Пост пятница что можно есть
Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности
Узнайте все самое интересное и полезное о посте в среду и пятницу, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое пост
Любой пост, включая пост в среду и пятницу, – это отказ от пищи животного происхождения (мяса, молока, яиц и продуктов, содержащих эти ингредиенты). А также воздержание от излишнего потребления пищи и лакомств, от увеселительных мероприятий и развлечений.
Духовный смысл поста заключается в подчинении тела душе, в подвиге воздержания.Человек это личность. И задача личности — овладеть своей природой. Если человек научится усмирять свое тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха. Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека.
Почему православные постятся в среду и пятницу
Помимо четырех многодневных постов (Рождественского, Великого, Апостольского и Успенского) существует христианская традиция еженедельного воздержания. Это и есть пост по средам и пятницам. Пост в среду установлен в память о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу – в воспоминание о страданиях на кресте и смерти Спасителя.
В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост (кроме случаев телесной немощи), лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви.
Пост в среду и пятницу
В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде – сухоядение.
Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница.
Как поститься в среду и пятницу мирянам
В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой.
Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени (может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально) отказаться от молочных продуктов и рыбы.
Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними.
Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы.»
Распространенные заблуждения о соблюдении поста
Не стоит тратить часы над изучением состава продуктов или на приготовление изысканных постных блюд. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним. Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии.
Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете. Многие женщины постятся, чтобы сбросить лишние килограммы. Важно не допускать такого отношения к посту.
Пост является не столько ограничением в еде, в первую очередь это время духовного воздержания. То есть усиленной молитвы, частого посещения богослужений, отказа от развлечений, ограничения просмотра телевизора и Интернета. Кулинарная составляющая в посте, которой зачастую уделяют слишком много времени, вторична.
Многие новоначальные (начинающие) христиане начинают строго поститься, придерживаясь монастырского устава. Но при этом начинают испытывать злобу и раздражение на близких и родных людей. Следует тщательно отслеживать такие проявления и на корню их уничтожать. Важнее душевное состояние православного христианина, а не строгость поста.
Святитель Иоанн Златоуст о посте:“…Самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то сами, не ведая того, причиним себе величайший вред.”
Великий пост: календарь питания по дням
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Великий пост в 2021 году начинается 15 марта, а заканчивается 1 мая. Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2021 году пост начинается 15 марта и заканчивается 1 мая. 2 мая — Пасха, Светлое Христово Воскресение. Наиболее строгие недели поста — первая и последняя (Страстная).
Читайте также:
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Действующий устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к монастырской практике. Современный человек не способен соблюдать пост в полной мере согласно этим предписаниям».
В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе — до выноса плащаницы.
Но так как не существует отдельного устава для мирян и все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета.
Для беременных, кормящих, детей и тяжело болящих пост серьезно смягчается. Детям до определенного возраста, будущим и кормящим матерям обычно достаточно отказать себе в мясе (если нет особых указаний врача). Но при этом подумать, в чем вкусном, особо любимом, но вовсе не необходимом можно себе отказать — сладости и т. п.
Седмица 1-я Великого поста
15 марта, понедельник
Великий канон Андрея Критского.
строгий пост
16 марта, вторник
Великий канон Андрея Критского.
горячая пища без масла
17 марта, среда
Великий канон Андрея Критского.
сухоядение
18 марта, четверг
Великий канон Андрея Критского.
горячая пища без масла
19 марта, пятница
сухоядение
20 марта, суббота
горячая пища с маслом
21 марта, воскресенье
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
горячая пища с маслом
Седмица 2-я Великого поста
22 марта, понедельник
сухоядение
23 марта, вторник
горячая пища без масла
24 марта, среда
сухоядение
25 марта, четверг
горячая пища без масла
26 марта, пятница
сухоядение
27 марта, суббота
Родительская суббота: Поминовение усопших
горячая пища с маслом
28 марта, воскресенье
Неделя 2-я Великого поста
горячая пища с маслом
Седмица 3-я Великого поста
29 марта, понедельник
сухоядение
30 марта, вторник
горячая пища без масла
31 марта, среда
сухоядение
1 апреля, четверг
горячая пища без масла
2 апреля, пятница
сухоядение
3 апреля, суббота
Родительская суббота: Поминовение усопших
горячая пища с маслом
4 апреля, воскресенье, Крестопоклонная
Неделя 3-я Великого поста
горячая пища с маслом
Седмица 4-я Великого поста. Крестопоклонная
5 апреля, понедельник
сухоядение
6 апреля, вторник
горячая пища без масла
7 апреля, среда, Благовещение Пресвятой Богородицы
Разрешается рыба
8 апреля, четверг
горячая пища без масла
9 апреля, пятница
сухоядение
10 апреля, суббота
горячая пища с маслом
11 апреля, воскресенье
Неделя 4-я Великого поста
горячая пища без масла
Седмица 5-я Великого поста
12 апреля, понедельник
сухоядение
13 апреля, вторник
горячая пища без масла
14 апреля, среда
Пища с растительным маслом (ради труда Марииного стояния).
15 апреля, четверг. Четверг Великого канона
Пища с растительным маслом (ради труда Марииного стояния).
16 апреля, пятница
сухоядение
17 апреля, суббота. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
горячая пища с маслом
18 апреля, воскресенье
Неделя 4-я Великого поста
горячая пища с маслом
Седмица 6-я Великого поста
19 апреля, понедельник
сухоядение
20 апреля, вторник
горячая пища без масла
21 апреля, среда
сухоядение
22 апреля, четверг
горячая пища без масла
23 апреля, пятница
сухоядение
24 апреля, суббота. Лазарева суббота
Разрешается рыбная икра
25 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.
Разрешается рыба
Страстная седмица
26 апреля. Великий Понедельник
сухоядение
27 апреля. Великий Вторник
сухоядение
28 апреля. Великая Среда
сухоядение
29 апреля. Великий Четверг
Воспоминание Тайной Вечери
сухоядение
30 апреля. Великая Пятница.
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа
строгий пост
1 мая. Великая Суббота.
строгий пост
2 мая.
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Пост среда и пятница, что можно есть
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Помимо обычных традиционных постов, в православной церкви верующие постятся однодневными постами в среду и пятницу. Их обязательно соблюдать? — один из самых часто задаваемых вопросов священникам от обычных мирян. В основном это люди, которые только начали приобщаться к церкви и церковной жизни.
А ведь действительно, зачем нужен этот однодневный пост? А если человек постоянно следует многодневным постам, ему нужно держать со всей строгостью однодневные? Как соблюдать пост в среду и пятницу? Почему недостаточно традиционных? Чтобы ответить на все эти вопросы, заглянем в недра истории.
Пост в среду и пятницу — зачем нужен
Двухдневный пост люди следовали еще с давних времен. Даже до появления христианства. Первые просветители прекрасно понимали, что искоренить эту привычку из жизни новых и только принявших христианскую веру людей не получится. Именно поэтому церковь решила не бороться с иудейскими традициями, а просто их модифицировать под православную веру.
Так появился пост в среду и пятницу для мирян. Он был приурочен очень трагическим дням в истории христианства.
Люди, которые держат пост в среду, отдают дань памяти тому дню, когда святого Иисуса предал Иуда. А вот постясь в пятницу, верующие отдают дань памяти дню, когда Иисус был распят и приговорен к крестной смерти. Но у многих людей все равно возникает вопрос: «зачем постится так часто»? Кроме траурного назначения, постный день несет в себе круглогодичную охрану души верующего человека.
Только так крестьянин может показать дьяволу, что он никогда не теряет бдительности, всегда соблюдает все правила, помнит Бога и в любое время готов к духовной борьбе с нечистыми силами. Об этом постоянно говорят святые отцы. Также люди, которые постоянно постятся, держат себя и свое тело в постоянном тонусе, ведь его можно сравнить с регулярной тренировкой.
Пост в пятницу и среду: питание православных
Если следовать церковным канонам, каждый верующий обязан постится в среду и пятницу. Эти однодневные посты считаются очень строгими. В эти дни необходимо отказаться:
Такой постный день также может предполагать сухоядение, когда человек не употребляет в пищу еду, которая была приготовлена горячим способом. В современном мире существует аналогичный способ питания. Его называют сыроедение. При сухоядении верующим разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи.
Как можно определить степень строгости воздержания во время однодневного поста? Она определяется вашим духовником (любым православным священником) и непосредственно вами. Степень строгости обязательно должна учитываться с образом жизни верующего и его состоянием здоровья.
Очень строго постится, не рекомендуется, а иногда и запрещено:
Кроме того, на протяжении года есть недели, когда не нужно поститься в среду и пятницу. Это:
Пост среда и пятница, что можно есть? Лучшие рецепты
На сегодняшний день часто слышны вопросы: как держать пост в среду и пятницу, о том можно ли есть рыбу, что и как можно готовить, что есть нельзя и всякое другое про постные дни. Для того, чтобы дать полные ответы на эти вопросы, лучше всего обратится к авторитетным православным источникам.
Также у людей часто возникает вопрос, когда необходимо начинать пост. Многие говорят, что с вечера. Но это далеко не так. Постный день начинается, как и обычный, после 24:00.
Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные.
Постный ужин готов! Как видите можно вкусно питаться, соблюдая при этом традиции православия.
Господь всегда с Вами!
Читайте еще:
21 thoughts on “ Пост среда и пятница, что можно есть ”
Давно уже в майонез кладут сухой яичный порошок, в промышленных производствах не используют яйца, ибо майонез стоил бы очень дорого! Храни Вас бог!
Инна, что за фантазии — постный майонез действительно постный. яиц там нет.
Постный майонез можно приготовить самим. Для этого вместо яиц используют густой мучной клейстер. Вот вам и постный майонез.
Я давно уже во все дни не ем мясо,яйца,но молочное и рыбу ем даже в пост,т.к.добыча молока не связана с убийством,а рыба не считаетс живой,воспринимаю её как съедобный набор клеток.В эту страстную пятницу я соблюдала пост,ничего не ев от завтрака до ужина,пила только,потому что работаю.Теперь я каждую пятницу держу пост,после завтрака и до ужина только пью(воду).Семечки можно тоже в пятницу,они почти не еда.А ЭТА пятница выпадает на 22 июня,поэтому в этот день даже в завтрак лучше не есть сладкое,поститься особенно строго,только пить воду или сок.Тем более в жаркую погоду не тянет объедаться.
Инна. В чем смысл кулинарных изысков если пост это ограничение. Если нельзя есть майонез — значит нельзя его бутафорить. Иначе это уже не пост а пиршество фарисейское где нет правды а форма есть. Вы пишете что православные держат сухоядение — если сухоядение у вас такое же бутафорское как и майонез почитайте о фарисеях.
Православные! Есть очень простое правило как определить что постишься правильно. Когда соблюдаешь пост правильно не чувствуешь превосходство над непостящимися и не тянет похвастать своим постом перед другими.
Постный фасолевый майонез
Ингредиенты:
1 баночка (400 г) консервированной белой фасоли
300 мл растительного масла (рафинированного, без вкуса и запаха)
по 1/2 ч. ложки сахара и соли
1 ч. ложка горчицы (сухой или готовой)
2 ст. ложки сока лимона (можно заменить 1 ст. л. уксуса)
Вместо консервированной подойдет и отваренная до мягкости белая фасоль. Блендер можно использовать стационарный или погружной.
Приготовление:
Для начала выдавливаю сок из лимона.
Перекладываю фасоль в блендер, предварительно слив с нее жидкость, и измельчаю в пасту.
В процессе измельчения добавляю 1/2 ч.л. соли.
Насыпаю 1/2 ч.л. сахара. И кладу ложечку горчицы.
вливаю в блендер тонкой струйкой растительное масло, не переставая взбивать соус.
Теперь наливаю выжатый сок лимона и еще раз прокручиваю майонез блендером.
Майонез из фасоли готов!
Читаю список кому очень строго постится не рекомендуется, а иногда и запрещено но не вижу там больных..Это реально важный вопрос..Как правильно питаться больным в среду и пятницу, что бы не навредить себе..
И еще интересный момент, в пост разрешается кушать только орехи, мед, фрукты и овощи….извините…вы знаете их стоимость?…они дороже мяса, молочного вместе взятых…Такое впечатление что дилерам только на руку иметь постящихся покупателей…100грамовый кулечек ореха 230руб…не говоря уже про мед и фрукты…
Ну зачем вести речь о ценах в данной теме? Ведь никто не принуждает поститься. Не хочешь- не постись и не ищи себе оправдания, а хочешь, так и возможность найдётся. Не орехи, так семечки, не фрукты заморские, так яблоки с морковью всегда можно себе позволить. Ну и если нет возможности поститься сухоядением, просто поститесь скоромной пищей. Богу куда важнее с какими помыслами, мыслями и деяниями мы это делаем, а не какими именно продуктами постимся.
А по поводу майонеза, абсолютно согласна с Германом. Всегда в пост позволялось временами лишь растительное масло. Пост- это ограничение, сдерживание, смирение! Так для чего «удовольствия» подменять тем же самым? Смысл то не столько в составе блюда, сколько в нашем сдерживании. Понапридумывали постный майонез, соевую колбасу, молоко. Но все это лишь маркетинговый ход и к посту не имеет никакого отношения. К диете- да! К посту- нет.
Братья и сестры, цель поста — ограничивать себя, то есть не объедаться, кушать скромную пищу, не развлекаться, ограничить супружеские отношения и больше молиться. Придумывать постные блюда, которые будут вкусными, а ещё и объедаться ими, это уже не пост… Храни всех Господь.
Яблоки, бананы, помидоры, тыкву и морковь и орехи и мед я планирую есть в среду и пятницу. Капусту и морковь натереть как салат. Вот и дёшево. Голь на выдумки хитра, во славу Божию.
Интересно, что бы сказал на эти посты сам Иисус Христос? Ему то они нужны от верующих? По мне, так, каждый человек имеет мозги, чтобы решать, как ему питаться, чтобы не навредить своему здоровью. Думаю это главное для любящего Бога.
Вы извратили веры!
В вашем понимании если не съел кусок мяса — то добродетельный христианин! При этом Вы полны жестокости, гордыни, нет сострадания к людям которые не могут так постится, полны презрения и осуждения. Ваша вера измерена куском мяса и сведена до секты «Кулинарная книга». Основа вашего поста — жратва. Вы только и заняты как «правильно» пожрать. Такие мысли как не осудить, быть милостивым, любящим, оказать помощь ближнему, проявить сострадание, молитва не приходят в голову..
Теперь о принуждении к посту. Мария пишет : «Ведь никто не принуждает поститься. Не хочешь- не постись и не ищи себе оправдания, а хочешь, так и возможность найдётся..» Как раз принуждение есть!
Пропаганда в среду и в пятницу есть мясо — это грех! если я христианка, как грешить? Не могу.. Но при этом я больна., мне физически плохо.. Такие как Мария «Правильные христиане» в ответ: да ты ищешь себе оправдания.. Ей плевать, что кто то не может купить меда и орехов, кто то страдает болями желудка, кто то работает на двух работах с ночными сменами, главное она «правильно» постится и отсюда высокомерное «не хочешь — не постить» отстань только от нас «правильных» христиан таких гордых и здоровых да богатых..
А сахара и варенья много тоже ни к чему.. И согласна абсолютно с теми, кто пишет, что пост это прежде всего воздержание во всём, ну и конечно, в первую очередь любовь в сердце должна быть ко всем и всегда..
Вообще, я бы сахар причислила к непостным продуктам, хоть он и из растительного сырья, но это уже по сути химия, пустые калории. Сахар образует много слизи в организме, особенно вместе с белой мукой. Уж лучше испечь хлеб из цельной муки, несладкий пирог, т п. Сахар ведёт к похоти и болезням, на нём активно размножаются трихомонады и прочая мерзость. Отказаться от животной пищи и при этом кушать пироги с вареньем ещё больший вред. Надо бы ввести запрет на белую муку и сахар, или хотя бы ограничение, если у кого туго с деньгами, нет возможности мёд купить..
Православная Жизнь
Человек – духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку.
Потому любой пост – однодневный или многодневный – является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу – во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа – это всадник, а тело – лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. д. Потому что конечная цель жокея и его коня – прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу – к Царствию Небесному.
С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания – Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.
С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. д. То есть пищевой пост – это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа.
Когда-то Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сказал замечательную фразу, вместившую в себя суть любого поста: «Головне в піст – не їсти один одного». То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них – любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен».
Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера – это касается богослужебного дня, т. е. суточного круга богослужений: часов, вечерни, утрени, Литургии, которые, в сущности, являются одной службой, разделенной для удобства верующих на части. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню – то есть с утра и до утра (богослужебный же день – с вечера и до вечера).
Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу (если следовать логике разрешения поста вечером). Или в Рождественский и Крещенский сочельник мы не кушаем те же продукты вечером, накануне Рождества Христова и Святого Богоявления (Крещения Господня). Нет. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии.
Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15.00. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста.
Конечно, в современных реалиях практика однодневного (среда и пятница) поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день.
Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда – предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница – день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас.
Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Молитва и пост – вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу – путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.