Поул позиция что это
Что такое квалификация в Формуле 1: интересная статистика поулов
Легендарный пятикратный чемпион Формулы 1 Хуан Мануэль Фанхио стартовал с поул-позиций в 56,86% всех Гран-при, в которых принял участие.
Что такое квалификация Формулы 1?
Что такое поул позиция в Формуле 1?
Первое место на старте гонки Формулы 1 (да и других автогоночных чемпионатов) называется поул-позицией, или просто поулом.
В последние годы принято проводить три квалификационные сессии в течение часа-полутора. В первой сессии отсеивается несколько самых медленных пилотов, которые занимают места на старте с 17 по 22. Во второй сессии определяются обладатели следующих семи мест на старте Гран-при. Оставшиеся десять быстрейших гонщиков сражаются между собой за поул и остальные места в первых рядах стартового поля.
За поул-позицию в Формуле 1 не начисляются очки (как, скажем, в GP2 и многих других чемпионатах). Однако победитель квалификации обладает наибольшими (хотя и далеко не стопроцентными) шансами на победу.
Самое большое количество поулов
Великий Айртон Сенна стартовал с поул-позиций в 65 из 161 Гран-при Формулы 1, в которых он принял участие, а это более 40%. А было ли у кого-либо больше поулов? Или, что менее вероятно, было ли у какого-нибудь гонщика большее соотношение поулов/стартов, чем у Бразильского Волшебника?
Из этой статистики исключены гонщики, которые участвовали лишь в гонках Индианаполис-500. Эти знаменитые американские соревнования входили в календарь чемпионата мира в 50х годах, но редко кто из европейцев принимал в них участие. Получается, что американские пилоты тех времён зачастую даже не подозревали о том, что участвуют ещё и в некоем чемпионате мира Ф1. Если принимать во внимание их достижения, то, вероятно, найдутся такие пилоты, которые стартовали в Индианаполисе с поула, но при этом участвовали лишь в одной-двух гонках из чемпионата мира в классе Формула 1. Стопроцентное достижение здесь выглядит не выдающейся спортивной победой, а лишь курьёзом статистики и истории.
Из выступающих ныне пилотов ярко выделяется Себастьян Феттель. Немец побеждал в квалификациях 45 раз, а всего выходил на старт 120 раз. Таким образом, его процент стартов с поула составляет впечатляющие 37,5% (45/120*100). Посмотрим, впрочем, как изменится это число в конце его карьеры.
Что такое поул-позиция в Формуле 1
Поул-позиция в Формуле 1 (от англ. pole-position) – это самая выгодная позиция для гоночного болида, которая определяется по итогам квалификации.
Как и многие другие термины, рассматриваемый нами пришел в гонки из скачек. Первоначально на ипподроме дистанцию отмечали столбами (англ. pole), а самая выгодная позиция была у лошади, которая располагалась ближе к столбу. В результате ей нужно было пробежать меньшую дистанцию, потому что она находилась ближе всего к центру овала ипподрома. В Формуле 1 все проще: поул-позиция – это первое место на стартовой прямой. А теперь давайте подробнее посмотрим, что это такое в контексте королевских автогонок.
История поул-позиции в Формуле 1
За время существования Формулы 1 было перепробовано множество вариантов проведения квалификации, и о каждом из них мы сейчас расскажем подробнее:
Лидеры по поул-позициям
Начиная с 2014 года, Международная автомобильная федерация по итогам сезона вручала приз пилоту, который чаще остальных занимал поул-позиции. Вот их имена:
Год | Победитель | Команда | Число поулов |
2014 | Нико Росберг | Mercedes | 11 |
2015 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 11 |
2016 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 12 |
2017 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 11 |
2018 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 11 |
2019 | Шарль Леклер | Ferrari | 7 |
А это список гонщиков, которые завоевали самое большое количество поул-позиций за всю историю гонок Формулы 1:
Что такое поул-позишн и почему я не люблю с него стартовать
Вам, наверное, доводилось объяснять что-то из своих увлечений человеку, который абсолютно в этом не шарит? Тогда вам знаком этот неловкий момент, когда ты очень круто все объяснил, и видишь в глазах собеседника вселенскую пустоту, иногда сопровождающуюся фразой “Да, я примерно понял, продолжай”
Так как я не первый год занимаюсь картингом на любительском уровне, то, представляя себе получасовое объяснение, что такое поул-позишн, я обычно ограничиваюсь фразой: “Э, ну это когда стартуешь с первого места, понимаешь?”. Сегодня пора сорвать покров тайны с этого слова и разложить все по полочкам
Для начала обратимся за определением к Википедии.
Поул-позиция (поул-позишн, поул, англ. pole-position) — наиболее выгодная позиция автомобиля, занимаемая гонщиком по итогам квалификации.
Термин поул-позиция пришёл в моторные виды спорта из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решётке.
А теперь подробнее о том, как поул-позишн определяется в картинге, и почему наиболее выгодной позицией ее можно назвать весьма условно.
Кто стартует с поул-позишн
Но вернемся к любительским гонкам. Одна из проблем состоит в том, что количество желающих зачастую превышает количество доступных машин и гонку приходится разбивать на 2-3-4 заезда (aka финалы A, B, C, D). Например, топ-15 отправляются в финал А, следующие в финал B, и т.д. Да, вроде бы в каждом финале с поул-позиции стартует быстрейший в своем заезде пилот, но стоит ли объяснять, какую невероятную радость ты испытываешь, стартуя с этой самой поул-позиции в финале B, вместо того, чтобы иметь возможность прорваться с последней позиции в финале А.
Еще один интересный формат гонок, который применяется как в любительских, так и профессиональных соревнованиях, это старт с реверсивной решетки. Идея абсолютно противоположная: почему бы не отправить быстрейшего гонщика в самый конец стартового поля и посмотреть сможет ли он оттуда прорваться. Конечно, в этом случае обычно проводится несколько заездов, и заезд с реверсивной решетки не определяет победителя. Но хороший прорыв может обеспечить дополнительные очки в борьбе за победу.
Смена карта со штрафом. Впрочем чаще машины между участниками распределяются все-таки в случайном порядке. И если уж и в предыдущем случае большинство гонщиков предпочитают выбрать скорее машину, чем поул-позишн, то и в этом многие готовы пойти на штраф и стартовать из конца на хорошей машине, чем стартовать с поула.
Итак, мы выяснили, что с поул-позишн может стартовать:
— пилот, показавший худшее время
— какой-то чувак из середины. Признаюсь честно, так я обычно там и оказываюсь
— просто тот, кому повезло вытянуть жребий
Почему это может быть не выгодно
И вот представьте вы стоите на самом острие стартового поля, а за вами целая толпа соперников, которая не против впереди вас оказаться. Тут надо не облажаться. А шансов для этого предостаточно. Реакция на стартовый светофор, неперекрытая атака соперника, ошибка на торможении.
Кроме того, именно позиция у поул-позиции может оказаться не самой выгодной. Продолжая традиции скачек она расположена ближе ко внутреннему радиусу первого поворота. Обычно, это дает гонщику привилегию зайти в него по самой выгодной траектории. Однако, в дождь, на скользкой трассе все как раз наоборот. Уже не говоря о возможности луж на поул-позишн. Откуда я это знаю? Просто все прочувствовано на себе. Нет-нет, это не слезы, просто дождь в глаза попал.
Поул-позиция
Поул-позиция (поул-позишн, поул, англ. pole-position ) — наиболее выгодная позиция автомобиля, занимаемая гонщиком по итогам квалификации.
Содержание
Происхождение термина
Термин поул-позиция пришёл в моторные виды спорта из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole ). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решётке.
Формула-1
За свою многолетнюю историю Формула-1 использовала различные квалификационные системы. В период с основания гоночной серии в 1950 году по 1995 год пилоты проезжали две одночасовые сессии (по одной в пятницу и субботу). Поул-позицию занимал пилот, показавший лучшее время в любой из двух сессий.
С 1996 по 2002 годы поул занимал пилот, показавший лучшее время в субботней одночасовой сессии. При этом разрешалось проехать не более 12 кругов, а гонщики, чей результат превышал 107 % от времени победителя квалификации, не допускались к участию в гонке.
В 2003 году был введён новый квалификационный формат. Он состоял из двух отрезков: первый проходил в пятницу и определял позиции пилотов в квалификации; второй заезд проходил в субботу, где пилотам разрешалось по отдельности пройти только один быстрый круг, причём с теми настройками и тем количеством топлива, которые будут использоваться в гонке. [1] В сезоне 2004 года оба квалификационных сегмента были совмещены в один, который проводился в субботу. В начале 2005 года первая сессия была перенесена на субботу, а вторая — на воскресное утро, причём для определения расположения пилотов на стартовой решётке оба квалификационных времени суммировались. Но эта система не прижилась, и было принято решение вернуться к системе 2004 года, но уже только с одним быстрым кругом.
В сезоне 2006 квалификационная система была полностью изменена. Квалификация делилась на три сегмента: в первые 15 минут на трассу допускались все машины. По окончании заездов отсеивались 6 наиболее медленных пилотов, которые распределялись на последние места стартового поля в соответствии с показанным временем. Во второй пятнадцатиминутке все времена, показанные пилотами в первом сегменте, аннулировались, а следующие шесть наиболее медленных машин выбывали и распределялись на 11—16 места стартовой решётки. Финальная третья сессия длилась 20 минут, на которой пилоты уже использовали гоночные настройки (включая количество топлива, рассчитанное до первого пит-стопа). Победитель последнего сегмента и занимал поул. Позднее третья часть квалификации была сокращена до 15 минут, из-за нудной процедуры наматывания пилотами кругов в целях сжигания топлива.
В 2008 году система претерпела небольшие изменения: первый сегмент был увеличен до 20 минут, а третий — сокращён до 10. Начиная с Гран-при Турции, в первой и второй частях стало отсеиваться по 5 машин, из-за сокращения общего числа пилотов до 20.
В 2011-м FIA вернула «правило 107%». Оно касается только первой квалификационной сессии – пилоты, уступившие в ней лидеру сессии более 107%, не смогут участвовать в гонке. Есть исключение, позволяющее стартовать тем, кто неудачно провёл сессию из-за аварии или по другим причинам. Если на свободных заездах гонщик показывал лучшие результаты, то стюарды могут разрешить ему выйти на старт. Если таких гонщиков несколько, их места на стартовом поле будут определены по решению стюардов.
Рекорды Формулы-1 по числу поулов
Гонщик | Сезоны | Гран-при | Поулы | Процент | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Михаэль Шумахер | 1991—2006, 2010—2012 | 292 | 69 | 23.29 % |
2 | Айртон Сенна | 1984—1994 | 161 | 65 | 40.37 % |
3 | Себастьян Феттель | 2007—2012 | 97 | 35 | 36.08 % |
4 | Джим Кларк | 1960—1968 | 72 | 33 | 45.83 % |
Ален Прост | 1980—1991, 1993 | 199 | 33 | 16.58 % | |
6 | Найджел Мэнселл | 1980—1992, 1994—1995 | 187 | 32 | 17.11 % |
7 | Хуан-Мануэль Фанхио | 1950—1951, 1953—1958 | 51 | 29 | 56.86 % |
8 | Мика Хаккинен | 1991—2001 | 161 | 26 | 16.15 % |
9 | Ники Лауда | 1971—1979, 1982—1985 | 171 | 24 | 14.04 % |
Нельсон Пике | 1978—1991 | 204 | 24 | 11.76 % |
MotoGP
В MotoGP с 2006 года квалификационные заезды проходят в субботу и длятся один час. За это время пилотам разрешается проехать неограниченное число кругов.
Поул-позиция
Поул-позиция (поул-позишн, поул, англ. pole-position ) — наиболее выгодная позиция автомобиля, занимаемая гонщиком по итогам квалификации.
Содержание
Происхождение термина
Термин поул-позиция пришёл в моторные виды спорта из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole ). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решётке.
Формула-1
За свою многолетнюю историю Формула-1 использовала различные квалификационные системы. В период с основания гоночной серии в 1950 году по 1995 год пилоты проезжали две одночасовые сессии (по одной в пятницу и субботу). Поул-позицию занимал пилот, показавший лучшее время в любой из двух сессий.
С 1996 по 2002 годы поул занимал пилот, показавший лучшее время в субботней одночасовой сессии. При этом разрешалось проехать не более 12 кругов, а гонщики, чей результат превышал 107 % от времени победителя квалификации, не допускались к участию в гонке.
В 2003 году был введён новый квалификационный формат. Он состоял из двух отрезков: первый проходил в пятницу и определял позиции пилотов в квалификации; второй заезд проходил в субботу, где пилотам разрешалось по отдельности пройти только один быстрый круг, причём с теми настройками и тем количеством топлива, которые будут использоваться в гонке. [1] В сезоне 2004 года оба квалификационных сегмента были совмещены в один, который проводился в субботу. В начале 2005 года первая сессия была перенесена на субботу, а вторая — на воскресное утро, причём для определения расположения пилотов на стартовой решётке оба квалификационных времени суммировались. Но эта система не прижилась, и было принято решение вернуться к системе 2004 года, но уже только с одним быстрым кругом.
В сезоне 2006 квалификационная система была полностью изменена. Квалификация делилась на три сегмента: в первые 15 минут на трассу допускались все машины. По окончании заездов отсеивались 6 наиболее медленных пилотов, которые распределялись на последние места стартового поля в соответствии с показанным временем. Во второй пятнадцатиминутке все времена, показанные пилотами в первом сегменте, аннулировались, а следующие шесть наиболее медленных машин выбывали и распределялись на 11—16 места стартовой решётки. Финальная третья сессия длилась 20 минут, на которой пилоты уже использовали гоночные настройки (включая количество топлива, рассчитанное до первого пит-стопа). Победитель последнего сегмента и занимал поул. Позднее третья часть квалификации была сокращена до 15 минут, из-за нудной процедуры наматывания пилотами кругов в целях сжигания топлива.
В 2008 году система претерпела небольшие изменения: первый сегмент был увеличен до 20 минут, а третий — сокращён до 10. Начиная с Гран-при Турции (5-го в сезоне), в первой и второй частях стало отсеиваться по 5 машин, из-за сокращения общего числа пилотов до 20.
В 2011-м FIA вернула «правило 107%». Оно касается только первой квалификационной сессии: пилоты, превысившие в ней время лидера более, чем на 7%, не могут участвовать в гонке. Однако, есть исключение, позволяющее стартовать тем, кто неудачно провёл сессию из-за аварии или по другим чрезвычайным причинам: если ранее на свободных заездах гонщик показывал лучшие результаты, то стюарды могут разрешить ему выйти на старт. Если таких гонщиков несколько, их места на стартовом поле будут определены по решению стюардов.
Рекорды Формулы-1 по числу поулов
Гонщик | Сезоны | Гран-при | Поулы | Процент | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Михаэль Шумахер | 1991—2006, 2010—2012 | 308 | 69 | 22.08 % |
2 | Айртон Сенна | 1984—1994 | 162 | 65 | 40.12 % |
3 | Себастьян Феттель | 2007— | 122 | 45 | 36.88 % |
4 | Льюис Хэмилтон | 2007— | 148 | 38 | 25,68 % |
5 | Джим Кларк | 1960—1968 | 73 | 33 | 45.21 % |
Ален Прост | 1980—1991, 1993 | 202 | 33 | 16.34 % | |
7 | Найджел Мэнселл | 1980—1992, 1994—1995 | 191 | 32 | 16.75 % |
8 | Хуан-Мануэль Фанхио | 1950—1951, 1953—1958 | 52 | 29 | 55.77 % |
9 | Мика Хаккинен | 1991—2001 | 165 | 26 | 15.76 % |
10 | Ники Лауда | 1971—1979, 1982—1985 | 177 | 24 | 13.56 % |
Нельсон Пике | 1978—1991 | 207 | 24 | 11.59 % |
MotoGP
В MotoGP с 2006 года квалификационные заезды проходят в субботу и длятся один час. За это время пилотам разрешается проехать неограниченное число кругов.
Напишите отзыв о статье «Поул-позиция»
Примечания
Отрывок, характеризующий Поул-позиция
Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.