Пояс живые помощи для чего носят и как носить
Православный пояс с молитвой, зачем его нужно носить
Сегодня среди православных верующих популярно ношение поясов с молитвой. Кто одевает их себе на пояс, а кто носит в нагрудном кармане. К сожалению, не всегда отношение к такой практике можно назвать православным. Как же и для чего нужно носить пояса с текстами Святого Писания?
Прежде всего, нужно понимать, что ношение пояса не является оберегом или талисманом. Ношение пояса не принесет удачи в карточной игре и не будет споспешествовать в каком-то преступлении. Подобное отношение было осуждено на поместном Лаодикийском соборе в правиле № 36, где написано: «… или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергати из церкви».
Осуждается не само ношение святыни, а именно отношение человека к ней как к некоему талисману и происхождение самого предмета. Если бы это было не так, то можно было бы осудить любого человека, носящего церковную атрибутику.
Ношение молитвенного пояса может быть душеполезным для человека. Нося его, он постоянно помнит о Боге, когда его душа требует, он достает ее и прочитывает, если не помнит наизусть. Более того, аккуратно сложенный поясок занимает немного места в кармане, и его всегда можно предложить близкому человеку в подарок, если это будет уместно.
Обычно на православных молитвенных поясах пишут псалом 90, который больше всего известен по своим первым словам «Живый в помощи …». По мнению многих исследователей, этот псалом был написан царем и пророком Давидом после избавления от трехдневной моровой язвы. Характер этого псалма хвалебный.
При его чтении молящийся укрепляется в вере, в нем возобновляется надежда на Бога. Псалом напоминает ослабевшему, что не напрасна надежда на Всевышнего и что не стоит ее оставлять. Надеющийся на Бога и любящий Его будет сохранен во всех испытаниях, которые выпадают на долю каждого человека.
Также преподобный Амвросий Оптинский в этом письме пишет, что чтение «Живый в помощи» с верою ограждает читающих от различных бед и напастей. Про ношение молитвы «Живый в помощи» он также говорит, что если человек это делает из-за плохой памяти и с верою в Божью помощь, то в этом нет ничего предосудительного.
Оберег Живые помощи – правила чтения и использования
Верующим людям, которым нужна помощь Господа в тяжелой ситуации, следует приобрести в монастыре мощнейший христианский оберег «Живые помощи» или самостоятельно прочитать эту молитву. Обращаться к божественному тексту можно, только если нет иного выбора, например, близкий смертельно болен или нужно уберечься от могущественных врагов. Современные практики считают, что в основе Псалма лежат языческие обращения, а потому колдуны и ведьмы, не связанные с черной магией, тоже могут использовать могущественные слова.
Что собой представляет?
Молитву могут читать не только христиане, но и практики, обращающиеся за помощью к языческому пантеону. По данным некоторых историков, основой для могущественного текста стали речи-обращения язычников.
Текст «Живые помощи», изначально называемый Псалом 90 в Псалтыре, считается одним из наиболее сильных обращений к Богу. Священнослужители сравнивают его с «Отче наш», так как оба текста объединяет идея спасения. В христианстве считается, что написал строки Моисей, а потому приверженцы иудаизма тоже в тяжелых случаях, когда нужна помощь, используют молитву. Можно просто читать священные письмена или, чтобы усилить воздействие, создать оберег. В последнем случае наносить текст нужно самостоятельно или обратиться в церковь или монастырь за готовым и освященным куском ткани с молитвенными надписями. Оберег окажет помощь тяжелобольному, убережет от крупных несчастий и случайной смерти. Живые свидетели отмечали, что молитва творит чудеса и спасает в ситуациях, когда оказываются бессильны врачи.
Когда эффективен текст и как действует?
Оберег в виде молитвы оказывает помощь только в кризисных ситуациях, когда стоит вопрос жизни и смерти. Просто так обращаться к «Живые помощи» не следует, ведь это установление прямой связи со Всевышним, которая способна уберечь и духовную, и физическую составляющую. Эффективна молитва, только если применяется истинно верующим, однако безгрешным быть необязательно, как и придерживаться строгих постов. Священный текст пробудит веру и усилит ее, создав энергетический кокон, который окажет следующее положительное воздействие применяющего ее человека:
Каков текст и как правильно использовать?
Правила чтения
Чтобы оберег оказал помощь, священнослужители настаивают на строгом соблюдении следующих предписаний:
Священный текст
Евангелие от Матфея рассказывает, что молитва уберегает от грехов и не дает нарушать божьи предписания. В момент слабости священнослужители советуют повторять текст, лучше 3 или 9 раз.
Одна из вариаций молитвы, которую следует читать, когда нужна божественная помощь, следующая:
«Тот, кто живет под присмотром Бога, под кровом Властителя Небесного. Обращается к Господу: убежище мое, защитник, Бог, уповаю лишь на Него! Убережет от ловчих сетей, мыслей мятежных, плечами осенит и под крылышки возьмет. Щит и охрана — такова правда Господа. Не побоишься ночных кошмаров, стрелы, рассекающей дни, и злоумышлений, являющихся тогда, когда не ждали. От беса полуденного убережет. Упадет рядом 1000 и 10000, но не подойдут. Глядеть станет глазами твоими и воздаяние грешивших узрит, ведь сказано: Верование мое — Бог! Господь стал убежищем. Не подойдет зло, рана телесная не приблизится. Как воинству небесному приказано — уберечь и сохранить тебя в любом пути. Унесут на руках, не дадут зацепиться ногой о камень. На змея, василиска наступить придется, попереть власть льва. За что полюбил Меня, избавлю, покрою, ведь познал Мое имя. Позовет Меня и расслышу: буду в скорби и укажу путь к Спасению!».
Создание священного оберега: пояс и магический браслет
Зачастую божественный текст с просьбой о помощи пишут на ленточке синего цвета и носят в кармашке. Но если нужна помощь в очень тяжелой ситуации, священники рекомендуют изготовить оберег в виде браслета. Лучше выбирать натуральный материал. Готовый оберег, который куплен у монахов и служителей Господа, можно сразу использовать. Если браслет предназначается другому, то во время передачи, следует вспомнить ощущения, которые были испытаны в святом месте. Носить оберег можно на любой руке, но не следует афишировать на нем внимание посторонних. Лучше прятать под рукавами кофты.
Другой, более древний способ создания оберега, это ношение пояса. Буквы вышиваются на натуральной ленте или наносятся краской. Готовый пояс приобретается у священнослужителей или делается собственноручно. Если писать молитвенные слова самостоятельно, то предварительно рекомендуется выдержать пост и пройти очищение. Считается, что такой оберег дополнительно принесет владельцу везение. Но, чтобы пояс оказал помощь, при первом надевании читается молитва 1 или 3 раза, а узелок вяжется только левой рукой. Носить оберег нужно до тех пор, пока не наступит улучшение, а затем нужно снять. Постоянно носить молитвенные надписи не следует: хотя люди не рассказывали о побочных эффектах, но беспокоить Бога без надобности не рекомендуется.
Сила молитвы Живые помощи
Всем доброго здоровья! Сила молитвы Живые помощи в том, что она помогает человеку во всех опасных и трудных житейских ситуациях, а также найти путь к выздоровлению от тяжелых заболеваний. Если хотите найти выход из трудной ситуации, то обережная молитва вам в помощь!
Живые помощи — дар Всевышнего
Эта молитва появилась не случайно. Господь дал человечеству тот спасительный оберег, который поможет найти выход из сложившейся ситуации. Нередко он укажет тот путь, который окажется единственным, но очень правильным.
Через эту молитву устанавливается духовная связь со Всевышним, которая помогает выбраться даже из того состояния, когда уже не остается сил бороться.
Псалом 90 записан в Псалтыре (одной из великих книг Ветхого Завета).
Когда вам жизненно необходима поддержка Господа, то читайте псалом 90 и помощь обязательно придет.
Как появилась молитвенные слова
Говорят, что молитва появилась до установления христианства на Руси. Псалом явился подарком человечеству от царя Давида. Царь Давид израильский записал ее еще в XI-X вв. до н. э., когда на страну напал мор и болезни, которые лютовали 3 дня и 3 ночи. За столетия текст претерпел некоторые изменения, стал более понятным, но смысл остался прежним.
Молитвенный текст «Живые помощи» можно читать за себя, за близких людей, оказавшихся в периоде «черной полосы». Священнослужители читают его на старорусском языке. Но для лучшего осмысления, молитва была переведена на русский язык, с соблюдением всех церковных правил.
От чего помогает Псалом?
В первую очередь помогает защититься от нападения врагов. Врагом может стать хулиган на улице, враг, напавший на страну. Явится может защитой от страхов, негативных намерений злых духов, стихийных бедствий, от болезней. От недобрых и страшных сил, а также результатов их влияния
Чудеса, сотворенные молитвой
Молитвенный текст совершал такие чудеса, в которые трудно поверить. Чтобы понимать смысл сказанного в тексте, лучше читать ее на родном языке:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Из личного опыта. Моя знакомая рассказала жуткую историю, как еще в молодости к ней стал привязываться парень, который вышел из тюрьмы. Словесные угрозы, демонстрация ножа перед глазами нагнали страху. Она пожаловалась своей матери. Мать записала от руки ей псалом 90.
Моя знакомая носила с собой рукописную молитву. Внезапно у нее нашлись защитники, которые отколотили этого парня. И тут ей вспомнились слова: «только смотреть будешь очами твоими, и видеть возмездие нечестивым». Божья помощь пришла быстро, а парень снова что-то натворил, потом его больше не видели.
Верующие люди псалом 90 ставят наравне с «Отче Наш» и «Богородица, Дево радуйся». Все они призваны спасать людские души от неверия, а тела – от болезней, человека — от разных жизненных неурядиц.
Как и когда читать молитву
Молитвенный текст лучше выучить наизусть. Напишите его на чистом листочке, читайте в любое время. Постепенно заучите текст, оградив себя от любой опасности.
В церковных лавках продается лента со священным текстом. Ее привязывают вокруг пояса, свято веря в силу не ленты, а молитвы, что на ней написана.
Во времена военных действий, матери вшивали в пояс обережную молитву, которая защитила многих воинов от смерти и увечий.
Было много случаев, когда врачи разводили руками, не зная, как лечить смертельные недуги. Тогда люди опоясывали себя поясом с молитвой, несколько раз в день читая сам текст. Он не только снимал страшную боль, но и излечивал от самых страшных заболеваний.
Если все в жизни складывается не так, то молитва поможет привлечь удачу. Читать молитвенные слова следует тогда, когда удача нужна по-настоящему. Злоупотребление к хорошему не приведет. Ведь на Божью помощь стоит рассчитывать при крайней нужде, а не просто так.
Когда нужно читать молитву«Живые помощи»? Читать можно в любое время, когда станет страшно или трудно, а также тогда, когда хочется совершить греховное деяние. Но самым подходящим моментом для разговора с Господом – считается полдень.
Если нет рядом иконы, то читать можно зажав кулаке нательный крестик, представляя, что разговариваешь с Богом. Полезно произносит молитвенные слова 40 раз, но не скороговоркой, а вдумчиво, не торопясь.
Много раз доказано, что псалом 90 помогает и в таких ситуациях:
Как защититься от беды
Бывают случаи, когда текст еще не выучил, а Божья помощь уже нужна? От беды, грозящей опасности, помогут слова, идущие от души:
“Господи, помоги мне. Спаси мою душу и мою плоть. Ангелы небесные, придите и вы ко мне на помощь и не дайте мне пострадать. Аминь! Аминь! Аминь”
Эти слова надо повторять до тех пор, пока не минует угроза или опасность. Господь обязательно услышит вашу мольбу, и с Небес направит своих помощников. Но прежде, чем читать молитву, следует вспомнить свои грехи, раскаяться, попросить прощения у Господа.
Если желаете дома, в течение 40 дней, совершать молитвенный труд, то придите на исповедь в церковь, потом попросите благословения у батюшки.
Дома, встав перед иконами, начинайте молитвенный труд, не отвлекаясь на посторонние вещи. Читайте текст наизусть, ведь это ваш откровенный разговор с Господом Богом. Произнося святые слова, человек ощущает, что он не одинок, что у него есть Небесный заступник. Нельзя читать псалом 90 «для галочки», иначе «по вере вашей да будет вам».
Почему просящему защиту приходит помощь
Велико значение этой молитвы для каждого верующего. Ведь наш Бог, словно любящий отец спешит на помощь к тому, кто в ней нуждается. Но помощь быстрее приходит к тем, кто больше ее заслужил.
Не стоит рассчитывать на принцип «ты мне — я тебе». Нередко Бог больше поможет грешнику, имеющему сильную веру. Господь видит, что грешник больше верит в благодеяние Господа, чем человек, живущий по Божьим законам. Видя это, Он поможет грешнику еще сильнее в ней укрепиться. То есть Всевышний видит, что этому человеку стоит оказать милость.
Но есть верующие, которые живут по Его Заповедям, а благодетельство с Небес не получают. Вероятно, они считают, что милость и так должна к ним поступать. Господь же приносит им испытания для вразумления от зазнайства, для укрепления их духа. Он дает понять, что этого греха он мог бы не совершать.
Когда христианин это начинает понимать, то его жизнь становится ровнее, успешнее, спокойнее. Все испытания даются человеку во благо!
Господь — Человеколюбец, живя с верой в Его помощь, вы ее получите при любой опасности!
Чтобы молитвенные слова были услышаны. Постарайтесь произнести текст три раза:
Но не стоит полагаться только на молитву. Прислушайтесь, ведь Господь подсказал вам дальнейшие действия. Прокрутите в голове варианты выхода из ситуации, потом выберите правильный путь.
Если вы решите для себя начать молитвенный труд, то есть несколько ограничений:
Церковные обереги
Молитва «Живые помощи» – настоящее чудо, дающая помощь и душевную благодать. В далекие времена пояс с молитвой был одним из самых доступных оберегов. В церковных лавках сегодня можно купить ленты, на которых нанесены обережные слова. Их наносят особыми красками, поэтому они не стираются. Церковная лента «Живые помощи» оберегает от всего злого, что есть на земле, приносить владельцу удачу.
Надевая ленту, прочитайте молитву, чтобы укрепить веру в силу оберега. Узел завязывается под левой рукой.
Браслет с текстом молитвы «Живые помощи» тоже считается мощным оберегом. Но старайтесь носить его так, что посторонние его не видели. Можно приобрести кольцо с молитвой, которое надо носить на правой руке.
Если покупаете браслет или кольцо в лавке, надевайте их сразу здесь же, чтобы святое место придало оберегам большую силу.
Живым в помощь — толкование
Чтобы правильно понимать слова молитвы, Иеромонах Иов (Гумеров) представляет толкование священных слов:
Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Главная особенность псалма – диалог:
– Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
Второй голос подтверждает:
– Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2). Первый голос объясняет причины своего упования на Бога:
– Яко Той избавит тя от сети ловчи. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).
– Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).
– оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
– Не убоишися от страха нощнаго…(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
-… от стрелы летящия во дни (5). У восточных народов мор и язва нередко сравниваются со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6): «бесом полуденным называет духа лености».
– Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры тысяча и 10 тысяч (тьма) – означает огромное большое количество нападающих. Однако праведника от всех защитит Господь.
– обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников.
В 9-м стихе второй голос уверенно произносит:
– Яко Ты, Господи, упование мое…(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:
– Вышняго положил еси прибежище твое (9).
Нарастает сила непоколебимого упования:
– Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).
– На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).
В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:
– Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16): «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Очень интересное видео по этому вопросу:
Расшифровка слов еще более приближает нас к пониманию смысла великой молитвы, которую подарил Господь для нашего спасения.
Чаще всего, люди приходят к Богу, когда испытывают внутреннюю усталость, когда ноша проблем настолько непосильна, что кажется весь мир настроен против. Этот псалом заряжен мощнейшей энергией, способной вернуть радость жизни, вновь наполнить светом, пониманием и любовью.
На прощание: сила молитвы «Живые помощи» уже испытана не одним поколением христиан. Верьте, что у вас есть Небесный помощник, значит вы никогда не будете одиноки в этом мире. Бог вам в помощь!
Что такое защитный церковный пояс и для чего его носить?
Обереги и церковные элементы можно приобрести в любом храме, как в мегаполисе, так и в небольшом городке. Защитный церковный пояс еще называют «оберегом Пресвятой Богородицы». Не стоит сравнивать этот предмет с нательным крестом или нитями желаний. Он представляет собой черную ленточку, на которой написаны молитвенные слова. Церковный пояс выступает в роли оберега, если носить его регулярно. Он уже освящен батюшкой той церкви, где куплен.
История
Появление этого защитного элемента уходит далеко в прошлое. По приданию Богородица создала его из верблюжьей шерсти. После того, как земная жизнь святой подошла к концу, этот предмет долгое время хранился в иерусалимском храме. Позже этот предмет был перевезен в Константинополь и находился так до 14 века. Во время войны с турками, шерстяная вещица была перенесена в Афонский монастырь Ватопед и находится там, по сей день.
В древности все женщины, просящие у Господа ребенка, носили церковный пояс и повязывали его своим мужьям, отцам и братья, когда те уходили на войну или в поход. Люди верят в чудодейственную силу этого предмета и используются, как защиту от невзгод и болезней.
Воздействие
Зафиксированы случаи, что бездетные девушки, отчаявшиеся зачать ребенка, после длительного ношения оберега, беременели. Православные христиане знают, что оберегу под силу вылечить даже самое тяжелое заболевание, главное, верить. Молитва, нанесенная на пояс «Живый в помощи…», создает невидимый щит вокруг носящего. Он оберегает о врагов, помогает справиться с невзгодами.
Рекомендации по ношению
Церковные служители разрешают носить защитный пояс не только на пояснице, но и на запястье. Иногда снимать его – не грех, но совершать плохие поступки, носить в голове нечистые помыслы или планировать причинить зло другому человеку, вот настоящее прегрешение. Рассмотрим основные правила и советы:
На заметку! Перед тем, как впервые надевать этот предмет, стоит исповедоваться и причаститься в храме. Еще церковный пояс снимается во время водных процедур и занятия любовью. Одинокие люди, которые спят в одиночестве, носят его даже ночью.
«Живые помощи»
«Живые помощи». 90-й псалом и пояса с текстами молитв в русской народной традиции (в сокр.)
В наши дни в церковной и околоцерковной среде получила определенное распространение практика ношения поясов (лент) с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго. »). От прихожан и «захожан» можно также услышать, что переписанную либо напечатанную на бумаге «чудотворную молитву» «живые помощи» (народное название 90-го псалма) необходимо постоянно носить с собой или пришивать к одежде.
Однако важно отметить, что подобное «применение» 90-го псалма коренится не в церковных традициях, а в народной обрядности.
В народных верованиях ношение пояса, тесьмы, нитей с завязанными узлами имеет магически-охранительное значение. У восточных славян была повсеместно распространена вера в целительную силу «наузов» (узлов) – различных «навязанных» амулетов. Мифопоэтическое сознание видит главное противодействие и предохранение против всяких уз и оков чародейства. в вещественных навязах или наузах, одаренных также чародейной силой, которые. человек, с условными заговорами и обрядами, навязывал себе на разные части своего тела
Процесс завязывания есть процесс преодоления, употребления силы одного лица для уничтожения силы другого; процесс этот магический: нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается, человек завязан – завязана и болезнь, снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь.
Чтобы видно было, что завязывается болезнь, на снятой с больного нити завязываются узлы. Магическое значение завязывания передается и нитям и узлам. Отсюда всякий узел сам по себе уже представляет нечто волшебное, магическое и служит источником магического воздействия. Носить на себе нить, шнурок, пояс, тесьму, полоску кожи, завязанные узлом, уже само по себе важно, так как эти предметы имеют охранительное значение. »
С древнейших времен в обрядах и быту пояс рассматривался как очень сильный оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцу. Пояс из тонкой плетеной сетки, где завязывание каждого узла сопровождалось чтением определенной молитвы, носили на голом теле. В народном представлении ношение пояска (так же как и нательного креста) защищало человека от воздействия нечистой силы, колдунов и наводимых ими болезней и «порчи». А такие способы «лечения» болезней или «защиты от порчи», как обвязывание ниткой (часто красной шерстяной) рук, ног, поясницы, завязывание узелков, встречаются среди суеверных людей и в наши дни.
Осуждая использование «наузов», Русская Церковь следовала примеру Церкви Византийской. Амулеты и талисманы всякого рода были повсеместно распространены на территории Византийской империи. Употребление их неоднократно порицалось в поучениях святых отцов и в постановлениях Соборов. Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища», которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству».
Хотя после принятия христианства наряду с языческой символикой или вместо нее в колдовской практике и вообще в народной обрядности стали использоваться христианские понятия, символы, молитвы и т. п., магическая сущность того или иного языческого обряда при этом не изменилась. В качестве одного из примеров этого можно привести появление так называемых ладанок.
В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки. Ношение. ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней».. Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек, в который зашивали как собственно кусочек ладана (например, взятый от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы), так и другие предметы (сброшенная кожа змеи и проч.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана. Верили, что ладан сам по себе наводит панический страх на нечистую силу и колдунов. В ладанку нередко просто зашивалась бумажка с текстом какой-либо молитвы (например, так называемой «воскресной молитвы», то есть «Да воскреснет Бог. ») или заговора (обычно от лихорадки). Ладанки носили на шейном гайтане, рядом с нательным крестом.
Такого рода «ладанки» относились к разряду амулетов в работах как светских, так и церковных исследователей. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) писал: «Как можно видеть в нашей Кормчей Книге. делатели и раздаватели. амулетов называются узольниками, потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки».
Сходный с ладанками обереговый характер имели и пояса с текстами молитв.
«Поскольку сам пояс всегда воспринимался как мощнейший оберег, то естественно было дополнять его знаками, несущими тоже значение оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые». Основное значение амулетов придавалось ромбам, кругам и свастике. Иногда в своем сложном сочетании элементы орнамента образовывали целый рассказ. Позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями. С XVIII века пояса и опояски с надписями – «со словесами» – начинают широко распространяться. На поясах вышивались инициалы и имена владельцев, поэтические и дарственные формулы («Кого люблю, того дарю», «Дарю тому, кто мил сердцу моему»), а также тексты молитв.
Распространенный в наши дни псевдоправославный «Молитвенный щит православного христианина» (включающий такие образцы фольклора, как «молитва задержания»), дает, в частности, совет «носить освященный пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)». Но при чтении подобных рекомендаций возникает вопрос: станет ли языческий по своей сути и цели (дать человеку магическую защиту, не требуя от него духовных усилий в молитве и покаянии) ритуал завязывания пояса приемлемым с точки зрения Православия только потому, что его совершит священник.
Убеждение в обереговой силе поясов с текстами молитв следует рассматривать как частный случай суеверных представлений о «защитных» функциях пояса вообще. То значение, которое, как мы видели, придавалось и до сих пор придается в народе так называемым «охранным» поясам с текстом 90-го псалма, позволяет отнести их к запрещенным 36-м правилом Лаодикийского Собора «предохранилищам».
Мы не имеем в виду, что практика носить с собой молитву, псалом, иконку в принципе предосудительна. Магизм будет состоять в веровании в то, что ношение какого-либо предмета (скажем, иконы или текста молитвы) имеет охранительную силу само по себе, независимо от поведения человека. Иными словами, свободное обращение к Богу, личное усилие человека в молитве становится ненужно.
Протодиакон Андрей Кураев по поводу веры в исключительную «охранительную силу» 90-го псалма замечает: «Не человек защищает себя от «ужасов в ночи», разбрызгивая вокруг святую воду и развешивая повсюду талисманы. Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду. И сам этот псалом никого и ни от чего не защитит. Защита не в том, чтобы носить его в кармане, привязать к притолоке или обвязать вокруг талии. Не псалом защищает, но Господь – если человек верит в Бога как в Господа (то есть в то, что воля именно Божия, а не колдовская определяет ход событий в его жизни и господствует над нею), в Его защиту, в Его могущество (а не в могущество пояска, бумажки или своей молитвы-заклинания). Каково условие того, что Господь дает такую защиту? – Просто вера человека в нее. «Ибо ты сказал: Господь упование мое». И этого обращения сердца к Богу достаточно для защиты. Дальнейшее определяется только волей двух: волей Бога и волей человека (не отречется ли он от Завета, обернувшись в сторону язычества?). Желания же всех остальных: врагов, колдунов, язычников, бесов – здесь уже бессильны».