Пояс толомея что это
Путеводитель по Аду согласно Данте
Самый полный путеводитель по христианскому аду принадлежит перу великого Данте Алигьери. В своей мистической «Божественной комедии» поэт очень четко собрал, структурировал и описал три части загробного мира – Ад, Чистилище и Рай. Благодаря нему, в наш лексикон вошло такое понятие как «9 кругов ада». Нужно отметить сильную увлеченность Данте магией чисел. В «Божественной комедии» (1321) Данте несколько сместил акценты в нравственной оценке грехов. Для него наибольший шанс на прощения имели грехи физического плана, а вот духовные – были наиболее тяжкими.
Этот круг собрал некрещеных младенцев, праведников, не познавших христианского учения. Сюда Данте поселил поэтов (Гомера, Овидия и др.), героев Греции и Рима (Цезаря, Гектора и др.), античных врачей и ученых. В этом месте нет мук, только скорбь о недоступности рая.
Все, кто поддался греху разврата и похоти попадают сюда. В качестве кары эти души бьет и крутит ураган, швыряя о скалы, мгла скрывает этот круг.
3-й круг. Чревоугодие
Гурманы и обжоры при жизни теперь едят насекомых и лягушек сидя в грязной жиже. Их оболочки гниют, а иногда их грызет Цербер, надзирающий за этим кругом.
Здесь собрались те, кто был полной противоположностью при жизни. Хотя, и одно и другие не могли разумно распорядится средствами своими – одни боялись тратить, будучи скупыми, другие тратили слишком, будучи транжирами. Души таскают по равнине огромные тяжести, сталкиваются друг с другом и начинают драки. И так бесконечно.
В этом круге в грязном болоте древнего Стикса дерутся, захлебываясь едкой водой, души поддавшихся гневу, а под ногами их лежать души унылых.
6-й круг. Стены города Дита
В этом круге собраны души лжеучителей и еретиков под присмотром фурий. Грешники лежат в открытых гробах из камня. Гробы стоят в огне, который раскаляет до красна каменные стенки.
Этот круг, согласно путеводителя Данте, разбит на несколько поясов, в каждом из которых собрались насильники в зависимости от объекта насилия.
В этом круге есть 10 рвов, в которых обитают на раскаленном песке под огненным дождем обманувшие недоверившихся.
1й – под бичами бесов навстречу друг другу идут две колонны обольстители и сводники;
2й – в зловонном кале влипли льстецы;
3й – вниз головами в камень вмуровано духовенство, торговавшее должностями церковными, по ступням их течет огонь;
4й – бродят немые колдуньи, гадатели, прорицатели, звездочёты, с развернутыми назад головами.
5й – в смоле кипят взяточники и мздоимцы, которых баграми охаживают бесы;
6й – в свинцовых мантиях ходят лицемеры;
7й – здесь мучаются гадами воры, взаимно превращаясь с ними;
8й – внутри огоньков горят души лукавых советчиков;
9й – бесы потрошат зачинщиков раздора;
10й – поддельщики металлов поражены чесоткой и расслаблены, между ними яростно бегают и кусают всех подельщики людей, фальшивомонетчики (подельщики денег) изнемогают от жажды при том, что страшно распухли от водянки, а поддельщики слов страдают от лихорадки и мигрени.
9-й круг. Ледянное озеро Коцит
В последнем круге собраны самые страшные грешники – обманувшие доверившихся. Здесь также выделяется несколько ледяных поясов:
— пояс Каина – по пояс вморожены предатели родных;
— пояс Антенора – уже по горло вморожены изменившие родине и предатели единомышленников;
— пояс Толомея – зажаты льдами на спине предавшие друзей и сотрапезников;
— пояс Джудекка – скрюченные, вмерзшие вниз головами предавшие благодетелей.
9 кругов ада по Данте описание устройства загробного мира
Итальянский поэт и богослов Данте Алигьери в своей поэме «Божественная комедия» описал подробное устройство загробного мира. После смерти грешники попадают на один из 9 кругов ада по Данте, где несут вечное наказание, не надеясь на помилование. Мертвые души распределяются по уровням кругов ада в зависимости от тяжести своих прегрешений.
Ад что это
Поэма вобрала в себя всю религиозную мораль и представления о жизни после смерти средневекового христианства. Герой произведения – сам Данте, отправляется в путь к Раю, но прежде ему надо пройти через Ад и Чистилище.
Ад описывается как немыслимая пропасть, сужающаяся к центру Земли. Нисхождение в ад происходит по уровням – девяти концентрическим кругам, на каждом из которых отбывают свое вечное наказание грешники.
Зачем нужны круги ада
9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.
Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.
На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножатся.
1 круг ада: безгрешные нехристиане, вечная печаль
В преддверии в криках и стонах блуждают бесчисленные толпы душ, которых отвергли Рай и Чистилище, но и не принял Ад. За жизнь они не совершили никаких важных земных дел, за которые их можно осудить, не отличились ни благодетелью, ни грехом. Эти души страдают от того, что нигде в загробном мире им нет места. С ними бродят ангелы, которые во время восстания Люцифера не поддержали Бога и не приняли сторону падших, пытаясь придерживаться середины.
Чтобы попасть в первый круг, мертвые души переправляются через реку Ахерон. Грешников на своей ладье перевозит древний старик Харон с горящим взглядом – страж первого круга.
Переплыв реку, грешники попадают в Лимб. Сюда отправляются добродетельные, но некрещеные души, атеисты, ученые и мыслители, невинные люди, жившие до прихода Христа, благодетели, исповедующие другие религии, младенцы, умершие без обряда крещения. Мертвые здесь не несут жестоких наказаний, но бесконечно пребывают в безвольной скорби и печали. Здесь же находились ветхозаветные праведники, которых потом вывел в Рай Иисус.
У входа во второй круг души мертвых встречает страж Минос – при жизни критский справедливый царь-судья. После смерти он был обращен в беса и отправлен в ад допрашивать и судить, распределяя грешников по девяти кругам. Оскалившись, он выслушивает каждую прибывшую душу и устанавливает наказание, обвивая свой длинный хвост вокруг нее столько раз, на сколько кругов ей предстоит спуститься.
Во второй круг попадают люди, которые при жизни неудержимо предавались плотским наслаждениям и вожделению. Здесь страдают мужчины и женщины, прожившие жизнь в разврате, прелюбодействе, похоть и влечение для которых были превыше морали и добродетели. Толпы душ бесконечно терзаются ураганным ветром. Они крутятся, вьются в холодной буре, с криками и стонами бьются о скалы, на которых восседает Минос.
3 круг ада: чревоугодие гниение под дождем, солнцем
В третьем круге страдают осужденные за обжорство, жадность к пище. Хранитель обители чревоугодников – злобный, трехголовый пес Цербер с человеческими когтистыми руками. Его косматая борода измазана черным жиром, три пасти рвут, грызут и терзают мертвых.
Здесь стеной льет вечный ледяной дождь, смешанный с градом, снегом и гноем. Грешники нескончаемыми грядами лежат и ворочаются в гниющей топи. Всюду разносится вой и стенания, души пытаются прикрыть спины и лица от дождя, утопая в грязи. В вечном гниении они потеряли свой облик, ослепли, превратились в тени, смешанные с грязью и дождем. Громадный бес–страж не замолкая лает на осужденных, которые мечтают оглохнуть.
4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор
Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.
На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.
5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте
В пятый круг стекает бурный ручей с багрово–черными водами и разливается в широкое Стигийское болото. Болото простирается до каменных стен города Дита, откуда за душами на челне выплывает перевозчик Флегий – страж пятого круга. Флегий – сын бога Ареса, греческий царь жестокого племени грабителей, был обращен в беса и низвергнут в ад.
В темном омуте не переставая дерутся осужденные за несдержанность в гневе. Увязшие нагие грешники, захлебываясь тиной, рвут друг друга в клочья, в свирепом гневе бьются ногами и головами. В дно болота втоптаны души, настолько глубоко затаившие в себе ненависть, что способны только на уныние, лень и вялую скуку. Утопленные в темных водах, они заметны только по пузырям воздуха, которые поднимаются от их вздохов.
9 кругов ада по Данте разделяются на верхний и нижний ад. Пятым кругом завершается верхний, где мучаются души, повинные в грехах несдержанности.
6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы
С шестого круга открывается нижний ад тяжких прегрешений. На этом уровне стоят стены города Дита. За ними видны городские башни, освещенные багряным пламенем адского огня. Вход охраняют сотни падших ангелов – соратники Люцифера. Над стенами летают три бледных, свирепых и кровавых Фурии с клубками змей вместо волос: Тисифона – Мстящая, Мегера – Ненавидящая, Алекто – Безжалостная. По их призыву появляется Медуза Горгона, взглядом оборачивающая в камень.
За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.
Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.
7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания
Спуск в седьмой круг пролегает по скалам. Его охраняет Минотавр – чудовище с головой быка и человеческим телом. Здесь расположен красный город Дит, в котором несут наказание насильники. Седьмой круг разделен на три пояса по видам насилия, совершенного грешниками.
Из леса самоубийц вытекает кровавым ручьем Флегетон, течет сквозь пески раскаленной пустыни и обрушивается водопадом с обрыва.
8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов
Спуск в темную пропасть, где находится восьмой круг, охраняет Герион – крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливо и привлекательно, туловище покрыто пятнами и узорами, на лапах острые когти, а длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.
Восьмой круг ада – каменный выступ в пропасти с десятью кольцевыми впадинами, которые как рвы окружают бездну в центре. Эта местность в аду называется Злые Щели. Сюда отправляются души обманщиков. Каждой из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует по одному виду обмана.
9 круг ада: предатели, вечная мерзлота
9 кругов ада по Данте нисходят к ледяному озеру Коцит, куда отправляются души предателей, обманувшие доверившихся им людей.
На спуске в темный колодец девятого круга закованы гиганты–богоборцы, пытавшиеся захватить Небо, за что и были свергнуты под землю.
Ледяная поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которые по шею вмерзли грешники. Их лица обезображены холодом и устремлены вниз.
Центр озера – это центр Вселенной и девяти кругов ада. Здесь по пояс в лед закован Дьявол, который охраняет проход в Чистилище. Данте описывает его с тремя лицами и шестью крыльями. Из глаз Люцифера льются слезы, замораживающие озеро Коцит. Три его пасти грызут трех грешников – предателей человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.
9 кругов ада по Данте
Ад и его 9 кругов навели шороху, в свое время.
Эффект имеет силу и по сей день. Когда-то, великий фантазер и затейник Данте Алигьери сделал описание ада в своей «Божественной комедии». По его мнению, преисподняя являет собой 9 кругов. Чем ниже каждый круг, тем тяжелее грехи, которые совершил человек при жизни.
Сегодня для вас красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии».
Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо ☺
Стражем его является никто иной как ХАРОН.
Суровый, угрюмый и принципиальный дедушка. Он перевозил души усопших через речку СТИКС. Исполняя свои обязанности четко и конкретно. Причем назад, ни при каких условиях, никого не вывозил. Души в этом кругу терзаются наказанием «безбольная скорбь». В основном, представители первого круга ада – младенцы, которых не крестили и добродетельные нехристиане. То бишь это просто хорошие люди, которые не совсем слушались церковь.
В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Властвует там ПЛУТОС.
В греческой мифологии известен как бог богатства. Чаще всего, при изображении Плутоса, ему приписывали рог изобилия.
Зато Данте описал его в своей «Божественной Комедии» как звероподобного демона.
В 4 круге ада томятся скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать адекватные траты. Наказание им не столь мерзкое, как на третьем кругу, но более «тяжелое».
Они перетаскивают, с одного места на другое, огромные тяжести и, если они каким-то образом сталкиваются друг с другом, сразу же начинают яростный бой.
2 ПОЯС – это ЛЕС САМОУБИЙЦ.
3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.
Круг состоит из 10 рвов. И это самый, мать его, популярный из всех кругов!
Так же он носит название ЗЛЫЕ ЩЕЛИ или ЗЛОПАЗУХИ.
Стражником 8 круга ада является ГЕРИОН – великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. Этот монстр состоял из трех человеческих тел.
Убил его, никто иной как, Геракл!
В Злых Щелях несут свою нелегкую судьбу обманщики. А теперь, о видах пыток и казней в каждом из 10 рвов:
Сидят там обольстители и сводники. Все эти грешники идут двумя колоннами, на встречу друг другу. Их постоянно истязают бесы-погонщики.
Наполнен льстецами. Погрязшие в зловонные испражнения, они коротают свое время.
Как будто, смотря телевизор и сидя в интернете днями-ночами, мы не уподоблены этим несчастным.
о краев заполнен звездочетами, колдуньями, гадателями и прорицателями.
Их головы вывернуты на 180 градусов (в сторону спины).
развлекаются бесы-загребалы. Они варят в смоле взяточников, а тех, кто высунется, протыкают баграми. Так что, если Вы «грязный» политик, тренируйтесь не дышать под смолой как можно дольше уже при жизни;)
заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.
– воры, которых вновь и вновь убивают ядовитые гады земные.
– сладкоголосые и лукавые советчики, души которых горят в адском огне.
– пристанище зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам – потрошением.
– лжесвидетели, фальшивомонетчики, поддельщики металла и слов.
Люди, проводившие с металлом – очень вялые, но при этом больны жуткой чесоткой. Лжесвидетели в аду бегают обуреваемые яростью и кусают всех, кого встретят.
Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают (но не до конца).
Поддельщики слов же изнемогают от лихорадки и головной боли.
Самый зловещий и тем самым наиболее привлекательный. Имя ему – ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПОЯС КАИНА, СЕРЕДИНА, ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ, ПОЯС ДЖУДЕККА И ЛЕДЯНОЕ ОЗЕРО КОЦИТ.
Среди самых известных селебрети, которые там проводят вечность: БРУТ, ИУДА ИСКАРИОТ и КАССИЙ.
9 круг ада охраняют суровые стражи. Гиганты по имени ЭФИАЛЬТ, АНТЕЙ, БРИАРЕЙ И ЛЮЦИФЕР.
АНТЕНОР— в древнегреческой мифологии троянец, друг и советник Приама, муж Феано (Теано), дочери фракийского царя Киссея. Антенор сам является изменником по послегомеровскому преданию.
является последним кругом, а точнее центральным кругом ада. Пояс назван Джудеккой по имени апостола Иуды, который предал Христа.
Посередине Джудекки (по-другому в ЦЕНРЕ ВСЕЛЕННОЙ, вмёрзший голенями в льдину ЛЮЦИФЕР терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).
А теперь немного о замечательных стражах 9го круга ада:
— полубык-полузмея или гигант с 100 рук и 50 головами. Оборонялся 100 щитов от молний самого Зевса.
— просто агрессивный и обладающий немеренной физической силой гигант. Известен тем, что просил руки самой Афины. Хотя, некоторые считают, что к Гере. Но какая разница, кто его опозорил? Ведь не та ни другая не были замечены в интимной связи с Эфиальтом.
ЛЮЦИФЕР, а также ДЕННИЦА.
Между прочим, с латинского Люцифер не что иное как светоносный.
Когда-то этот «светоносец» был ангелом. Как говорят, он возгордился и захотел занять престол Бога.
Ну и там завязалась взаимная ненависть, Люцифер стал таким, каким мы его знаем сейчас, после чего его и изгнали из рая. Таким образом он оказался в аду.
А что касается 9 круга ада, так Данте в деталях описывает князя тьмы Люцифера: у того три пасти, в каждой из которых мучаются величайшие предатели в истории, а именно Иуда, Брут и Кассий. VIP места, так сказать.
На 9 круг ада обречены предатели. Самый коварный грех, по мнению Данте Алигьери. Все возможные виды предавших, томятся там. Предатели Родины, предатели родных людей, друзья-предатели и так далее. Все они вмерзли в лед по шею, а их предательские лица обращены к низу. Они испытывают вечные муки холодом.
Как Данте прошел 9 кругов Ада, встретившись с Сатаной
Лес «Грехов и заблуждений»
Итальянский мыслитель и поэт Данте Алигьери описал свой страшный путь в «Божественной комедии». Все начинается с того, что Данте оказывается во мрачном лесу «Грехов и заблуждений». Это был 1300-й год от Рождества Христова. Поэту на тот момент исполнилось 35 лет, а сам он не понял, как туда попал. Лес был настолько ужасным, что душа требовала как можно быстрее покинуть его. Через несколько часов скитаний по лесу Данте добрался до холма «Добротели».
Поднимаясь по Холму, Данте стал замечать проскальзывающие лучи света. Поэт понял, что только наверху Холма спасение. Страх постепенно уходил, но вдруг на середину тропы внезапно выпрыгнула рысь «Сладострастия», преграждавшая дальнейший путь. Рысь выделялась ярким пятнистым окрасом. От злобного оскала Данте побежал прочь, решив подняться другим путем.
Но и с другой стороны его ожидала смертельно опасная преграда. На пути выбежали лев «Гордости» и вечно голодный волк «Алчности». Волку была присуща только одна потребность — еда. Данте мгновенно бросился назад в лес. В лесу поэт уже не знал что делать, а голодный волк все время преследовал его.
Вдруг поэт увидел сияющий дух. Взмолившись о помощи, дух ему ответил: «Что ты здесь делаешь? Почему не идешь на холм «Добродетели?». Поэт объяснил, что дорогу преградили 3 зверя. Дух все понял и сказал: «Я являюсь духом известного римского поэта Вергилия, а у тебя остается единственный истинный путь — через Ад и Чистилище к Земному Раю. К тому же, тебя ждет твоя возлюбленная Беатриче. Она же и попросила меня спасти тебя».
Данте еще в 9-м возрасте влюбился в юную 8-летнюю Беатриче. К несчастью для него, Беатриче вышла замуж за другого в 17 лет. В 25 она умерла. Данте поклялся всегда ее любить. Поэт с радостью последовал за Вергилием.
Граница Ада
Сюда также попали и ангелы, которые не поддержали ни Бога, ни падшего ангела Люцифера во время восстания. Ангелы просто наблюдали в сторонке. За это им все время приходится скорбеть. Странствуя по месту Скорби, Данте поинтересовался у Духа про существующих здесь умерших. Вергилий лишь ответил, что они даже не заслуживают обсуждения: «Ты их увидел и прошел мимо. Они никто, пустое место. Они не достойны ни Рая, ни Ада. Здесь нет счастья, нет горя, только скорбь и скука».
Пройдя мимо Скорби, путешественники приблизились к берегу. Данте увидел выстроившуюся бесконечную толпу умерших. Все они были нагими. Их постоянно жалили осы, а слепни высасывали кровь. Кровь стекала непрерывным ручьем по их телам. К ногам присосались глисты.
«Эти умершие ожидают своей очереди, чтобы перебраться через реку Ахерон. Здесь мы находимся на границе Ада. Они давно отреклись от Бога, прокляли все и им придется отвечать за свои поступки. В зависимости от степени тяжести, каждый попадет на свой круг Ада. А вот и Харон плывет на челне. Он же переправляет души умерших», — сказал Вергилий.
Данте заметил как толпа умерших рванула в челн. Харон отбросил веслом толпу, оставив несколько, затем снова поплыл на ту сторону Ахерона. Слишком много событий для Данте. Поэт внезапно потерял сознание.
Первый круг Ада (Лимб)
Придя в себя, Данте обнаружил, что он на другой стороне Ахерона. Рядом с ним стоял Вергилий. «Здесь мы в первом кругу Ада», — сказал Вергилий. Сам Ад представлял собой конусообразную сужавшуюся воронку, где девятый круг Ада находился в самом центре Земли. Путешественники направились дальше вглубь. Странствуя по первому кругу, поэт обратил внимание на многих младенцев, а также взрослых людей.
Данте с Вергилием перед великими философами и полководцами в Лимбе
Прочитав вопросы в глазах, Вергилий ответил, что сюда попадают все некрещенные, включая детей, а также иноверцы и праведники Ветхого Завета. По этой причине самому Вергилию суждено оставаться в первом кругу Ада навечно. Здесь нет наказания. По пути они заметили замок, куда и направились.
В замке находились знаменитые полководцы, философы, писатели, поэты, лекари и другие. Данте лицезрел благородную знать, которая беседовала между собой. Среди них были Цезарь, Диоген, Гомер, Платон. Немного посмотрев на них, странники отправились дальше вниз ко второму кругу.
Второй круг Ада
Второй круг меньше первого, только здесь начинаются настоящие мучения. На скале восседал страж Минос, бывший справедливый царь Крита, ныне превращенный в беса. Перед Миносом стояла бесконечная очередь умерших, ожидавших приговор. Бес решал, кого оставлять здесь, а кого отправлять дальше. Второй круг Ада предназначен для тех, кто в жизни поддался сладострастию и прочим любовным утехам.
Здесь место нашлось и царице блуднице Клеопатре, и троянской царице Елене, и легендарному Ахиллу. Души непрерывно разлетались ураганным вихрем, ударяясь о скалы. Сладострастие можно было и продолжить в загробном кругу. Лишь бешеный ураган не давал им покоя. Данте с вожатым направились дальше.
Третий круг Ада
В третьем кругу путники попали под постоянный дождь со снегом и градом. Вся земля состояла из сжиженной грязи. Источник дождя брал свое начало от реки Ахерон, той самой, через которую переправлял грешные души Харон. Данте видел повсюду замученные души. Сюда они попали из-за обжорства. Только комфортно чувствовал себя трехглавый Цербер, который свободно передвигался по этому кругу местности.
Данте с Вергилием в третьем кругу Ада
Цербер всегда испытывал голод, с жадностью отрывал куски мяса и кости от усопших. Умершие же все время стонали от нестерпимой боли. Как только Цербер съедал кого-нибудь, душа сразу же возрождалась там же. Этим мучениям не было конца. Души, страдавшие от чревоугодия в реальной жизни, сами стали источником пищи в загробном мире.
Поэту тяжело было смотреть на весь этот кошмар. Его поддерживала единственная надежда — встреча с любимой Беатриче. Вергилий повел Данте дальше. Перед входом в четвертый круг они встретились со стражем Плутосом.
Четвертый круг Ада
Раньше Плутос был богом богатства. Сейчас он превратился в звероподобного демона. Увидев путников, Плутос зарычал на них. Вергилий пригрозил, что им дорога разрешена на небесах. Спустившись в четвертый круг, Вергилий удивился от странного зрелища. Умершие разделены на 2 части круга. Все, подобно Сизифу, тащили валуны на самую верхнюю точку. Одни усопшие выглядели скрягами, другие транжирами.
Дух объяснил, что сюда попали умершие, которые в жизни одни были жадинами, а другие расточителями. В наказание им приходится все время тащить валуны наверх. Как только достигают верхней точки, валуны сталкиваются между собой и катятся вниз. Затем процесс начинается снова.
Пятый круг Ада
Спускаясь глубже, Данте увидел ручьи темно-багрового окраса. Ручьи стекались в Стигийское болото. В болоте навсегда застряли души умерших, которые все время бились между собой, причем всеми частями тела: головой, ногами, локтями, кулаками. В жизни они были безжалостными. Также на дне болота валяются усопшие, которые прожили лентяями. Сейчас от ничегонеделания лентяи наблюдают за драчунами. Этот круг для увязших в гневе и утопающих в лени.
Подойдя к берегу, странники заметили 2 приближающихся сквозь туман огонька. Это был Флегий на своем челне, страж пятого круга. Флегий занимался переправой умерших через Стигийское болото. На другой стороне располагался окруженный стенами крепости город Дит. Сам Ад разделен на Верхний и Нижний части, где к Верхнему относились с первого по пятый круги. Начиная с шестого круга, попадают особо грешные, где кара в разы мучительнее.
Флегий переправляет через Стигийское болото Данте и Вергилия
Недовольный Флегий посадил к себе путников и начал переправлять через болото. Из болота торчали головы. Флегий бил веслом со всей злостью, чтобы никто не приближался к челну. Усопшие продолжали драться между собой. Подплывая к Диту, Данте увидел сотни бесов, выглядывающих из окон крепости. За стенами озарялись языки пламени. Поэт сразу же ощутил нижнюю границу Ада.
Шестой круг Ада
Ступив на берег, бесы резко заорали: «Живому здесь не место!». Вергилий подошел к ним, рассказав о специальной миссии. Бесы разрешили пройти только Данте. Но Данте наотрез отказался, понимая, что без Вергилия ему там нет спасения. Дух вернулся обратно и успокоил, что надо ждать поддержки. Внезапно из-за стен крепости вылетели 3 фурии, стражи шестого круга: Тисифона «Мстящая за убийство», Мегера «Ненавистница» и Алекто «Неуемная».
Данте с Вергилием встретились с 3 фуриями
Фурии призвали Горгону для превращения Данте в камень. Дух мгновенно закрыл глаза поэту. Ожидание длилось недолго. Вскоре на другой стороне болота появился источник света, который становился все ярче, который постепенно приближался. Умершие отскакивали от него. На помощь прилетел ангел. От страха фурии улетели прочь, медуза скрылась в крепости. Ангел только раз взмахнул своей тростью, как входные двери разлетелись на куски. Бесы мгновенно попрятались по щелям Дита.
Войдя в Дит, путешественники попали на поле Мук. Сотни тысяч открытых могил, охваченные вечным пламенем. Из могил доносились невыносимые вопли. Души умерших еретиков и лжеучителей. Их учесть: постоянно жариться в своей могиле. Черти контролировали умерших, чтобы они не смогли выбраться из могил. Данте с Вергилием пошли дальше.
Седьмой круг Ада
Дойдя до края шестого круга, путники оказались перед обвалом. В нос бросился резкий запах смрада. Вергилий посоветовал подождать несколько минут, чтобы обоняние привыкло к запаху. Вкратце он поведал поэту, что седьмой круг состоит из трех поясов. В первый пояс попадают грешные души, которые в жизни совершили убийство или тяжелое ранение над знакомыми, либо ограбили, нанеся материальный урон.
Во второй пояс попадают самоубийцы или те, кто бездумно проиграл свое имущество. Расточители, которые оказались в четвертом кругу Ада, в отличие от игроков, просто транжирили своими средствами. Третий пояс для богохульников и ростовщиков.
Первый пояс
Внезапно один из кентавров прицелился в путников, спросив: «Кто такие и для чего здесь?». Вергилий сказал, что будет говорить только с Хироном «Справедливым из кентавров». После объяснения с Хироном, Вергилий попросил, чтобы один из кентавров переправил Данте через кровавый ручей, так как он живой и, как тень, парить не может над землей. Хирон согласился и вскоре путники были доставлены на другой берег.
Второй пояс
Пройдя несколько метров, странникам предстал дремучий лес. Сплошные ядовитые колючки на кустах, никаких признаков жизни лес не подавал. Углубившись в лесу, стали слышны вопли и муки, но непонятно было, откуда они исходили. Вергилий посоветовал поэту: «Если хочешь узнать, оторви ветку». Как только Данте сломал ветку, сразу же пронзилась ноющая боль от кустарника, говорящая на понятном для Данте языке.
Сейчас эта грешная душа превратилась в колючий кустарник, которая попала сюда за самоубийство. Все мертвые деревья и кустарники в лесу — самоубийцы или те, кто промотал свое состояние. Листками кустарников непрерывно питались гарпии, принося нестерпимую боль грешным душам. Минос, страж второго круга Ада, превращал умерших самоубийц в зернышки, затем кидал их к дремучему лесу, которые, оседая в земле, вырастали в побеги, а потом в стволы. Путники как можно аккуратнее прошли лес, подойдя к третьему поясу.
Третий пояс
Третий пояс напоминал пустыню. Не было никаких кустов или деревьев. Одни умершие были закопаны в песок лицом вниз. Только пятки торчали: богохульники. Другие просто сидели: ростовщики, а третьи сновали вперед и назад — отвергающие созданный им порядок. Все бы ничего, но на пустыню лился непрерывным потоком огненный дождь. Души постоянно кричали от ожогов. Вергилий сказал следовать в обход пустыни.
Вскоре путешественники достигли кровавого ручья, вдоль которого была тропа, ведущая к восьмому круга Ада. Идя по тропе, параллельно пустыне, внезапно появился умерший сэр Брунетто, знакомый Данте. В жизни они хорошо друг к другу относились. Данте его считал своим учителем. Брунетто предложил посидеть, пообщаться. Но Вергилий предупредил: «За миг промедления ты будешь наказан лежанием на горящем песке в течение 100 лет. Ты должен постоянно двигаться, таковы правила.» Путникам пришлось оставить Брунетто.
Герион спускает Данте и Вергилия к восьмому кругу Ада
Продолжая путь вдоль кровавого ручья, странники достигли водопада. Здесь стекалось несколько ручьев со всех сторон, впадающих в необозримую бездну. Вергилий сбросил веревку и сказал, что сейчас должно подняться существо из бездны. Действительно, через несколько минут вылез на край обрыва змееподобный Герион, страж восьмого круга Ада. На Герионе путники спустились к самому дну.
Восьмой круг Ада
Восьмой круг предназначен для умерших, которые в жизни обманули недоверившихся, то есть людей, не испытывавших никакого доверия к обманщикам. Круг состоял из 10 злых щелей или рвов. В центре круга расположен колодец: путь к 9-му кругу Ада. Злые рвы отделялись друг от друга каменной стеной, между которыми провисал мост для перехода. Внизу находились грешные души.
Путь с первого по пятый ров
Герион сбросил путников у первого рва. Данте увидел две нагие толпы, которые шагали навстречу друг другу, бичуемые бесами. Это были сводники (соблазнявшие женщин для других) и обольстители (соблазнявшие женщин для себя). Бесы не знали усталости, градом поливали плетками спины умерших.
Подойдя ко второму рву, путникам бросился в нос резкий зловонный запах. Внизу была жижа из кала. В жиже бултыхались усопшие льстецы. Привыкнуть к такому запаху было невозможно. Зажав носы, странники мгновенно перебрались на третий вал. Внизу Данте увидел только ноги по голень усопших, вбитых в каменную землю. Пятки непрерывно жглись огнем. Жуткий вой и движение ногами выдавали мучения умерших. В жизни они были святокупцами, то есть теми, кто продавал и покупал церковные должности.
Оказавшись на мосте четвертого рва, Данте с Вергилием смотрели на умерших, бывших прорицателей. Все они были немыми, а головы повернуты в обратную сторону. Поэт заметил, как у одного грешника слезы текли по спине и ягодицам. Данте впервые заплакал в Аду. Вергилий его сразу же одернул: «В Аду смысл добра заключается в том, чтобы не было добра, не испытывать сострадания к грешным душам. Быстро прекрати реветь!». Данте успокоился и они пошли дальше.
На пятом рве путники увидели небывало зрелище. Внизу протекала река из кипящей смолы. Там плавали души взяточников. По берегу бегали бесы с баграми и трезубцами, следив, чтобы души не всплывали. Вдруг на поверхности реки показалась макушка. Один бес мгновенно подцепил багром тело и резко потащил наверх, взбираясь по скале. Затем бес сбросил назад в реку эту душу. Бесы посмеялись и вонзили сотню зубцев в это тело, пригрозив, чтобы больше не всплывал, чтоб варился дальше.
Заметив путешественников, бесы резко бросились на них. Вергилий вовремя их остановил, сказав, что на него возложена миссия свыше. Бесы послушались, хоть и огорчились, предупредив, что мост на шестом рву разрушен, указав путь в обход по скалам.
С шестого по десятый ров
Взбираясь по глыбам, странники пробрались к валу седьмого рва. Внизу души были обвиты змеями. Они их непрерывно жалили и кусали. Данте обратил внимание на одну душу, тело которой от укусов змей, превратилось в прах. Но через несколько секунд, подобно Фениксу, на месте праха снова возродилась грешная душа с телом. Змеи снова впились в тело. Седьмой ров предназначен для воров.
Путники не стали задерживаться перед этим кошмаром. Стоя на мосту восьмого рва, в глубине светились яркие огни. Внимательно присмотревшись, Данте понял, что внутри каждого огня находится грешная душа. Непрерывное мучение от жгучего горения тела предназначено для лукавых советчиков. Души, видя живого Данте, часто спрашивали про текущую жизнь на Земле: кто воюет, кто правит, как настроен народ.
В загробном царстве грешные души способны видеть будущее, но не настоящее. Все они ждут Судного дня. Путешественники направились дальше. В девятом рву они узрели рассеченные души. Кто-то был с отрубленными ушами, другой без носа, третий вообще наполовину разрезан до ягодиц, с болтавшимися кишками между колен. Бесы стояли с лезвиями и отсекали каждого попавшегося. Сюда ссылались все, кто стал источником раздора: посеял вражду между отцом и сыном, мужем и женой, странами, городами.
Теперь грешным приходится самим испытывать на себе раздор, только уже телесный. Спустя несколько секунд тело заживает, и бес заново принимается за свое любимое дело. Наконец, путешественники добрались до последнего десятого рва. Грешные души валялись на земле, сдирали ногтями свою кожу. В жизни они были фальшивомонетчиками, подельщиками металлов, людей и слов.
Девятый круг Ада
Данте с Вергилием не стали задерживаться в десятом рве, направившись к громадному колодцу. Пройдя несколько километров, путники услышали громкий звук. Подходя ближе, они увидели трех гигантов небывалого роста. Гиганты стояли в колодце по пояс. Два из них были закованы цепями. Это были стражники девятого круга Ада: Антей, Бриарей и Эфиальт.
Гиганты были сосланы сюда за то, что попытались свергнуть бога грома и молнии Зевса. Вергилий обратился к Антею, чтобы он спустил их на дно колодца, к девятому кругу Ада. За это живые будет помнить гигантов всегда и почитать не хуже божества. Антей с благодарностью оказал услугу. Так путешественники оказались в девятом кругу, покрытым заледеневшим озером Коцит.
Девятый круг Ада состоит из четырех поясов. Сюда попадают обманувшие доверившихся, то есть предателей. Оказавшись на месте первого пояса, странники пошли по льду озера. Вскоре они услышали недовольные возгласы. Данте внимательнее пригляделся и заметил, что изо льда торчат головы. Это грешные души, которые в жизни обманули родных. Первый пояс еще называют Каиновым поясом (или братоубийственным).
Данте понял, что они наступали на головы умерших. Путешественники пошли аккуратнее. Настигнув второй пояс (пояс Антенора), Данте с Вергилием увидели предателей родины. Они также были вбиты в лед, но путники даже не хотели смотреть на них. Поэтому быстро достигли третий пояс (Толомея). В пояс Толомея попадали все те, кто совершил вероломное предательство над друзьями. Причем, душа мгновенно отправлялась в этот пояс, когда тело еще оставалось на Земле. Просто в тело на время вселялся бес.
Сначала Данте удивился, когда увидел навзничь лежащего на льду знакомого Бранко. Удивлен был оттого, что Бранко еще жил на Земле. Тогда ему Бранко и сказал, что его тело занял бес, а сам он в жизни вероломно зарезал друга с малолетним сыном. За это и душа сослана сюда мгновенно. «Знай, что когда на Земле ты встретишь меня, это не я, а бес в моем теле», — предупредил Бранко.
Пораженный Данко направился с Вергилием к самому центру девятого круга ада, к четвертому поясу Джудекка. В поясе путники узрели вмерзшие тела в лед в разных позах. А вдалеке был виден падший шестикрылый ангел Люцифер. Пояс назван в честь имени Джудекки, предателя Христа. Здесь все души, которые в жизни предали благодетелей.
Трехглавый Люцифер, он же Сатана, был вбит в лед наполовину, три головы непрерывно жевали трех самых главных предателей бытия: Иуду (предателя Божества), Брута и Кассия (предателей человечества, убийц Цезаря). Вергилий сказал, что нам пора спускаться по телу Сатаны. Так как Люцифер находился в самом центре Земли, то спускаясь по нему, путники начали подниматься наружу в противоположное полушарие Земли. Так постепенно они выбрались наружу, держа путь к подножию горы Чистилища.