Поймет ли он чем ты живешь мысль изреченная есть ложь
Мысль изреченная есть ложь
Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» «Молчи!», 183]) Федора Ивановичем Тютчева
Написано на тему стихотворения «Молчи» немецкого поэта, участника революции 1848 г. в Германии Л. Пфау (1821—1894).
Суть в том, что не только мысль облаченная в слова становится ложью, но и сама чистая мысль тоже ложь. А если точнее то и слово и мысль одновременно находятся в двух состояниях: истины и лжи. Как это может быть? Если мысль или произнесенное слово одинаково воспринимается двумя или группой слушателей, то она становится истинной и наоборот: если то же слово или мысль по разному интерпретируется то становится ложной.
Заблуждение — Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.… … Википедия
Ниже я буду приводить примеры, когда общепринятые мудрые изречения облеченные в слова становятся ложными:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает»
Не важно кому на самом деле принадлежит этот фразеологизм, важно, что в конкретных ситуациях он срабатывает, а в общем он ложен. Ведь на самом деле ошибаются все вне зависимости от действия или бездействия. Разница лишь в том, что ошибку гения могут увидеть лишь следующие поколения, а вот ошибку «простого смертного» видно сразу!)
итальянский поэт ХVI века Джованни Баттиста Пескаторе (Giovanni Battista Pescatore, 15..-1558), у которого в поэме «Смерть Руджеро» (Венеция, 1548) говорится: «Chi non fa, non falla» — «Кто не делает, не грешит»
Но порочные мысли часто более греховны чем сами деяния. Да и в жизни часто бездействие не меньший порок чем сам грех!
для тех, кто не понял как может ошибиться ничего не делающий, привожу текст вот такой притчи:
Набожный христианин всю жизнь молился и уповал на Бога. Однажды в городе, где он жил, началось наводнение. В дом к христианину забегают соседи и говорят:
— Спасайся, наводнение!
— Нет, отвечает христианин, я буду молиться, Бог меня спасёт.
Христианин погрузился в молитвы о спасении, а вода поднимается всё выше. К его дому подплывают на лодке люди и говорят:
— Садись в лодку, мы тебя спасём.
— Нет, отвечает христианин, меня спасёт Бог.
Христианин продолжает молиться, поднялся уже на крышу, вода на уровне чердака. Подлетает вертолёт, спускают лестницу:
— Залезай, мы тебя спасём.
— Нет, я верующий человек, не приму от вас помощь, меня спасёт Бог.
Вертолёт улетает, христианин стоит уже на самой вершине крыши по колено в воде. И тут волны подносят к его ногам вырванное с корнями большое дерево. Но христианин, вместо того, чтобы сесть на дерево и уплыть, отверг дерево. И утонул.
Христианин предстал пред Богом и говорит:
— Я тебе всю жизнь молился, почему ты меня не спас?
— А кто, отвечает Бог, посылал тебе лодку, вертолёт, дерево чтоб ты спасся? О какой помощи ещё ты можешь спрашивать?»
Иоганн Вольфганг фон Гете
«Неблагодарность — род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.
© Copyright: Александр Дагай, 2018
Свидетельство о публикации №218041200140
1.
Федор Тютчев — Silentium (Силентиум, Молчание): Стих
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи.
_______________
* Silentium — Молчание! (лат.)
Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева
Тютчев стал известен благодаря своим стихотворениям в жанре пейзажной лирики. Но в ранний период творчества он обращался к философским и глубоко личным темам. Эти произведения писались исключительно для себя, поэт не стремился к литературной известности и не пытался опубликовать свои творения. Лишь поддавшись уговорам друзей, Тютчев решился издать некоторые ранние стихотворения. Одним из них было стихотворение «Silentium!», опубликованное в 1830 г. Считается, что написано оно было гораздо раньше. Стих выдержал несколько серьезных авторских правок. Тютчев опасался передать на суд публике некоторые сугубо личные размышления.
Латинское название произведения (в пер. – «молчи», «молчание») сразу же указывает на склонность автора к романтизму, который являлся на тот момент доминирующим направлением в искусстве. Ему был присущи мотивы неудовлетворенности окружающим миром и одиночества лирического героя. Эти мотивы четко прослеживаются в стихотворении. Автор обращается к воображаемому собеседнику с призывом скрывать свои истинные чувства от остального общества. Этот монолог можно считать откровенным разговором Тютчева с самим собой. Сокровенные мечты человека являются его высшей ценностью. Автор сравнивает их со «звездами в ночи», которыми можно только безмолвно любоваться.
Внутренний мир человека уникален и неповторим. Интимные переживания невозможно выразить в словах, а тем более передать другому. Мысли чисты и совершенны, они являются высшим даром природы. Слова — лишь слабое отражение человеческой мысли, они значительно ее искажают и меняют первоначальный смысл на прямо противоположный («мысль изреченная есть ложь»). Поэтому молчание – единственный выход для человека, который хочет сохранить целостность своих сокровенных размышлений.
Внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира, только этому необходимо научиться. Способность к самосозерцанию и самосовершенствованию – особое качество человека, отличающее его от животного мира. «Наружный шум», который символизирует бессмысленную суету толпы, может повредить гармонию внутреннего мира. Человек должен тщательно беречь свою индивидуальность. В сочетании с молчанием это откроет перед ним все тайны мироздания.
Стихотворение «Silentium!» очень важно для понимания внутреннего мира Тютчева. Можно предположить, что поэт стал по преимуществу «певцом природы» потому, что не хотел больше делиться с окружающими своими философскими размышлениями.
Лишь жить в себе самом умей
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.
, начало 1830-х годов
Федор Тютчев. SILENTIUM!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
стихи Тютчева
Во-первых, его следует рассматривать как поэтический призыв к читателю хранить тайну движений души, загадочную полноту невысказанной мысли («Молчи, скрывайся и таи // И чувства и мечты свои»).
Во-вторых, «silentium» можно понимать как вынужденную «немоту» поэта, его символический протест против пошлости «наружного шума», мира обыденного сознания.
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил.
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Стихотворение и анализ «Silentium!»
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.
Краткое содержание
О. Редон. Безмолвие. 1900
Основное содержание стихотворения – поиск истины, подлинных чувств. Тютчев пытается найти ответы на волнующие вопросы: он то сомневается в них, то мгновенно находит подтверждение своим сомнениям. У каждого человека имеется собственное представление о жизненных ценностях, поэтому так непросто раскрыться навстречу сердечным чувствам: не все способны их понять. Тютчев советует нам не спешить открывать собственную душу, а побольше молчать, прислушиваясь к мнению других. Но, при этом, тайно наслаждаться собственными мыслями.
История создания
Стихотворение появилось на свет в 1830 г. Но, по мнению некоторых литературоведов, Тютчев написал его гораздо раньше. Произведение получило таинственное название «Silentium», что в переводе с латыни значит «Молчание». Автор неоднократно изменял стихотворение: оно было для него слишком личным.
Известно, что бракосочетание с Элеонорой Петерсон вдохновило Тютчева на написание данного произведения. Поэт был страстно влюблён, чувствовал себя счастливым человеком. Но, несмотря на это, его преследовало мучительное чувство тревожного беспокойства. Стихотворение посвящено осмыслению предчувствия скорой беды: автор пытается выяснить, отчего его охватывает чувство беспокойства.
Поэт был известен как человек сдержанный и закрытый. Немало дам принимали его спокойствие за надменную холодность. Чтобы убедить свою невесту Элеонору в обратном, Тютчев пишет эти исповедальные строки. Он признаётся возлюбленной, что специально утаивает эмоции и мысли, чтобы не опошлить их случайным словом. Поэт желает, чтобы будущая жена лучше понимала его робкую душу.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности это философская лирика. Первостепенную роль играет стихотворный размер: благодаря использованию четырёхстопного ямба с пиррихием, послание автора становится простым, ясным и убедительным. Наличие парной рифмовки с точной мужской рифмой делает восприятие произведения более простым для читателей.
Композиция
Произведение структурно можно поделить на три части – три строфы. Композиция у него кольцевая: поэт начинает и завершает своё послание одним и тем же призывом молчать.
Первая строфа – автор противопоставляет два мира: внешний и внутренний. Он признаётся, что в человеческой душе мысли и чувства сродни звёздам на небе.
Вторая строфа – автор утверждает, что «мысль изречённая есть ложь». В зависимости от нахождения в одном из миров, человеческие эмоции и убеждения могут менять своё качество: из красивых и таинственных они превращаются в уродливые и ложные.
Третья строфа – подводятся итоги столкновения. Поэт делает неутешительный вывод о том, что слова способны исказить мысль, а не выразить её. Если человек чем-то искренне дорожит, ему следует не говорить об этом, сохраняя молчание.
Образы и символы
Тютчев представляет нам богатую систему образов, позволяющих полноценно раскрыть идею произведения:
образ лирического героя – герой обращается к самому себе, к собственному сердцу. Начиная со второй строфы, он утверждает, что люди неспособны проникнуться чувствами и эмоциями другого человека. В этом случае сама мысль перестаёт быть правдой: наши уста способны исказить её сакральный смысл. Герой предстаёт перед нами, как честный и зрелый мыслитель;
образ звёзд в ночи – символизируют чувства и мысли, таящиеся в глубинах души и сумерках молчания. Этот образ передаёт содержание стихотворения: днём звёзды никто не видит точно так же, как и эмоции, покинувшие пределы внутреннего мира;
образ взрыва – поэт пишет: «взрывая, возмутишь ключи». Это является отражением попытки высказать свои мысли, чувства, которые подобны взрыву.
Темы и настроение
Основная тема произведения – сохранение собственного духовного мира от чужеродного внешнего воздействия, а также противостояние окружению и сохранение сокровищ внутреннего «Я». Свой внутренний мир человек, по мнению Тютчева, может сохранить путём осознанного молчания. Следует отказаться от высказывания собственных сокровенных эмоций сторонним лицам.
Основная идея
Ключевая мысль стихотворения заключена в его названии – «Молчание». Поэт считает: именно в молчании должны храниться самые сокровенные мечты человека. Смысловая идея произведения заключается в том, что окружающим людям не дано проникнуться тем, что чувствует другой человек. Ведь мысли, являющиеся ценными для одного человека, для другого оказываются бессмысленными. Мы сами часто не в состоянии грамотно высказать собственные суждения: любая попытка лишить себя внутреннего уединения оборачивается непониманием.
Средства выразительности
Донести основную идею, вложенную в стихотворные строки, поэту помогают различные художественные средства выразительности:
эпитеты – «в душевной глубине»;
метафоры – «их оглушит шум», «встают и заходят оне», «сердцу высказать себя»;
сравнения – «как звёзды в ночи», «дневные лучи»;
афоризмы – «мысль изречённая есть ложь»;
аллитерация – «их оглушит наружный шум»;
высокопарная лексика – «оне», «звезды».