Потребительская кооперация что это

Организация потребительского кооператива

Потребительскими кооперативами называют такие объединения граждан или юрлиц, которые позволяют заниматься предпринимательством и получать льготы по налогам и сборам. Как создаются кооперативы и каким образом они функционируют, поговорим сегодня.

Понятие потребительского кооператива, виды и функции

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов. Это понятие содержит основные признаки организации:

Объединение однородных интересов. Потребительские кооперативы служат возможностью удовлетворять схожие потребности членов. Примером может послужить организация, объединяющая собственников гаражей. Он носит некоммерческий характер, чем отличается от производственного кооператива.

Имущественную основу деятельности составляет паевой взнос каждого участника. Члены организации совместно финансируют реализацию общих интересов.

В отличие от производственного кооператива, в состав могут входить как граждане, так и юридические лица. Участники приобретают особый правовой статус членов потребительского кооператива.

Виды потребительских кооперативов

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию, которая включает следующие виды организаций:

Сельскохозяйственный кооператив

Сельскохозяйственная кооперация помогает мелким сельскохозяйственным производителям конкурировать с крупным агробизнесом. При этом в своем классическом варианте такое объединение не означает коллективизацию: мелкие частные хозяйства сохраняют свою индивидуальность и независимость, но некоторые хозяйственные операции выполняются вместе.

Например, несколько крестьянских дворов объединились и закупили в складчину оборудование по переработке молока в масло, наняли работников и управляющих. Это новое предприятие и будет кооперативом (перерабатывающим и сбытовым), владельцами которого становятся крестьяне. Теперь они сдают туда свое молоко и получают выгоду от продажи его в виде масла. Объединившись, мелкие сельскохозяйственные производители становятся сильнее и устойчивей в конкурентной борьбе с крупным капиталом. В целом сельскохозяйственный кооператив чем-то напоминает акционерное общество, однако в кооперативе есть классическое правило: «один член — один голос», тогда как в акционерном обществе, скорее, работает правило «один рубль — один голос».

В России есть два типа сельскохозяйственных кооперативов: сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). К последним относятся и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. СПК — это наследники советских колхозов (которые тоже формально были производственными кооперативами), а СПоК — это объединение мелких частных предпринимателей. СПоКи — это кооперативы в западноевропейском понимании.

Объединяющие признаки кооперативов

Наряду с отличительными признаками кооперативы, виды и особенности которых охарактеризованы, обладают общими чертами. Девятнадцатый и двадцатый век показали существенные объединяющие признаки. К ним относятся:

Создание кооператива

Для создания кооператива нужно сформировать комитет, который занимается подготовкой:

Все эти действия являются подготовкой к созданию сельскохозяйственного кооператива.

Устав — это учредительный документ кооператива. В статье 11 ФЗ №193 перечислены сведения, которые должны содержаться в документе:

Устав может корректироваться. Однако для этого нужно соответствующее решение общего собрания.

Кооператив принимает оплату и тратит деньги с расчетного счета — это специальный банковский счет для бизнеса. Если ваш расчетный счет открыт в Модульбанке, то вы можете бесплатно выводить на карту до 500 000 рублей в месяц. Чтобы выводить больше, выгоднее всего подключить опцию «Зеленый лимит», с которой можно переводить на карту любые суммы, заработанные на крупных маркетплейсах, с комиссией всего от 0,75%.

Если зарабатываете деньги за рубежом, то нужно подтверждать законность сделок, эта процедура называется валютный контроль. Собираете справки и отправляете их в банк — и через некоторое время получаете заработанную прибыль. Чтобы проходить контроль за два часа и без заполнения кучи документов, пользуйтесь этой услугой в Модульбанке — сотрудники банка сделают все за вас за два часа.

Потребительская кооперация что это

Откройте счет для бизнеса — получите MacBook

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Источник

Потребительская кооперация: история, особенности. Закон о потребительской кооперации

Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации. Потребительская кооперация что это

Зарождение

История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:

Организации потребительской кооперации в СССР

В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

Основы современных объединений

Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников. Потребительская кооперация что это

Особенности потребительской кооперации

Структурная специфика

Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:

Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:

Социальный статус

Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

Элементы структуры

Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:

Самоорганизация

Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.

Структурность

Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

Специфика обществ

Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:

Классификация

Потребительские общества разделяются по:

1. Территориальному признаку на:

2. Профессиональному или социальному составу участников на:

Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.

Структурные уровни

Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.

На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке. Потребительская кооперация что это

Участники обществ

Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:

Следует отметить, что Закон «О потребительской кооперации» не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.

Органы контроля и управления

Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:

Потребительское общество с участками включает в себя:

Источник

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г., 23 апреля 2012 г., 2 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Потребительская кооперация в РФ определяется как совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками потребительских обществ могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ и республик в составе РФ, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Определены основные права и обязанности пайщиков.

Потребительское общество является юридическим лицом, высшим органом которого является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Законом и уставом общества. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности.

Закреплены основы взаимоотношений потребительских обществ и их союзов с государственными органами.

Рассмотрены вопросы доходов и налогообложения обществ, трудовых отношений и оплаты труда в них.

Потребительские общества и их союзы могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков РФ и зарубежных банков в иностранной валюте.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1788

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ

Смотреть что такое «ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ» в других словарях:

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ — в РФ совокупность добровольных обществпайщиков, их объединений, действующих на основе уставов с целью удовлет ворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и иных материальных взносов. Пайщиками потребительских обществ могут… … Финансовый словарь

Потребительская кооперация — система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов;. Источник: Закон РФ от 19.06.1992 N 3085 1 (ред. от 23.04.2012) О потребительской кооперации (потребительских обществах … Официальная терминология

Потребительская кооперация — (англ. consumer cooperation) в РФ система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. В России первые потребительские общества возникли в 60 х гг. XIX в., наибольшее… … Энциклопедия права

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ — в РФ система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов; совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов, с целью… … Юридическая энциклопедия

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ — в соответствии с п. 6 ст. 116 ГК правовое положение потребительской кооперации определяется ГК и законодательством о потребительской кооперации. В настоящее время действует Закон от 25 февраля 2002 г. О потребительской кооперации (потребительских … Юридический словарь современного гражданского права

потребительская кооперация — см. кооперация … Справочный коммерческий словарь

Потребительская кооперация — или потребительские товарищества (Смотри Кооперация … Популярный политический словарь

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ — в РФ совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов, с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками (членами) потребительских обществ… … Энциклопедический словарь экономики и права

потребительская кооперация — в РФ совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов, с целью удовлетворить свои потребности в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками (членами) потребительских обществ… … Большой юридический словарь

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ — в СССР, система кооп. орг ций, осуществляющих заготовки с. х. продукции, торговлю и бытовое обслуживание на селе. Правовое положение орг ций П. к. определяется Конституцией СССР, Законом СССР “О кооперации в СССР” (1988), пост. ЦК КПСС и Сов. Мин … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Источник

Основные положения о потребительском кооперативе

Это объединение граждан и (или) юр.лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых взносов.

Законодательство предусматривает возможность объединения усилий и ресурсов граждан для достижения целей личного потребления.

Формой реализации коллективных интересов являются некоммерческие организации. Наиболее распространенной из них является потребительский кооператив.

С такой формой выражения коллективного интереса можно столкнуться в сфере жилищного строительства и эксплуатации.

Деятельность таких организаций определена в ст. 123.2 и 123.3 ГК. Эти положения конкретизированы в законе «О потребительской кооперации» и в других законах, специально регулирующих деятельность отдельных видов подобных юрлиц, в частности, кредитных потребительских кооперативах.

Понятие потребительского кооператива, виды и функции

Понятие этой организации дано в ст. 123.2 ГК. Потребительским кооперативом признается объединение граждан и (или) юридических лиц, носящее добровольный характер, реализуемое в результате объединения ими паевых имущественных взносов.

Это понятие содержит основные признаки организации:

Виды потребительских кооперативов

Основанием для классификации этих организаций вступает вид деятельности, осуществляемый ими. Сельскохозяйственный потребительский кооператив связан с изготовлением и реализацией аграрной продукции (такой статус возможен даже при ведении деятельности производственного характера). Жилищно-строительный потребительский кооператив осуществляет возведение жилой недвижимости и функции управления ей в интересах собственников квартир.

Общество взаимного страхования аккумулирует средства на покрытие возможных убытков его членов. Количество видов потребительских кооперативов соответствует числу сфер, в которых могут реализовываться интересы каждого члена, готового внести паевой взнос.

Закон о потребительской кооперации предусматривает особую классификацию.

Она включает следующие виды организаций:

Функции потребительских кооперативов

Общей функцией таких организаций выступает удовлетворение или преимущественное удовлетворение потребностей их членов.

Название каждого потребительского кооператива должно отражать сферу его деятельности.

В нем обязательно указание на объединяющий каждого участника, передавшего взнос, фактор. Примерами служат следующие слова: «гаражный», «кредитный», «жилищно-строительный», «снабженческий» и другие.

Требования к уставу потребительского кооператива

Общие требования к тому, что должен содержать устав, содержатся в ч. 2 ст. 123.2 ГК. Отдельными законами он может дополняться.

Согласно базовой норме, в устав необходимо включить следующее:

Закон о потребительской кооперации выдвигает ряд дополнительных требований для подобных обществ. Согласно ст. 9, устав должен содержать порядок вступления и выхода из состава пайщиков, а также процедуры ликвидации и реорганизации.

Особенности членства в потребительском кооперативе

По общему правилу, членом потребительского кооператива может быть любое физическое лицо, достигшее 16-ти лет и передавшее взнос, который предусматривает его устав. Его статус подтверждается выдаваемым документом.

Обычно это членская книжка. Согласно закону, статус пайщика появляется в момент, когда необходимый взнос оплачен полностью.

Отличием от производственного кооператива является возможность создания потребительского общества организациями. Примером служит общество взаимного страхования.

Ст. 11 закона о потребительской кооперации устанавливает права пайщиков, в которые входят:

Члены потребительского кооператива не обязаны вступать с ним в трудовые отношения. Это является основным отличием от производственного кооператива.

Минимальное количество членов составляет 5 физических лиц или 3 юрлица.

Управление в потребительском кооперативе

Закон о потребительской кооперации предусматривает 3 звена управления в потребительском обществе.

Общее собрание участников является высшим органом, который вправе принимать любые решения, в т.ч. отменяющие акты исполнительных органов. Во время его деятельности ведется протокол.

В случае большого числа членов или осуществления деятельности на крупной территории, допустимо проведение собрания уполномоченных (делегатов). Этот орган не вправе принимать решения о создании союзов, вступления в них, а также о реорганизации.

Правление потребительского общества служит исполнительным органом, осуществляющим хозяйственную деятельность организации. Оно формируется советом. Председатель правления назначается в таком же порядке. Он, как и председатель совета, действует от имени потребительского кооператива без доверенности.

Устав должен содержать полномочия каждого органа, с учетом их исключительной компетенции.

В организации создается ревизионный орган, контролирующий качество управления в ней.

Особенности реорганизации потребительских кооперативов

Ч. 3 ст. 123.2 ГК устанавливает ряд ограничений, связанных с возможностями преобразования потребительских кооперативов.

Это возможно только в случаях, когда по итогам процедуры создается общественная организация, ассоциация или союз, автономная некоммерческая организация, а также фонд.

Особые правила установлены для отдельных видов потребительских кооперативов. Жилищный кооператив или ЖСК может сменить организационно-правовую форму исключительно на товарищество собственности недвижимости.

Для общества взаимного страхования предусмотрено только преобразование в страховую компанию в форме АО или ООО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *