Поталь что это в живописи
Золочение и картины с поталью
Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.
Содержание
Виды потали
Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.
Поталь и материалы для картины поталью
Какие материалы вам потребуются?
Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.
Материалы для работы поталью
Для золочения вам потребуется следующее:
Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.
От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.
Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.
Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.
Что позолотить?
С помощью потали можно декорировать разные поверхности:
Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:
С чего начать? Этапы золочения изделия
Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.
Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:
Как создать картину с поталью (мастер-класс)
Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.
Что такое поталь, как она выглядит и где применяется, как делается золочение
Техника декорирования, использующая золочение, сегодня считается достаточно популярной, поэтому поталь – очень распространенный материал, хотя и не каждый о нем слышал. После золочения картины приобретают выразительность и стильность, если художник, конечно же, использует этот прием в меру.
Однако поталь – излюбленный материал не только для художников, но и для мастеров рукоделия, а чаще всего ее используют для украшения изделий из полимерной глины и керамики.
Благодаря тому, что вещество обладает блеском сусального золота, поталь широко применяется при создании эффекта растрескивания (кракелюр), а также для получения оригинальных световых переходов.
Сфера применения потали необычайно широка. Этот художественный материал задействуют не только при написании картин, но и при их реставрации. Золочение применяется в декорировании украшений, предметов мебели, лепнины и керамики.
Несмотря на то, что материал обладает привлекательным и шикарным золотистым оттенком, никаких драгоценных металлов в его составе нет. Именно поэтому процесс золочения никак не ударит по бюджету, если вы решите попробовать придать своему шедевру натуральный блеск благородного металла.
Такой эффект не даст ни одна краска из серии «Металлик».
Ошибочно полагать, что поталь имитирует только золото. С помощью этого материала можно получить блеск серебра или меди. Несмотря на то, что поталь встречается в разных видах, в ее составе присутствуют мельчайшие хлопья металлов (никель, алюминий, медь, сульфид олова).
В зависимости от компонентов, получается вещество золотого, серебряного или медного отлива. Невооруженным глазом отличить качественную поталь от сусального золота очень сложно, поэтому многие думают, что золочение – это украшение изделий или картин драгоценными металлами.
Форма выпуска потали
Материал для золочения выпускается в разных формах, чтобы дать возможность проявить творчество в самых разных техниках и при работе с разными поверхностями.
Инструменты и материалы
Процесс золочения не так прост, как кажется, а сама поталь относится к «капризным» элементам декора.
Приступать к работе нужно только тогда, когда под рукой имеются все необходимые инструменты или дополнительные материалы.
Клеевой грунтовке, вернее, ее выбору, следует уделить особое внимание, так как разные виды клеев предназначены для различных целей.
Рыбий клей продается в виде гранул. К работе его готовят, разводя паром. Рыбий клей применяют при реставрации картин или скульптур. Клей мордан сделан на основе масла. Его рекомендуют новичкам, так как можно получить прочное и очень качественное покрытие.
Водно-акриловый клей предназначен для работ внутри помещения. Такой грунт абсолютно не подходит для стекла или металла. Зато акриловый клей быстро сохнет. Если процесс высыхания клея на масляной основе может затянуться на несколько суток, то акриловый клей высыхает всего за 20-30 минут.
Для гладких или водоотталкивающих поверхностей используют клей на основе спирта. Если же нужно создать рельеф, то удобно пользоваться клеем-карандашом.
Защитное покрытие золоченой поверхности формируется при помощи лака. Лучше всего для этих целей подходит натуральная смола на спиртовой основе (шеллак). Слой получается прочным и износостойким. Он надежно защищает поверхность от царапин и потертостей. Лак защищает изделие не только от механических повреждений, но и от перепадов влажности или температуры.
Не следует применять лаки на воде, так как они способны окислять поталь.
Красивые визуальные эффекты получаются при нанесении специального воска или битумного лака. Особенно эффектно смотрятся темные пятна оригинальной фактуры, подчеркивающие естественное старение фамильной ценности.
Дополнительно к потали применяется патина – специальная пленка, имеющая наружный слой зеленоватого цвета, содержащий карбонат меди. Такими пленками можно искусственно «состарить» любой изделие.
Популярные техники работы с поталью
Свод правил и пошаговый алгоритм для золочения изделий называют техникой.
Существует множество разных техник, причем для одного вида потали есть несколько методов ее нанесения.
Сегодня даже начинающий художник не испытывает информационного дефицита, так как в сети интернет можно найти записи мастер-классов по разным тематикам.
Приведем примеры наиболее популярных техник, в которых используются различные виды потали.
Основные этапы золочения изделий
Процесс золочения не только сложен, но и увлекателен. Благодаря тому, что поталь, в каком бы виде они ни использовалась, дает красивые переливы, многие начинающие художники мечтают как можно быстрее преступить к работе, не познакомившись с элементарными вводными.
Между тем, последовательность этапов играет определяющую роль, и испортить результат многочасового труда очень легко.
В процессе золочения необходимо проявлять аккуратность и внимательность. Спешка здесь исключена, так как каждый нанесенный на поверхность слой материала должен хорошо высохнуть.
Если с поверхности необходимо удалить излишки, то это делают мягкой салфеткой, причем, чем раньше, тем лучше.
На этапе подготовки собирают все необходимые инструменты и материалы. Поталь, как правило, продается в готовом к применению виде. Остается только провести некоторые работы с поверхностью. Ее очищают от пыли, обезжиривают, после чего наносят грунтовку.
Важно полностью просушить грунт, так как в противном случае он будет сходить вместе с поталью во время работы.
Следующий этап – нанесение клея. Клеем покрывают поверхность только после того, как грунт полностью засохнет. Что касается данного этапа, то здесь временных норм быть не может.
Разные виды клеев отличаются разным временем застывания, поэтому нужно внимательно прочитать инструкцию от производителя и не пользоваться материалами, фасованными третьими лицами.
Этап нанесения потали все без исключения считают важнейшим. Если вы работаете с листовым материалом или с хлопьями, то необходимо частички потали подцепить лампензелем и положить их на поверхность так, чтобы они ложились друг на друга внахлест.
На данном этапе главное – точность и выверенность движений, так как переместить частички вы уже не сможете. Если попытаетесь подкорректировать положение листков, то они могут деформироваться. Разглаживается поталь по поверхности мягкой тканью, но лучше для этих целей использовать колонковую кисть.
Большие порции хлопьев должны наноситься на поверхность ровным слоем. Впоследствии хлопья придавливаются ватным тампоном. Излишки можно удалить при помощи обычной кисточки. На поверхности могут остаться пробелы, куда не попали хлопья потали. Это вполне обычное явление.
Закрыть эти пробелы можно небольшими порциями, переместив их при помощи веерообразной кисточки.
Если в качестве грунта использован левкас (смесь мела и рыбьего клея), то поверхность можно полировать. После такой процедуры она станет более гладкой и блестящей. Полировку начинают от угла, двигаясь по диагонали и охватывая все большую площадь. Выбирают мягкую ткань, не оставляющую ворса. Она заглаживает все швы и неровности.
В подавляющем большинстве случаев поверхности после золочения обрабатывают лаком. Он придает дополнительный блеск, а также защищает слой потали. Лак наносится в два слоя, причем если первый слой наносился в одну сторону, то второй необходимо нанести в противоположную сторону.
Важно внимательно просмотреть результат своей работы, чтобы не осталось непокрытых лаком участков.
Пример золочения картины
Интерьерная картина предназначена для декорирования жилого помещения. Она может быть различной тематики, причем в каждой из них найдется место такому приему, как золочение.
Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
Базовые цвета интерьера комнаты диктуют перечень цветов в палитре.
Таким образом, художник пишет картину под конкретный интерьер. Необходимо продумать не только тона, но и место, где будет висеть будущая работа.
Подробно описывать процесс рисования изображения нет необходимости, так как основное внимание сейчас уделено процессу золочения. Такой тип декора отлично подойдет для натюрмортов, пейзажей и даже абстракций. По содержимому ограничений никаких нет, так как все зависит от фантазии художника.
Текстурная паста служит для придания изображению объема.
Необходимо обладать определенным навыком, чтобы работать с таким материалом.
Ее предварительно смешивают с нужной краской и наносят на холст кистью. К золочению можно приступать только тогда, когда высохнет весь красочный слой. На те участки, на которые планируется нанести поталь, сначала наносится слой клея. Более детальная информация о времени выдержки и о толщине слоя должна быть указана в инструкции по применению.
Поталь переносится на холст очень осторожно, а затем она разглаживается при помощи специальной кисточки. Излишки позолота нужно убрать. Картину можно доработать, если в этом есть необходимость. После всех манипуляций работа покрывается бесцветным лаком.
Как работать с поталью в живописи
Создаем интерьерные картины с поталью при помощи различных техник нанесения материала на холст. В этой статье я расскажу, как клеить и наносить поталь на рисунок, создавая текстуру и эффект золота или серебра.
Наверняка вы хотя бы раз видели картины с красивыми золотыми переливами. Скорее всего вы видели поталь. Этот декоративный материал очень полюбился многим художникам за последнее десятилетие и стал одним из главных в современной интерьерной живописи.
Давайте вместе разбираться, почему поталь так популярна у художников. Кстати, в конце статьи приведу примеры с фото картин с поталью в интерьере. Так что читайте до конца!
Поталь в живописи
Покрытие картин золотом – старая, если не сказать, древняя традиция, пришедшая к нам из далекого прошлого. Золото – это признак богатства и достатка, поэтому, золотой картиной хотели обладать богатые люди прошлых веков.
Конечно, живопись с поталью – это современный вид искусства, но золочение было изобретено давно. Я думаю, что первые картины, которые были написаны с использованием золота были иконами. А уже потом, из мира религии, золото проникло и в мир искусства.
Нам с вами очень повезло, что поталь изобрели уже при нашей жизни, так как, согласитесь, покупать настоящее золото для декора и своих работ было бы очень накладно. Ведь почему поталь так и ценится у художников, потому что это очень недорогой и доступный материл, имитирующий золото.
Ведь что такое поталь? Это очень тонкий материал, напоминающий фольгу. Поталь бывает в рулонах, листах, крошкой, а также, пастообразного состояния или восковой.
Работа с поталью в живописи открывает массу возможностей современному художнику или декоратору. Если мы говорим о каких-либо изделиях, то использовать поталь можно на дереве, керамике, стекле, ткани. Спектр возможностей открывается огромный. Вы сможете состарить изделие, придать ему благородный вид, создать роскошную обстановку в доме.
Тоже самое касается интерьерных картин с поталью. Этот материал очень хорошо сочетается со многими красками, но лучше всего – с акриловой. Так, вы можете создавать красивые картины на холсте, в самых разных жанрах, форматах и размерах. Картины в жанре абстракция с поталью вообще стали хитом последнего десятилетия. Они всем нравятся за свою простоту, и что даже по простому мастер-классу онлайн их легко повторить.
Кстати, такие картины для интерьера с использованием потали, очень хорошо ценятся на арт-рынке и, если вы мечтаете зарабатывать на своем творчестве, советую овладеть искусством золочения картин.
Еще больше об интерьерных картинах и их создании я рассказываю на своем авторском мастер-классе “первый шаг в интерьерной живописи”
Я ОБЕЩАЮ, что за 1.5 часа на мастер-классе мы напишем шикарную интерьерную картину! Даже если до этого вы никогда не держали кисть в руках! Кстати, новая картина отлично подойдет к любому интерьеру!
Как работать с поталью на холсте
Как клеить поталь и какой клей подойдет
В большом многообразии выбора клея вам нужен именно клей для потали. Он именно так и называется, «клей для потали», но имеет несколько видов. В зависимости от вида самой потали и поверхности, которую вы будете золотить, и нужно выбирать свой клей. В живописи есть несколько техник с использованием разного вида потали, но чаще всего подходит именно клей на водно-акриловой основе.
Клей для потали бывает на спиртовой, животной, масляной и водной основе. для того, чтобы клеить поталь на холст, выбирайте последний клей, на водной основе.
Такой клей практически универсален, а еще, в отличие от других видов, сохнет не так долго, что очень важно, особенно при трудоемкой и кропотливой работе.
Обычный, для декупажа или клей ПВА совсем не подойдет, так как эти виды не имеют специальных свойств, необходимых для потали. На такой клей поталь либо вообще не приклеится, либо пойдет некрасивыми складками или «морщинами», которые невозможно будете разгладить ни кисточкой, ни тряпочкой.
Также, будьте терпеливы при работе с поталью, так как это все-таки металлический материал, который не имеет такого хорошего свойства впитывания, как бумага, например.
Как наносить на поверхность
Перед нанесением потали на холст, проверьте, чтобы все было готово и под рукой: поталь, клей, кисточки, ножницы, лак закрепляющий, а также перчатки. Так как поталь нельзя трогать руками, чтобы она не рассыпалась и не почернела, лучше надеть перчатки или брать листы очень аккуратно, пинцетом.
Если вы пишите картину акрилом, а потом хотите нанести на нее поталь, то позаботьтесь о фоне: золочение на темном фоне придаст эффекта старины, а золочение в тон фону, например, серебряной поталью, даст ровную и гладкую поверхность.
Когда поверхность холста будет готова, то есть загрунтована и покрыта краской, можно наносить клей для потали. Его наносят простой плоской широкой кистью. Слой должен быть равномерным и без излишков. Подождите, пока клей высохнет, как указано на самой баночке с клеем. Обычно, это не больше 30-40 минут, а иногда и раньше.
Только клей должен высохнуть не до конца, а до «отлипания», то есть до такого состояния, когда пальцы липнут к поверхности, но клей на них не остается. Также не смущайтесь, если клей будет иметь цвет. При высыхании он станет прозрачным.
Затем аккуратно выложите лист потали на слой клея. Когда вы нанесете поталь, убрать или подвинуть ее будет невозможно. Как только нанесете, аккуратно разгладьте поталь специальной кисточкой. Если появятся излишки, их также можно будет убрать кисточкой. Если у вас образовались пробелы и разрывы, вы можете на это место нанести новый лист потали внахлест, аккуратно сгладив края, или, те самые излишки, что остались с первого листа.
После обязательно прогладьте поталь куском ткани, постукивая или придавливая слой.
После нанесения потали обязательно покрываем изделие или картину лаком, чтобы зафиксировать результат.
Точно таким же образом можно наносить новую поталь на картину с рисунком поталью.
Какие кисти нужны
Для работы с поталью вам понадобится несколько кисточек:
Лампензель – кисть, с помощью которой, вы сможете перенести поталь на декорируемую поверхность. С ее помощью вы сможете сделать это без деформации, не порвав драгоценные кусочки. Лампензель бывает прямоугольной или веерной формы, всегда с короткой ручкой или, вообще без нее.
Веерная кисть, очень похожа на предыдущую. Основные отличия – она меньше по размеру, у нее длиннее ручка и ей вы скорее помогаете переносить поталь, и больше применяете для разглаживания.
Плоскими кисточками тоже можно разглаживать поталь, но еще ими очень удобно наносить на холст краску, текстурную пасту, финишный и битумные лаки, а также, сам клей для потали.
Кисть для удаления излишек и обметки. Она может быть любого размера, но лучше взять среднего и из натурального ворса.
Покрывать ли лаком
Поталь – очень хрупкий материал. Она подвержена окислению, деформации, постепенно она может начать темнеть. Из-за воздействий окружающей среды, поталь, состоящая из неблагородных металлов, со временем будет окисляться и менять цвет, портя вашу картину. Поэтому, я рекомендую вам покрывать картину с поталью финиширующим и закрепляющим результат, лаком.
Для этого используйте специальный лак для потали – шеллачный. Такой лак производится на основе натуральных смол с использованием спирта в составе. Этот лак очень устойчив ко всем факторам, с которыми может столкнуться ваша картина: солнце, вода, влажность, трение.
Кроме того, такой лак совершенно безопасен для позолоченной поверхности, так как не окислит ее.
Фото картин с поталью в интерьере
Как и обещала, привожу вам примеры картин в разных техниках и с разными сюжетами. Какие-то из них вы можете повторить сами, а какие-то лучше делать под чутким руководством преподавателя.
С акрилом
С текстурной пастой
С серебряной поталью
Абстракция
Заключение
Как вы видите тема потали и золочения картин очень обширная, на нее невозможно ответить обо всем и сразу в одной статье! Но, это значит, что есть над чем подумать, в чем разобраться и поучиться.
Поталь – более экономичный заменитель в живописи, который можно использовать для декора изделий, а также в живописи. Поталь бывает разного вида и в зависимости от того, какого эффекта вы хотите достичь в своих работах, ту и следует брать.
Наиболее выигрышно смотрятся в интерьере абстрактные картины с поталью и акриловой краской. Если вам нравится такая живопись, буду ждать вас на своем онлайн-курсе «Интерьерная живопись».
Напоминаю, что найти весь необходимый инвентарь для работы с поталью можно в моем интернет-магазине! Делюсь ссылкой на каталог — http://nyshop.pro/shop-2/
Если вам понравилась эта статья, поставьте 5 звезд, так я буду видеть, что тема вам интересна и буду писать новые интересные статьи о потали!
Кстати, если у вас остались вопросы о золочении или вы хотите поделиться своим опытом работы с поталью, можете смело писать в комментарии, я всем отвечаю.
Поталь в живописи
Поталь очень интересный материал. Раньше всегда избегала пользоваться ей. 🧐 Мне казалось, что эффект будет напоминать золотую краску, а он мне не очень нравится, особенно в плашках или дешевую гипсовую позолоту.Но недавно решила все же попробовать) и мне понравилось 🥰 Поталь дает очень интересный металический эффект 🤩,можно найти разные оттенки золота и серебра.
Наносить ее можно двумя способами:
(названия мои рабочие)
наносим их не встык
Как вы понимаете, мне понравился больше второй вариант! Ведь мы получаем фактурную поверхность с просвечиванием заднего фона. А мягкие металические переливы остаются.
При выборе потали я остановила свой выбор на листовой форме, что бы иметь возможность самой регулировать какими по размеру кусочками выкладывать фон.
Собрав информацию из разных источников и немного поэкспериментировать
разработала для себя следующий поэтапный план:
⠀1) Пишу картину почти до завершающей стадии и даю ей просохнуть
⠀2) Наношу клей для потали (у меня декола) и даю немного времени ему сцепиться с поверхностью прежде чем переносить листы
⠀3) По необходимости нарезаю поталь вместе с прослойкой, чтобы она не рвалась
⠀4) Работу всю провожу в перчатках (чтобы избежать окисления листов), поталь переношу с помощью наэлектризованной плёнки на холст и приглаживаю мягкой беличьей кистью
⠀5) После полного высыхания клея излишки счищаю короткой синтетической кистью
⠀6) Лак наношу на всю работу. В местах потали два слоя. Я использовала матовый акриловый лак в аэрозоли (он не на водной основе, соответственно поталь не окислится и не даст зеленых разводов)
⠀7) Когда лак полностью высох нанесла краской последние завершающие штрихи на картину, стараясь не использовать воду, включая места наложения потали