Поурочный план 10 класс что такое общество

Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (§ 1)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характе­ристики общества);

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных про­цессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их до­стижения (на основе анализа знаний об обществе, получен­ных в основной школе);

владение базовым понятийным аппаратом социаль­ных наук (в данной теме — понятиями «общество», «куль­тура», «общественные науки»).

дать научное представление об обществе как совмест­ной жизнедеятельности людей, в процессе которой осу­ществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

раскрыть соотношение понятий «природа» и «обще­ство» ;

охарактеризовать основные общественные науки.

Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов исто­рии и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизне­деятельности людей», который был частью курса «Общество- знание» в 8 классе.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78—84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М.,

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбо­ва и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284— 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие обще­ства».

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, ука­занные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Обществен­ные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организу­ется практическое занятие — групповая работа по выпол­нению заданий и затем обсуждение практических выводов.

й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рас­сматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит вы­явить знания, на которые можно опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой выска­зываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

1.Что такое общество?

Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исто­рически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси­пова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определе­ние: «Общество — сумма связей, совокупность или систе­ма отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кеме- ров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбо­ра определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянны­ми носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определён­ные отношения. Последовательные действия людей, на­правленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с актив­ностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно по­казать свойства человеческой деятельности. Это её созна­тельный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использо­вании орудий труда); коллективный характер (проявляет­ся в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (M., 1984. — С. 44—45).

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъ­екты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потреб­ных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материаль­ных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только право­мерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охва­тить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно при­менительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту:

1. Сопоставьте представ­ленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры дея­тельности в учебнике? Почему?

2. Как вы думаете, сле­дует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ.

3. Приведите примеры извест­ных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности.

4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их помо­жет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4—5).

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века ви­дели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилиза­ции и роста городов человек всё более отходил от природных ус­ловий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал отно­ситься к живым существам как к вещам, используя их для сво­его удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неис­

черпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами.

Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» послед­ствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собствен­ный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им ве­щами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выра­жение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение ав­тора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните.

Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «де­градация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной ба­зой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, мож­но провести по следующим вопросам: в каком смысле сло­во «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявля­ется обособление общества от природы? Почему такое обо­собление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключают­ся экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно вза­имодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

общественное разделение труда, размещение и раз­витие различных отраслей производства;

развитие способностей человека;

темпы развития данного общества в целом;

экономические и политические отношения;

социально-психологический облик и настрой обще­ства, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине ХХ в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3.Изучение пункта плана «Общество и культура»

целе­сообразно провести путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника. При этом им предлагается проду­мать вопрос: как соотносятся понятия общества и культу­ры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку обще­ство — это совместная деятельность людей, культура неот­рывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что су­ществуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357—360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

эмпирический, описательный подход, представляю­щий культуру как сумму, результат всей деятельности че­ловека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;

оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень куль­турности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;

деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценност­ные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поко­ления к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колон­ке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу

Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей

Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества

Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа

Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изу­чения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической истори­ей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психо­логии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществля­ется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каж­дый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естествен­ных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: обще­ственные науки при всех их отличиях от естественных так­же дают знания, позволяющие ориентироваться в окружаю­щем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогно­зировать будущее, сознательно воздействовать на обществен­ные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практи­ческим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изуче­ния каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в ка­ких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представ­ляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для соб­ственной успешной деятельности необходимо учиться сотруд­ничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозави­симости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в обще­ство только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значи­мости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного вари­анта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Источник

Технологическая карта по теме «Что такое общество». 10 класс обществознание

Тип уроков: урок усвоения новых знаний

Задачи: раскрыть содержание темы урока; организовать самостоятельную и групповую работу; формировать коммуникативные навыки

должны: знать, что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова; взаимосвязь общества и природы; в чем выражается специфика общественных явлений; в чем заключается особенность человеческой деятельности; связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения; какие отношения можно считать общественными

осознание необходимости ответственного отношения к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1. Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности)

Организует работу обучающихся на уроке, фронтальный опрос по теме «Общество».

Что такое общество?

Какие сферы общества вы знаете?

Назовите классификацию обществ.

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться». (Конфуций.)

«В человеческом обществе некоторые из наихудших предрасположенностей, которые внезапно, без всякой видимой причины проявляются в составе членов семьи, возможно, представляют собой возврат к первобытному состоянию, от которого мы отделены не столь многими поколениями». (Ч. Дарвин.)

«Общество живет признанными истинами». (О. де Бальзак.)

Предлагает назвать тему урока и составить план

Отвечают на вопросы. Анализируют высказывания: Называют тему урока и самостоятельно составляют план урока. Записывают план.

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

Индивидуальная, групповая. Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

Уроки 1-2. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО

2. Стадия осмысления

(изучение нового материала)

Объясняет учебный материал.

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Что такое общество? Объясните, как понимают общество разные ученые.

Эпикур: главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

О. Конт: строение общества определяется формами мышления человека. Общество система элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образуют разделение труда между людьми и их взаимоотношения между собой.

Возникновение человека и возникновение общества это единый процесс. Нет человека нет общества. Нет общества нет человека.

Общество и природа.

Природа одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении. Природа в широком смысле слова весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова это весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные. Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:

как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;

оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

Изначально противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к существованию. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество стало оказывать все большее воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Самостоятельно дают определения понятий.

Объясняют свою точку зрения. Работают с текстом на с. 8-10 учебника.

Класс делится на 6 групп; каждая группа получает свою «шляпу» и, работая с текстом, пытается рассмотреть информацию с позиции своей «шляпы».

Прием «Шести шляп» технология развития критического мышления.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.

Красная шляпа. Эмоциональное объяснение.

Черная шляпа. Надевающий ее человек сосредоточивает свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме.

Желтая шляпа. Полна оптимизма; под ней живут надежда и позитивное мышление.

Зеленая шляпа. Символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с использованием шляп других цветов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы по ходу беседы.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качества и уровня усвоения

Едва появившись, общество стало оказывать существенное воздействие на природу, и совершенствуя ее, и принося вред. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа значительно влияют друг на друга. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление.

В разные периоды истории менялись представления человека о взаимосвязи общества и природы.

3. Общество и культура.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. До недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существовавший образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все же исключением и в целом культура воспринималась положительно.

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим критериям, но еще более скептически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства.

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры.

Изучают информацию и заполняют таблицу. Линии сравнения выделяют самостоятельно.

4. Науки об обществе.

Объясняет материал (дополнительный материал). Организует работу с учебником.

Задает вопросы по тексту:

Какие науки изучают общество? Перечислите их.

Равноценны ли науки об обществе или существует их иерархия?

Какую из наук, изучающих общество, вы предпочли бы для более глубокого изучения? Поясните свой выбор.

Почему на Западе изучение общества тяготеет в первую очередь к экономическому анализу?

Чем отличается обществоведение от остальных наук, изучающих общество?

Домашнее задание: § 1, ответы на вопросы

Слушают учителя, работают в группах со с. 12-14 учебника. Количество групп обучающихся соответствует числу наук, изучающих общество (7-8).

Отвечают на вопросы

Подводит итоги. Обобщает полученные знания

Работают с текстом документа

(с. 16-17), отвечают на вопросы

Общество (как и человека) можно изучать с разных позиций, поэтому в категорию социальных наук, наук об обществе включается целый ряд научных дисциплин. Общество является объектом исследования для философии, истории, антропологии, этнологии, социологии, политологии, культурологии, правоведения и экономики, которые с позиций характерных для них общенаучных и специальных методов занимаются изучением тех или иных его аспектов, образующих предмет исследования данных научных дисциплин.

Философия, Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и материальных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблемам основное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества.

Философия дает самые глубокие знания об обществе, связанные с постижением его природы, закономерностей, основ.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Популярная в XX в. марксистская историческая школа, оказавшая влияние и на либеральную методологию исторического анализа, изучала общество в его соотношении с экономикой и циклами развития производительных сил и производственных отношений. В центре внимания при этом находилась структура хозяйства.

Социологическая школа (Р. Михельс (1876-1936), В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941)) ставит в центре внимания циклы смены властных элит различных обществ.

Школа «Анналов» стремится к наиболее полной описательной реконструкции картины общественной жизни на основе тщательно собранных свидетельств и документов.

Историки-структуралисты предлагают исследовать общество как самостоятельную систему, создающую собственные критерии для расшифровки социальных яв лений, знаков и отношений.

Представители «философии жизни» (В. Дильтей (1833-1911)) и экзистенциалисты предлагали постигать историю через эмоциональное вживание в общество рассматриваемого исторического периода.

Школа геополитики (Ф. Ратцель (1844-1904), Р. Челлен (1864-1922), X. Макиндер (1861-1947)) привязывали изучение истории конкретного общества к географическому ландшафту.

Антропология. Антропология (дословно «наука о человеке»), как правило, исследует архаические общества, стремясь найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества и т. н. «примитивные» народы, или «дикари», живут по сей день в тех же социальных условиях, что и человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные» общества, можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые», стадии.

Антропологический метод исследования общества состоит в тщательном изучении мифов, легенд, обрядов, бытового поведения, привычек, жестов и даже предрассудков его членов, а также наиболее древних социальных институтов.

Этнология. Вплотную к антропологии примыкает этнология, которая рассматривает структуру, историю и развитие этносов. Здесь главным объектом изучения являются не только «примитивные» общества, но и другие общественные формы, создаваемые этносами на разных этапах развития. Этнология описывает ценностные системы, происхождение, фазы исторического становления, языковое своеобразие, хозяйственный уклад и системы религиозных и мифологических воззрений этносов.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.

Это научное направление появилось в середине XIX в. (О. Конт (1798-1857), Ф. Теннис (1855-1936), Э. Дюркгейм (1858-1917)) и получило широкое признание, так как предлагало исследовать не общество с позиции рациональности, но саму рациональность с позиции общества. Общество в социологии считается той инстанцией, где формируется тип рациональности, представление о человеке, мировоззрение.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества. Изучение правовых норм и законов, как правило, закрепленных в документальных постановлениях, помогает лучше понять структуры обществ. От древних обществ часто сохраняются именно правовые документы, что привело к распространению практики исторической реконструкции общественных систем и институтов на основании сохранившихся правовых и законодательных актов.

Экономика. Изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в изучении общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Столь же большое значение экономическому фактору в истории придают и обществоведы либеральной школы (Ф. фон Хайек (1899-1992), К. Поппер (1902-1994)), интерпретирующие историю общественного развития как диалектический процесс освобождения автономного индивидуума как экономического субъекта от инстанций, ограничивающих экономические свободы (государство, религия, мораль и т. д.).

Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. Охватывает все вышеописанные научные дисциплины, помогающие понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты. Все они рассматривают общество с разных точек зрения, а совокупность этих подходов позволяет понять, что такое общество, каково его основное содержание, как оно развивается в каждом конкретном случае.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *