Поющие чаши что это такое простыми словами
Тибетские поющие чаши
М ногим знакомы звуки поющих чаш, однако иногда возникают те или иные вопросы по этому поводу. В этой статье мы изложим историю поющих чаш и объясним основные принципы их устройства и действия.
Происхождение поющих чаш
Родина металлических поющих чаш — страны Востока. Несмотря на то, что их происхождение и изначальное предназначение до сих пор окутаны покровом тайны, всё же известно, что когда-то, давным-давно, эти чаши использовались в ритуалах и церемониях, включавших работу со звуком. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы.
Поющие чаши у нас называют по-разному: музыкальные чаши, звучащие чаши, тибетские чаши, поющие чаши Тибета. Они не предназначены для хранения жидкостей или сыпучих материалов, они создают звучащие энергетические поля, насыщающие пространство положительной энергией.
Кроме тибетских чаш (родом с Гималаев) существуют также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи своё особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши. Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделённые такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения.
Существуют также кристаллические, кварцевые поющие чаши. Их производят в США. Выглядят они очень красиво и издают весьма своеобразный звук. Такую чашу можно в точности настроить на определённый тон.
Если вы используете несколько поющих чаш, поместите между ними кристаллы горного хрусталя. Горный хрусталь очищает и усиливает энергию взаимодействия между чашами, а резонанс, производимый чашами, в свою очередь, очищает кристаллы.
Тибетские поющие чаши – это средство медитации, которое издавна использовалось в духовной практике. Такие чаши изготавливаются из уникального сплава металлов, который позволяет получить необычный звук, который существенно отличается от звучания любых других музыкальных инструментов. Если мы поставим несколько чаш в ряд, то увидим, как они отличаются друг от друга. Чаши всё равно будут разными, даже если у них одинаковый диаметр. Этот эффект достигается способом ковки чаши, а также разным сплавом металлов, применяемым в изготовлении чаш.
Форма поющей чаши
Звук и тембр поющей чаши зависят не только от её размера, но и от особенностей строения, например, от ширины обода, толщины стенок, соотношения диаметров донца и обода, от профиля днища и так далее.
При изготовлении большинства гималайских поющих чаш, используемых в наши дни, соблюдались особые правила, определяющие ширину, профиль и декор обода, угол наклона стенок к днищу. Хорошая поющая чаша непременно имеет правильную форму: все её изгибы гармоничны. Извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель обычно ставит её на подстилку из ткани или держит в руке. Если днище чаши слишком плоское, то на плоской твердой поверхности она не производит достаточно сильного резонанса. Диапазон обертонов чаши зависит от толщины стенок и от состава сплава. Поверхность подлинных поющих чаш ручной работы покрыта мелки¬ми вмятинами — следами от инструмента мастера, формовавшего сплав. Эти углубления должны гармонировать с формой чаши в целом, иначе в обертонах возникает диссонанс. Чем толще стенки чаши, тем более явственно слышатся унтертоны; чем тоньше стенки и чем меньше чаша, тем слышнее обертоны. При ударе молоточком чаша не должна дребезжать или издавать какие бы то ни было призвуки. Подлинные чаши правильной формы звучат чисто и ясно.
Существует множество легенд о происхождении поющих чаш, хотя истинная история их происхождения такая же загадочная, как сами Гималаи и тибетские монахи.
Согласно первой легенде появление поющих чаш связывают с духовным правителем Тибета, Пятым Далай Ламой, который построил в Дрепунге свой первый дворец, и дал ему название Кунгар Ава. Трон правителя был создан в виде поющей чаши. Многие верующие приходят в монастырь в Дрепунг, чтобы поклониться священной поющей чаще. По их верованиям, человек, который слышит её пение, никогда не попадёт в их тибетский ад, который у них называется «нарак».
Вторая легенда предполагает, что поющие чаши Тибета пошли от странствующих монахов. Они бродили по свету с чашами для подаяния, куда для них опускали деньги или еду. Монахи должны были с благодарностью принимать любое, даже самое скудное подношение. Через это принятие они достигали высшего духовного просветления, а через него – чувство единства со всем миром, любви ко всему живому.
Вибрация
Нада брахма: весь мир — звук.
Современная наука подтверждает это древнеиндийское изречение: всё на свете, не исключая даже самую плотную материю, производит вибрации. Человеческое тело состоит в основном из воды, а вода — превосходный проводник вибраций: от брошенного в воду камня возникают волны, равномерно расходящиеся по поверхности и под водой. Внешние вибрации, будь то свет, электромагнитное излучение или звуки, вызывают в нашем организме самые разнообразные реакции — не только посредством слухового восприятия, но и главным образом через резонанс на клеточном уровне. Наши тела с готовностью откликаются на всевозможные колебания в окружающей среде, и в том числе на звуки. Звук и вибрация поющих чаш оказывают уравновешивающее и гармонизирующее воздействие.
В современном западном мире нас повсюду окружают источники вибраций, опасных для здоровья: транспортные средства, высоковольтные провода, флуоресцентные лампы. Они нарушают равновесие организма и истощают тело и разум.
Богатые обертонами звуки поющих чаш с успехом противостоят этому разрушительному влиянию. Они настолько чисты и гармоничны, что способны восстанавливать порядок даже посреди хаоса негативных вибраций. Достаточно просто сесть или лечь, расслабиться и раскрыться навстречу этим звукам — и всё произойдёт само собой.
Тибетские поющие чаши используются как вспомогательный инструмент при медитации, но также они очищают и гармонизируют пространство, используют для очищения воды и придания ей целительных свойств. Это уникальный предмет духовных практик, который несёт в себе гармонию, добро и спокойствие, и даже в неумелых руках не принесёт вреда.
Резонаторы для поющих чаш
Поющие чаши являют собой вид колокола-резонатора, который распространяет волны звука и энергии, заряжая окружающее пространство. Чаша может иметь любое происхождение, бывают чаши из Тибета, Индии, Непала, королевства Мустанг. Главное, что нужно знать, это то, что настоящая поющая чаша должна быть кованой, а не фабричного производства, чтобы её «голос» имел свою индивидуальность, соотносился с вашим внутренним состоянием, был настроен на вашу ауру.
Поющие чаши создают вибрацию, извлекая из себя обертоны божественных звуков. Они очищают и успокаивают душу, наполняют её гармонией, подготавливают пространство для медитативных практик, изменяют негативную энергию.
Для извлечения звука из гималайских поющих чаш обычно используются два приёма: удары и трение. Чтобы заставить чашу петь, используются специальные стики-резонаторы. Когда вы вращаете его по краю чаши, она издаёт звук, напоминающий вибрацию или гудение. Важно, чтобы голос поющей чаши подходил именно вам, чтобы он не раздражал вас, а наоборот, успокаивал.
Стик-резонатор чаще всего представляет собой короткую и толстую деревянную палочку, напоминающую по форме пестик для ступки. Стоит отметить, что важно соотносить диаметр, длину и вес резонатора. Часто если чаша не поёт, то дело не в том, что она неисправна, а в неправильно подобранном стике или в неправильном его использовании.
Он должен быть подобран соразмерно диаметру поющей чаши. Вы должны понимать, что, к примеру, стик диаметром около 25 мм. не способен извлечь звук из поющей чаши большого диаметра, но он хорошо подходит для работы с маленькими чашами. Для массивных кованых поющих чаш с большой глубиной и объёмом поверхности подойдёт стик диаметром от 4 сантиметров и более.
Для того чтобы извлечь звук из чаши, при вращении стика важно держать запястье в одном положении, когда вы перемещаете руку по окружности. В таком случае не меняется угол соприкосновения резонатора с чашей. Важно также не менять давление на стенки чаши на разных её участках. Всем этим компонентам – давлению, углу соприкосновения и равномерности движения – следует уделять равное внимание, в особенности, если ваша чаша имеет высокие края.
Поющая чаша с преимущественно обертональным звучанием может менять тона при изменении давления на её стенки. Если использовать, как обычно, прямой угол соприкосновения, перпендикулярно стенкам чаши, то она будет издавать низкие звуки, если увеличивать угол наклона, то звуки будут более высокими.
Существуют также различные виды резонаторов для поющих чаш, что также имеет значение в деле извлечения музыкальных звуков. Стики-резонаторы могут быть сделаны из различных сортов дерева, они могут быть чисто деревянными или покрытыми кожей, они бывают с резьбой или резными фигурками. Для маленьких чаш с тонкими стенками, которые звучат достаточно высоко, может использоваться металлический ударный молоточек, который помогает извлекать из них звонкие высокие звуки.
У деревянных резонаторов степень извлекаемого звука зависит от типа древесины, из которой сделан резонатор. Непальские стики, в основном, изготавливают из древесины твёрдых пород. Такой стик считается более непослушным и в неопытной руке может выскальзывать из ладони, ударяться о чашу, заставляя её издавать дребезжащие и визжащие звуки. Его лучше использовать более опытным и продвинутым мастерам игры на поющей чаше. Для начинающих лучше подойдёт стик-резонатор из древесины более мягких пород, которые взяты не из сердцевины дерева, а из верхних, более мягких пород.
Деревянный стик чаще всего используется для извлечения высоких тонов. Однако также считается, что кожа выравнивает резонатор, и звучание получается чище, без каких-либо побочных звуков. Однако существуют маленькие поющие чаши, которые можно запустить только деревянным резонатором.
Какие-либо дополнительные фигурки на резонаторе могут помешать извлечению чистого звука, однако мастера пользуются и такими. Что касается резных колец, которые часто присутствуют на стиках, то они обычно не препятствуют образованию звука.
Малые чаши и их маленькие резонаторы-молоточки, как правило, используются в совокупности с чашами больших объёмов. Этот эффект нарастания звука может использоваться, например, для звукового массажа или на музыкальных выступлениях народных коллективов.
В любом случае, важно понимать, что чаша и стик – это две единые части одного гармоничного музыкального процесса, и они должны идеально подходить друг другу, быть со-настроенными, то есть настроенными друг на друга. Поэтому при выборе поющей чаши нужно так же тщательно выбирать и стик-резонатор, ведь он не менее важен в деле извлечения звука.
Для этого служат специальные молоточки и палочки разной величины, изготовленные из различных материалов. Чаще всего применяются гладкие деревянные палочки, иногда с резиновой насадкой; встречаются также маленькие металлические палочки и большие войлочные молотки. Уверенно, но плавно потирая палочкой обод чаши, из неё можно извлекать звуки различных тонов с унтертонами и обертонами — в зависимости от положения палочки и скорости трения.
Плавные круговые движения дают почти непрерывный основной тон; интенсивность звучания можно изменять, слегка варьируя скорость трения. Иногда работа с чашей начинается с удара по ободу, дающего основной тон. Последующее трение поддерживает этот тон и производит другие звуки. Но лучше, когда пение чаши начинается без предварительного удара, — когда звук не «выколачивается» из чаши, а нарастает постепенно.
Извлекать звуки из поющей чаши можно и с помощью обычного смычка для скрипки. Иногда исполнитель наливает в чашу немного воды, из-за чего звучание очевидным образом меняется. Когда звук достигает определённой интенсивности, вода начинает расплёскиваться (поэтому поющие чаши иногда в шутку называют «брызгающимися»).
Варьируя угол наклона палочки и силу нажима на обод, можно получать самые разнообразные звуки: в музыку вплетаются новые унтертоны и обертоны, иногда одновременно, иногда по отдельности. Каждому углу наклона палочки соответствует свой особый звуковой диапазон. Из одной-единственной чаши можно извлечь до пяти-шести слышимых унтертонов и обертонов. Кроме того, исполнитель может акцентировать какой-либо один тон, приглушив остальные.
Используя несколько чаш разной величины, можно создать сложную музыкальную композицию, в которой унтертоны и обертоны различных тонов гармонично поддерживают и дополняют друг друга.
Палочки из металла или твёрдой древесины извлекают из чаши резкий чистый тон. Войлочные молоточки дают гораздо более мягкий звук, уютный и умиротворяющий. Некоторые исполнители акцентируют те или иные тоны, приближая губы к ободу чаши, — звуки получаются совершенно необыкновенные!
И наконец, по мнению некоторых специалистов, терапевтическое воздействие звука во многом зависит от того, в какую сторону движется палочка при трении о чашу — по часовой или против часовой стрелке.
Узоры на поющих чашах
Тибетские поющие чаши часто украшаются буддийскими символами, призывающими удачу. Это может быть текст мантры «Ом Мани Падме Хум», перекрещенные ваджры, восемь тибетских символов удачи или особые тибетские орнаменты.
Что касается символов удачи, наносимых на чаши, то они очень разнятся в зависимости от группы, на которые они поделены. Каждая из групп несёт определённый смысл и оттенок счастья и удачи.
Обозначение всех восьми предметов одновременно называется Аштамангала. Их часто изображают на стенах храмов, домов, монастырей, а также на занавесях и дверях.
На поющих чашах также изображают малые символы удачи. Восемь драгоценных субстанций, имеющих вид восьми различных предметов. Их соотносят с шагами, составляющими Благородный Восьмеричный Путь. Это изображения зеркала, медицинского камня гхиванга (желудочного камня волшебного слона), простокваши в сосуде, древесного яблока билва, раковины, красного порошка синдхура, травы куша и белых горчичных зёрен. Они символизируют мудрость и правильное воззрение, долголетие, здравый рассудок, власть, мудрость, удачу и добродетель.
Чудо поющей чаши
Поющие чаши – это самый положительно наполненный музыкальный инструмент. Трудно представить способ использовать их в нехороших целях. Поэтому узоры на поющих чашах не могут сделать их хуже или лучше, они могут лишь усилить посыл, направляемый вибрацией в пространство и заряжать его определённым способом: на мудрость, на здоровье, на просветление или на удачу. В любом случае это будет гармоничный и здоровый поток энергии, очищающий и помогающий во всех начинаниях.
Поющая чаша издаёт неповторимые, уникальные звуки. Её невозможно спутать ни с каким другим музыкальным инструментом.
Но это лишь одна из причин, по которым поющие чаши следует признать подлинным чудом. Комплексное целебное воздействие поющих чаш было выявлено и стало исследоваться на Западе только в последнее десятилетие XX века.
Существуют превосходные звукотерапевты, способные с помощью поющих чаш внести гармонию в самые основы нашей жизни. В руках талантливого специалиста даже одна-единственная тщательно выбранная чаша может творить настоящие чудеса.
Важную роль здесь играет резонанс. Вибрации чаши входят в резонанс с внутренними вибрациями человеческого организма и восстанавливают их равновесие. Благодаря этому человек погружается в спокойное, безмятежное состояние, и звуки поющей чаши проникают на уровень мозговых волн, переводя их на более гармоничную частоту. Ни один из прочих музыкальных инструментов, применяемых в звукотерапии, не оказывает настолько эффективного воздействия.
Каждая отдельно взятая поющая чаша либо подходит вам, либо нет — третьего не дано. Чтобы понять, годится ли для вас данная конкретная чаша, испытайте её как следует: внимательно вслушайтесь в её звучание и в собственные ощущения. Если вы не чувствуете ничего особенного или же звук чаши кажется вам неприятным, то работать с ней не имеет смысла. Выбирая чашу, не довольствуйтесь малым, не останавливайтесь на «почти подходит» и не позволяйте навязать вам то, что на самом деле не нравится вам, — иначе вы просто выбросите деньги на ветер. Но если звук чаши доставляет удовлетворение, помогает расслабиться или проясняет мысли, значит, эта чаша затронула в вас какие-то глубинные струны.
Точно так же следует проверять и оценивать записи звука поющих чаш: выбирайте те композиции, которые в данный момент кажутся вам приятными и подходят вашему настроению.
Для того чтобы купить поющую чашу, нужно в первую очередь ориентироваться на себя. Желательно увидеть её, взять в руки, попробовать поработать с ней, заставить её издать звук. Нужно не только убедиться в том, что вы можете заставить её звучать, звук также должен отозваться в душе, чтобы вы поняли, что это – ваша чаша.
Как лечиться тибетскими поющими чашами, и как работает эта техника
Многие религиозные практики включают в себя использование музыкальных инструментов, звучание которых оказывает лечебный эффект. Среди них особо популярны поющие чаши – неотъемлемая часть религиозных традиций тантрического буддизма и йоги.
История возникновения поющих тибетских чаш
Родиной резонирующих сосудов считаются страны Восточной Азии (в особенности Китай и Тибет).
Существует несколько версий их возникновения:
Разновидности тибетских поющих чаш
Тембр инструмента и звуковые эффекты зависят от его материала, размера и других особенностей строения. Среди них важное значение имеют толщина стенок, ширина обода, профиль днища и соотношение диаметров обода и донца.
Для тибетских чаш важное значение имеет толщина стенок.
Тонкостенные
Изготовление чаш с тонкими стенками требует от мастера ювелирной работы. В процессе необходимо следить за многократной закалкой стали, ковкой, настройкой и полировкой.
К особенностям этого вида инструментов относят:
Толстостенные
Включают в свой состав минимум 9 различных металлов (среди них – медь, железо, золото, серебро, латунь). Звучание толстостенной чаши богато низкими, глубокими обертонами, однако тембр у нее беднее, чем у других разновидностей.
Толстостенные чаши обладают низким звучанием.
Подобные сосуды имеют много общего с древними колоколами:
Толстостенные чаши требуют крупных пространств с хорошей акустикой, поэтому их редко используют в контактных (домашних) практиках. Чаще всего инструмент применяют в храмах или ашрамах.
Литые
Изготавливаются машинным способом, что позволяет уменьшить количество брака. Бывают как толстостенными, так и тонкостенными. Содержат не более 4 металлов, что делает их диапазон не особенно широким.
Литые чаши изготавливаются машинным способом.
Средние показатели инструмента:
На поверхности чаши присутствуют орнамент и сакральные узоры из серебра или золота, что также оказывает влияние на звучание.
Достоинством литых сосудов является простота их освоения – для этого не нужно иметь особые навыки или технику. Наилучшими производителями инструмента считаются непальские мастера.
Кованые
Выковываются вручную из цинка, меди, свинца, никеля и олова. Их главным отличием от других разновидностей является увеличенная продолжительность звучания. Если провести стиком по краю, звук может длиться до 30 секунд, слабо затухая.
Кованые чаши делаются вручную из цинка и меди.
Звучание кованых сосудов подходит как для индивидуальных, так и для групповых практик. Назвать лучших мастеров не представляется возможным, т.к. практически в каждой стране есть свои особенности производства этих инструментов.
Штампованные
Изготавливаются в основном в Китае или Тайване. Являются разновидностью литых и уступают по своим звуковым параметрам другим. Относятся скорее к сувенирным изделиям, чем к профессиональным инструментом.
Их главные преимущества – дешевизна и легкость обучения. Однако звук штампованных чаш неустойчивый, излишне громкий, в высоком регистре режет слух. Ощущается нехватка нижних обертонов.
Штампованные чаши изготавливаются в Китае.
Влияние вибраций на организм человека
В древние времена тибетские мудрецы заметили, что звучание тибетской поющей чаши оказывает на слушателей оздоравливающее воздействие. Многие заболевания ослабляются или полностью излечиваются благодаря звукотерапии.
В XXI в. было выявлено влияние звуков и музыки на живые организмы и установлено, что каждый внутренний орган человека имеет свою резонансную частоту.
Релаксация
Вибрации, а также бинауральные ритмы которые создаются в результате звукоизвлечения, способствуют успокоению и расслаблению. Кроме того, игра на чаше позволяет очистить энергетику человека и снять накопившееся за день напряжение.
В процессе слушания у человека:
Фон для медитации
Индийские чаши используют как для групповых медитаций, так и для индивидуальных йогических практик.
Их применение для духовных практик может быть различным:
Исцеление
Важно заметить, что духовная практика не гарантирует излечения от тяжелого заболевания. Однако правильное и регулярное использование поющих сосудов может улучшить самочувствие человека, придать ему сил и мотивации в борьбе с болезнью.
Для снятия головной боли чаши нужно располагать возле головы.
Чтобы оказать то или иное благотворное воздействие на организм, необходимо знать некоторые правила:
Звонкие высокие звуки способствуют улучшению кровообращения, очищению сосудов от шлаков и токсинов. Низкие обертона хорошо влияют на костные ткани и стимулируют регенерационные процессы.
Массаж вибрациями
Польза звукового вибромассажа заключается в том, что он одновременно оказывает воздействие на все системы организма.
Как игра на поющих сосудах, так и прослушивание позволяют:
Для применения тибетских чаш в целях массажа необходимо иметь первичные навыки (а лучше – пройти обучение). При неправильном или длительном выполнении вибромассажа человек может почувствовать дискомфорт, судороги, нарушение чувствительности и прочие нарушения.
Гармонизация пространства
Каждое помещение в доме или квартире наполнено энергетическими потоками. Они оказывают сильное воздействие на самочувствие тех, кто проживает на этой территории.
Гармонизация пространства при помощи резонирующей чаши приводит к:
Использовать этот музыкальный инструмент можно и при долгом пребывании вне дома, частых ссорах, переезде либо частых стрессах.
Работа с чакрами
Для практик, связанных с раскрытием энергетических центров, подходят только кованые чаши. Опытные йоги рекомендуют использовать звуковые колебания преимущественно для работы с первыми 4 чакрами. Это связано с тем, что в большинстве случаев не имеет смысла совершенствовать высшие центры, пока не развиты низшие.
Список чакр с указанием настройки:
Во время практики необходимо полностью сфокусироваться на ноте, которую издает резонирующий сосуд.
Научное мнение
Согласно исследованиям японских ученых, игра на поющих сосудах положительно влияет на электрическую активность мозга. Подобный эффект может оказываться только в непосредственной близости от инструмента. При прослушивании записей никакого лечебного воздействия на организм не происходит.
Игра на поющих чащах положительно влияет на работу мозга.
Проводились и другие исследования:
Вместе с тем пока что не существует фактов прямого излечения от того или иного заболевания.
Научная медицина рекомендует использовать экзотический инструмент только в качестве вспомогательной терапии, а не основной.
Как подготовиться к игре на поющих чашах
Исполнителю не требуется знать нот для игры на тибетской чаше.
Однако существует несколько основных правил, которых необходимо придерживаться:
Как выбрать поющую чашу
Основным аспектом при выборе тибетской чаши является интуиция. Если в процессе извлечения звука присутствует явление фриссона (мурашек по коже), то этот инструмент подходит лучше всего.
Кроме того, желательно знать, для чего покупается сосуд – для медитативных практик, лечения, профессионального обучения или игры дома.
Размер
Изучая форму чаши, важно обращать внимание на правильность изгибов. Инструменты крупных размеров чаще имеют физические дефекты (трещины, неровности, вмятины).
Звучание также зависит от их величины:
Важное значение имеет правильно подобранный стик, заставляющий сосуд звучать.
Чтобы выбрать резонатор, нужно обратить внимание на такие моменты:
Новичкам лучше ориентироваться на резонаторы среднего размера, т.к. с ними проще всего отрабатывать технику и основы звукоизвлечения.
Материал поверхности
Современные инструменты делают из латуни или бронзы, нередко с добавлением драгоценных металлов.
Современные чаши делают из латуни или бронзы.
При этом чем больше металлов входит в состав чаши, тем лучше ее вибрационные и акустические характеристики:
Наполненность
Для получения более глубокого тембра звука чашу можно наполнить водой (наполовину либо на 1/3). Однако для этого подходят только кованые инструменты среднего либо большого размера.
Стики для таких чаш должны быть сделаны из металла (серебра, меди), покрыты замшей.
Способы игры на поющей чаше
Освоить звукоизвлечение может каждый человек.
Трение
Наиболее распространенная техника. Перед игрой важно убедиться, что чаша расположена устойчиво и не двигается с места при соприкосновении.
В процессе игры запястье должно находиться на одном уровне и не смещаться во время поворота резонатора. Главная сложность при игре трением – вести стик неотрывно, с одинаковым давлением на протяжении всей окружности. При этом важно двигать палочку с той же скоростью, не ускоряя и не замедляя темпа.
Любое усилие способствует мгновенному изменению звучности.
Новичкам рекомендуется первое время экспериментировать с силой нажима и скоростью движения стика, чтобы быстрее освоить этот прием.
Ударная техника
Аналогична игре на колоколах. Для извлечения звука потребуется колотушка с утяжелителем на конце.
Ударная техника не представляет сложности.
Азы техники не представляют никакой сложности:
Как выполнять массаж с помощью поющей чаши
Для выполнения полноценного звукового массажа желательно иметь несколько тибетских сосудов различного размера. Из вещей человеку понадобится матрас или толстый коврик.
Сама процедура проходит так:
Среднее время проведения массажа – от 5 до 20 минут.
Использование для чакр
Практику выполняют с помощью партнера. Общее правило при игре для развития чакр: внимание человека должно быть сфокусировано в области энергетического центра, на том, как инструмент поет.
Чакры расположены следующим образом:
Опытные йоги рекомендуют использовать в этой практике трение, а не ударную технику. При игре чашу нужно ставить рядом с чакрой.
Лечение поющими чашами
Перед тем как пользоваться чашей, нужно проконсультироваться с врачом, т.к. звукотерапия имеет ряд противопоказаний:
К этому списку надо отнести и все противопоказания, относящиеся к классическому массажу.
Воздействие музыкального инструмента полезно при:
Для решения точечных проблем организма инструмент ставят близко к больному месту. При хронических заболеваниях важно, чтобы вибрации обволакивали все тело (этого можно добиться при помощи звукового массажа).
Для ускоренного заживления ран и ушибов звук извлекают трением. Ударная техника пригодится для придания энергии тому или иному органу.
Чтобы укрепить иммунитет, в чашу перед игрой нужно добавить немного чистой воды (не больше половины). Кроме того, заряженная вибрациями, она улучшает сон человека и его работоспособность.