Потребности для чего они нужны человеку
Что такое потребность человека: разбираемся вместе
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Мы продолжаем посвящать вас в азы психологической науки на страницах нашего блога. Сегодня я расскажу, что такое потребность человека. Разберем, какие виды бывают, как они взаимодействуют друг с другом и влияют на здоровье и благополучие человека.
Краткое определение
Потребность – это нужда в чем-либо, которая побуждает человека совершать действия для ее удовлетворения.
Субъективно она ощущается как дискомфорт, напряжение, “внутренний зуд”. В момент удовлетворения эти неприятные ощущения сменяются чувством удовольствия и расслабления, которые служат наградой человеку за его старания.
Человек постоянно испытывает на себе действие нескольких потребностей. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности нам необходимы еда, вода, свежий воздух, комфортные условия проживания и т. п. Эти нужды являются базовыми, первичными. Невозможность удовлетворить их ведет к серьезным проблемам со здоровьем и даже к смерти.
Есть и другая группа – вторичные. Они возникают, только когда у человека “закрыты” все базовые нужды. Сюда относятся духовные, социальные и экзистенциальные потребности. Подробнее о них мы поговорим, когда будем рассматривать пирамиду А. Маслоу.
Потребности могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Осознаваемые превращаются в мотивы и определяют деятельность человека. Неосознаваемые скрыты в подсознании и иногда прорываются наружу в виде сильных эмоций.
Характеристики потребностей
Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:
Какие бывают потребности
Существует несколько подходов к классификации. Почти все именитые психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, разделяли их на высшие и низшие. Мы уже рассмотрели данную дифференциацию чуть выше.
Более сложная классификация разделяет нужды на три вида:
Биологические
Биологические потребности буквально встроены в человека. Обойти их нет никакой возможности. К ним относятся:
Этот базовый перечень практически не изменился со времен сотворения человека. Зато серьезно изменилось качество нужд. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, одеждой из шкур и шалашом из веток. Уровень комфорта рос на протяжении тысячелетий и будет продолжать расти.
Социальные
Они отражают социальную природу человека. Сюда отнесем:
Без удовлетворения этих потребностей человек может прожить, но жизнь его будет неполноценной.
Экзистенциальные (духовные)
Эта группа нужд исходит из системы общечеловеческих духовных ценностей, из представлений о прекрасном, о добре и зле, о гармонии, о приобщении к вечному. Такие нужды есть далеко не у всех людей, так как находятся на самой вершине иерархии.
К экзистенциальным потребностям относятся:
Человек в течение жизни должен стремиться достичь этого уровня и прочно обосноваться на нем.
Жизненный цикл
Давайте рассмотрим, как потребность возникает, развивается и реализуется. На начальном этапе она ощущается как смутно осознаваемая и неоформленная нужда в чем-то. Она выступает в виде внутреннего скрытого условия для деятельности, в виде некого идеала.
Далее нужда опредмечивается и конкретизируется, обрастает подробностями и становится движущей силой деятельности человека. Например, индивид открывает в себе тягу к любви и начинает искать партнера для отношений.
Из потребностей рождаются мотивы, которые впоследствии трансформируются в цели. Совокупность всех мотивов формирует направленность личности.
Чем дольше нужда остается нереализованной, тем сильнее внутреннее напряжение и дискомфорт. Он заставляет внимание течь в сторону объекта и побуждает человека совершать активные действия.
В момент реализации человек испытывает эмоциональную разрядку и чувство удовлетворения от достигнутой цели. Происходит выброс гормонов радости – серотонина и эндорфина. Это своего рода вознаграждение за проделанную работу и поощрение к новым достижениям.
Естественно, не каждая нужда оказывается реализованной. Нереализованная может привести к следующим последствиям:
Все вышесказанное означает, что человеку стоит быть внимательным к своим внутренним побуждениям: осознавать, принимать и не пытаться подавлять их. Это необходимое условие для психологического здоровья личности.
Теории потребностей в психологии
Давайте рассмотрим несколько теорий известных психологов, занимавшихся изучением данного феномена.
Теория Абрахама Маслоу
Самая знаменитая теория формирования и развития потребностей принадлежит американскому психологу, основателю гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно ей нужды человека формируют четкую иерархическую структуру, состоящую из 5 элементов. Сам автор изобразил эту структуру в виде пирамиды, разделенной на горизонтальные сектора.
В основании пирамиды находятся нужды, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Чем выше уровень, тем они менее значимы и критичны. Давайте подробно рассмотрим структуру, начиная с нижнего уровня:
На первых двух уровнях находятся низшие нужды. Они являются врожденными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Три верхних уровня содержат так называемые высшие нужды, формирующиеся под воздействием социальной среды.
Неудовлетворенные низшие уровни блокируют возникновение высших. Человек должен двигаться снизу вверх по пирамиде и стремиться достичь высшего уровня.
Именно иерархичность теории Маслоу чаще всего подвергается критике. Существует множество примеров, которые ей противоречат. Например, как объяснить подвиги солдат, которые сражались во имя Родины, будучи голодными или лишенными элементарных удобств. Но тем не менее на данный момент это самая совершенная и продвинутая теория.
Теория Клейтона Альдерфера
Американский психолог Клейтон Альдерфер немного видоизменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:
В отличие от Маслоу Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших нужд к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.
Теория Дэвида Макклелланда
Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточил свое внимание на высших потребностях. Он изучал мотивы, которые заставляют человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться доминировать над другими людьми.
Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека в течение жизни:
При этом между ними не существует четкой иерархии. У разных людей разные потребности могут быть главенствующими. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детстве.
Теория Эриха Фромма
Представитель неофрейдизма Эрих Фромм изучал роль бессознательного в процессе формирования потребностей.
Согласно его концепции в бессознательном запечатлен весь опыт человечества, а также заложен скрытый потенциал личности, отведенный человеку изначально. Однако при столкновении с жесткими рамками и стереотипами реального мира возникает внутренний конфликт. Так многие нужды остаются нереализованными.
Фромм выделял следующие потребности:
Заключение
Мы рассмотрели, что такое потребности, разобрались в классификации и особенностях. Теперь вы знаете, какие импульсы движут вашим поведением и определяют направленность деятельности.
Делитесь своими впечатлениями от статьи в комментариях.
Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.
Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.
Что такое потребности
Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.
По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.
По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.
Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.
Основные признаки
В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:
Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.
Значение в жизни человека
Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.
Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.
Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.
Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.
Психологическая структура потребностей
Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.
В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.
Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.
Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.
Развитие потребности
Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:
Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.
Виды потребностей
В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.
Биологические потребности
Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:
Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.
Материальные потребности
Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.
Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:
Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.
Социальные потребности
Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.
В группу социальных потребностей включаются следующие элементы:
Павел Зыгмантович
Психолог. Делаю сложное понятным
Потребности: самое главное и важное
Меня давно просили написать о потребностях человека. Что ж, вот – прошу к столу.
Сразу отмечу – тема эта большая, поэтому я буду максимально сжимать и огрублять, чтобы оставить самое важное.
Я опираюсь на работы советского психофизиолога П. В. Симонова [1] и американских психологов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана. [2]
Приготовьтесь, текст будет сложный и большой.
Что такое потребность?
Симонов использовал сложное определение, суть которого такова: потребностью является постоянная необходимость организма в той или иной связи с внешней средой для сохранения и/или саморазвития.
Когда потребность возникает, человек начинает сознательно или автоматически искать возможность её удовлетворить. Когда такая возможность найдена, мы говорим об опредмечивании потребности (ведь человек понял, какой предмет может удовлетворить потребность) и в этот момент возникает мотивация.
Например, голод – это состояние, через которое человек понимает, что пора удовлетворить потребность в питании. Обдумав всё хорошенько, человек решает поесть, допустим, драников – вот и опредмечивание случилось. А дальше появляется мотивация, которая помогает подняться с дивана и проделать всю сложную процедуру приготовления.
Проблема с классификацией потребностей очевидна – что брать за основу? Менделеев классифицировал химические элементы на основании атомного веса, а в случае с потребностями – куда смотреть?
Возможно, самый подходящий вариант – это идея развития. Любое живое существо развивается всю жизнь, то есть осваивает разные среды – от среды обитания до среды интеллектуальной (навыки, опыт, идеи). При этом живые существа во многом опираются на эмоции. Так называемые отрицательные эмоции помогают сохранить жизнь и здоровье (например, страх), а так называемые положительные помогают двигаться вперёд (самый лучший пример – эмоция интереса).
Виды потребностей
Исходя из всего этого, потребности раскладываются на три неравные части.
1. Витальные потребности помогают сохранять живой организм в целости и сохранности (потребность в кислороде, воде, еде, сне, температурном режиме, экономии сил и т.п.). У них два отличительных признака. Во-первых, если их не удовлетворить, организм погибнет. Во-вторых, их организм может удовлетворить самостоятельно, без помощи сородичей (если летучая мышь ловит мошку и съедает её, это она делает одна, без помощи сородичей и самой мошки).
2. Социальные потребности помогают размножаться и сохраняться (например, зубрам в стаде легче отбиться от волков, а волкам в стае легче затравить одинокого зубра). Неудовлетворение этих потребностей, во-первых, не ведёт напрямую к смерти, однако сильно подрывает здоровье (человек в камере-одиночке без общения не умрёт, но может сойти с ума). Во-вторых, их невозможно удовлетворить самостоятельно, обязательно нужен сородич.
Сила этого типа потребностей так велика, что собаку можно дрессировать только с помощью ласки, без всякого пищевого подкрепления (настолько у домашних собак сильны социальные потребности).
Другой пример на ту же тему – когда крысам давали на выбор трудный и лёгкий способ получения пищи, они выбирали лёгкий (см. потребность в экономии усилий). Но когда лёгкий способ приводил к проблемам у другой крысы (её били током), 80% крыс переходили на трудный способ получения пищи. Лишь бы товарищу не было плохо. Социальные потребности делятся на две категории – «для себя» и «для других». Как видим, даже у крыс благополучие другого зачастую важнее собственных мелких потребностей.
3. Идеальные потребности помогают живому существу осваивать среду (это исследовательская потребность, игровая, потребность в свободе). Коты, попав в новую квартиру, тщательно её осматривают, хотя им это не приносит ни еды, ни секса. Люди по той же причине хотят поехать в новую страну или узнать что-нибудь интересное. Главный признак таких потребностей – они не связаны с текущей ситуацией напрямую, они всегда ориентированы в будущее.
Например, когда щенок гоняется за мухой, ему от этого здорово и приятно, но поимка мухи его не накормит. Зато позволит отточить разные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. Исследование возникает даже тогда, когда животное сыто, – ему просто интересно изучать всё, до чего удаётся дотянуться. Идеальные потребности можно удовлетворять и самостоятельно, и вместе с сородичами.
Эти группы потребностей живут отдельно. Они могут смешиваться в конкретной деятельности, но не выводятся друг из друга. Если хотите, это как три ствола дерева из одного корня.
Психологические потребности
Выше были, если так можно выразиться, неспецифические потребности, они есть у каждого живого существа. Можно назвать их биологическими. У человека же можно выделить и дополнительные, психологические потребности. Здесь я опираюсь на работы Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана и их теорию самодетерминации.
Они выделяли потребности в компетентности, причастности и автономности.
Потребность в компетентности – это стремление наращивать мастерство и уметь всё больше и больше. Если шире, то знать, что можешь справиться с любыми проблемами. Нетрудно увидеть, что это психологическое измерение витальных потребностей. Чем больше человек умеет, тем легче ему обеспечить себе еду и воду (Симонов, кстати, называл это потребностью в вооружённости и указывал, что у животных она тоже есть – например, цыплята учатся клевать просто на камушках, развивая точность).
Потребность в причастности – это стремление взаимодействовать с людьми, заботиться и получать заботу, находиться в связи с кем-то. Это, как легко догадаться, вариант социальной потребности.
Потребность в автономии – это стремление самостоятельно принимать решения о своей жизни, выбирать свою дорогу. Тут мы видим психологический вариант потребности в свободе, которая относится к идеальным потребностям. Эту потребность ещё называют потребностью в контроле – в контроле собственной жизни (а не чужой, это важно!).
Здесь тоже работает эмоциональная окраска – отрицательные эмоции побуждают человека, например, работать, чтобы не умереть от голода, а положительные помогают развиваться в профессии, ставя перед собой всё более трудные задачи. И деятельность, вроде бы, одна и та же, а окрас разный.
Человек, у которого удовлетворены все эти потребности, будет спокойным, уверенным и довольным жизнью – ведь он знает, что он может худо-бедно справиться со всеми проблемами, у него есть любящие и любимые, он сам решает, куда жить. Красота!
Как работают потребности
Надо отметить, что человеческое поведение всегда полимотивировано – например, человек может поехать в путешествие не только для получения новых впечатлений или увеличения собственной автономности, но и чтобы сделать много фоточек, которые можно выставить в Инстаграме и получить много-много лайков.
Другой пример – альтруизм. Человек может прыгнуть в огонь за чужими детьми потому лишь, что это нормально в его культуре и потому, что это поможет устранить эмоциональный негатив детей и их родителей, а может хотеть спасти детёнышей для продолжения вида, похвастаться своей смелостью, испробовать себя на прочность и доказать окружающим, что он может сам решать, как ему распоряжаться своей жизнью. Подчеркну – это всё может быть одновременно.
Потребности всегда «борются» друг с другом, стремясь стать доминантной, при этом психологические потребности зачастую могут побеждать биологические, особенно если речь идёт о потребности в причастности или в автономии. Человек может насколько хотеть быть автономным, что преодолеет даже химическую зависимость (да, и такое бывает).
Надо ещё отметить, что Симонов отдельно выделял психологическую потребность в воле, которую выводил из потребности в преодолении препятствий. На мой вкус, это производное от потребности в компетенции и автономии, но в подходе Симонова есть один важный момент – очень практичный.
Если воля «выросла» из стремления преодолеть препятствие, то всё, что вам нужно, для её «включения» – это увидеть что-либо в виде препятствия. Например, если вы хотите отвлечься от работы на игру в телефоне, можно представить эту игру в виде препятствия – и тогда вам захочется его преодолеть (ведь оно, во-первых, ущемляет вашу автономию, а во-вторых, преодоление этого препятствия сделает вас более компетентным).
Ну и чтобы два раза не вставать. Личность, по Симонову, это «индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей данного человека, включая их разновидности сохранения и развития, «для себя» и «для других».
Соответственно, личность определяется тем, какие именно потребности и как долго доминируют у данного человека. Всё это может перестраиваться под воздействием разных факторов – и внешних (например, мода) и внутренних (например, выводы, сделанные в какой-либо ситуации).
А у меня всё, спасибо за внимание.
Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.
Что такое потребности
Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».
С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:
Система потребностей также формируется по особым правилам:
Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.
Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.
Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:
Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.
Какие потребности есть у человека
Основные потребности
Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.
Физиологические | Экзистенциональные |
---|---|
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. | Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д. |
Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.
Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.
Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.
Второстепенные потребности
Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.
В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:
Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.
Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Теории ученых
Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.
Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:
Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.
Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.
В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.
Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.
Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее.
И коль собаки ты последней голоднее
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.
Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь.
В грехи тягчайшие готов впадать,
Чтоб только плоти потакать.
Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.
Формирование потребностей человека
С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.
Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.
Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.
Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.
Младенчество
Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.
Ранее детство
Дошкольный период, младший школьный возраст
Подростки
На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.
Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.