Пост гедалии что это

Пост Гедальи

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Что такое пост Гедальи [↑]

Пост Гедальи — еврейский пост, который наступает на следующий день после двух дней Рош аШана, еврейского Нового года. Пост Гедальи всегда выпадает на 3-е число еврейского месяца Тишрей.

Гедалья (Гедалия, Гедальяу) — так звали наместника Иудеи, фактического правителя страны в последние дни ее существования, незадолго до Вавилонского изгнания. В результате заговора наместник Гедалья был убит. С его смертью погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль, множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее. В память об этих трагических событиях наши мудрецы и установили пост Гедальи. Поститься в этот день начинают рано утром с восходом солнца, а завершается пост Гедальи вечером с выходом звезд.

Пост гедалии что это

Краткие законы поста Гедальи [↑]

Пост Гедальи всегда попадает на день третьего Тишрей и упоминается в Книге пророка Зехарии как «пост седьмого [месяца]» — ведь Тишрей — седьмой месяц.

Если Рош Гашана выпадает на четверг и пятницу, пост переносится на воскресенье, потому что в субботу постятся только в Йом Кипур.

В Пост Гедальи кантор включает в утреннюю молитву отрывок Анену («Ответь нам»); при выносе свитка Торы читают, как в Рош Гашана, «Тринадцать Качеств Всевышнего» и Ваяхаль.

История убийства Гедальи [↑]

Итак, этот пост связан с трагической смертью Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, убитого Ишмаэлем, сыном Нетаньи, по наущению царя Аммона.

Пост гедалии что этоПосле убийства Гедальи,
евреи бежали из Эрец Исраэль

Когда Навухаднецар разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними Гедальягу, сына Ахикама. Узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль и занялись земледелием — обработкой виноградников, подаренных им Навухаднецаром.

В память об этих ужасных событиях мудрецы объявили день гибели Гедальи днем поста.

Существует мнение, что Гедалья был убит первого Тишрей, но поскольку в праздник нельзя поститься, пост начинается после Рош Гашана.

Про этот пост сказано (Талмуд, Рош Гашана, 18):

От новолуния до десятого Тишрей [↑]

Семь дней между Рош Гашана и Йом Кипуром называются «Десятью Днями Раскаяния» (хотя их всего семь), потому что они составляют главную часть десяти дней, отведенных на раскаяние: два дня Рош Гашана, Йом Кипур и семь дней между ними. Поскольку у Рош Гашана и Йом Кипура есть свои особые имена, «Десятью Днями Раскаяния» (или «Трепета») называют дни между ними. Они называются также «периодом между новолунием и десятым Тишрей» (Йом Кипуром).

Названия напоминают человеку о значении этих дней — периоде между двумя днями суда, Рош Гашана, когда выносится приговор, и Йом Кипуром, когда на нем ставят печать.

Десять дней раскаяния [↑]

Вс-вышний любит Свой народ и желает не смерти грешника, а его раскаяния и возвращения на праведный путь. Поэтому Он установил дни, когда Он особенно близок к нам и немедленно принимает раскаяние, как сказано у Пророков (Йешайа, 55): «Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко».

Мудрецы объясняют: «Мы знаем, что иногда можно найти Г-спода, а иногда нельзя; иногда Он близко, а иногда далеко. Когда Он близко и Его можно найти? В течение десяти дней между Рош Гашана и Йом Кипуром».

Поэтому, хотя молитва и раскаяние помогают всегда, в эти десять дней они наиболее уместны и принимаются без промедления.

В эти дни произносят дополнительные молитвы, читают Слихот [молитвы о прощении] и выполняют заповеди более усердно, чем в любое другое время года.

Из страха перед Судом в эти дни не допускают к клятве тяжущихся в земном суде; судьи не отлучают тех, кто этого заслуживает, рассчитывая, что он раскается в Йом Кипур.

Принято также не устраивать в это время свадеб.

Все эти десять дней, от вечерней молитвы в первый день Рош Гашана до молитвы Неила в конце Йом Кипура, вносят небольшое изменение в текст Кадиша: говорят в нем «выше и выше», а не просто «выше», как круглый год.

Сказано в Йерушалми (Иерусалимском Талмуде, Шабот, 1): «Рабби Хийа сказал Раву: Если ты можешь садится за стол только в состоянии ритуальной чистоты в течение всего года — то так и поступай, если нет — делай это семь дней в году».

Ави Аэзри комментирует: «Мои святые учителя сообщили мне, что эти семь дней — неделя между Рош Ашана и Йом Кипуром».

Молитва в эти дни [↑]

Порядок молитвы в эти дни остается прежним, но к ней добавляются фрагменты: «Запомни нас для жизни» и «Кто подобен Тебе» в двух первых благословениях, а в двух последних — «И запиши» и «В книге…» Если молящийся забыл произнести эти слова, ему не нужно возвращаться к ним.

В конце благословения «Ты свят» говорится «Святой Царь», а не «Святой Г-сподь», и забывший произнести эти слова должен начать молитву сначала. Благословение «Верни наших судей» заканчивается словами «Царь и Судья» вместо обычных «Царь, любящий суд и справедливость», но тот, кто совершит ошибку, не должен повторять благословение, ибо и в обычном тексте содержится упоминание о Суде. Во все дни, кроме субботы, в Шахарите [утренней молитве] и Минхе [дневной молитве] читают молитву Авину Малкейну — «Отец наш, Царь наш».

Дважды в день, утром и вечером (в вечерней молитве Маарив), читают Псалом Давида «Господь — свет мой и спасение мое». Некоторые читают его днем, а не вечером.

Его читают с начала месяца Элула и до Шмини Ацерет. Во многих сефардских общинах читают этот Псалом весь год (исключая субботу).

Раскаяние [↑]

Раскаяние может искупить любой грех. Даже тот, кто грешил всю жизнь, будет полностью прощен, если он раскаялся в последнюю минуту жизни, как сказано (Йехезкелъ, 33): «И злодеяния нечестивого не будут преткновением ему в день раскаяния в своих беззакониях».

Неверно, что раскаяние искупает только грехи, совершенные «физически», такие как грабеж, кража и т.д. Точно так же человек может и должен вспомнить свои дурные мысли и намерения и раскаяться в том, что он гневался, завидовал, ненавидел, жаждал богатства.

Словом, он должен раскаяться во всем, как сказано в Танахе (Йешайа, 55): «Оставит нечестивый путь свой, и человек несправедливый — помыслы свои».

Эти помыслы могут быть страшнее греховных деяний, ибо человеку труднее раскаяться в них.

Особенно важно раскаяться в греховных поступках и помыслах, ставших частью повседневной жизни, не откладывая раскаяние на будущее, дабы не стать одним из тех, кто все время повторяет: «Я согрешу, раскаюсь, опять согрешу и опять раскаюсь». О таких людях мудрецы сказали, что им так и не удается раскаяться.

Тот, кто, привыкнув к греху, сумеет вырвать его из себя и раскается в нем, будет угоден Вс-вышнему не меньше, чем тот, кто принесет жертву в Храме, и награда его будет велика. Ибо чем сильнее человек сросся с грехом, тем труднее его оставить, тем глубже раскаяние и тем больше награда.

Это же относится к месту, времени и возрасту человека.

Если в каком-то городе один грех распространен больше, чем другие, то искоренить его важнее всего и раскаяние в нем в глазах Вс-вышнего ценнее других добрых дел. Тому, кто раскается в нем, Вс-вышний поможет раскаяться во всех остальных грехах. Тому же, кто закоснеет в нем, не помогут на Суде тысячи добрых дел. Он подобен человеку, окунающемуся в микву, держа в руке нечистое насекомое.

Если какой-то грех больше других распространен в некую эпоху, людям этой эпохи необходимо прежде всего искоренить его в себе и раскаяться в нем. Это раскаяние может стать решающим в День Суда, когда Вс-вышний будет судить людей целого поколения.

То же самое и с человеческим возрастом.

В детстве человек ведет себя не так, как в юности, в юности — не так, как в зрелом возрасте. В каждый из этих периодов йецер гара — недоброе начало, стремление к злу, живущее в каждом человеке, — подталкивает его к различным грехам. Поэтому необходимо знать, к каким грехам человек склонен в данный момент, в данном возрасте, более всего, искоренить их и раскаяться в них.

Правда и мир [↑]

Самые прекрасные и возвышенные вещи на свете — это правда и мир. Это важно знать всем, особенно молодым людям. Те, кто воспитывает в себе любовь к этим категориям, редко совершают дурные поступки.

Даже закоренелые грешники, решившие говорить только правду и добиваться мира, удостаиваются после этого раскаяться в своих грехах и искоренить их.

В наше время, когда очень многие люди закоснели во лжи и привыкли враждовать друг с другом, особенно важно, чтобы свой путь к раскаянию они начали с отказа именно от этих грехов.

Некогда жил великий грешник, совершивший множество преступлений. Однажды в нем пробудилось желание раскаяться, но он не знал, что ему теперь делать. Тогда он обратился к знаменитому праведнику и сказал ему:

«Я нарушил почти все законы Торы. Научи меня раскаянию, чтобы я мог искупить свои грехи и никогда больше не вернулся к ним.»

Праведник спросил: «Пойдешь ли ты по пути раскаяния, если он окажется трудным и тернистым?»

«Да, — ответил злодей, — пойду, даже если мне придется прыгнуть в пылающую печь.»

«Путь, который я тебе укажу, — сказал праведник, — куда труднее.»

Он дал злодею следующее указание: «Возвращайся домой и делай все, что захочешь, но если тебя спросят, что ты делал, говори только правду, ничего не скрывая».

Злодей начал жить согласно этому указанию. Вскоре он решил совершить кражу, но заколебался: «Если меня заподозрят в краже и допросят, мне придется признаться и я попаду за решетку!» От кражи пришлось воздержаться.

Клятва, данная праведнику, удержала его от множества преступлений. Как-то раз он все-таки поддался соблазну и украл, но, попавшись, сразу же сознался. После этого он навсегда бросил свою преступную деятельность.

Пост гедалии что этоСмерть праведника как сожжение Дома Вс-вышнего, подтверждением этому пост Гедальи

Правда удерживает от греха и приводит человека к раскаянию вернее, чем пост и воздержание.

Так же, как любовь к правде удерживает человека от греха, стремление к миру подталкивает его к добрым делам. Тот, кто стремится к миру и поддерживает добрые отношения с окружающими его людьми, обязательно перенимает у них их положительные черты. Они, в свою очередь, учатся у него добру. Таким образом он помогает и себе, и окружающим.

Расстаться с грехом [↑]

Настоящее раскаяние обязательно включает полное расставание с грехом. Тот, кто оставил путь греха на некоторое время, но потом вернулся к нему, получит, конечно, награду за свое воздержание, но ни в коем случае не будет считаться раскаявшимся. Его прежние грехи не будут прощены, потому что он не расстался с ними.

Раскаяние — одна из важнейших сторон человеческой жизни, поэтому каждый человек должен спрашивать себя, исполнил ли он заповедь раскаяния. Может быть, его новые грехи берут начало в старых, в которых он не раскаялся?

Поэтому многие благочестивые евреи каждый год в Десять Дней Раскаяния избавляются от одной из своих слабостей с тем, чтобы больше никогда к ней не вернуться.

Даже если раскаявшемуся удалось искоренить незначительный недостаток, его раскаяние в нем очень важно, поскольку раз недостаток искоренен окончательно, в будущем человек сможет устоять перед искушением. Значит, его раскаяние было полноценным!

Этот обычай может стать достоянием всех нас. Помимо угрызений совести за совершенные проступки, необходимо в первые дни каждого года бесповоротно искоренять наши дурные привычки, завершая таким образом обязательный путь к раскаянию.

Сила раскаяния [↑]

Раскаяние приближает к Вс-вышнему даже людей, далеких от Него. Вчерашний грешник, раскаявшись, становится одним из любимых Его сыновей.

Все пророки требовали от сынов Израиля раскаяться, ибо для грешника раскаяние — единственное спасение.

Тора обещает, что в конце времен все евреи раскаются и будут спасены (Дварим, 30): «И будет, когда сбудутся эти слова… И обратишься ты к Г-споду Б-гу твоему… Тогда возвратит Г-сподь Б-г твой изгнанников твоих и смилуется над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, по которым тебя рассеял…» (Ромбам)

Наши мудрецы сказали о раскаянии:

«Туда, где стоят раскаявшиеся, не могут попасть даже праведники». (Брахот, 34)

«Сила раскаяние такова, что оно превращает грехи в заслуги». (Йома, 81)

«Когда Мудрость спросили, какое наказание ждет грешников, она ответила: “Их грехи будут их преследовать”. [На тот же вопрос] Вс-вышний ответил: “Они раскаются”.» (Йерушалми, Макот, 2)

«Раскаявшийся награждается так же, как тот, кто пришел в Иерусалим, построил Храм, воздвиг жертвенник и принес на нем все предписанные Торой жертвы». (Ваикра Раба, 7)

«Первый же росток раскаяния поднимает человека не на десять, не на двадцать и даже не на сто миль [к небу]. Он достигает не первого и не второго Неба, а подножия Трона Вс-вышнего». (Псикта Рабати 44)

«Как велика сила раскаяния! Оно делает человека царем над всем миром, надевает на его голову корону, излечивает все болезни и спасает от всех бед».(Тана Дебей Элиягу Раба, 18)

Источник

Пост Гедальи. Коротко о главном

от Пост гедалии что эторав Лейб Нахман Злотник 2 Tishri 5781 – 20.09.2020, 22:00 2.1k Просмотры 1 Голоса

На следующий день после завершения праздника Рош а-Шана устраивают общественный пост – «Пост Гедальи». Этот пост был установлен пророками в память о трагических событиях, происшедших через очень короткое время после разрушения Первого Храма (точнее: 52 года после разрушения Храма, т.е. третьего Тишрэя 3340 года с сотворения мира). Гедалья бен Ахикам, которого Навуходоносор назначил возглавлять общину оставшихся в Земле Израиля евреев, был подло убит Ишмаэлем бен Нетания. Вместе с Гедальей погибли тысячи евреев, а те, кто остались в живых, ушли в изгнание. Так был уничтожен последний на этот исторический момент оплот еврейства в Святой Земли.

В обычные годы пост устраивают третьего Тишрэя, а в годы, когда третье Тишрэя выпадает на субботу, пост переносится на следующий день. В 5781 (2020) году пост Гедальи выпадает на 21 сентября.

Согласно букве закона, в пост Гедальи запрещено только есть и пить. Некоторые в качестве устрожения уже с вечера этого дня принимают на себя запрет умащения, супружеской близости (за исключением ночи, на которую выпало омовение в «миквэ»), мытья (за исключением случая, когда пост выпадает на канун субботы), танцев, веселья и слушания музыки.

Пост гедалии что это

Пост гедалии что это

В пост Гедальи разрешено покупать новые вещи, но не такие, на которые нужно произносить благословление «Шэ-Эхеяну» – «Благословен Ты Г-сподь Б-г, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени», ибо этот день – время траура. По этой же причине вечером начала поста, когда еще разрешено есть, не следует вкушать плод, который еще не ели в этом сезоне и, соответственно, на который нужно благословлять «Шэ-Эхеяну».

Запрет есть и пить вступает в силу с началом зари («амуд а-шахар»). В Израиле это примерно происходит за 72 минуты (по другим мнениям – за 90 минут) до восхода солнца. Отход ко сну вечером третьго Тишрэя (а в годы, когда третье Тишрэя выпадает на субботу, то четвертого Тишрэя) расценивается как негласное принятие поста. Поэтому женщина, которая собирается есть и пить, когда проснется перед амуд а-шахар, должен

это четко решить для себя, пусть даже мысленно, до того, как идти ко сну. В противном случае запрещено есть. Согласно мнению ашкеназских законоучителей питье постфактум можно разрешить.

Больные, беременные и кормящие женщины, роженицы в течение тридцати дней после родов, освобождены от поста. Та женщина, которая не постится, должна ограничиться простыми продуктами. Те, кому разрешено есть и пить, могут это делать как обычно и не обязаны принимать пищу или утолять жажду малыми дозами.

Та, которой необходимо пить, но может обойтись без еды, разрешено пить, но запрещено есть. И наоборот: той, которой необходимо есть, но не обязательно пить, разрешено есть, но запрещено пить. Пока нет необходимости в еде или питье, женщина обязана поститься. С того момента, когда больная почувствовала себя лучше и голодание больше не может ей повредить, она должна начать поститься.

Разумеется, что перед постом каждой женщине, у которой возникло сомнение, разрешено ли ей поститься, должна выяснить этот вопрос у раввина, ибо в каждой отдельной ситуации закон может быть иным, и нельзя полагаться на рекомендации, данные раввином другим людям, находящимся на первый взгляд в подобной ситуации. Все решения должны быть приняты в соответствии с указаниями врача и раввина, поскольку неправомерное разрешение есть или пить является нарушением поста, а неправомерный запрет есть или пить, является нарушением заповеди сохранять жизнь и здоровье. Человек, который ест и пьет в пост потому, что этому его обязывает Закон, исполняет важную заповедь Торы.

Если врач считает, что больному нет необходимости в еде и питье, но сам больной чувствует, что ему необходимы пища и питье, он ест и пьет. Исключение составляет ситуация, когда врач считает, что принятие пищи или питье представляет угрозу для жизни больного.

Женщина, которой необходимо в пост принять лекарство, которое по своим вкусовым качествам считается едой или напитком, должна проконсультироваться с раввином, разрешено ли это делать при его состоянии здоровья. Лекарство, которое явно не считается едой или напитком, разрешено принять в пост, но изначально следует постараться не запивать его водой. В случае, когда есть необходимость запить лекарство,

следует для этого воспользоваться напитком, обладающим горьким вкусом, например, концентрированной заваркой ромашкового чая, которая имеет достаточно горький вкус и при этом не вредит здоровью.

Перед постом разрешено принять специальные средства, предназначенные для того, чтобы можно было более легко перенести пост. Как быть в случае, если данные средства необходимо принять во второй день Рош а-Шана или если пост начинается сразу после субботы, и средство для облегчения поста необходимо принять в субботу, ведь лечиться в субботу и праздники запрещено, а также подготовка в субботу и в праздники для будних дней запрещена? До наступления первого дня Рош а-Шана нужно перемешать это средство с едой или растворить его в напитке, которые съедят или выпьют во второй день Рош а-Шана или в субботу.

Обязанность поститься вступает в силу у мальчика, начиная с тринадцати лет, а у девочки с двенадцати лет. Начиная с девятилетнего возраста, детей приучают к тому, чтобы они привыкали поститься некоторое время, для чего переносят их трапезы на более позднее время, чем обычно. В Пост Гедальи детей не следует угощать сладостями.

В общественные посты не чистят зубы. Тот, кто испытывает страдание, если не почистит зубы, может сполоснуть рот или даже почистить зубы обычным способом, следя за тем, чтобы не проглотить ни капли воды. Разрешено пользоваться специальным эликсиром для полоскания рта, так как он не пригоден для питья.

Пост Гедальи, является одним из Десяти Дней Раскаяния, в которые читают специальные молитвы покаяния («Слихот»). В Минху (дневную молитву) поста ашкеназски вместо «Шалом Рав» произносят «Сим Шалом». В молитве «Амида» в благословлении в благословлении «Шомеа Тфила» каждая постящаяся читает «Анэну» – вставку на общественный пост: представительницы сефардских общин в Шахарите и Минхе, а ашкеназски – только в Минхе.

Пост завершается с выходом звезд. Женщина, которой тяжело поститься до прихода мужа из синагоги, может сразу после выхода звезд начать есть и пить.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Пост Гедальи

Пост гедалии что это

По Гедалье плачут уже более двух тысяч лет.

За минувшие тысячелетия еврейский народ пережил множество страшных трагедий. Но почему гибель одного мало кому известного человека отмечается всеобщим постом? Что это значит?

Смутное время

6 век до н.э. Маленькая Иудея находилась между «Сциллой и Харибдой». Вавилон с одной стороны и Египет – с другой. Правители Иудеи пытались лавировать, стремясь найти более выгодного союзника и покровителя. Неопределенное статус-кво сохранялось несколько лет, пока царю Вавилона это не «надоело».

В 588 году до н.э. Навуходоносор двинулся в поход на Иудею. После двух лет осады Иерусалим пал. Навуходоносор разрушил город, Храм и казнил сыновей царя Седекии, положив конец 400-летнему правлению династии из рода Давида. Храмовая, гражданская и военная элита еврейского общества была уведена в плен в Вавилон.

Умно. Для процветания Вавилону нужны были именно евреи. Не египтяне.

Однако Навуходоносор не хотел превращать Иудею в сплошную пустыню. Вавилон был заинтересован в богатой и покорной провинции Иудее настолько, что даже защищал ее от агрессивных соседей, не желавших усиления евреев.

Простым людям было разрешено остаться в Иудее, чтобы заниматься земледелием. Правителем Навуходоносор назначил Гедалью, мудрого и справедливого человека, друга пророка Иеремии.

Гедалья

Это был человек, уважаемый в народе, но не принадлежащий к царской семье. И расчет Навуходоносора был таков: простой человек – это не тот стержень, вокруг которого могло бы произойти объединение народа и его восстание против Вавилона.

Гедалья это понимал. Но его задачей было сохранить оставшийся на Святой земле народ, заложить основы для его увеличения, воспитания с перспективой восстановления государства и построения нового Храма.

При Гедальи в Иудею стали возвращаться еврейские беженцы, уцелевшие после разрушения царства, уставшие от преследований и надеявшиеся на возвращение к мирной жизни. И Гедалья говорил им примерно следующее:

«Не бойтесь служить халдеям! Оставайтесь в Стране, служите царю Вавилона, и будет вам хорошо. А я готов стоять за вас перед халдеями. Вы же — собирайте виноград и летние плоды, и оливы, и складывайте в свои сосуды, и живите в ваших городах, которые вы заняли».

Согласие пророка Иеремии на приезд в Иудею тоже стало очень важным событием, потому что давало людям основание надеяться, что поддержка Б-га им обеспечена.

Казалось, что после произошедшей катастрофы в стране начинается процесс возрождения. Однако, как это часто случалось на протяжении еврейской истории, он был прерван из-за беспричинной ненависти и личных интересов.

Ишмаэль

Последнее звено трагедии

Со смертью Гедальи евреи оказались в очень сложном положении. Где искать себе защиту? Единственным убежищем им казался Египет, куда не могла дотянуться рука Навуходоносора. Но, несмотря на то, что прошло уже около девятисот лет со времени освобождения их предков из Египетского рабства, генетическая память евреев хранила ненависть к Египту. Терзаемые отчаянием и страхом, они обратились за советом к Иеремии. И пророк огласил полученное пророчество:

“Так говорит Господь, Бог Израиля: … если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажу и не искореню… Не бойтесь царя Вавилонского, … ибо Я с вами, чтобы спасать вас… Если же вы скажете: “не хотим жить в этой земле” и не послушаетесь голоса Господа, Бога вашего, говоря: “нет, мы пойдем в землю Египетскую”… то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской… Вам, остаток Йеhуды, изрек Господь: не ходите в Египет; твердо знайте, что Я предостерегал вас!” (Иеремия 42:9-19).

Увы, предостережения и мольбы пророка не возымели действия. Еврейские беженцы двинулись в Египет, поселились в нем, и многие стали идолопоклонниками.

Несколько лет спустя в Египте произошел переворот. Навуходоносор тотчас же воспользовался этим обстоятельством, вторгся в Египет и разрушил его. Большинство еврейских беженцев при этом погибло. Таким образом, предсказание Иеремии сбылось.

Такова фабула трагедии.

Что эта история говорит нам спустя тысячелетия?

Убийство Гедальи – это последнее звено в цепи эпизодов, связанных с разрушением первого Храма. Точнее, его последнее следствие – полное изгнание евреев из Эрец Исраэль. Их полное насильственное переселение «на реки Вавилонские».

Рамбам в своем труде «Мишне Тора» пишет, что пост 3 тишрея был установлен из-за того, что после убийства Гедальи расторглась связь народа с Землей: в тот раз всего на несколько десятилетий, но в следующий – уже на значительно больший срок.

Убийство Гедальи – это результат еврейских политических разборок. Сегодня нужно об этом помнить всем. Понять, что никогда не будет народ еврейский избавлен от преследований, притеснений и гнета, пока жива в людях внутренняя ненависть. Пока разноголосица и доминирование политических и прочих собственных интересов превалирует над интересами народа, страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *