Потребительская кооперация что это такое
Потребительская кооперация
Потребительская кооперация – система, созданная в России в 1831 году для продвижения интересов отечественных производителей, специалистов и потребителей товаров и услуг, которые объединились в кооперативы, управляемые демократическим путем.
Потребительские общества функционируют в рамках рыночной экономики независимо от государства как форма взаимопомощи, ориентированная не на прибыль, а на обслуживание населения. Потребкооперация отстаивает ответственный и этический подход к вопросам производства, реализации продукции и оказания услуг.
Сегодня, как и в течение вот уже двух веков, Центросоюз РФ – это голос кооператоров России. Центросоюз РФ представляет систему потребкооперации на национальном уровне, отстаивая интересы кооперативного движения в государственных структурах и привлекая молодых лидеров к участию в кооперативном движении.
География потребительской кооперации
Формирование структуры кооперативной системы произошло в начале XX века по территориальному принципу. Сегодня в её состав входят 2 300 потребительских обществ из 71 региона России, которые объединяют 102 районных потребсоюза и около 1,3 млн. пайщиков. Предприятия потребительской кооперации предоставляют товары и услуги жителям 89 000 населенных пунктов по всей стране.
Предприятия потребительской кооперации
Потребительская кооперация России обладает развитой сетью магазинов, складов, заготовительных пунктов и производственных предприятий. В общей сложности в системе Центросоюза имеется более 3500 цехов по производству продукции, около 8 000 объектов для организации закупки сырья у населения, его хранения и первичной переработки, а также около 29 000 розничных торговых предприятий и более 3500 предприятий общественного питания. На базе 13 000 стационарных и передвижных мастерских кооператоры предоставляют сельскохозяйственные, бытовые и строительные услуги населению. Организации потребкооперации, входящие в систему Центросоюза, обеспечивают постоянной работой 103 000 человек по всей стране.
Образовательная система потребительской кооперации
Потребительская кооперация России обладает собственной системой образования, с более, чем 100-летней историей. Она включает в себя три федеральных вуза: «Российский университет кооперации», «Сибирский университет потребительской кооперации», «Белгородский университет кооперации, экономики и права», а также 40 специальных учебных заведений. Всего в учебных заведениях потребительской кооперации России получают образование 70 тысяч студентов. Центросоюз регулярно принимает участие в федеральных и региональных проектах, направленных на улучшение качества обучения.
Закон о потребительской кооперации
Деятельность Центросоюза, потребительских обществ и их союзов регулируется Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Центросоюз проделал большую работу по разработке и принятию основополагающих законов: «О потребительской кооперации в Российской федерации» от 23 июля 1992 г.; «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 13 июня 1997 г.; «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 29 марта 2000 г.
Социальная миссия
Российская потребкооперация выступает за комфортный для жизни мир с устойчивой экономикой, основанной на осознанном выборе каждого члена общества и совместных ценностях – честности, открытости деятельности, уважительном отношении, заботе о людях и окружающей среде. Кооператоры поддерживают производство экологически чистых продуктов питания, создают социально ответственные предприятия на местном, региональном и национальном уровнях. Потребкооперация ориентирована на формирование заботливого, творческого и гуманного общества, справедливой и инновационной социальной экономики. Потребкооперация уделяет много внимания развитию социальной инфраструктуры сельских территорий, обеспечению продовольственной безопасности сельского населения. Кооператоры организуют обмен знаниями и создают культуру взаимной поддержки, в которой члены могут способствовать успеху, социальному росту, экономической независимости других членов, а общество осознает положительное влияние кооперативов на экономику и общество.
Будьте с нами!
Центросоюз России
Центросоюз РФ представляет систему потребкооперации на национальном уровне, отстаивая интересы кооперативного движения в государственных структурах и привлекая молодых лидеров к участию в кооперативном движении.
В структуру потребкооперации России входят добровольные объединения потребительских обществ и союзов потребительских обществ разного уровня, иерархию которых и возглавляет Центросоюз.
Центральный офис:
107996, г. Москва, ул. Гиляровского, 57
Единый многоканальный номер: (495) 684-18-03
Как стать кооператором?
Создание кооператива состоит из шести шагов. Что потребуется сделать:
1. Собрать КОМАНДУ;
2. Выбрать ИДЕЮ;
3. Подготовить устав;
4. Провести учредительное собрание;
5. Зарегистрировать кооператив в ИФНС;
6. Сформировать паевой фонд;
7. Можно начинать работать!
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 N 3085-1 (последняя редакция)
19 июня 1992 года N 3085-1
О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
(ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов
от 11.07.1997 N 97-ФЗ, от 28.04.2000 N 54-ФЗ,
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 37-ФЗ,
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;
пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ)
Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.
Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Чем выгодно для населения и бизнеса взаимодействие через потребительские кооперативы и на каких законодательных актах основано это взаимодействие?
Взаимодействие основано на:
На международном уровне, содействие во взаимодействии кооперативных сообществ, осуществляется Международным Кооперативным Альянсом.
Для повышения эффективности взаимодействия и выстраивания новой системы отношений с кооперативными организациями на постсоветском пространстве в 2002 г. была создана Ассоциация «Лига национальных (республиканских) союзов кооперативных организаций потребительской кооперации стран Содружества
Потребительская кооперация — это пространство в котором живут, создают, развиваются, трудятся, учатся и отдыхают граждане, изъявившие желание стать пайщиками этого общества.
Потребительскую кооперацию, следует рассматривать, прежде всего, как первоначальное звено системы самоуправления, в подлинно свободном, справедливом Гражданском Обществе, формирующемся в порядке самоорганизации снизу-вверх, которая объединяет людей для достижения целей на основе согласованных, равных возможностей. Каждый участник общества (пайщик) обладает правом голоса в принятии решений и в распределении Блага между участниками, с учетом его фактической и ресурсной деятельности.
внесенных в сообщество в качестве паевых и целевых паевых взносов, в рамках, организуемых правлением и паевыми объединениями пайщиков, целевых потребительских программ.
В кооперативном обществе можно реализовать различные целевые программы, организованные индивидуально или в составе коллектива на территории любого государства. Каждый пайщик может прекратить свою деятельность на поле сообщества по своему желанию.
Заведя бизнес на поле кооператива можно реализовывать конечный продукт как внутри этого поля, так и за его пределами, учитывая выгоду для основателя бизнеса.
Границы личного бизнеса определяются организатором самостоятельно и позволяют завести свой действующий бизнес на поле кооперативного пространства, с целью реализации одноразовой сделки или перейти на постоянный взаимовыгодный обмен производимыми благами внутри потребительского кооператива.
Потребительский кооператив не покушается на бизнес своих пайщиков, а наоборот становится мощной защитой каждого пайщика кооперативного сообщества, так как экономическое поле сообщества, отгорожено и значительно защищено законодательством от государственных структур:
Сталкиваясь с государственной фискальной структурой любой гражданин, физическое лицо или бизнес начинает тратить свой личный временной и материальный ресурс на защиту своих прав и опровержение, порой выдуманных, нарушений, а фискальный орган тратит бюджетный ресурс, ничем для себя не рискуя. Самиоорганизуясь в кооперативные объединения, пайщики приобретают защиту в виде общественного и правового купола.
Статья 3 Закона РФ от 19 июня 92 года № 3085-1 говорит, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских кооперативов и их союзов за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации.
Статья 16 ГК РФ утверждает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому документу акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Организационно-экономическое пространство потребительского кооператива может быть разбито на территориальные участки и отраслевые сферы деятельности, а также целевые программы, где каждый пайщик может полностью обеспечить себя работой, социальными, общими и личными благами
Целевые программы — это проекты,деятельность, бизнесы, сделки и т.д, которые исходят от пайщиков в рамках поля потребительского кооператива, эти программы позволяют участникам осуществлять взаимный обмен результатами своего труда, правами, обязательствами или иными активами между пайщиками, проявляющийся в форме обмена продуктами, услугами, работами, деньгами, ценными бумагами, активами и т.д. Обмен возможен между всеми и при этом не возникает неадекватного налогообложения, которое тормозит развитие экономики и социальных процессов в обществе.
Практически любой бизнес и взаимоотношения можно завести в пространство потребительского кооператива, как следствие, взаимодействие между бизнесом, гражданами, становятся более конкурентоспособными и появляется возможность увеличить прибыль, а компаниям, которые жизненными обстоятельствами, поставлены в условия сокрытия налогов, вывести бизнес в легальное русло, не потеряв при этом свободы от его нелегального ведения и доходности от легального ведения бизнеса.
В зависимости от того насколько эффективно работает процессы в Потребительском Кооперативе, для различных типов предприятий, сокращение налогооблагаемой базы составляет от 30 до 100 процентов.
Для гражданина это получение выгод, скидок и благ на прямую от производителя без надбавок посредников и переплат налогов. Все членские взносы не подлежат налогообложению как средства, уплаченные участниками некоммерческой организации на ее содержание и для достижения общественно полезных целей.
Одной из самых привлекательных особенностей в потребительском кооперативе является такое определение как паевой фонд. Правильно оформленное внесение имущества в паевой фонд потребительского кооператива это здания, сооружения, оборудование земельные участки, транспортные средства, ценные бумаги и так далее не доступны даже для судебных приставов, так как на паевые взносы пайщиков не предъявляются иски по долгам пайщиков, физических или юридических лиц, в том числе ИП.
Фонды могут быть совершенно разные и любые.
Статья 23 Закона РФ от 19 июня 92 года № 3085-1 вы имеете право создавать любые фонды определённые уставом
Возврат паевого взноса пайщику происходит без налогообложения и декларирования, например, при получении возврата паевого взноса физическому лицу не нужно уплачивать НДФЛ и подавать декларацию на получение дохода.
Возврат паевого взноса может быть в виде денег, а также недвижимости транспортных средств, земельных участков, оборудования и так далее и тому подобное.
Потребительский кооператив может привлекать средства и выдавать займы своим пайщикам, как физическим лицам, так и юридическим лицам, а также ИП без необходимости лицензирования данной деятельности. Не нужна лицензия на лизинговую деятельность, вместо этого осуществляется выдача имущества своим пайщикам в рассрочку. Используя механизм обмена паями, появляется возможность выдачи пайщикам любого имущества от компьютера, телевизора, стиральной машины до автомобиля, гаража, дачи, квартиры, завода и т.д. в безвозмездное бессрочное пользование. Все деньги, поступающие в кассу или на расчетный счет потребительского кооператива, являются взносами, вступительными, паевыми, членскими, членскими целевыми.
Самое главное в потребительском кооперативе это коллективное мировоззрение основанное на массовости участников, разноплановость интересов пайщиков в том числе предпринимателей, фермеров, фирм и производств.
В пространстве кооперации легче и надежнее найти, получить товар или услугу, или реализовать свои возможности.
В пространстве появляется единое информационное поле, и система доверия.
На сегодня существует государственная программа по поддержанию потребительских кооперативов.
Пространство неограниченных возможностей.
Подключайся к Новому, хорошо забытому, старому.
Потребительская кооперация что это такое
ГК РФ Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе
1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «некоммерческая корпоративная организация» и «потребительское общество взаимного страхования» (ФЗ от 29.11.2007 N 286-ФЗ).
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».
С 01.03.2022 в п. 3 ст. 123.2 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 287-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 146-ФЗ)
Потребительская кооперация: история, особенности. Закон о потребительской кооперации
Потребительская кооперация предполагает добровольное объединение физических и юрлиц на основе членства. Ее целью выступает удовлетворение нужд субъектов в услугах и товарах. Первоначальное имущество таких объединений формируется из паевых взносов. Рассмотрим далее, как происходило развитие потребительской кооперации.
Зарождение
История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг. владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории. К этим основам относят следующие положения:
Организации потребительской кооперации в СССР
В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:
К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.
Основы современных объединений
Российская потребительская кооперация сегодня представляет собой многоотраслевую социально-экономическую структуру. Целью ее функционирования выступает удовлетворение индивидуальных, общественных и прочих нужд членов-пайщиков в услугах и товарах. Кроме этого, потребительская кооперация в России обеспечивает обслуживание финансовых интересов производителей продукции, объединившихся в ней. Вместе с этим достигается определенная выгода остальных участников.
Особенности потребительской кооперации
Структурная специфика
Потребительская кооперация включает в себя следующие управленческие схемы:
Организационная форма выступает в качестве конструктивного элемента, который:
Социальный статус
Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью. Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи. При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.
Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой. К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее. В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.
Элементы структуры
Нормативные акты о потребительской кооперации в РФ характеризуют ее как комплекс обществ и союзов, сформированных для удовлетворения материальных и прочих нужд их участников. В этой связи выделяют следующие ее элементы:
Самоорганизация
Системный характер, которым обладает потребительская кооперация, позволяет сформулировать ее основные свойства. Они, собственно, составляют содержание социальной и экономической функций структуры. Одним из таких свойств выступает самоорганизация. Она является основным способом формирования кооперативов любого вида. Самоорганизация базируется на инициативности и собственных средствах граждан, которые они объединяют добровольно для решения насущных вопросов. Именно этот механизм позволяет сконцентрировать и внедрить в экономический оборот неиспользуемые запасы на национальном, региональном и местном уровнях для скорейшего удовлетворения текущих нужд населения и самих пайщиков.
Структурность
Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом. Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач. Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.
Специфика обществ
Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства. Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера. Данное определение отражает следующие специфические черты объединений:
Классификация
Потребительские общества разделяются по:
1. Территориальному признаку на:
2. Профессиональному или социальному составу участников на:
Потребительские общества считаются первичными структурными элементами. Они объединяют участников и формируют более крупные элементы. Проще говоря, если не будет потребительских обществ, не будет и союзов, а следовательно, и самой кооперации. Комплекс объединений разного уровня обеспечивает более устойчивое правовое положение в стране в целом и регионе в частности. Социально-экономическая деятельность обществ, состоящих в союзах, отличается лучшей организованностью и обеспечена защищенностью в рамках рынка.
Структурные уровни
Организационное построение потребительской кооперации основывается на принципе административно-территориального разделения в стране. Каждое объединение или их группа располагается на том или другом вертикальном уровне. Первый сформирован потребительскими обществами, выступающими в качестве добровольных объединений физических (реже юридических) лиц в одном либо нескольких населенных пунктах (горпо, сельпо). На следующей ступени находятся районные союзы. Они сформированы объединениями обществ на территории определенных районов.
На третьем уровне располагаются республиканские, краевые, областные союзы. На четвертой ступени находится добровольное объединение всех обществ страны. Оно представлено Центральным союзом. Переход с четырех- на трехуровневую структуру способствует уменьшению количества обществ, их укрупнению. Это, в свою очередь, упрощает управляемость всей системы. Большая часть районных союзов и объединений, присутствующих в них, преобразованы в райпо. Основным преимуществом создания районных обществ считается концентрация капитала. Это способствует упрочению положения объединений. Райпо сегодня выступают как крупные конкурентоспособные структуры, действующие на рынке.
Участники обществ
Потребительские объединения и их союзы как юрлица имеют специфические контрольные органы и управленческий аппарат. В зависимости от числа участников и территориального расположения выделяют:
Следует отметить, что Закон «О потребительской кооперации» не устанавливает пределы по количеству пайщиков. Так, в обществе могут состоять как несколько сотен, так и тысяч участников. На сегодняшний день преобладают крупные объединения. В таких обществах созвать общее собрание невозможно. В этой связи для обеспечения участия всех членов в принятии решений формируются кооперативные участки. Высшим управленческим органом в таких объединениях выступает собрание пайщиков от каждой местности. В качестве кооперативного участка может выступать село, несколько (или один) населенных пункта, городская улица или иная территориальная структура, в которой состоит не более 300 человек.
Органы контроля и управления
Для потребительского общества без участков характерна следующая административная система:
Потребительское общество с участками включает в себя: