Постижер что за профессия
Необычная профессия: постижёр — специалист по волосам
Продолжаем рассказывает про необычные профессии. Постижёр — мастер, который изготавливает изделия из волос: париков, шиньонов, бород и т. д. Такие специалисты востребованы в театрах и кинематогрофе, где создают настоящие шедевры для актеров. Требуются постижеры и в обычной жизни: для тех, кто борется с последствиями химиотерапии, или стремительно лысеет — хороший парик от настоящего мастера — выход из сложного положения.
Теория изготовления париков изучается на театрально-художественных отделениях колледжей и вузов, например, на специальности «Художник-гример». Работа постижера тесно переплетена с работой гримера, костюмера, художника.
Александр Звонкин, режиссер театра Дома дружбы народов: «В нашем коллективе должность постижера совмещена с гримером; мы, к сожалению, не можем себе позволить оплачивать отдельную ставку. И по той же причине — недостатка финансирования — вынуждены использовать в большинстве случаев готовые парики, уже на их основе наши мастерицы создают нужный реквизит».
Терпение, терпение и еще раз терпение — вот главные качества мастера-постижера. Создание одного парика занимает от трех недель до месяца, и большая часть времени посвящена тщательному вплетанию волосков в основу.
Еще одна немаловажная черта постижера — умение искать и работать с информацией. Зачем? Чтобы сделать парик для исторического спектакля, нужны знания о моде и стиле соответствующей эпохи. Вот и приходится мастеру-постижеру перед изготовлением парика или шиньона искать сведения, как выглядели современники Ивана Грозного или какие прически были в моде при дворе Людовика XIV.
Каждый парик, шиньон, борода или бакенбарды индивидуальны, каждый предмет делается «под актера» или заказчика, то есть с учетом антропометрических данных человека.
Создание парика — долгий и кропотливый труд. Волосы, предназначенные для изготовления парика, сначала тщательно моют, сушат и дезинфицируют. Если парик в будущем будет окрашиваться, пряди еще и обесцвечивают. Затем в дело идет карда — инструмент, чем-то похожий на щетку для волос. С помощью карды волосы выравнивают и разделяют на прядки. Готовые пряди собирают в трессы — длинные «гирлянды», которые станут основой парика. Волосы с помощью специального станка, но чаще вручную, вплетаются одним концом в синтетические нити; свободные же концы волос станут локонами парика. На один парик требуется от 12 метров такой «волосяной нити» — тресса. На плетение тресса нужной длины уходит до двух-трен недель.
Кстати, волосы не обязательно должны быть натуральными: многие театральные постановки требуют бутафорских, гротескных париков, которые изготавливаются из синтетических нитей или из шерсти животных. Натуральные волосы как правило намного дороже, но и парики из них получаются не отличимыми от оригинала.
Алина Мамаева, постижер: «С натуральным волосом работать одновременно и сложнее, и проще. Да, синтетические лучше укладываются, но из „натуралки“ парик получается естественным».
Следующий шаг — изготовление шапочки-основы. На профессиональном сленге такая шапочка называется «монтюр». Для начала постижер снимает мерки и изготавливает лекала — выкройки для шапочки, без этого шага невозможно гарантировать безупречность будущего парика. Шьется монтюр из специальной сетчатой ткани, точнее, нетканого полотна. Готовая шапочка надевается на болванку и к ней пришивается тресс — нить из волос. Для бороды или бакенбардов тоже требуется своя выкройка — и делать такие лекала едва ли не сложнее, чем для головы. Подставка-болванка для бороды называется подбородник.
И вот теперь начинается самое сложное — тамбуровка. Каждую волосинку из тресса необходимо специальным крючком продернуть в отверстие монтюра и закрепить крохотным узелочком. Закрепленными таким образом волосы выглядят «живыми», словно растущими из шапочки-основы.
Готов ли парик теперь? Еще нет: волосы необходимо подстричь, причесать и уложить. Умения постижера во многом схожи с навыками парикмахера. Ведь свежеизготовленный парик далек от нужного образа. Лохматый, с неровными торчащими прядями — и не скажешь, что спустя несколько часов из прически чудища лесного получится симпатичная и аккуратная укладка. Плойки, щипцы, бигуди, лаки, пенки, гели — в ход идет практически весь арсенал опытного парикмахера-стилиста. И неудивительно — парик нужно стричь и укладывать как и натуральные волосы.
Уход за париком тоже требует особых навыков. Как и родные волосы, накладную прическу необходимо мыть, сушить и укладывать. Этот труд тоже ложится на плечи театральных постижеров.
При всей своей «нужности» профессия постижера оплачивается довольно низко — от 6 000 до 15 000 руб. Потому большинство мастеров вынуждены совмещать две или даже три специальности — например, костюмера или гримера.
Алина Мамаева, постижер, The Hollywood’s Art School, LA: «В России заработать на изготовлении париков сложно. Я в областном театре получала 8 000 руб., при этом работала за себя и „за того парня“. Работать из любви к искусству, конечно, хорошо, но ведь нужно и детей на что-то кормить. Здесь, в Лос-Анджелесе моя профессия считается очень нужной и неплохо оплачивается. Правда, прежде чем попасть в Art School, мне долгое время пришлось перебиваться случайными заказами: я сотрудничала с салонами красоты и маленькими независимыми студиями».
Однако как в любой творческой профессии, здесь тоже важно найти свою нишу. Татьяна Леднева, владелица небольшой постижерной мастерской, изготавливает парики по индивидуальным заказам.
«У меня уже сложился круг „своих“ клиентов, и работой я обеспечена на пару месяцев вперед. Стоимость одного парика по индивидуальным меркам доходит до 40–60 000 руб. Это не так дорого, если принять во внимание не только стоимость материалов, но и сложность работы».
Клиенты Татьяны — люди, кому парик необходим не только по медицинским показателям, но и любители/любительницы менять прически, подбирая укладку к вечернему платью.
Постижеры — это настоящие волшебники, которые с помощью своих рук и всего нескольких инструментов творят чудеса, создавая новые образы для людей и помогая преодолеть возникшие сложности.
Необычные театральные профессии. Постижёр
Зал переполнен, звучит третий звонок, занавес поднимается, и начинается представление. Театральные постановки переносят нас в разные эпохи, мы оказываемся свидетелями драмы современной семьи или погружаемся в звонкий красочный бал XIX века. Независимо от контекста, перед каждым выходом актёры попадают в руки опытных гримёров и постижёров. Если про первых знают все, то профессия постижёра не на слуху и считается достаточно редкой. В этом материале мы расскажем о необычном ремесле и, возможно, теперь вы будете чаще обращать внимание на парики актёров.
Постижёр – древнее театральное ремесло. Слово происходит от французского postiche, что означает подделку или имитацию волос. В профессиональные обязанности постижёра входит создание париков, накладных усов, бород, бакенбард и даже бровей и ресниц. Как правило, создаёт образы он в паре с гримёром. Но работа постижёра начинается задолго до спектакля, некоторые парики нужно делать несколько месяцев!
Сделать качественный парик не такое уж и простое дело, как может показаться. Всё начинается с подготовки волос. Их сначала тщательно моют, сушат и дезинфицируют. Затем с помощью инструмента карда (специальная щётка для волос) все волоски выравнивают и разделяют на прядки. Готовые полосы собирают в трессы — длинные «гирлянды». Они то и станут основой парика. На один парик требуется минимум 12 метров заготовки. Мастер использует как искусственные волосы из синтетических нитей или шерсти животных, так и натуральные. Последние, конечно, дороже, но придают большую натуральность.
Следующий шаг в работе постижёра — изготовление монтюра, основы парика. Необходимо точно снять все мерки и сделать выкройки для будущей «шапочки». Монтюр делают из специальной сетчатой ткани и надевают на болванку. На этом этапе начинается самый кропотливый процесс — тамбуровка. Волосинки из трессов специальным крючком продёргиваются в отверстие основы и закрепляются маленькими узелочками. Так, шаг за шагом волосы «вырастают» на монтюре.
Получившийся парик необходимо «привести в чувство». Здесь постижёр проявляет навыки профессионального парикмахера: подстригает волосы, причесывает их и укладывает. Для некоторых постановок нужно накрутить гигантский «вавилон» на голове в духе эпохи. За год работы одна из представительниц этой профессии «вдохнула» три килограмма лака для волос!
Кроме колоссального терпения и опыта в парикмахерском деле, люди этой профессии должны быть в некоторой степени историками. Весь образ актёра на сцене соответствует эпохе, и это достигается не только с помощью костюма, но и благодаря макияжу и причёске. Некоторые герои меняют свои наряды несколько раз за представление, и это тоже на плечах постижёров. Интересно, что для примерки париков делают отдельные репетиции. Актёр должен подружиться со своей новой причёской, особенно если она большая и тяжёлая.
Постижёры – невидимые волшебники и важная часть большой театральной команды. Сложно представить, сколько актёров благодаря им смогли воплотить те самые образы на сцене, которые остались со зрителем.
Мастер на все волосы: постижер раскрывает секреты своей профессии
Думаем, о тонкостях парикмахерского искусства вряд ли кто когда-либо особенно задумывался. И это оправданно, особенно учитывая тот факт, что приводить волосы в порядок многие наведываются в лучшем случае раз в два месяца. Однако зачастую парикмахеры занимаются не только работой с «живыми» волосами: изготовление париков, как бы странно это ни звучало, сейчас бывает более востребовано.
Пример работы постижера.
Удивительно, но постижер – то есть мастер по изготовлению париков – сегодня является весьма популярной профессией, однако во все времена эти люди считались редкими специалистами. Сейчас их работы особенно востребованы не только для людей, страдающими какими-либо заболеваниями: постижеры необходимы в театральном деле, кинематографе и искусстве в целом. В рамках постоянной рубрики «Врать не буду», где мы знакомим читателей с представителями интересных профессий, о том, чем сложно изготовление париков и в чем заключаются особенности этой работы, нам рассказала парикмахер и постижер Елена Черепанова.
– Как давно вы занимаетесь созданием париков?
– Я училась в колледже на специальности Парикмахерское искусство. На последнем курсе я приняла участие в конкурсе парикмахерского искусства в номинации «Фантазийная прическа». Тогда, в 2010 году, я заняла девятое место. Моделью была моя подруга, образ назывался «Кошка Сафари». Работа над образом заняла у меня полгода: сначала создавался каркас – маска кошки из папье-маше, а затем постепенно выкладывались искусственные волосы. Вся эта процедура может занять очень много времени, так как если выложить прическу сразу, то получится грязь. Однако после этой кропотливой работы я поняла, что постижерное дело – это мое.
– Какое образование нужно иметь, чтобы стать постижером?
– Постижерным делом могут заниматься, все, кто имеет образование в индустрии красоты, но, как правило, эта работа кропотливая, поэтому не все парикмахеры и стилисты готовы этим заниматься. А мне нравится создавать полностью образ, так как в наше время нужно быть универсалом, то есть уметь все.
– Какие преимущества дает эта профессия?
– Став именно постижером, вы сможете работать в театрах, зарабатывать на фото- и видеосъемках, если, конечно, в вашем портфолио много работ. Также есть шанс стать особо востребованным, так как сейчас данная сфера не очень развита.
– Сколько в вашем распоряжении постижерных изделий?
– В моем портфолио две крупные работы – это парик афрокос и постижерная работа «Кошка Сафари», а также мелкие работы (заколки, челки и т.п.), которые я продаю в салоне.
– Сколько времени нужно, чтобы создать парик?
– В среднем, на создание одного парика уходит месяц, но так как обычно в задание входит реализация нескольких работ, времени уходит куда больше. На самом деле, постижерам нередко приходится совмещать несколько профессий.
– Сложно ли подобрать материал для создания парика?
– Нет, так как этим занимаются профессиональные магазины, где можно приобрести как моноволокно, так и другие вещи, необходимые для создания парика и прически.
– Если парик из натуральных волос, то есть ли к качеству волос какие-либо требования?
– Да, безусловно, требования есть. За париком нужно ухаживать так же, как вы ухаживаете за своими волосами, но мыть его не так часто. Если при укладке парика вы использовали утюжок или плойку со стайлингом, то для волос на парике нужно сделать маску, вымыть и расчесать. Если парик с добавлением моноволокна, то вместо маски для волос следует использовать кондиционер для белья.
– Насколько сейчас парики востребованы?
– Парики сейчас очень востребованы, потому что многие страдают недостатком волосяных кутикул. Это связано с нарушением обмена веществ в организме, а может быть связано с наследственной формой заболевания или наличием иных болезней.
– Какие существуют нюансы и сложности при создании тех или иных изделий?
– На самом деле, создать парик не так сложно, просто нужно иметь достаточно терпения и быть усидчивым. Технологий создания парика очень много, я расскажу одну очень простую, которую можно применить в домашних условиях.
Для того чтобы сшить парик, понадобятся: натуральный волос или моноволокно; стойка для плетения тресс – это искусственные или натуральные пряди волос длиной от 10 до 75 сантиметров, используемые парикмахерами для увеличения длины и объёма волос клиента (если вы плетете в домашних условиях, вместо стойки может быть любой предмет, содержащий две устойчивые плоскости друг напротив друга); нитки, иголка, ножницы; специальный клей БФ-6; стойка-кукла (вместо модели для создания парика); силиконовая шапочка, которая может понадобиться для некоторых технологий.
После того как вы подготовили натуральный волос или моноволокно, начинаем плести трессы на нитке по какой-либо технологии. Следом обрабатываем волос или волокно клеем БФ-6 и немного ждем, пока клей высохнет. После того как все трессы готовы, их нужно сшить. И вуаля – ваш парик готов.
Профессия «Постижер»
Постижеры — это мастера по изготовлению париков, усов, бакенбард, шиньонов из натуральных и искусственных волос. Люди такой профессии во все времена считались редкими специалистами. К сожалению, в настоящее время даже в специализированных учебных заведениях эта специальность не пользуется особой популярностью. Знания и навыки работы с натуральными волосами передаются больше от мастера к ученику или вообще остаются в пределах одного семейного клана. В Санкт-Петербурге работают всего несколько постижерных мастерских. Некоторые из них удовлетворяют нужды исключительно театров или киностудий.
Отчасти париками из натуральных волос петербуржцев обеспечивает китайское и японское машинное производство. Быстро и недорого можно поменять образ при помощи дешевых изделий из искусственных волос. Но парик ручной работы из натуральных волос и изделия из искусственных даже сравнивать нельзя.
Искусственный парик сразу бросается в глаза из-за своего специфического блеска. Конечно, парик из натуральных волос тоже блестит на то он и натуральный, но это естественный блеск. Притом живые человеческие волосы постоянно подлетают от ветра. А искусственные волосы сделаны из резины: их как положили, так они и лежат.
Объявления «куплю волосы» часто оставляют как раз таки постижёры. Для работы нужны волосы длиной не меньше 35 сантиметров. Короткие волосы убираются, поскольку они не годятся. При изготовлении парика наблюдается значительная потеря материала. Хорошо, если из 100 граммов волос 50 останется! На парик в среднем требуется 250 граммов «чистого волоса» или шесть таких пучков (вес волос зависит от длины). Затем сшиваются тонкие пряди, или трессы. Эти трессы пришиваются к основе парика, которая состоит из трех частей: планте (будет на макушке), виски и шейка (или нюк).
Основы для париков можно приобрести готовые, а можно изготовить самостоятельно из специальных материалов. Последний этап стрижка. За таким париком впоследствии нужно ухаживать точно так же, как и за своими волосами: шампунь, бальзам, укладка. Много заказов у постижёров сейчас на шиньоны, хвосты, накладки различных фасонов и косы. Здесь нужно максимально подстроиться под особенности волос клиента цвет, пышность, структура+работа, действительно, кропотливая.
На один парик, к примеру, уходит две недели, причем, не разгибаясь, нужно сидеть с утра до вечера. На одной машине можно сделать 12 париков за день, но такое изделие теряет естественность. Кроме того, постижёрное искусство тесно связано с театром и кино. Как минимум, ни один исторический фильм с воссозданием времени 17-18-го веков не снимешь без париков, которые носили при королевских дворах. Кстати, именно тогда, во Франции, и появилась профессия «постижёр».
Постижёр – повелитель париков
Ремесло постижёра, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной утраты волос, а также потребность в намеренном изменении прически — в угоду моде — существовали еще в Древнем Египте. Потому и люди, владевшие искусством создания «новой» шевелюры из старых чужих волос известны практически со времен начала цивилизации. В разные эпохи и в разных культурах существовали различные способы изготовления париков; менялось и сырье для них. Одно оставалось неизменным: ловкие искусные пальцы постижёров, мастеров, которые со временем стали обслуживать не только частных клиентов, но и театры и киностудии. Об этой профессии и пойдет наш рассказ.
Конечно, древнеегипетские «мастера париков» были не самыми первыми, но именно их произведения лучше всего сохранились с той поры (более 2600 лет до нашей эры!) до наших дней. Исследуя найденные богатые погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также воины и простые ремесленники. Конечно, все их парики были разными: богато украшенные, из натуральных волос — у царей и знати; попроще, из шерсти и волокон пальмы — у более скромных сословий.
Очевидно, что в те времена постижеры уже существовали и пользовались они особым уважением — ведь собственные артели, создававшие парики, имелись и при дворе фараона. Однако первоначальное предназначение парика в Египте было отнюдь не декоративным: накладная шевелюра спасала от… теплового удара. А многие воины, кстати, в ходе сражений могли не опасаться, что в схватке противник цепко ухватится за копну на голове — такой парик просто оставался в руках врага.
С течением времени накладные волосы становились все пышнее, парики — сложнее, а постижеры — все искуснее. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра, который жил за тысячу лет до нашей эры, состоял из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. «Завивка» волос была сделана воском.
Впоследствии технику изготовления париков у египтян переняли персы и греки. Однако жители античной Эллады использовали «накладные волосы» чаще как театральный реквизит, причем светлые парики на сцене носили положительные герои, темные — злодеи, а рыжие — актеры комического жанра.
Римляне возвели парики в особый культ — сырье для них привозили в столицу империи со всего света. Самыми же ценными считались немецкие волосы варваров: рыжего или соломенного цветов — они шли буквально на вес золота.
Помимо женщин, парики в Риме носили лысые императоры Домициан и Оттон, а также жестокий Каракалла и помешанный Калигула. По некоторым данным, жена императора Марка Аврелия Фаустина имела несколько сотен париков!
Зародившееся христианство к накладным волосам отнеслось негативно: церковь сочла парики посягательством на целомудрие у женщин — ведь они предназначались для того, чтобы дамы выглядели еще привлекательнее. Парики вскоре были провозглашены «измышлением дьявола», а их ношение — богомерзким делом. Ведь неизвестно, от какого человека взяты волосы: вдруг — от язычника или проклятого еретика? Кроме того, считалось, что благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы…
Перемены в отношении к парикам и постижерскому делу начались в XVI веке — английская королева Елизавета решила скрыть от глаз придворных свои седеющие волосы. Августейшей особе так понравился парик, что она заказала мастерам их сразу восемьдесят, причем разных цветов.
В Европе началась целая мода на парики, а вскоре новое веяние проникло и в заморскиеколонии. В жарких странах губернаторы, дворяне и офицеры снова сделали «открытие» древних египтян — парик опять стал персональной защитой от солнца. Сырье — волосы — стало массово покупаться у аборигенов и направляться в метрополии: Англию, Францию, Голландию…
Европейские же простолюдины за приличные деньги продавали свои густые шевелюры королевским постижерам и городским мастерам. Говорят, что даже приговоренные к казни в обязательном порядке завещали свои космы родственникам — ведь их тоже можно было продать. Именно в это время техника изготовления париков была доведена до совершенства — потом менялось лишь сырье.
Профессия постижера стала чрезвычайно востребованной: говорят, что только при дворе Людовика XIV работали пять тысяч парикмахеров, которые были также и мастерами по парикам. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре I.
В чем же состоит искусство постижера? Как делается парик? Прежде всего, собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, методично, теперь же применяются особые станки — тресбанки. Постижер расчесывает получившиеся пряди, после чего начинается самое главное — пришивание волос к основе парика.
Маленьким, тонким, остро заточенным крючком мастер протягивают через почти невидимую ткань по одному волоску, после чего фиксирует его узелком или клеем. На изготовление одного парика уходит около двух недель — это если не отрываться от работы с утра и до вечера. После этого получившийся парик расчесывают, подстригают и моют. Хранят парики не в свернутом виде, а на специальных подставках.
Изделие из натуральных прядей выглядит неотличимо от природных волос клиента (если нужно замаскировать лысину), однако такой парик стоит дорого и требует особого отношения. Его можно аккуратно мыть, бережно расчесывать, а также красить, стричь и завивать — словом, делать все то же, что и с обычными волосами. Однако не стоит забывать, что на парике-то волосы не отрастут…
Для изготовления же полностью искусственного парика используются волокна, полученные химическим путем. Ранее, в 60-х годах прошлого века, это были нейлон, акрил, полиамид и винил, а позднее появились канекалон и лафин. Конечно, опытный глаз вблизи легко отличит настоящие волосы от их имитации — искусственные волокна легко деформируются, электризуются и секутся. Однако такие парики наиболее активно используются там, где важно создать образ, зачастую без мелких деталей — в театре или в цирке. Перечень реквизита практически всех трупп в мире, без сомнения, содержит коллекцию париков — на все случаи жизни. Несколько иное дело — в кинематографе.
Профессия постижера — одна из самых востребованных в окологримерных кругах и в мастерских по созданию спецэффектов. Здесь важна высочайшая степень достоверности, а потому сырье применяется почти всегда натуральное. Искусство создания париков, усов и бород, например, голливудских постижеров считается лучшим в мире.
Иногда профессионалы набирают учеников и проводят мастер-классы. Есть талантливые постижеры и в нашей стране. Мастера париков часто неплохо зарабатывают — ведь их товар уникален и часто делается под конкретного клиента. Модники же поговаривают, что парики могут опять стать актуальным аксессуаром, а значит, спрос на услуги постижеров возрастет. Поживем — увидим.
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.