения от окружающего при закрывании глаз. Не внушайте себе какого-то особого спокойствия, пассивно сосредоточьтесь на том, которое у вас есть в данное время. Даже если вы напряжены на девять десятых (9/10), то сосредоточьтесь на одной десятой (1/10) расслабления.
Занимайтесь ровно столько, сколько вы можете заниматься пассивно. Если вы начали отвлекаться, следует сделать выход. Перед сном выход не делайте.
Помните, что только пассивная концентрация дает физиологический эффект.
Наиболее распространенная ошибка в начале обучения АТ — неумение видеть зачатки нужного состояния и, вследствие этого — стремление внушить себе “нужное” состояние. Такая внутренняя активность разгоняет даже зачатки состояния, возникающего при выполнении требований, изложенных в §3. Дальнейшие попытки внушить то, чего нет, усиливают внутреннюю борьбу, превращают такое “расслабление” в муку.
Инструктору. Пусть занимающиеся выполнят на занятии задание № 4. В первый раз рекомендуйте концентрироваться на упражнении всего несколько секунд, чтобы не было соблазна активно вызывать спокойствие. В течение нескольких секунд сосредоточиться на реальном спокойствии может даже рассеянный человек. Обсудите результаты.
В дальнейшем все групповые занятия начинайте и заканчивайте занятием АТ в том объеме, в котором занимающиеся ее освоили. Предупреждайте, что выход из аутогенного состояния каждый делает не по общему сигналу, а тогда, когда помехи в пассивной концентрации возвестят, что время пассивной концентрации исчерпано. Не забывайте отмечать особенности выполнения выхода из аутогенного состояния.
§13. ПЕРВОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “ТЯЖЕСТЬ”
Создатель аутогенной тренировки И. Г. Шульц предложил вызывать физиологические сдвиги путем пассивной концентрации на зачатках ощущений, сопровождающих эти сдвиги. Поскольку расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести в них, он предложил для расслабления мышц пассивно концентрировать внимание на реальной тяжести тела.
Почувствовать тяжесть тела можно, проделав следующие опыты:
а) положите руку на воздушный шар или скомканную бумагу, убедитесь в том, что под влиянием тяжести руки они сдавливаются;
б) положите руку на весы, понаблюдайте за отклонением стрелки, отражающим тяжесть руки;
в) в любой из поз для аутогенной тренировки попробуйте приподнять руки, постепенно наращивая усилия в дельтовидных мышцах (покрывающим, подобно эполетам, наши плечевые суставы), убедитесь в том, что при малом усилии это не удается, так как мешает тяжесть рук; почувствуйте эту тяжесть;
г) лежа в ванне, наполненной водой, поднимайте вытянутые расслабленные руки; когда руки поднимутся над водой, почувствуйте приращение тяжести в них; другой вариант: выпустите воду из ванны и наблюдайте приращение тяжести во всем теле по мере вытекания воды.
Таким образом вы можете убедиться а том, что тяжесть присуща нашему телу и нет необходимости ее внушать.
Примите одну из поз для АТ, расслабьтесь, пассивно сосредоточьтесь на спокойствии. Затем, продолжая чувствовать спокойствие, пассивно сосредоточьтесь на реальной тяжести правой (левши — левой) руки. Пассивно созерцайте спокойствие и тяжесть до тех пор, пока ощущение тяжести не станет исчезать и вы не станете отвлекаться. Сделайте выход (за исключением занятий перед сном). По мере вашего расслабления тяжесть будет ощущаться и в других частях тела. Пассивно созерцайте ее там, где она есть.
Во время освоения этого упражнения не пытайтесь волевым усилием распространять ощущение тяжести по какой-либо схеме, усиливать его самовнушением. Любая внутренняя работа будет препятствовать возникновению аутогенного состояния.
От занятия к занятию по мере углубления расслабления мышц ощущения, сопровождающие этот процесс, будут меняться:
а) ощущение тяжести распространится на все тело и приобретет выраженный характер;
б) ощущение тяжести сменяется ощущением легкости, может возникнуть ощущение чуждости тела;
в) тело перестает ощущаться.
Эти изменения обычно появляются в отдельных частях тела, как правило, в кистях рук. В этих случаях пассивно созерцайте возникшее сочетание ощущений (например, тело легкое, кисти рук отсутствуют).
Помните, что ощущение тяжести в руках ярче, чем в ногах и туловище. Не пытайтесь волевым усилием сделать его равномерным.
Первое стандартное упражнение освоено, если во время занятий ощущается тяжесть в руках и ногах.
Инструктору. Обязательно проделайте на занятии опыты, позволяющие почувствовать тяжесть тела, рекомендуйте занимающимся делать их в течение нескольких дней. Проведите на занятии первую концентрацию на тяжести в течение нескольких секунд. Обсудите результаты. Наиболее распространенная ошибка — неумение почувствовать небольшую тяжесть, ожидание какой-то особо выраженной тяжести. Напомните, что следует концентрироваться на той тяжести, которая есть. Определенная часть занимающихся сообщает о том, что они чувствуют тепло рук. Объясните, что у них само собой получается второе стандартное упражнение. Предложите сосредоточиться на том, что потепление рук сопровождается ощущением набухания, “вещественности” рук, что является зачатком ощущения тяжести.
§14. ВТОРОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “ТЕПЛО”
Погружение в аутогенное состояние сопровождается перераспределением крови в организме — уменьшается ее содержание в крупных сосудах и мышцах, увеличивается в капиллярах кожи. Этому сопутствует ощущение тепла в конечностях и туловище. Пассивной концентрацией внимания на реальном тепле тела можно вызвать вышеописанный физиологический сдвиг.
Температуры тела — 36, 6 градусов по Цельсию — вполне достаточно для того, чтобы почувствовать тепло. В этом нетрудно убедиться, проделав несложный опыт.
Сядьте. Согните руки в локтях, расположите кисти рук на уровне живота так, чтобы кисти со слегка согнутыми пальцами были обращены ладонями друг к другу. Сосредоточьтесь на тепле, которое излучают ладони. Субъективно это ощущается, как тепловой шар между ладонями. Сближая и отдаляя кисти, можно почувствовать диаметр этого шара. Позанимавшись таким образом в течение 3—5 минут, приблизьте ладони к щекам, на расстояние! 1—2 сантиметра. Почувствуете щеками тепло, излучаемое ладонями.
Расслабьтесь в одной из поз для АТ, пассивно сосредоточьтесь сначала на спокойствии, затем на спокойствии и тяжести. После этого, продолжая чувствовать спокойствие и тяжесть, сосредоточьтесь на несколько секунд на реальном тепле правой руки (левши — левой). После этого сделайте выход из аутогенного состояния.
Если перед занятием у Вас холодные руки, разотрите их, иначе пассивная концентрация на тепле будет невозможна. В дальнейшем время концентрации на тепле будет возрастать, а ощущение тепла само собой будет распространяться на вторую руку, ноги, туловище. Предельное время концентрации определяется по отвлечению внимания и возникновению помех.
Второе стандартное упражнение освоено, если во время занятия Вы ощущаете тепло рук и ног.
Инструктору. Проделайте этот опыт на занятии. Обратите внимание на величину “теплового шара” у занимающихся. По нашим наблюдениям его величина (5—50 см) прямо пропорциональна степени расслабления человека и обратно пропорциональна его критичности. Многие из тех, у кого “шар” небольшой, не готовы к тому, что можно почувствовать выраженное тепло ладоней, другим сосредоточению на тепле мешает присутствие других людей. Предложите им повторить опыт дома.
Таким образом можно убедиться в том, что тело достаточно теплое, чтобы дать материал для пассивной концентрации. Пассивной концентрацией внимания на тепле кожи можно добиться повышения ее температуры на 2—4 градуса, нормализации повышенного артериального давления.
Тем занимающимся, которые пугаются повышения температуры, следует разъяснить, что повышается температура кожи конечностей и туловища, в то время как при лихорадочных состояниях повышается температура всего организма, на что в первую очередь реагирует головной мозг. Расскажите, что созданию оптимальных условий для мозга посвящено шестое стандартное упражнение— см. §18.
§15. ТРЕТЬЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “СЕРДЦЕ”
Во время нахождения в аутогенном состоянии уменьшается частота сердечных сокращений. Этому соответствует ощущение спокойной, мерной пульсации в теле. Пассивная концентрация на этой пульсации во время аутогенной тренировки способствует уменьшению частоты сердечных сокращений, нормализует ритм работы сердца.
Для того, чтобы пассивно концентрироваться на пульсации, нужно проделать несколько опытов по ее обнаружению:
а) наложите второй, третий и четвертый пальцы правой руки на лучевую артерию левой руки, запомните ритм ее пульсации; то же можно проделать, наложив указательный палец правой руки на яремную ямку над верхним концом грудины;
б) соедините пальцы обеих рук в “замок” и положите расслабленные руки перед собой; почувствуйте пульсацию в основаниях пальцев, охваченных пальцами другой руки;
в) сидя на стуле, положите ногу на ногу и понаблюдайте, как в такт пульсу поднимается стопа ноги, находящейся наверху.
Расслабьтесь в одной из поз для АТ. Сосредоточьтесь “а спокойствии, потом на спокойствии и тяжести, затем — на спокойствии, тяжести и тепле. После этого, продолжая чувствовать спокойствие, тяжесть и тепло, почувствуйте, где у вас в данный момент ощущается пульсация, и пассивно сосредоточьтесь на ней. Через несколько секунд сделайте выход из аутогенного состояния.
В дальнейшем время концентрации на пульсации будет увеличиваться. От занятия к занятию она будет ощущаться во все больших областях тела, и наступит время, когда спокойная и мощная пульсация будет ощущаться во всем теле.
Упражнение освоено, если во время занятия пульсация ощущается в руках и туловище.
Инструктору. Тем, кто перенес вегетативные кризы с сердцебиением и страхом, кто когда-либо испытывал боли в области сердца, бывает трудно сосредоточиться на пульсации из-за опасения, что это вновь вызовет болезненное состояние Им следует разъяснить, чго ощущение сердцебиения само по себе не является болезненным. Таковым его делает сопровождающий страх. Регулярное сочетание покоя и пульсации в аутогенном состоянии в дальнейшем приведет к тому, что пульсация будет ассоциироваться с покоем См. о систематической десензитизации в §20.
§16. ЧЕТВЕРТОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “ДЫХАНИЕ”
Это упражнение способствует успокоению дыхания. Одним из элементов аутогенного состояния является спокойное дыхание. Установлено, что пассивная концентрация на дыхании способствует его успокоению, замедлению и тем самым — возникновению и углублению аутогенного состояния.
Дыхание во время аутогенной тренировки спокойное, поверхностное, как во сне; вдох и выдох совершается через нос. Во время занятия пассивно наблюдайте за дыханием, ничего не пытаясь с ним делать. Несмотря на внешнюю простоту этой инструкции, на первых порах бывает трудно ее выполнить. Например, иногда возникает соблазн удлинить выдох или паузу после него из-за того, что на выдохе расслабление и покой глубже. Расплата за это следует незамедлительно — возникшая кислородная задолженность неминуемо влечет за собой глубокий вдох, нарушающий столь понравившееся расслабление.
Лучше всего наблюдать за дыханием как бы со стороны. Наблюдайте за любым аспектом дыхания: движением воздуха на вдохе и выдохе, охлаждением ноздрей на вдохе, движением живота в так г дыханию.
Расслабьтесь в одной из поз для АТ и сконцентрируйте внимание на спокойствии, тяжести, тепле и пульсации. Затем, не переставая их чувствовать, сосредоточьтесь на несколько секунд на любом аспекте дыхания. После этого совершите выход из аутогенного состояния.
Как всегда, при освоении нового упражнения, время концентрации на дыхании удлиняйте постепенно, помня, что новым упражнением надо заниматься ровно столько, сколько вы способны делать это пассивно. Упражнение освоено, если во время занятия дыхание спокойное, убаюкивающее, сопровождается впечатлением, что “дышится само собой”.
Во время занятия освоенные упражнения сливаются в один образ: спокойная, тяжелая и теплая масса тела, находящаяся под воздействием двух налагающихся друг на друга ритмов дыхания и пульсации.
Концентрация внимания на дыхании является стержнем упрощенного метода аутогенной тренировки по Герберту Бенсону (см. §3).
Вот инструкция Бенсона:
1. Сядьте удобно в тихом месте.
3. Глубоко расслабьте свои мышцы, начиная с ног и кончая лицом, сохраняйте: их расслабленными.
4. Дышите носом. Осознавайте дыхание. Когда выдохнете, мысленно скажите: “Раз”. Например: вдох—выдох—“Раз” и т. д. Дышите легко и естественно,
5. Занимайтесь 10—20 минут. Не пользуйтесь таймером или будильником, чтобы узнать время; для этого можно открыть глаза. После окончания концентрации на дыхании и слове “раз” посадите спокойно сначала с закрытыми глазами, потом — с открытыми. Не вставайте в течение нескольких минут.
6. Не беспокойтесь о том, насколько вы углубляете состояние релаксации (расслабления). Сохраняйте пассивную позицию и позвольте релаксации проникнуть в ваш внутренний мир. Если ваше внимание отвлеклось, снова возвращайтесь к слову “раз”. С практикой состояние релаксации будет возникать все легче. Занимайтесь один или два раза в день, но не ранее, чем спустя два часа после еды, чтобы процесс пищеварения не мешал возникновению релаксационного состояния.
Инструктору. Метод Бенсона возник на основе четырех условий вхождения в аутогенное состояние, выявленных при физиологических исследованиях метода трансцендентальной медитации по Махариши Махеш йоги. Основа метода Махариши Махеш йоги — концентрация внимания на мантре (слове или фразе на санскрите), тайно сообщаемой ученику в конце курса обучения. Поскольку Бенсон установил, что можно концентрировать внимание на чем угодно, он предложил два объекта для концентрации — дыхание и слово “раз” (one), что явно демистифицнрует тайную мантру.
Наш опыт обучения методу Бенсона убеждает в том, что за один четырехчасовый урок занимающийся может освоить инструкцию для занятий и уже на этом уроке войти в аутогенное состояние, однако без поддерживающих занятий, которые длятся около 2—3 месяцев, занимающиеся в основной массе прекращали самостоятельные занятия. Таким образом, классический метод аутогенной тренировки по Шульцу, обучение которому мы проводим в течение 2, 5 месяцев, в сроках не уступает методу Бенсона, выгодно отличается способностью к вегетативной саморегуляции с помощью шести стандартных упражнений. Кроме того, сокращенные методы обладают общим недостатком — ученик получает простую инструкцию и начинает ждать, когда наступит обещанное состояние. Занимаясь аутогенной тренировкой, ученик направляет внимание на освоение стандартных упражнений, что позволяет более органично занять пассивную позицию в отношении аутогенного состояния, которое может возникнуть при освоении любого упражнения, даже вводного упражнения “Спокойствие”.
§17. ПЯТОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ”
В аутогенном состоянии нормализуется деятельность не только органов грудной полости, но и брюшной. Это сопровождается ощущением тепла в животе. Поэтому пассивная концентрация на реальном тепле в животе или, точнее, в области солнечного сплетения нормализует деятельность органов брюшной полости.
Солнечное сплетение — совокупность нервных сплетений, управляющих деятельностью органов брюшной полости. Оно находится на задней стенке брюшной полости, позади желудка, на середине расстояния между нижним краем грудины и пупком.
Освоив второе стандартное упражнение, вы научились пассивной концентрации на тепле своего тела. Теперь вам предстоит научиться концентрировать внимание на тепле в области солнечного сплетения. Некоторую сложность представляет то, что в нашем сознании живот, солнечное сплетение представлены не так явно, как голова, руки. Восполнить это можно определением проекции солнечного сплетения на кожу живота и растиранием этого места по часовой стрелке.
Расслабьтесь в одной из поз для АТ и сконцентрируйте внимание на спокойствии, тяжести, тепле, пульсации и дыхании. Затем, не переставая их чувствовать, сосредоточьтесь на тепле в глубине верхней части живота. Через несколько секунд концентрации сделайте выход. В дальнейшем время концентрации на тепле солнечного сплетения будет удлиняться, как эго было с предыдущими упражнениями.
Освоению этого упражнения может помочь представление во время занятия, будто на выдохе тепло переходит в живот.
Инструктору. Те, кто страдают каким-либо заболеванием органов брюшной полости, перед освоением этого упражнения должны проконсультироваться с лечащим врачом Упражнение противопоказано при острых воспалительных процессах в брюшиной полости (аппендиците, перитоните, панкреатите), кровотечениях, опухолях, женщинам — во время менструаций Страдающих сахарным диабетом надо предупредить о том, что пятое стандартное упражнение может активизировать деятельность поджелудочной железы. Контроль уровня сахара может выявить уменьшение потребности в инсулине Пятое стандартное упражнение освоено, если во время занятий вы ощущаете, что живот прогрет приятным глубинным теплом.
§18. ШЕСТОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ “ПРОХЛАДА ЛБА”
В аутогенном состоянии отмечается перераспределение крови (см. §14), в том числе — уменьшается приток крови к голове. Это сопровождается ощущением прохлады в области лба.
Пассивная концентрация на прохладе лба уменьшает при сок крови к голове, избыток которой вызывает головные боли. Применение упражнения “прохлада лба” позволяет повысить умственную работоспособность, снять умственное утомление и головные боли.
Объектом пассивной концентрации при выполнении шестого стандартного упражнения является то же, что при выполнении второго упражнения — температурный контраст между теплом тела и прохладой окружающего воздуха. Разница заключается в том, что при выполнении упражнения “тепло” мы концентрируемся на тепле тела, а при выполнении упражнения “прохлада лба” мы пассивно концентрируемся на прохладе воздуха, соприкасающегося со лбом.
Предварительная тренировка заключается в том, что мы стараемся как можно чаще почувствовать кожей лба прохладу воздуха, направление движения воздуха. Особенно отчетливо прохладу можно почувствовать во время ходьбы, спуска с лестницы (подъем требует больших усилий и затрудняет пассивную концентрацию), при выходе из помещения на улицу.
Расслабьтесь в одной из поз для АТ и сосредоточьтесь на спокойствии, тяжести, тепле, пульсации, дыхании и тепле в животе. Затем, не переставая их чувствовать, на несколько секунд сосредоточьтесь на прохладе в области лба. После этого сделайте выход из аутогенного состояния.
В дальнейшем удлиняйте время концентрации на прохладе лба. Не стремитесь почувствовать выраженный холод во лбу — это может вызвать спазм сосудов головного мозга, что проявится головной болью. Прохлада должна быть легкой.
Упражнение освоено, если во время занятия вы стабильно чувствуете легкую прохладу лба. По мере дальнейших занятий прохлада может распространяться на виски, корень носа, глазницы, но это не обязательно.
§19. ДИНАМИКА АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Занимаясь аутогенной тренировкой, вы пассивно концентрируете внимание на спокойствии, шести стандартных упражнениях и на всем, что с вами происходит. Не следует пытаться изменить в какую-либо сторону ваше состояние. Ваш организм знает, в каком состоянии вы нуждаетесь, и ваша пассивная позиция позволит проявиться нужному состоянию. Можно выделить две стадии аутогенного состояния:
1. Пассивная стадия. Нарастает спокойствие, расслабление, безразличие к окружающему, замедляется мышление, при сохранении осознавания происходящего.
2. Активная стадия. Происходит усиление осознавания. Занимающийся обостренно воспринимает и переживает происходящее с ним. Логическое мышление останавливается, восриятие окружающего почти отсутствует. Возможны яркие переживания: яркие зрительные образы, внезапно сформулированные мысли, освобождение от гнета ранее мешавших переживаний.
После выхода из активной фазы аутогенного состояния отмечается прилив сил, желание реализовать переживания, имевшие место во время занятия. В связи с этим занятия перед сном должны быть непродолжительными, чтобы не допустить перехода в активную стадию аутогенного состояния — это может затруднить наступление сна. Позанимавшись немного в пассивной стадии аутогенного состояния, следует перестать выполнять инструкцию и дать возможность аутогенному состоянию перейти в сон. Как ранее говорилось в §7, выход из аутогенного состояния перед сном не производится.
Аутогенное состояние отличается от дремотного наличием постоянного осознавания всего, что с нами происходит. Поэтому взаимодействие с осознаванием позволяет регулировать свое состояние. Укрепляя осознавание, мы остаемся в аутогенном состоянии, препятствуем его переходу в дрему. Позволяя осознаванию угаснуть, мы позволяем аутогенному состоянию перейти в дремотное и затем — в сон.
Кроме того, аутогенное состояние может оформиться в ряд уровней (по Оскару Ичазо, модифицированная схема):
1. “Все получается”. Начальное состояние, при котором выполнение инструкции прерывается отвлечением па мысли, посторонние звуки и т. п., сменяется состоянием, в котором инструкция выполняется легко и естественно. В этом состоянии ничто не может помешать занятию, все помогает ему. Например, резкий звук может откликнуться волной покоя, заливающей все существо занимающегося. Выраженная тяжесть тела.
2. “Телесное состояние”. Возникает блаженное состояние, при котором источником блаженства является тело. Например, свет, проникающий в глаза сквозь опущенные веки, воспринимается, как чрезвычайно приятный, нежный, полный добра. Ощущение тяжести тела может смениться ощущением легкости, невесомости, парения.
3. “Точечное сознание”. Тело перестает восприниматься, “растворяется” и занимающийся осознает себя, как сгусток сознания.
4. Исчезновение границы между сознанием занимающегося и окружающим миром, радостное переживание единства с ним.
Схема О. Ичазо соотносится с предыдущей схемой следующим образом: “Все получается” и вариант “телесного состояния” с тяжестью тела — пассивная стадия, остальные уровни, начиная с “телесного состояния” с легкостью тела — активная фаза.
Знание уровней аутогенного состояния позволяет быть готовым к вхождению в них, предотвращает отрицательную реакцию, связанную с неожиданностью. Даже однократное пребывание на уровнях 2—4 по О. Ичазо надолго запоминается и может быть стимулом к дальнейшим занятиям.
§20. АУТОГЕННАЯ МОДИФИКАЦИЯ
Аутогенная модификация — изменение своего состояния и поведения в аутогенном состоянии.
Прежде чем заниматься аутогенной модификацией, следует составить список задач, которые вы хотите решить с помощью аутогенной тренировки и распределить их по степени сложности для вас. Начинайте с самой легкой.
Опишите картину состояния, которое мешает достижению поставленной цели. Обратите внимание на его эмоциональный, интеллектуальный (мыслительный) и телесный компоненты.
Например, успешной сдаче экзаменов мешает робость, сопровождающаяся напряжением, ощущением холодка вдоль позвоночника и мыслями типа: “Ну все! Не сдам!”
Создайте комплексный позитивный образ, противоположный вышеописанному. В данном случае образ может быть таким: спокойствие, тепло вдоль позвоночника и мысль: “Я уверен в себе” или короче: “Уверен”.
Хорошо также проанализировать свое состояние в тех случаях, когда вам удалось преодолеть это затруднение, и дополните его элементами комплексный позитивный образ.
Формулы самовнушения должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Краткость. Мы не мыслим длинными развернутыми предложениями, поэтому короткая фраза будет лучше запечатлеваться нашим сознанием. Например, формула: “Спокоен” лучше, чем “Я спокоен и уверен в себе в любых ситуациях”.
2. Позитивность. Формула должна утверждать, а не отрицать. Например, формула: “Я не боюсь экзаменов” может усилить боязнь. Следует применять формулы: “Уверен”, “Все помню” и т.п.
3. Индивидуальность. Формула составляется только для вас, она не должна удовлетворять всех. Вспомните, как в трудные минуты вам помогала фраза, понятная только вам. Если вам и ранее помогало, например, слово: “Все!” в преодолении тяги к курению, вы смело можете пользоваться им для аутогенной модификации, хотя другому человеку оно может показаться бессмысленным.
Составьте таблицу. В первом столбце ее разместите стоящие перед вами задачи, начиная с самых простых и кончая самыми сложными. Во втором столбце запишите состояния, мешающие достижению каждой задачи. В третьем столбце поместите комплексный позитивный образ для каждой ситуации. Проконсультируйтесь с руководителем ваших занятий. В аутогенном состоянии совместно с шестью стандартными упражнениями созерцайте комплексный позитивный образ самой легкой задачи.
После достижения этой задачи можно перейти к следующей. Пример:
Комплексный позитивный образ
Перестать курить Тянущее ощущение “под ложечкой”, тревога, мысль: “Покурю последний раз”. Спокойствие, тепло в солнечном сплетении, формула: “Я могу!”
Преодоление страха перед экзаменами Прохлада вдоль позвоночника, страх, мысль: “Не сдам!” Спокойствие, тепло вдоль позвоночника, формула: “Я могу!”
Вполне возможно, что после индивидуального обсуждения вам будет предложено объединить комплексные позитивные образы для работы над обеими проблемами: во время занятия АТ акцент на спокойствии, тепле, особенно спины и солнечного сплетения, формула: “Я могу!”
Если задачи объединить невозможно, добейтесь выполнения самой простой и после этого переходите к следующей.
Борьба с болью осуществляется подобным же образом. Комплексный позитивный образ включает в себя прохладу или тепло в области, которую надо обезболить (уточняется врачом) и формулы о нечувствительности, чуждости или отсутствии этой области. Например, комплексный позитивный образ для удаления зуба: спокойствие, огромная расслабляющая тяжесть во всем теле, холод в нижней половине лица, как будто вы лежите лицом в снегу, и вследствие этого нижняя часть лица стала нечувствительной, формула: “Нижняя часть лица чужая” или просто “Чужая” при направлении внимания на нижнюю часть лица.
В том случае, если у вас вызывает затруднения определенная ситуация, например, страх перед ездой в транспорте, страх высоты, страх перед публичными выступлениями, можно применять созерцание этих ситуаций на фоне аутогенного состояния. Систематическое сочетание образа этой ситуации со спокойствием приведет к тому, что и в реальной ситуации вы будете чувствовать себя спокойно. Этот метод, названный Джозефом Уолпом (США) систематической десензитизацией, можно сочетать с применением комплексного позитивного образа.
В аутогенном состоянии можно получить и усовершенствовать двигательные навыки. В аутогенном состоянии вы можете многократно повторять в своем воображении действия, которые надо разучить или усовершенствовать.
Для этого необходимо:
1. Точно продумать движения, которые следует разучить.
2. Во время аутогенной тренировки не только зрительно представляйте совершаемое действие, но и почувствуйте, “вообразите” мышцами, “пропустите” его через себя.
3. Мысленно проговаривайте про себя совершаемые действия параллельно с совершаемым действием или перед ним.
4. Начиная разучивать движения, представляйте его исполнение в замедленном темпе, затем, по мере освоения его, темп его представления ускоряется до реального.
5. В начале освоения двигательного навыка лучше мысленно представлять его в позе, близкой к реальному положению тела во время выполнения этого действия. В дальнейшем эту работу можно продолжить в классических позах для АТ.
6. По мере освоения двигательного навыка можно включать реальные движения или позволять им проявиться.
7. При воображении движения раствориться в нем, не думать о конечном результате.
Подробнее об использовании идеомоторных образов можно прочесть в книге А. В. Алексеева (Алексеев А. В., 1985).
§21. ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ
Хотя работа с высшей ступенью АТ не входит в программу нашего курса, мы сообщим краткие сведения о ней, которые помогут выработать правильное отношение к зрительным образам, возникающим во время занятий низшей ступени АТ.
Шесть стандартных упражнений АТ И. Г. Шульц называл низшей ступенью АТ и считал ее подготовительным этапом для работы на высшей ступени.
Высшая ступень АТ (аутогенная медитация) позволяет, оперируя зрительными образами, используя образное мышление, работать над глубинными психологическими проблемами, вытесненными в область бессознательного конфликтами, лучше понять себя.
Признаками готовности к работе на высшей ступени являются:
а) спонтанно возникающие во время занятий АТ зрительные образы;
б) яркие, запоминающиеся сновидения, сопровождающиеся предчувствием заключенного в них смысла и желанием понять его.
Подготовка к высшей ступени заключается в тренировке на удлинение времени нахождения в аутогенном состоянии и на постепенное введение внешних помех. Это необходимо для того, чтобы поток зрительных образов не прерывался из-за неспособности долго находиться в аутогенном состоянии и не искажался под влиянием внешних помех.
Подробнее о работе со зрительными образами можно узнать из книги Г. Эберлейн (Эберлейн Г., 11981).
Работу на высшей ступени аутогенной тренировки необходимо проводить под руководством опытного психотерапевта, знакомого с этим методом.
§22. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И МУЗЫКА
Любое применение посторонней речи и музыки нарушает принцип аутогенности тренировки и превращает занятие в завуалированный сеанс гипноза. Это делает человека зависимым от внешней помощи.
Мы рекомендуем применять музыку перед занятиями АТ для создания настроя на занятие, для лучшего прочувствования, что такое покой и созерцание. Это может быть полезным для людей активных, энергичных, имеющих малый опыт созерцания.
Чаще других мы используем произведения И, С. Баха:
1. Органная месса, часть 2, В 669—671 часть 3, В 676 часть 6, В 682 часть 8, В 686
Шмидера “Bach — Werke — Verzeichnis”.
2. Хоральная прелюдия ми бемоль, В. 622 из “Органной книжечки”.
3. Хоральная прелюдия, В.745.
4. Прелюдия и фуга соль минор, В. 558. 5 Сюита для оркестра № 3 ре мажор, В. 1068, часть 2 (ария).
§23 АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Многим людям освоить аутогенную тренировку легче, чем в дальнейшем регулярно ее применять. Это происходит, как правило, оттого, что нам трудно отказаться от соблазна решения своих проблем наскоком и не унывать от неудач. Помните, что неудачных занятий не бывает, любое занятие приносит пользу. Например, вы не могли сосредоточиться на вводном упражнении “Спокойствие”, в голову “лезла какая-то чепуха”. Но обратите внимание на то, что эта “чепуха” отвлекла вас от того, что беспокоило вас до занятия, чего вы не могли добиться другими способами. Не беда, если вы осваиваете АТ медленнее других, ведь, освоив ее, вы получите навык на всю жизнь!
Постарайтесь органично “вписать” занятия аутогенной тренировкой в вашу повседневную жизнь. Помните, что активное нежелание заниматься АТ возникает, если нет потребности в отдыхе. “Подловите” моменты, когда начинает накапливаться усталость, и занятие будет желанным. С другой стороны, не доводите себя до переутомления, когда занятие станет невозможным из-за ухудшения способности к концентрации внимания.
И, самое главное, почаще напоминайте себе, что аутогенное состояние — не что-то недоступное, что оно возникает само собой у каждого, кто создает условия для его возникновения (§3).