Потерянное поколение 90 х что это
Трудоголики, перфекционисты и невротики. Как менталитет 90-х повлиял на то, что мы все выгорели
Когда вы впервые услышали фразу: «Лучший отдых – это смена деятельности»? Вы тогда уже пошли в школу? А как это случилось: отказывались делать домашку, ленились убирать комнату, хотели посмотреть «Зену — королеву воинов»? Установка про то, что каждую минуту своей жизни мы должны занять чем-то, что приносит ощутимую пользу, а «отдохнем на том свете», засела во многих из нас со школьной скамьи.
Людям, которые повлияли на 30-летних, скорее всего, сейчас от 50 до 70. В зрелом возрасте они переживали 1990-е, где обесценивались функции и привычный профессиональный уклад, и резко наступила эпоха конкурентной экономики. Где «быстро» и «вовремя» стали синонимами успеха и благосостояния. От родителей вы точно слышали истории о том, как учительница стала продавщицей в ларьке, сотрудник НИИ привез первые компьютеры в Россию на сбыт, инженер остался инженером без перспектив и производства. По этой причине в нашем сознании часто есть установки: «Учись и трудись, а то станешь дворником» и «Терпи казак — атаманом будешь». Чей-то папа произносил их с горя и разочарования, а чей-то — будучи довольным собой. Но как бы ни сложились 90-е у ваших родителей, постоянная тоска по упущенному времени, потому что «все нужно делать в нужное время и в нужном месте», в вас есть. И именно она не дает расслабиться.
«Отдых в нашем сознании — это всегда большая форма, фундаментальная»
Когда мы, взрослые, пытаемся пройти тест «диваном» — то есть 15 минут полежать, не делая ничего, даже не смотря в телефон, мы просто не можем этого сделать. Поднимается тревога об упущенном времени.
Со словом «отдых» у большинства ассоциируются выходные и отпуск, но никак не 10 минут на перезагрузку или полчаса времени на себя. Отдых в нашем сознании — это всегда большая форма, фундаментальная. Например, в 2019 году в производственном расписании России 118 выходных и праздничных дней, но размазанные по году, они не заметны для потенциальных отдыхающих. А 3,5 месяца отдыха звучало бы лучше — это целое путешествие в Латинскую Америку, а вот два дня — «ну такое» — съездить в гипермаркет, доделать презентацию на вторник, сходить на бранч с друзьями.
«Запрос клиента «мне не хватает энергии» — второй по частоте в практике любого коуча, терапевта или телесного специалиста»
Кстати, поколение Y (то есть рожденные с 1981 года по 1990 год) — самое путешествующее поколение из всех. Сказалась, конечно, и доступность транспорта, и наличие формальных границ в мире (Z считают, что в мире границ нет, если что). Но если ты спросишь 30-летнего, как он представляет себе отдых — в топ 5 ответов войдут именно путешествия. 1500 км в дороге за неделю по трем странам Европы с трудом можно назвать отдыхом.
Варианты отдыха на 10, 15, 30 минут в течение рабочего дня многие даже не рассматривают. Хотя запрос клиента «мне не хватает энергии» — второй по частоте в практике любого коуча, терапевта или телесного специалиста. Люди ищут энергию в чем-то специальном, внешнем или в больших формах — ретритах в красивых местах, випассане, 2-х недельном вздрагивании на пляже от каждой мысли об упущенном времени, экстремальном спорте. Но 10 минут на кофе с телефоном на авиарежиме или 15 минутной прогулки между встречами в их графике на каждый день нет.
Мы вспоминаем об отдыхе тогда, когда силы на исходе, потратив почти все с внутренней кредитки. Первым подает сигналы тело — болит спина, тянут плечи, ноют колени. Но его обычно игнорируют — поболит и перестанет. Потом приходит забывчивость — ключей, проверки файлов, времени совещаний или их места. Это уже бесит больше, но причины обычно никто не анализирует. Мы игнорируем сигналы, полагая, что если приложить еще немного усилий, стиснув зубы, то получится доделать дело, чтобы гулять смело. У этой логики есть один минус: когда мы устали, то работаем медленнее, тратя титанические усилия на концентрацию. Это что-то вроде загрузки серии сериала с одной палкой 3G. Так тоже делать можно, конечно, но боли будет больше, чем удовольствия. Пытаясь сэкономить время, на самом деле, люди растягивают работу. А шансы допустить ошибку повышаются в разы.
И трудолюбивые трудоголики, и перфекционисты-гедонисты экономят на себе. Потому что результат — это самое важное, когда мы находимся в логике достиженца. Первое, от чего люди отказываются, — спорт, регулярная еда, сон, социальные связи, развлечения всех мастей и время на себя. Все, что отвлекает внимание от результата, сбрасывается как балласт. Но для достижения результата нужна энергия, и ее надо восполнять, как зарядку телефона. Если ты отбросил все источники, что давали по чуть-чуть энергии, то начинаешь работать на резервном движке. Когда он заканчивается — начинается выгорание, самым страшным последствием которого выступает снижение самооценки.
«Раньше я мог 16 часов без перерыва отдаваться процессу и 5 встреч при этом, а теперь не могу ничего, и ничего не хочется, а проекты за меня никто не сделает», — это произносит деятельный человек, ориентированный на результат. Он удивлен, разочарован и еще фрустрирован, потому что опирается на свой прошлый опыт, тактику, которая никогда не подводила, на набор технических навыков, которыми гордился, и не придает значение еще одну компоненту эффективности — состоянию.
«Пытаясь сэкономить время, на самом деле, люди растягивают работу»
Состояние — это точка, из которой мы принимаем решения. Но слепая зона для многих эффективных менеджеров. На вопрос: «Ты как?» — 5 из 10 ответят машинальное: «Нормально». Но, чтобы понять, какими мотивами мы руководствуемся, принимая решение, — надо заметить свое состояние. А вот для этого нужна короткая пауза и остановка. Разум в расслабленном режиме готов на креатив, видит больше возможностей, не воспринимает сказанное в негативном свете. Расслабленное тело не передает телу сигнал об опасности, зажимая все эмоции. Голова с телом взаимосвязаны — и достаточно выпрямить плечи, чтобы перестать искать подвох в словах собеседника.
Отслеживать состояние — такой же навык, как приходить на встречи вовремя, или давать обратную связь, начиная с того, что было хорошо. Как-то мы этому научились, значит и задавать себе вопрос: «А как я?» — тоже можно. Регулярный отдых в расписании помогает накачать навык отслеживания состояния.
«А если я не хочу отдыхать? Мне круто работать 24/7. Для меня работа — это удовольствие», — говорит мне уверенный менеджер с интонацией наезда и за полчаса пять раз переворачивает телефон на столе. Классно, что работа ему в радость. И конечно, можно получать много энергии, от того, что ты делаешь, но настораживает сам антагонизм на тему «хочу/не хочу отдыхать». Если отдых воспринимается как неприятная пауза в деятельности, которая мешает развиваться, то есть вопросы к тому, что дает человеку деятельность? И что будет, если проект затянется? Или процесс перестанет приносить удовольствие? Скорее всего наступит такое же разочарование в деле, которым ты занимался, но хуже всего то, что причины неудачи этот менеджер пойдет искать в своем непрофессионализме.
Регулярный отдых, как синоним лени, — вещь такая же распространенная в головах 30-летних, как и миф о том, что только жесткое руководство может быть эффективным. Страх нажать на паузу часто связан с установкой — «останавливаться нельзя — иначе обойдут на повороте». Это страх, как и любой другой, разрушается под воздействием опыта. Попробовал включить отдых в рутину дня — получил этот опыт. Не попробовал — остался в мире установки.
Даже если вы все это уже знаете или прочитали не одну умную книгу про стресс и баланс работы и жизни, но почему-то регулярного отдыха все еще нет в вашем графике на каждый день. Возможно, вы просто не знаете, как отдыхать, если есть 10, 15 или 30 минут. Куда бы вы пошли? Чем бы занимались? Сколько на это надо времени? Мозгу, работающему при хроническом стрессе в режиме экономии энергии, проще взять то, что лежит рядом, чем тратить ресурс на поиск вариантов. Поэтому домашние заготовки помогают не «слить» отдых. Можно прописать 2-3 варианта на каждый временной слот, потратив один раз на это час времени. А дальше радостно пользоваться опциями из личного меню, чем залипать в сториз инстаграм (мозг это, кстати, выбирает, потому что это понятная опция, рядом).
Можно поставить в календарь отдых другим цветом. И раскидать его по неделе в хаотичном порядке, без всякой логики. Что поможет отойти от принципа: «Отдыхать надо только тогда, когда устал».
Если все это коротко:
15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes
15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes
Почему поколение 90-х годов называют потерянным в России
Среди жителей Российской Федерации бытует мнение, что поколение 90-х является «потерянным». Стоит отметить, что речь идёт не о тех, кто заканчивал в ту пору образовательные учреждения и чей период формирования и созревания пришёлся на данную эпоху. Было замечено, что зачастую представители поколения девяностых не желают взрослеть, они долгое время остаются детьми, не желают заводить детей и упорно работать. Термин «поколение Y» был введён во всех государствах мира, однако некоторые характерные особенности в зависимости от страны проживания могут отличаться.
Какие черты свойственны потерянному поколению 90-х в России
Потерянное поколение 90-х, которое появилось в России, называют по-разному. Некоторые называют их «поколением Y», «миллениалами», другие их путают с поколением X, которое является значительно старше. Согласно научной классификации, его представители родились в промежуток между 1981 и 1996 годом. У них, как и у любых других поколений, существуют свои отличительные характерные черты. Так как период созревания поколения приходился на девяностые, его представители не верят в стабильность.
Поколение 90-х является самой многочисленной группой населения в Российской Федерации. Их количество составляет 28% от всего населения.
Потерянными их также называют из-за того, что они предпочитают работать не только за денежные средства. По этой причине они достаточно бывают поздно трудоустроены впервые. Поколению девяностых свойственно оттягивать момент вступления в брак, а также они не склонны рано заводить детей. Имея стремление к самореализации, они приобретают навыки полезные для их выживания в трудных условиях.
«Игреки» легко адаптируются изменениям. Это связано с тем, что они привыкли к отсутствию стабильности. Представители поколения предпочтут пожертвовать личным комфортом, чем не отстоять свою точку зрения, принципы и нравы. При этом им свойственна непостоянность, так как они руководствуются эмоциями, а не умом. Таким образом, они не предрасположены к аналитическому мышлению, имеют тягу к постоянной активности и независимости. Поколение 90-х верит, что невозможные вещи — можно реализовать при правильном подходе.
Почему поколение 90-х не работает и не желает заводить детей
Социологи склоняются к мнению, что поколение 90-х действительно не желает заводить детей. Его представители достаточно часто соглашаются с этим. Основная проблема поколения девяностых заключает в том, что они родились в эпоху переосмысления ценностей в России. Они, получив высшее образование и красные дипломы, могли не добиться вменяемого места в своей жизни. Отсутствие устройства на перспективную работу становится следствием того, что «игреки» способствую образованию демографической ямы в стране.
Не имея достаточных связей, финансовых средств, не имея знакомств, с помощью которых можно устроить свою жизнь «по блату», они предпочитают не оттягивать дату свадьбы, не заводить детей. Они понимают, что сами находятся в подвешенном состоянии и не могут взять на себя ответственность воспитывать детей в плохих окружающих условиях, когда в стране происходит бардак. Таким образом, поколение 90-х является потерянным.
Его представители являются талантливыми специалистами. Повышение пенсионного возраста способствовало увеличению количества работающих пенсионеров. Таким образом, имеющиеся рабочие места не освобождаются, и их не занимают представители более молодого поколения. Также было замечено, что когда поколение 90-х родилось — началась перестройка и распад СССР, когда пошли в школу — произошёл дефолт, в университетские годы был кризис, который снова повторяется, когда они должны начать зарабатывать.
Новое в блогах
Поколение Х, поколение перестройки или «потерянное поколение»
Родились в 1963-1983, период активной реализации – 1980-2000
Речь идет о тех, чье детство и юность выпали на перестроечный период. Этому поколению «досталось» больше всего: все вокруг стремительно менялось, привычный мир рушился, как карточный домик, и на думы о будущем не оставалось времени. У. Джойс говорил о таких – born twice, то есть те, кому пришлось социализироваться вторично, усваивать новое мировосприятие. Это поколение называют потерянным оттого, что оно было предоставлено самому себе в выборе жизненного пути. Еще вчера они гладили пионерские галстуки в школу, а сегодня надевали на праздничную линейку американские джинсы и китайские футболки.
Свободу-то дали, а вот показать, как ей пользоваться, – забыли.
Ценности родителей молодое поколение отвергло, но нажить свои собственные не успело. «В 70-90-е годы проводился уникальный социологический проект, который назывался «Пути поколений», – рассказывает доктор социологических наук, первый проректор РГСУ Святослав Григорьев. – Мы изучали механизмы включения молодежи в структуру современного общества, вхождение ее в общественную жизнь. Исследование показало, что в конце 80-х – начале 90-х годов в обществе наступил кризис представлений о справедливости».
Смысл жизни, как диктовала тогдашней молодежи западная либеральная модель, заключался в обеспечении личной успешной судьбы, своего благополучия. И если в конце 80-х годов исследование показывало, что на эти личные ценности ориентируются порядка 30-35% молодежи, то в середине 90-х годов, и особенно в 2005 г., успешность личной жизни интересовала уже порядка 65% российской молодежи.
«Эгоизм стал доминирующим настолько, что он сегодня разрушает общество, и оно становится обществом борющихся друг с другом людей», – резюмирует Святослав Иванович.
«У поколения перестройки не было страха перед государством, но не сформировалось даже иллюзий по поводу того, что оно государству что-то должно. Каждый – сам за себя, никто никому не обязан. Как следствие – отсутствие моральных норм. Прежние авторитеты – Сахаров, Солженицын, Лихачев – исчезли, а новые так и не появились», – считает генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Новыми авторитетами для тогдашних юнцов стали рок-певцы – ровесники, которые говорили о вещах, происходящих в стране, беспокоящих молодые умы, простыми и доступными словами. «Я никому не нужен, и никто не нужен мне. Все не так будет плохо, если ты улыбнешься. И мы вместе посмотрим на мир сквозь стакан «сушняка». Поколение Икс, поколение Ноль, – мы странны, нас узнать можно с первого взгляда. Мы забыли про боль – перекатная голь. Я не знаю, кому из нас здесь еще что-нибудь надо», – манифест потерянного поколения изложил в 1981 году, на концерте в квартире Майка Науменко, Виктор Цой.
В число кумиров тех, кто родился в 1963-1983, вошли Beatles, ABBA, Kiss, Metallica, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Михаил Горбачев, Борис Ельцин.
Сначала тоненьким ручейком, а потом широкой рекой хлынуло западное кино. То, что не показывали на широком экране, демонстрировали в темноте первых частных кинозалов (видеодвойка плюс несколько кассет – окупаемость бизнеса за несколько дней).
В моду вошли длинные волосы у мужчин, повсеместные джинсы и рубашки в клеточку, появились различные (неформальные) субкультуры – хиппи, рокеры и т.д.
На прилавках магазинов появились диковинные товары – импортные сигареты, ликер «Амаретто», свежепереводные издания западных книг, в том числе пособий по сексу. Жаргон, представляющий собой диковинную смесь английского и русского языков, стал для молодого поколения нормой.
Сложные условия жизни прививали детям совершенно не свойственный для их возраста цинизм. Кто-то его перерос, а в ком-то он так и остался.
Сейчас «у руля» – представители именно этого, «потерянного» поколения. Они занимаются вопросами финансов и решают политические проблемы. В принципе, не так уж и безуспешно. Тогда почему это поколение называют потерянным? В том числе – в прямом смысле этого слова. Упал «железный занавес», открыв перед молодежью весь мир. И если до этого многие верили, что Россия – лучшая в мире страна, то именно поколение Х собрало чемоданы и отправилось «репатриироваться» в ближайшие Израиль и Германию, а также – искать счастья и самореализации на другой континент.
Именно поколение Х, по сравнению с предыдущим и следующим поколениями, характеризуется высокой степенью рефлексии и уникальным опытом адаптации. Оно же, на взгляд социологов, является самым высокообразованным: ввязавшись в конкурентную борьбу на рынке труда, представители этого поколения быстро осознали, что ключевые ресурсы выживания – это знания и здоровье.
В целом, именно это поколение характеризуется серьезной внутренней дифференциацией. Оно фрагментировано по своему социальному опыту как в историческом времени, так и в своем современном состоянии.
Поколение Х, в целом, аполитично. Согласно исследованиям 2009 года, среди представителей наиболее старшей «прослойки» этого поколения – большое количество тех, кто уже не стремится к переменам, не хочет бороться, недоволен жизнью.
Доминирующая для поколения черта – это осознание его представителями своей нереализованности.
clementine_w
Анастасия Моторина
Потерянное поколение. Так называют поколение людей, родившихся во второй половине 80-х-начале 90-х. Поколение людей, чье детство пришлось на 90-е годы. Так называют МОЕ поколение.
Мне неоднократно приходилось сталкиваться с этим суждением. И вот недавно я снова услышала подобные речи от одного близкого человека, и это заставило меня задуматься: а почему же, собственно, нас называют потерянными? Для кого, чего и, главное, почему мы потеряны?
Думается, что причина такого нелестного наименования кроется в отсутствии корня во многих людях нашего поколения. В Евангелии есть притча о сеятеле, где упоминается неглубокая каменистая почва, упав на которую одно из семян очень быстро взошло, но так же быстро и увяло, потому как не имело крепкого корня. Корню там просто негде было прорасти – на голом камне.
90-е годы в истории нашей страны – это та самая голая каменистая почва, на которой росли мы – семена переходной и смутной эпохи нашего Отечества. Росли, как могли. А, точнее, по чьему-то меткому выражению: выживали, как могли.
Корень или, если хотите, стержень человека – это целостное мировоззрение, выстроенное и закрепившееся в его сердце и сознании под воздействием нескольких факторов. К таким факторам относятся воспитание, образование и окружающая социальная среда. Главным, конечно, является воспитание.
А теперь задумаемся: могли ли мы, дети 90-х, получить правильное воспитание? Способствовала ли этому та обстановка, в которой мы жили? Давайте вспомним, что это было за время.
Начало 90-х – развал Советского Союза, могущественной империи, которая считалась непобедимой. И которая рассыпалась как карточный домик. Почему так произошло – это уже другая история, и мне не хотелось бы сейчас ее затрагивать. В данном случае важно другое. Это было время тотального разрушения. Разрушения не только самого государства, его политической, экономической, социальной систем. Но также и крушения идеалов в умах наших соотечественников.
Морально-нравственные ценности, принципы, постулаты, казавшиеся незыблемыми и составлявшие основу жизни советского человека, подверглись глубокой переоценке и критике. Люди оказались в полном замешательстве. Они не знали, как жить дальше. Не знали, что будет завтра. Все оказалось разрушенным. И откуда было черпать силы, чтобы начать жить заново? И как вообще следовало теперь жить, на что опираться? Ответ на эти вопросы не мог дать тогда никто.
Впрочем, была одна мощная, испытанная тысячелетиями сила, способная возродить в людях желание жить и созидать. Созидать, в первую очередь, самих себя. По новой. На совершенно ином, отличном от коммунистического, фундаменте. Этой силой была Православная Церковь, которая после долгих десятилетий жестоких гонений будто восстала из пепла и милостиво распахнула двери своих храмов и монастырей для всех страждущих, заблудившихся, отчаявшихся.
Но, к сожалению, далеко не все наши соотечественники откликнулись на ее призыв. Большинство людей тогда были озабочены отнюдь не духовными исканиями, а прозаичными думами: как и чем кормить себя и свои семьи? Среди них были и наши родители, вынужденные работать с утра до вечера, чтобы мы, их дети, были более-менее нормально одеты, обуты и сыты.
Что же касается непосредственного воспитания нашего, то на это у них часто попросту не оставалось ни времени, ни сил. Хотя все-таки родители пытались дать нам как можно больше. Но само время и царивший в стране хаос словно забирали их от нас, втягивая в бурный водоворот житейских нужд и забот.
Разумеется, нами старались заниматься и школьные учителя. Но и педагоги были точно также обеспокоены сложившейся ситуацией. Они не знали, какое будущее ждало нас всех и что же теперь делать с прошлым, в котором, как оказалось, все не так однозначно, как они полагали.
Пионерские и комсомольские отряды ушли в небытие, многие спортивные школы и творческие кружки закрылись. И потому во внеучебное, внешкольное время мы, тогдашние дети, оказались, по сути, предоставлены сами себе.
Дело нашего воспитания взяли на себя улица и средства массовой информации. Что до улицы, то тут все, кажется, понятно. Ничего хорошего она дать нам не могла. На наших улицах и в наших дворах властвовала такая же разруха, какая была тогда в головах большинства соотечественников. Кроме того, 90-е были временем расцвета криминала, и даже наш небольшой провинциальный городок иногда называли новгородским Чикаго. В общем, на улицу порой было даже опасно выходить.
Эта бацилла не обошла стороной и нас. Кока-кола, жвачка, видеоигры и фильмы про лихих американцев, то и дело спасавших мир от какой-либо нечисти, стали неотъемлемой частью нашего существования. Все те годы мы словно были жертвами какого-то чудовищного эксперимента над нашими детскими душами. Но, конечно, нам тогда это было невдомек. Мы получали радость от всей этой заразы. И не задумывались о том, что эти источники радости целенаправленно разрушали нас изнутри и снаружи.
Спасение, как ни странно, предлагала улица. Да, та самая грязная и опасная улица. Только она была способна хоть немного отрезвлять нас. Да, мы, на наше счастье, были последним поколением, которое выросло не в Интернете и не с айфоном в руках. Мы были последним поколением, которое еще предпочитало компьютерным играм мячи и скакалки, гонки на велосипедах и лазание по деревьям – времяпрепровождение на свежем воздухе. Мы были последним поколением, которое вручную писало школьные рефераты, по крупицам добывая информацию из библиотечных книг.
И, главное, сами книги! Для многих из нас они еще не потеряли тогда своей истинной ценности. Только хорошие книги были в состоянии привить нам то, что называется разумным, добрым и вечным. У меня дома было много замечательных книг, любовно собранных когда-то моими родителями, бабушками и дедушками. Среди них большинство относились к классической литературе. Но изучения таковых мне хватало и в школе. А по собственному, так сказать, желанию я охотно и запоем читала рассказы и повести советских писателей. Тех писателей, которых нынешнее поколение школьников уже и знать не знает. Но в наше время находились те, кто, хотя ни разу не надевал пионерский галстук, все же очень хорошо понимал, к примеру, героев Крапивина и восхищался их характерами и поступками.
Ну, и, может быть, отчасти кино. Кино, гордо именовавшееся главнейшим из всех искусств, тоже могло как-то положительно повлиять на наше воспитание. Хотя, по правде говоря, я не припомню, чтобы кто-то из моих друзей и подруг зачитывался Крапивиным и имел в свои отроческие лета вкус к хорошим фильмам. Так что… да – мы выживали как могли.
А если учесть, что и от Церкви мы, как и наши бедные, крутившиеся как белки в колесе родители, были тогда еще очень и очень далеки, процесс нашего воспитания во всех смыслах оставлял желать лучшего.
Может быть, поэтому во многих из нас нет корня? Может быть, поэтому немало наших ровесников уже покинули этот мир, спившись, подсев на иглу или подхватив какую-нибудь заразу типа ВИЧ? Может быть, поэтому нас называют потерянным поколением?
Да, мы поколение, которые выросло на бедной каменистой почве. Почве, которая не орошалась водой истинной духовности или хотя бы каким-то ее идеологическим суррогатом (каковыми были ранее ценности коммунистического общества).
Но все же я верю, что у нас еще не все потеряно. Все недостатки детского воспитания можно и никогда не поздно восполнить в процессе САМОвоспитания и личностного становления уже во взрослом возрасте. Тем более, сегодня многие из нас уже нашли для себя ту плодородную почву, на которой возможно пустить глубокие корни и дать обильные всходы. Главное только не дать этой почве, согласно той же евангельской притче, зарасти тернием в виде житейской суеты и жажды денег, карьеры и славы.