Потешки прибаутки чем отличаются
Потешка, пестушка, прибаутка: функции этих жанров, их речевые особенности
Екатерина Захаркина
Потешка, пестушка, прибаутка: функции этих жанров, их речевые особенности
Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки.
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки, в которых выделяют две главные особенности:
-Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
-Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.
Что же дают пестушки малышу?
1. Эмоциональный диалог с мамой. Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.
2. Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта. Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!
3. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком,который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.
Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках). Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать. В пестушкахможно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.
4. В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. В результате у ребёнка происходит:
-формирование грамматического строя речи;
-развитие монологической и диалогической речи;
-развитие мелкой моторики; обогащение словаря;
-воспитание звуковой культуры речи.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.
Дидактические игры для закрепления знаний жанров живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) Уважаемые гости моей странички! Решила показать Вам дидактические игры, которые использую в своей работе для закрепления знаний детей жанров.
Фотоотчет о проведении музыкально-образовательного проекта «Русская потешка» С началом учебного года, во 2 младшей группе нашего детского сада, начался среднесрочный музыкально – образовательный проект «Русская.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки.
Знакомство учащихся с многообразием устного народного творчества; развивать фантазию, воображение; развивать навыки делового сотрудничества: проявлять терпение и доброжелательность, доверие к партнеру по работе
Содержимое разработки
Т. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки.
Цели: продолжить знакомство учащихся с многообразием устного народного творчества; развивать фантазию, воображение; развивать навыки делового сотрудничества: проявлять терпение и доброжелательность, доверие к партнеру по работе; учить планировать свои действия; учить выделять особенности каждого жанра, формировать ответы на поставленные вопросы, находить способы решения творческих задач; учить осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.
Организационный момент. Введение в тему.
— Посмотрите на слайд. Все эти предметы созданы умелыми руками людей. Какие из них вам известны? Назовите их. Для чего они сделаны?
-Некоторыми из них ребята играют и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают. Все эти игрушки называются народными. Почему?
— С какими жанрами народного творчества вы уже знакомы?
— Назовите русские народные песни, к которым подходят иллюстрации.
— В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.
Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества.
Сообщение темы, целей.
Знакомство с потешками. Работа с толковым словариком.
— В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, записанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой.
Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.
— Послушайте внимательно небольшие стишки и скажите, как можно с ними играть? Когда так приговаривают?
Шубка очень хороша.
Глазки смелые, зубки белые.
Куплю Маше башмаки.
Куплю Маше подушки.
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?
Из-за леса, из-за гор
Внуки на козлятках.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
С орехами, с орехами,
С калачами, с калачами!
По кочкам, по кочкам —
— Песенки-потешки являются одной из разновидностей народных песен.
— Как вы думаете, почему их так назвали? (Развлекали, смешили детей.)
— Как нужно исполнять потешки? Почему?
— Какие потешки вы знаете? Расскажите потешку своей паре.
Чтение потешек цепочкой.
— Какие из потешек были вам знакомы?
Заучивание наизусть одной из потешек.
— Помимо разнообразных песен, потешек,поговорок устное народное творчество богато прибаутками.
Работа со словариком
— Раньше торговцы-лоточники привлекали внимание покупателей к своему товару с помощью шуток-прибауток. Прибаутки, часто используются в качестве вступления к сказкам.
— Какая прибаутка понравилась вам больше всего?
— Кто знает шутки-прибаутки? Поделитесь с нами пожалуйста.
Самостоятельное чтение потешек и прибауток в учебнике.
— А теперь «угоститесь» мудрым словом. Повторим пройденный ранее материал.
Игра « В гостях у пословицы»
Составьте пословицу или поговорку из попарно соединенных слов.
дело-мастера ( Дело мастера боится)
— Объясните смысл понравившейся пословицы.
— С какими новыми жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?
— Почему эти жанры называются народными?
— Чем отличается потешка от прибаутки? Потешка – небольшое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей.
Прибаутка – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.
— Читать с. 20 – 22. Разыграть с другом любую прибаутку, как в театре. Для этого нужно выучить прибаутку наизусть.
Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать
Потешка, пестушка, прибаутка, небылица — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого?
Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
Отличие прибаутки от потешки и пестушки
Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:
Потягунюшки, порастунюшки,
В ножки ходюнюшки,
В роток говорок,
А в головку разумок.
Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:
И это далеко не все!
Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.
Русские народные прибаутки
Как придумать потешку или прибаутку
Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.
Если вы с ребенком сочиняли свои потешки и прибаутки, делитесь ими в комментариях!
🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:
Нам такая тоже очень нравилась ,а еще любим эту:
(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)
Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 2 класс
Урок 5. Потешки, прибаутки, считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Малые жанры устного народного творчества: потешки, прибаутки, загадки, считалки, небылицы. Их отличительные особенности разных жанров.
Малые жанры устного народного творчества: потешки, прибаутки, загадки, считалки, небылицы. Отличительные особенности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение.2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) –9-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил. С.6-12
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. С. 10-15
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М:АСТ – 1996., Т.1 С.203, Т.7 С. 26, Т.8 С. 253, Т. 9 С.169, 278
5. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора Издательство “Белый город“, 2008 – 144 с.
Обозначение ожидаемых результатов.
На уроке узнаем, отличия потешки от прибаутки, отличительные особенности загадок, научимся различать разные виды жанров, сочинять свои загадки, распределять загадки по темам.
Основное содержание урока
Сегодня мы продолжим говорить об устном народном творчестве и его видах. Давайте вспомним виды малого устного народного творчества. Почему их называют малыми видами устного народного творчества? Потому что это совсем небольшие произведения.
Прочитайте стишки и определите, к кому жанру относится каждый из них.
Что нам помогает определить жанр каждого из таких стишков? Их особенности. Каждый жанр обладает своими особенностями.
Какие два жанра похожи между собой.
Чем они похожи? Это весёлые, забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей. Почему же одни называются потешками, другие прибаутками. Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в сходстве и различие потешек и прибауток, а также в особенностях загадок.
Попробуйте разделить стишки на две группы: потешки и прибаутки.
2.Давайте разберемся, в чем же между ними разница.
Потешка – это короткая весёлая народная песенка или стишок. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда с маленьким ребенком играли, хотели его повеселить, чтобы он не плакал, ему рассказывали или пели такие потешки. Послушайте разные потешки.
А теперь послушайте прибаутку. В чём же между ними разница?
В народе прибаутками называют маленькие сказки, небольшие смешные рассказики иногда в виде диалога.
Прибаутки отличаются от потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет.
Потешки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нежно.
Другой жанр устного народного творчества тоже связан с весельем и игрой, но предназначен уже не для маленьких деток.
Какая яркая особенность загадок позволяет нам быстро узнать её. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его? Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Отгадайте загадку. Отметьте слова, которые помогли вам отгадать загадку. Эти слова-подсказки кратко назвали отличительные особенности загаданного предмета, помогли нам его представить. С помощью таких слов-подсказок и составляются загадки. Слова-подсказки бывают разные. Давайте попробуем с ним разобраться, посмотрим, как составлены разные загадки, а потом попробуете и сами придумать свою загадку.
Чтобы составить загадку о каком-либо предмете, надо постараться вспомнить все его признаки и выбрать из них самые яркие, интересные.
Для составления загадки можно описать загадываемый предмет. Самые простые признаки – это цвет, форма, размер, какой он на ощупь, какой на вкус, если он съедобный, какие действия он может выполнить или с ним. Также можно описать характер, если загадка о живом предмете. Давайте прочитаем загадки и попробуем поискать в загадках такие признаки.
Очень часто для составления загадки используют такой приём, как сравнение, если у двух предметов есть одинаковое свойство. Давайте прочитайте и отгадайте загадку.
С крыльями, как у птицы.
С чем сравнивается жук. Почему жука сравнили с вороном? У них есть общий признак – они черной окраски. Какой общий признак оказался у жука с быком? С птицей?
Загадки-сравнения можно построить и на отрицании предмета, с которым сравнивают.
Есть усики, а не таракан,
Есть крылья, а не птица,
Разноцветная, как картинка.
Прочитаем и отгадайте еще одну загадку.
Кто всех пугается, под кустом спасается?
Эта загадка отличается эта предыдущих, которые мы читали сегодня на уроке. Она построена в форме вопроса. Это еще один прием построения загадок.
Давайте теперь воспользуемся новыми знаниями и попробуем составить сами загадку/
Составим загадку, используя алгоритм.
Составим загадку про репку.
Назовем признаки репки: желтая, круглая,
С чем можно сравнить репку или её части. Тоненький хвостик, похож на хвостик мышки, по форме напоминает мяч или луну.
Загадка может быть построена в форме описания, сравнения или вопроса. Потешки и прибаутки – это веселые стишки для маленьких детей. Первые сопровождают игру с ребенком. Вторые содержат истории, чаще всего сказочные.
История загадок тесно связана с жизнью человека, поэтому загадки составлялись и составляются совершенно на разные темы, которые близки человеку. С давних времен загадок накопилось очень много, и для удобства, их стали распределять по темам. Например, загадки о человеке, о доме, о природе, о растениях и животных, об овощах и фруктах, о технике. И этот список всё время пополняется, потому что окружающий мир становится всё разнообразнее и разнообразнее.
Прочитайте загадки и распределите их по темам.
А знаете ли вы, как и когда появилась загадка?
Предметом первых загадок являлся человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следовали загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом шли загадки про двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».