Потребительские свойства что это

Что такое потребительские свойства товаров

Юридическое значение потребительских свойств товаров состоит в том, что информация о них должна соответствовать фактическому состоянию продукции.

Что такое потребительские свойства товаров

Определение дано в ГОСТ 51303-2013 – это характеристики, отличающие продукт от аналогичных, являющиеся целью его использования и потребления.

Не существует закона, устанавливающего перечень свойств. Они выводятся специалистами товароведения и маркетологами.

Требования

Надежной считается покупка, не имеющая дефектов и не продемонстрировавшая их в течение срока годности, обслуживания, гарантии, удовлетворяющая заявленным требованиям, поддающаяся ремонту при правильной эксплуатации.

Безопасность продукции определяется по соответствию:

При этом под безопасностью понимают:

Классификация товаров

В основе создания продуктов лежит их эргономичность, т.е. способность удовлетворять желания пользователя. Различают свойства:

ВАЖНО: у каждого рода товара есть уникальный номер, утверждаемый приказом Министерства экономического развития РФ от 2011 года № 273. Этот перечень называется номенклатурой потребительских свойств и показателей качества товаров.

Существует масса технических регламентов Таможенного союза, ГОСТов, утверждающих характеристики определенной продукции, сходные с терминологией номенклатуры.

Например, Решение Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 2011 года № 799 и принятый в соответствии с ним ГОСТ 33488-2015. Или регламент 007/2011, содержащий требований к канцелярским товарам.

Продовольственные

Продовольственные созданы для потребления, т.е. это пища, напитки. Существуют дополнительные параметры продовольственных товаров:

По видам продовольственные продукты делятся на:

Непродовольственные

Непродовольственная продукция делится на:

Товар утратил потребительские свойства

Из-за множества характеристик мнение об утрате связано с субъективной оценкой потребителя. Чаще всего обращаются к продавцу за обменом, ремонтом или возвратом денег при наличии недостатков в безопасности и надежности.

Возможно нарушение назначения, если покупатель высказал конкретную цель, а продавец передал продукт, не имеющий такой функции.

ВАЖНО: например, покупателю нужна была непромокаемая обувь, но когда пошел дождь, внутрь ботинок просочилась вода. В этом примере нет нарушения качества, но характеристики не отвечают запросу покупателя.

Источник

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

Потребительские свойства что это

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРОВ: НОМЕНКЛАТУРА, ПОКАЗАТЕЛИ, МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Потребительские свойства товаров – это свойства, которые проявляются товаром в процессе его использования. Это своего рода совокупность эстетических, технических, эргономических, органолептических свойств, которыми обладает тот или иной товар[3]. Потребительские свойства формируются вследствие влияния множества факторов. Такими факторами можно назвать температуру, транспортировку, хранение, влажность и многое другое. Из-за нарушений условий хранения, неправильной перевозке потребительские свойства товара могут изменяться не в лучшую сторону. Наиболее важной и актуальной темой являетсявыявления и изучения факторов, влияющие на потребительские свойства товаров.

Все потребительские свойства можно разделить на 8 групп. Из этих групп складывается номенклатура потребительских свойств товаров:

Востребованность товара, то есть насколько часто товар покупается. По-другому это свойство еще называют социальным. Оно может зависеть от сезона, например, шерстяной шарф никто не будет покупать жарким летом, а также от доходов населения, от общественных норм и т.д.;

Удовлетворенность покупателей, то есть на сколько покупатель доволен совершенной покупкой. Это свойств еще называют функциональным. Заключается оно в том, способен ли товар выполнять те функции, которые от него требуются и те, что заявлены производителем;

Надежность товара. Сюда можно отнести такие критерии, как долговечность, износостойкость, ремонтопригодности. То есть это те качества, которыми должен обладать любой товар при его эксплуатации потребителем;

Эргономичность товара. Это свойство предполагает соответствие товара гигиеническим, психологическим, физиологическим критериям. То есть эргономичность товара – это то, как он воспринимается покупателем;

Эстетичность товара, предполагает наличие у него привлекательного внешнего оформления, упаковки, красоту самого товара, эстетичность при его использовании;

Экологичность товара. Любой товар должен быть безопасен для окружающей среды, человека, животных и ни в коем случае не оказывать на них пагубное воздействие, вследствие эксплуатации и его дальнейшей утилизации;

Из экологических свойств складывается еще одно – это свойство безопасности. Товар должен быть безопасен не только для окружающей среды, но и для человека. Ни в коем случае в нем не должны содержаться запрещенные для использования и употребления человеком вредных вещества;

Экономичность товара. Это свойство заключается в том, что при эксплуатации товара должно использоваться как можно меньше топлива, энергии, каких-либо вспомогательных элементов.

Методами определения потребительских свойств товаров являются органолептический, расчетный, измерительный, экспертный, социологический методы.

Заключается в определении потребительских свойств с помощью органов чувств. Данный метод довольно часто используется в торговле для определения надлежащего качества товар или нет. К данному методы относят простейшие исследования, для проведения которых не требуется использование специальных приборов и материалов. Огромный плюс данного метода в том, что он довольно прост, обработка результатов не занимает много времени. Однако, он довольно субъективен ограничен и не точен.

Основан на анализе, наблюдении и подсчете. Его чаще всего используют при статистическом контроле качества товаров.Минусом метода является то, что он довольно трудоемкий. В некоторых испытаниях требует длительности наблюдения.

Заключается в определении качества товаров с помощью формул, графиков и других способов расчета. Наиболее точен, но обработка результатов занимает очень много времени. В основном используется на стадии разработки и проектирования товара.

Является наиболее объективным. Данный метод дает наиболее точные и достоверные результаты. Он позволяет получить числовые показатели качества и критерии потребительских свойств товара. Результаты выражаются в конкретных единицах: килограммах, литрах и т.д. Самый сложный и длительный метод, требующий определенной подготовки эксперта или экспертной группы, дорогого измерительного оборудования, больших затрат времени [1].

Все методы оценки потребительских свойств товаров подразделяются на:

Проводятся непосредственно специалистом, экспертом или экспертной группой, которые имеют определенный опыт, навык и владеют особыми знаниями;

Проводятся с участием потребителей. В данном методе обычно используют такие средства сбора и анализа информации как анкета, опрос, интервьюирование. Затем результаты обрабатываются и делается экспертное заключение;

Физико-химические или лабораторные методы.

Проводятся специалистами в специальных лабораториях. Чаще всего с помощью данного метода исследуют и анализируют продукты питания [2].

Таким образом, можно сказатьчто потребительские свойства товаров играют не последнюю роль при выборе потребителем нужного ему товара. Товары, которые реализуются покупателям должны обладать особыми свойствами и соответствовать всем заявленным нормам качества.

Список использованной литературы:

Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006.

Райкова Е. Ю.Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник.- М: Дашков и Ко, 2012.

Источник

Потребительские свойства и показатели качества товаров

В соответствии с ГОСТ Р 51303–99 под потребительскими свойствами товара понимаются свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в
процессе удовлетворения потребностей.

Любой товар обладает большой совокупностью свойств, однако к потребительским свойствам относятся только те свойства продукции, которые способны удовлетворять
определенные потребности и делают ее полезной для человека или общества в целом. Именно совокупность потребительских свойств составляет понятие “качество”
товара. Проявляются они непосредственно в процессе “потребления” или “эксплуатации”[10 – Термин “потребление” относится к продукции, которая при
использовании по назначению расходуется сама, например парфюмернокосметические товары, товары бытовой химии, продукты питания.Термин “эксплуатация”
применяется к продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, т. е. постепенно изнашивается, например машины, мебель, одежно-обувные
товары и т. п.].

Потребительские свойства определяют эффективность использования изделий по назначению: их социальную значимость, функциональную полезность, безопасность,
надежность, удобство пользования и эстетическое совершенство.

Потребительские свойства в зависимости от количества характеризуемых особенностей продукции бывают простыми и сложными. Простое свойство характеризует одну объективную особенность продукции, т. е. фактически является одним из физических, химических или биологических свойств материала, например прочность на разрыв, гигроскопичность, влагопроницаемость, термостойкость и т. п. Простое свойство не может быть подразделено на другие свойства.

Сложное свойство состоит из группы свойств, которая включает в себя подгруппы свойств и простые свойства и характеризует комплекс особенностей продукции,
проявляющихся в совокупности. Например, потребительское свойство “надежность” – совокупность подгруппы свойств – безотказности, долговечности,
ремонтопригодности, сохраняемости, которые в свою очередь состоят из простых свойств.

Любое свойство может быть выражено в большей или меньшей степени, т. е. имеет количественную характеристику. Количественных характеристик у каждого свойства
может быть несколько.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и служащая мерой качества, называется показателем качества.

В отличие от физических величин, отражающих объективные особенности (свойства) объектов (продукции), показатели качества отражают общественную потребность. Количественной характеристикой показателей качества является их размер. Выражение размера в определенных единицах называется значением показателя качества.

Качественной характеристикой измеряемых показателей качества служит размерность. Показатели качества могут быть и безразмерными. Значения показателей качества могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные – только безразмерными. Безразмерная величина может быть относительной, определяемой как отношение одноименных величин, и логарифмической, определяемой как логарифм относительной величины. По количеству характеризуемых свойств различают единичные и комплексные показатели. Единичный показатель характеризует одно простое свойство продукции.

Комплексный показатель качества продукции включает в себя несколько единичных показателей и характеризует несколько потребительских свойств. Комплексные
показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми.

Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения оценить полезность продукции, является показатель интегрального
качества. Он рассчитывается как отношение полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию продукции. Комплексный показатель, включающий совокупность потребительских свойств продукции, по которой оценивается ее качество, называется обобщенным показателем качества.

Показатели качества подразделяются на измеримые и неизмеримые. Значения измеримых показателей качества могут быть выражены в количественной форме в результате измерения или расчета. По влиянию на качество при изменении абсолютного значения, показатели качества подразделяются на позитивные и негативные.

К позитивным относят показатели, увеличение значений которых приводит к улучшению качества. К негативным показателям относятся показатели, увеличение
значений которых приводит к ухудшению качества.

Измеримые показатели качества в зависимости от наличия в нормативных документах ограничений на изменение их численных значений подразделяются на
неограниченные и ограниченные. Ограничения на изменение значений может выражаться добавлением к числовому значению показателя следующих слов: “не менее”, “не
более” или “не менее – не более”.

Неизмеримые показатели выражаются в виде качественных описаний, не переводимых в количественную форму. Универсальным критерием отнесения свойства к потребительским является наличие экстремальной функциональной зависимости между показателем свойства и
полезностью для потребителя.

Система знаний о потребностях, группах потребителей, предметах потребления, условиях и способах использования товара позволяет понять и сформулировать
требования потребителей к качеству товара, разработать номенклатуру потребительских свойств и показателей качества.

Показатели качества включаются в нормативные документы по стандартизации и используются в документах, определяющих договорно-правовые отношения предприятий и
организаций России, а также самой России со странами-партнерами по товарообмену или по специализации и кооперированию производства.

В зависимости от характеризуемых потребительских свойств показатели качества подразделяются :

Безопасность потребления (эксплуатации) – свойство, характеризующее отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни,
здоровью, имуществу потребителя, окружающей среде при обычных условиях использования, хранения, транспортирования, утилизации. Различают безопасность электрическую, химическую, механическую, пожарную, биологическую, радиационную, акустическую и др.

Показатели безопасности потребления или эксплуатации товара характеризуют степень защищенности человека, имущества, природной среды от воздействия опасных и
вредных факторов, возникающих при его использовании.

Показатели безопасности характеризуются, например: электрической прочностью изоляции электробытового прибора; эффективностью работы клапана, регулирующего
давление пара в кастрюле-скороварке; блокировкой вращения центрифуги стиральной машины при открытии дверцы загрузочного отверстия; защитной цепи дорожного
велосипеда, предотвращающей возможность защемления одежды, содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных
частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товаров; необратимые изменения в окружающей среде в результате
использования данного изделия и др.

Показатели социального назначения подразделяются на показатели социального адреса и потребительского класса товара, соответствия товара оптимальному
ассортименту, морального старения товара.

Показатель социального адреса и потребительского класса характеризуется, например:

Показатель соответствия товаров массового спроса оптимальному ассортименту характеризуется, например:

Показатель морального старения характеризуется, например: снижением качества товара вследствие появления новых товаров с улучшенными потребительскими
свойствами; сокращением срока службы товара, вызванного изменениями моды, стиля, появлением новых товаров, и др.

Функциональные показатели качества товара подразделяются на показатели совершенства выполнения основной функции, показатели универсальности и показатели
совершенства выполнения вспомогательных операций.

Показатель совершенства выполнения основной функции характеризуется полезной производительностью изделия, эффективностью использования изделия, выполнением
функции на основных этапах потребления.

Полезная производительность изделия используется в основном при оценке качества бытовых машин и приборов. Эти показатели характеризуют, например, количество
и качество помола кофе в кофемолке за один цикл, время стирки и количество белья, стираемого с заданным качеством в стиральной машине, и т. д.

Для анализа качества предметов потребления, не выполняющих технически сложные функции, применяются показатели эффективности использования, характеризующие
полезный эффект использования данного изделия потребителем.

Примерами этих показателей могут служить показатели эффективности использования плащей и плащевых тканей для защиты от дождя; для обуви – влагозащита,
грязезащита, холодозащита, ударозащита и т. п.

Показатели выполнения функции на основных этапах потребления характеризуются, например, совершенством выполнения последовательных этапов обработки белья в
стиральной машине – собственно стирки, полоскания, отжима и т. п. или сохранностью продуктов при различных способах их хранения в бытовом холодильнике – в
холодильной камере, низкотемпературном отделении, морозильнике и др.

Показатель универсальности применения характеризуется широтой использования изделия по назначению и выполнения изделием дополнительных функций.

Показатели широты использования изделия по назначению характеризуются, например, возможностью стиральной машины осуществлять стирку тканей разного
волокнистого состава, плотности, степени загрязненности; возможностью подключения электробритвы к источникам постоянного и переменного тока и различного
напряжения.

Показатели выполнения изделием дополнительных функций характеризуются, например, возможностью применения в электродрели сменных насадок для эксплуатации ее в
качестве дисковой пилы, электрорубанка или возможностью применения электрокофемолки для приготовления сахарной пудры.

Показатель совершенства выполнения вспомогательных операций включает в себя показатели выполнения изделием подготовительных операций, показатели совершенства
обслуживания и управления изделием и показатели выполнения заключительных операций.

Показатель выполнения изделием подготовительных операций характеризуется, например, временем подготовки фотоаппарата к съемке (извлечение из футляра,
установка выдержки и диафрагмы, наводка на резкость, взведение затвора и т. д.).

Показатель совершенства обслуживания и управления изделием характеризуется, например, временем и порядком осуществления операций по прослушиванию
стереофонических записей на магнитофоне (установление общей громкости, установка стереобаланса, регулировка тембра, включение шумоподавителя, поиск записи
нужного содержания и т. д.).

Показатель выполнения заключительных операций характеризуется, например, совершенством подготовки пылесоса к хранению после работы (свертывание шнура, уборка
шланга и других принадлежностей в коробку, чистка пылесоса и т. д.).

Удовлетворение всех потребностей происходит во времени; вне времени удовлетворение потребностей существовать не может. Удовлетворение потребности в
безотказном функционировании и сохранении полезных свойств в течение определенного времени обусловливается надежностью. Чем больше промежуток времени, в
течение которого изделие удовлетворяет потребности, тем выше его потребительная ценность.

Показатели надежности в потреблении характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости предметов потребления. Для
сложных бытовых машин и приборов имеют значение все четыре группы показателей. Для предметов потребления, не выполняющих технически сложных функций, а также
для группы неремонтируемых изделий в качестве основных показателей надежности служат показатели долговечности и сохраняемости.

Показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных изделий (фотоаппаратов, видеокамер, магнитол, телевизоров, стиральных машин, пылесосов и
др.) непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Показатели долговечности характеризуют свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния, указывающего на невозможность его
дальнейшей эксплуатации (потребления). При расчете долговечности используются характеристики, позволяющие определить срок службы или ресурс изделия в
условиях, приближенных к конкретным условиям эксплуатации (потребления) изделия.

Показатели ремонтопригодности х арактеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению причин повреждения и их
устранению. К показателям ремонтопригодности относятся среднее время восстановления, вероятность восстановления в заданное время и др.

Показатели сохраняемости характеризуют свойство изделия сохранять исправное, работоспособное состояние после хранения и транспортирования. Значение этого
показателя определяется сроком сохраняемости (календарной продолжительностью хранения и транспортирования изделия), в течение которого значения заданных
показателей качества остаются неизменными.

Эргономические показатели качества товара подразделяются: на комплексные показатели удобства обращения с товаром при выполнении основной функции и
вспомогательных операций; удобства управления технически сложным изделием; легкости освоения выполняемых потребителем действий с товаром.

Комплексный показатель удобства обращения с товаром при выполнении основной функции и вспомогательных операций включает, в частности, показатели удобства:

Комплексный показатель удобства управления технически сложным изделием характеризуется:

Комплексный показатель легкости освоения выполняемых потребителем действий с товаром характеризуется:

Все комплексные эргономические показатели, выявляющие удобство пользования изделием, учитывают соответствие изделия отдельным эргономическим требованиям, в
частности:

К комплексным эргономическим показателям относятся также уровень температуры и влажности; уровень освещенности; уровень шума и вибрации; уровень излучения и
др. Эстетические показатели характеризуются: информационной выразительностью; рациональностью формы; целостностью композиции; совершенством производственного
исполнения и стабильностью товарного вида.

Информационная выразительность характеризуется способностью изделия отражать сложившиеся в обществе прогрессивные эстетические представления.

Информационная выразительность изделия проявляется:

Рациональность формы характеризуется соответствием эстетически значимой формы объективным условиям производства и эксплуатации изделия, а также выраженной в
ней функционально-конструктивной сущности изделия.

Рациональность формы изделия определяется:

Показатель целостности композиции характеризуется гармоничным единством частей и целого, органичной взаимосвязью элементов формы изделия, его
согласованностью с другими изделиями и окружающей средой.

Целостность композиции изделия определяет эффективность использования профессионально-художественных средств для создания композиционного решения и
проявляется:

Показатель совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида характеризуется зависимостью товарного вида изделия от конкретных условий
производства и специфики эксплуатации изделия.

Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида изделия достигаются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *