Потому что вид связи
§ 1. Типы связей, выраженные союзом «потому что»
§ 1. Типы связей, выраженные союзом «потому что»
Прежде чем приступить к описанию полученных нами результатов, следует сразу же провести различие между двумя существенными типами связей, обозначаемыми союзом «потому что», а именно: связь причины со следствием, или причинная, и связь основания с выводом, или логическая.
Причинное «потому что» осознает связь причины со следствием между двумя явлениями или двумя происшествиями. Во фразе, которую мы даем ребенку: «Этот человек упал с велосипеда, потому что. », «потому что» выражает причинную связь, так как речь идет о том, чтобы связать происшествие (падение) с другим происшествием (например: «Кто-то ему преградил дорогу»), а не связать идею с идеей.
Напротив, логическое «потому что» означает не связь причины со следствием, а «подведение» (включение), связь основания с выводом. В этом случае «потому что» связывает уже не два наблюдавшихся факта, а две идеи или два суждения, например: «Половина девяти не четыре, ибо четыре и четыре составляют восемь» или: «Это животное не умерло, потому что оно (раз оно) еще движется».
Здесь, очевидно, возникают трудности с точки зрения логики, но мы постараемся устранить их из наших изысканий, носящих чисто генетический характер. Когда начинается подведение и когда кончается причинная связь? Не являются ли связи, которые мы только что указали, такими же причинными, как и предшествующие? Разве эмпирическое наблюдение не дает ребенку возможности узнать половину какого-нибудь числа, так же как и констатировать падение с велосипеда? Но, становясь на эту позицию, упускают из виду то обстоятельство, что для объяснения, почему половина 9 не есть 4, необходимо прибегнуть к определению и к отношениям, которые являются не причинами, но логическими основаниями, тогда как для объяснения падения с велосипеда обращаются лишь к фактам. Так что оба вида связей различаются прежде всего по типу объяснения: один вид — это доказательство (логическое), другой — это объяснение (причинное).
Последний критерий, разумеется, также приводит к трудностям, однако, может быть и подтвержден не только логическими, но и психологическими основаниями. И впрямь, наблюдение делает очевидным, что появление логического оправдания или доказательства происходит значительно позднее, чем возникает причинное объяснение. Когда ребенка просят дополнить фразу «Этот человек упал с велосипеда, потому что. », ребенок не испытывает никакого затруднения. Когда же у него спрашивают: «Половина 9 не 4, потому что. », вопрос ему кажется нелепым и у него является искушение ответить причинным объяснением: «Потому что он плохо считает». Ясно, что различие, проводимое здесь нами, с чем-то связано. Оно основывается даже на одном общем правиле умственного развития, а именно, что потребность в контроле хронологически появляется значительно позднее, чем способность находить объяснения.
Кроме того, следует еще различать третий тип связи, который мы можем рассматривать как посредствующий между двумя предыдущими и который мы назовем связью между мотивом и действием или связью психологической. «Потому что», означающее эту связь, устанавливает отношение причины к следствию не между двумя какими-нибудь фактами, но между действием и намерением, между двумя психологическими действиями. Например: «Я дал пощечину Полю, потому что он смеялся надо мной». Здесь отношение, в известной степени, эмпирическое, ибо речь идет о двух фактах и о причинном объяснении. В другом смысле отношение это логическое, ибо оно вводит основание — интеллектуальный мотив — в качестве причины: стало быть, здесь столь же оправдание, сколь и объяснение.
Мы отличаем этот третий тип, потому что у детей имеется тенденция заменять логические связи связями психологическими. Мы только что видели этому пример: «Половина 9 не 4, потому что он плохо считает».
Было необходимо ввести такие различия, ибо в этой главе мы ставим себе задачей показать некоторые затруднения, испытываемые ребенком при установлении правильной связи. Само собою разумеется, что эти трудности значительно варьируются в зависимости от типа связи. К тому же полезность этих различий уже обнаружилась при исследовании детских «почему» (часть I, глава V). Действительно, каждой из наших трех категорий «потому что» соответствует категория «почему»: «почему» причинного объяснения («Почему лодки держатся на воде?»), «почему» мотивации («Почему вы уходите?») и «почему» логического оправдания («Почему это собака, а не волк?»). Как мы уже достаточно наблюдали, соответствующее появление этих трех видов вопросов и их функциональная важность чрезвычайно варьируются. Отсюда — полезность сохранения данной классификации.
Можно, наконец, задаться по поводу каждого из наших опытов вопросом о точном отношении, которое существует между языком и рассуждением. Почему ребенку не удается дополнить одну из наших фраз: потому ли, что ему неизвестен надлежащий союз, или потому, что он не умеет мысленно пользоваться связью, обозначаемой этим союзом? Невозможно решить этот вопрос a priori. Мы увидим на примере противительных союзов, что некоторые из них, в том числе «хотя» (quoique), могут остаться непонятными, несмотря на то, что отношение противоположности понимается, когда употребляются другие слова. Что же касается «потому что» (parce que), то дело обстоит иначе. В отношении возраста между 6 и 9 годами, когда связь, обозначаемая «потому что», неправильна, всегда можно допустить, что здесь имела место ошибка в рассуждении, ибо «потому что» спонтанно употребляется ребенком начиная уже с 3 или 4 лет.
Читайте также
Теоретики «объектных связей»
Теоретики «объектных связей» Работа Мелани Кляйн, по моему мнению, знаменует переход от классического к современному психодинамическому исследованию. Так же, как для психологических исследований в целом, где нам приходится рассуждать в терминах «до и после Фрейда», я
3.13 Правила образования связей
55. Образование смысловых связей
55. Образование смысловых связей К образу (или ассоциации), в котором закодировано произношение термина, добавляются образы, отражающие смысл этого термина.Пример. «Драже». Запомнить само название можно, обозначив это слово чем-то дрожащим, например, вибромассажером.
57. Образование структурно-смысловых связей
57. Образование структурно-смысловых связей Само название метода говорит о том, что кроме запоминания смысла, происходит фиксация в памяти структуры понятий.Структура понятий состоит из множества последовательностей терминов. Сами последовательности могут делиться и
Типы связей
Типы связей Если ваш муж завел роман, не ждите, что он закончится сам по себе. Одного желания для этого недостаточно. Иногда связь мужа прекращается без вашего вмешательства, в других случаях только вы способны ее прервать, а порой и вы бессильны что-то изменить. Если не
Типы связей
Типы связей Если связь вашего мужа возникла стихийно, постарайтесь взглянуть на его поведение с мужской точки зрения. Объясните происшедшее его слабостью. Он мог поддаться сиюминутному увлечению, женщина могла застать его врасплох, сама проявив инициативу.Если же его
УРОК 34 Бог любит тебя не потому, что ты что-то сделал или не сделал, а потому что таков Он есть
УРОК 34 Бог любит тебя не потому, что ты что-то сделал или не сделал, а потому что таков Он есть тобы отметить наступление нового тысячелетия, папа римский снова ввел индульгенции — нечто вроде амнистии для грешников. Подобная практика была распространена в Средние века. В
Странности связей Президента
Странности связей Президента Известно, что Буш подверг жесточайшей цензуре отчет Конгресса: результат его собственного расследования событий 11 сентября. Президент США собственноручно вычеркнул ни много ни мало 28 страниц отчета, – об участии граждан Саудовской Аравии
Поддержание наших связей
Поддержание наших связей Я хочу завершить эту главу историей Томми, моего двенадцатилетнего пациента, помешанного на смерти. Он приходил ко мне на консультацию тремя годами раньше, после смерти его дяди, с которым близко общался. В девятилетнем возрасте Томми пытался
Потому что… Потому что… Потому что…
Потому что… Потому что… Потому что… Во время семинара выходного дня ко мне обратилась одна из участниц:– Теперь я понимаю, что концентрировала свое внимание не на мечте, а на отсутствии желаемого. Но вы сказали, чтобы мы задавали себе вопросы, а мне приходит
Ваша сеть связей
Ваша сеть связей Если мы хотим развить стыдоустойчивость, мы должны научиться протягивать руку помощи другому. Мы должны на деле применить нашу храбрость, сочувствие и выстроить необходимые связи. Непросто попросить кого-то выслушать, непросто быть тем, кто слушает. На
Классификация внебрачных связей
Классификация внебрачных связей Как я уже говорил ранее, случаи супружеской неверности можно разделить на три группы. Для того чтобы психотерапевтическая работа оказалась успешной, важно понять, к какой группе относится тот или иной случай. Ниже приведены краткие
Вселенная искаженных связей
Вселенная искаженных связей Названия «умалишение», «безумие» неточны и несправедливы, потому что маньяки… не лишились ума, не без ума: они имеют ум, и нередко острый, но ум их действует неправильно. Малиновский (психиатр) Странная и страшная жизнь началась у этого
Мы делаем выбор не потому, что он нам нравится, а он нравится нам, потому что мы его делаем
Мы делаем выбор не потому, что он нам нравится, а он нравится нам, потому что мы его делаем Наше подсознание делает выбор за нас. Но когда это происходит, мы этого не осознаём. Более того, нам неизвестно, как все это происходит, но при этом мы не остаемся с ощущением
Виды связи в предложении.
Связь в предложении – это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении – сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь в предложении – это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.
Подчинительная связь в предложении – это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.
Как определить вид связи в предложении?
Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.
Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.
Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи.
Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.
Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь – одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.
Виды подчинительной связи.
Существует три вида подчинительной связи:
Согласование – это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (существительное или другая часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования – в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».
В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: прилагательные, местоимения (притяжательные, определительные, указательные, отрицательные, неопределённые) и порядковые числительные.
Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.
Управление – вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными морфологическими нормами в русском языке. Главным признаком наличия управления в словосочетании или предложении является использование предлога, хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.
Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.
Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором отношения между зависимым и главным словом выражаются только смысловым признаком, интонацией или порядком слов. Зависимым словом при примыкании может быть инфинитив, причастие, деепричастие, притяжательное местоимение их, её, его, неизменяемое прилагательное (цвет индиго) и простая степень сравнения прилагательного.
Страсть путешествовать, бежать спотыкаясь, желающий выйти, её юбка, девочка постарше.
Типы связей, выраженные союзом «потому что»
Причинное «потому что» осознает связь причины со следствием между двумя явлениями или двумя происшествиями. Во фразе, которую мы даем ребенку: «Этот человек упал с велосипеда, потому что. », «потому что» выражает причинную связь, так как речь идет о том, чтобы связать происшествие (падение) с другим происшествием (например: «Кто-то ему преградил дорогу»), а не связать идею с идеей.
Напротив, логическое «потому что» означает не связь причины со следствием, а «подведение» (включение), связь основания с выводом. В этом случае «потому что» связывает уже не два наблюдавшихся факта, а две идеи или два суждения, например: «Половина девяти не четыре, ибо четыре и четыре составляют восемь» или: «Это животное не умерло, потому что оно (раз оно) еще движется».
Последний критерий, разумеется, также приводит к трудностям, однако, может быть и подтвержден не только логическими, но и психологическими основаниями. И впрямь, наблюдение делает очевидным, что появление логического оправдания или доказательства происходит значительно позднее, чем возникает причинное объяснение. Когда ребенка просят дополнить фразу «Этот человек упал с велосипеда, потому что. », ребенок не испытывает никакого затруднения. Когда же у него спрашивают: «Половина 9 не 4, потому что. », вопрос ему кажется нелепым и у него является искушение ответить причинным объяснением: «Потому что он плохо считает». Ясно, что различие, проводимое здесь нами, с чем-то связано. Оно основывается даже на одном общем правиле умственного развития, а именно, что потребность в контроле хронологически появляется значительно позднее, чем способность находить объяснения.
Мы отличаем этот третий тип, потому что у детей имеется тенденция заменять логические связи связями психологическими. Мы только что видели этому пример: «Половина 9 не 4, потому что он плохо считает».
Было необходимо ввести такие различия, ибо в этой главе мы ставим себе задачей показать некоторые затруднения, испытываемые ребенком при установлении правильной связи. Само собою разумеется, что эти трудности значительно варьируются в зависимости от типа связи. К тому же полезность этих различий уже обнаружилась при исследовании детских «почему» (часть I, глава V). Действительно, каждой из наших трех категорий «потому что» соответствует категория «почему»: «почему» причинного объяснения («Почему лодки держатся на воде?»), «почему» мотивации («Почему вы уходите?») и «почему» логического оправдания («Почему это собака, а не волк?»). Как мы уже достаточно наблюдали, соответствующее появление этих трех видов вопросов и их функциональная важность чрезвычайно варьируются. Отсюда — полезность сохранения данной классификации.
Союз «потому что» в предложениях: где ставится запятая?
«Потому что» является одним из наиболее популярных, стилистически нейтральных причинных союзов. По своему строению – он составной. По способу образования: производный, поскольку два уже существующих союза, объединившись, «создали» новую лексему. Употребляется для выражения смысловых отношений между частями сложных предложений. Выполняет подчинительную функцию, используется между неравноправными компонентами. Не изменяется, к нему невозможно задать вопрос. Для союза характерна позиционная мобильность и потенциальная «делимость» на отдельные компоненты, что диктует условия выделения знаками препинания.
Уникальность «потому что» в том, что оно имеет способность «разделяться» как позиционно, так и пунктуационно, поэтому запятая перед «потому что» — вопрос, требующий детального рассмотрения.
Запятая ставится перед «потому что»
«Потому что» выступает в роли подчинительного союза между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, привнося в контекст значение каузальности (причинно-следственное). В данном случае главное предложение находится в препозиции по отношению к придаточному, то есть местоположение союза – центральная часть предложения.
Примеры предложений
Запятая ставится между «потому» и «что»
Существует несколько негласных правил, возникших на основе изучения языкового материала, согласно которым можно объяснить, когда и почему «потому» отделяется от «что» знаком препинания:
Встречаются такие предложения, где «потому» и «что» не только отделены запятыми, но и находятся в отдалении друг от друга, то есть между ними есть другие лексемы. Данное явление доказывает позиционную мобильность союза.
Примеры предложений
«Потому что» в начале предложения
Школьное негласное правило, часто произносимое учителями русского языка, гласит: “Нельзя начинать предложение со слова «потому что»”. Данное обстоятельство применимо к учащимся младшего или среднего звена. Однако старшеклассники уже достаточно ясно понимают, о чем и для чего говорят, поэтому пусть строят новые предложения, используя союз «потому что», если разбивают СП на части. Данное явление именуется парцелляцией, то есть намеренным стилистическим членением связанного текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. Получается, что предложение причины (аналог придаточного в СП) выделяется в самостоятельную синтаксическую единицу, которая вместе с предшествующим предложением или несколькими окружающими ее предложениями образует причинно-следственное сверхфразовое единство. В данной ситуации парцелляция выступает как сугубо индивидуальное явление, когда говорящий или пишущий хочет сделать акцент на причинности.
Примеры предложений
Таким образом, «потому что» чаще всего употребляется в составе СП: после главного предложения, начиная придаточную конструкцию. Запятая может стоять как перед конструкцией, так и разделять ее на части.
Часть II. СУЖДЕНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
I. Союзы причинности и союзы логической связи
Принятая нами техника чрезвычайно проста. С одной стороны, у нас имеются различные записи детского языка, наблюдаемого у детей различного возраста в течение приблизительно месяца (часть I, глава I); мы извлекли из этих записей фразы, содержащие союзы, и проанализировали их с интересующей нас точки зрения. С другой стороны, мы провели опыты в городских школах Женевы, требуя от детей изобретения или дополнения фраз, содержащих «потому что» и другие союзы причинности.
Для этого сначала спрашивают у ребенка, умеет ли он выдумывать фразы на какое-нибудь данное слово («стол» и т. д.). Когда он понял, его просят выдумать фразу, содержащую «потому что», и пр. Иногда прием этот надоедает ребенку, тогда переходят непосредственно ко второй части опыта. Говорят испытуемому, что ему дадут неполную фразу: «Ты сам выдумаешь такой конец, чтобы он соответствовал началу и чтобы фраза была правильна» и т. д. После этого ребенку предлагают дополнить ряд фраз вроде такой: «Человек упал с велосипеда, потому что. » — и ребенок придумывает конец. Эта игра вообще сразу же начинает забавлять ребенка. Ответ ребенка может послужить фразой для продолжения серии. Например, если ребенок отвечает: «Потому что он поскользнулся», то его спрашивают: «Он поскользнулся, потому что. » и т. д., пока это допускает здравый смысл. Однако нужно избегать скуки и автоматизма.
Для изучения употребления союза «потому что» мы экспериментировали при помощи этой техники над 40 детьми от 6 до 10 лет, расспрашивая каждого в отдельности. Кроме того, мы провели коллективную анкету среди 200 детей от 7 до 9 лет, причем мы писали на доске фразы, которые требовалось дополнить. В подобных опытах одновременное пользование коллективной анкетой и индивидуальным исследованием весьма удобно, ибо первая дает статистические показатели, а второе позволяет с уверенностью анализировать результаты. Таким способом мы собрали около 500 фраз путем индивидуального опроса и около 2000 фраз при помощи коллективных анкет.
§ 1. Типы связей, выраженные союзом «потому что»
Прежде чем приступить к описанию полученных нами результатов, следует сразу же провести различие между двумя существенными типами связей, обозначаемыми союзом «потому что», а именно: связь причины со следствием, или причинная, и связь основания с выводом, или логическая.
Причинное «потому что» осознает связь причины со следствием между двумя явлениями или двумя происшествиями. Во фразе, которую мы даем ребенку: «Этот человек упал с велосипеда, потому что. », «потому что» выражает причинную связь, так как речь идет о том, чтобы связать происшествие (падение) с другим происшествием (например: «Кто-то ему преградил дорогу»), а не связать идею с идеей.
Напротив, логическое «потому что» означает не связь причины со следствием, а «подведение» (включение), связь основания с выводом. В этом случае «потому что» связывает уже не два наблюдавшихся факта, а две идеи или два суждения, например: «Половина девяти не четыре, ибо четыре и четыре составляют восемь» или: «Это животное не умерло, потому что оно (раз оно) еще движется».
Здесь, очевидно, возникают трудности с точки зрения логики, но мы постараемся устранить их из наших изысканий, носящих чисто генетический характер. Когда начинается подведение и когда кончается причинная связь? Не являются ли связи, которые мы только что указали, такими же причинными, как и предшествующие? Разве эмпирическое наблюдение не дает ребенку возможности узнать половину какого-нибудь числа, так же как и констатировать падение с велосипеда? Но, становясь на эту позицию, упускают из виду то обстоятельство, что для объяснения, почему половина 9 не есть 4, необходимо прибегнуть к определению и к отношениям, которые являются не причинами, но логическими основаниями, тогда как для объяснения падения с велосипеда обращаются лишь к фактам. Так что оба вида связей различаются прежде всего по типу объяснения: один вид — это доказательство (логическое), другой — это объяснение (причинное).
Последний критерий, разумеется, также приводит к трудностям, однако, может быть и подтвержден не только логическими, но и психологическими основаниями. И впрямь, наблюдение делает очевидным, что появление логического оправдания или доказательства происходит значительно позднее, чем возникает причинное объяснение. Когда ребенка просят дополнить фразу «Этот человек упал с велосипеда, потому что. », ребенок не испытывает никакого затруднения. Когда же у него спрашивают: «Половина 9 не 4, потому что. », вопрос ему кажется нелепым и у него является искушение ответить причинным объяснением: «Потому что он плохо считает». Ясно, что различие, проводимое здесь нами, с чем-то связано. Оно основывается даже на одном общем правиле умственного развития, а именно, что потребность в контроле хронологически появляется значительно позднее, чем способность находить объяснения.
Кроме того, следует еще различать третий тип связи, который мы можем рассматривать как посредствующий между двумя предыдущими и который мы назовем связью между мотивом и действием или связью психологической. «Потому что», означающее эту связь, устанавливает отношение причины к следствию не между двумя какими-нибудь фактами, но между действием и намерением, между двумя психологическими действиями. Например: «Я дал пощечину Полю, потому что он смеялся надо мной». Здесь отношение, в известной степени, эмпирическое, ибо речь идет о двух фактах и о причинном объяснении. В другом смысле отношение это логическое, ибо оно вводит основание — интеллектуальный мотив — в качестве причины: стало быть, здесь столь же оправдание, сколь и объяснение.
Мы отличаем этот третий тип, потому что у детей имеется тенденция заменять логические связи связями психологическими Мы только что видели этому пример: «Половина 9 не 4, потому что он плохо считает».
Было необходимо ввести такие различия, ибо в этой главе мы ставим себе задачей показать некоторые затруднения, испытываемые ребенком при установлении правильной связи. Само собою разумеется, что эти трудности значительно варьируются в зависимости от типа связи. К тому же полезность этих различий уже обнаружилась при исследовании детских «почему» (часть I, глава V). Действительно, каждой из наших трех категорий «потому что» соответствует категория «почему»: «почему» причинного объяснения («Почему лодки держатся на воде?»), «почему» мотивации («Почему вы уходите?») и «почему» логического оправдания («Почему это собака, а не волк?»). Как мы уже достаточно наблюдали, соответствующее появление этих трех видов вопросов и их функциональная важность чрезвычайно варьируются. Отсюда — полезность сохранения данной классификации.
Можно, наконец, задаться по поводу каждого из наших опытов вопросом о точном отношении, которое существует между языком и рассуждением. Почему ребенку не удается дополнить одну из наших фраз: потому ли, что ему неизвестен надлежащий союз, или потому, что он не умеет мысленно пользоваться связью, обозначаемой этим союзом? Невозможно решить этот вопрос a priori. Мы увидим на примере противительных союзов, что некоторые из них, в том числе «хотя» (quoique), могут остаться непонятными, несмотря на то, что отношение противоположности понимается, когда употребляются другие слова. Что же касается «потому что» (parce que), то дело обстоит иначе. В отношении возраста между 6 и 9 годами, когда связь, обозначаемая «потому что», неправильна, всегда можно допустить, что здесь имела место ошибка в рассуждении, ибо «потому что» спонтанно употребляется ребенком начиная уже с 3 или 4 лет.