Потому что это не праздник

Вы никогда не задумывались, что такое праздник? Что это вообще и для чего он нужен и нужен ли? Понятно, что любой праздник – это обязательно перемены яркие или не очень, однако они разбавляют ежедневные будни и дарят нам совсем другое настроение.

Каждый, пожалуй, может дать своё определение этому понятию. Кому-то это лишний выходной от работы, позволяющий провести его без суеты и спешки, валяясь на диване или гуляя на природе. Для кого-то непременно большой стол с гостями и весёлое застолье, а есть и такие, кто вообще не любит праздников, потому, что для них это обязательные расходы, хлопоты и нервотрёпка.

Так получается, что они должны отвечать за проведение праздничного мероприятия, будь-то свадьба или юбилейные торжества, а может быть и корпоративная вечеринка. И тогда праздник для этих людей становятся головной болью, когда нужно всё сделать, везде успеть и всем понравиться.

Празднуем с радостью

Ведущие, которые превратят вашу свадьбу, дни рождения, корпоративы и презентации в увлекательное действо, на котором зрителям будут представлены и певцы, и танцоры, и потрясающее огненное шоу, естественно, что это всё сопровождает музыка профессиональных музыкантов. Концепция праздника выстраивается в зависимости от предпочтений клиентов от сдержанных и камерных презентаций, до искромётного шоу на неформальной свадьбе.

Здесь можно выбрать зал для мероприятий, пригласить ди-джеев и классических музыкантов, удивиться ловким рукам фокусников и получить подарки ручной работы. Да собственно, каждый посетитель сайта сможет сам увидеть каталог, предоставляемых услуг. Ведь праздник – это не только повод заслуженно отдохнуть, но и возможность почувствовать прилив радостных эмоций и потрясающего душевного состояния.

Источник

12 причин почему у тебя нет новогоднего настроения

Потому что это не праздник

Ты чего такой унылый сидишь, не радуешься наступающему празднику? Как это «настроения нет»? Съешь мандаринку, занюхай елочным базаром. Не помогает? Тогда давай подумаем, что тебя ввергло в уныние. Почему перед праздником ты чувствуешь уныние и едва держишься, чтобы не скатиться в депрессию.

После 20-го числа все резко вспоминают о том, что необходимо купить брют по акции в «Дикси», банку маслин (а то неудобно: гости придут, а маслин нет), и подарки всем родным, близким и тем, кого не поздравить нельзя. В результате чего сорвавшаяся с цепи орда из женщин и мужчин всех возрастов и вероисповеданий заполняет собой торговые центры, оставляя после себя солидную прибыль, полупустые прилавки и всевозможные бациллы. Эта толпа сует по маршруту «работа-торговый центр-дом» 24 часа в сутки, устраивая кромешный ад на дорогах. Вездесущая, сверкающая золотыми зубами, непрекрыто чихающая, движимая девизом «Надо еще купить…».

Охарактеризовать этот период можно словом «куча-мала». Видеть этих некрасивых, озлобленных людей, заполнивших собой весь город, мерзко и неприятно, а причина тому одна — Новый год. У касс вся убогость и без того надоевшего человечества кажется катастрофически распухшей. Мерзкие люди мешают тебе нормально ездить, нормально закупаться и нормально относиться к этому празднику, потому что если бы не он — всё было бы гораздо проще.

Но есть один элементарный выход: закупаться можно до праздников, причем скидочные товары есть всегда и во всех гипермаркетах. Подарки лучше так же покупать задолго, а не за два дня до праздника. Если есть возможность, то лучше массово закупиться товарами, которые выгодно покупать в супермаркетах в конце ноября, когда в просторных залах еще не так много грязных следов от грязной зимней обуви. А товары меньшего ранга можно купить и в родимом ларьке за углом.

Встречается такой тип людей, которые в недавнем времени забросили дурные привычки и начали жить по заветам гири и протеина. Их жизнь — четко расписанный режим, в котором никогда ничего не нарушается: ни количество съеденных куриных грудок, ни регулярность похода в спортзал, ни продолжительность сна. К алкоголю они относятся более чем прохладно, к праздничному застолью — с нескрываемым презрением. Им нечего делать за праздничным столом с подвыпившими родственниками. Подарки дарят они, а не им, так что никакого смысла в празднике для них нет. Тем более, это опять режим нарушать. И пока вся страна пребывает в праздничном коматозе, они живут по режиму. Им праздник не принес ничего хорошего, только траты на подарки и елку.

Конец года — время сумасшедших карьерных стометровок. Эра недосыпа и работы на пределе сил. Мысль о продолжительных каникулах греет душу, и потому все пашут, не жалея себя. Работа кипит, как в адских кузницах перед Армагеддоном, никто не жалеет ни себя, ни других, все двигаются в темпе «аллюр три креста», спешат выполнить заказы, разгрести рабочие завалы, закрыть отчеты, решить проблемы. Получается, что последний месяц проводится исключительно на рабочем месте. И от того никаких моральных сил не остается. Все знают, что конец года — это ад, а еще в конце года Новый год, вот одно и соприкасается с другим, и невинный праздник становится жертвой рабочих обязанностей.

А вот другая ситуация, которая, судя по вопросам, присылаемым в нашу редакцию, потенциально касается примерно 50% наших читателей. Просто в своих письмах многие указывают, что мечтают поскорее открыть свое дело и стать большими руководителями. Ну что ж, директор, постарайся насладиться этими праздниками в полной мере, потому что, если Господь услышит твои молитвы и пошлет тебе свечной заводик под Рязанью или пускай даже сервисный центр, ты возненавидишь эти ленивые 9 дней. Для страны это отдых, а для тебя и таких же, как и ты, это простой, потеря потенциальных денег и пассивный анабиоз. Бизнесмена работоспособность кормит и ежедневный труд. Так что бойся этих дней, как огня.

Ну потому что ты своим зрелым умом успел понять простую истину: новогодняя сказка — маркетинговое шоу, а радость — имитация по привычке. Просто так заведено: Новый год — это волшебная пора, которой все, от маленького чукотского мальчика до дочери псковского мэра, безмерно радуются. А еще в это время заведено тратиться на стол, при том, что большая его часть останется нетронутой. Зачем? Просто потому что надо, просто потому что заведено, и мало кто эти традиции нарушает. А после — лишь разочарование от того, что чуда не получилось, и что новогодний вечер опять не смог тебя удивить. Ничем. Потому что ты уже слишком взрослый.

Бытует мнение, что Новый год — это семейный праздник. Но дело в том, что не во всех семьях в этот день царили радость, уют и тепло. У кого-то родители были запойные алкаши, и праздника не получалось, у кого-то по религиозным или этническим соображениям он переносился на другой месяц. А у кого-то были и семейный уют, и традиции, но не было денег, чтобы накрыть большой стол и купить всем подарки. Потому он отличался только наличием елки и программами по телевизору. А такие флэшбэки из детства не сильно способствуют проявлению любви.

Лежать с бокалом брюта под елочкой, считая появления Коли Баскова на разных каналах за одну новогоднюю ночь, — это занятие, способное довести нормального человека до самоубийства. Посмотреть что-то нормальное, поиграть в игры, или пойти и докопаться до пьяных прохожих, конечно, гораздо интереснее, но тогда чем этот день отличается от всех остальных?

Правда, есть опасность нарваться на плохую компанию. В том смысле, что встречать с ними Новый Год архискучно. Например, вся семья, собравшаяся за одним столом, провозглашающая банальные тосты и обсуждающая поведение звезд в телевизоре. Ты устал от этого за долгие годы сосуществования, но в этот раз всё гораздо серьезнее, как последний уровень в старых видеоиграх, который вроде и был похож на остальные, но был порядком сложнее. Хуже — только компания, в которой кто-то кого-то замочил.

Надо умудриться найти деньги всем на подарки, закрыть сессию на последней неделе, найти деньги, чтобы скинуться на праздничный стол, и при этом не забыть найти компанию. При этом всё нужно сделать вовремя, или на худой конец, как это постоянно бывает, в последний момент. Конечно, можно начать всё делать заранее, но от забот это не избавит. Всё равно слишком много вещей нужно учесть. И еще больше вещей нужно оплатить. А когда денег нет — нет и настроения, таковы законы. И всё: праздничные столы, подарки, радость — всё проходит мимо.

Очень обидно, когда за пару дней до праздника ты узнаешь, что тебя сократили или бросили. Хотелось бы посоветовать не отчаиваться и поверить, что в будущем всё наладится, но тебе сейчас наверняка не до этого.

Ты ждал, планировал и договорился было с кем-то отметить, как тебя радуют умопомрачительной новостью: в ночь с 31-го на первое ты работаешь. И всё, и катастрофа. Еще терпимо, если на работе кто-то есть, и пара выпитых рюмок ничего не испортят. Однако если ты сидишь в гордом одиночестве, а пить нельзя, потому что не дай бог — вызов, то пиши пропало. Бог с ним, с настроением, удивительно, что после такого ты еще не перехотел жить.

Гораздо хуже, когда 31 декабря, за несколько часов до курантов, ты узнаешь о смерти своих близких. Думается, что не стоит описывать внутреннее состояние в такие моменты. Самое плохое, что неприятное воспоминание о печальных событиях тянется на протяжении всей жизни. Всё испорчено, и праздник ассоциируется не с елкой и весельем, а именно с трагедией. Тут уж ничего не поделаешь, только время и близкие способны хоть как-то разорвать порочный круг.

Источник

Игра «Зачем я пришёл на этот праздник»

Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Потому что это не праздник

Игра «Зачем я пришёл на этот праздник»

Эту весёлую игру можно провести в начале праздничного застолья, чтобы создать у присутствующих положительный настрой. Для игры нужно предварительно подготовить карточки с ответами. Ведущий по очереди подходит к гостям и задаёт им один и тот же вопрос: «Зачем вы пришли на этот праздник?» Игроки достают наугад карточки с шуточными ответами и зачитывают их вслух. Получается очень весело. Карточки можно положить в шляпу, в красиво оформленную коробку или на поднос.

Варианты ответов:

Потому что мечтаю выпить с кем-нибудь на брудершафт
Да потому что дома делать нечего!
Потому что мне обещали незабываемую шоу-программу
Потому что здесь столько интересных людей!
Потому что сегодня мне негде ночевать
Потому что хочу занять у кого-нибудь денег
Потому что надеюсь завести с кем-нибудь интрижку
Потому что я скрываюсь от полиции, и мне нужно алиби
Потому что дома меня все достали!
Это моя тайна, я не могу вам раскрыть её…
Потому что без меня этот праздник просто не состоялся бы!
Потому что мне не хотелось готовить ужин, а здесь неплохо кормят!
Потому что хочу напиться «в зюзю»
Потому что тайно мечтаю исполнить для гостей эротический танец
Потому что у меня спецзадание: собрать компромат на всех присутствующих
Потому что люблю поспать лицом в салате…
Потому что хочу спеть для гостей свою любимую песню
Потому что… во спросили! Я уже и не помню, зачем пришёл сюда!

Варианты ответов в стихотворной форме:

Честно нужно отвечать?
Под столом хочу поспать!

Что тут думать и гадать?!
Здесь хочу потанцевать!

На других посмотреть, да себя показать,
Всем гостям здоровья пожелать.

Сделать я хочу сюрприз —
Показать вам свой стриптиз!

Любопытные вы больно.
Вечер провести прикольно!

Сделать фоторепортаж
«Бурный праздничный кураж»!

Не догадываетесь сами?
Поразить гостей речами!

Мой ответ давно готов:
Хочу «бухать» без тормозов!

Отвечаю вам отважно:
Хочу я быть персоной важной!

Разве трудно догадаться?
Здесь хочу я оторваться!

Бред застольный послушать,
Посмеяться и плотно покушать!

Что тут долго речь вести?
Классно время провести!

От вас ничего я не скрою:
Налопаться бутербродов с икрою!

Я сегодня очень смел:
Подсчитать, кто сколько съел!

Что за странные вопросы?
Сервис очень тут хороший!

Хоть и стыдно признаваться —
Фруктов я хочу нажраться!

Меня общество манит –
Показать всем свой «прикид»!

Здесь хочу я пошалить
И народ повеселить!

Потому что я мечтаю
Много торта съесть за чаем!

Что за вопросы, разве не ясно?
Потому что здесь сегодня будет классно!

Я пришёл (пришла) не веселиться,
Просто нужно похмелиться!

Не хочу вам признаваться,
Но мечтаю я подраться!

Ах, какой вы любопытный!
Выпить коньячок элитный!

Зачем я здесь, да почему…
Ничего вам не скажу!

Источник

Праздник

Вот уже лет двадцать, как нет в моей жизни Нового года. И даже не потому, что праздник этот «не православный», нет. Уже задолго до моего воцерковления от Нового года остались только «рожки да ножки»: слякотная суета последних дней, классическое обжорство, отупляющая пестрота экрана, китайская канонада – салют Поднебесной – и… всё.

А где же то – детское – невосполнимое горячительными напитками, салютами и салатами предвкушение чуда? Где та естественная, через край, полнота восторга.

За две недели до Нового года город наполнялся не просто ожиданием, а предвосхищением, отрадой, дыханием праздника. Оно проникало повсюду, в самые смятые, скомканные безнадёжно лёгкие, так что все без исключения люди становились на это время родными братьями… даже сёстры становились братьями, даже члены правительства и дружинники, честное слово…

А новогодние мандарины тех лет – это же совсем не те мандарины, что мы едим сейчас… Да нет, какая там ностальгия… О чём вы. Просто сейчас мы покупаем мандарины и едим… когда захотим… почти мимоходом… можно и на Новый год… Без проблем. Это не событие вовсе. А тогда мандарин был именно атрибут, даже, если угодно, символ Праздника… мандарин – значит Праздник. И не какой-нибудь, а именно Новый год. Оранжевый рефлекс, ставший вполне безусловным…

И все эти хлопушки, конфетти, стеклянные шары, Деды Морозы, намалёванные зубной пастой на витринах, самодельные снежинки и гирлянды из разноцветной бумаги – всё это создавало чувство Праздника. Уж не знаю как, но создавало. И эффект был не то, чтобы спец, а просто супер!

Потому что это не праздник

Но всё-таки казалось, что самое главное, лучшее спрятано от нас, недозволенно, запрещено: даже до двенадцати никогда не давали дождаться взрослые, заставляли идти спать. И думалось: ничего, я вырасту и тогда уж встречу по-настоящему! Ничего…

Я помню глухую ночь, нашу старую квартирку и себя в ней. Поздно вечером тайком от нас – маленьких, – чтобы сделать сюрприз, родители нарядили в гостиной ёлку. Не знаю уж как я об этом пронюхал, но вот – пробираюсь с замирающим сердцем в ночи на цыпочках, боясь что-нибудь задеть в темноте и разбудить взрослых. Впрочем, кажется, даже если что-нибудь свалится с грохотом на пол – никто не услышит, потому, что из гостиной разносится по всему дому оглушительный, раскатистый храп бабы Тони. Но её-то и стоит как раз опасаться в первую очередь. Это она по доброй деревенской традиции на потеху соседям гонялась за мной на днях по двору с хворостиной. Не догнала, конечно, но всё же… И вот – надо же – ёлочка как раз стоит в той комнате, рядом с диваном, на котором вдохновенно храпит баба Тоня.

Я осторожно приоткрываю высокую, сонно скрипнувшую дверь… и замираю.

Распространяя невероятный, волшебный свет, благоухая, переливаясь тысячью мерцающих огоньков, высокая, под потолок стоит посреди комнаты пушистая лесная красавица. Я просто стою и смотрю на неё как завороженный не в силах оторвать взгляд. Так это и осталось навсегда – волшебное чудо, сказка! Не знаю, может, я никак не мог поверить в реальность происходящего, и желал удостовериться, что не сплю, только я сделал шаг к придвинувшейся, ставшей совсем уж огромной ёлке. Сделал шаг, протянул руку и легонько, едва-едва, как мне казалось, потянул за какую-то вьющуюся блестяшку, вроде дождика. Дальше я помню, что ёлка раздумчиво, медленно стала отклоняться от вертикали и вдруг всей своей расфуфыренной, пышной тяжестью обрушилась на спящую бабу Тоню…

Думаете, это была катастрофа? Нет! Шок? – пожалуй. Мгновенный ужас, плач? – да, всё это, конечно было, но разбитые игрушки собрали, меня не столько отругали, сколько смущённо утешили и на следующий день ёлочка – краше прежнего, на уверенных раскорячках – уже стояла на прежнем месте, да ещё и с подарками в снежной вате под ней.

Впрочем, если и стоит о чём горевать – так это об утраченной чистоте, детской наивности, а Праздник…

Наверное, сокровенный смысл Нового года в атеистические времена заключался именно в его неформальности, чудесности даже… Ведь никак невозможно объяснить, почему именно Новый год, а не Седьмое ноября, например, или Первое мая – стал безусловным фаворитом советских праздников.

Этот праздник стоял над идеологией, его невозможно было до конца объяснить, оправдать, подвести под него марксистскую базу, но он был реальнее любой «объективной реальности». Такое безмолвное торжество Духа вечности над духом времени. В то время Новый год, — как и поэзия, литература, кино — в каком-то смысле восполнял недостаток духовной жизни, воплощал идею добра, красоты, любви… Ну, кто из нас не начинал 1 января новую и притом, заметьте, лучшую в нравственном, духовном отношении жизнь?! И пусть эти порывы быстро гасли, но ведь они были! Вот в чём духовное значение этого праздника – в обновлении, преображении жизни и это его, конечно, роднит с Рождеством Христовым – началом «нового года», новой эры в жизни всего человечества. «Дух дышит, где хочет» и, уничтожая храмы, борясь с религией, воинствующие безбожники ничего не могли поделать с Духом истины, который находил новые формы для своего выражения, в том числе и такую, как «светский» праздник Новый год.

Но те времена ушли, Истина снова свидетельствует о себе открыто, и голос Церкви не слышит теперь только тот, кто не нуждается в правде. Может потому литература, поэзия, и утратили в нашей стране былую духовную силу и Новый год перестал быть тем, чем он был раньше: всё это осталось на откуп тем, кто упрямо не желает меняться, а «новые формы» ищет в прогрессирующем оскудении.

В нашу жизнь возвращается Рождество, возвращается изгнанная духовная Красота. А Новый год… хочется надеяться, что этот праздник займёт, наконец, подобающее ему, скромное — и в духовном и в календарном значении — место.

Источник

«Победила в войне не советская власть» Сталин отменил праздник 9 Мая спустя три года после Победы. Чего и кого он боялся?

Потому что это не праздник

Фото: Hulton Archive / Getty

Россия и другие страны бывшего СССР 9 мая 2020 года отпразднуют 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. При этом во времена Сталина этот праздник отменили уже в 1947 году, сделав день разгрома фашистских войск вновь рабочим. Однако другие советские праздники Сталин не трогал, они отмечались все так же широко. Почему лидер СССР решил отказаться от Дня Победы, чего и кого он боялся и на какие шаги готов был пойти, чтобы не проиграть во время войны и после ее окончания — «Ленте.ру» рассказал историк, вице-президент Ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский.

Говорят, что Сталин вернул 9 Мая статус рабочего дня, потому что боялся фронтовиков, которые были еще совсем не старые, которые посмотрели, как живет освобожденная ими Европа, и могли задать неприятные вопросы советской власти. Это близко к истине?

Потому что это не праздник

Константин Залесский: Это объяснение близко к истине, но не совсем относится к празднованию Дня Победы. Его праздновали в 1945, 1946 и 1947 годах, пока в декабре 1947 года не отменили. В данном случае это было связано не с тем, что увидели в Европе. В Европе действительно наши фронтовики увидели, как живут те же самые немцы, и у них сложилось очень неблагоприятное сравнение с нашей страной. Даже если брать ту же разгромленную Восточную Пруссию, все равно в мемуарах наших солдат и офицеров (не генералов), которые уже сейчас публикуются, мы видим, что люди удивлялись тому, какие там дома, как там живут. И тому, почему в стране победившего социализма, где все принадлежит народу, так люди не живут. В данном случае прекращением празднования Дня Победы эти впечатления нельзя было «отменить».

Потому что это не праздник

Разрушенный Курск, 1946 год

Поэтому гордиться Днем Победы Сталин посчитал ненужным. Он решил, что, если гордиться Днем Победы, это потянет за собой целый ряд мер. Вот, например, сейчас, когда мы празднуем День Победы, мы гордимся этой победой. И за этим следует, предположим, указ президента о том, что к Дню Победы всем ветеранам дадут 75 или 50 тысяч рублей. Говорится о том, что фронтовикам у нас дают пенсии побольше. Они встречаются с подрастающим поколением, их куда-то приглашают и так далее.

В сталинские же времена возникла вот какая ситуация: в стране около 500 тысяч инвалидов трех групп. Им платят совершенные копейки — 180 или 160 рублей, — потому что сами люди совершенно бесполезные для социализма, то есть они не могут трудиться на благо социалистического отечества. А деньги им платить надо. Да, они живут впроголодь, они подаяние просят на улицах. Значит, если мы гордимся победой, то мы должны платить этим людям нормальную пенсию, чтобы они нормально жили. У страны на это денег нет. Если мы гордимся победой, то людей, которые внесли в нее вклад (а их видно, они ордена носят), должны уважать, должны с ними считаться. Что, Иосиф Виссарионович будет считаться с этим очень большим количеством маршалов и генералов? Тогда им нужно давать хорошие должности в партийном аппарате, с ними нужно советоваться. Если мы гордимся победой.

Поэтому победой гордиться было нельзя. Это можно было делать только на международной арене. Там мы всегда гордились, мы всегда упоминали о Великой Победе в документах, направленных на аудиторию вне страны. Тут мы гордились, потому что это было политически выгодно. А внутри страны это было невыгодно. Внутри страны нужно было строить экономику, нужно было ее поднимать, нужно было ее возрождать и двигать дальше. А если нужно двигать дальше экономику, то мнение военных никакого значения не имеет.

Потому что это не праздник

Парад Победы, 1945 год

Тут на первый план выдвигается не столько партийный, сколько партийно-хозяйственный аппарат. И здесь очень показательно, что сам Сталин остался председателем правительства. Он стал переключать на него основные рычаги власти.

В хозяйственном аппарате места военным не было. Да и какое у них там может быть место? Они привыкли фронтами командовать. Зачем они нужны в мирное время? Только мешают. Причем не только маршалы. Все военные мешают.

Армия, естественно, была сокращена. У нас в мае 1945 года была армия численностью в 11 миллионов человек. Такую армию страна не потянула бы. Она была сокращена до 5 миллионов, но и эту численность не тянула страна. А если армия резко сокращается, то надо куда-то убирать и генералитет.

Поэтому такая политика действительно была. Она проводилась не с бухты-барахты. И отмена выходного в День Победы произошла именно в этом ключе. Потому что, если гордиться победой и не заботиться об инвалидах войны, вопросы появятся даже у самого верного ученика Ленина и Сталина.

Потому что это не праздник

Встреча первого эшелона бойцов. Белорусский вокзал в Москве

Фото: Георгий Петрусов / РИА Новости

Это вполне логично. Но вот, посмотрите, после Гражданской войны советская власть должна была столкнуться с такой же проблемой. В стране тоже было много демобилизованных ветеранов Красной армии. Однако тогда это обстоятельство, как представляется, никого не пугало — ту же годовщину революции широко отмечали на протяжении всей советской эпохи. Почему так?

Вы абсолютно правильно сказали, что в стране было много демобилизованных ветеранов Красной армии. Осенью 1920 года ее численность достигала 5,5 миллиона человек, а уже через пять лет (всего через пять лет!) — в десять раз меньше, то есть примерно 560 тысяч. Это очень резкое сокращение.

Здесь есть еще одна вещь. Мы до сих пор не знаем, когда у нас в стране закончилась Гражданская война. У нас историки ломают на этом вопросе копья. Я в это не ввязываюсь, потому что это бессмысленно. Когда это произошло? В ноябре 1920 года, когда Врангель эвакуировался из Крыма? В 1922 году, когда разгромили в Приморье Земскую рать Дитерихса? Когда добили басмачей? Вариантов может быть сколько угодно. То есть в общем и целом у нас Гражданская война не заканчивалась. Она идет, и мы воюем с врагами советской власти. Победы, получается, нет. Есть революция, и ее отмечают как событие. А после нее победившую советскую власть защищали. И мало того, продолжают защищать. То есть это перманентная ситуация: мы окружены врагами и защищаем советскую власть.

Поэтому этакой «большой» победы в Гражданской войне как бы не было. Советскую власть Красная армия защитила, причем, защитила ее и от интервентов, и от Деникина с Врангелем, и от Колчака, и от Юденича, и от белополяков, и от белофиннов. И предполагалось, что в разные периоды времени были победы над Деникиным, над белофиннами, над белополяками и так далее. То есть как бы было много маленьких побед.

Соответственно, герои Гражданской войны, те, кто проявил себя по партийной части верным ленинцем, все они ушли на административно-хозяйственную работу. В стране после Гражданской войны государственный аппарат был разгромлен, он был просто снесен. И, соответственно, туда кого-то нужно было ставить. Тем более что при советской власти по сравнению с дореволюционными временами бюрократический аппарат вырос колоссально, в разы, если не на порядок. Эти места раньше занимали царские чиновники, а чиновниками частично были дворяне как наиболее подготовленные кадры. Из них кто-то эмигрировал, кто-то не мог быть назначен на определенные должности как социально неблизкий, находящийся под подозрением. И их чистили. Какие-то спецы оставались на чиновничьей службе, причем даже генеральского ранга. Но кого-то надо было туда ставить.

Кого ставить? Большевиков мало. Плюс они профессиональные революционеры, им все равно, где работать. Остается кто? Те, кто проявил себя по партийной линии во время Гражданской войны. А это как раз политработники, красные командиры и так далее — те, кто не остался в армии. Их можно было двигать по партийной линии, их и двигали за то, что человек проявил какие-то командирские качества и может чем-то руководить.

Если мы посмотрим карьеры совслужащих так называемых, то можем найти совершенно потрясающие вещи. Вот человека выдвигают на руководящую работу, он становится, предположим, руководителем отдела в каком-нибудь облисполкоме. Через год он руководит ткацкой фабрикой, еще через год он руководит вокзалом, еще через год он руководит торговой сетью, еще через год его назначают, к примеру, начальником политотдела колхоза. То есть специализация отсутствует. После Гражданской войны вопрос о специализации не стоял. Соответственно, советский бюрократический аппарат мог поглотить колоссальное количество кадров. Тем более что параллельно ему еще и возник партийный аппарат. Вместо одного аппарата стало два. И они оба разрослись, было куда поглощать.

А рядовой состав Красной армии вернулся туда, куда обычно — он домой вернулся. Краснокомандирский же состав, за исключением тех, кто остался в армии, был поглощен гражданским обществом. Кого-то из них направили на учебу, что после Великой Отечественной войны, кстати, тоже было. Когда я начинал работать, я еще застал лейтенантов, которые пришли с фронта и имели возможность поступать в высшие учебные заведения на льготной основе. И я узнал очень много людей, в том числе историков, которые окончили МГУ как раз после войны. После Гражданской было то же самое, только в значительно больших масштабах, потому что подобные специалисты были просто колоссально необходимы — не было никого. Оттуда всякие институты «красной профессуры», курсы бесконечные и так далее.

Потому что это не праздник

Первая после окончания войны лекция в МГУ. 1 сентября 1945 года

Фото: Эммануил Евзерихин / ТАСС

После Гражданской войны была необходимость чисток вооруженных сил только по политическим соображениям. Тех, кто остался, нужно было держать на коротком поводке, потому что армия — это очень опасный аппарат.

Давайте о политических соображениях и поговорим, только уже применительно к Великой Отечественной войне. Какие вообще царили настроения по отношению к власти в рядах Красной армии в годы ВОВ? Наверняка НКВД собирало такие сведения? Это правда, что бойцам многое прощалось по политической части?

Прощаться-то прощалось, но не очень много. В общем и целом в армии в годы Великой Отечественной войны действовал очень жесткий партийный контроль. Формально в армии у нас было единоначалие. Командир был одновременно и политическим руководителем, как бы совмещал это. В большинстве случаев командиры были членами партии. Но параллельно с командными должностями вся армия снизу доверху была пронизана политическим аппаратом. Задачей комиссаров времен Гражданской войны был контроль командиров, которым априори не доверяли, так как последние в большинстве случаев были военспецами из числа офицеров царской армии. Он был вражина и, скорее всего, социально неблизкий элемент. Поэтому нужен был комиссар, который следил бы, чтобы этот человек не навредил. Или не сбежал, потому что были случаи, когда офицеры и генералы перебегали на сторону белых. В Великую Отечественную уже считалось, что командирам как бы доверяют, потому что они плоть от плоти рабоче-крестьянского народа.

Потому что это не праздник

Украинский фронт, политрук беседует с солдатами

Соответственно, политработники были вплоть до батальона в обязательном порядке. Помимо них в обязательном порядке были секретари партийных и комсомольских ячеек. Все они, естественно, помогали политработникам, входя в эту пирамиду. Само собой, члены партии и комсомольцы были везде, и вплоть до роты были секретари ячеек. То есть пирамида управления дублировалась на всех уровнях. Был также еще член военного совета армии или фронта, в большинстве случаев — партработник. В погонах, но партработник. Тот же самый Хрущев был генерал-лейтенантом и получил эти погоны не будучи полковником ранее. Он был членом военного совета фронта, и, соответственно, ему подчинялась вся эта структура. При этом был еще начальник политотдела фронта — это отдельная должность, которая была в его подчинении. Все это была пирамида, которая контролировала умонастроения личного состава.

Кроме этого существовала еще пирамида СМЕРШа, изначально это были особые отделы. Потом, уже в годы войны, было создано ведомство военной контрразведки СМЕРШ, которое подчинялось непосредственно Сталину. Эта структура полностью пронизывала всю армию и контролировала уже не просто настроения, а враждебные настроения. Если партийный аппарат контролировал настроения в принципе — если человек не очень приветствует советскую власть, с ним нужно провести беседу и в случае необходимости доложить, куда надо, — то здесь уже рассматривался, скажем, вопрос «преклонения перед зарубежной техникой».

Естественно, параллельно этой структуре действует еще структура военных трибуналов. Надо иметь в виду, все это были не люди, которые отсиживаются, у них есть обязанности. И если на низовом уровне политработник действительно может быть помощником командира и брать на себя какие-то его функции (например, вести солдат в бой и тому подобное), то на более высоком уровне он уже никакие функции командира брать на себя не может. Там для этого есть другие люди. Скажем, замкомандира дивизии по политчасти не будет в случае его отсутствия брать на себя обязанности, потому что есть начальник штаба.

Политработники на всех уровнях (и внизу тоже) должны работать. Они должны составлять отчеты, которые оцениваются и идут наверх, вплоть до главного политического управления, управления агитации и пропаганды. Они должны доводить точку зрения партии и правительства до личного состава. Они должны проводить политинформацию, накачки, объяснять политику партии и правительства и контролировать, что думает личный состав. Соответственно, карательные органы, то есть СМЕРШ, должны смотреть, чтобы эти умонастроения не дошли до сомнений в советской власти. Сомнений в советской власти быть не может. Иначе люди могут быть арестованы.

Но во время войны не всегда руки доходили до всех. С одной стороны, политработники не будут постоянно искать заговоры в своих частях. Один раз похвалят, а в другой — могут и по шапке дать. У СМЕРШа тоже были свои дела. Им нужно было заботиться и о контрразведке. Тем не менее мы вполне можем говорить, что в штрафбаты народ попадал не только за трусость, но и по другим причинам. И арестовывались люди, и сидели люди, и расстрелы были. И расстрелов было достаточно. Что-то порядка состава десяти стрелковых дивизий было у нас расстреляно (по штату 1941 года личный состав стрелковой дивизии должен был насчитывать около 14 500 человек — прим. «Ленты.ру»). Естественно, это очень примерные цифры.

То есть в целом контролировалась армия неплохо. На бытовом уровне, скажем, солдаты в своем взводе не будут доносить на товарищей в большинстве случаев. Вот там, конечно, можно было и поговорить, высказать определенные сомнения в советской власти. Но народ понимал, что ничем хорошим это не кончится.

Потому что это не праздник

Начальник Главного управления контрразведки СМЕРШ Виктор Абакумов

В армии действовала очень большая контролирующая машина, причем машина независимая. Когда мы говорим об особых отделах, о ведомстве контрразведки СМЕРШ, мы должны помнить, что разведка и контрразведка и так существует в армии. В штабе есть офицеры контрразведки, в дивизиях и полках есть разведывательные взводы. А отдел СМЕРШ, хотя они ходят в форме вооруженных сил, скорее все-таки политическая составляющая. Хотя при этом они тоже занимаются, собственно, контрразведкой, то есть борьбой с вражеским влиянием и его непосредственными проявлениями — шпионами, диверсантами и так далее.

«Народ обмануть нельзя»

Давайте продолжим про политическую составляющую. Распространено мнение, что победить в войне Сталину помог идеологический разворот от пролетарского интернационализма к русскому патриотизму, что вызвало воодушевление в армии и в народе. Это так?

По поводу этого есть несколько основных теорий. Единого мнения не существует. Поэтому я вам выскажу свое мнение. Я считаю, что это так. Если мы будем смотреть на то, что происходило, то можно сказать, что Красная армия как таковая была уничтожена.

Поэтому, когда в армию попало огромное количество верующих христиан (ну, и мусульман, естественно, потому что советская власть — враг не только христианства, но и мусульманства, и иудаизма, и любой религии), конечно же, наверху это поняли. Никто не говорил, что советская власть отказывается от своих позиций. Ни в коем случае советская власть никогда не отказывалась от своих позиций. Просто во время войны она решила не муссировать этот вопрос.

Сейчас возникло целое множество мифов по поводу того, что Сталин у нас якобы и к иконам прикладывался, и молился за что-то — это все вранье, конечно. Сталин никогда не менял своего враждебного отношения к христианству. И советская власть никогда его не меняла. Это хорошо видно из того, что произошло после войны. Как только война закончилась, сразу стали резко закручивать гайки в отношении религии. А во время войны руководство страны отдавало себе отчет в том, что надо сделать так, чтобы, скажем, цели народа совпали с целями советской власти. Потому что цель советской власти — это сохраниться. А цель народа — не дать погибнуть государству, государствообразующим народом которого является русский. То есть защитить свою родину. Я подчеркиваю — родину, а не советскую власть. За советскую власть христианин не пойдет проливать кровь.

Потому что это не праздник

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (сидит в центре) на приеме в Кремлевском дворце съездов, посвященном 20-летию Победы. 9 мая 1965 года

Фото: Валерий Шустов / РИА Новости

Надо было сделать так, чтобы большая часть населения Советского Союза поняла, что для нее родина и советская власть — это одно и то же. На это была направлена вся работа пропагандистской машины. Отсюда и сталинское «братья и сестры» и все остальное.

Если мы посмотрим содержание газет и журналов того времени, увидим в нем очень большую политическую составляющую — «дело Ленина — Сталина», советская власть, рабоче-крестьянское государство — это все осталось. Но при этом советская власть стала себя позиционировать как общенародная власть. Мне кажется, что в этом присутствует очень большая составляющая того, что народ стал воспринимать свои цели совпадающими с целями советской власти. То есть что надо бороться с захватчиком и что руководство страны вполне отвечает этим целям.

Народ обмануть нельзя, он слишком большой, у него есть свои тенденции и свои воззрения. И Сталину удалось добиться того, чтобы народу и советской власти было по пути, чтобы у них была одна цель. Цель — победить в войне. И как только это произошло (конечно, там сказалась и масса других факторов), начали побеждать и идти вперед. И в конце концов победили. Если бы этого не было, то армия просто не стала бы воевать, она бы начала сдаваться. Гнали бы как всегда заградотряды, но армия начала бы сдаваться. Защищать мавзолей Ленина никто не пойдет.

Вернемся к началу нашего разговора. Верно ли, что перевод Дня Победы Сталиным в разряд рабочих дней после 1947 года можно увязать именно с ростом русского патриотизма в армии, а также среди фронтовиков и народа?

В том числе. Это как раз связано, потому что отмена празднования 9 Мая — это политический ход, направленный на утверждение коммунистических идеалов. День Победы — идеал не коммунистический, это идеал народный, потому что победила в войне не советская власть.

Поэтому и нужно было отменять. Сталин не делал ничего просто так: хочу — отменяю, хочу — не отменяю. Конечно, это было сознательное решение. Никто не отменял 23 февраля, никто не отменял 7 ноября — ни при каких обстоятельствах. Никто не отменял День Конституции СССР — никогда никаких проблем. День рождения Ленина — все время справляется. Первое Мая — ни в жизнь. А тут отменяют, потому что это не социалистический праздник.

Насколько вообще серьезной была корректировка идеологического курса советской власти в послевоенные годы в сравнении с довоенными и с военным периодом?

Она была очень серьезной. Можно сказать, она фактически ломала то, что было построено на предыдущем этапе. До войны был курс совершенно однозначный. Он, конечно, колебался вместе с линией партии, но цель была какая: мы наш новый мир построим, старый мир — до основанья, концепция войны — на вражьей земле мы врага победим малой кровью, могучим ударом и так далее. Во время войны этот курс пришлось корректировать колоссально. В 1941 году все находились в этакой прострации, связанной еще и с поражениями, потому что поняли, что не действует принятая идеологическая концепция, нужно ее менять.

Вот тогда и церковь начали привлекать активно, особо воинствующим безбожникам пригрозили пальцем, сказали потише себя вести. Какие-то перспективы, международное христианское движение. Уже начали курс менять. Это было во время войны.

Как только война закончилась, сразу же это все сломали. Это была корректировка кардинальнейшая совершенно. Сразу начали давить на церковь, закрывать открытые храмы. Начали сажать, как положено по традиции. И по большому счету, во время войны не открывали храмы, это миф, что в Советском Союзе стали во время войны активно их открывать — во время войны не стали закрывать храмы, открытые немцами. И за счет этого их количество увеличилось.

Можно сказать, что во время войны из тактических соображений был сделан отход от советской идеологии. А после был к ней возврат. Ну, и не от хорошей жизни был этот отход, абсолютно не от хорошей жизни.

Потому что это не праздник

Герой Советского Союза летчик Борис Сафонов

Фото: Евгений Халдей / ТАСС

Связан ли перевод 9 Мая в разряд рабочих дней с тем, что советская власть открыто идеологически противопоставляла себя исторической русской государственности?

Да, в том числе. Я не думаю, что здесь это было так уж сознательно, не думаю, что День Победы связывали с русской государственностью. Но даже если так не думали, то подспудно абсолютно правильно понимали День Победы. Что 9 Мая стоит в ряду побед народа. Это не Великая Октябрьская социалистическая революция. Это, условно говоря, день Бородина, день Куликовской битвы — в этом ряду.

И во время войны сама советская власть, сама коммунистическая партия не от хорошей жизни, а от того, что нужно менять, вот это вот все приняла. Например, ордена. Орден благоверного князя Александра Невского — это же в страшном сне невозможно представить, Владимир Ильич, наверное, в гробу перевернулся. Орден Кутузова, князя Смоленского, Орден Суворова, светлейшего князя Италийского. То есть с этой точки зрения там совсем все плохо. Богдан Хмельницкий еще вроде ничего, но тоже непростой человек и враг трудового народа.

Введение орденов Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова — это апелляция к национальным чувствам русского народа, выстраивание цепочки «Бородино — Куликовская битва — Невская битва». И вот, победа наша будет. Никто не вспоминал, например, победу Красной армии под Царицыном в Гражданскую или что-то подобное, к ним никто не апеллировал. Апеллировали к тому, где воевал весь народ, а не где народ воевал со своим собственным народом. К Гражданской войне не апеллировали, потому что это было крайне неприлично. Если к ней апеллировать, возникнет вопрос, чего так много народу на немцев работало.

После войны всю эту историю загнали за Можай. Точнее, не совсем всю, но в довольно значительной степени.

Давайте попробуем провести сравнение с Первой мировой войной. Распространено мнение, что, не случись в России революций, Антанта, имевшая подавляющее превосходство в ресурсах, уже в 1917 году одержала бы победу. Как вы думаете, победивший в войне Николай II повел бы себя как Сталин с Днем Победы, сделав его обычным рабочим днем?

Российская империя была государством, скажем так, православным. То есть православие позиционировалось как государственная религия. Соответственно, все выходные и праздники в Российской империи были церковными. Никакой светский праздник не являлся выходным. И поэтому день окончания Первой мировой войны не мог быть праздничным днем. Ни при каких обстоятельствах.

Могли быть события празднования. Например, в 1912 году очень широко праздновался День Бородина и вообще события, связанные с Отечественной войной 1812 года, которых был целый набор. Или, например, в 1913 году прошли празднования 300-летия Дома Романовых. Не было специально установленного дня — хотя, он известен, и в него проходили основные мероприятия (день, когда венчался на царство первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович). В России исторические события праздновались именно так.

В случае победы в 1917 году, в 1927 году праздновалось бы десятилетие победы, и был бы целый набор государственных торжеств. Но конкретный день никогда не был бы установлен праздником.

«Нужно было убеждать собственный народ в том, чего не существует»

Отличались ли концепции празднования Дня победы при Сталине в 1945-1946 годах и при Брежневе, после 1965 года, сейчас?

Я не могу вам сказать, потому что не знаю, как проходили празднования в 1946 и 1947 годах. Я видел, как праздновалось 9 Мая в конце брежневской эпохи, потому что присутствовал при этом. На мой взгляд, тогда празднования проходили менее формализованно, чем сейчас. Хотя это вполне объяснимо тем, что сейчас День Победы люди отмечают опосредованно. То есть его отмечают люди, которые никакого отношения к этой победе не имеют. Я, например, никакого отношения в той победе не имею. К ней имеет отношение поколение моего отца.

Потому что это не праздник

День Победы, 9 мая 1965 года

Фото: Становов / РИА Новости

С нашей стороны это чувство благодарности. А вот в брежневскую эпоху прежде всего праздновали люди, которые это все пережили, для которых Победа — это не книжки умные, и не фильмы. Они это помнят, они встречаются со своими однополчанами, вспоминают эти дни. Да, естественно, там присутствовала и благодарность со стороны следующего поколения. Но главное, что эти люди участвовали в войне. Глава государства в войну был полковником, потом генерал-майором. Он воевал, министр обороны воевал. Это действительно был праздник со слезами на глазах. Сейчас мы это отмечаем как исторический день. А для них он был совершенно реальный, и в этом, как мне кажется, разница принципиальная.

А как государство брало в оборот и использовало в идеологических, пропагандистских целях героев войны?

Во время любой войны работает пропагандистская машина. Существует целый блок людей, которые профессионально занимаются пропагандой и контрпропагандой. Когда я учился, как раз получил военную специальность «офицер контрпропаганды», в советское время мне такое присвоили. Это были специально обученные люди. У них всегда две задачи: разложение противника и укрепление духа собственных армии и народа. Причем, второе — это прежде всего работа военных журналистов. У них задача — показать пример подвига, существовавшего или не существовавшего на самом деле (это не играет никакой роли). Они должны обеспечить подъем боевого духа, уверенность в победе, уверенность в собственных силах. Для этого необходимы примеры.

В большинстве случаев эти примеры берутся из жизни. Но пишут это люди, у которых нет времени, которые должны делать это всегда вовремя и не всегда у них под рукой есть такой подвиг. Они получают какую-то информацию из политотделов, как это было в Великую Отечественную. Или до этого, в Первую мировую, например, прославился казак Кузьма Крючков, с портретом которого даже конфеты выпускали. Когда он совершил свой первый подвиг, из-за которого он и «раскрутился», то был там, во-первых, не один, а во-вторых, получил за него Георгиевскую медаль, при том, что тот, кто был с ним, получил Георгиевский крест, то есть более высокую награду. Но «раскрутили» Кузьму Крючкова.

А во время Великой Отечественной войны военные корреспонденты, фотокорреспонденты получали сведения, ездили на фронт — это не просиживание штанов, а очень серьезная работа. Они получали данные по тому или иному подвигу и описывали его в газете как пример для подражания. И здесь вот что важно: газеты должны выходить, в газетах должны быть подвиги, газеты есть у всех, даже у дивизий свои газеты есть. Количество подвигов должно быть колоссальное совершенно. Соответственно, не всегда подвиг, скажем так, заслуживает того, чтобы называться подвигом. Значит, его надо приукрасить. Надо обязательно, потому что цель его — не информирование общества, как у средств массовой информации, здесь цель — пропаганда.

Нужно не просто рассказать, что Василий Васильев совершил подвиг, нужно показать, что на него нужно равняться, так как он совершил подвиг из патриотического порыва и так далее. Тут важен не сам подвиг, а его мотивация. Если нужно, журналист должен приукрасить: подбил взвод два танка? Это любой взвод может. Значит, надо написать, что не два, а десять. Ну, что делать, надо — и все. Это необходимость пропаганды.

Во время Первой мировой войны происходило абсолютно то же самое в газетах и журналах, причем, не только наших, но и в английских, французских, немецких. И такая же картина наблюдалась в ходе Второй мировой. Все средства массовой информации этим занимались. Вопрос возникал только один. Когда это делается во время войны — это делается исходя из необходимости пропаганды. Нельзя осуждать того же самого Кривицкого за то, что он описал подвиг 28 панфиловцев так, как он его описал, потому что ему нужно было показать своим читателям (а он писал в «Красной Звезде», то есть показать всей стране) подвиг народа. Героический подвиг народа, самоотверженно отдавшего свою жизнь. Нужно ему это было написать? Обязательно нужно. Было бы это не 28 панфиловцев, а 30 саперов — не играет никакой роли. Мы осуждать его за это не можем.

А вот потом возникает следующее: если это обосновано целями пропаганды, то в момент окончания войны эти цели перестают работать. То есть после войны историки должны рассмотреть все военные мифы и совершенно спокойно с исторической точки зрения написать, что происходило на самом деле. При этом власть предержащие должны относиться к этому абсолютно нормально и не отстаивать мифы. У нас этого не произошло, потому что после окончания войны у всех эти пропагандистские цели полностью сохранились. У советского правительства военная пропаганда все равно осталась, и нужно было убеждать собственный народ в том, чего не существует.

Мне приходилось слышать мнение, что уже в советское время настоящие фронтовики не любили тех, кто на 9 Мая ходил в орденах и всячески демонстрировал свой статус ветерана. Сами же они предпочитали в этот день тихо помянуть погибших товарищей. Такое действительно имело место?

Здесь все зависит от конкретного человека. Какие-то люди не любили никуда ходить, я даже таких встречал. Но я в то же время знал очень многих людей, которые всегда на 9 Мая ходили к Большому театру. В большинстве случаев это люди одинокие, которые хотят встретиться с боевыми товарищами, поговорить.

Потому что это не праздник

Ветераны у киевских пионеров, 1974 год

Фото: С. Крячко / РИА Новости

Или, например, когда я учился в школе, приглашали ветерана — дедушку ученика нашего класса. Он с удовольствием приходил и рассказывал. Он не публичная личность, он просто дедушка нашего одноклассника. Мы задавали ему вопросы, и я видел, что ему нравится, когда с ним так разговаривает молодежь. Что мы у него спрашиваем, как он воевал, за что он получил свои награды. Человеку было это приятно. А почему ему не должно быть это приятно? Мы что, должны возмущаться, когда человек гордится тем, что совершил? Нет. Считаю, что это зависит исключительно от конкретного человека. И не думаю, что там есть какая-то тенденция, когда можно было бы сказать, что большинство думало вот так. Нет, совершенно нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *