Пост перед причастием что можно есть а что нельзя
Правила соблюдения поста перед причастием, что можно и нельзя есть
Причастие – одно из великих таинств церкви, позволяющее прихожанам соединиться с Богом, вкусив его «плоть и кровь», в качестве которых выступают освященные хлеб и вино. Верующие, регулярно посещающие причастие, поминают таким образом и Иисуса Христа, выражая истинную любовь к Сыну Божьему. Посещение причастия требует предварительной подготовки, выражающейся в виде поста и молитв. Для чего нужен пост, соблюдаемый перед причастием, разберемся ниже.
Необходимость евхаристического поста
Необходимость евхаристического поста заключается в подготовке тела человека к великому таинству, без которого невозможно единение с Господом Нашим. Отношение к посту менялось вместе с отношением к важности самого причастия. В давние времена считалось, что причащаться нужно не чаще 1-2 раз в год, соответственно, пост перед обрядом был долог и строг.
Позже церковные служители пересмотрели подход к таинству, решив, что частые причастия не возбраняются и даже поощряются. Таким образом изменилось и отношение к посту, который стал менее продолжительным и строгим.
Сегодня главами церкви принят к руководству документ о правилах участия верующих в Евхаристии, согласно которому пост должен длиться:
Обратите внимание! Все богословы сходятся во мнении, что к Евхаристии следует подходить с полным пониманием сути происходящего и чистыми помыслами. Если это не так, то в таинстве нет смысла, не зависимо от того, проводится оно еженедельно или раз в году.
Соблюдение обязательных постов
Держать пост требуется не только перед причастием. Необходимо соблюдать правила проведения других постов, так как они все подготавливают тело с разумом, очищая и закаляя их.
Среди обязательных постов, принятых к соблюдению в православной церкви, выделяют:
Главной целью всех постов, не зависимо от их длительности или важности для религии, является борьба с чревоугодием и укрепление веры, а не оздоровление организма, как принято считать в наши дни.
Что можно и нельзя есть перед причастием
Итак, вы решили пойти на причастие, но не знаете, как правильно кушать, чтобы подготовить тело к предстоящей церемонии. Ниже будет приведен список продуктов, запрещенных церковью для употребления в пост:
Рыба также не рекомендуется к употреблению, за исключением тех случаев, когда она составляет основной рацион постящегося в течение его повседневной жизни. В день перед самой Евхаристией прихожанам запрещается есть любую пищу, даже хлеб. Время, отводимое на еду, посвящается молитвам, помогающим настроить душу верующего на нужный лад.
Что нужно учитывать перед решением о посте
Воздержание от приема пищи – серьезное испытание не только для духа верующего, но и для его тела. Исходя из этого, не стоит совершать необдуманных поступков, приступая к длительному, изнурительному посту, не имея на то физических сил. Перед принятием решения о становлении на пост, учитывайте следующие особенности:
Некоторые верующие, не учитывающие эти факторы, изматывают себя до такой степени, что на причастие уже не остается сил. Имейте это в виду и не повторяйте подобных ошибок в будущем.
Возраст
Многие верующие понимают указания о посте слишком буквально, применяя его ко всем, начиная от маленьких, еще не окрепших детей, заканчивая стариками. Это неверное решение, так как состояние организма у всех разное, и длительный пост, идущий на пользу крепкому, здоровому человеку, может оказаться фатальным для неподготовленного верующего. Детям и старикам желательно сокращать время нахождения на посту, чтобы не истощать их физические силы.
Обратите внимание! Священнослужители рекомендуют делать упор на чистоту помыслов и душевный настрой, а физическое очищение относить на второй план.
Неполное соблюдение поста – не такая большая ошибка, как причащаться к великому таинству без должного душевного состояния.
Состояние здоровья
Второй фактор, на который почему-то мало обращают внимание, – состояние здоровья. Многие считают, что воздержание от еды моментально избавит от всех проблем, не влияя при этом на организм в негативную сторону.
Чтобы не попасть в ситуацию, когда отказ от обычной пищи приведет к обострению болезни и ухудшению физического состояния верующего, проконсультируйтесь о будущей диете у врача. Он оценит текущее состояние и даст точные рекомендации по поводу урезания рациона во время подготовки к таинству. Такой совет даже звучит из уст самих священников, которые пекутся о благе своей паствы.
Внешние условия
К внешним условиям, влияющим на принятие решения о соблюдении поста в полной мере, можно отнести:
Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что воздержание от еды – дело нужное и богоугодное, но подходить к нему надо с умом, не причиняя себе ненужного ущерба. Главное – не изнурять себя отказом от пищи, а иметь правильный настрой и веру в Господа и Иисуса Христа.
Послабления диеты
Святые отцы отлично понимают важность сбалансированного, правильного питания, отчего существует ряд официальных условий, дающих послабление во время поста для различных категорий прихожан. К ним относятся:
Большинство из них имеют от врачей особые предписания по поводу рациона, которые разрешается соблюдать с благословлением от местного священника.
Для беременных
Наверно, не нужно заострять особо внимание на том, как важно правильно питаться женщинам на сносях или кормящей маме. От этого будет зависеть будущее не только одной конкретной прихожанки, но и здоровье ее потомства.
Набор продуктов, необходимых для принятия на постоянной основе, обычно обсуждается с врачом, после чего получается благословление у священника.
Не стоит бояться обратиться за ним в церковь, так как там всегда рассмотрят вашу проблему и постараются пойти на уступки. Все мы – дети Божьи и никому не чуждо понимание и соучастие.
Для детей
Подрастающему, еще не окрепшему организму требуется питаться комплексно, не исключать из рациона столь необходимые продукты. Для этого для детей юного возраста делаются большие послабления во время поста, обсудить которые нужно и с врачом, и со священником.
Примечателен случай, когда к священнослужителю обратился мальчик, которому запрещали поститься по состоянию здоровья. Святой отец посоветовал прекратить жевать малышу жвачку во время поста, так как он крайне злоупотреблял этой вредной привычкой. Так малыш стал причастен к общему таинству и подготовке к нему, пусть и такими окольными путями. По словам самого малыша, этот отказ стал для него серьезным испытанием, но он справился и благодарен церкви за столь мудрый совет.
Постарайтесь и вы найти индивидуальный подход к ребенку, предложив ему отказаться от употребления чего-то не столь необходимого для формирования крепкого и здорового организма. Помните, что всегда может найтись продукт, от которого не грех отказаться на продолжительное время.
О длительности
Длительность поста во многом зависит от частоты посещения верующим причастий и его готовности следовать заповедям Божьим. Согласно официальному постановлению церкви, пост перед причастием длится:
Не забывайте, что это лишь общие рекомендации, которые применимы к здоровым телесно и духовно прихожанам. Если у вас имеются какие-либо проблемы со здоровьем – не забудьте проконсультироваться по поводу ограничения питания у специалистов. Такой подход сбережет вам время и деньги, которые придется потратить на восстановление подорванного ограниченным питанием здоровья.
Как соблюдать пост перед исповедью и причастием
Пост в православии – это очень ответственное для каждого верующего время, в которое происходит борьба со страстями, воздержание от всего, что может встать между человеком и Богом. Соблюдая его, христиане употребляют более легкую пищу, ограничивают себя в общении и в различных удовольствиях. Согласно Священному Писанию, пост считается одним из средств спасения души. По утверждению многих духовных отцов, он укрепляет дух и тело. Церковь рекомендует поститься накануне некоторых священных обрядов, о которых будет рассказано далее.
Всегда ли нужен пост перед исповедью и причастием
Пост перед исповедью не является строго обязательным, если она проводится без последующего причастия. Поститься надо лишь в том случае, если исповедальный обряд будет соединяться с данным таинством.
В отличие от исповеди поститься перед причастием нужно всегда. Этот ритуал считается одним из важнейших для христиан. Причастие символизирует собой единение с Богом посредством принятия Христовых Тайн – хлеба (Тела Христова) и вина (Его Крови). Причащаясь, мирянин получает надежду на спасение своей души. Делать это можно достаточно часто, однако лучше всего – не менее одного раза в месяц
Каждое воскресенье в православных храмах проходит литургия – утренняя Божественная служба, во время которой обязательно проводится исповедь с причастием. Приходя в церковь в этот день для исповедания и причащения, нужно обязательно правильно подготовиться.
В прошлом верующим людям, которые держали пост перед причастием, требовалось поститься не менее одной недели. Сегодня православная церковь позволяет мирянам ограничивать себя меньше – на протяжении трех дней.
Что можно есть постящимся
В список пищи, разрешенной к употреблению во время поста перед исповедью с причастием, входят:
Из напитков допускаются соки, компоты, чай, кофе, какао, кисель, морс, обычная и минеральная вода. Молоко животного происхождения рекомендуется заменять растительными аналогами (соевым, кокосовым или миндальным). В пост можно употреблять многие сладости – козинаки, мармелад, халву, леденцы, рахат-лукум, мед.
Во время поста вместо обычной воды рекомендуется пить святую. Употреблять ее нужно в количестве 2 л в сутки. Если предстоят исповедь и причастие, постящийся христианин должен постоянно читать покаянные молитвы, размышлять о содеянных грехах, в которых собирается покаяться.
Запрещенное меню
Постящимся людям потребуется отказаться от определенных продуктов:
Необходимо обязательно убирать из меню пряности, острую пищу, возбуждающую аппетит и желание есть. В дни, на которые приходится строгий пост, под запрет также попадает рыба.
Алкоголь и курение полностью исключаются. Стоит заметить, что эти вредные привычки неприемлемы для верующих не только в период поста, но и в обычные дни.
Другие ограничения
Пост не только требует соблюдать диету. Он также подразумевает духовное воздержание. В такой период необходимо:
Дни перед причастием следует проводить в постоянной молитве. Согласно церковным правилам, обязательно читаются каноны Господу, Царице Небесной и Ангелу-Хранителю. В день проведения обряда после полуночи нельзя ничего есть. С утра, незадолго до таинства, запрещено вкушать пищу и пить святую воду. Перед обрядом ни в коем случае не стоит курить.
Некоторым категориям мирян исповедоваться и причащаться временно нельзя. Запрещается присутствовать в храме женщинам, у которых проходят критические дни. Исключением может стать особая ситуация, когда речь идет о смертельной опасности или тяжелой болезни.
В воскресный день, когда будет проводиться исповедь с причастием, необходимо вставать в 5–6 часов утра. Именно поэтому в субботу лучше лечь спать пораньше. В воскресенье, перед походом в храм, необходимо читать покаянный канон Господу Иисусу Христу, канон к причастию, а также молитвенные тексты из молитвослова.
Кому разрешено ослабление поста
Иногда пост перед исповедью или причастием становится менее строгим. Он может послабляться:
Некоторые из запрещенных продуктов могут кушать кормящие мамы. Однако нужно помнить, что во всех случаях, считающихся исключением, предполагается обязательный пост душевный.
Если взрослому или ребенку предстоит таинство причастия, возможность ослабления или отмены поста должна быть согласована со священником. Батюшка примет правильное решение после изучения всех деталей имеющейся ситуации.
В заключение необходимо напомнить о том, что пост нужен верующему человеку не только для телесных ограничений. Сами по себе они мало что означают, если отсутствует важнейшая духовная составляющая. Отказавшись от употребления определенных видов пищи, необходимо одновременно всячески избавляться от внутренней грязи, от греховных мыслей и намерений. Только комплексное воздержание души и тела позволит христианину правильно подготовиться к великим церковным таинствам, заповеданным самим Спасителем, – исповеди и причастию.
Пост перед Причастием
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.
Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка
Существуют разные меры говения перед Причастием, единого правила, которое было бы установлено для всех, не существует.
Практика трёх-семидневного поста перед Причастием возникла в 18–19 веках, в период евхаристического охлаждения, когда люди причащались раз-два в год, соответственно они и постились около недели.
Правила трехдневного поста перед причастием не существует
митрополит Волоколамский Иларион
Единого для всех правила поста перед причастием не существует, оно устанавливается индивидуально, заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.
«Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует», – заявил владыка, отвечая на вопросы слушателей лекции, которую он прочитал в Центральном доме журналиста в Москве. По его мнению, сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, «нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем». Но эти вопросы в конечном итоге каждый должен решать со своим духовником, подчеркнул иерарх.
Что касается практики наложения епитимьи, когда, например, верующего отлучают от причастия, то это, по его словам, целесообразно и правомерно, если священник уверен, что такое наказание «принесет плод, поможет человеку осознать свою греховность и, в конечном итоге, приблизит кающегося к Богу, а не отдалит от Него».
«К сожалению, в наше время отказ от причастия Святых Христовых Таин часто означает, что человек просто оказывается перед необходимостью отойти от глубокой религиозной жизни. Поэтому в данном вопросе необходим индивидуальный подход, и каждый духовник должен принимать очень взвешенное и точное решение», – подчеркнул митрополит Иларион, слова которого приводит сайт ОВЦС. Он указал на то, что евхаристия есть «самое большое чудо, которое может совершаться в жизни человека и в жизни Церкви, причем для участия в этом чуде не надо ехать на Святую Землю, покупать билеты, снаряжать самолеты, не надо отправляться в долгое паломничество – достаточно лишь дойти до ближайшего храма».
Владыка с сожалением констатировал, что сегодня в церковной среде есть увлечение чудесами, «а то чудо, которое совершается в каждом храме, на каждом алтаре всякий раз, когда совершается Божественная евхаристия, часто остается незамеченным и воспринимается как что-то обычное и рутинное, как и те изменения, которые совершаются с очень многими людьми, – их духовное преображение».
Митрополит Иларион также указал на важность исповеди перед причастием – практики, которая имеет место не во всех поместных Церквях.
«Для чего важна исповедь? Она нужна не только для того, чтобы человек был допущен к причащению Святых Христовых Таин, но и для того, чтобы кающийся осознал свои грехи, произвел некий самоанализ перед лицом Бога и перед лицом священника», – сказал он, добавив, что исповедь – это тоже таинство, которое имеет целительную силу.
По словам архиерея, истинное православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в евхаристии, но «сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством». Он напомнил, что вопрос о частоте причащения был поднят в процессе подготовки к Поместному Собору Русской церкви 1917–1918 годов, и было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческое предание, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день.
«Я приветствую, когда люди часто причащаются»
Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям, и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста – архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.
Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.
– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?
– Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение – да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?
Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имеют время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника – серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.
– Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.
– Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.
Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.
– Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.
– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.
Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.
– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?
– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.
Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.
Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.
– Но может ли это быть общим правилом?
Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.
– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?
– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.
Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.
Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.
– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.
– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.
Традиция трехдневного поста
Марк, епископ Егорьевский,
заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии
Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви.
Нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием
игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем
– Скажите, батюшка, как правильно готовиться ко Святому Причастию? У нас в традиции – миряне должны поститься три дня, а священники не постятся перед Причастием. Чем объясняется такое различие?
– Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще.
Фрагмент встречи с мирянами в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии