Потешка что это такое определение для детей 2 класса
Потешки
Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.
За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!
Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Когда ребёнок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!
Когда ребёнок учится ходить:
— Ножки, ножки,Куда вы бежите?
— В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
—Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,
По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
—Да бух!
Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
—На головушки и сели.
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
—Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:
Шу-у-у, полетели
—На головушку сели.
Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре братаНавстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят,
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.
Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет. », «Лебеди летели, лебеди летели. » А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота. »
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи. »
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.
Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец. » Постепенно приходит пора сказок.
По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин
Малые жанры фольклора детям
Русские песни пестушки, потешки, прибаутки, игровые
Дети, играющие в мастерской — Маковский Константин
Малые жанры фольклора. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]
«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели. [2]
Это вариант игр на коленках: качайте ребенка на коленях и напевайте одну из этих потешек.
Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Скок-поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек. 3.4.
ПРИБАУ́ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал».
Прибаутка Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.5.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.
Игра́ — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
Сезонные игры. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».
Заклички и приговорки
Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Приговорки – обращения к насекомым, птицам,
животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и
звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и
всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько
мне жить?».
По своему происхождению заклички и приговорки восходят к
древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши
предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в
детский фольклор.
* * *
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»
* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча — нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!
* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Птичка-птичка — соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет весел
Считалка
Подробнее по этой теме см. Считалка.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка
Подробнее по этой теме см. Скороговорка.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
***
Бобр Добр для бобрят.
***
Бобры Добры идут в боры.
***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
***
На иве галка,
На берегу галька.
Загадка
Подробнее по этой теме см. Загадка.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых
предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические
недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению
подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в
жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие
плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Любопытной Варваре
Нос на рынке оторвали.
***
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
***
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом –
Нос отвалится потом.
Примечания
1.Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 4 декабря 2010 года.
Ладушки
3.Морохин В.Н. Введение // Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 5—27. — 352 с.
3. Потешки https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki34.php
4. Шейн. Русские народные песни.pdf
h.tp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/%D0%92ook%20collection%20writers%20PD/Ostrovsky_collection/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8.pd
5.Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
Приложение.
Пословицы для второго класса школы
Век живи — век учись.
Где кто родился, там и пригодился.
В здоровом теле – здоровых дух.
Делу — время, потехе — час.
Глаза страшатся, а руки делают.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Язык болтает, а голова не знает.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Все за одного, а один за всех.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Без корня и трава не растёт.
Хороший друг — отрада для души.
В каждой шутке есть доля правды.
Видно птицу по полёту — человека по делам.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Береги нос в большой мороз.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Повторенье — мать ученья.
Лучше поздно, чем никогда.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Дружбу помни, а зло забывай.
Хорошая книга — лучший друг.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Как оса, лезет в глаза.
Всякой матери своё дитя мило.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Вся семья вместе — и душа на месте.
Мудрым никто не родился, а научился.
На деньги ума не купишь.
Детство — время золотое.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Малые жанры фольклора детям: 2 комментария
Нашла у Вас очень актуальное для сегодняшнего дня — » Родина — мать, умей за неё постоять».
Постоять за Родину-актуально как никогда.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Что такое потешки? Откуда взялись считалки?
Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В них отразился многовековой опыт народной педагогики.
Упоминаемые в потешках предметы обычно связаны с непосредственным окружением ребенка, событиями его повседневной жизни: прогулкой, кормлением, умыванием.
В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, за писанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой.
Считалки, как и другие жанры детского фольклора, возникли в глубокой древности. В их основе лежит представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Когда-то считалка была одним из способов гадания, чтобы узнать, стоит или не стоит начинать какое-либо важное дело.
Счастливое или несчастливое число, на которое и оканчивался счет, и являлось предопределением благополучного завершения начатого предприятия.
Об этом свидетельствует тесная связь считалок с различного рода гаданиями.
До середины XIX века сохранялось использование текстов ряда считалок для определения времени выхода замуж, а также характера будущего мужа.
После перехода в детскую среду считалки утратили свое магическое значение и превратились в вводную часть различных игр.
Хотя в такой считалке, как:
Раз, два, три, четыре, пять,
Тебе скоро улетать,
ясно слышится отзвук далекого прошлого — гадание посвящено будущему выходу девушки замуж.
Эта считалка распространена практически на всех континентах, у более чем десятка народов.
Так, известная потешка «Сорока, ворона кашу варила» известна почти у всех европейских народов. Вот какой интересный жанр детские потешки.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 2 класс
Урок 4. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Цели и задачи урока
Цель: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами;
Задачи: учить различать жанры; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Устное народное творчество; сказки; былины; песни; пословицы; загадки; поговорки; фольклор; фольклорист; колыбельные песни; потекши; прибаутки; побасенки; загадки.
Устное народное творчество, фольклор, жанры фольклора
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.:ил. С.13-27
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 13-21
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
На уроке мы познакомимся с понятием фольклор.
Научимся различать жанры фольклора.
Сможем применять жанры устного народного творчества для общения.
Основное содержание урока
1. Раньше, мало кто читал книжки, а писали еще реже. Но люди, все время придумывали различные истории. Чтобы эти истории не забыть, их передавали из уст в уста. Так до нашего времени дошёл фольклор или устное народное творчество. Оно включает в себя разные виды произведений: песни, сказки, пословицы, загадки, потешки, частушки, скороговорки. Они отражают жизнь и обычаи народа, его представления о добре и зле.
2. Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Изучая жанры устного народного творчества, вы прикасаетесь к истории нашей Родины.
3. Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.
К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объёму произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки. Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он ещё даже не разговаривал.
Пословица содержит законченную мысль.
Поговорка — это часть суждения без вывода.
Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении.
Загадка — это иносказательное изображение в короткой форме предмета или явления, которые нужно угадать, разгадать.
Заклички – небольшие детские песенки. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как живые существа.
Потешка – небольшое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей.
Прибаутка – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.
4. «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
(М. Горький)
Разбор типового тренировочного задания
1.Текст вопроса: Соберите пословицы. Соедините части линиями.
Не стыдно не знать,
Не одежда красит человека,
Труд кормит
Не стыдно не знать,
Не одежда красит человека,
2. Текст вопроса: Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? Подчеркните.
загадка; народная песня; пословица; повесть; поэма ; рассказ; сказка; легенда; поговорка.
загадка; народная песня; пословица; повесть; поэма; рассказ; сказка; легенда; поговорка.
Разбор типового контрольного задания
1. Текст вопроса: Определите жанр произведения.
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке.
Курочка на чурочке,
Мальчик на собачке.
а) пословица б) небылица в) скороговорка
Определите среди данных определений устного народного творчества считалку, загадку, колыбельную песенку.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел месяц погулять.
Оставайся ты одна. ____________________________________
Кладу Машу на пушок–
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать. _____________________________________
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. _____________________________________