Потреблятство это что такое
Что такое Потреблятство?
Если я произвожу какой-то товар, о котором никто ничего не знает, то его, скорее всего, брать не будут. Поэтому я должен познакомить потребителя со своим товаром и создать искусственный спрос на него. Тогда потребитель почувствует себя некомфортно без этого товара и всеми силами будет пытаться его приобрести.
«Несколько сотен людей выстроились в очередь у входа в ГУМ на Красной площади в Москве, чтобы стать обладателями новых смартфонов iPhone 7 и iPhone 7 Plus. По некоторым данным, люди занимали места в очереди еще с вечера.» Новостное сообщение из СМИ.
Спрос создаётся рекламой, как напрямую, роликами/банерами, так и в скрытой форме, в фильмах и передачах. Продвижением товаров занимаются маркетологи и лоббисты, т.е. те люди, которые живут на наши с вами деньги (потому что им платят производители товаров, который продают нам) и при этом втюхивают нам различные вещи и услуги. Они создают в наших мозгах спрос, формируют желание овладеть этим товаром, отдать свои деньги, которые мы где-то будем зарабатывать. При этом вы представляете, какая часть наших доходов уходит на товары не первой необходимости, которые вообще нам не нужны? Работу маркетологов и процессы втюхивания нам всякой всячины можно увидеть в художественном фильме «99 франков».
Почему потреблятство так привлекательно?
Советский Союз проиграл Холодную войну, потому что поставил на нестяжательство, аскетизм, на Высокие идеалы, на Мечту о светлом справедливом будущем, без войн и бедствий, где каждый гражданин будет иметь равные права и потребности. А капиталистическое общество победило, потому что поставило именно на потреблятство, на тягу людей к потреблению и приобретению, наживе и жадности. Животные инстинкты одержали верх над Высокими идеалами.
Вспомните, что приходит первым в головы у людей, которые сравнивают экономическую ситуацию двух стран (СССР и США)? А на ум приходит именно то, что в СССР были пустые полки во времена дефицита, а в Америке в это же время было изобилие различных товаров. Получается, что именно товары, их обилие и разнообразие и несут ключевую роль в экономических аспектах этих двух строев. Люди клюют на всю эту разноцветную мишуру, яркие обёртки, разнообразные товары, продукты, одежду и прочие излишки. Их можно поймать, словно рыбку на наживку, этими товарами. Что и делает буржуазия.
Ведь вы не будете спорить с тем утверждением, что для того, чтобы общество развивалось, ему необходимы какие-то идеи. Ну, чтобы двигаться в каком-то направлении. Будь то какие-то религиозные доктрины или вполне себе безбожный коммунизм. И не имея никакого вектора, общество не сможет двигаться. А потреблятство является суррогатом таких высших смыслов, и все цели и смыслы такого общества ограничиваются лишь одним только потреблением.
Смотрите сами, какова цель была у среднестатистического жителя Аравии? Всеобщий халифат и продвижение ислама в другие народы. Какая цель была у христиан? Проповедование Слова Божьего другим народам. Какая цель была у коммунистов? Установление справедливого общества по всему миру. А какая цель у современного жителя капиталистической страны? Ну, т.е. у нас с вами и всех наших соседей, обычных обывателей. Мы мечтаем о создании справедливого общества? Нет. Мы стремимся построить коммунизм? Нет. А что же тогда мы желаем? Мы желаем только как можно больше заработать денег, чтобы купить различные товары, машину, дом, дачу, модную одежду, предметы интерьера. Мы желаем быть обеспеченными и ни в чём себе не отказывать. Постоянно путешествовать, питаться вкусной пищей, одеваться в хорошую одежду и жить в хорошем доме, ездить на дорогом автомобиле и прочее, и прочее.
«Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями». Жан Бодрийяр
Возьмем, к примеру, такой критерий успешности тех или иных стран, как ВВП. Согласитесь, что сейчас принято судить об уровне жизни той или иной страны по её ВВП на душу населения. Т.е. страны, у которых ВВП выше, по умолчанию считаются лучше тех, у которых он ниже. Но что значит Внутренний Валовый Продукт на самом деле и стоит ли на него обращать такое внимание?
Объем совокупных потребительских расходов населения России, 2005-2015 гг., трлн. рублей. Источник: Росстат
Получается, что критерием качества жизни является наличие товаров и услуг, которые можно приобрести в той или иной стране, и люди, которые смотрят на ВВП при оценке качества жизни, более падки на потреблятство.
Потреблятство как религия
Джон Рокфеллер, американский миллиардер, образец успешного человека в сознании «потреблятствующего» | Сергей Королёв, основоположник практической космонавтики в СССР, образец успешного человека в сознании «умеренного нестяжателя» |
Большая часть науки сейчас работает исключительно на то, чтобы повышать и поддерживать это явление. Наукой руководят носители капитала, те, кто платит гранты на те или иные научные открытия, и изобретения. Если во времена Холодной войны наука с того и с другого берега, вследствие гонки вооружений, занималась глобальными вещами, такими, как космос, то сейчас наука служит лишь как инструмент в руках капиталиста.
Альтернатива потреблятству
Я экономлю свои деньги и не разбрасываюсь ими направо и налево. Я не беру кредитов, чтобы купить себе какую-то дорогую вещь, а занимаю у знакомых, а также коплю деньги, которые я не истратил, на то, на что тратит современный квалифицированный потребитель. Либо вовсе отказываюсь от этой вещи.
«Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя.» Фурсенко, бывший министр образования.
Совсем не обязательно доводить дело до аскетизма и жить впроголодь: суть умеренного нестяжательства в том, чтобы просто убрать то ощущение эмоционального кайфа, которое возникает во время покупок и владения вещами. Чтобы просто не стоял вопрос о покупках как о досуге и о чём то таком, что способно вызывать у вас положительные эмоции, радость, удовлетворение. Положительные эмоции нужно получать от других дел, но не от покупок.
Однако человек с альтернативной формой сознания, как правило, и не нуждается в этих симулякрах (заменителях), потому что у него есть действительно стоящее дело его жизни, такое дело, которому он способен уделять жизнь и своё время. Когда человек не просиживает штаны в каком-нибудь офисе какой-нибудь очередной компании, продающей нам что-то не необходимое, а занимается действительно интересным ему делом со страстью, полностью выкладываясь ради него. Зачем такому человеку вся эта яркая мишура, обёртки, формы и оболочки? У него есть дело, которое приносит ему полное моральное и физическое удовлетворение.
Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру
«Что такое потребительство – образ жизни или заразная болезнь? Зачем люди покупают вещи: потому, что они в них нуждаются, или потому, что в них нуждается пожирающий их микроб потреблятства? Группа американских журналистов и экономистов создала телевизионное шоу, в котором изучала поведение своих соотечественников – самых оголтелых и безудержных потребителей современности. На основе этого цикла передач и возникла книга, рассказывающая о механизмах, вгоняющих общество в штопор безудержного потребительского азарта, удовлетворяемого за счет всего остального человечества.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Введение. Что такое синдром потреблятства
10 декабря 2000 года.
Представьте, если угодно, следующую картину:
Некий врач, принимая привлекательную, богато одетую пациентку, ставит ей диагноз.
— С точки зрения физиологии, — говорит он, — вы абсолютно здоровы.
Пациентка не верит.
— Но тогда почему же я так ужасно себя чувствую? — спрашивает она. — Откуда это пресыщение и вялость? Ведь у меня новый большой дом, новенькая машина, я недавно сменила свой гардероб, и меня только что повысили в должности. Почему же я так несчастна, доктор? Может быть, есть какие-нибудь таблетки от этого?
Доктор качает головой.
— Боюсь, что нет, — отвечает он. Таблеток от вашей болезни не существует.
— Но что же это за болезнь? — спрашивает обеспокоенная пациентка.
— Синдром потреблятства, — мрачно отвечает доктор. — Это новая болезнь. Очень заразная. Ее можно вылечить, но это нелегко.
Конечно, сцена вымышлена, но такая болезнь действительно существует. В разгар процветания, в период экономического взлета, которым ознаменовался рассвет нового тысячелетия, мощный вирус поразил американское общество, угрожая нашим кошелькам, нашим дружеским отношениям между собой, нашим семьям, нашему окружению и нашей природе.
Цена и последствия синдрома потреблятства огромны, хотя о них часто умалчивают. При отсутствии лечения болезнь вызывает состояние постоянной неудовлетворенности. В Английском Оксфордском словаре определение этой болезни выглядело бы примерно следующим образом:
синдром потреблятства — болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обремененности долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом упрямой погони за новыми и новыми приобретениями.
Основную часть времени на протяжении всей нашей истории мы, американцы, стремились к чему-то большему, в особенности — к большему количеству вещей. В ущерб подавляющему числу других ценностей мы делали это начиная с 1980-х годов и, подобно голодным детям, оказавшимся у шведского стола, последние несколько лет непрерывного экономического роста.
Земной шар в равновесии
Незаметно, подобно некоему невидимому похитителю разума, вирус полностью завладел американским политическим диалогом. Вспомним, к примеру, Альберта Гора. В 1992 году, будучи еще сенатором, он написал популярную книгу под названием «Земной шар в равновесии». Америка, — писал Гор, — «все крепче держится за свою привычку потреблять каждый год постоянно нарастающие количества каменного угля, нефти, свежего воздуха и воды, древесины, чернозема и тысячи других видов природных ресурсов, которые мы отторгаем от земной коры и превращаем не только в необходимые нам пищу и крышу над головой, но в гораздо большей степени используем для изготовления ненужных нам вещей… Количество материальных благ в настоящее время выше, чем когда-либо прежде, но таково же и количество людей, ощущающих пустоту своей жизни».
У американцев, по мнению Гора, возникла наркотическая зависимость от вещей. Наша цивилизация, как написано в его книге, обещает, что счастье наступит благодаря «потреблению бесконечного потока сияющих новеньких товаров… Но обещания эти никогда не оправдываются». Годом позже Альберт Гор был инаугурирован на пост вице-президента Соединенных Штатов. Во время церемонии высокий женский голос пел старинный протестантский гимн «Простые дары» («‘Tis the gift to be simple, ‘tis the gift to be free…» — «Да будут ваши дары простыми, да будут они от чистого сердца…»). Слушая песню, Гор согласно кивал. Но в последующие два года что-то произошло. Пришел похититель разума и забрал Альберта Гора.
В 1996 году, во время вице-президентских прений, оппонент Гора Джек Кэмп пообещал «в течение следующих пятидесяти лет удвоить достижения экономики Соединенных Штатов». Однако Гор не поднял вопроса о том, хорошо ли это будет для американцев — потреблять вдвое больше прежнего. На выборах 2000 года произошло окончательное превращение Альберта Гора в поборника синдрома потреблятства. В ходе президентской предвыборной кампании он поклялся в течение десяти лет достичь 30-процентного роста американской экономики. И, похоже, то, что случилось с Альбертом Гором, уже происходит со всеми нами.
«Кто хочет стать миллионером?» — спрашивает популярное шоу на телевизионном канале Эй-Би-Си. Видимо, почти каждый. Редакторы наших газет думают, что нам никогда не надоест читать истории о тех двадцати с чем-то мужчинах и женщинах, ныне — финансовых магнатах, которым довелось испытать взлет в цене своего пакета акций компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, или начавших дело, которое, ни разу не принеся прибыли, привлекло миллионные инвестиции.
Разумеется, здесь есть и оборотная сторона, и в глубине души большинство из нас знает об этом. Ричард Харвуд установил это в 1995 году, когда проводил для Фонда Мерк Фэмили (Merck Family Fund) социологический опрос, касающийся отношения американцев к проблеме потребления. «Люди говорят, что мы расходуем и покупаем много больше, чем нам нужно. Что наши дети приобретают очень материалистический взгляд на мир и что за свои сиюминутные желания мы платим ценой жизни следующих поколений и ценой собственного будущего». Харвуд поясняет: «Это ощущение не зависит от религиозных, возрастных, национальных различий, от разницы в уровне доходов и в образовании. Это общее для всей нашей нации чувство, что мы стали слишком материалистами, слишком жадными, слишком эгоцентричными и эгоистичными и что нам необходимо уравновесить создавшееся положение возвращением вечных ценностей, которыми на протяжении многих поколений руководствовалась наша страна. Таких ценностей, как вера, семья, ответственность, благородство, дружба».
Необходимость в других планетах
На наш взгляд, корни эпидемии синдрома потреблятства — в настойчивом, почти религиозном стремлении к экономическому росту, которое стало главным принципом того, что принято называть «американской мечтой». Ее корни — в том факте, что высшей мерой национального прогресса является для нас ежеквартальный оборот наличных денег, который мы называем валовым внутренним продуктом. Ее корни — в нашем убеждении, что каждое следующее поколение будет в материальном смысле богаче, чем предыдущее, и что, в конце концов, каждый из нас может стремиться к этому не в ущерб бесчисленному множеству других наших ценностей.
Но так дело не пойдет. В этой книге содержится мысль о том, что, если мы не начнем отвергать постоянные требования нашей культуры «покупать сейчас», нам придется «расплачиваться позже», причем расплачиваться такими способами, которых мы и представить себе не можем. И счет уже предъявлен. В крайних своих проявлениях «синдром потреблятства» угрожает истощить сам земной шар. «Мы, человеческие существа, особенно в этом веке, производили и потребляли в количествах, намного превышающих способность планеты поглощать наши отходы и пополнять свой сырьевой запас», — утверждает критик больших корпораций Джереми Рифкин.
С Рифкином соглашается даже один из излюбленных объектов его критики. «Земной шар не может выдержать систематического увеличения числа материальных объектов, — говорит Роберт Шапиро, главный администратор корпорации Монсанто. — Если мы собираемся развиваться путем использования все большего количества сырья, нам лучше поискать новую планету».
Несколько новых планет — вот что, по мнению ученых, потребуется жителям Земли, если американский уровень жизни станет всеобщим.
Рассмотрим следующие обстоятельства, изложенные в одной из статей журнала «Парад» за 1998 год:
Лучшие цены на бензин, ужасная погода, постоянный экономический рост, неизменный уровень бедности, уверенный в себе потребитель, увеличивающийся долг. Взаимосвязаны ли эти явления? Думаем, да.
В течение последних четырех лет ежегодно большее число американцев объявляло себя банкротами, чем становилось выпускниками колледжей. Годовой объем наших твердых отходов мог бы заполнить колонну из мусорных машин длиной в половину расстояния от Земли до Луны. Торговых центров у нас вдвое больше, чем высших учебных заведений. Ежегодно мы отдаем работе большее количество часов, чем жители любого государства с развитой промышленностью, включая Японию. Хотя мы составляем только 4,7 % населения земного шара, на нашу промышленность приходится 25 % выброса газов, способствующих глобальному потеплению и провоцирующих парниковый эффект. 95 % наших рабочих утверждают, что хотели бы проводить больше времени со своими семьями. 40 % наших озер и рек слишком грязны для купания и рыбалки. Главные администраторы теперь зарабатывают у нас в 400 раз больше, чем рядовые рабочие, что составляет десятикратное увеличение по сравнению с 1980 годом. С 1950 года мы, американцы, использовали больше природных ресурсов, чем все, кто когда-либо раньше жил на Земле.
Какими бы независимыми друг от друга ни казались эти факты, все это — связанные между собой разнообразные симптомы синдрома потреблятства. Большая часть этой книги посвящена Соединенным Штатам, потому что жители именно этой страны являются самыми искушенными потребителями в мире. К тому же то, что происходит в Соединенных Штатах, явно начинает происходить и в других местах, поскольку американский стиль жизни становится своеобразной моделью для основной части всего остального мира. Но другие страны все-таки в большей степени, чем Соединенные Штаты, вольны выбирать. Там, где синдром потреблятства еще не разросся до масштабов эпидемии, люди имеют возможность спастись от заражения и сохранить более гармоничный стиль жизни. Мы верим, что ошибки Америки могут стать уроком для каждой страны и для каждого человека, не важно, богат он или беден. Существование глобальной экономики подразумевает, что в определенном смысле все мы связаны и должны изучать угрожающую нам болезнь, а также контролировать ее распространение.
Наша книга разделена на три части. В первой рассмотрены многие симптомы синдрома потреблятства, каждый — в сравнении с симптомами настоящей простуды (игра слов: инфлюэнца [1] — аффлюэнца). Представьте, что вы чувствуете, когда подхватили вирус. Вероятно, у вас температура. Поднимается давление. Ломота во всем теле. Может быть, у вас озноб. Расстройство желудка. Слабость. Возможно, опухли гланды, появилась сыпь.
В эпоху синдрома потреблятства американское общество демонстрирует, во всяком случае в переносном смысле, все эти симптомы. Каждому из них будет посвящена отдельная глава. Мы начнем с симптомов, проявляющихся у отдельных людей, потом перейдем к состояниям, характерным для общества в целом, и в конце обратимся к пагубному воздействию синдрома потреблятства на окружающую среду.
Некоторые главы могут шокировать вас тем, что вы узнаете в них себя — «Господи, да это же я!» В других главах вам встретятся обстоятельства, имеющие отношение к вашим друзьям. Вы можете почувствовать неловкость, обнаружив в процессе чтения, что вас гораздо больше волнует судьба собственных детей, чем судьба матери-Земли. Возможно, вы материально хорошо обеспечены, но постоянно подавлены или чувствуете, что в вашей жизни не хватает цели или смысла. А может быть, вы бедны и раздосадованы своей неспособностью дать вашим детям то, что, по мнению законодателей рынка, необходимо им, чтобы встроиться в современную жизнь. Возможно, вы только что наслушались оскорблений от встречного водителя, раскрасневшегося от собственного лихачества. Или только что на ваших глазах бульдозеры расчищали для новой стройки единственное оставшееся в вашем районе открытое пространство, чтобы возвести там — шеренга за шеренгой — одинаковые новые дома с участками и гаражами, рассчитанными на три автомобиля. Если вы немолоды, то, может быть, заметили, что ваши дети не умеют разумно распоряжаться своими чековыми книжками, и вы волнуетесь за детей. Если молоды, то, возможно, тревожитесь за свое собственное будущее.
Кем бы вы ни были, мы убеждены, что вы признаете наличие у себя по крайней мере нескольких симптомов синдрома потреблятства. Затем, по мере продвижения по книге, вы начнете понимать, как эти симптомы связаны с другими, менее очевидными, с вашей точки зрения.
Во второй части этой книги мы переходим от рассмотрения симптомов болезни к поиску ее причин. Является ли синдром потреблятства, как можно предположить, просто частью человеческого естества? Каково происхождение этого мощного вируса? Как он менялся с течением времени и в какой момент начал приобретать размеры эпидемии? Какой сделанный нами выбор (например, выбор между свободным временем и увеличением размеров нашего имущества) усугубил воздействие инфекции? Мы внимательно рассматриваем те предупреждения, которые посылались нам на протяжении истории другими культурами, и ранние попытки с корнем вырвать описываемую болезнь путем регулирования и системы ограничений.
Затем мы показываем, каким образом эта болезнь не только стала социально приемлемой, но и была поддержана всеми могущественными электронными носителями информации, которые наша техническая цивилизация не устает совершенствовать. Мы высказываем предположение, что синдром потреблятства стремится удовлетворить наши потребности неэффективными и даже губительными способами. И мы утверждаем, что вся армия псевдоврачей, щедро вознаграждаемая теми, кто сделал крупную ставку на то, чтобы синдром потреблятства продолжал жить, сговорилась скрывать от широкой общественности как диагноз болезни, так и факт распространения ее симптомов.
Лечение синдрома потреблятства
Однако мы далеки от желания повергнуть вас в длительную депрессию. Синдром потреблятства поддается лечению, и миллионы рядовых американцев уже предпринимают шаги в этом направлении. Когда в 1996 году мы создали телевизионную версию «Синдрома потреблятства», следивший за тенденциями в этой области Джеральд Селент поместил «Добровольную умеренность» близко к началу списка движений, в тот момент стремительно завоевывающих новых сторонников. В 1995 году социологический опрос Ричарда Харвудса показал, что 28 % американцев уже приняли решение снизить свои материальные запросы в некоторых аспектах, и 86 % из них утверждают, что в результате стали счастливее.
Селент предсказывал, что к 2000 году 50 % американцев будут придерживаться добровольной умеренности в ее «сильной» форме. Ему пришлось несколько сдать позиции, когда в конце 1990-х годов экономическое процветание породило новую волну потребительского неистовства, но он по-прежнему ожидает, что интерес к непритязательной жизни снова окажется на повестке дня, когда лопнет последний экономический пузырь.
Даже сейчас, несмотря на противоположную тенденцию к нарастанию потребительской активности, резко убыстрившийся темп жизни продолжает порождать своих противников. Их достаточно, чтобы заставить корпоративных маркетологов кусать локти, теряя миллионы потенциальных клиентов. «Хэнс Компаниз» убеждает нас «упростить» нашу жизнь, покупая ее продукцию. А новые издания, такие как «По-настоящему просто», выпущенное издательством «Тайм-Уорнер» (и которому следовало бы называться «По-настоящему цинично», поскольку большая часть его посвящена рекламе дорогих товаров), собирают аудиторию в 400 000 читателей еще до того, как напечатан первый выпуск.
О чем это говорит? О том, что существует много людей, ищущих ответы на вопросы, которые ставит синдром потреблятства. Третья часть этой книги предлагает вам те ответы, которые нам удалось найти.
Как и в случае с симптомами, мы начинаем с рассмотрения отдельного человека, переходя затем к социальному и политическому аспектам. При описании способов лечения также используются медицинские метафоры. Мы начинаем лечение так же, как это делается при простуде: постельный режим, аспирин и куриный бульон — конкретные рецепты уже распространены движениями «Бережливость по-новому» и «Добровольная умеренность».
Мы поддерживаем возрождение интереса к миру живой природы, расстилающемуся за нашим порогом, с его целительными силами. Мы полностью согласны с Джеральдом Селентом. «Вот она, несостоятельность всего коммерческого, — говорит он, — мы видим человека средних лет, идущего по лесу, радостно размахивающего руками, и вдруг кадр сменяется — этот же человек на веранде своего дома (лес — на заднем плане) делает упражнения на тренажере, который, должно быть, стоил ему целого состояния. Но это же бессмыслица. Гораздо лучше было просто идти по лесу, при том что это совершенно бесплатно».
Мы предлагаем стратегии для восстановления целостности семей и сообществ, а также для возвращения бережного отношения к планете и ее биологическим законам. Мы предлагаем наши «политические рецепты», веря, что несколько хорошо продуманных законов (например, поощрение бережливых и наказание тех, кто способствует увеличению количества отходов) поможет создать среду, менее благоприятную для распространения синдрома потреблятства, а также облегчит людям выздоровление и поддержание себя в здоровом состоянии.
Кроме того, мы демонстрируем профилактические меры, включая вакцины и витамины, чтобы укрепить наши персональную и социальную иммунные системы. Рекомендуем также ежегодную проверку. Наш вариант такой проверки содержит три этапа:
1. Вы можете проверить, что вы лично делаете для того, чтобы оставаться здоровым.
2. Вы можете помочь окружающим оценить состояние их собственного здоровья, используя индексы устойчивости, разработанные в нескольких американских городах.
3. И, наконец, будучи живыми людьми, мы можем найти по-настоящему достойную замену существующей в настоящее время, но устаревшей мере здоровья нации — валовому внутреннему продукту (ВВП).
Мы рекомендуем пользоваться индексом, который называется «истинный индикатор прогресса» (ИИП), в настоящее время он регулируется центром «Переопределение прогресса» (Redefining Progress) в Окленде, шт. Калифорния. Используя разнообразные индексы, чтобы определить положение наших дел, ИИП создает картину, показывающую, насколько наше общество успешно на самом деле. На протяжении всей нашей истории наблюдается постоянный рост ВВП, тогда как ИИП неуклонно падает с 1973 года.
Приглашение к диалогу
В этой книге мало по-настоящему новой информации, но в наш «информационный век» задача нового издания — не в том, чтобы снабдить читателя еще большим количеством новых сведений. Задача в том, чтобы извлечь смысл из того, что мы уже знаем. Мы предлагаем способ осознания кажущихся невзаимосвязанными личных, социальных и экологических проблем, которые понимаются нами как симптомы опасной эпидемии, угрожающей как нашему будущему, так и будущему грядущих поколений. Мы не ожидаем, что вы будете согласны со всем, что изложено в этих главах, не надеемся сразу убедить вас, что синдром потреблятства — это настоящая болезнь. Наше намерение заключается в том, чтобы способствовать началу диалога об американской потребительской мечте и чтобы при любом отношении к проблеме потребления вы обладали бы более ясным пониманием его возможных последствий.
Цель этой книги — не в том, чтобы люди перестали делать покупки, а в том, чтобы покупки делались сознательно и осторожно, со вниманием к истинной стоимости приобретения и пользе от него. Следует всегда помнить, что вещи — это не самая лучшая в жизни вещь.