Постановочная фотография что это
Постановочная фотография
Постановочная фотография требует предварительной подготовки, которую, условно, можно разделить на концептуальную часть (продумывание проекта) и техническое воплощение. В некоторых случаях «автором» подобного вида работы может выступать даже не фотограф (человек, производящий непосредственно снимок и следящий за технической частью проекта), а художник-концептуалист, предложивший саму идею и продумавший необходимые для её воплощения образы. Впрочем, необходимо понимать, что изначальная идея фотографии может быть любой и, хотя сам факт изначального замысла из постановочной фотографии исключить нельзя, идея может заключаться в использовании определенных эстетических форм и работе с визуальной стороной проекта. Процесс создания постановочной фотографии также часто используется как методика для обучения.
Трудно сказать, когда исторически появилась постановочная фотография. Известно, что еще в XIX веке Оскар Густав Рейландер (Oscar Gustav Rejlander) и Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson) делали фотографии библейских сцен с участие нанятых актеров. В настоящее время количество сфер, в которых используется подобный подход крайне велико. Постановочная фотография является популярной формой современного искусства.
В зависимости от условий съемки и целей создания фотографии различают: постановочную нарративную фотографию (фотография с сюжетом, которая заставляет зрителя думать о повествовательных аспектах работы), постановочную уличную фотографию, военную, портретную (официальные и художественные фотопортреты) ит.п.
Постановочная фотография. Примеры:
Постановочная фотография XIX века:
Оскар Густав Рейландер
Современная постановочная фотография:
Дмитрий Усанин: Постановочное
фото как произведение искусства
Создание картины — это трудоемкий процесс, требующий от художника большого объёма знаний и, главное, терпения. А что если соединить живопись и фотографию? Это возможно? Что тогда получится? А получатся живописные фотоработы победителя конкурса 35AWARDS Дмитрия Усанина. Мы поговорили с Дмитрием о том, как из проектировщика самолетов стать профессиональным фотохудожником, что важно в подготовке к постановочной фотографии и что означает введённое им в словарь Википедии слово «фоторежиссура».
— Дмитрий, расскажите о фотографии, попавшей в шорт-лист номинации «Детская фотография». Как она называется? При каких обстоятельствах была сделана? Кто был моделью?
— Фотография, которая попала в шорт-лист конкурса 35AWARDS и стала 100BEST PHOTOS, называется Young Girl with goat & flowers. В последнее время я создаю фотографии в стиле картин художников На эту работу меня вдохновил французский художник-академист Эмиль Мунье. Он создавал полотна трогательные, нежные, излучающие душевное тепло и доброту, с образами малышей, подростков, молодых девушек. Эту неповторимую атмосферу его работ я решил перенести в фотографию.
Первым делом было необходимо выполнить костюм девочки, живущей в середине XIX века. Костюм должен был быть аутентичным, поэтому для его создания использовались только натуральные ткани — бязь, габардин. Надо сказать, что долгое время я работаю со швеей, которая отшивает костюмы по моим эскизам. Она большой мастер в создании исторического костюма, и думаю, в том, что фотография так понравилась зрителям, есть немалая доля ее труда и творчества.
Вторым этапом, пожалуй, самым важным, был поиск козла. Козел должен был быть фактурным, спокойным, взаимодействовать с людьми и, конечно же, не бояться света вспышек. Нашел я его в 50 километрах от города, в деревне. Хозяйка козла любезно согласилась привезти его в город для фотосессии. История о транспортировке козла в город, о подъеме его на второй этаж в фотостудии да и самой фотосессии с козлом заслуживает отдельного рассказа, не в рамках этого интервью. Скажу лишь, что это была весьма непростая задача.
И конечно, я не могу не сказать о модели. Амели Иванютина, известная в Краснодаре модель и актриса, милая и обаятельная, с рыжими волосами и большими грустными глазами. Кандидатур было больше десяти, но Амели я выбрал именно из-за глаз. Я уверен, что никто другой не мог смотреться лучше в этой картине.
— Как давно вы увлекаетесь фотографией? Как вы стали фотографом?
— Стать фотографом не было мечтой моего детства. Я мечтал стать геологом или в крайнем случае летчиком. Не поступив в геологический институт, я поступил в авиационный университет. Если не летать, то хотя бы создавать самолеты. Если бы кто-то в то время сказал бы мне, что я буду известным фотографом, я ни за что не поверил бы. Даже несмотря на то, что фотоаппарат у меня был уже в возрасте. Он был со мной в школе, в университете, и будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, я всегда брал собой фотоаппарат на отдых или в путешествия.
Мне нравится снимать, и я получаю большое удовольствие от этого. Однажды меня пригласили фотографировать, и это был тот самый момент, когда я понял, что можно и получать удовольствие, и одновременно зарабатывать. Так постепенно мое увлечение фотографией стало превращаться в профессию.
Результаты моих первых профессиональных фотосессий мне не нравились. Мне хотелось каких-то необычных фотографий, чтобы мои работы напоминали картины великих художников. Я глубоко погрузился в процесс изучения. Изучая картины художников, я выявил закономерности и правила, следуя которым, можно создавать фотографии, очень похожие на картины. Мой технический склад ума и мое образование очень мне помогли. Большое влияние на меня оказали картины эпохи Возрождения, и самой поздней его части, стилей барокко и рококо. Особенно мне нравятся французские художники XVIII века Francois Boucher, Fragonard Jean-Honore, Watteau Antoine, William-Adolphe Bouguereau.
Стремление к украшательству, роскоши и изяществу я перенес на фотографию. Показать что-то красивее, чем это есть на самом деле, — это не просто стиль, это целый образ жизни и мышления, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии.
В настоящий момент я не только фотографирую, но и делюсь своим опытом и секретами с другими фотографами. С авторским мастер-классом посещаю разные города и страны.
— Сколько времени у вас занимает обработка фотографий? Какие программы и приемы вы используете?
— Я не ограничен временем в процессе обработки фотографий. Поэтому одну фотографию я могу создавать и один день, и один месяц. Зависит от многих причин, в том числе и от вдохновения. Могу остановиться и вернуться к обработке фотографии через месяц с новыми цветовыми идеями. Много экспериментирую. Необходимо отвлечься и вернуться к редактированию через время, создать несколько вариантов, свежим взглядом оценить возможности каждого. Все это для того, чтобы сделать правильный выбор.
Программы, которые я использую, — это самые обычные для большинства фотографов Photoshop и Lightroom.
Но создать фотографию, стилистически схожую с картинами великих художников, невозможно без использования дополнительных источников света. Стробизм создает определенные светотени, присущие картинам. Поэтому все мои фотографии созданы с использованием дополнительных источников света.
Постобработка вносит изменения в цветовые оттенки, помогает расставлять акценты, подчеркивать главные элементы и убирать внимание во второстепенных деталях. При редактировании я использую авторское тонирование, которое позволяет фотографиям быть такими похожими на картины. Следующим этапом в постобработке является создание художественных эффектов: сфумато, воздушная перспектива, игра света и блики.
И третья, пожалуй, самая главная задача — это позинг. Создание фотографии — это процесс, схожий со съемкой кинофильма. И если на съемочной площадке кинофильма главным является режиссер, который управляет актерами, то на фотосессии фотограф управляет моделями.
Свет, позинг и обработка — это три самых важных задачи, которые фотограф решает на съемке. И если эти три задачи решены хорошо, то можно получить фотографию, которая обладает художественной ценностью.
— Есть ли у вас любимые локации для съемок? Где, по вашему мнению, самый удачный свет?
— Самый удачный свет — тот, который создаешь своими руками. Поэтому самый удачный свет в фотостудии. Это не значит, что я не фотографирую на природе. При работе на пленэре одним из источников света становится солнце, остальные источники света я беру с собой. Для создания необходимой мне мягкой светотеневой картины требуются софтбоксы с большим размером, как правило, начиная от 1 метра и больше, поэтому ассистенты помогают мне управляться с созданием световой схемы на природе.
Если в фотостудии я всегда могу создать нужную мне световую схему, то на природе я исхожу из того, что одним источником света я управлять не могу — солнцем. Я не могу управлять его положением, яркостью, а также не могу его модифицировать с помощью, например, софтбокса. Приходится подстраиваться под положение солнца. Как правило, оно занимает необходимый мне угол на горизонте за часа до заката. И для меня это лучшее время для получения самых красивых фотографий.
В наше время очень сложно найти локации для создания исторических фотографий. Урбанизация и технологический прогресс неотвратимо меняют пейзаж. Для поиска мест, не тронутых цивилизацией, необходимо уезжать довольно далеко от города, и эти места труднодоступны. У меня есть любимые локации, и все они находятся в часах езды от города.
— На вашем сайте мы узнали, что вы проводите мастер-классы по фоторежиссуре. Расскажите, что важно знать и уметь, чтобы «срежиссировать» фотографию?
— До 2007 года слово «фоторежиссура» не существовало ни в одном словаре русского языка. Слово «фоторежиссура» было создано мной и добавлено в русский раздел Википедии после года упорных обсуждений с администрацией Википедии. Мне удалось доказать смысловую необходимость существования нового слова, и сейчас вы можете найти слово «фоторежиссура» в русском разделе Википедии.
Согласно толковому словарю Ефремовой Т. Ф., режиссер — это художественный руководитель и организатор театральной, эстрадной, цирковой, кинематографической постановки или радио- или телепередачи; постановщик. Исходя из этого определения, фоторежиссер — это художественный руководитель и организатор художественной постановочной фотосъемки, фотосессии, результатом которой является фотография.
Основное отличие фоторежиссуры от кинорежиссуры заключается в том, что в киноиндустрии режиссер работает в основном с профессиональными актерами, которые имеют профессиональное актерское образование. Фоторежиссеру чаще всего приходится работать с людьми, не обладающими профессиональными актерскими навыками, но желающими максимально хорошо и привлекательно выглядеть на фотографии. Поэтому методы фоторежиссуры имеют специфические приемы, которые позволяют непрофессиональным фотомоделям показать настоящие эмоции и красивое положение тела в кадре.
Фоторежиссура играет важную роль в связи с современным развитием фотоискусства.
При создании художественной постановочной фотографии фотографу нужно использовать приемы, присущие кинорежиссеру, а именно:
Позинг является одним из важных элементов фоторежиссуры. Цель моей системы позирования — научить правильно выстраивать позы вместо того чтобы их запоминать, помочь рассеять страхи, касающиеся позирования, избавить начинающих фотографов и их клиентов от неуверенности перед съемкой раз и навсегда и приобрести свой индивидуальный стиль!
— Какие ошибки чаще всего допускают начинающие фотографы?
— Я не обсуждаю фотографии других фотографов и их работы. Всегда есть те, кому нравится какая-то определенная фотография и кому она не нравится. Моя задача — создать фотографию, которая нравится максимальному большинству зрителей, используя методы фоторежиссуры и методы моей теории цвета. Я вижу, что все, что я делаю в детской фотографии, получает заслуженное внимание аудитории. Доказательство тому — победа моих фотографий во многих международных конкурсах фотографии, в том числе и в 35AWARDS.
Я вижу, что нахожусь на правильном пути. И я буду продолжать радовать вас своими работами.
Постановочное и спонтанное фото. Что круче?
Люди по своей природе стремятся к истине. Рассматривая фотографии, мы хотим видеть настоящую историю, наблюдать реальный процесс. Хотим чтобы не было мошенничества. Но даже спонтанное фото бывает неискренним.
Зачастую невозможно воссоздать реальную картину происходящего по фотографиям еще и потому, что некоторые из них или все могут быть постановочными.
В этой статье мы расскажем, как грамотное использование постановочных и спонтанных фотографий может улучшить ваши работы.
Спонтанные фотографии
Правильно выбранный момент может оживить ваше фото. Одинокий путешественник добавит историю в пустой и скучный пейзаж. И уличная фотография, безусловно, зависит от правильно выбранного момента съемки. Так что же сделать, чтобы добавить этот Х-фактор в ваш кадр?
Снимайте там где бурлит жизнь
Экспериментируйте с фокусным расстоянием
Большинство классных спонтанных фотографий сделаны под открытым небом. Общее правило здесь – использовать 50-миллиметровый объектив, хотя другие фокусные расстояния тоже могут дать отличные кадры. Длинный фокус позволит вам быть дальше (и незаметнее) от объекта съемки, даст ощущение комфорта. На расстоянии проще ловить момент для съемки и учиться ждать. С практикой сокращайте дистанцию и оценивайте изменения результатов. Конечно, это не касается спортивной съемки, где без длиннофокусной оптики не обойтись.
Самые неспонтанные спонтанные фото
Кадр. Выстройте кадр и подождите, пока человек войдет в него. Это сразу добавит действия вашей фотографии. В идеале снимите тот же кадр с разными людьми в главной роли, чтобы выбрать лучший.
Мгновенная реакция
При спонтанной съемке нужно действовать молниеносно. Вам нужны глаза на затылке, чтобы не упускать возможности и видеть все вокруг. Настройте камеру заранее. Прикрытая диафрагма, например f / 8 вместо f / 1.8, фокусируется намного быстрее. Но будьте внимательны: не забывайте открывать диафрагму для съемки при слабом освещении.
Получив практику съемки в оживленных местах и съемки лиц, освещенных солнечным лучом, вы сможете быстрее подносить камеру к глазу и сразу же делать снимок.
Учитесь показывать готовые работы. И постановочные, и спонтанные фотографии требуют зрителя, эмоций и оценки. Создайте портфолио из своих работ. Передлагаем напечатать фотографии сразу в альбом Лайт. Новый формат фотопечати выгодно презентует ваши работы.
Постановочное фото
Снимайте истории
Тщательная подготовка обрекает ваш снимок на успех. У вашей фотографии должен быть сильный сюжет, на который вы через кадр направляете взгляд зрителя. Не ждите подходящего момента для постановочного фото. Создавайте его сами!
Сюжет должен быть максимально естественным. Ваша модель может готовить, болтать с другом, просто смотреть вдаль или заниматься чем-то другим, но ни в коем случае не пытаться позировать. Чем реалистичней постановка, тем сильней сюжет.
Дьявол в мелочах
Естественное освещение определяет настрой фотографии. Ничто не оправдает постановочное фото против солнца. Правда, это относится и к спонтанной съемке. Обязательно следите за направлением солнечных лучей при съемке.
Использовать искусственный свет или обойтись естественным? Если хотите только естественный свет, используйте фотоотражатели, чтобы направить его куда надо. Но если вам нужны уличные фото студийного качества, не обойтись без софтбокса и строба.
Творческий подход
Постановочные фотографии, в отличии от спонтанных, позволяют использовать сложные художественные приемы, требующие времени на подготовку. Есть много способов проявить творческий подход в своей работе. Для передачи своего творческого начала не обязательно использовать именно эти приемы, Но они просты и подойдут даже новичкам. Помните: слишком много креатива тоже не хорошо.
Рисуем светом. Оригинальный способ привлечь внимание к вашим ночным фотографиям. Вам понадобится фонарик, длинная выдержка и модель, способная неподвижно стоять или сидеть часами.
Эффект призмы. Фотография, снятая через призму или фрактальный фильтр, становится фантастической и невероятной. Используйте эти методы только если они подходят по сюжету.
Динамичная мука. Если хотите добавить снимку динамики, подбросьте в воздух две пригоршни муки и снимите со внешней вспышкой. Вспышка должна быть направлена четко на муку, оседающую в воздухе.
Все методики важны, все методики нужны
Иногда подмывает сказать: «Я собираюсь стать уличным фотографом, не нужна мне эта ваша постановка». Есть смысл стать профи в чем-то одном, а не пытаться охватить все. Однако ваши модели очень скоро сбегут к фотографу, знающему, что происходит перед камерой. Разобравшись с постановкой фотографий, вы сможете по-другому взглянуть на возможности спонтанной съемки.
Стремление к идеальной фотографии есть всегда. Пурист, скорее всего, захочет достичь этого органично, используя отточенные фотографические инстинкты для получения момента захвата кадра и для контакта со своим внутренним визуальным рассказчиком.
Постановочная фотография
Постано́вочная фотогра́фия в широком смысле, прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание постановки может быть самым разнообразным и не сводится только к одному какому-либо жанру или стилю.
В более узком, конкретном понимании, постановочная фотография представляется как некий «набор» средств, позволяющий создать тот или иной законченный снимок. И в этот так называемый «набор» входит и как собственно художественная идея, так и ее конкретная материализация (будь то предметы, модели, природные элементы и т. д.), а также техническая сторона материального воплощения (начиная от фотокамеры и освещения, заканчивая окончательной обработкой снимка и т. п.)
Полезное
Смотреть что такое «Постановочная фотография» в других словарях:
Постановочная фото — Постановочная фотография широком смысле, это прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание… … Википедия
Фотография — Фотоаппарат «Москва 2» Фотография (фр. photographie от др. греч … Википедия
Потеря сознания на малой глубине — Постановочная фотография показывает, как выглядит жертва потерявшая сознание под водой, оставшись незамеченной. У этого термина существуют и другие значения, см. Потеря. Потеря сознания на малой глубине возникает в … Википедия
Нансен, Фритьоф — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нансен. Фритьоф Нансен Fridtjof Nansen … Википедия
Норвежская полярная экспедиция (1893—1896) — Первое плавание «Фрама» Отплытие «Фрама» из Бергена 2 июля 1893 г … Википедия
Джефф Уолл — Имя при рождении: Jeff Wall Дата рождения: 29 ноября 1946 Место рождения … Википедия
Уолл Джефф — Джефф Уолл Имя при рождении: Jeff Wall Дата рождения: 29 ноября 1946 Место рождения … Википедия
Уолл, Джефф — Джефф Уолл … Википедия
Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия
Теннисистка — (англ. Tennis Girl) культовая[1] … Википедия
10 советов для постановочных портретов
В этой статье Джина Милициа (Gina Milicia), автор электронной книги «Портреты: Делаем хорошие снимки» (“Portraits: Making the Shot”) даст вам 10 советов, которые помогут снимать постановочные портреты, как у профессионалов.
1. Будьте в хорошем настроении.
Вы когда-нибудь сталкивались с хамоватым продавцом в магазине или официантом, у которого сегодня плохое настроение? Как вы себя чувствовали при этом?
Ваше настроение в день съёмки будет иметь огромное влияние на людей, которые находятся рядом с вами. Если вы хотите, чтобы люди, которых вы фотографируете, выглядели естественно и непринужденно, вам также нужно расслабиться и успокоиться.
2. Больше интересуйтесь другими людьми.
Известные портретные фотографы знают, как нужно общаться с моделями, чтобы они чувствовали себя комфортно, уверенно и расслабленно.
Имя человека – самый сладкий звук для него. Помните и используйте этот факт.
Для большинства людей любимой темой разговора являются они сами. Задавайте вопросы, интересуйтесь человеком и будьте хорошим слушателем.
3. «Будь самим собой – все остальные роли уже заняты». Оскар Уайльд
Не копируйте чужие манеры и пошлые фразы, это выглядит глупо.
Говорите так, как говорите всегда. Если вы обычно разговариваете тихо и спокойно, значит и указания во время фотосессии давайте тихо и спокойно. Если вы будете пытаться быть кем-то другим, ваши указания будут казаться вам и вашей модели «неуклюжими».
4. «Пренебрегая подготовкой, вы готовите себя к неудаче». Бенджамин Франклин
Как фотограф, вы всегда должны приходить на съемку первым и уходить с неё последним.
Всегда планируйте заранее место съемки, позы модели и схемы освещения. На фотосессии ваша модель и так будет нервничать и испытывать дискомфорт. Если вы будете неуверенно себя чувствовать, суетиться, то ваше состояние будет передаваться и модели.
5. ВЫ должны знать, как нужно позировать
Практикуйтесь в позировании, чтобы знать, какие позиции могут подчеркнуть определенные выгодные черты и скрыть недостатки. Или попробуйте себя в роли модели, чтобы понять, что значит следовать указаниям кого-то другого во время съёмки.
Объясняйте, чего вы хотите от модели, различными способами.
Это не только самый быстрый и эффективный способ сделать так, чтобы ваша модель приняла нужную позу, но и средство, позволяющее вам наладить с ней контакт. Как только модель узнает, что поза хорошо выглядит в вашем исполнении (и поймёт, что она не будет выглядеть в ней глупо), она с большим воодушевлением станет делать то, что вы просите.
6. Используйте визуальные, а не вербальные сигналы
«Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю и понимаю» – Конфуций
Наиболее быстрый и эффективный способ руководства – давать человеку привязку к визуальной информации, а не просто говорить ему что-то.
Если я буду давать вербальную информацию, как нужно встать, то это будет звучать примерно так:
«Встаньте прямо, перенесите вес на заднюю ногу, подвиньте бёдра в сторону, направьте носок в камеру, правую руку на бедро, левую руку в карман, грудь повернуть на 3/4 к камере, нагнуть голову немного влево… Ой, извините, я хотела сказать вправо. Теперь шаг влево… Ой, нет, вправо».
Так можно окончательно запутать модель и потерять с ней контакт. Вы постоянно будете сталкиваться с тем, что она будет двигаться в неправильном направлении, что будет выбивать вас из равновесия и смущать модель, вселяя неуверенность.
Я обнаружила, что визуальные привязки работают значительно лучше.
Мы просто меняемся местами с моделью: я иду на нужное место и принимаю нужную позу. Так модель может чётко увидеть то, что я от неё хочу.
После того как модель приняла нужное положение, продолжайте давать ему указания с визуальными привязками.
Вот несколько примеров такого подхода:
«Поверните ваше лицо к этому дереву» вместо «поверните ваше лицо влево»
«Приблизьте ваше лицо к этому окну и направьте ваш взгляд обратно на мой фотоаппарат» вместо «поверните ваше лицо вправо и смотрите на меня»
7. Хвалите и поощряйте
Хвалите модель, когда она делает все правильно. Это классика жанра, но при этом похвала всегда хорошо работает. Не обращайте внимание на плохое и поощряйте хорошее.
Общайтесь со своей моделью. Это поможет ей расслабиться и не беспокоиться о том, что же вы думаете о ней во время съёмки (часто именно об этом модели и беспокоятся).
8. Не всем подходит одно и то же.
«Фотография – это лишь маленький кусочек. Кусочек жизни в один из моментов ее существования. Слишком самонадеянно считать, что можно получить что-то большее» – Энни Лейбовиц
Очень важно выбирать позы, которые подходят именно для вашей модели.
Попытка навязать определённый стиль или настроение в кадре – это прямой путь к тому, чтобы ваша модель чувствовала себя неуверенно и выглядела неестественно. Большинство известных фотографов-портретистов позволяют личности моделей проявляться на своих фотографиях.
9. Глаза, глаза, глаза
«Ты не можешь скрыть ложь в твоих глазах» – группа «Eagles»
Всё, о чём вы думаете, отражается в ваших глазах. На самом деле женщин прочитать по глазам легче, чем мужчин.
Даже если поза, свет и место съёмки идеальны, натянутая улыбка или взгляд, в котором нет эмоций, может испортить фотографию.
Как проявить эмоции во взгляде?
Вы, конечно, не можете заставить модель перестать думать о своих проблемах, но вы можете направить ход её мыслей в нужное русло, что непременно проявится во взгляде.
Вот несколько техник визуализации, которыми я пользуюсь:
Попросите вашу модель отводить взгляд от камеры на некоторое время после каждого кадра, а потом возвращать взгляд обратно. Это особенно полезно, если фотосессия получается длинной по времени. Такой подход делает взгляд более свежим и осмысленным.
Немного меняйте позу, чтобы сделать её более интересной. Например, попросите модель сделать намек на улыбку или более широко улыбнуться.
Просто продолжайте общаться.
10. В перерывах между сериями.
Некоторые из моих лучших портретов были получены как раз в перерывах между сериями кадров. В моменты, когда модель думала, что я не снимаю, и расслабила своё «лицо в образе» или взглянула куда-то/засмеялась не на камеру. Ловите такие моменты. Они на вес золота.
Получите больше советов от Джины из ее новой книги «Портреты: Делаем хорошие снимки»