Посолонь что это такое у кинчева
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
группа АЛИСА — Посолонь (песня) (муз. Д. Парфёнов, К. Кинчев — сл. К. Кинчев)
Входит в альбом «Посолонь» (2019)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
Посолонь — движение по солнцу, то есть – по часовой стрелке. Этим словом обозначают направление крестного хода. В современной Русской православной церкви крестный ход совершается противосолонь, то есть – против часовой стрелки. В старообрядческой – посолонь.
Также Посолонь — название правосторонней свастики. Ее символические изображения помещены на лицевую сторону обложки альбома. Напомню, что у германских нацистов символом была левосторонняя свастика.
Рис. Луки Панфилова для буклета альбома:
_______________________________________________________________________
Я – надежда всех начал,
Я – алгоритм расплаты,
Я – движение на закат,
Я – яркий финал.
Между небом и землёй
Я воздухом шью заплаты,
Чтобы каждый пассажир,
Кутаясь в них, взлетал.
За мной идёт тот, кто сбился с пути,
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
Меня зовут Посолонь.
И в молчании всех пустот
Я – отзвук рваных молний,
Что врезался в эту тишь,
Словно клин лебедей.
Я – падение, может быть,
Но и оно достойно
Этих слов, что я вплетал
В судьбы людей.
За мной идёт тот, кто сбился с пути,
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
_______________________________________________________________________
Группа Алиса, альбом «Посолонь», рецензия
За последнее десятилетие пришлось услышать и прочитать немало критический замечаний в адрес главной рок-группы страны: дескать, «Алиса» уже не та, значимые альбомы давно в прошлом и вообще Константин Евгеньевич «забронзовел», «успокоился» и т.д.
Нельзя сказать, что замечания эти вовсе не имели под собой никакого основания: пластинки «Ъ» (2010), «20.12» (2011), «Саботаж» (2012), «Цирк» (2014) и «Эксцесс» (2016) действительно получились, неоднозначными, хоть и включали ряд замечательных песен, таких как, «Дождь и я», «Когда окончится день», «Черви», «Рок» и «Емеля». Да и прошлогоднее появление Кинчева у Юрия Дудя как-то не добавило оптимизма: фронтмен «Алисы» показался чересчур умиротворённым и отрешённым от жизни.
Поэтому ничего особенного от новой пластинки с древнерусским названием «Посолонь» (то есть буквально – следование по пути Солнца), на запись которой группа запустила краудфандинг на planeta.ru, многие особо не ждали, а просто радовались тому, что у группы наконец-то (с 2016 года) выйдет свежий материал. Однако после первого же прослушивания «Посолонь» может вызвать настоящий культурный шок. Оказалось, что новый альбом–веха не только в дискографии «Алисы», но и в истории русского рока в целом. А ведь его хронометраж чуть-чуть не дотягивает до полутора часов (за последние годы столь же масштабной работой может похвастаться разве что Борис Гребенщиков с вышедшим в 2006 году «Беспечным русским бродягой»).
Слушайте Посолонь — Алиса на Яндекс.Музыке
Но самое главное, что по музыкальному новаторству и мелодичности, остроте и злободневности поднимаемых тем, содержательности текстов и, что немаловажно, энергетическому заряду, звучащему в вокале Кинчева, «Посолонь» можно смело поставить в один ряд с легендарными альбомами: «Энергия», «Шабаш» и «Чёрная метка» (хотя сравнивать разные диски, конечно, не совсем корректно).
Рискнём предположить, что этот выдающийся результат был достигнут, не в последнюю очередь благодаря виртуозной игре нового участника группы, 27-летнего Павла Зелицкого, заменившего Игоря Романова, гитариста «Алисы» с 2003 по 2018 годы.
После выхода «Посолонь» в начале сентября некоторые «алисоманы» умудрились упрекнуть Кинчева в чрезмерной простоте и понятности (!) новых текстов, что, думаю, вызвало удивление не только у автора этих строк: общеизвестно, что написать ясный текст, достоверно отражающий нашу действительность, куда сложнее, чем придумать псевдо многозначительную абракадабру. И поэтому я полностью согласен с точкой зрения журналиста Дениса Ступникова, отметившего, что на новой пластинке «Алисе» удалось достичь непревзойденной чистоты и прозрачности, как в поэзии, так и в музыке.
Из 15 композиций альбома как минимум 8 можно назвать потенциальными хитами, которые не стыдно включить в любой «Greatest Hits» группы. Это в первую очередь, заглавный трек, сразу же создающий нужное настроение у слушателя и завораживающий своим мощным инструментальным звучанием и поэтическим слогом: «Между небом и землёй Я воздухом шью заплаты, Чтобы каждый пассажир, Кутаясь в них, взлетал». Браво! Благоприятное впечатление только усиливается при прослушивании следующих трёх песен: «Под дождём», «Путь держим на Север» и «Половодье», которые настолько органично и цельно звучат, что создаётся ощущение, что знаешь их всю жизнь. Что касается «Раскола» и «Окаянных дней», то, пожалуй, это самые актуальные и злободневные композиции на альбоме, наглядно демонстрирующие нам, как остро Константин Евгеньевич переживает кризисные явления в церковной и общественно-политической жизни последних лет:
«Песням солнца и песням тьмы
Все сложнее звучать в унисон.
Отголоски большой войны
В хор проникают со всех сторон».
А наиболее философскими и исповедальными на альбоме являются треки «Эшелон» и «Март», которые бесспорно заслуживают более предметного и детального анализа, чем это возможно в рамках этой краткой рецензии.
Песни «Пуля», «Побег» и «Москва», назвать их проходными уж точно язык не повернётся (тем более, «Пуля», выйдя отдельным синглом, быстро завоевала первое место в «Чартовой дюжине»).
В целом, альбом «Посолонь» – это уникальное событие в российской культурной жизни, значение которого мы, наверное, в полной мере сможем оценить ещё очень не скоро.
В наше время, когда песни живут от силы пару недель, а новые фанерные артисты забываются ещё быстрее, само существование «Алисы» с её многомиллионной армией поклонников, феерическими концертами и концептуальными полуторачасовыми альбомами выглядит настоящим чудом. И, надеемся, оно продлится, ещё много лет, а то и десятилетий.
Пс: Изображения, использованные для оформления альбома, нарисовал 8-летний внук К.Кинчева, Лука Панфилов. Выглядит всё это, надо сказать, превосходно. Даже в электронном варианте.
Алиса
«Посолонь»
10/10
Алиса «Посолонь»
Исполнитель: Алиса, Название: «Посолонь», Стиль: рок, Год: 2019
Обложка диска. Предоставлено издателем
Такая кристальная ясность мысли присуща тем, кто четко определил для себя и жизненную цель, и методы ее достижения. Посолонь – это следование путем Солнца-Христа, соработничество Богу – то самое «творчество и чудотворство», которое прозревал на склоне лет Борис Пастернак. У Кинчева это соавторство с высшими силами изображено как латание «черных дыр», проделанных человечеством за все этапы эволюции:
Между небом и землёй
Я воздухом шью заплаты,
Чтобы каждый пассажир,
Кутаясь в них, взлетал.
В путь посолонь Кинчев отправляется налегке. При всей красоте слога, тексты альбома не отличаются излишней цветистостью. Вещи называются своими именами, где «небо лишь небо, а снег только снег» («Путь держим на север»). Но, конечно, это не бытовая и не чисто пейзажная лирика, а образы видимого мира, преображенные близящимся Апокалипсисом («И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» Откр. 21:1). Не потому ли конец света ассоциируется в альбоме с ливнем, очищающим от всего лишнего («Под дождем»)?
Солнце, Север, Дождь, Апрель, Апокалипсис… Все краеугольные камни последних альбомов «Алисы» здесь в наличии и служат верными ориентирами на заветном пути к «Новгородской Руси» (одновременно символ Рая и залог возвращения Домой). С одной стороны, Кинчев берет в это путешествие всех тех, «кто сбился с пути» и тех, «кто пропал» («Посолонь»), ведь, по слову Христа «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:13). С другой – любому из нас суждено пройти этот путь в одиночку, что и показано в 11-тиминутной песне «Эшелон». Слушая этот тягучий потусторонний блюз, испытываешь не только катарсис, но и невольный трепет, потому что Кинчев здесь делится с нами сокровенными переживаниями пограничных состояний.
Из Константинополя смердит Стамбул
Гнилью казуистик.
Византийской логикой опутан пул
Патриарших мистик.
Посолонь – Алиса
«Посолонь» – песня группы «Алиса» из одноименного студийного альбома. Автор текста – Константин Кинчев, музыка написана им же в соавторстве с Дмитрием «Осликом» Парфеновым. Дата премьеры композиции – 2 сентября 2019 года.
Алиса – Посолонь – слушать
Интересные факты
Песня группы «Алиса» «Посолонь» открывает одноименный альбом. Фрагмент этой композиции, точнее – её последний припев, был опубликован 25 июня 2019 года в рамках краудфандинг-акции, в ходе которой проходила предпродажа дисков. В этом же ролике впервые показали буклет диска и вкладыш конверта грампластинки.
В августе в инстаграме Константина Кинчева был опубликован второй фрагмент песни. Им стал первый куплет композиции. Отличия между ними заключаются в последней строчке, создающей смысловую нагрузку.
Сам термин «посолонь» означает движение по солнцу, то есть – по часовой стрелке. Словом обозначают направление крестного хода. В современной Русской православной церкви крестный ход совершается противосолонь, то есть – против часовой стрелки. В старообрядческой – посолонь.
Фрагмент песни для крауд-кампании
Алиса – Посолонь – текст
Я – надежда всех начал,
Я – алгоритм расплаты,
Я – движение на закат,
Я – яркий финал.
Между небом и землёй
Я воздухом шью заплаты,
Чтобы каждый пассажир,
Кутаясь в них, взлетал.
За мной идёт тот, кто сбился с пути,
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
Меня зовут Посолонь.
И в молчании всех пустот
Я – отзвук рваных молний,
Что врезался в эту тишь,
Словно клин лебедей.
Я – падение, может быть,
Но и оно достойно
Этих слов, что я вплетал
В судьбы людей.
За мной идёт тот, кто сбился с пути,
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
Рецензия на альбом группы «Алиса» — Посолонь (2019)
Творчество группы «Алиса» — музыка для тех, кто умеет размышлять и созерцать. Наверняка, высшая степень благодарности для музыкантов – способность сполна прочувствовать созданные композиции.
Новая работа – невыносимая лёгкость бытия, проекция идеала и гармония, которые невольно наталкивают на основную мысль альбома – отправиться в посолонь с просветлённой душой и надеждой в сердце.
Первое, на что обращаешь внимание, — насыщенная личностная сторона альбома. Проводник (Кинчев) в 15 песен смог уложить правду, боль, мелодичность и мощь. Возникает в хорошем смысле навязчивое ощущение того, что ты пообщался с проницательным психологом.
Смею предположить, что #яучаствовалпосолонь – не просто тэг, предназначенный для покупателей лотов на краудфандинге. Это то, что определяет действительно сопричастных: способных по достоинству оценить большую работу, которую нужно не просто слушать. Слышать!
Бурные обсуждения и споры между журналистами и поклонниками по поводу духовного развития лидера группы идут довольно давно. Но, похоже, самого Константина это не особо волнует. Очевидно, что творит он не хейтерам на зло, а себе на радость: «Рок-музыка не может быть ни бесовской, ни Божьей. Это просто средство, через которое конкретная личность делится своими настроениями, взглядами…»
На новом альбоме проповедование изнутри рокерской среды начинается с одноимённой песни «Посолонь», которая задаёт настроение и передаёт слушателям правильный импульс:
«За мной идёт тот, кто сбился с пути.
Мне верен тот, кто пропал.
Ко мне летят души с пулей в груди,
Те, кто от жизни устал.
Меня зовут Посолонь»
Медитативная композиция, плавно переходящая в динамично-величественную, посылом напоминает ставшую легендарной «Моё поколение»:
Это дерзость, но это в крови.
Я умею читать в облаках имена тех, кто способен летать.
Если ты когда-нибудь почувствуешь пульс великой любви,
Знай, я пришёл помочь тебе встать!»
Мотивационным песням «Алисы» в принципе трудно найти альтернативу. А когда слышишь заглавную вещь с подобным посылом, понимаешь: альбом обязан попасть в десяточку.
В лучших традициях рок-н-ролльных мастодонтов первые две композиции связаны единым музыкальным полотном. Призывы «Пойдём посолонь!» только преумножают концептуальность альбома, да и в целом песня «Под дождём» будоражит в сердце чувство патриотизма.
История в «Путь держим на север» для каждого исключительно своя: кто-то может увидеть в ней эсхатологию религий, кто-то прочувствовать глубокие нотки жёсткости и гордости за стойкость: «Нас не запеленговать»…
«Раскол» — песня с крайне интересной, отчасти демонической музыкой, эффект которой усиливает стилизованная подача. В ней речь идёт о серьёзных событиях, происходящих в недалёком прошлом на Украине.
«На разбой поставили свои полки,
Всплыв из-под анафем.
Да ухмылки прятали за желваки.
Как будто это блеф на полиграфе»
Композиции «Половодье», «Леший» и «Март» я вынесла бы в категорию чего-то более личного, ведущего к освобождению: «Будем злей и, значит, будем жить».
Переходы с элементами отсылок прослеживаются в вышеупомянутой «Леший»: «…меня томила Москва своим постоянством» в песню с одноимённым названием, где гораздо шире раскрывается бунтарская позиция коренного жителя столицы: «Моей Москвы больше нет». Отличительная черта композиции – крайне смелые намёки и колко завуалированные сравнения. Чтобы понять, о чём (ком) идёт речь, достаточно включить воображение и вслушаться повнимательнее.
«Окаянные дни» — самая богатая по звучанию работа на альбоме. Только вот смысловая наполненность резко рознится со спокойным музыкальным сопровождением: «Ну а правде удел – молчать». Несколько поражает способность говорить о серьёзных вещах, сохраняя при этом мягкость и выдержанность.
Концепция альбома, к моменту прослушивания «Сверх», вырисовывается в общую картину: тем поднимается много, но о каждой из них поётся на самом правильном и чистом языке – языке Бога.
Сама песня идеально подойдёт тем, кто сейчас особенно нуждается в поддержке, способной поднимать с колен:
«Я уловил: мне приснилось, что всё хорошо.
А значит, я жив, чтобы тут остаться»
«Пуля». Выход этой песни сопровождала достаточно грустная история. Перенос долгожданной премьеры на радиостанции и приостановление продажи мерча были связаны с трагическими событиями, произошедшими в городе Керчь.
В каждой судьбе скрыт ответ.
Красная кровь, чёрный рок,
Песня с говорящим названием «Побег» – одна из самых динамичных работ на пластинке. Электронная музыка в сплетении с драматическим баритоном, которым Кинчев не поёт, а шепчет в начале композиции, усиливают смысловое наполнение:
«Когда волна легла на тон струны
Я выбрал путь без дураков»
«Акробаты снов» и «Эшелон» — великолепные баллады, каждая из которых пробирает до мурашек. Кстати, вторая – рекордная по хронометражу композиция группы «Алиса», 11 минут 12 секунд. Песни невозможно описать ёмко и конкретно: такую музыку каждый человек должен сам впускать в сердце. Без чьих-либо рекомендаций.
Предпоследняя песня «Чудо», складывается из неповторимых пропорций мелодии и слов и подводит слушателя к логическому завершению:
Пронеслось за пару минут.
Хочешь вой, а лучше молись:
И совершенно оправдан риск предположения, что в роли Суда выступает сам Кинчев, который приговаривает поклонника к выходу на свет.
Продублируем ещё раз строку из финальной композиции «Март»?
Пока я писала рецензию, Константин Евгеньевич приступил к работе над новым альбомом. Поэтому если вы всё ещё откладываете прослушивание этого, поймите: сейчас гораздо позже, чем вы думаете. Я бы с радостью вернула вечер, когда впервые нажала на play и услышала «Посолонь». В нём прекрасно всё: и соблюдённая концепция, и трогающие душу тексты, и будоражащие мелодии.
Во мгле вселенской пустоты самое сложное – найти любовь. Даже не так: сложнее всего эту любовь в себя впустить. В этой работе Кинчев помогает открыть душу и сердце. Он помогает принять реальность, чтобы слушатель смог идти дальше. Не зря вначале я назвала его проводником.
Автор рецензии: Марина Маркина