Посуда к чему относится в бухгалтерии
Учет посуды на предприятии: проводки
Многим организациям, в особенности специализирующихся на услугах общественного питания, при осуществлении уставной деятельности не обойтись без посуды и столовых приборов. Однако вопросы ее учета до сих пор четко не регламентированы, отчасти по причине отраслевой специфики, отчасти из-за недостатка законодательной базы по данной теме. Поэтому работниками бухгалтерии принимаются во внимание общие правила бухгалтерских стандартов и указания отраслевого министерства, изданные много лет назад, которые помогают вести учет посуды на предприятии.
Посуда подразделяется на:
Бухгалтерский учет посуды
Посуда на предприятиях бывает:
Функциональная | Управленческая | Одноразовая |
Это посуда, которая нужна для осуществления уставной деятельности компании (ресторан, кафе, чайная, закусочная). Движение ее регламентируется Инструкцией по бухучету № 157н через операцию внутреннего перемещения посуды. Обязательно заполняется Книга боя посуды. | Это посуда, используемая для управленческих нужд фирмы. Так как такую посуду предполагается использовать на протяжении какого-то отрезка времени, для осуществления контроля за ее целостностью компания должна утвердить в своей учетной политике порядок учета посуды по названию, числу экземпляров и ответственному сотруднику до самого исключения ее из производственного оборота на основании акта. Причиной списания будет невозможность дальнейшей эксплуатации. Книга боя не заполняется. | По названию можно понять, что к данной категории относится посуда, эксплуатируемая всего один раз. Книга боя не требуется. |
Функциональная посуда | ||
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Прием купленной посуды по накладной для ее учета | 010506340 | 030234730 |
Передача по накладной в пользование (стоимость не списывается с баланса) | 010506340 | 010506340 |
Списание побитой посуды через акт списания: | ||
– казенными предприятиями | 140120272 | 110506440 |
– бюджетными и автономными компаниями | 2(4,7)10960272 | 2(4,7)10506440 |
Управленческая посуда | ||
Приход по накладной | 010506340 | 030234730 |
Передача на использование (стоимость списывается с баланса): | ||
– казенными предприятиями | 140120272 | 110506440 |
– бюджетными и автономными компаниями | 2(4,7)10960272 | 2(4,7)10506440 |
Одноразовая посуда | ||
Приход по накладной | 010506340 | 030234730, 020834660 |
Передача в производственный процесс по Ведомости на отпуск материальных ценностей (форма 0504210) (стоимость списывается): | ||
– казеными предприятиями | 140120272 | 110506440 |
– бюджетными и автономными компаниями | 2(4,7)10960272 | 2(4,7)10506440 |
Материально-производственными запасами признаются:
Посуда соответствует всем условиям причисления к категории материально-производственных запасов. Срок эксплуатации ее также не более года. Тот факт, что посуда может служить и для нужд предприятий общественного питания, не может служить основанием к учету ее с внеоборотными активами. Все, что ниже лимитов стоимости основных средств, может быть учтено как материально-производственные запасы, не взирая на срок службы.
Планом счетов предоставляется субсчет 10-9 “Инвентарь” для сбора сведений о покупаемой столовой утвари. Прием же посуды и приборов может быть отражен на субсчете 2-го порядка или отдельном субсчете 1-го порядка (10-12, 10-13, 10-14). Есть еще вариант учета материально-производственных запасов по учетной цене, однако в отношении посуды как не особо ценного имущества это не рационально, потому что стоимость ее заключается в первоначальной цене, а ее колебание не является значительной величиной для заведения отдельных счетов.
Разберемся со списанием посуды. Для обеспечения контроля за целостностью посуды на складах и в ходе производственного процесса, предприятию нужно разработать правила нормирования траты запасов. Посуда и приборы – запасы, износ которых находится в зависимости от частоты и условий использования и различен по времени, из-за этого нормы потерь возможно применять только через какое-то время. Они подлежат учету в процентах к розничному товарообороту за год. Заниматься списанием стоит не только непосредственно перед заполнением годовой отчетности, но и по мере нужды – ежемесячно, а то и ежедневно. Читайте также статью: → “Учет в столовой: проводки, особенности, документация, налогобложение”
Организации вправе на свое усмотрение разрабатывать нормы списания посуды. К этому моменту было утверждено 3 варианта данной операции:
Варианты проведения списания посуды | ||
I способ | II способ | III способ |
Единовременное списание стоимости вместе с затратами на продажу. Расходы по нормам фиксируются в отдельных регистрах, заполняемые для слежения за целостностью посуды. Если в период эксплуатации посуда будет разбита раньше времени, на ее стоимость будут снижены текущие затраты (ДБ 10 КР 44), затем сумма удерживается с ответственного лица или списывается как преждевременно вышедшая из использования посуда в перечне прочих расходов. Отрицательный момент данного метода – отсутствие контроля за целостностью посуды. | Включение в список затрат стоимость посуды тогда, когда планировалось прекращение ее эксплуатации (этот промежуток времени устанавливается на основании производственной практики). Субсчет учета материальных запасов разделится на 2: для посуды на хранении и посуды в производственном процессе. Нормы списания опять же должны быть утверждены уставом. Недостаток метода – неточность сведений о стоимости посуды, которая учтется до списания как только что купленная. | Списание в каждом месяце или квартале при появлении потери по утвержденной норме. Самый трудоемкий процесс из трех предложенных, однако он позволит отслеживать по информации из бухучета потерю посуды и проводить оценку стоимости на основании утвержденных нормативов. |
Чтобы иметь возможность руководствоваться при расчетах отраслевыми нормами, написанными десятилетия назад, нужно:
Пример вычисления предельной суммы годовых потерь посуды
Условия: ООО “Пирог” занимается реализацией выпечки через буфет и кафетерий, при этом буфет является основной частью компании, а кафетерий – ее обособленным подразделением.
Доход компании за прошлый год без учета налогов равнялся 0,5 млн. рублей от деятельности буфета и еще 0,3 млн. рублей от работы кафетерия.
Уставом фирмы утвержден процент потери посуды к товарообороту за год.
Процент потерь фарфорово-фаянсовой посуды при деятельности буфета – 0,35%, в производственном процессе кафетерия – 0,30%.
Процент потерь стеклянных изделий для буфета – 0,20%, для кафетерия – 0,15%.
Рассчитаем предельную сумму потерь посуды за год.
Расчет: Воспользуемся формулой расчета предельной стоимости потери посуды:
ПСП = ОВД * ППП,
Где: ПСП – предельная стоимость потерь посуды,
ОВД – объем выручки от конкретного вида деятельности,
ППП – процент потерь посуды.
Учет посуды в бюджетных организациях
Посуда относится к материальным запасам предприятия, а они учитываются и фиксируются в документах на основании проведенной классификации. Учет их должен вестись по результатам каждого календарного года, при этом фактическая стоимость посуды и приборов не важна.
Главные цели бюджетного учета:
При приеме новой посуды учитывается ее фактическая цена, дополнительно принимается во внимание НДС, который должны будут обозначить контрагенты. Общая реальная цена приборов и посуды (при покупке их у третьих лиц) складывается из:
Стоимость посуды и приборов государственных предприятий при производстве их в той же организации, где и планируется ее использовать, рассчитывается на основании понесенных на их изготовление расходов.
Стоимость возможно обозначить, рассмотрев разницу сумм, возникшую до начала учета материальных запасов в ситуации, когда оплата проводится в рублях, хотя счет был выставлен в иностранной валюте. Тогда за разницу сумм берется различие рублевой оценочной стоимости, по которой и произошел расчет, выраженной в валюте другого государства, и долгу по кредиту на оплату приборов и посуды, рассчитанному по актуальному на день его запланированного погашения курсу.
Нужно учитывать посуду даже тогда, когда она принимается организацией без осуществления оплаты. Когда посуда не является собственностью государственного предприятия, а эксплуатируется им на основании договорных отношений, ее стоимость берется из договора и принимается к учету в полной мере. В случае, когда посуда покупалась за валюту другого государства, оценочные операции проводятся в рублях по актуальному курсу Центрального Банка РФ на тот момент, когда посуда оплачивается.
Если оценивание проходит на основании средней стоимости, оно проводится по каждому виду покупаемой посуды разделением общей стоимости на число единиц, взятое из средней реальной цены, числа оставшихся единиц посуды на начало месяца и остатков или привезенных запасов за текущий месяц до дня списания. Читайте также статью: → “Особенности бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания”
Учет посуды в казенных учреждениях
Приведем список оформляемых при фиксировании сведений о движении посуды документах:
Чтобы правильно учесть материальные ценности фирмы, их делят на 2 группы:
В первом случае оформляется требование-накладная (ф.0315006). Во втором случае ведомость их передачи (ф.0504210) в пользование послужит и поводом к списанию непосредственно в день осуществления передачи. Акты, заполняемые при списании ценностей, служат поводом к оформлению списания средств бухгалтером. Ответственное за целостность посуды лицо учитывает ее в Книге по форме 0504042 или в Карточке по форме 0504043 учета мат.ценностей предприятия.
Счет учета материальных запасов, к которым относится посуда: 10500 “Материальные запасы” (мягкий инвентарь и посуда)
Приобретение материально-производственных запасов:
Списание посуды:
Задача каждой организации, имеющей дело с посудой, как можно более детально описать порядок ведения ее учета, это упростит контроль за ценностями и дисциплинированностью служащих.
Журнал учета посуды (Форма ОП-19): что и как фиксировать, особенности заполнения
Учет движения посуды должен фиксироваться:
Журнал учета посуды – документ, упрощающий и систематизирующий процесс учета посуды и приборов. Он отдается под отчет сотрудникам компании и используется ими в целях проведения учета посуды. Вносить записи вправе только материально-ответственный за целостность посуды работник. А подписывать его обязаны не только ответственные лица, но и служащие, которые получили под отчет посуду. Документ может храниться на бумаге или электронных накопителях данных. Если данные будут обработаны автоматически с применением вычислительной техники, можно оформить журнал в виде отдельной ведомости. Читайте также статью: → “Порядок заполнения журнала учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение”
В него заносятся сведения о следующих операциях:
Если работниками были зафиксированы случаи боя, лома или потери посуды, собирается комиссия, которая оформляет акт в двух экземплярах по форме ОП-8. Данный акт послужит поводом к списанию посуды по утвержденным нормативам.
Он должен содержать информацию о:
Обложка регистра содержит следующие сведения:
Все страницы регистра одинаковы и содержат строки для внесения сведений о порче и утрате посуды. Код журнала учета по форме ОКУД 0330519.
Учет потерь посуды при налогообложении
Потери посуды в процессе производства вследствие ее битья и порчи можно относить к технологическим потерям предприятия. А при вычислении размера налога на прибыль НК РФ не принуждает разрабатывать нормы таких потерь. Тем не менее, безопаснее для компании будет все же нормировать затраты, чтобы избежать споров с сотрудниками налоговых служб, в любом случае ко всем фирмам предъявляется требование экономически обосновывать свои затраты.
Технологические потери являются материальными расходами, которые в свою очередь будут отнесены к косвенным затратам. Их учитывают при расчете налогов непосредственно в день появления. Значит, компания, вычисляя размер к уплате налога на прибыль, учтет в списке затрат потери посуды сразу по мере их появления в рамках утвержденного внутри компании норматива.
Есть еще вариант рассмотреть посуду как неамортизируемое имущество, которое по закону может быть учтено ранее – в день начала использования. Какой способ применить, решается руководителем фирмы, так как на законодательном уровне налогоплательщику дозволено определить, к какому списку расходов отнести те или иные затраты, когда они попадают под несколько категорий затрат.
Следует также уделить внимание указанному поставщиком посуды НДС – компания вычтет его сумму из налогооблагаемой базы. Если же фирмой выбран особый налоговый режим (УСН или ЕНВД), или она занимается деятельностью, не подлежащей обложению налогом (доставляет продукты питания в учебные заведения или медицинские центры), НДС будет включен в стоимость покупаемых материально-производственных средств.
Законодательные акты по теме
Акты представлены следующими документами:
Приказ Минторговли СССР от 29.12.1982 N 276 “Об утверждении Среднеотраслевых норм эксплуатационных потерь столовой посуды, приборов, столового белья, санспецодежды, производственного инвентаря на предприятиях общественного питания и Инструкции о порядке их применения” | Рекомендации по учету движения столовой посуды, приборов и инвентаря |
ПБУ 5/01 (утвержден Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) | Об отнесении посуды к оборотным активам, материально-производственным запасам |
Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению” | О субсчетах для учета поступления посуды |
Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н | О нецелесообразности ведения отдельных счетов для учета приобретения посуды |
Методические указания по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н | О разработке, утверждении и соблюдении норм в отношении передачи посуды в производство |
Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 | О понятии розничного товарооборота |
пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ | О ненормировании технологических потерь (включая эксплуатационные потери столовых принадлежностей), вычитаемых из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль |
пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ | О возможности учета неамортизируемых средств (включая посуду) при налогообложении в момент ввода в эксплуатацию |
пп. 24 и 25 Инструкции № 162н | Перечень документов, которыми может пользоваться казенное учреждение при отражении операций по движению материальных запасов |
п. 4 ст. 252 НК РФ | О праве налогоплательщика самостоятельно определить, к какой группе отнести затраты, если они с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов |
Постановление Госкомстата РФ № 132 от 25.12.1998 года | Утверждение формы ОП-19 журнала учета посуды |
Типичные ошибки
Ошибка №1: Отсутствие Книги боя посуды в отношении посуды предприятия, отнесенной к категории функциональной.
Комментарий: Книгу боя не требуется заводить только при учете управленческой и одноразовой посуды.
Ошибка №2: Учет посуды в числе внеоборотных активов.
Комментарий: Посуда может служить и для нужд предприятий общественного питания, однако это не повод учитывать ее с внеоборотными активами.
Ошибка №3: Осуществление учета предметов посуды и приборов по их учетной цене.
Комментарий: Это не целесообразно. При принятии во внимание учетных цен заводятся раздельные счета для учета колебаний стоимости предметов оценки. Стоимость посуды заключается в первоначальной цене, а ее колебание не является значительной величиной для заведения отдельных счетов.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: Каковы дальнейшие действия, если решено было списывать стоимость разбитой посуды единовременно?
Ответ: Сумма взыскивается с материально-ответственного лица или списывается как преждевременно вышедшая из использования посуда в числе прочих расходов.
Вопрос №2: Как установить предполагаемый сроки использования посуды в производственном процессе для контроля ее сохранности и списания?
Ответ: Нормативов по этому поводу нет, поэтому каждое предприятие устанавливает этот срок, основываясь на личном опыте.
Вопрос №3: Как бухгалтеру учесть стоимость появившейся на балансе предприятия посуды, которая будет использоваться в ресторанном бизнесе, если она была изготовлена на самом предприятии?
Ответ: В таких случаях стоимость посуды складывается из совокупных расходов на ее изготовление.
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал. А в этом готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
Скачать бланк и образец формы М-8 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.