Потоковый сервис что это
Стриминг — поток, впадающий в водоворот
Стриминг — совершенно неожиданный, удивительный и даже парадоксальный феномен. Вдумайтесь: каждый из нас живёт пониманием того, что пассивному наблюдению всегда стоит предпочесть активные действия. Мы знаем эту непреложную истину, верим в неё и всячески следуем этому завету в жизни. И как тогда объяснить сумасшедшую популярность игрового и «лайф»-стриминга, объединяющего более 100 млн пользователей по всему миру? Twitch и YouTube буквально трещат по швам от обилия стримеров и их преданных — или не очень — зрителей. Может всё-таки человеку свойственно наблюдать? Думаю, это лишь часть ответа. Притягательность потокового вещания обусловлена тем, что… стримить всегда можно начать самому.
Вообще, стриминг — понятие разностороннее и всеобъемлющее. В этой статье я помогу вам разобраться, что к чему в этом новоиспечённом «потоковом» мире, и отдельно сосредоточусь на самом популярном — игровом стриминге.
Потоковое вещание
Для начала определимся с терминами. Под стримингом можно понимать сразу несколько феноменов современного интернета, объединённых общим способом «существования» — контентом, транслирующимся в сети в режиме реального времени.
Во-первых, стриминг как таковой можно разделить (термины условны) на пользовательский и корпоративный. Последний представляет собой разнообразные сервисы по предоставлению контента — обычно они принадлежат теле, радиовещательным или интернет компаниям. Сегодня именно потоковое вещание активно вытесняет традиционные способы продажи контента.
Красноречивыми примерами служат музыкальные стриминговые сервисы Spotify и Tidal и, конечно, потоковые «кинотеатры» наподобие Netflix или Amazon Prime. Не так давно и Google, осознавая важность тенденции, провела ребрендинг своих потоковых YouTube Music и YouTube Premium.
Благодаря стриминговому вещанию, пользователям нет нужды покупать диски и даже бороздить интернет в поисках музыкального альбома или фильма. Музыка, кино и сериалы уютно пребывают на специализированных сервисах, в любую секунду готовые «отправиться» по сетевому каналу к пользователю. Высокоскоростной домашний и 4G интернет позволяет знакомиться с контентом без загрузки — прямо на лету.
Кстати, сериалы — хороший пример того, как влияет стриминг на культуру. Именно потоковое вещание, благодаря особенностям в распространении контента, в последние годы окончательно трансформировало телевизионные шоу в особый «кинематографический» формат. Сериалы стали выглядеть качественней, хронологически укоротились, а тот же Netflix, откусив огромный кусок пирога, уже снимает собственные фильмы — например, в скором времени, вероятно, «Властелин колец» станет его безраздельным видеоконтентом.
Пользовательский стриминг
Для нас куда интереснее «личный» стриминг — потоковое вещание, которое создают обычные пользователи, зачастую не выходя из дома. В своё время, когда феномен только зарождался, люди хаотично смотрели самый разный контент, который владельцы каналов транслировали в реальном времени. Тысячи зрителей вглядывались в монитор, наблюдая, как стример гуляет на вечеринке, подкалывает соседей, комментирует недавно вышедший фильм или играет в компьютерную игру.
Такой формат постепенно стал цениться так же, как в своё «прямые трансляции» по телевидению. Живое, несмонтированное, происходящее здесь и сейчас обладало особым обаянием, а если ведущий ещё и имел некоторую харизму, зрители всегда могли простить огрехи в дикции, умении доносить информацию и, конечно, качество видеопотока.
Пользовательский стриминг начал проникать (и продолжает это делать) во все сферы жизни: потоковое вещание стало серьёзно потеснять традиционную журналистику, смонтированные YouTube-ролики поделили популярность с вещанием стримеров, а с персональных компьютеров стриминг постепенно перебрался и на смартфоны. Такие приложения как Periscope или Meerkat позволяют в один клик начать транслировать видео в сеть — для друзей ли, для широких масс или, наконец, для собственной безопасности.
Одним из пионеров ещё тогда, в нулевых, стал образованный четырьмя друзьями канал justin.tv. По мере того, как количество пользователей росло, а стриминг набирал обороты, всё более становилось ясно — наибольшую популярность снискало вещание прохождения компьютерных игр. Канал был переименован в twitch.tv и ныне он является не только самым популярным стриминговым сервисом, но и, возможно, самым популярным сетевым сервисом вообще.
Игровой стриминг
Сегодня количество пользователей Twitch переваливает за заветные 100 млн, ежедневно пользователи смотрят более 3 млн стримов, а интернет обрастает множеством других аналогичных площадок. Несколько примеров: недавно Марк Цукерберг анонсировал собственную стримингувую площадку в рамках знаменитого Facebook. Valve, уже имея фирменный потоковый сервис в Steam, представила «внешний» стриминговый сервис, транслирующий игры, в которые можно играть, прямо на смартфоны. А YouTube, не желая делить славу с Twitсh, активно продвигает свой сервис для игровых трансляций YouTube Gaming.
Потоковые трансляции игрового процесса стали важным подспорьем для людей, собирающихся купить ту или иную игру. Если забыть на минуту о пиратстве, можно вспомнить, как дорого сегодня обходится копия мейнстримовой игры. На западе пользователи выкладывают за диск около 60-ти долларов, и в России дела не легче — 3 – 4 тысячи рублей вынь да положь.
Тем временем, в отличие от тизеров, трейлеров и прочих завлекалок, именно стриминг даёт полное представление о том, что представляет собой игра. Чаще всего речь идёт об уже вышедших или находящихся в раннем доступе играх, но всё больше стримеров, заключая контракты с разработчиками, транслируют предрелизные видео — настоящее золотое руно для поклонников предстоящей игры!
Со своей стороны, стримеры зарабатывают на своей деятельности баснословные деньги — отнюдь не меньшие, чем знаменитые «зарплаты» блогеров на YouTube. Несколько лет назад в сети весьма популярен был Феликс Чельберг, за год заработавший на свох «летсплеях» более 7 млн долларов. Кстати, формат «let’s play» — ещё одна разновидность игрового стриминга: представляет она собой записи прохождений с комментариями автора.
«Рецепт» для начинающего игрока-стримера примерно таков: обзавестись достаточно мощным железом (наряду с тратой ресурсов на игру, часть мощности должна поддерживать трансляцию в хорошем качестве), разобраться в софте для стриминга (простом Xsplit Broadcaster или более серьёзном Open Broadcaster Software (OBS)) и завести аккаунт на Twitсh или канал на YouTube. По мере того, как канал будет обретать популярность, можно начинать его монетизировать. Порядок действий схож с коммерциализацией блогерского канала: привлечение подписчиков, активное вещание, поиск рекламодателей — а затем, опционально, организация платной подписки или системы пожертвований.
Разумеется, это общий принцип и пройти «путь к стримингу» можно по-разному. Геймеры вещают на различные площадки, выбирают из разнообразных форматов стрима, и даже с железом иногда обходятся «пренебрежительно»: некоторые умудряются транслировать поток с обычного неигрового ноутбука. Кстати, все консоли последнего поколения уже давно превратились в дискретный инструмент для стриминга — хотя и его можно и нужно совершенствовать. В любом случае, поскольку мы ведём блог о гаджетах, сейчас я расскажу о нескольких устройствах, призванных сделать из начинающего стримера профессионала.
Устройства для стриминга
Микрофон — это, помимо компьютера или игровой приставки, первый необходимый инструмент для любого стримера. Так, если без камеры можно обойтись и комбинировать только видеопрохождение игры и комментарии, то без микрофона вещание превратится в сухую, никому не интересную картинку.
Использование динамических микрофонов, встроенных в ноутбук или гарнитуру, лучше оставить для телефонных разговоров. В конце концов, голос — это то, что делает стримера стримером, и рано или поздно появится необходимость в приобретении серьёзного специализированного устройства.
В качестве отличного примера можно привести микрофон для стримеров и блогеров от шведского геймерского бренда — устройство Arozzi Colonna. Уже внешний вид микрофона даёт понять, что мы здесь не в игрушки играем (хотя не без этого), а делаем едва не профессиональное радиовещание.
Colonna представляет собой большой стационарный микрофон цилиндрической формы и «студийного» форм-фактора. Широкое круглое основание вкупе с системой держателей заботятся об устойчивости гаджета, а конденсаторный капсюль — о качестве передаваемого голоса. Для тех, кто в танке — конденсаторные микрофоны предпочтительнее динамических в условиях домашнего и студийного вещания (в отличие от выступления на концертах, к примеру), поскольку обеспечивают более детальную и чистую передачу звуков. По этой же причине с таким микрофоном нужно обязательно использовать наушники: звук из колонок будет «заводить» устройство.
О камере сегодня принято заботиться самому (топовые смартфоны прекрасно справляются с этой функцией), а вот о более специализированном инструменте я скажу пару слов. Если вы планируете комбинировать запись прохождения с видео себя любимого, без хромакея вам не обойтись. Хромакей — это зелёный фон, с помощью которого в реальном времени (или на записи) можно избавляться от фона, заменяя его на что угодно интересное. Именно хромакей используется в кино при создании спецэффектов, а для блогера или стримера он даёт не меньшие творческие возможности.
В отличие от громоздких хромакеев-покрывал любопытна модель Green Screen от компании Elgato. Её отличает складная компактная конструкция: хромакей разворачивается и обретает нужные размеры буквально в несколько секунд — поэтому интересен он будет не только стримерам-домоседам, но и тем, кто любит вещать откуда придётся. Фон имеет насыщенный зелёный цвет, а максимальный размер полотна составляет 148 х 180 см. Материал тоже хорош — эластичный и плотный полиэстер. Словом, замечательный портативный хромакей, который прослужит много лет.
Существенно облегчить жизнь стримеру — как начинающему, так и профессионалу — может контроллер. Вместо того, чтобы запоминать и настраивать бессчётное количество горячих клавиш и бороздить мышкой по монитору, удобнее использовать командную панель, специально для этого разработанную. Так, Elgato Stream Deck отлично иллюстрирует этот подход. На компактной панели, расположенной под удобным углом на подставке, находятся настраиваемые клавиши — они представляют собой по совместительству светодиодные дисплеи. Таким образом с помощью специального ПО стример не только настраивает команды клавиш, но придаёт им тот внешний вид, который для него максимально удобен и эргономичен.
И наконец, для того, чтобы выдавать видеопоток с максимальным качеством, крайне желательно обзавестись картой видеозахвата. По сути такая внешняя (или внутренняя) плата представляет собой видеочип с АЦП, который снимает с процессора и видеокарты компьютера «должность» устройства для трансляции. А значит — видеокарта занята обработкой игровых данных, а чип видеозахвата — вещанием в высоком качестве без перебоев. И опять в качестве примера у меня компания Elgato c отличной карточкой Game Capture 4K60 Pro. Как понятно из названия, машина захватывает видео с 4K-разрешением и 60-ю кадрами в секунду. Подключается устройство как к ПК, так и к консолям от Microsoft и Sony. Единственное, перед покупкой нужно проверить рекомендуемые системные требования: Windows 10, Intel Core i7 AMD Ryzen 7, GeForce GTX 10xx AMD Radeon RX Vega.
Будущее за ним
Несмотря на безумную популярность стриминга, многие пользователи смутно представляют себе, что это такое — потому то мы и подготовили этот материал. При этом явление потокового вещания уже давно переросло любые описательные рамки — так что и дальше мы будем уделять этому вопросу внимание. Зачем это нужно? Да затем, что за феноменом стриминга, несомненно, целый пласт нашего будущего. Я, как и многие аналитики, убеждён, что следующий шаг — это «породнение» стриминга с технологиями виртуальной реальности, которые, как известно, сейчас развиваются с небывалыми скоростями. Что получится из такого тандема, я предлагаю читателям вообразить самостоятельно.
И на этой творческой ноте я заканчиваю и напоминаю, что в нашем блоге статьи о гаджетах и технологиях публикуются с завидной регулярностью. А теперь мы, кстати, есть и на платформе Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!
Что такое стриминговый сервис
Потоковый контент становится настолько популярным, что забирает всё больше зрителей у телевидения и всё больше слушателей у радио-станций. Такие слова как «стрим» и «стримить» прочно вошли в словарный запас продвинутого человека. Кто-то стримит игры самостоятельно, а кто-то выбирает стриминговый сервис для просмотра фильмов или прослушивания музыки. А мы помогаем вам разобраться с особенностями таких сервисов!
Стриминговый сервис, что это?
Стриминговые (они же потоковые) сервисы работают по принципу передачи контента от провайдера к пользователю. Весь контент уже загружен на стороннем сервере, конченому пользователю не требуется ничего скачивать для просмотра или прослушивания. Контент транслируется в режиме реального времени, скорость подгрузки напрямую зависит от скорости интернета пользователя. С нынешним даже самым простеньким интернетом можно без проблем прослушивать музыку и просматривать видео со стриминговых сервисов.
Просмотр контента онлайн стал отличной заменой скачиванию файлов. Вы не тратите свободное пространство на жёстком диске (конечно, если не забываете время от времени чистить временные файлы на устройстве), а сразу просматриваете или прослушиваете загружаемое. Такие сервисы понемногу убивают торренты, потому что всё больше людей переходит на стриминг с постоянных закачек. При этом популярные сервисы легализуют просмотр всего того, что вы хотите, потому что вы просто оплачиваете подписку на определённое время. Получается то же телевидение (или радио), но с более расширенным функционалом и отсутствием запланированной программы передач с обязательными рекламными паузами.
Стриминг видео-сервисы
Дни, когда нужно было платить за конкретный диск с фильмом прошли. Современные потоковые сервисы позволяют смотреть абсолютно всё: от новостей в прямом эфире до классических фильмов и последних сериальных новинок. В любое время, с любого устройства. Вы покупаете подписку на сервис, а затем просто смотрите всё, что пожелаете, хоть с умного телевизора, хоть с игровой консоли. Самые популярные видео-сервисы:
Выбор сервиса во многом зависит от того, что конкретно вы хотите смотреть. Потому что если Netflix выбирают ради фильмов и сериалов (в частности, снятых уже самим сервисом), то сервис Twitch предназначен преимущественно для геймеров, транслирующих на всю сеть игровой процесс в режиме онлайн. Также функции онлайн-стриминга запускают сегодня и другие популярные платформы. Такие возможности есть у YouTube, Twitter и Instagram. И если пользовательские сервисы типа Twitch вы можете просматривать бесплатно, то для сервиса с авторским контентом (фильмами, сериалами и теле-шоу) потребуется купить подписку на месяц, год или любой удобный срок.
Музыкальные стриминг сервисы
Музыку сегодня уже тоже почти никто не скачивает альбомами и не покупает на дисках. Разве что в личную коллекцию. Просто потому, что гораздо проще точно также, как и с видео-сервисами, подписаться на стриминговый онлайн-сервис. И слушать всё, что хочется. В любое время, когда у вас есть адекватное соединение с сетью.
Вот популярные музыкальные сервисы:
С такими сервисами вам не придётся мучительно подбирать плейлист. Там можно найти множество существующих, созданных автоматически по похожим трекам. Или создать собственные на любой случай жизни. Обычно такие сервисы можно связать через мобильное приложение с умными часами, наушниками нового поколения, домашними музыкальными системами. Поддержка популярных сервисов становится важным элементом для продвижения любого нового аудио-девайса или спортивного браслета. Потому что со стриминговыми сервисами вы можете взять любимую музыку всюду, где есть интернет.
Что такое стриминг и как на этом зарабатывают?
Журналист, автор блока «Технологии».
Стриминг – это потоковое онлайн-вещание. К стриминговым мультимедиа относят музыку, видео и информацию, которые пользователь получает непрерывно от провайдера потокового вещания. Большая часть рынка стриминга относится к сегменту киберспорта, здесь геймеры показывают в режиме онлайн, как они проходят игры. Стримерами называют также авторов видеоблогов в жанре музыки, кулинарии, путешествий, распаковки и других направлениях.
Специалисты часто называют стриминг медиа будущего. При этом популярные стриминговые платформы уже вошли в набор известных инструментов в digital, а рынки киберспорта и стриминга видеоигр постоянно попадают в поле внимания СМИ.
На чем зарабатывают стримеры
Стримеры – авторы и трансляторы стримов – могут зарабатывать на своем канале несколькими способами:
Какие существуют способы интеграции бренда в стрим
Интегрировать рекламу компании в стрим можно с помощью следующих инструментов:
Платформы для стриминга
Возможности для стриминга как дополнительный сервис предлагают крупнейшие медиаплощадки. Иные платформы и сервисы специализируются исключительно на потоковом вещании.
К популярным стриминговым платформам в мире и России можно отнести:
Twitch
Крупнейшая стриминговая площадка, согласно данным компании Streamlabs. Twitch.tv вырос из ресурса justin.tv, который не ограничивался специализацией на видеоиграх, а транслировал также стримы про животных, спорт и политику. Однако в 2011 году руководители justin.tv поняли, что за компьютерными играми большое будущее, и переключились только на игровую тематику.
Twitch доступен через браузер на любом устройстве, в том числе для iOS и Android. Платформа проводит трансляции геймплея и киберспортивных турниров и сотрудничает с крупнейшими конференциями и мировыми чемпионатами в игровой индустрии.
YouTube Live
Возможности для трансляций предлагает также крупнейший мировой видеохостинг. Этот канал продвижения геймеры считают достаточно сложным в плане конкуренции, поэтому YouTube Live обычно выбирается в качестве дополнительной площадки.
Facebook Live
Facebook Live запустился в 2016 году. С помощью сервиса можно напрямую связываться с подписчиками. Согласно статистике, пользователи Facebook комментируют прямые трансляции в несколько раз чаще, чем обычные видео. Смотреть потоки в Facebook Live можно непосредственно в момент их записи или постфактум.
Mixer
Mixer – стриминговая платформа, принадлежащая Microsoft, так же, как и Twitch, сфокусированная на видео-гейминге. Сервис интегрирован в Xbox One и Windows 10 и позволяет играть и общаться нескольким игрокам одновременно и устраивать интерактив со зрителями, которые могут воздействовать на геймплей и отдавать стримерам голоса.
Periscope
Periscope – служба потокового вещания, принадлежащая Twitter. Приложения Periscope доступны для Android и iOS. Пользователи Periscope могут транслировать видео в прямом эфире, общаться со зрителями, смотреть пропущенные трансляции в записи, делиться видео онлайн в соцсетях и проводить закрытые трансляции для отдельных пользователей.
GoodGame.ru
Крупнейший портал о киберспорте в рунете, предлагающий, кроме тематических репортажей, новостей и интервью, трансляции с турниров и стрим-сервис для зарегистрированных пользователей. Ресурс позволяет привязывать канал к YouTube, записывать свои потоки и делиться записанными видео с пользователями других сервисов.
CyberGame.tv
CyberGame.tv – еще одна российская площадка, специализирующаяся на потоковом вещании для геймеров. Среди преимуществ CyberGame.tv – стабильная работа служб, постоянно обновляющийся функционал, удобная навигация и достаточное разнообразие трансляций с турниров и фестивалей.
VK Live
«Одноклассники»
Трансляция стримов доступна также для пользователей «Одноклассников» и OK Live. В 2017 году социальная сеть первой в России представила функцию стримов из браузера. Во время эфира стримеры могут общаться со зрителями в чате, получать «классы» и комментарии. Прямые трансляции попадают в ленты друзей и подписчиков и появляются на карте стримов, а самые популярные видео выходят в топ стримов OK Live.
Как настроить стрим
Для настройки стрима пользователю нужно подготовить оборудование: выбрать мощный компьютер, подобрать качественную камеру, микрофон, хромакей. Также стримеру понадобятся сервисы для записи видео, настройки донатов и подписок и программы для чатов и оповещений.
Xsplit Broadcaster достаточно проста в установке, но эта программа требует переустановки для каждой платформы. Open Broadcaster Software устанавливать сложнее, но зато, настроив программу один раз, к ее настройке возвращаться уже не нужно. Кроме того, OBS предлагает большой набор изменяемых параметров и не так сильно нагружает компьютер.
Зачем нужны чаты для стрима
Крайне важный элемент стрима – чат. Если стример проводит ретрансляцию для нескольких платформ, то он вряд ли сможет полноценно стримить без чата. Зрители с ресурсов с небольшой аудиторией в полупустых чатах чувствуют себя одиноко и не задерживаются на канале. Стримеры советуют уделять особое внимание таким зрителям и читать их сообщения в первую очередь. Причем выведение этих сообщений в общий поток на экране трансляции создает хорошие условия для пребывания пользователя на канале.
Опытные авторы каналов утверждают, что чтение чата для любого стримера должно быть обязательным условием, при этом размещение чата на экране стрима крайне желательно для продвижения канала. Часть зрителей разворачивают стрим во весь экран на компьютере или просматривают трансляции с мобильных устройств, поэтому им будет удобнее видеть чат прямо на экране трансляции.
Профессия: игровой стример
Играть, пока другие смотрят
Есть сейчас новая «профессия» — стример.
Стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. Я люблю смотреть стримы и в статье расскажу, кто такие стримеры, как организована их работа и как собрать свою стриминг-студию.
Кто такой стример
Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. Чаще всего в прямом эфире играют в видеоигры, хотя стримить можно что угодно: готовку, вышивание, чтение книг вслух. Наравне с видео на Ютубе, этот формат заменяет современным зрителям телепрограммы.
В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы, большие и маленькие. Основные площадки сейчас — это Твич и Ютуб, но есть и множество других, менее популярных: например, Вконтакте, Mixer, GoodGame.
Твич посвящен исключительно стримингу и в значительной степени играм. Зрители на этой площадке знают, зачем и на чей эфир приходят. Во Вконтакте стримы висят в общей ленте новостей и на них часто попадают случайно. Там количество зрителей может быть большим, но не показательным для стримеров: эти люди едва ли вернутся на следующий эфир.
Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — Твич и Ютуб-гейминг — зрители смотрели эфиры 2,4 миллиарда часов. Несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.
Для статьи я поговорила с Петром Сальниковым. На его примере расскажу, как устроена профессия. Петр известен зрителям стримов по проекту Disgusting Men («Отвратительные мужики»), который объединяет канал на платформе Твич, подкаст, сайт и канал в Телеграме.
Трансляции смотрят люди, которые увлекаются играми на компьютерах и игровых консолях, те, кому интересна разработка игр и создание саундтреков к ним, а также современная массовая культура. Лично я смотрю стримы как раз из-за последнего: мне нравятся диалоги и рассказы людей с разным жизненным опытом. По большей части стримы на Твиче смотрят мужчины — по статистике их 81,5%, 55% из них в возрасте от 18 до 34 лет.
Как начать стримить
Чтобы выйти в эфир, нужен канал на одной из стриминговых площадок и специально оборудованное место: комната или отдельная студия.
У Петра с командой домашняя студия, но она сделана в квартире, где никто не живет. Там нет спальных мест, никто не готовит, не принимает ванну — ничего не отвлекает команду от работы. Но если такой площадки нет, платить за ее аренду в начале пути — лишние расходы.
Большая часть стримеров выходит в эфир из дома. Минимальный набор техники для выхода в эфир — это компьютер с монитором, клавиатурой и мышкой, а еще веб-камера и USB-микрофон или наушники с гарнитурой.
Качественное оборудование в стриминге не критически важно. Стрим — это видео в прямом эфире, которое многие зрители смотрят на телефонах в небольшом разрешении. Главное, чтобы техника не выдавала никакого криминала — например, очень громкого звука или запредельного количества шума.
Компьютер
Для стриминга видеоигр нужно одновременно играть и отдавать картинку в прямой эфир. Для этого понадобится один мощный компьютер или сразу две машины — одна для игр, другая для стриминга.
У Disgusting Men работают в связке два компьютера. На одном ведущий играет, с другого отдают стрим в интернет и контролируют эфир. Сейчас в студии стоит системный блок Nvidia GeForce GTX PC и игровой ноутбук Acer Predator. Системный блок используется для студийных стримов в связке с ноутбуком. Ноутбук — для выездных стримов: турниров, концертов, командировок.
Вся техника эксплуатируется на пределе возможностей и потому долго не живет, к этому стоит быть готовым.
Стартовый компьютер для стримера
Для игр и стриминга важны четыре компонента игрового ПК: процессор, оперативная память, материнская плата и видеокарта. Жесткий диск можно брать любой.
Если вы хотите играть в карточные игры, например Hearthstone или MTG Arena, то получится сэкономить на железе.
Оборудование для стриминга карточных игр — 15 500 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1030 | 6000 Р |
Процессор | Intel i3 | 5500 Р |
Оперативная память | 4 Гб DDR3 | 2000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
Если вы хотите стримить и играть во что-то более серьезное, например в Dota 2, Fortnite или WoT, придется потратить больше.
Средняя сборка для стриминга популярных игр — 37 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1060 | 20 000 Р |
Процессор | Intel i5 | 10 000 Р |
Оперативная память | 8 Гб DDR3 | 4000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
За эти деньги уже можно найти ноутбук, на котором нормально пойдут нетребовательные к графике игры, но, как по мне, лучше вложить деньги в стационарный компьютер, если вы всерьез настроены стримить.
Отличная сборка для стриминга любых игр — 90 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1070 | 40 000 Р |
Процессор | Intel i7 | 30 000 Р |
Оперативная память | 16 Гб DDR4 | 10 000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H310 | 10 000 Р |
За 100 тысяч уже можно найти крутой игровой ноутбук, но картинку он будет выдавать все равно хуже, чем стационарный компьютер за те же деньги. Зато не придется париться со сборкой и докупать монитор.
Простой Full HD монитор можно купить и за 7 тысяч рублей. Не советую брать 4К мониторы. Они могут показывать более четкую картинку, но сильнее нагружают видеокарту. Зрители не заметят разницы — у большинства нет 4К экранов. К тому же в киберспортивных играх важнее частота кадров, чем красота текстур. Лучше взять Full HD монитор с частотой 144 Герц. Стоит такой в районе 20 тысяч рублей.
Чтобы играть на одном компьютере, а стримить с другого, нужна карта захвата. Это небольшое устройство, посредник между компьютерами. В один HDMI-вход карты захвата втыкается компьютер с игрой, а из другого HDMI-входа сигнал уходит на транслирующую машину. К компьютеру карта захвата подключается через порт USB. Нормальные карты захвата стоят от 10 000 рублей.
стоит нормальная карта захвата — посредник между компьютерами
Чтобы стримить с комфортом, стоит завести второй монитор. На него выводят чат со зрителями и программы для контроля трансляции. У Disgusting Men в студии три монитора: один — изогнутый ультраширокий, второй — 4К, а третий — самый обычный и дешевый. Третий монитор используют, когда стримят многопользовательские игры. За потоками видео от разных игроков следит режиссер прямого эфира за отдельным монитором.
Игровые консоли
Чтобы иметь больше настроек и не терять в качестве картинки, нужна карта захвата. Подойдет та же, что для связки из двух компьютеров, просто в HDMI-вход карты захвата втыкается консоль.
Камера
Интересный ведущий в кадре важнее демонстрации игры. Поставьте человека, который захватывающе рассказывает, на фоне кирпичной стены, и у вас будет хороший трафик. И поставьте дурака перед дорогущей камерой, на которую Майкл Бэй снимал «Трансформеров», и ничего хорошего не выйдет.
Картинка отдается в эфир при помощи специальных программ для управления трансляцией. В основном стримеры пользуются двумя программами: бесплатной Open Broadcaster Software или платной XSplit Broadcaster. Они мало друг от друга отличаются, выбор программы — скорее вопрос удобства.
в среднем стоят веб-камера и штатив для стримов
Микрофон
Чтобы зрители слышали стримера, ему нужен микрофон. Для начала подойдут обычные наушники с гарнитурой.
Если хочется отдельно контролировать звук, понадобится внешний аудиоинтерфейс, к которому подключаются хорошие микрофоны. Если человек стримит один, достаточно интерфейса с одним каналом. На большее количество человек понадобится больше каналов, чтобы подключить отдельные микрофоны. Цены на аудиоинтерфейс с одним каналом начинаются от пяти тысяч, с двумя каналами — от девяти.
Динамический микрофон считывает сигнал, идущий прямо в него. Такой микрофон лучше держать не дальше 20 сантиметров от рта, чтобы было слышно. Динамические микрофоны используют на концертах или докладах, для стрима они тоже хорошо подойдут.
В студии у Петра шесть микрофонов. Три из них — AKG Perception Live P5, один Shure 55SH. Последним пользуются, если в студию приходят гости. Плюс у команды есть радиомикрофон Shure Beta 58A, который используется на записи выездных выпусков и вечеринках со зрителями.
Недавно Disgusting Men получили очередную премию за лучший подкаст — на этот раз от Вконтакте. В подарок им вручили премиальный конденсаторный микрофон «Союз», теперь на него записываются закадровые тексты и новый подкаст со страшными короткими историями «Радио Полночь».
Для подключения микрофона нужен кабель, плюс каждому микрофону нужна стойка. Стойку каждый выбирает сам, лучше искать и пробовать, какая подойдет. Стоят они от 1000 до 7000 рублей. Совсем дешевые стойки лучше не покупать: они ненадежные.
На звук влияет не только микрофон, но и звукопоглощение в помещении. Это не та звукоизоляция, которая не выпускает звук наружу, а та, которая мешает ему гулять по помещению. Ее можно сделать самостоятельно. Подойдут листы антирезонансного материала из пенополиуретана на стенах, они поглощают и рассеивают шум. Купить листы для звукоизоляции можно в интернете: на «Алиэкспрессе» они стоят от 850 рублей за 12 штук, более качественные листы обойдутся в 900 рублей за штуку.
Хромакей и свет
Бытовой свет от люстры на эфире плох тем, что может добавить ведущему некрасивые круги под глазами или оранжевую кожу. Желательно купить себе отдельный осветительный прибор, который можно поставить на стол или штатив. На «Алиэкспрессе» много дешевых решений: например, кольцевая светодиодная лампа стоит от 1200 рублей.
стоит кольцевая светодиодная лампа на «Алиэкспрессе»
Если ведущий один, можно работать на фоне зеленой ткани и с помощью технологии под названием хромакей выводить в эфир только изображение стримера, без фона. За спиной у человека будет сама игра. Если на стриме двое и больше ведущих, хромакей лучше не использовать. Обязательно кто-нибудь «вывалится» за пределы ткани, и на картинке появятся обрезанные руки или головы. Это некрасиво.
В стриминг-студии удобно использовать нетканый или тканевый хромакей. В зависимости от размера и материала он стоит от 700 до 2500 рублей. Нетканый хромакей дешевле, и для студии он подходит. Единственный его недостаток — он может помяться, поэтому его нужно аккуратно везти и вешать. Тканевый хромакей дороже, его можно сгибать и закрыть им, например, диван.
стоит хромакей FST B33 Chromagreen
Чтобы пользоваться хромакеем, нужен постоянный источник света. При бытовом свете хромакей работает плохо — появляются помехи, в кадр могут влезть куски фона. Чтобы избежать этих проблем, желательно поставить два постоянных студийных источника света. Один должен освещать хромакей, второй — человека. Подойдут софтбоксы на штативах, комплект стоит 9—15 тысяч рублей.
Примерный набор оборудования для стриминг-студии
Эконом-вариант | Хороший вариант | |
---|---|---|
Компьютер с монитором | 44 000 Р | 130 000 Р |
Кресло | Любой стул из дома 0 Р | DXRacer Racing OH/RV131 29 000 Р |
Игровая консоль | 0 Р | PlayStation 4 26 000 Р |
Карта захвата | 0 Р | Elgato Game Capture HD60 S 16 990 Р |
Звуковой интерфейс | 0 Р | Focusrite Scarlett 2i4 2nd Gen 14 000 Р |
Веб-камера со штативом | Microsoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134 4100 Р | Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH 11 700 Р |
Микрофон со стойкой | Trust MICO USB Microphone 2000 Р | AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm 10 790 Р |
Свет | 0 Р | FST FK-4060 × 2 10 200 Р |
Звукоизоляция | 850 Р | 8100 Р |
Хромакей | 0 Р | FST B33 Chromagreen 2300 Р |
Программа для стриминга | Open Broadcaster Software 0 Р | XSplit Gamecaster 550 Р /мес |
или Open Broadcaster Software 0 Р | ||
Итого | 50 950 Р | 259 630 Р |
Что делает ведущий эфира
Основная задача стримера — развлекать зрителя и общаться с ним. Ведущий одновременно играет, рассказывает истории, читает чат и включается в диалог со зрителями. Люди смотрят стримы именно ради интересных рассказов, ответов на вопросы и смешных комментариев.
Поведение стримера в кадре — фактор, который сильно влияет на популярность канала. Зрителей привлекают харизматичные ведущие, которые хорошо выглядят и умеют спокойно говорить на разные темы. Разговор в чате может свернуть в любое русло: литература, школьная программа, что посмотреть на английском и что там у разработчика игры. Поэтому ведущему полезно обладать широким кругозором.
Хорошо играть стримеру не обязательно — это важно только киберспортсменам. Можно стримить Call of Duty, только и делать, что умирать, но при этом орать так, что всем будет смешно. Хотя в чате всегда найдутся люди, которые напишут: «Бэээ, играть не умеет».
Выходить в эфир страшно, со временем волнение окончательно не уходит, но притупляется, и трясет уже меньше. Чтобы начать стримить, придется перебороть свой страх, просто брать и делать.
Не страшно сказать что-то невпопад или допустить неловкую паузу — конечно, кто-то из зрителей заметит и поправит, но в следующий раз такую ошибку уже не допустишь. Главное — не терять фокус на процессе и представлять, что ты играешь с друзьями и обсуждаешь игру с ними. Но даже если на старте не все получается, стабильный стриминг поможет развить навыки.
Готовиться к эфиру или нет — выбор стримера. Петр перед стримами дополнительно ничего не читает и не изучает по теме игры. Ему помогает опыт — Петр играет последние 26 лет, а стримить начал до появления Твича. Его коллеги тоже давно в игровой индустрии, поэтому подготовка к эфиру для Disgusting Men упирается в технические моменты: проверку картинки трансляции, звука и света.
Но стоит быть готовым к тому, что в интернете есть знатоки по каждой теме. Если взяться за стрим ретро-игры и снабдить его недостоверными историями из интернета, в чате найдется человек, который знает игру и ее историю намного лучше ведущего. Он укажет на все неточности в рассказе.
Во время эфира стример следит за игрой и градусом веселья, а также за техникой и донатами — это добровольные пожертвования от зрителей. За пожертвования принято благодарить и зачитывать сообщение от задонатившего. Обычно это делают, когда возникает естественная пауза по ходу игры. Чаще всего на стримах Disgusting Men двое ведущих. Так один человек может сосредоточиться на прохождении, а второй читать комментарии и следить за донатами. К тому же дуэт — это всегда диалог. А если диалог интересный, то уже не так важно, во что, собственно, играть.
Случаются истории, когда краем глаза видишь в чате неприятный комментарий, от которого резко портится настроение. Лучший выход из ситуации — игнорировать и продолжать работу. В интернете хватает неадекватных людей, со временем начинаешь проще к этому относиться.
Есть редкие люди, которые считают, что за свои деньги они покупают право хамить и отвлекать от игры. Если кто-то излишне негативно высказывается или спамит в чате, проще попросить этого человека скинуть номер карты в личные сообщения и вернуть ему добровольное пожертвование — нервы дороже.
Площадка для стриминга — не федеральный канал, поэтому стримеры могут позволять себе хулиганство в эфире. Disgusting Men однажды стримили игру «Русская рыбалка 4» — популярный нишевый симулятор — и параллельно пили. Выглядело это как настоящая рыбалка: один ловит рыбу, остальные ему помогают — просто глушат водку. В конце стрима по русской рыбалке мужики вообще перестали понимать, что происходит, но никого из зрителей это не напрягало.
При этом у каждой стриминговой площадки есть свод правил, которые нельзя нарушать. Например, Твич запрещает попытки и угрозы нанести физический вред другим людям, разжигание ненависти и агрессии, трансляции музыки и фильмов без авторских прав, обнаженку. Правила Ютуба тоже ограничивают стримеров в дискриминационных высказываниях и нарушении авторских прав.
Несмотря на кажущееся веселье сферы, стримить нелегко. Работа в кадре эмоционально выматывает. Прямые эфиры Петр ведет в основном по вечерам, за месяц получается 40—50 часов работы в кадре.
проводит стример в прямом эфире за месяц в среднем
Петр начинает работать в девять утра — он общается с рекламодателями, потенциальными партнерами проекта Disgusting Men, занимается фирменной продукцией и другими вещами для развития бренда, организует встречи с читателями и слушателями. Эфир на Твиче выходит с семи, иногда даже девяти вечера. К этому моменту обычно хочется домой, спать, есть и смотреть сериалы. Но нужно собраться и провести стрим. В эфире несколько часов подряд надо быть веселым, информативным и причастным, иначе аудитория не будет смотреть.
Одна из кайфовых вещей в стримах — это постоянные зрители, которые делятся событиями своей жизни, держат в курсе того, чем занимаются. Другой крутой момент — это когда выясняется, что среди подписчиков есть редкие таланты. Например, один из подписчиков Disgusting Men — саксофонист, вместе с Петром они записали три музыкальные композиции для разных проектов. Приятно знать, что среди твоих слушателей есть бриллианты.
Как найти нишу и собрать аудиторию
На первый взгляд кажется, что стример — это человек, который просто играет в то, что нравится, и получает за это деньги. Но на самом деле заработать на стримах не так просто. Чтобы «Мужики» начали приносить деньги, понадобилась начальная аудитория, хорошее знание контента и регулярные эфиры.
Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в Dota 2, и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про Dota 2 никому не нужен.
Но знаний об играх тоже мало. Чтобы найти своих зрителей, нужно стабильно стримить, другого способа набрать аудиторию нет. Если стримить раз в месяц — будет мало зрителей, если стримить 20 дней в месяц — зрителей будет много. Если стучать в точку своего интереса, в какой-то момент аудитория появится, главное — этого дождаться. Disgusting Men стараются стримить каждый будний день.
Твич-канал Disgusting Men запустили в 2015 году. На момент создания канала стартовая аудитория уже была: читатели и слушатели видели анонсы стримов, переходили их смотреть и становились постоянными зрителями. Первый год стримили редко: несколько раз в месяц, поэтому канал практически не рос.
Стоило начать выходить в эфир несколько раз в неделю, как аудитория начала органически расти: в январе 2016 у канала было 3500 подписчиков, в декабре их стало 11 600. Появились рекламные проекты от агентств, которые просили именно интеграции в стримы на Твиче.
В том же году канал стал партнером Твича. Партнеры площадки получают деньги за подписку зрителей, долю от прибыли с рекламы, показанной на канале, дополнительные настройки чата, приоритетную техническую поддержку.
Чтобы стать партнером Твича, нужно стримить несколько раз в неделю и собирать стабильное количество зрителей. Фиксированной цифры для партнерства не существует, это индивидуальное решение площадки для каждого канала. Тем не менее это значит, что у канала хороший контент и постоянная аудитория.
Сначала нужно получить достижение «Давайте будем компаньонами». Если канал удовлетворяет всем требованиям, сервис автоматически пришлет уведомление. Чтобы получить статус партнера, нужно продолжать развивать канал и дождаться отдельного приглашения.
Сейчас у канала Disgusting Men 600 000 просмотров в месяц и 28 000 подписчиков. Большого оттока зрителей и подписчиков у канала никогда не было: тред остается растущим. На привлечение новой аудитории хорошо работают необычные форматы, например игровые турниры с гостями. Их анонсируют участники, а это блогеры и стримеры с лояльной аудиторией, которая приходит смотреть эфир и конвертируется в подписчиков.
получает Disgusting Men от платных подписчиков
Для Петра и команды стримы — часть медиапроекта. Канал на Твиче появился в 2014 году, когда у подкаста и сайта Disgusting Men уже сформировалась своя аудитория. Это обеспечило каналу органический рост: люди видели анонсы на сайте Disgusting Men, приходили на Твич смотреть эфиры и становились постоянными зрителями.
Турниры и особые форматы
Успех канала Disgusting Men в том, что они пробуют новые форматы. В 2016 году «Мужики» устроили турнир по игре Call of Duty: Infinite Warfare. Это был коммерческий проект, нужно было предложить заказчику что-то интересное. Они позвали друзей поиграть по олимпийской системе, когда проигравший сразу выбывает. Стримили турнир из своей студии, выглядело это, по мнению Петра, довольно нищенски.
В следующем году вышла Call of Duty WWII, на этот раз «Мужики» устроили турнир в пабе, позвали соревноваться блогеров, стримеров и журналистов, пригласили болельщиков. Все участники турнира вели трансляцию в свои каналы: программы для стриминга позволяют отдавать эфир хоть на 10 каналов, зритель подписан на канал определенного участника и смотрит турнир там. Так мероприятие получает больший охват.
Получился не классический стрим, а целое мероприятие с приветственными напитками, конкурсами и эпической попойкой со зрителями в конце. Так турниры стали одним из форматов Disgusting Men, в России до них такого не делали.
Однажды Disgusting Men делали концерт группы «Живой Арканум». Это струнный квартет, который играет музыку из разных игр: Arcanum, Heroes, Morrowind, Warcraft, Max Payne, Gothic, Dragon Age. Концерт проходил в заведении с публикой, трансляция шла на Твиче. Снимали на две статичные веб-камеры и руками оператора, который ходил по залу. Гостям и группе понравилось, стрим привлек новых подписчиков каналу и сделал группу известнее. Необычные партнерства — хороший способ выделиться в потоке.
Как продвигать канал
Петр не покупал рекламу для канала, но это один из способов сбора аудитории. Стримеры договариваются о хостинге или совместных стримах на Твиче и покупают рекламные посты в соцсетях.
Хостинг — формат, при котором на другом твич-канале выводится ваш стрим. Если зрителям стрим понравится, они перейдут и подпишутся на ваш канал. Я не слышала о том, чтобы кто-то продавал хостинг на свой канал за деньги, и не нашла подтверждений этому.
Стримеры добровольно хостят понравившиеся им каналы, но можно договориться о взаимном хостинге. Лучше приходить с предложениями к стримерам тех же категорий на Твиче или игр, которые вы транслируете, — так получится привлечь больше зрителей. Большие каналы с тысячами подписчиков редко хостят маленькие, поэтому лучше искать кого-то в своей «весовой категории».
Менее популярный способ поиска аудитории — реклама в соцсетях. Ее размещают в тематически подходящих сообществах — про игры и стриминг. Рекламный пост стоит от 200 рублей до бесконечности и зависит от количества и уровня вовлеченности подписчиков сообщества.
Лучше покупать рекламу в соцсетях для канала, у которого уже есть первые 100 подписчиков, — так к нему у новой аудитории будет больше доверия. С одного рекламного поста может прийти как несколько десятков подписчиков, так и два-три : заранее предсказать результаты невозможно, и нет другого способа, кроме тестов. Кроме платной рекламы в обсуждениях некоторых групп есть тема для обмена ссылками на каналы.
Сколько зарабатывают стримеры
Запуск канала на Твиче помог «Мужикам» больше зарабатывать. Стоило начать регулярно выходить в эфир, как стали приходить рекламные проекты от агентств, просили эфиры именно на Твиче. Стримы до сих пор пользуются спросом на рекламном рынке.
У независимой команды благосостояние напрямую зависит от того, сколько она работает. Заработок Петра и команды Disgusting Men складывается не только из стримов, а из разных источников по медиапроекту: рекламных доходов, подписки и донатов. Получается от 500 тысяч до 2 млн рублей выручки в месяц в зависимости от сезона, фаз Луны и расположения духа партнеров. До 25% могут заработать на стримах.
Только на деньги от стримов просуществовать сложно. Петр считает, что для этого нужно стримить гораздо больше, чем несколько часов в день.
Стримеры зарабатывают на платной подписке, встроенной рекламе Твича, донатах и коммерческих стримах.
Сейчас у Disgusting Men около 500 платных подписчиков. От них проект получает примерно 130 000 рублей в месяц. Эти деньги реинвестируют, тратят на новых авторов, оборудование и работу ресурса. Недавно сделали в студии ремонт — финансово в нем также участвовали подписчики.
Донаты, или пожертвования от зрителей — это плавающая сущность и надеяться на нее не стоит: сегодня ты заработал 20 000 рублей, завтра 200.
По оценке агентства StreamPub, которое занимается продвижением на Твиче и Ютубе, в среднем стримеры, с которыми работают в агентстве, получают 80—90 тысяч рублей доната в месяц. Примерно 20 тысяч россиян зарабатывают на донатах больше 11 280 Р в месяц.
На Твиче есть специальные рычаги для получения доната — это голосования или донат-цели. В голосованиях зрители рублем выбирают один из вариантов. Можно настроить так, что победит вариант, за который скинули больше всего денег, а можно настроить на победу наибольшего количества голосов.
Есть стримеры, которые работают не над расширением аудитории, а над тем, как на ней заработать. Это распространенная и нормальная история. Эти стримеры выжимают 100% из тех, кто готов донатить.
Коммерческие стримы проводят по заказу компаний, которые покупают у стримеров рекламу. Это могут быть издатели игр, интернет-сервисы, производители игрового железа и энергетических напитков, банки.
Коммерческие стримы игр привязаны к сезонам: большая часть горячо ожидаемых блокбастеров с маркетинговыми бюджетами выходит осенью и весной. В эти периоды за месяц на стримах можно заработать от 200 до 500 тысяч рублей.
В коммерческом стриминге размер дохода тесно связан с объемом аудитории и умением вести переговоры. Совладелец рекламного агентства StreamPub Артур Авакян считает, что брендам наиболее интересны стримеры с аудиторией более 20 000 уникальных зрителей в месяц и стабильным графиком трансляций.
Два наиболее распространенных рекламных формата в стримах — это видеовставки в трансляции и партнерские эфиры, посвященные определенной игре. Первый формат дешевле, обычно он стоит 60 копеек за просмотр. Disgusting Men ставят в стрим три рекламных вставки: в начало трансляции, в середину и в конец. Также под плеером выводят рекламный баннер и закидывают ссылки на рекламируемый продукт в чат со зрителями.
Средний показатель Disgusting Men — 500 одновременных зрителей. На специальных форматах, под которые команда заручается поддержкой Твича, бывает до 3500 одновременных зрителей.
Стриминг конкретной игры от рекламного партнера стоит дороже: в среднем 1 рубль за просмотр. Disgusting Men берут за такие стримы выше среднего по рынку — до 150 000 рублей. «Мужики» заключают рекламные контракты официально на ИП и платят с них налоги.
Партнерский стрим не требует обязательных комплиментов игре, он может быть каким угодно — конечно, в пределах разумного. Например, в начале года у Disgusting Men был партнерский стрим по демоверсии игры Anthem. Должны были играть представители нескольких медиа, но ни у кого, кроме Петра с его соведущим Артаваздом Мурадяном, игра не запустилась. Они немного поиграли, показали зрителям небольшую часть контента, но затем Anthem перестала работать.
В итоге Петр рассказывал зрителям об Anthem по своим впечатлениям с ее презентации в Лондоне. А два оставшихся часа трансляции выглядели как загрузочный экран игры с диалогами ведущих под пиво и орешки. При этом стрим смотрела пара тысяч зрителей, и это был один из самых богатых на донаты эфиров. Ситуация была во всех смыслах ненормальной и комичной. Но со своей стороны все коммерческие обязательства команда выполнила и получила от партнера полноценную компенсацию.
Как развиваться стримеру
Стример может стать частью командного проекта или продолжать стримить в одиночку и наращивать аудиторию.
Для создания большого проекта удобно кооперироваться с коллегами по цеху и делать общий канал. Команде легче работать в эфире и заполнять расписание: не придется следить и за игрой, и за техникой или работать 7 дней в неделю. Найти партнеров можно на том же Твиче или Ютубе: посмотреть, кто делает интересное, и написать человеку предложение поработать вместе.
В командном проекте можно распределить роли: выбрать того, кто будет отвечать за оборудование, за переговоры с рекламными клиентами, за своевременную публикацию анонсов. Прибыль придется делить на всех, но объем работы на каждого человека будет меньше.
Самые популярные и коммерчески успешные в мире стримеры — одиночки. Ninja, shroud, Tfue работают без команды. И преимущество, и недостаток этого формата в том, что ты за все отвечаешь сам. Творческих разногласий с коллегами гарантированно не возникнет, но придется самостоятельно разбираться с техникой и с коммерческими отношениями.
Перед эфиром
Надо начать стримить, как я сижу на Т—Ж.
Denis, это всё пошло из детства, когда старший играл, а младший смотрел:)
Классная статья, спасибо. Хотелось бы чуть больше информации про монетизацию с рекламы (роликов, баннеров и т.д)
Оберин, хотелось бы чуть меньше рекламы в интернете. Но это уже совсем другая история.