Пояс богородицы для чего
Пояс Пресвятой Богородицы
Наконец, Иван III отправился к своей армии. И тут все закончилось, причем вообще уж как-то прозаически. В конце октября неожиданно и очень быстро наступила зима, лед сковал реки, снег покрыл поля. Опасаясь того, что по вставшим рекам и зимним дорогам ордынцы быстро переберутся на московский берег, великий князь повелел войскам отходить к Кременцу. И вдруг, 9 ноября, ордынцы поднялись и стали отходить в степь. Летописец записал: «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались». 11 ноября 1480 года ушел и Ахмат. Всё, власть Орды над Русью закончилась…
Но… И тогда, и позднее, как-то мало обращалось внимание на тот факт, что государю Ивану III удалось решить столь грандиозную задачу — освобождение от ордынского ига — «малой кровью», без каких-либо серьезных жертв. Не придается большого значения и поведению московского боярства, часть которого уговаривала великого князя покориться Ахмату и заново начать ему выплачивать дань: «Не смеешь-де с царем биться!» Не принимается во внимание и то, что Ахмат не просто так стоял на Угре, он поджидал войска польского короля Казимира для совместного похода по русским землям. Благодаря мудрой политике Ивана III, заключившего договор с Крымской ордой, крымчаки напали на Польшу, и Казимиру стало не до русских дел. Иван Васильевич вообще, как никто другой из князей московской династии, умел ждать, умел терпеть и очень часто именно это умение приносило ему победу… Государь Иван III, в этом смысле, был не столько полководцем, сколько истинным правителем государства, старавшимся выигрывать не отдельную битву, а всю войну.
Пояс Богородицы – святыня или талисман?
Что такое Пояс Богородицы?
Пояс Богородицы – предмет одеяния Девы Марии, который Она, согласно, Преданию, сама соткала из верблюжьей шерсти. После окончания земной жизни Богоматери Её пояс стал христианской святыней. Прежде чем узнать историю и особенности почитания этой реликвии, ознакомимся с кратким житием Богородицы.
Житие Девы Марии
Дева Мария – земная Мать Сына Божьего, Спасителя человечества Иисуса Христа. Она была простой еврейской девушкой из Назарета, в детстве воспитывалась при храме. Позднее обручилась с богобоязненным плотником Иосифом, но оставалась благочестивой девственницей. Бог избрал Марию для величайшего служения, и Она со смирением приняла Его волю.
Посредством Святого Духа Мария непорочно зачала и родила долгожданного Спасителя, о Котором пророчествовал Ветхий Завет. Святой мученик Иустин Философ пишет:
«Сила Божья, нашедшая на Деву, осенила Её и сделала плодоносящей» («Апологии»).
В течение земной жизни Сына Мария дольше, чем кто-либо из людей, пребывала рядом с Ним, напитываясь Божественным Словом и Благодатью. Во время казни Христа на кресте Богоматерь находилась рядом и разделяла Его страдания. Позднее воскресший Спаситель явился Матери и Своим ученикам. Также Богородица была свидетельницей Его Вознесения.
Своим Воскресением Богочеловек Христос искупил наши грехи, а Вознесением – проложил человеку дорогу в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин называет Марию дочерью Света, через Которую озарился весь омраченный грехопадением мир («Творения»). После Вознесения на апостолов и Марию сошёл Святой Дух. Они обрели дар проповеди и чудотворения, с помощью которого распространяли Христову веру по всему миру.
Богоматерь скончалась в преклонном возрасте, в окружении учеников Своего Сына. Позднее они обнаружили Её гробницу пустой. Там лежало лишь благоухающее одеяние Марии. Церковь учит, что Господь воскресил и торжественно вознёс Матерь на небо, где Она продолжила Своё служение Богу и людям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
«Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве».
Церковь не обожествляет Богоматерь. Но христиане почитают Деву Марию как Царицу Небесную, которая превыше всех ангелов и святых. Иерей Александр Пикалёв отмечает:
«Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? Будучи связанными со Христом в Таинстве Крещения, христиане теснейшим образом духовно связаны и с Его Матерью».
Пояс Богородицы: история святыни
Существует несколько версий обретения ранними христианами Пояса Богоматери. Согласно первой, Пречистая ещё в земной жизни передала реликвию апостолу Фоме. Другое же предание гласит, что Она послала апостолу Пояс с неба, уже после Своей смерти и воскресения. Это был утешительный подарок Фоме. Ведь он оказался единственным из ближайших учеников Христа, кто не успел проститься с Марией перед Её кончиной.
Сюжет с Фомой нашёл отражение в православной иконографии и католической живописи. Также на монашеской горе Афон (Греция) есть фреска 6-го века, на которой изображён Фома, приносящий Пояс другим апостолам. Богоматерь посетила Афон в земной жизни и благословила это место. Поэтому оно издревле называется Святой Горой.
В первые века христианства Пояс Пресвятой Богородицы хранился в Иерусалиме или Малой Азии. Примерно в 4-6 веках святыню торжественно перенесли в столицу Византии – Константинополь. Это было первое торжественное положение Пояса. В конце 9-го столетия святой Иосиф Песнописец составил канон в честь этого события.
Второе положение святыни произошло на рубеже 9-10 веков при византийском императоре Льве VI. Согласно преданию, его супруга была одержима бесом. Было открыто свыше, что она исцелится от Пояса Девы Марии. Император и патриарх открыли ковчег с тысячелетней реликвией и увидели, что та не поддалась тлению. Императрица приложилась к Поясу и исцелилась. Святыню вновь с почестями поместили в храмовую сокровищницу.
В память о чуде и двух положениях Пояса был установлен ежегодный праздник – Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Он совершается Православной Церковью 13 сентября.
Местоположения реликвии
В 10 веке Пояс Богоматери разделили на несколько частей, позднее увезенные в разные страны. Сегодня различные части Пояса находятся на Афоне, Кипре, во Франции, Грузии, России и других государствах. В нашей стране приложиться к частицам святыни можно в московском храме пророка Илии Обыденного, а также в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Якобы принадлежавший Богоматери верблюжий пояс хранится также в сирийском городе Хомс. Существует предание, что апостол Фома взял эту реликвию в Индию, где проповедовал и принял мученическую кончину. Там пояс находился до 5 века, пока не был привезён в Сирию. Долгое время он считался утраченным. Но в середине прошлого столетия святыня случайным образом была обретена и выставлена в церкви для поклонения.
Пояс Богородицы: пребывание в России
Осенью 2011 года крупный фрагмент Пояса Богородицы, принадлежащий афонскому монастырю Ватопед, был торжественно привезён в Россию для поклонения верующими. В Средние века византийские императоры брали святыню в военные походы. Однажды болгарское войско отбило реликвию у византийцев. Позднее она перешла в руки сербского князя Лазаря. В 14 веке он преподнёс Пояс в дар монастырю Святой Горы.
С тех пор афонский Пояс Богоматери не покидал пределы Греции. И хотя святыню приглашали к себе многие страны, исключение было сделано лишь для России. Святой Пояс находился в нашей стране в течение 39 дней. Он побывал в 14 городах, а также в Серафимо-Дивеевском монастыре. Реликвию перевозили в поездах и на специальном самолёте в сопровождении афонских монахов. Святыне поклонилось более 3 млн российских верующих, среди которых и первые лица государства. В Москве живая очередь к христианской реликвии растянулась на 8 км. Всего в столице к святыне пришло около 500 тыс. человек.
Из-за большого количества паломников срок пребывания Пояса в России продлевали, а расписание дополняли новыми городами. Множество волонтёров участвовало в раздаче верующим освящённых иконок Богородицы и миниатюрных поясков. В честь прибытия святыни в российских городах служились молебны и проводились крестные ходы.
Пребывание афонского Пояса Богоматери в России стало беспрецедентным религиозным событием. Вышедшее далеко за пределы внутрицерковной жизни, оно обрело общенациональный характер. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тогда отметил:
«Разве эти бесконечные очереди [к Поясу], которые поразили сознание современных россиян, не являются выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо?».
Пояс Богородицы — чудеса
За две тысячи лет истории Пояса Богородицы было явлено неисчислимое множество связанных с ним чудес. В древности жители одного селения попросили привезти к ним эту великую святыню. Их желание было исполнено. Некоторое время монахи с реликвией пребывали в доме местного священника. Его супруга тайком отрезала для себя часть Пояса. Когда же монахи собрались покидать селение на корабле, он не смог сдвинуться с места. Море при этом было спокойное. Жена священника осознала свою вину, раскаялась и вернула украденное. После этого судно смогло отойти от берега.
Кому помог пояс Пресвятой Богородицы? В середине 19 века Константинополь страдал от эпидемии холеры. Стоило лишь кораблю со Святым Поясом подойти к берегам города, как зараза исчезла. В конце того же столетия жители селения в Малой Азии позвали монахов со Святым Поясом, чтобы Богородица избавила их поля и сады от нашествия саранчи. Когда корабль со святыней прибыл в местную гавань, полчища насекомых поднялись в небо и навсегда улетели в сторону моря.
В Константинополе некий житель попросил принести Святой Пояс к нему домой. Он хотел, чтобы его сын исцелился от страшной болезни. Когда святыню принесли, юноша уже был мёртвым. Пояс приложили к почившему, и он ожил.
Афонские монахи изготавливают маленькие пояски, освящают их на Поясе Богоматери и распространяют среди верующих. Неоднократно отмечалось, что через эти благодатные предметы Богоматерь исцеляла бесплодных женщин и тяжело больных.
В российских СМИ распространился рассказ священнослужителя об исцелении от привезённого Святого Пояса мужчины, который был болен раком в последней стадии. А слабовидящая христианка из Екатеринбурга отметила, что после поклонения святыне у неё значительно улучшилось зрение. СМИ сообщали о всплеске рождаемости в России после пребывания в стране Пояса Богоматери. Также отмечались случаи рождения детей у пар, которые испытывали трудности с зачатием.
Не талисман или амулет, а святыня
Пояс Богородицы – для чего нужен? Православным христианам следует помнить, что сама по себе религиозная реликвия не может исцелять людей и исполнять их просьбы. Это не оберег, не талисман, не амулет, а святыня. То есть носитель Божественной благодати. Чудеса происходят именно по воле Господа, который смотрит на душу человека. Патриарх Кирилл наставляет:
«В Церкви не никакой магии, человек ничего не получает автоматически. Он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону».
Афонские монахи, распространяя миниатюрные освящённые пояски, прикладывают к ним памятку, которая учит правильно относиться к святыне и чуду. В ней указано, что Господь и Богоматерь помогают, прежде всего, тем, кто живёт в покаянии и участвует в Церковных Таинствах. Таким образом, нам необходимо прикладывать собственные усилия для связи с Богом и спасения, а не беспечно ждать помощи свыше.
Также в афонских памятках говорится, что после чудесной помощи Бога нужно не расслабляться, а продолжать трудиться над собой в течение всей жизни. Игумен Нектарий (Морозов) отмечает:
«Источник чудес – не Пояс, не икона и не какая-то иная святыня. Чудеса творит живой Бог по молитвам Божией Матери и святых. Но когда человек прикасается к святыне, открываются какие-то потаенные двери его собственного сердца. Господь получает возможность войти в жизнь этого человека и что-то в ней изменить».
Игумен Нектарий добавляет, что совершенно неважно, как мы приложимся ко святыне: головой, руками или просто постоим рядом. Главное – прикоснуться к ней своим сердцем.
Молитвы Богородице в честь Её Святого Пояса
Тропарь, глас 8
Богоро́дице Присноде́во, челове́ков покро́ве, ри́зу и по́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным рождество́м Твои́м нетле́нна пребыва́ющи, о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя. Те́мже мо́лим Тя мир гра́ду Твоему́ дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4
Честна́го по́яса Твоего́ положе́ние пра́зднует днесь Твой, Препе́тая, храм, и приле́жно взыва́ет Ти: ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Молитва
О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ всех А́нгел и Арха́нгел, и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н всех поможе́ние и заступле́ние.
О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Кирилла, Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Руси́, и святе́йшия патриа́рхи правосла́вныя, и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, Богохрани́мую страну́ на́шу Росси́йскую, град сей, вла́сти и во́инства ея́, и вся правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет нас си́лою Свое́ю свы́ше, на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша.
О Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и изба́ви нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла.
Пода́ждь, Госпоже́, мир и здра́вие рабо́м Твои́м, всем правосла́вным христиа́ном, и просвети́ им ум и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию; и сподо́би ны, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́вленна, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Пояс Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородице, помогай нам!
Всякий христианин уповает на помощь Божией Матери, обращается к ней в молитвах, просит о самом дорогом, о самом ценном. Кто измерит силу любви Пресвятой Марии Девы к нам, грешным и немощным? Эта сила превосходит разумение человеческое — Богоматерь Сына своего на казнь проводила, на казнь за наши грехи. Мы молимся Владычице, продолжая грешить и распинать Господа своими грехами. А Царица Небесная не перестает нас утешать, ободрять, исцелять.
Христианскому роду даровано великое утешение — пояс Пресвятой Богородицы. Он был соткан руками Пречистой, обвивал Святое Чрево, носившее Бога. Это материальное свидетельство спасения, оставленное нам в помощь.
Исторические свидетельства
О поясе Пресвятой Богородицы и Девы Марии повествуют два источника X века — Минологий Василия II и Синаксарь византийской церкви.
Согласно Минологии, риза и пояс Богоматери находились в Иерусалиме. Затем при императоре Аркадии, правившем в конце IV — начале V века, были перенесены в Константинополь.
Во время правления Юстина II (VI век), пояс был перенес из города Зилы в Халкопратийскую церковь в Константинополе. Святыня помещалась в золотом ковчеге, опечатанном царской печатью императора Аркадия.
Чудесный дар Богородицы
Апостол Фома, по Промыслу Божию, не был на похоронах Богоматери. Он очень скорбел, что не простился с Госпожой. В утешение Пресвятая Богородица явилась ему и спустила с небес свой пояс. Этот сюжет встречается в православных иконах. В Греции, на Афоне, в монастыре Дионисиат есть фреска XVI века. На ней Фома протягивает пояс Владычицы остальным ученикам, как бы давая полюбоваться.
Судьба святыни в XXI веке
После завоевания Константинополя турками пояс вывезли и разделили на части. В XXI веке части святыни находятся в разных местах — на Кипре, в Грузии и Франции, Бельгии, Нидерландах и в Италии. Наиболее известная хранится в монастыре Ватопед на Афоне.
Хомская реликвия
Апостол Фома проповедовал Евангелие в Индии. Оттуда он был восхищен к Успению Приснодевы Марии, и туда же возвратился после Ее вознесения. По преданию, именно в Индии и хранился около четырех веков пояс Пресвятой Богородицы. В 476 году святыня была спрятана в алтаре древней сирийской церкви Ум аль-Зуннар.
Многие века пояс считался утраченным. В 1953 года в городе Мардине, расположенном в Турции, был обретен древний свиток на арамейском языке. В документе было написано, что святыня спрятана в алтарной части церкви Пояса Богородицы города Хомс. Для обретения ее собралось множество народа и иерархов — православных и других христианских общин.
Под алтарем была найдена плита с надписью на арамейском языке: “Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова”. Под плитой был обнаружен куб из мрамора, а внутри куба — серебряный ковчег, в котором лежал свернутый тканый пояс из верблюжьей шерсти, вышитый золотыми нитями, длиной 60 сантиметров.
Ученые исследовали находку и подтвердили, что ей около тысячи лет. Реликвия стала объектом поклонения, чудотворения были столь частыми, что при храме собралась выставка ненужных более костылей и протезов.
В 1982 году от святыни отделили небольшую часть и передали в дар христианам индийской провинции Маланкари, где и по сей день случаются чудесные исцеления.
Церковь Пояса Пресвятой Богородицы не состоит в евхаристическом общении с Православной Церковью.
Ватопед — хранитель величайшей православной святыни
Часть реликвии хранилась у византийских правителей. С ней они ходили в сражения. Согласно преданию, частица пояса хранилась в кресте, и последним из византийских императоров, обладавших святыней, был Исаак II Ангел), от которого пояс перешел к болгарскому царю Ивану Асеню, победившим Исаака в бою. Затем реликвия досталась сербским князьям. Последний обладатель, князь Лазарь, в XIV веке подарил пояс афонскому монастырю Ватопед, где она и хранится поныне.
Паломники свидетельствуют о тонком аромате, который исходит от святыни. О чудесах, непрестанно происходящих по благодати Божией, известно всему православному миру.
Положение пояса Пресвятой Богородицы
Жена константинопольского императора Льва VI Мудрого, правящего в 886-912 годах, мучилась беснованием. Супруг и родственники болящей беспрестанно молились об исцелении императрицы Зои. После этого женщине было откровение свыше: она выздоровеет, если на нее наложат пояс Пресвятой Богородицы.
В то время патриархом был Евфимий II. Император просил открыть ковчег с поясом. Патриарх снял печать, раскрыл ковчег и достал пояс Царицы Небесной. С благоговением все присутствующие целовали прекрасно сохранившуюся святыню, а затем патриарх распростер ее над болящей. Тотчас она почувствовала себя совершенно здоровой.
С радостью и благодарностью все причастные восхваляли Господа и Его Пречистую Матерь. Исцеленная императрица собственноручно вышила святыню золотыми нитями. Патриарх составил хвалебную песнь на поклонение святыни. Пояс возвратили в ковчег, опечатали царской печатью и установили праздник в честь Преславной Богородицы в память о чуде, происшедшем от Ее пояса по благодати Господа нашего Иисуса Христа.
Торжество Положения пояса Пресвятой Богородицы совершается 13 сентября по новому стилю.
Почитание
В Ватопед беспрерывно направляются паломники, приходят письма. Едут к частицам святыни, хранящимся в разных странах.
Служба в монастыре Ватопед
Люди имеют великую веру в благодатную силу пояса Пресвятой Богородицы. И действительно, чудотворения происходят непрестанно — вопреки всем диагнозам зачинают бесплодные, исцеляются хромые и увечные, обретают здоровье душевнобольные, оставляют пагубные пристрастия пьяницы и наркоманы. Нет числа чудесам, явленным во время сложной беременности или в тяжелых родах. В знак благодарности, согретые чудесной помощью Царицы Небесной, христиане присылают письма и фотографии детей в свидетельство о чуде.
Как молиться
Чтобы стать причастником чуда, недостаточно просто повязать на себя поясок, освященный на поясе Пресвятой Богородицы. Лучше всего обратиться к духовнику, или, в крайнем, к любому священнику, который посоветует молитвенное правило на период ношения святыни. Будет правильным на время молитвенного подвига понести посильный пост — отказаться от развлечений, супружеской близости, возможно, скоромной пищи.
Освященный поясок можно поместить в святой угол. Перед целованием святыни следует помолиться — сказать архангельское приветствие “Богородице Дево, радуйся”, или пропеть тропарь и кондак Положения пояса Пресвятой Богородицы.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы
Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года 21 сентября, а Успение – в конце 28 августа. Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 13 сентября – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, Своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих Богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.
Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.
Согласно преданию, отраженному в Минологии императора Василия II, датируемом X в., великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью после Ее Успения, была отдана двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавалась из поколения в поколение.
При императоре Аркадии (395-408), сыне Феодосия I Великого Пояс Пресвятой Богородицы, который хранился в кафедральном соборе города Зилы в Каппадокии, был перенесён архиерейской процессией в Константинополь и, вложенный в драгоценном ковчеге, установлен в церкви, расположенной в Халкопратии.
Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).
По влечению благочестиваго сердца, святая царица Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощные бдения и молебствия, которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла».
Риза Пресвятой Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).
Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.
Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина. Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.
«По сей причине, – повествует святитель Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.
Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»
Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность.
После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии.
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). В 1028 году византийский император Роман III (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть.
Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.
Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.
В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.
Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. В 1871-1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.
Части этого пояса из верблюжьей шерсти, связанной Самой Девой Марией, доныне хранятся на Святой Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодисса).
Тысячи паломников посещают Ватопедскую обитель только для того, чтобы помолиться перед этой святыней, облобызать часть одежды Пресвятой Богородицы. Люди молятся перед поясом Богородицы об исцелении от болезней. Многие неизлечимые болезни, в том числе онкологические, отступают по горячим молитвам людей перед этой святыней.
Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детишек, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.
В Ватопедском монастыре изготавливаются небольшие копии этого пояса, и известно, что некоторые женщины, страдающие безплодием, носят такие пояски. И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной и женщины могли родить детей.
В 2011 году Пояс Пресвятой Богородицы был привезен в Россию настоятелем монастыря Ватопед архимандритом Ефремом, который не раз приезжал в Троице-Сергиеву Лавру. Монастырь Ватопед связывает с обителью Преподобного Сергия большая дружба, начало которой положил Патриарх Константинопольский Филофей (Коккин), приславший Преподобному Сергию в подарок облачение и письмо, в котором советовал святому игумену ввести в своей обители общежительный устав – им до сих пор руководствуются монастыри России.
Но Сама Царица Небесная в эти дни благословила наше Отечество и русский народ.
Чудотворные иконы и святыни не приходят без особого благословения Богородицы. Явление иконы, или святыни — особая милость Божия. Вспомним, как чудесно пришла на Русь из Константинополя чудотворная Тихвинская икона Матери Божией. Как была чудесно обретена Казанская икона Богородицы. И то, как св. прав. Иоанн Крондштадтский пророчески предрек великие беды и испытания России, узнав, что Царица Небесная позволила похитить чудотворную икону в Казани. Вскоре во время страшного лихолетья покинул Русскую землю и Тихвинский образ Матери Божией. Несколько лет назад чудотворная Тихвинская икона вернулась в возрожденный Тихвинский монастырь. В восстановленном храме Христа Спасителя православная Москва могла поклониться древней чудотворной иконе Царицы Небесной. Из зала Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах перенесена чудотворная Владимирская икона. В 1991 году в Коломенское вернулся Державный образ Царицы Небесной. Верим и надеемся, что и Казанская икона будет вновь обретена по милости Богородицы.
Пояс Пресвятой Богородицы не случайно привезен в Россию именно этой осенью. Все кризисы и войны, потрясающие современный мир в последнее время — начало грозных и великих событий. Эксперты предрекают глобальное переустройство мира, говорят о столкновении цивилизаций, о грядущей мировой войне. На Святой Горе Афон перед грозными испытаниями всегда начинает чудесно раскачиваться лампада у чудотворной Иверской иконы Богородицы. В России в последние десятилетия т.н. «элита» занята распределением «финансовых потоков». А русскому народу ставят «великую» цель — добиться «комфортной жизни» и, наконец, догнать по уровню экономического развития Португалию. В экономике и политике все более значительную роль играет могучий Китай, Индия, Бразилия. Но всем серьезным экспертам ясно, что судьбы мира вновь будут решаться именно в России.
Почему Пречистая изволила нас благословить в эти дни, мы не знаем. Может быть, Богородица перед грядущими испытаниями укрепляет русских людей. Но может быть, избавляет от грядущих бед и напастей. Молятся о нас все святые, в земле Российской просиявшие, святые Царственные мученики, все исповедники и новомученики Российские, чье небесное воинство продолжает прибывать и в наши дни, пополняясь Оптинскими братьями, воином Евгением и другими убиенными за Христа. Возможно, Заступница Усердная по их молитвам отводит от нас праведный гнев Божий.
Следующий 2012 год — 200 лет победы над нашествием галлов и двунадесят языков, 400 лет подвигу ополчения Минина и Пожарского. Это не просто юбилейные даты, но особая молитва русских героев о своих земных сродниках. 2012 год может быть переломным в истории современного Российского государства. Судьба России будет решаться не на выборах, не в парламентских дебатах. Но спасти Россию могут лишь подвиг и молитва «последних людей Русской земли», как называл свято патриарх Ермоген героев, что в Смутное время ХVII века остались верными Богу и Отечеству.
В это грозное время, как в 1612 году, в 1812 году, как было всегда в Русской истории, вся надежда и упование русских людей — на Матерь Божию, Заступницу Усердную рода христианского.
«К Богородице ныне прилежно притецем, грешные и смиренные…»
По милости Божией мне удалось несколько дней дежурить у ковчега с Честным Поясом Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя. Впечатление от увиденного и пережитого полностью передать невозможно.
Часы дежурства у ковчега с поясом Пресвятой Богородицы пролетали как один миг. За это время мимо тебя проходила настоящая людская река. Проходили юноши и девушки, и согбенные, с трудом опираясь на палочку, подходили к святыне 90-летние бабушки. Проходили сотрудники МЧС и врачи в халатах, бойцы ОМОНа и седые ветераны Великой Отечественной, священники и монахини, дамы в роскошных мехах и бородатые паломники с котомками за плечами, высоченные плечистые богатыри в спортивных куртках и инвалиды на костылях. И, конечно же, очень, очень много было детей. Несли совсем крохотных младенцев, вели к святыне отроков и отроковиц. Видно было, как идут группы прихожан во главе со своими священниками, но заметно было и много людей, которые судя по всему, первый раз пришли в храм, чтобы поклониться православной святыне.
На лицах большинства очень разных людей в этом нескончаемом потоке было написано одно чувство — благоговения и радости. Даже я бы сказал, некой изумленной радости, которая свойственна детям. У многих людей, после того, как они прикоснулись к святыне, лица озарялись радостью. Даже немолодые люди в это время становились похожи на доверчивых детей. И это несмотря на то, что дежурным приходилось безжалостно торопить паломников, не позволяя сосредоточиться, постоять хотя бы мгновение у святыни.
Невозможно забыть светлые детские лица. Какие же у нас в России красивые детки! Белокурые светленькие головки, смышленые, умные голубые и серые глазенки. Когда мимо тебя проносят сотни младенцев, одни за другими проходят с родителями отроки и отроковицы, то не заметить эту красоту русских детишек, не возрадоваться и не благодарить Бога невозможно.
В эти дни Матерь Божия призвала к Себе всех живущих в России. И те, кто услышал этот призыв получили во дни Богородичной Пасхи благословение Царицы Небесной. Не все смогли попасть к святыне, ковчег со святым Поясом Богородицы не во всех городах и весях побывал. Но каждого, кто с верою и надеждой обратился к Богородице, Она увидела и благословила.
Святой праведный Иоанн Крондштадский писал: «Помни, что Пресвятая Богородица еще ближе твоему сердцу, чем сама икона твоим очам. Матерь Божия не только все слова твои слышит, не только Ей все твои помышления открыты, но Преблагословенная Владычица каждый вздох твоего сердца приемлет!» Святой Иоанн Крондштадский пишет, что молиться и думать, что Господь и Матерь Божия тебя не слышат — грех. А значит всех, кто вздохнул от всего сердца услышала Всеблагая Скоропослушница.
В некоторые дни паломникам разрешали целовать ковчежец со святыней, в другое время благословляли только проходить, не задерживаясь у ковчежца, лишь прикоснувшись к святыне ладошкой. Одно время ковчег с поясом поставили на арку украшенную цветами, и людская река проходила под святыней, как на Успение мы проходим под плащаницей Богородицы. Но равную благодать получили все. И кто прикоснулся устами, и кто ладошкой, и кто прошел под святым Поясом Пречистой Девы, вознесенным на арку.
Ведь и чудотворные иконы над нами проносят, как когда-то пронесли образ Богородицы Курской-Коренной над болящим отроком Прохором. И будущий батюшка Серафим в тот день «сподобился посещения Пресвятой Богородицы».
Сама Царица Небесная незримо благословляла всех, кто пришел поклониться святыне. Благословила Матерь Божия и паломников, что не сумели достоять до конца в многочасовой очереди, и тех, кто по немощи телесной, в силу разных обстоятельств не смог прийти к храму Христа Спасителя. Не зря мы слышим: «Господь и намерения целует». Благодать получили те, кто простоял на холодном ветру, больше 20 часов. Царица Небесная не могла не благословить и не принять с радостью их молитвенный труд, понесенный ради любви к Богородице. Но и паломники, что пришли по пригласительным билетам, не остались без милости Пречистой.
Все получили благословение и благодать Пресвятой Девы. Богородичная Пасха — «и первого приемлет и последнего не оставляет». Всех приняла Матерь Божия, «и постившихся, и не постившихся», и «трудившихся с первого часа, и работников единодесятого часа». Всех, кто сердцем прикоснулся к святыне.
Кто-то из миллионов прикоснувшихся поясу Матери Божией, наверное, в первый раз пришел к великой святыне, впервые с надеждой обратился к Богородице, и это, может быть, еще дороже Царице Небесной, чем молитвы постоянных прихожан московских храмов. Лишь бы лампадка, что впервые затеплилась в сердце человека в эти дни, не погасла. Лишь бы подливали теперь в свою лампадку елей, бывая в храме, только бы не оставляли молитву к Богородице. «Молитва веры — магнит, привлекающий чудеса и благодеяния милости Божией» — слова митрополита Филарета Московского, чьи святые мощи пребывают в храме Христа Спасителя.
Светские журналисты, милиционеры и работники МЧС были поражены, тем, что в огромной очереди царил необыкновенно мирный и спокойный дух, удивлены доброжелательностью людей друг к другу.
Русских людей постоянно обвиняют в пассивности и лени. «Вот на Западе — только чуть тарифы и цены повысят, как на улицы сотни тысяч выходят! А у нас…» — горько вздыхают любители демократии. Действительно, из-за повышения тарифов русские на улицы не выходят. А к Поясу Пресвятой Богородицы на холоде и морозе в русских городах стояли миллионы. Вот он, так ненавистный либералам «русский менталитет».
Русские люди — в Народ, в родную единую Семью могут собраться только вокруг святыни. Мы в этом это еще раз убедились во дни Богородичной Пасхи.
Русский народ жив. Все тот же великий своей жертвенностью и верой, «святой и грешный» Русский народ, который не сломал ни атеистический большевизм, и никак не могут сломать и переделать либеральные «общечеловеки». Лоб себе расшибут, а Русский народ останется.
Сегодня многократно увеличится к России ненависть бесов и их служителей, что строят глобальный Новый Мировой Порядок, который, как надеется кощей безсмертный Бжезинский, будет построен «против России, на развалинах России и за счет России». Лютая ненависть и злоба к тем, кто шел сам и вел своих детей к Пресвятой Богородице, заставит бесов прилагать новые усилия, чтобы поскорее забыли люди светлые дни Богородичной Пасхи. Все у них рационально просчитано, программы уничтожения России и русских внедряют неутомимо, методично и планомерно. И кажется им, что сила на их стороне. То, что не удалось совершить в ХХ веке, успешно завершат в ХХI.
Мы же верим, что Взбранная Воевода не оставляет Россию, и потому ничего не страшно. Укрепит Благая Заступница, восполнит нашу немощь. Поможет и с «нашествием иноплеменных» справится, если придется, как помогла в 1612, и в 1812, и в 1941 году. И вразумит, как избавиться от «мирного нашествия иноплеменных» под видом мигрантов.
От всех бед и напастей сохранит Богородица. «Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбях сердца обретают утешение и небесной любовию озаряются светло» поется в тропаре перед чудотворной иконой Богородицы Споручница грешных.
Пусть вспомнят те, кто мечтает о гибели России, как в 45-м году было модно в мире рассуждать о «русском чуде». А начиналось это чудо Победы в мае 45-го 70 лет назад, когда разгромили непобедимые германские войска в «белоснежных полях под Москвой». «Нерушимой стеной обороны стальной разгромим, уничтожим врага». «Нерушимая Стена и Предстательство» — Пресвятая Богородица.
В самые страшные дни осени 41-го уходили добровольцами на фронт вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская и студентка первого курса МАИ Наталья Малышева. Они не ходили в храм, были комсомолками, но эти русские девушки очень любили свою Родину. Наталья Малышева, приняв первый бой в дивизии народного ополчения, прошла всю войну, сражалась в Сталинграде, разведчица-диверсант, капитан Советской Армии, награжденная орденами и медалями, научный работник после войны, сегодня Наталья Малышева — монахиня Адриана, насельница Пюхтицкого подворья. Многая и благая лета дорогой матушке Адриане и благодарный поклон от всех нас в эти дни 70-летия разгрома под Москвой немецко-фашистских войск. Самоотверженная любовь к Отечеству — чувство святое. Чтобы не говорили всякие «уранополиты». И это чувство у русских людей уничтожить невозможно.
Пресвятая Богородица может изгнать из России «либеральных бесов» и исцелить, уврачевать все раны России.
Нет, не только одним холодным расчетом была создана победа: корни победы здесь, в этой радости сомкнутых дыханий…»
И эту великую «радость сомкнутых дыханий» чувствовали те, кто стоял в многокилометровой очереди к поясу Пресвятой Богородицы. Не только о своих близких молились паломники. Мы с другом, который тоже дежурил у ковчежца, иногда слышали, как из уст женщин тихо доносилось: «Матерь Божия! Спаси Россию!», «Матерь Божия спаси нашу страну!».
Покров Царицы Небесной — то «русское чудо», которому удивлялся мир в 45-м. И сегодня многие удивлены тем, как русские люди потянулись к святыне. Кто удивляется с радостью и восхищением. Кто со страхом и ненавистью. Мы же видим, что Русский народ остался все тем же. Израненный, с помутненной, неясной памятью, как бывает после тяжелой болезни — но это все тот же Русский народ. И он потянулся, как дитя к Матушке Пресвятой Богородице, вспоминая, как под Небесным Омофором Всеблагой Заступницы жил веками. Все кто стоял в этой очереди желали одного — материнской всепрощающий любви Царицы Небесной. Как детки обиженные, упав и поранившись, спешат к родимой матушке, чтобы обняла и согрела, пожалела и утешила: «Милосердия двери отверзи нам благословенная Богородица, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.
Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Пресвятая Богородице спаси нас!»
Более трех миллионов русских людей приложились к великой святыне, среди которых великое число людей получило исцеление и помощь от Царицы Небесной.
Тропарь, глас 5:
Яко некрадомо богатство, пояс твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстивого врага разруши, спасение верным Чистая.
Кондак, глас 6:
Богоприемное твое чрево Богородице, объемший пояс твой честный, держава стаду твоему необоримая, и сокровище есть благих неоскудное, едина рождшая Приснодева.
О Пречестная Владычице Богородице, Всечестная наша Мати Игумение, всех православных обителей иноческаго жития, во святей горе Афонстей и по всей вселенней сущих!
Приими смиренныя моления наша и принеси яко Всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию.
Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства, мы, окаянные, не возможем совершити свое спасение, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближается жатвы Христовой в день Страшнаго Суда приспе.
Мы же, окаянныя, погибаем в бездне греховной, нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго по плоти жития: яко последний монаси нерадением жития своего уподобятся мирским людем, еже и сбыстся днесь, ибо иночество наше плавает житием своим на море житейстем среди великия бури и непогоды: ибо наши святыя обители в прахе пребывают грехов ради наших, Всеправедный Господь наш Иисус Христос, тако благоволи, мы же, недостойнии, не имеем где главы подклонити.
О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.
***
В Москве есть храм, где хранится частица пояса Богородицы. Это церковь пророка Илии в Обыденном переулке, которая расположена рядом с метро «Кропоткинская», по адресу 2-й Обыденский переулок, дом 6.
Частица пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла. Кроме этого, в храме есть чудотворная икона Богородицы «Нечаянная радость», частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня, мощи многих святых.
В храме Христа Спасителя всегда пребывают частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа и частица Ризы Богородицы.
Есть и еще один храм в Москве, где можно помолиться перед частицей Ризы Божией Матери. Это церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, она расположена в 10 минутах ходьбы от метро «Автозаводская», улица Восточная,6.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС! ИСЦЕЛИ И НАШИ ДУШЕВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ БОЛЕЗНИ.