Потенциально опасный участок объекта в паспорте безопасности что это
Как ООО может бороться с терроризмом
В 2015 году появилось Постановление Правительства РФ № 272 об антитеррористической защищенности массовых объектов.
Краткое содержание документа такое: администрация каждого города или района вместе с силовыми структурами составляет список мест массового пребывания людей (ММПЛ ) — это магазины, торговые центры, спортивные клубы, гостиницы и другие объекты. Объект считается местом массового пребывания людей, если вмещает от 50 человек.
Власти совместно с представителями силовых структур осматривают помещения, обращают внимание на уровень охраны и слабые места. Эту информацию фиксируют в специальных паспортах предприятий, а помещениям присваивают категорию опасности. Руководитель бизнеса во всем этом участвует как координатор — показывает помещения и документы.
В собственности помещение или вы его арендуете — значения не имеет.
В 2017 году появился еще один документ на тему антитеррористической защищенности бизнеса — Постановление Правительства РФ № 176. Оно касается только объектов, работающих в сфере культуры: театров, концертных площадок, клубов и других заведений культуры. Если у вас кафе или ресторан с культурной программой в виде концертов, стендап-шоу, театральных постановок — скорее всего, постановление вас тоже касается.
Все меняется
Мой опыт
Оказалось, что наш клуб подпадает под оба постановления. Прокуратура посчитала, что наша частная концертная площадка — объект культуры и подпадает под действие постановления № 176. В полиции решили, что площадка — место массового пребывания людей и подпадает под постановление № 272.
Я согласилась и с прокуратурой, и с полицией. Чтобы не запутаться и не наделать ошибок, сначала я выяснила мнение органов местного самоуправления — районной администрации. Именно районная администрация, согласно постановлению № 272, составляет списки мест массового пребывания людей.
Чтобы определить, под какое постановление подпадает наша организация, мы написали в районную администрацию письменный запрос. В нем мы спрашивали, включена ли наша концертная площадка в перечень на получение паспорта безопасности в соответствии с постановлением № 272.
Запрос мы сдали через канцелярию администрации, там же взяли телефон исполнителя, чтобы отслеживать готовность ответа. Через месяц получили ответ, что в официальных списках администрации наша компания не числится.
Внимательно прочитав постановление и дополнительно проконсультировавшись в администрации, я создала комиссию по обследованию помещений, в которых расположена концертная площадка.
Если вы собираетесь открыть новое культурное заведение или только строите здание для таких целей, вам надо создать комиссию в течение 30 дней с даты открытия или ввода в эксплуатацию.
Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания
Основные понятия и нормативно-правовое регулирование
Что такое антитеррористическая защищенность объекта
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.
Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:
Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:
В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.
Какие нормативные акты регулируют эту сферу
Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.
Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Категорирование объекта
Каковы критерии оценки риска
Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.
Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.
Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.
В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.
Как организовать категорирование объекта
Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.
Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.
Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.
Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа
Критерии | I категория | II категория | III категория | IV категория |
---|---|---|---|---|
Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев | Пять и более | От 3 до 4 | До 2 | Не зафиксировано терактов и попыток их совершения |
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 800 человек | От 300 до 800 человек | От 100 до 300 человек | Менее 100 человек |
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Более 300 млн руб. | От 300 до 150 млн руб. | От 75 до 150 млн руб. | Менее 75 млн руб. |
Объекты Минпросвещения (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) | ||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние | Показатели те же | |||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 1100 человек | От 800 до 1100 человек | От 100 до 800 человек | Менее 100 человек |
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Показатели те же | Менее 15 млн руб. |
Антитеррористическая защищенность объектов
Какие документы надо оформить
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.
Организационные мероприятия | Технические мероприятия |
---|---|
Назначение ответственных за АТЗ | Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения |
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации | Установка системы оповещения на случай террористического акта |
Заключение договоров с охранными предприятиями | Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны |
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий | |
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности |
Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.
В организации также должны быть:
Какие мероприятия провести
Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.
Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.
Кого назначить ответственным за АТЗ
Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.
Примеры должностных обязанностей:
Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим
Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:
Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.
Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:
Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.
Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).
Паспорт безопасности объекта и другие документы
Как заполнить паспорт
В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.
Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:
Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».
Как оформить акт обследования и категорирования объекта
Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).
Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.
Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.
Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.
Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.
В некоторых ведомствах допустимо привлекать:
Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.
В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.
За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.
Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.
В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. N 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. N 176
«Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
С изменениями и дополнениями от:
13 февраля 2018 г., 12 февраля 2020 г.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 г. N 176)
С изменениями и дополнениями от:
13 февраля 2018 г., 12 февраля 2020 г.
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
4. Настоящие требования не распространяются на:
а) объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) объекты туристской индустрии, включающие гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
5. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
6. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория), за последние 12 месяцев.
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей количества людей, которые могут находиться на объекте (территории) и погибнуть или получить вред здоровью, возможного материального ущерба и ущерба окружающей природной среде.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.
8. В состав комиссии включаются:
а) руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии);
б) работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство;
в) представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория);
Информация об изменениях:
г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
9. В состав комиссии могут включаться сотрудники организаций, специализирующихся в экспертной деятельности в сфере культуры, а также организаций, специализирующихся в сфере инженерно-технических средств охраны.
Персональный состав комиссии утверждается приказом органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории).
10. Исходными данными для проведения категорирования являются:
а) общие сведения об объекте (территории);
б) сведения об инцидентах (террористических актах), произошедших в районе расположения объекта (территории) и (или) на объекте (территории) согласно данным государственной статистики о числе зарегистрированных преступлений соответствующего вида за последние 5 лет, и принятых мерах по их ликвидации;
в) наличие потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
г) прогнозный показатель возможного экономического ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным балансовой стоимости объекта (территории);
д) прогнозный показатель количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным пропускной способности объекта (территории), количеству людей, которые могут одновременно находиться на объекте (территории), или количеству зрительских мест объекта (территории), указанных в проектной документации на объект (территорию).
11. В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы;
г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
12. К потенциально опасным участкам объекта (территории) относятся территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта (территории), на которых используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные и опасные химические вещества и аварии на которых, в том числе аварии, произошедшие в результате совершения террористического акта, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
13. К критическим элементам объекта (территории) относятся:
б) склады, хранилища, инженерные сооружения и коммуникации, а также их конструктивные и технологические элементы, разрушение (повреждение) которых в результате террористического акта может привести к нарушению нормального функционирования объекта (территории) (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).
14. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) 5 и более террористических актов;
объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;
объекты (территории), прогнозируемый размер материального ущерба и (или) ущерба окружающей природной среде в результате совершения террористического акта на которых составляет более 50 млн. рублей;
Информация об изменениях:
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 1 до 5 террористических актов;
объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек;
объекты (территории), прогнозируемый размер материального ущерба и (или) ущерба окружающей природной среде в результате совершения террористического акта на которых составляет от 2 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Информация об изменениях:
в) объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытки к совершению) террористических актов;
объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек;
объекты (территории), прогнозируемый размер материального ущерба и (или) ущерба окружающей природной среде в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 2 млн. рублей.
15. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 14 настоящих требований.
16. В случае если в составе одного объекта (территории) находятся комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения, сооружения), которые можно отнести к различным категориям, такому объекту (территории) присваивается наивысшая из определяемых категория.
17. Объекты (территории), не указанные в пункте 14 настоящих требований, категорируются по ближайшему аналогу с учетом степени их потенциальной опасности и возможных последствий совершения на них террористических актов.
18. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории).
В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе обследования объекта (территории) и составления акта обследования и категорирования объекта (территории), решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
19. В течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
20. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях);
Информация об изменениях:
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
Информация об изменениях:
е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
21. Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами;
в) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
г) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
д) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеям терроризма в сфере культуры;
е) заключения договоров аренды помещений с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых площадей с возможностью расторжения договоров аренды при их нецелевом использовании;
ж) обеспечения контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).
22. Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем:
а) периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;
б) организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории);
в) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств;
23. Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории);
в) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) обеспечения обхода и осмотра зданий (сооружений) и территории, а также периодической проверки складских и подсобных помещений;
е) контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
24. Минимизация возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
б) обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в условиях совершения террористического акта или угрозы его совершения;
в) своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации;
г) проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий террористического акта.
25. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;
в) организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);
г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму;
д) обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий);
е) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);
з) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Информация об изменениях:
25.1. Обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), достигается посредством:
а) установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;
б) ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
в) определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;
г) обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
д) организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
е) подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
Информация об изменениях:
25.2. Выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, достигается путем:
а) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, а также попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории);
б) периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и прилегающих к ним территорий;
в) обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в случае применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов.
Информация об изменениях:
а) оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра и территории;
б) оборудование мест расположения критических элементов дополнительным ограждением.
28. При изменении уровней террористической опасности, вводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории), осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму, включающий в себя мероприятия, определенные настоящими требованиями, а также соответствующими планами действий при установлении уровней террористической опасности.
29. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.
По решению руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования на полученную информацию
30. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) работники объекта (территории) обязаны незамедлительно сообщить указанную информацию должностному лицу, осуществляющему непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицу, его замещающему.
При получении указанной информации должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицо, его замещающее, либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом с помощью любых доступных средств связи территориальный орган безопасности, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), а также руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории).
31. При направлении в соответствии с пунктом 30 настоящих требований информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность;
б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;
в) дату и время обнаружения угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получения информации об угрозе совершения террористического акта или о совершении террористического акта;
г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;
д) имеющиеся достоверные сведения о нарушителе и предпринимаемых им действиях;
е) количество находящихся на объекте (территории) людей;
ж) другие оперативно значимые сведения.
32. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.
При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.
33. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), или лицо, его замещающее, при обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) или получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) обеспечивает:
а) усиление контроля пропускного и внутриобъектового режимов, прекращение доступа людей и транспортных средств на объект (территорию);
б) своевременное оповещение (информирование) работников и посетителей объекта (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) безопасную и беспрепятственную эвакуацию работников и посетителей объекта (территории);
Информация об изменениях:
г) беспрепятственный доступ на объект (территорию) сотрудников территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
V. Контроль за обеспечением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
а) проверки выполнения на объектах (территориях) настоящих требований, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов объектового и ведомственного уровней;
б) оценки эффективности систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок недостатков.
35. Контроль на объектовом уровне осуществляется руководителями организаций в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий).
36. Контроль на ведомственном уровне осуществляется должностными лицами, уполномоченными руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты (территории).
37. Плановые проверки проводятся ежегодно в соответствии с планами-графиками контроля, утвержденными руководителями организаций в сфере культуры и планами деятельности органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), в ведении которых находятся объекты (территории).
Продолжительность плановой проверки не может превышать 3 рабочих дней со дня издания приказа о проведении проверки.
38. Внеплановые проверки проводятся по решению руководителей органов исполнительной власти (органов местного самоуправления), в ведении которых находятся объекты (территории), или руководителей организаций в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), при поступлении информации о несоблюдении на объектах (территориях) требований по обеспечению их антитеррористической защищенности, а также в целях осуществления контроля устранения недостатков, выявленных в ходе плановых проверок.
Продолжительность внеплановой проверки не может превышать 3 рабочих дней со дня издания приказа о проведении проверки.
39. По результатам проверки составляется акт проверки объекта (территории) с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории), выявленных недостатков, предложений по их устранению и сроков устранения недостатков.
40. Должностными лицами, осуществляющими руководство деятельностью работников объектов (территорий), по результатам проверок разрабатываются планы мероприятий по устранению выявленных недостатков с указанием сроков их устранения, которые утверждаются руководителями организаций в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий).
VI. Порядок разработки паспорта безопасности объекта (территории)
Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
44. Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории). Второй экземпляр направляется в вышестоящую организацию в сфере культуры.
Копия (электронная копия) паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
45. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года, а также в случае изменения:
а) основного предназначения объекта (территории);
б) общей площади и периметра объекта (территории), застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем;
в) количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
г) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
д) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
Информация об изменениях:
Копия (электронная копия) актуализированного и согласованного паспорта безопасности объекта (территории) направляется в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
48. Решение о замене паспорта безопасности принимается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), по результатам актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
Информация об изменениях:
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 февраля 2017 г. N 176
(с изменениями от 13 февраля 2018 г.)