Постирония что это такое

Что такое пост ирония?

Современное поколение молодежи – людей, родившихся после 2000-го года, обзавелось своим собственным сленгом и терминологией, которая мало кому понятна вне их круга общения. Один из таких новомодных терминов – (пост ирония, от лат. post ― после и ирония) обозначающий некое состояние, когда сложно различить, иронизирует человек или же говорит на полном серьезе.

Подобная двусмысленность многими людьми трактуется неправильно, из-за чего нередко постиронией называются просто откровенно глупые, неприличные и оскорбительные попытки пошутить.

Что такое постирония простыми словами

Если обратиться к латинским и греческим корням этого выражения, слепленного из двух терминов, на русский язык переводящихся как “притворный” и “невежественный”, нетрудно догадаться об истинном значении. Постирония – это притворное невежество. Человек говорит очевидную ерунду, подразумевая прямо противоположные по смыслу вещи. Услышавшие постироничные высказывания люди вынуждены немного напрячь извилины, чтобы уловить их саркастический оттенок и правильно на них отреагировать, но иногда бывает и так, что публика недоумевает или некорректно оценивает шутку, отчего захотевший блеснуть интеллектом человек запросто может выставить себя не в лучшем свете.

Именно поэтому следует быть осторожным с постиронией, находясь в одной компании с не особо образованными и понимающими людьми. Если ваши остроты до них “не дойдут”, вас могут воспринять на полном серьезе и посчитать за идиота. Так что лучше оставить постиронию писателям, интеллектуалам и поэтам разных мастей (даже рэп-музыкантам). Их постироничные высказывания публика тоже может не понять, но тогда их в худшем случае посчитают эксцентричными и эпатажными, что творческому бизнесу пойдет только на пользу.

Постирония примеры из жизни

Еще до того, как термин “постирония” прочно обосновался в молодежном сленге поколения Z, сам скрывающийся за определением прием активно использовался деятелями искусства. Взять хотя бы в качестве примера знаменитого советского актера и юмориста Аркадия Райкина, который имел талант рассмешить людей, сохраняя абсолютно серьезное и даже грустное выражение лица. Монологи исполнителя содержали постиронию в больших объемах, а другие начинающие отечественные стендаперы старались с переменным успехом копировать его манеру речи.

У современной молодежи главным переносчиком постиронии стала всемирная паутина. Если быть точным – распространяемые через социальные сети картинки с мемами. Такие популярные сообщества ВКонтакте, как MDK, Бухта Кэндл, LoL и другие группы с миллионами подписчиков поспособствовали распространению постироничных комиксов и шуток, изрядно перемешав их с юмором не самого лучшего качества.

Постирония что это такое

На картинке выше – пример очевидной молодежной постиронии, которую можно трактовать совершенно по-разному. Покажешь такую картинку людям старшего возраста, которые когда-то обхохатывались на концертах вышеупомянутых персонажей или смотрели их по телевизору, и они на полном серьезе задумываются на тему того, какой из исполнителей действительно самый лучший. А вот новое поколение, для которого все люди на картинке однозначно являются примерами низкопробного “стариковского” юмора, уловит явное дурачество и посмеется над абсурдностью происходящего.

Особенно популярной постирония стала после нескольких проводившегося летом 2017 года рэп-баттла между рэперами Оксимироном и Гнойным. Последний в течение своего выступления активно рифмовал постироничные фразы, которые стали его визитной карточкой, и нанес оппоненту сокрушительное поражение. Не удивительно, что молодежь очень быстро разнесла увлечение постиронией за пределы рэп-сообщества и сделала термин популярным. Статистика поисковых запросов наглядно показывает, откуда у нового мема ноги ростут.

Постирония что это такое

Примеры употребления в разговоре/тексте

“Как же ты слаб в пост иронии. Я думал, что хоть здесь мои шутки смогут оценить правильно, но видимо ошибался”.

“Не хочу показаться излишне претенциозным и высокоинтеллектуальным, поэтому сокращу употребление постиронии до минимума”.

“Будем считать, что все сказанное тобой постирония – иначе сложится впечатление, что ты полный идиот”.

Источник

Краткая история «Постиронии».

Постирония что это такое

За последний год резко возросла популярность так называемого “постироничного” или “абстрактного” контента, да и сами эти термины стали уже практически тождественны друг другу. Неудивительно, что многих людей стало интересовать, откуда же растут ноги у этого явления и почему абсурдные несмешные мемы называют “постироничными”, если они не имеют ничего общего с изначальным значением термина «постирония». Роман Стоянов представляет краткую историю развития постиронии в рунете.

Ирония — сатирический приём, при котором истинный смысл скрыт или противопоставляется реальному смыслу.

Постирония (в изначальном смысле) — состояние, при котором границы серьёзности и иронии оказываются размытыми.

Щитпостинг (от англ. shit posting) — временный или постоянный постинг не несущего смысла контента в мем-пабликах, при котором качество мемов уступает место количеству.

Пролог: Эмиграция двачеров в ВК

О судьбе постиронии в рунете до начала 2010-ых известно очень мало. Во многом это связано с тем, что в нулевых основной кузницей контента были анонимные имиджборды, из-за чего невозможно обозначить ни авторов большинства “абстрактных” и “постироничных” мемов, ни даже приблизительной даты их создания. По этой причиной точкой отсчёта стоит считать начало 2011 года, когда многие двачеры (и не только двачеры — посетители всех популярных в то время имиджборд) решили перебраться во «ВКонтакте», потому что тот наконец стал пригоден не только для общения.

Тогдашние посетители «Двача» имели принципы — брать картинки с доски и тащить их в соцсеть считалось “раковым”, поэтому они начали создавать свой оригинальный контент. Первым пабликом с околопостироничными мемами был “Вконтач”, из которого позже выросла намного более известная “Вконтаба”

Говоря о «Вконтаче» и «Вконтабе», нельзя не упомянуть имя Андрея Сало — человека, сыгравшего значительную роль в становлении этих сообществ, и пионера в использовании рейдж-комиксов как инструмента для создания постироничного контента.

Акт 1: Великий разлив мочи. Старый форч

Несомненно, вклад «Вконтабы» в развитие постироничной культуры велик, однако за его популяризацией стоит событие, изменившее весь рунет. Это событие — Великий разлив мочи, случившийся летом 2012 года. Если вкратце, то именно из-за него ВК стал монополистом в сфере производства контента, а «Двач» наполнился контингентом с МДК и полностью дискредитировал культуру имиджборд.

Впрочем, самое интересное только начиналось. Набежавшие в «Двач» школьники с МДК, само собой, понятия о культуре «Двача» не имели, а потому стали тащить смешные картинки оттуда в своё естественное местообитание. Предположительно, это и является причиной появления осенью 2012 года первого паблика с “аморальным” юмором — 4chan, ныне покойного. Помимо картинок с «Двача», в нём постили также краденые картинки с «Вконтабы» и оригинальный контент в том же “аморальном” духе.

Но ящик Пандоры уже было не закрыть — к началу 2015 года клонов оригинального 4chan были уже сотни, если не тысячи. За примерами далекоходить не надо — все эти паблики начинали как рассадники “аморального” контента с чёрным юмором, их отличие от оригинала лишь в том, что их создатели поняли, куда ветер дует, и вовремя свернули в сторону контента образца МДК 2011 года.

Несмотря на всю токсичность подобных сообществ, их нельзя не рассматривать при описании пути постиронии в рунете. Их заслуга состоит в популяризации агрессивного и абсурдного контента, а также в том, что благодаря этим пабликам произошёл переход в восприятии рейдж-комиксов от неироничного к ироничному. Посмотреть на то, каково было наполнение 4chan и его клонов, можно и сейчас, нужно просто немного отмотать время.

Акт 2: Взлёт и падение постироничных рейдж-комиксов

Пусть аморальный контент и ушёл из широкого употребления, но в андерграунд-культуре он оставил заметный след: формат рейдж-комиксов, который использовал 4chan, стал популярен в узких кругах. Наиболее узнаваемым из пабликов “новой волны рейдж-комиксов” стал паблик «ржу», основанный Гариком Бабаджаняном и Евгением Васильковым в январе 2015 года.

Его главной особенностью стало окончательное размытие грани между серьёзностью и иронией в подаче контента, что, собственно, и является постиронией. Этой подачей он и отличается от “аморальных” пабликов образца 2014 года, в которых ироничность и гротескность публикуемых мемов была видна любому адекватному человеку практически сразу.

Акт 3: Шрифт Лобстер и новая “постирония”

Если время популярности “ржу” — это золотой век постиронии, то с начала 2017 года можно смело отсчитывать длительность “смутного времени”. Как ни странно, в это “смутное время” и произошло становление термина “постирония” в сознании рядового обывателя. Предпосылки этой вехи в истории тянутся аж из лета 2015-го года: их можно найти в паблике «мемы про котов (по ржать)», созданном Борисом Мосехиным.

Уже тогда были видны зарождающиеся клише картинок с надписью шрифтом Lobster (далее — лобстер-мемов): нарочито неправильное написание слов, использование слов из украинского языка и некоторых локальных мемов.

Другой предвестник новой эпохи — паблик “блядские фруктовощи”, основанный Данилом Гординым — был создан в начале 2017 года. По сути, он является продолжателем дела “ржу”, так как на ранних этапах использовал мемы и манеру подачи контента последнего. Паблик очень быстро скатился в лютый щитпостинг, однако это не помешало ему быстро набрать подписчиков и породить несколько известных мемов, таких как “справедливо” и “ну а хули нам пацанам”. Таким образом, “фруктовощи”, равно как и “мемы про котов”, показали, что качество может спокойно переходить в количество.

Последней, но не по значению, предпосылкой стал взлёт паблика «а» — первого успешного проекта, который не имел определённого формата и полностью состоял из щитпостинга. Имеется даже точная дата этого знаменательного события — 8 мая 2017 года. Эту же дату можно считать началой “постироничного апокалипсиса” — событий зимы-осени 2018 года, когда медиапространство заполнили паблики-подражатели “а” и “мемов про котов”.

После вышеописанных событий никаких подвижек в “постироничном” коммьюнити не происходило, что говорит нам о стагнации и отсутствии каких-либо свежих идей. Последней тенденцией (несколько пугающей) стала тактика агрессивного форсинга мемов породившими ими сообществами. Хороший пример — паблик “форсим хуйню», подписчики которого кидают единственный мем этого сообщества в комменты под посты многих пабликов, даже если он там ни к чему. Впрочем, это можно рассматривать и как подвижку — появление пабликов, специализирующихся на одном форсе.

Акт 4: Почему щитпостинг ≠ здоровая постирония

Сам термин “постирония” был внедрён в общее употребление летом 2017 года — не случайно же этот период был назван “постироничным апокалипсисом”! Ниже представлена примерная хронология событий:

19 июля 2017 года на канале SVTV было опубликовано интервью с администратором паблика «абстрактные мемы для элиты всех сортов» Ярославом Конвеем, в котором часто фигурировало слово “постирония” в отношении производимого “амдэвс” контента;

В конце июля — начале августа термин докатился и до сообществ с лобстер-мемами и абсурдным контентом. Оказалось, что теперь каждый первый такой паблик — обитель постиронии, а каждый второй — его прародитель;

13 августа 2017 года выходит рэп-баттл Оксимирона и Гнойного, ставший самым обсуждаемым событием конца лета. Как известно, Гнойный одержал победу с разгромным счётом, что крайне положительно сказалось на его популярности и популярности объединения «Антихайп», в котором он состоит до сих пор. В свою очередь, в концепцию «Антихайпа» входит и пресловутая постироничность, взять того же Замая. На то, что Гнойный и «Антихайп» привлекли внимание к постиронии, указывает статистика: первый большой пик поиска слова «постирония» в Гугле приходится на 20-26 августа 2017 года, то есть на следующую неделю после публикации баттла.

Собственно, отсюда и растут ноги у того, что сейчас считают “постиронией”. На деле же, лобстер-мемы и прочий щитпост-контент — это не постирония, так как комический эффект в таких мемах достигается лишь повышением градуса абсурдности, а не иронизированием над первичной иронией.

Таким образом, понятие “постирония” в понимании современного русскоязычного обывателя приобретает следующий смысл:

Русская “постирония” — асбурдный щитпост, смешной лишь по причине собственной абсурдности.

Несмотря на сомнительную культурную ценность, сегодня “постироничный” контент пользуется большой популярностью, какой пользовался “аморальный” контент в 2013-2015 годах. Возможно, мода на такой “абстрактный” и “абсурдный” контент в скором времени сойдёт на нет, и на смену придёт уже метаироничный юмор, деконструирующий каноны как привычного юмора, так и самой постиронии. О последней лучше уже либо хорошо, либо ничего — если она не мертва в русском комьюнити, то находится в глубокой коме, из которой будет выходить очень и очень долго.

Источник

Что такое ирония и постирония

Постирония что это такое

Ирония может быть явной, а может быть неочевидной, тонкой. Распознать ее можно по интонации или по контексту. Например, ироничное обращение в басне И.А. Крылова:

«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

Постирония что это такое

Что такое ирония судьбы

На удивительном совпадении построена комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Главный герой, напившись, вместо друга случайно улетает из Москвы в Ленинград, едет по «своему» адресу (3-я улица Строителей, дом 25) и обнаруживает там такой же дом и такую же квартиру. В результате он влюбляется в настоящую хозяйку квартиры.

Постирония что это такое

Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Примеры иронии в литературе

А.С. Пушкин тонко иронизирует над юным Владимиром Ленским в «Евгении Онегине», беззлобно высмеивая «ученость», которую тот усвоил за границей:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Юз Алешковский в стихотворении, ставшем песней, со злой иронией пишет о «корифее наук» Сталине:

Что такое постирония?

Постирония что это такое

В Рунете понятие «постирония» стало модным летом 2017 года. Как водится, его используют к месту и не к месту. Им обозначают и просто ироничные картинки-мемы, и попытки в издевательской манере обсуждать серьезные вещи, и просто плохие шутки.

Постирония что это такое

Пример постироничной шутки. Но это не точно

Источник

От Курехина до Гнойного: Настасья Хрущева объясняет, что такое постирония

Подписаться:

Поделиться:

В издательстве «Рипол классик» вышла книга композитора Настасьи Хрущевой «Метамодерн в музыке и вокруг нее» (номинант на премию Курехина!), объясняющая на простых примерах непростые понятия. «Собака.ru» публикует отрывок из нее про постиронию.

Постирония что это такое

Постирония что это такое

постирония

Постирония — это Слава Гнойный.

видеоблогер Петр Шумин

В сегодняшнем русском языке слово «постирония» больше распространено среди школьников, чем профессоров, и его чаще относят к творчеству рэперов и блогеров, чем к музыке академических композиторов или текстам писателей.

Поверхностная мода на постиронию усложняет ее фундаментальный анализ, но само существование этой поверхностной моды показывает нам, как именно искусство метамодернизма порождается культурой метамодерна, а массовое неавторское оказывается более важным / сложным / изысканным, чем элитарное авторское.

Постирония — фундаментальное свойство метамодерна. Из него, по сути, вырастают все остальные: постирония порождает метамодерную осцилляцию, она же приводит к своеобразной «новой прямоте», «новой искренности», «новой уязвимости» и восстанавливает на новом уровне возможность метанарратива.

Можно было бы даже сказать, что везде, где есть постирония — есть и метамодерн, если бы не важное «но»: на самом деле постирония восходит к совсем другим эпохам и культурным практикам — ее прототипом является структура юмора в смеховой культуре Средневековья и, шире, в фольклоре в целом. Поэтому постирония может рассматриваться не только как «ирония в эпоху метамодерна», но и, шире, как способ смотреть на что-либо, вогнутая линза, которая проясняет многие явления.

определение

Постирония — это дважды перевернутое прямое высказывание.

Постирония — это высказывание, притворяющееся ироничным, но имеющее в виду *и* прямой смысл.

Постирония — это травестия иронии.

Постирония — это ирония над иронией и поэтому:

Постирония — это новая прямота.

Постирония — это я лгу — парадокс лжеца, теряющийся в бесконечной анфиладе логических зеркал. Это вечное возвращение.

Постирония что это такое

Oxxxymiron и Гнойный

ирония per se

Феномену иронии (от греч. eironeia — «притворство», «отговорка») посвящено столько литературы, что кажется, что он лежит во главе угла не только искусства и способа говорить о чем-либо, но и человеческого существования вообще. Присущая иронии раздвоенность на говоримое и подразумеваемое как будто на другом витке спирали отражает раздвоение означаемого и означающего, наблюдателя и наблюдаемого, говорящего и мыслящего.

Видов иронии — множество, и перечислить их все невозможно не только поэтому, но и потому, что модусы иронического с трудом поддаются классификации.

Выделенные дальше типы иронии — ирония античная, романтическая, экзистенциальная, символистская, постмодернистская, площадная — не отражают полной картины мировых «ироний», кроме того, они сами не образуют ясной системы. Все это — разные иронические топосы, иногда пересекающиеся и создающие что-то вроде борхесовского «сада расходящихся тропок», и неправильно смешивать их друг с другом и тем более друг к другу приравнивать. Говоря «ирония», следует каждый раз уточнять систему координат.

Хотя невозможно провести знак равенства между огромным количеством видов и подвидов иронии, в них все же есть общее. Огрубляя, можно сказать, что в каждом из этих видов пафосом иронии становится утверждение чеголибо через внешнее его отрицание. В этом смысле постирония — утверждение чего-либо через внешнее «утверждение», то есть через внешнюю как будто иронию по отношению к утверждаемому.

Постирония — это ирония эпохи постсовременности, ирония по ту сторону, ирония после всего. Постирония как бы вбирает в себя знание обо всех «ирониях» и не столько опровергает, сколько вновь утверждает их.

БЫТОВАЯ ИРОНИЯ

ПОСТИРОНИЯ

переворачивает смысл сказанного

дважды переворачивает смысл сказанного

и таким образом опровергает сказанное

и таким образом утверждает сказанное

включает в себя два противоположных смысла одновременно

серьезность / легкая улыбка

Постирония что это такое

античная ирония

Но все же самым главным «ироником» античности остался Сократ: именно сократическая ирония стала определяющей не только для древнегреческих философов, но и для многих авторов последующих эпох — так, например, в Философии права Гегель противопоставляет романтической иронии «правильную» иронию Сократа. Для Сократа ирония была философским методом: ироническая майевтика — родовые муки истины, проходящей через пути иронических перевертышей. Способ познания мира в сократовской иронии, по М. Бахтину, происходит через сближение с ним: «сократический смех (приглушенный до иронии) и сократические снижения (целая система метафор и сравнений, заимствованных из низких сфер жизни — ремесел, обыденного быта и т.п.) приближают и фамильяризуют мир, чтобы его безбоязненно и свободно исследовать».

Чем ирония Сократа отличается от постиронии?

Иронический жест Сократа протекает в трех взаимосвязанных аспектах: принижение себя, восхваление собеседника («эльфинг»), утверждение собственного полного незнания. Формула «я знаю, что я ничего не знаю» в этом смысле — квинтэссенция сократовской иронии, и одновременно отчетливое обозначение того, что отличает ее от постиронии: ее гносеологическую направленность. Ирония Сократа — философский инструмент познания, постирония же находится за пределами знания и скорее может быть отнесена к искусству, или, наоборот, к бытовой культуре.

Сближает же иронию Сократа и постиронию их потенциальная софистичность: каждая из них — обоюдоострое лезвие, способное поворачиваться в обе стороны. Это хорошо чувствовали современники Сократа: серьезные философы-эвристы, нацеленные на поиск истины, упрекали Сократа в софистичности, а чистые софисты, для которых главной целью была интеллектуальная игра как таковая — наоборот, в чрезмерной серьезности.

Отражаю обе эти стороны в таблице:

ИРОНИЯ СОКРАТА

ПОСТИРОНИЯ

является частью философского познания

является частью культуры

нацелена на поиск истины (майевтика)

не нацелена на поиск истины

и все же отчасти софистична по своей природе

также софистична в том смысле, что всегда готова склониться к противоположному взгляду

форма выражения — философский диалог

форма выражения — иероглиф

Постирония что это такое

романтическая ирония

Романтизм переносит иронию из области философствования в область искусства, причем в самое его средоточие: «ирония — не случайное настроение художника, а сокровеннейший живой зародыш всего искусства» (Зольгер). С одной стороны, ирония напрямую работает в самом искусстве романтизма, где получает черный, меланхолический оттенок, обостряя несовпадение реальности и идеала и приводя к романтической тоске: отсюда Sehnsucht музыки Шумана, меланхолия в романах Гофмана, Тика, Новалиса. С другой стороны, и в романтической философии категория иронии рассматривается сквозь призму искусства, поскольку становится атрибутом гения — яркой артистической личности, выпадающей из обыденности и радикально противопоставленной ей.

Ирония для романтиков — не средство для поиска истины и способ анализа реальности (как сократовская майевтика), а инструмент для выхода из нее.

В центре романтической философии — исходившей из идеи Фихте о всемогущем и всё в себе заключающем Я — находится субъект: в высшей степени сложный, рефлексирующий, мерящий всё собой и только с собой соотносящий, а ирония становится основным способом самопроявления духа художника: «в отличие от насмешки ироников просвещенческой эпохи, всегда направленной на других, романтическая ирония характеризует прежде всего отношение художника к себе самому: это внутренняя рефлексия, акт бесконечного самоотрицания, на которое способно осуществляющее свою свободу сознание» (Старобинский).

Ирония, по Шлегелю, возвышает творца «над всем обусловленным, включая сюда и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность». При этом рефлексия художника — это его желание создать нечто целостное и прекрасное и, одновременно, осознание собственной ограниченности, а значит — невозможности такого создания. Шлегелевский рецепт иронии (его эстетический императив) — красота плюс ее невозможность.

Зольгер идет еще дальше: творческий акт — это переход представившейся художнику абсолютной идеи в далекую от идеала реальную действительность, а значит он — это яростное уничтожение, что-то вроде костра, в котором сгорает идея: одновременно прекрасное и безмерно печальное зрелище. Этот момент перехода идеи в ничто и рождает иронию: «. Именно здесь дух художника должен охватить все направления одним всевидящим взглядом. И этот над всем царящий, все разрушающий взгляд мы называем иронией». Если Шлегель понимает иронию как непрерывную диалектическую борьбу отрицаний, в своем итоге всетаки приводящую к некой законченности, то зольгеровская трактовка иронии целиком зиждется на отрицании, разрушении, уничтожении: это дало повод Гегелю и последующим критикам говорить о присущей романтической иронии абсолютной отрицательности. Во многих своих аспектах сложное, многомерное явление романической иронии приближается к постиронии. Так, Шлегель описывает иронию почти как постиронический парадокс: «в ней все должно быть в шутку и все всерьез, все чистосердечно откровенным и все глубоко сокрытым». Как и постирония, романтическая ирония основана на непрерывном взаимном отрицании идей, причем именно в нем заключается общая законченность иронии: ирония у Шлегеля — это Идея в своей законченности: «идея есть понятие, доведенное до иронии в своей законченности.

Творит иронию гений, и его творчество предельно иррационально: «. поэт воистину творит в беспамятстве. Художник превратился в бессознательное орудие, в бессознательную принадлежность высшей силы» (Новалис). Поэтому ирония Шлегеля — территория непонятного: в статье О непонимании (1800) он пишет, что ирония недоступна для разумного ее осмысления — она вся состоит из «парадоксов, противоречий и апорий». По Биченко, романтическую иронию «можно понять только как бытование дискурса, проявляющего себя через непонимание. Поэтическое поведение полностью располагается в области смысловой пустоты».

Корень отличия романтической иронии от постиронии — способ «драпировки» истины. Романтики предлагают рядить ее во все время новые и сложные одежды, чтобы она не утратила свой блеск: «все высшие истины любого рода тривиальны, поэтому нет ничего необходимее, как постоянно давать им новое и как можно более парадоксальное выражение, чтобы не забывать, что они все еще налицо и что их, собственно, никогда до конца не высказывают» (Шлегель). Стратегия постиронии противоположна: в своей форме постирония стремится уйти от «новизны» и «парадоксальности» в примитивность и внешнюю (на самом деле иллюзорную) простоту, в своем (условном) «содержании» постирония не имеет в виду какую-либо конкретную истину (по Шлегелю, высшую и потому тривиальную).

Цель романтической иронии — не высмеять истину, а обрести ее через игровое отрицание. Главное, истинное, субстанциональное может быть показано не напрямую, а только через систему масок, бесконечную травестию. Постирония в этом смысле не противоречит романтической иронии, а являет собой ее новый виток: для искушенного романтической иронией сознания явно утверждаемое никак не может восприниматься per se.

Ирония для романтиков становится единственным способом высказаться о непостижимом и недостижимом, потому что она запутывает, маскирует смысл — эта идея отдаленно напоминает апофатическую теологию, которая призывает определять Бога через то, чем он не является.

Постирония, если проводить такую же параллель, призывает называть Бога Богом и именно этим прямым называнием — скрывать его, подобно тому как имитация фасада на строительных лесах скрывает настоящий фасад в большей степени, чем его бы скрыли просто строительные леса.

И романтическая ирония, и постирония:
— порождают эйфорическое переживание (хотя романтическая ирония при этом уничтожительна и вызвана трагической раздвоенностью идеала и реальности)

— включают в себя одновременно два противоположных смысловых полюса

— фундаментальны по своей природе.

Найденные Шлегелем определения — логическая химия и трансцендентальная буффонада — отражают и постиронический процесс: выход в трансцендентное через химическое соединение противоположностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *