Появлению кочевого скотоводства способствовало что

Кочевничество и основные этапы его развития. Специфика кочевого способа производства.

Существует комплекс причин, способствовавших возникновению кочевого скотоводства в евразийских степях. Полагается, что этот переход является следствием действия различных факторов. Как одна из основных предпосылок возникновения кочевничества отмечается аридность географической среды, где земледелие возможно только при наличии ирригации; состав стада, максимально приспособленного к условиям окружающей среды; наличие верховых животных и транспортных средств, развитая имущественная дифференциация. К числу главных предпосылок можно отнести степень дифференциации труда между скотоводами и земледельцами.

В евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Лошадь помогала беречь другой скот, отвоевывать его у других и даже облегчала им доступ к траве, разбивая своими копытами снежный покров. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита.

В ходе археологических раскопок на поселении энеолитического времени Ботай были обнаружены останки более 70 тысяч особ лошадей. В удельном весе костные останки лошадей составляет 99,9 % всех костей, найденных здесь.

В 111-11 тыс. до н.э. в Великой степи существовал комплекс типа хозяйствования, где сочетались коневодство, земледелие и металлургия. Но значительная часть населения вела подвижный образ жизни.

Но, несмотря на существование двух последних форм, в эпоху гуннов кочевое скотоводство было доминирующим видом хозяйственной деятельности в Великой степи.

К числу особенностей, определяющих специфику кочевого общества, относятся:

1. Скотоводство как преобладающий род хозяйственной деятельности;

3. Периодически сезонная подвижность;

4. Участие в перекочевках большой части населения;

5. Преобладание натуральных форм хозяйства.

Следовательно, кочевничество можно определить как особый род производственного хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки.

Говоря о том, что кочевничество есть яркий результат и самостоятельная ветвь эволюции человечества, мы должны уяснить для себя, что история кочевничества тесно связана со всемирно-историческим процессом. В древней фазе развития кочевники доминировали в Евразийском мире, и вклад их в становление человечества чрезвычайно огромен. Общность древней истории всего Евразийского континента определялась активными миграциями и завоеваниями кочевых народов Центральной Азии. Великие движения кочевых орд из степи в Европу, в Западную и Южную Азию и даже на территорию Северной Африки подталкивали вперед человечество и его прогресс. В ходе этих движений происходило образование государств, общественных институтов и своеобразных динамичных культур. В средние века кочевничество выступало как активная государствообразующая сила. Но она не порождена номадизмом как таковым. Государствообразующим фактором является прежде всего соединение кочевников и земледельцев. Кочевники воедино связывали многочисленный конгломерат локальных культур, творили единую конструкцию мировой истории. Новое время круто изменило расстановку сил в Евразии, было нарушено шаткое равновесие между оседлостью и кочевничеством. Причиной падения культуры казахов- кочевников является не только военная и экономическая экспансия России и Китая в XVIII-XIX веках. Она кроется гораздо глубже: начало кризиса датируется XV веком, когда Центральная Азия теряет свое былое значение доминанты в евро-азиатских отношениях. Впоследствии в новейшее время были нарушены и уничтожены существовавшие тысячелетиями жизненные коммуникации кочевников, производительные силы, культура.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник

Появлению кочевого скотоводства способствовало что

Появлению кочевого скотоводства способствовало что

Появлению кочевого скотоводства способствовало что

ЕНТ | КТА 2020 запись закреплена

В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.

В начале древние жители пасли скот вблизи поселений (Придомное скотоводство).

В горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально назначенные пастухи.

В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд; на севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше.

Для юга страны характерно преобладание овец.

В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства.

Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что его отмечали еще более 3000 лет назад.

В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание;
В Восточном Казахстане по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство;
В Южном Казахстане по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.
Скотоводческая культура делится на 4 сезона:

Чуть в дали от поселения находилось родовое кладбище.

Кочевники усовершенствовали конское снаряжение, изобретя стремена, удила, седло.

Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира:

штаны
стремена
кочевая повозка
Изогнутая сабля
юрта
Юрта (жилище кочевников)
Юрта кочевников является очень простым и удобным жилищем.

Юрта состоит из 2-х основных компонентов: Кошмы для покрытия и деревянного
каркаса. Материалом для кошмы служит овечья шерсть.

Зимой жили в каменных или кирпичных домах, обмазанных глиной.

Чуть вдали от поселения располагалось родовое кладбище.

Источник

Появлению кочевого скотоводства способствовало что

Единое национальное тестирование

История Казахстана

Онлайн тесты и шпаргалки по истории Казахстана

Всемирная история

Онлайн тесты и шпаргалки по Всемирной истории.

Математика

Онлайн тесты и шпаргалки по математике.

Химия

Онлайн тесты и шпаргалки по химии.

Физика

Онлайн тесты и шпаргалки по физике.

Биология

Онлайн тесты и шпаргалки по биологии.

География

Онлайн тесты и шпаргалки по географии.

Русский язык

Онлайн тесты и шпаргалки по русскому языку.

Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Новости сайта

Обучение по государственному образовательному заказу (магистратура)

Появлению кочевого скотоводства способствовало чтоКомплексное тестирование проводилось с 3 по 7 декабря текущего года. 10 декабря текущего года текущего года начинается прием заявлений для участия в конкурсе по присуждению государственных образовательных грантов на подготовку магистров.

Для участия в конкурсе на присуждение государственного образовательного гранта на подготовку магистров поступающий до 18:00 часов (по местному времени) 14 декабря подает заявление через виртуальную приемную комиссию любой организации высшего и послевузовского образования (далее – ОВПО). Поступающие в магистратуру в заявлении указывают одну группу образовательных программ и до 3-х (трех) ОВПО.

На обучение по государственному образовательному заказу на конкурсной основе зачисляются лица, набравшие наивысшие баллы по КТ и (или) вступительному экзамену и (или) творческих экзаменов: 1) для научно-педагогической магистратуры с казахским или русским языком обучения, в том числе по группам образовательных программ, требующих творческой подготовки, по группам образовательных программ, требующих знания арабского языка – не менее 75 баллов; 2) для профильной магистратуры с английским или с казахским или русским языком обучения – не менее 50 баллов.

Источник

Возникновение кочевого скотоводства.

// Проблемы археологии и этнографии. Выпуск I. Л.: ЛГУ. 1977. С. 4-13.

В начале тридцатых годов в старом ГАИМК существовала небольшая исследовательская группа, называвшаяся ИКС (х) по первым буквам слов, означающих её проблему — История кочевого скотоводства. В группу входили В.В. Гольмстен, М.П. Грязнов, Г.П. Сосновский и автор этих строк. Важнейшим результатом нашей совместной работы было открытие теперь уже общеизвестного исторического факта, а именно, что до господства в степях Евразии кочевого скотоводческого хозяйства в них процветало комплексное земледельческо-скотоводческое осёдлое хозяйство. Это последнее было представлено широко распространёнными культурами срубно-андроновского типа эпохи бронзы, тогда как кочевое скотоводство возникает только в конце этой эпохи и окончательно утверждается в период распространения железа в скифо-сарматских культурах. Созданная нами концепция хозяйственного развития Южной Евразии в виде смены осёдлого земледельческо-скотоводческого хозяйства кочевым скотоводческим соответствовала имевшимся тогда археологическим данным и остается в числе достижений нашей науки, хотя далеко не всем принявшим её известно, когда и кем она создана. [1]

В исторической науке в течение долгого времени шёл спор о последовательности ступеней хозяйственного развития. Согласно одним, место древнейшего способа добывания средств существования — охоты — сначала заняло возникшее из неё скотоводство, а затем уже появилось земледелие. По другим последовательность возникновения скотоводства и земледелия была обратной — сначала собирательство перешло в земледелие, а потом возникло скотоводство. Только сравнительно недавно благодаря успехам археологии было установлено, что оба эти вида производящей деятельности людей возникли примерно в одно и то же время и развивались параллельно, хотя

в зависимости от географических условий преимущественное значение получал в различных местах то один, то другой из них. В одних условиях существовало только земледелие, в других только скотоводство, чаще же всего они сосуществовали друг с другом и дополняли одно другое. Исходя из имевшихся археологических данных, мы полагали, что в условиях Южной Евразии с самого начала существования производящего хозяйства и земледелие и скотоводство выступают не только одновременно, но и вместе друг с другом и что в таком комплексном виде хозяйство оставалось вплоть до конца эпохи бронзы, когда скотоводство отделяется от земледелия и становится специализированным видом хозяйственной деятельности, что и было тем первым крупным разделением общественного труда, о котором говорится у Ф. Энгельса в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», [2] хотя, по Ф. Энгельсу, это произошло ещё на средней ступени варварства.

В дальнейшем, с накоплением новых археологических данных, знания о соотношении евразийских археологических культур значительно расширились и углубились. Теперь уже никто не будет утверждать, что срубно-андроновские культуры непосредственно сменились скифскими, переход от одних к другим был вовсе не таким простым, как это представлялось сорок лет тому назад. Но в общем и целом созданная нами концепция выдержала испытание временем и установленное нами чередование периодов хозяйственной истории Евразии сохранилось до сих пор.

Однако в нашем построении обнаружились и слабые места. Во-первых, оставалось невыясненным, почему переход от осёдлого образа жизни к кочевому произошёл на рубеже бронзового и железного веков, а не намного раньше. Возможность увеличения численности скота до размеров, несовместимых с осёдлым образом жизни, существовала задолго до этого. Почему же раньше кочевого образа жизни не было? Вот первый вопрос, на который в нашем построении не дано ответа. Второй вопрос относится к характеру хозяйства и образу жизни населения тех областей Евразии, в которых сочетание-скотоводства с земледелием невозможно по географическим условиям. Возьмём, например, сальско-манычскую степь в восточной части Азово-Каспийского междуморья с её солончаково-ксерофитной растительностью и тонким почвенным покровом, переходящим в сыпучие пески. И раньше и теперь она почти непригодна для земледелия, а тем не менее была издревле населена. Какой же тип хозяйства обеспечивал там существование людей до появления кочевого скотоводства, если и там оно возникло тогда же, когда распространилось по евразийским степям?

Сальско-манычская степь была занята, не говоря уже о неолите, энеолитической ямной культурой, вслед за которой в ней распространился сальско-манычский вариант катакомбной культуры. Переход от одной к другом представлен погребениями в ямах с заплечиками, сочетающими признаки обеих культур, что означает смешивание и ассимиляцию прежнего населения новым, а отнюдь не эволюционное превращение ямной культуры в катакомбную. [3] Ни одного поселения, относящегося к этим культурам, в сальско-манычской степи не обнаружено, они известны только по погребениям. В составе инвентаря этих погребений нет ничего, что бы свидетельствовало о занятии оставившего их населения земледелием. Принимая во внимание геоклиматнческие условия местности, даже предположение о существовании последнего представляется невероятным. Замечательно, что распространившаяся по всей степной полосе остальной части Восточной Европы срубная культура с её ярко выраженной земледельческой отраслью хозяйства обошла прикаспийскую степь и в неё не внедрилась, оставив её в распоряжении прежнего населения с его особой культурой.

В погребениях, ныне во множестве исследованных в сальско-манычской степи, отчётливо выступают признаки скотоводческого хозяйства её древнего населения. Разводился преимущественно мелкий рогатый скот — овцы, для которых ксерофитно-солончаковая растительность является наиболее пригодным кормом. Получается, что в Калмыкии в древности, как и теперь, жили овцеводы и что, не будучи связанными земледелием, они могли вести кочевой образ жизни, тогда как в разнотравной степи остальной части Восточной Европы, где разводился преимущественно крупный рогатый скот и лошади, скотоводство сочеталось с земледелием и обусловленной этим осёдлостью. Таким образом выясняется, что комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство в эпоху бронзы вовсе не было общим явлением в степях Восточной Европы, что в них и, вероятно, в других частях Евразии были области, в которых благодаря особым условиям задолго до скифского периода основным видом хозяйственной деятельности стало скотоводство, сопряжённое, возможно, с кочевым образом жизни.

Как известно, сальско-манычская степь с её «чёрными землями» — идеальное место для зимнего содержания скота. Выгорающая под летним солнцем, она, орошённая осенними дождями, покрывается травой, служащей подножным кормом для скота, доступным благодаря непродолжительности и малой глубине снежного покрова в течение всей зимы. Но, может

быть, эта степь и использовалась скотоводами только для осенне-зимнего содержания скота, в другие времена года находившегося в других местах, и притом в таких, в которые было возможно занятие не только скотоводством, но и земледелием. Против сезонности использования пастбищ не может быть никаких возражений. Скотоводы передвигаются со своими животными в зависимости от наличия воды и травы. Но ведь это и есть кочевой образ жизни, в этом и заключается существо кочевого скотоводства.

При сочетании с земледелием практикуется так называемое отгонное скотоводство, при котором используются близкие к поселению пастбища. Со скотом при этом находятся только пастухи, тогда как основная часть населения остаётся на месте, привязанная к нуждающимся в уходе посевам. В сальско-манычской степи вместе со скотом передвигалось всё население этой области, и никаких признаков разделения его на пастухов и земледельцев не обнаруживается. Такое заключение вытекает из состава погребений, в курганах, где имеются не только взрослые обоего пола, но и дети в обычном соотношении между собой.

Хотя скот и обеспечивает своими продуктами — мясом, молоком, шкурами, шерстью, волосом, рогом и костью — большинство текущих потребностей человека, всё же у скотоводов всегда существует нужда в продуктах и материалах иного происхождения — в растительной пище в первую очередь. Эта потребность удовлетворяется за счёт местных природных ресурсов путём собирательства и различных промыслов без параллельного занятия земледелием лишь в ограниченной степени. Свойственный кочевникам подвижный образ жизни стесняет развитие у них промыслов, направленных на добывание и переработку естественных запасов сырья, сосредоточенных в определённых местах и требующих длительного пребывания на одном месте. Полезный эффект собирательства невелик, а занятие промыслом, требующим определённой специализации и более или менее продолжительного времени, крайне затрудняется указанным выше обстоятельством. Единственным выходом для кочевников является обмен излишков основного производства — скотоводства на необходимую продукцию обществ с иным направлением хозяйственной деятельности. Потребность в обмене у скотоводов-кочевников выше, чем у осёдлого населения, сочетающего скотоводство с земледелием и переработкой природных богатств данной местности, например металлических руд.

Обмен, связанный с той или иной степенью специализации хозяйства, возникает очень рано. Путём обмена широкое распространение получали ещё такие материалы для изготовления орудий, как обсидиан, кремень и другие породы поделочного камня, или экзотические украшения в виде раковин каури, при-

везённые из дальних стран. Некоторые природные материалы или произведения человеческого мастерства проходили через множество рук и через огромные расстояния, чтобы достигнуть своих потребителей, за добыванием нужных материалов уже в очень отдалённые времена люди организовывали специальные экспедиции по суше и по морю. Обмен стимулировал общественное разделение труда и соответствующую специализацию производства. Без обмена немыслим и такой вид специализированного хозяйства, каким является кочевое скотоводство.

Скот издавна был мерилом ценности. Он представляет собой одновременно и средство производства и продукт потребления, он может сам перемещаться на большие расстояния и легко переходит от одного владельца к другому. Потребность в скоте не ограничена. Естественно, что скотоводы без особых затруднений могли выменивать за скот и продукты скотоводства всё, что не могло производиться в их хозяйстве и в чём они нуждались. В соответствии с этим они заботились об увеличении своего производства сверх своих текущих потребностей в его продукции специально для обмена. Но количество скота в хозяйстве лимитируется помимо всего прочего имеющимися запасами корма для его обеспечения. Естественные запасы корма в степи огромны, но они не одинаковы в разных её частях и резко меняются в зависимости от времени года и климатических колебаний. При слабом развитии или даже полном отсутствии кормозаготовок и при содержании животных на подножном корму использование этих запасов связано с периодической сменой пастбищ, тем более частой, чем больше скота в хозяйстве. Кормовые ресурсы в доступных для выпаса животных местах, т.е. не настолько отдалённых от постоянного местожительства, чтобы связь с ним не порывалась, всё же ограничивают количество скота. Для преодоления этого препятствия в развитии скотоводческого хозяйства и потребовалось порвать с осёдлостью и от пастушеского, отгонного скотоводства перейти к кочевому.

Существуют различные формы хозяйства, называемые одинаково кочевыми. [4] Есть хозяйства кочевые в полном смысле этого слова, т.е. более или менее часто перемещающиеся с пастбища на пастбище в полном своём составе, хотя и по определённому, ежегодно повторяющемуся маршруту, но имеются и такие, в которых осёдлость сочетается с сезонным кочеванием. Этот вид хозяйства только условно можно отнести к кочевым. В таких хозяйствах скот содержится в разное время года в различных местах и сопровождается только частью их членов, в то время как другая в течение круглого года оста-

ется на одном месте и занимается земледелием или связанными с осёдлостью промыслами. Эти хозяйства полукочевые, отличающиеся от хозяйств, практикующих отгонное скотоводство, только большим удельным весом скотоводческого производства, большей удалённостью эксплуатируемых пастбищ и занятостью в скотоводстве большей части членов хозяйства. И тот и другой виды скотоводческого хозяйства имеют в большей или меньшей степени специализированный характер и в соответствии с этим большую или меньшую зависимость от обмена.

Любая хозяйственная специализация представляет собой вид общественного разделения труда, невозможного без существования развитых форм обмена; в противном случае она теряет свой смысл и не увеличивает, а снижает обеспеченность общества продуктами потребления. Отсюда следует, что специализированное скотоводство могло возникнуть только при определённом уровне развития обмена. Только при этом условии излишки продукции скотоводства могли обмениваться на продукты, произведенные в хозяйствах иного рода.

Для своего существования кочевое скотоводство нуждается в определённых природных условиях. Оно не может возникнуть в лесной или даже в лесостепной полосе, где нет обильного подножного корма для скота и где даже имеющиеся его запасы недоступны под глубоким снежным покровом. Наиболее благоприятные условия для кочевого скотоводства представляет степь при условии, что в какой-то её части зимой или вовсе не бывает снега или он ненадолго и неглубоко покрывает землю, не препятствуя животным самим добывать корм из-под него. При кочевом скотоводстве природные ресурсы степи используются полнее, чем при других, предшествующих видах производящего хозяйства.

Кочевники отрываются от речных долин, к которым были привязаны пастухи, сочетавшие скотоводство с примитивным земледелием, не располагавшим техническими средствами для освоения тяжёлых степных почв и потому направленным на обработку аллювиальных речных террас, и охватывают своими пастбищами речные водоразделы, если только там имеются источники воды для скота и для них самих. Геофизические условия определенным образом влияют и на подбор разводимых кочевниками животных. В европейских степях это были преимущественно лошади и овцы, сочетание которых особенно благоприятно для вторых. Лошади могут тебеневать, т.е. разгребать копытами снег и даже разбивать покрывающую его тонкую ледяную корку и таким образом добывать корм, и притом не только для себя, но и для овец. Лошади скусывают только верхушку травы, тогда как овцы, идя вслед за ними, срезают её под корешок. Страшный для скотоводов «джут» — длительный гололёд — ведёт к гибели тех и других.

С возникновением кочевого скотоводства в прилегающей к степи лесостепной полосе хозяйство по-прежнему остаётся осёдлым земледельческо-скотоводческим, в весьма ограниченной степени нуждающимся в обмене со скотоводами. Обмен с этими соседями едва ли мог стимулировать развитие степного скотоводства до превращения его в специализированное кочевое. Обмен развивался, но в другом направлении, не с такими же варварскими, как сами скотоводы, племенами, а с высокоцивилизованными народами Востока, а позже и Средиземноморья. Кочевники во все времена своего существования были весьма заинтересованы в торговле со странами с процветающим сельским хозяйством и развитыми ремёслами и не раз начинали войну с ними с целью восстановления закрытых в порядке репрессий против них пограничных рынков. В тех случаях, когда непосредственной связи между кочевниками и странами, нуждающимися в их продукции, не было или же она была слабой, обмен осуществлялся через посредничество народов, населявших промежуточные области. Они приобретали у кочевников скот и продукты скотоводства и перепродавали их дальше. Но потребность в продукции специализированного кочевого скотоводства исходила не от посредников, а от потребителей этой продукции.

Существовал и ещё один важный фактор возникновения кочевого скотоводства. Поскольку имелась возможность реализации излишков скотоводческого хозяйства, скот стал формой накопления богатства, обеспечивающего экономическое и социальное превосходство его владельца над соплеменниками, нередко попадавшими в ту или другую форму зависимости от него. Богатство и власть шли рука об руку, и жажда того и другого побуждала к всемерному увеличению скота во владении отдельных хозяйств. Всегда существовавшее при наличии частной и семейной собственности на средства производства экономическое неравенство, деление общества на бедных и богатых, вело к возникновению эксплуатации первых вторыми. Обедневшие соплеменники попадали в экономическую кабалу к богачам и за подачки от их щедрот обслуживали их хозяйство, причём все это в течение долгого времени маскировалось обычаями родовой солидарности и взаимопомощи. Наряду с этим развивалась и неприкрытая эксплуатация рабов. Надобность в широком применении рабов в скотоводческом производстве у богатых кочевников, обеспеченных коллективным трудом зависимых соплеменников, отсутствовала, но наложницы и домашние слуги обычно состояли из их числа. Их делом была переработка продуктов скотоводства — молока, шерсти, кожи и т.д. и личные услуги своим господам, основное же производство вполне обеспечивалось трудом зависимых соплеменников, и количество скота в богатом хозяйстве, будучи разделённым для удобства содержания на части, могло уве-

личиваться без непреодолимых затруднений. У кочевников возникали хозяйства, обладавшие многими тысячами голов скота, разделённого по табунам и отарам, и занимавшие под пастбища огромные участки земли.

Неизбежные в скотоводческом хозяйстве стихийные бедствия в виде гололёда или эпизоотии всегда держали его под угрозой разорения и как следствие вызывали желание быстрого восстановления утраченного за чужой счет — путём угона скота, грабежей и завоеваний. К тому же побуждали и затруднения с обменом, вместо которого имелась возможность получить недостающие продукты земледелия и произведения квалифицированного ремесла в виде военной добычи. Сам образ жизни занятых охраной стад и соответственно вооружённых кочевников создавал условия для развития у них воинственности и военного дела. Прекрасные наездники, они могли совершать неожиданные нападения не только на таких же, как они сами, соседей в случае ссоры с ними из-за пастбищ или по другим поводам, но и на отдалённые страны, для чего создавались и грабительские шайки и многочисленные ополчения, состоявшие из различных племён. В результате завоеваний кочевники создавали огромные, хотя и недолговечные империи, в состав которых нередко входили народы со значительно более высоким уровнем развития, чем они сами, доставлявшие завоевателям в виде дани или налога многое из того, в чём они нуждались или что было необходимо кочевой знати для окружавшего её представителей комфорта и роскоши.

Возникшее в полупустынях кочевое скотоводство вследствие геофизических условий, неблагоприятных для других видов хозяйственной деятельности, как это было, например, в сальско-манычской степи в эпоху неолита и в бронзовом веке и в ряде других местностей примерно в то же время или даже раньше, не представляло собой того крупного общественного разделения груда которое имел в виду Ф. Энгельс, говоря об отделении скотоводства от земледелия. [5] Это был частный случай выделения производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) из среды хозяйств, по прежнему занятых присвоением готовых даров природы путём охоты, рыболовства и собирательства. Возникновение производящего хозяйства было действительно величайшим событием человеческой истории, и растянувшееся на долгое время его распространение по земле составляет важнейшую часть её содержания Конечно, и это кочевое скотоводческое хозяйство было по необходимости специализированным и состояло в обмене с соседними комплексными земледельческо-скотоводческими хозяйствами, в результате чего в сальско-манычской степи, например, распространились металлические изделия кавказского происхож-

дения. Но сальско-манычское кочевое скотоводство эпохи бронзы было специализированным лишь постольку, поскольку не могло быть иным. Среди населения там тоже были бедные и богатые, но различия между теми и другими не были столь значительными, как в других местах, а главное в другое время, так как те же географические условия, какие вызвали появление в этой степи кочевого скотоводства, ограничивали увеличение скота соответствующими этим условиям размерами. Скотоводческое хозяйство тогда ещё не было ориентировано на обмен, и последний носил случайный характер.

Кочевое и полукочевое скотоводческие хозяйства получили широкое распространение и заняли всю степь с примыкающими к ней горами, вытеснив прежние формы комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, хотя последние могли бы продолжать своё существование так же, как продолжали существовать в соседней лесостепной полосе, только тогда, когда обмен между народами достиг уровня, при котором специализация производства получила смысл и означала определённый прогресс и в производительности труда и в повышении благосостояния производителей. Это произошло не само собой, не в результате саморазвития населявших степи варваров, а потому, что они оказались втянутыми в систему международных отношений, определяющую роль в которой играли высокоразвитые государства древнего мира. Если бы у них не возникло повышенного спроса на продукты скотоводства, уровень хозяйственного развития евразийских степей остался бы прежним ещё на долгое время. Кочевое специализированное хозяйство появилось в ответ на спрос в скотоводческой продукции. Это было, следовательно, не первое крупное общественное разделение труда, а дальнейшее развитие тех процессов, которые привели к выделению ремесла и возникновению торговли. Распространение кочевого скотоводства на всю степь Евразии, таким образом, соответствует не первому, а второму крупному общественному разделению труда, по определению Ф. Энгельса, хотя, говоря о последнем, он имел в виду только выделение ремесла. Возникновение специализированного кочевого скотоводства было самым значительным явлением в этом процессе, отразившимся на всём последующем ходе мировой истории.

Кочевники сыграли в мировой истории важную роль, они активно участвовали в сокрушении древнего рабовладельческого мира и в формировании новых народов Европы, Азии и Африки, но сами не внесли в прогрессивное развитие человечества ничего более значительного, чем сам факт своего возникновения. Во внутреннем социально-экономическом развитии они отличались консерватизмом и застойностью, обусловленными ограниченными возможностями их хозяйства, находившегося в слишком тесной зависимости от географической

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *