Потери что это такое в торговле

Потери что это такое в торговле

ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.

Потери что это такое в торговле

Суть и понятие

Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.

Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.

Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.

Потери что это такое в торговле

Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.

Какие бывают виды товарных потерь в магазине

В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.

Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.

Потери что это такое в торговле

Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.

Количественные

Потери что это такое в торговле

Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.

Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.

Качественные

Потери что это такое в торговле

Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.

Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».

Потери что это такое в торговле

ПО от «Клеверенс» это:

Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.

Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.

Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.

ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.

Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.

Источник

Порядок списания товарных потерь

Учет товарных потерь и их списания – достаточно сложная тема даже для опытного бухгалтера. Сложность заключается в многообразии видов товара, подлежащего списанию, необходимости применения нормативов естественной убыли в строгом соответствии с законом. Большое значение имеет, кроме того, грамотная работа с первичной документацией, корректное оформление проводок в бухгалтерском учете. Разберем ключевые моменты этой процедуры, которые должны быть соблюдены.

Общие принципы списания

Потери товара могут возникать при хранении, перевозке, в процессе реализации. Они подразделяются на:

Нормируемые потери также называются количественными или естественными потерями. Сверхнормативные называются актируемыми, иначе говоря, при их списании нужен акт списания, обоснованное заключение комиссии, утвержденное руководителем организации.

Естественные потери списываются на основании утвержденных законодателем норм естественной убыли, рассчитанных по каждому виду товара. Многие из этих документов утверждены еще во времена СССР и являются актуальными до настоящего времени. Уменьшение товарной массы происходит за счет изменения их первоначальных свойств (усушка, утруска, испарение, разлив и пр.).

Как списать материалы, товары и иные запасы в случае их порчи или недостачи при применении ФСБУ 5/2019?

Потери сверх норм убыли в целом считаются следствием халатного отношения материально ответственных лиц к своим обязанностям, плохо поставленного учета товара.

Чаще всего их относят на виновных лиц.

Бывают ситуации, когда убытки предъявить конкретному лицу невозможно:

Потери, рассчитанные по нормам, списываются на затраты в рамках этих норм. Ненормируемые потери или сверх норм списываются за счет виновных лиц либо за счет прибыли организации.

Выявление товарных потерь происходит, как правило, вследствие проведения инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, анализируя обнаруженные расхождения фактической товарной массы с данными, отраженными в учете, вносит предложения по их устранению. Решение комиссии оформляется протоколом, в котором первоначально определяются возможные виновники товарных потерь.

Порядок действий

Списывают товарные потери, руководствуясь следующей последовательностью действий:

Учет списания товарных потерь

Потери товара в зависимости от выявленной причины оформляются следующими основными проводками:

Последняя приведенная проводка не применяется, если установлен факт кражи как причина товарной потери. Тогда виновного определяет суд, и в зависимости от его решения товарная потеря предъявляется виновному лицу к погашению либо списывается, уменьшая прибыль фирмы.

Особо стоит обратить внимание на списание потерь товара, связанных с перевозкой: Дт 94 Кт 60 – выявлены потери на этапе приемки товара от перевозчика.

НДС по товарным потерям отражают проводкой Д91/2 Кт 19. К вычету он не принимается. Списание потерь товара в пределах естественных норм позволяет включить сумму в затраты согласно НК РФ (ст. ст. 254-7).

Порядок установления норм естественной убыли утвержден Правительством. Это документ №814 от 12/11/02 г., содержащий общие принципы установления норм. Нормативы разрабатывают различные Министерства в соответствии с их компетенцией. Они охватывают определенные группы товаров. Бухгалтер использует, как правило, конкретный документ (документы), относящийся к той или иной товарной номенклатуре.

Так, хранение бакалейных товаров в розничной торговле предполагает использование норм естественной убыли, закрепленных в Приказе Минпромторга №252 от 01/03/13 г., колбасные изделия и копчености упомянуты в этом же документе и дополнительно в Приказе Минсельхоза РФ №395 от 16/08/07; естественная убыль посуды регламентируется Приказом Минторга СССР №2 от 04/01/88 и т.д.

Приказом Комитета РФ по торговле (Роскомторг) №1-794/32-5 от 10/07/96 установлено правило: потери товара в пределах нормы списываются в месяце, когда они обнаружены. Обычно это месяц проведения товарной инвентаризации (п. 9.24).

Если нормы на какой-то вид товара отсутствуют, списывать его на затраты нельзя (письмо Минфина №03-03-РЗ/24762 от 23/05/14).

Важно! Положение о нормах естественной убыли целесообразно внести в учетную политику или оформить отдельным ЛНА, если имеет место широкий ассортимент товара в организации.

Источник

Порядок списания товарных потерь (нюансы)

Потери что это такое в торговле

Понятие товарных потерь

На всех стадиях продвижения товара от его производителя до конечного потребителя может происходить потеря части товара, вызываемая следующими причинами:

Все эти потери ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденный приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, относит к товарным. По их характеру среди вызванных причинами каждой из групп выделяются потери:

Качественные изменения могут привести как к полной, так и к частичной утрате первоначальных товарных свойств. При частичной потере товар может быть подвергнут уценке до цены возможной реализации.

Не следует считать товарными потери, зависящие от свойств товара, но возникающие вследствие особенностей технологии применяемого процесса его транспортировки или обработки. Они относятся к технологическим и учитываются в затратах в полном объеме, в то время как товарные потери имеют 3 варианта списания с отнесением:

Виды естественных товарных потерь

Среди естественных потерь преобладают количественные, которые делятся:

Товарные потери, вызванные свойствами самого товара, могут возникать:

Потери при предпродажной подготовке бывают характера:

К естественным потерям качества следует отнести истечение срока годности нереализованного товара.

Нормы естественной убыли

Поскольку процесс уменьшения товара по естественным причинам считается нормальным, потери, происходящие из-за него, можно учесть в затратах для целей налогообложения, но только при условии, что их объемы укладываются в нормы, утвержденные в порядке, определенном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Естественные потери, превышающие такие нормы, придется списать за счет чистой прибыли или отнести на виновных лиц, если таковые установлены.

Можно ли признать в расходах для целей налога на прибыль потери, если нормы естественной убыли не утверждены? Данный вопрос является спроным. Принять верное решение вам поможет подборка правоприменительной практики от КонсультантПлюс. Посмотреть ее вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

Нормы естественной убыли разрабатываются по конкретным товарам с учетом условий, в которых осуществляется их хранение, транспортировка и подготовка к продаже, и должны пересматриваться не реже чем 1 раз в 5 лет (п. 1 постановления Правительства РФ от 12.11.2002 № 814). Разработка их поручена:

Нормы, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ, существуют для многих видов как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Однако для ряда товаров до сих пор продолжают действовать те из них, которые вводились еще в СССР. Их применение до разработки более современных норм разрешено ст. 7 закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» от 06.06.2005 № 58-ФЗ.

Нормы действуют для всех видов товарно-материальных ценностей, относимых к материальным расходам в целях расчета налога на прибыль (методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2003 № 95).

Потеря качества всегда оформляется актом и списывается за счет чистой прибыли, если в такой потере не выявлена вина лица, с которого можно удержать причиненный ущерб.

Нормы убыли устанавливаются в процентах и по общим правилам применяются к количественному объему:

Для конкретных видов товаров особенности применения норм могут устанавливаться отраслевыми рекомендациями.

Определение стоимостной величины потерь по определенному товару, которые можно включить в затраты, происходит путем умножения недостающего количества на цену (методические указания, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

Отражение выявленных потерь

Выявленная недостача товара оформляется:

О правилах оформления сличительной ведомости читайте в материале «Унифицированная форма № ИНВ-19 — бланк и образец».

Вне зависимости от ее величины общая сумма недостачи списывается проводкой Дт 94 Кт 41 (10, 43).

Одновременно, если товар учитывался по продажной стоимости, сторнируется величина относящейся к нему наценки: Дт 94 Кт 42 красным сторно.

Если возможность недостачи оговаривалась с поставщиком в договоре, то при ее выявлении в момент приемки может возникнуть проводка Дт 94 Кт 60.

Списание потерь

Суммы потерь, укладывающиеся в пределы норм, списывают на затраты проводкой Дт 44 (20, 23, 25, 26) Кт 94.

Списание сверхнормативных потерь зависит от того, выявлены ли лица, виновные в них. Таким лицом может стать:

Об ответственности материально ответственных лиц читайте в этой статье.

Поставщику или перевозчику выставляется претензия, на сумму которой делается проводка Дт 76 Кт 94.

Если погашения такой задолженности в добровольном порядке не произошло и обращение в суд не привело к разрешению ситуации, то сумма непогашенной задолженности в дальнейшем будет списана на финансовый результат в прочие расходы без учета ее в целях расчета налога на прибыль: Дт 91 Кт 76.

Проводка по начислению задолженности работника на сумму причиненного ущерба будет следующей: Дт 73 Кт 94.

Если сверхнормативные потери связаны с ситуациями, в которых виновный не установлен, или пострадавшая сторона не намерена предъявлять претензии по этим потерям, то их сумму списывают в прочие расходы, которые для целей налогообложения приняты не будут: Дт 91 Кт 94.

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
При списании недостач ценностей или их порчи сверх норм естественной убыли необходимо подтверждение обоснованности такого списания. Они должны быть подтверждены следующими документами.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

НДС по товарным потерям

Когда недостача товаров выявляется в момент приемки, то сумма НДС, выделенная в документах поставщика, уменьшается на величину, соответствующую сумме недостачи. Сумма налога, приходящаяся на недостачу, делится на части, соответствующие потерям по норме и сверхнормативным.

Ту часть, которая отвечает потерям, укладывающимся в норму, можно принять к вычету так же, как и НДС по оприходованному товару, на основании того же счета-фактуры. А ту часть налога, которая приходится на сверхнормативные потери, к вычету принять нельзя, но на нее нужно увеличить объем претензии, предъявляемой поставщику или перевозчику.

Требования о восстановлении НДС по недостаче, выявленной при инвентаризации, п. 3 ст. 170 НК РФ (в котором приводятся возможные основания для такой процедуры) не содержит. Однако вопрос этот на практике является спорным.

Прежде чем принимать решение, восстанавливать НДС по недостаче или нет, ознакомьтесь с анализом правоприменительной практики, который провели эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Энциклопедию спорных ситуаций.

Итоги

Товарные потери, обусловленные свойствами товара, могут быть соответствующими утвержденным нормам или выходящими за их пределы. Потери, укладывающиеся в нормы, можно списать на затраты, а сверхнормативные либо относят на виновных лиц, либо списывают за счет чистой прибыли.

Источник

Правила учета товарных потерь в интернет-магазине

В процессе транспортировки, хранения на складе и подготовки к реализации продукция может испортиться или потеряться. Это происходит по разным причинам: истечение сроков годности, нарушение условий хранения, мошенничество, некомпетентность или невнимательность персонала. В интернет-магазине должен вестись учет таких потерь. Кроме того, их необходимо правильно списывать. Далее разберем все нюансы по этой теме.

Товарные потери: виды и причины

Вероятность тех или иных товарных потерь по ходу ведения бизнеса очень высокая. Их можно сократить, но полностью избежать не удастся. Поэтому важно уметь работать с ними и корректно отражать в учетной системе.

Потери что это такое в торговле

Все потери товаров разделяют на количественные и качественные. Рассмотрим их подробнее.

Количественные убытки называют нормированными, поскольку обычно они не выходят за пределы предписанных норм. При этом товар теряет свои количественные параметры. Например, уменьшается в объеме, длине или весе.

В документации такие убытки обозначаются неизбежными или естественными. Зависимо от того, что к ним привело, выделяют 2 типа потерь:

Потери вследствие естественной убыли провоцируются следующими природными процессами:

Эти естественные процессы изменяют первоначальные характеристики продукта, уменьшают его массу.

Потери что это такое в торговле

Пример расчета нормы потерь

Виды отходов на предреализационном этапе:

Потери сверхнормативного характера называют актируемыми или качественными. Они могут быть вызваны различными процессами: химическими, физическими, биологическими. При этом товар портится или сильно теряет в качестве, а не уменьшается в количестве. Снижается его стоимость. Дальнейшее использование становится невозможным.

Чаще всего порча или снижение качества связаны с:

В чем конкретно выражаются качественные потери:

В большинстве ситуаций сверхнормативные потери – причина халатного отношения ответственных сотрудников к своей работе. Рекордное количество убытков возникает на этапе хранения товара в складских помещениях. Помимо процессов, которые происходят из-за нарушений условий хранения, здесь случаются хищения, нецелесообразные расходы из-за неграмотного ведения учета. Иногда потери бывают вызваны стихийными бедствиями.

Потери что это такое в торговле

Факторы, которые могут провоцировать товарные потери

Все эти убытки выявляются во время инвентаризации. Назначенная инвентаризационная комиссия делает сверку фактических данных с данными, отраженными в учете, анализирует расхождения, определяет виновных и предлагает варианты решения проблемы. В любой ситуации при выявлении товарных потерь важно правильно их списать.

Рекомендации по списанию и учету товарных потерь

Первым делом, если в процессе инвентаризации или приемки выявлены потери товара, нужно определить, какие они: количественные или качественные. От этого зависит порядок дальнейших действий. Причины убытков следует сформулировать как можно подробнее.

Потери что это такое в торговле

Пример акта списания товарных потерь

В инвентаризационном акте указывают:

Если потери не превышают пределов, обусловленных естественной убылью, их списывают на основании установленных норм. Для каждого типа товаров они разные. Эти нормы утверждены на законодательном уровне в приказах Минпромторга, Минсельхоза, Минфина. Правила списания естественных убытков определены Методическими рекомендациями по бухучету. Это издержки обращения, не облагаемые налогом.

Бывает, что для каких-то категорий товара нормы естественной убыли в официальных документах не указаны. В таком случае списывать ее на затраты нельзя.

Потери что это такое в торговле

Если же потери выходят за границы нормы, их возлагают на виновных лиц. Назначается комиссия с бухгалтером или экономистом в составе, которая и выясняет все обстоятельства. Виновников вносят в соответствующий протокол, оформляется акт списания и обоснованное заключение комиссии. Виновные лица должны компенсировать нанесенный урон. Обычно его высчитывают с заработной платы, реже – сотрудники выплачивают убытки наличными.

Для сбора информации о суммах потерь предназначен счет 94 (Недостачи и потери от порчи ценностей). За исключением некоторых случаев:

Как сократить потери в интернет-магазине?

Чтобы избежать убытков, связанных с различными товарными потерями, нужно предпринимать соответствующие меры профилактики. Это должно быть не одно действие, а целый комплекс правил, методов и инструментов, которые будут постоянно использоваться и соблюдаться в процессе деятельности компании.

Поскольку наибольшее количество потерь происходит на складе, в первую очередь необходимо:

Потери что это такое в торговле

Меры, направленные на снижение товарных потерь в магазине

Для предотвращения обманов со стороны поставщика стоит серьезно подходить к выбору партнера. Нужно проверять его репутацию по отзывам, смотреть благонадежность по открытым реестрам и сервисам мониторинга, уточнять гарантии и ответственность на случай обнаружения брака и порчи товара.

Все нюансы и условия сотрудничества важно закреплять письменным договором с печатью. В договоре следует предусмотреть возможность возврата некондиционных изделий, порядок работы при выявлении дефектов, боя и прочих повреждений, размер штрафных санкций.

Также имеет смысл подумать над технологическими и информационными мероприятиями профилактического характера:

В дополнение к вышеперечисленным мерам рекомендуем автоматизировать учет товарных запасов в интернет-магазине. Оптимальное решение комплексной автоматизации – товароучетная система «ЕКАМ», которая дает множество преимуществ для бизнеса.

Используя «ЕКАМ», предприниматели получают возможность:

Потери что это такое в торговле

Учет товарных запасов в программе «ЕКАМ»

Риски товарных потерь при использовании учетной системы в интернет-магазине значительно сокращаются.

Учет товарных потерь – довольно сложная тема, чреватая непредвиденными затратами. Ей нужно уделять достаточно внимания, проводить регулярные проверки товара, правильно списывать выявленные убытки в соответствии с их причинами. Чтобы максимально снизить вероятные риски товарных потерь, следует грамотно организовывать процессы приемки, хранения и подготовки к продаже.

Вести корректный учет и минимизировать количество ошибок, связанных с человеческим фактором, поможет товароучетная система «ЕКАМ». В ней предусмотрена возможность синхронизации с необходимым торговым оборудованием, есть удобные тарифные планы для интернет-магазинов.

У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы

Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *