Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают
Login Form
Урок 6. Пословицы и поговорки
1. Запишите имя автора Толкового словаря живого великорусского языка и сборника «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль
2. Запишите названия тематических разделов, выделенных в сборнике «Пословицы русского народа».
3. Заполните таблицу примерами пословиц и поговорок.
Определение: Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.
Пример: Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Определение: Поговорка – краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Пример: Сами с усами.
4. Определите тему пословицы. Заполните таблицу.
История – Не вовремя гость хуже татарина; Тут словно Мамай воевал.
Христианские верования – Бог не в силе, а в правде.
История – Хозяин в дому как хан в Крыму.
Старинное судопроизводство – Что мне законы: мне судьи знакомы.
Старинное судопроизводство – Засыпь правду золотом, а она всплывет.
Представление народа о крестьянском труде – Его в ступе пестом не умелешь (упрямый).
5. Запишите 2-3 пословицы о пословице и поговорке.
На всякого Егорку есть поговорка.
Всякая пословица не мимо дела молвится.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
6. Запишите имена писателей, составлявших свои произведения из пословиц.
Франсуа Вийон, Рат-Вег Иштван, Крамель, Пушкин, Некрасов, Грибоедов, Гоголь.
7. Запишите имя художника, иллюстрировавшего русские пословицы и поговорки.
8. Коротко ответьте на вопрос: «Почему надо изучать пословицы и поговорки?» Продолжите фразу.
Пословицы и поговорки надо изучать потому, что в них собрана народная мудрость.
Проблема с пословицами и поговорками в современном мире или почему они вредны
Недаром говорят: «Управляешь массами – правишь миром». На сегодняшний день существует множество способов влиять на массовое сознание людей. Порой эти методы доходят до откровенного абсурда. Для того, чтобы доказать всю нелепость ситуации, следует правильно выстроить дискуссию.
Самым распространенным методом управления является повторение одной и той же фразы множество раз. В психологии этот термин называется — аффирмация. Эффект достигается за счет повторения короткой вербальной фразы. Установка загружается в подсознание человека для позитивного воздействия.
Но то, что призвано служить во благо, может также наносить вред. Все дело в цели и подаче.
Народные мудрости и поговорки, как нельзя лучше, отображают метод аффирмации в действии. На первый взгляд они не несут в себе ничего предосудительного и разрушающего. Однако, со временем, многие поговорки претерпели «редактирование» и не отображают изначально заложенный в них смысл. Мало того, теперь вместо позитива, в них прослеживается негативное направление. Для примера следует рассмотреть ряд народных высказываний.
«От работы – кони дохнут»
Пословица очень точно оправдывает лень и безделье. Если уж лошади не справляются с работой, человеку и подавно с ней не справиться. Так зачем же ее выполнять?
Многие даже не догадываются, что это лишь первая часть фразы. Полностью она звучит так:
«От работы кони дохнут – человек крепчает».
Сразу становиться понятно, что смысл данного высказывания был абсолютно противоположным. Побуждал к активному действию.
«Повторенье — мать ученья»
Еще одно высказывание, которое укоротили для удобства и оправдания. Весь текст был таким:
«Повторенье – мать ученья, утешенье дураков».
Да, повторять и закреплять полученные знания очень полезно. Этот способ не дает забыть то, что уже выучили. Но не стоит этим довольствоваться – надо двигаться дальше и приобретать новые навыки.
«В здоровом теле – здоровый дух»
Фраза побуждает человека заниматься спортом, давать телу физические нагрузки и держать себя в тонусе. А теперь пословица без редакции:
«В здоровом теле здоровый дух есть большая редкость».
Абсолютно другая мотивация. Фраза побуждает не просто бездумно заниматься физической культурой и накачивать бицепсы, а гармонично работать над собой, соблюдая баланс между спортом и духовным развитием.
«Голод не тетка»
Действительно, что может быть хуже голода? В мировой истории зафиксировано немало фактов массового мора от голода, в том числе и на территории России.
Но первоначально пословица несла другой смысл: «Голод не тетка – а мать родная».
Народы древности намного лучше знали, как следить за своим здоровьем, что и когда лучше применить, в том числе и голод. Тогда как в современной медицине мало профессионалов высокого уровня, так еще и пичкают людей всякими бессмысленными диетами, рекомендуя порой опасные для жизни препараты.
«Аппетит приходит во время еды»
Эту фразу часто используют, чтобы накормить детей или просто тех, кто отказывается есть. Мотивация в таких случаях проста. Когда человек принимается за еду, к нему приходит аппетит. Но если даже обратиться к медицине, многие доктора скажут, что прием пищи без желания ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае пища просто не усвоится.
Правильный вариант поговорки звучит так:
«Аппетит приходит во время еды, жадность — во время аппетита».
Отсюда и следует делать вывод о том, что садиться за стол надо тогда, когда появляется чувство голода.
«Пьяному море по колено»
Эту поговорку можно услышать по несколько раз на день. Смысл понятен всем. Выпившему или пьяному человеку любые трудности преодолеть легко и просто. Фраза в таком контексте не что иное, как оправдание употребления алкоголя.
Но почему-то все забывают вторую часть этого высказывания, а смысл заключен именно в ней:
«Пьяному море по колено, лужа – по уши».
Здравомыслящим людям не стоит напоминать, что выпивка становиться причиной многих бед. Неоднократно употребление алкоголя приводило к пожарам, авариям, дракам и прочим бедствиям. Самое страшное то, что в результате пьянства часто гибнут люди.
«Тише едешь – дальше будешь»
Мало кто договаривает фразу до конца: «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь».
Высказывание содержит глубокий философский смысл. Людям следует помнить, что время не бесконечно. Никто не знает, сколько ему отведено. Не стоит откладывать дела в долгий ящик, надеясь выполнить их потом. Впоследствии можно сильно пожалеть о том, что когда была возможность – не сделал.
«Пыль столбом, дым коромыслом»
Это высказывание призвано оценить большую занятость, загруженность работой. Но если прочитать всю пословицу целиком, смысл ее кардинально меняется:
«Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена».
Первоначальная версия говорит о том, что не любой труд эффективен и продуктивен. Можно целыми днями изображать тяжело работающего человека, и при этом не добиться ни малейшего результата. Видимость работы – это далеко не сама работа.
«Кто старое помянет, тому глаз вон»
Очень распространенная и часто употребляемая поговорка. В том виде, в котором ее знает народ смысл очень даже позитивный. Говориться о том, что следует прощать обиды и находить методы примирения.
Как и во многих пословицах, здесь есть вторая часть, которую практически забыли:
«Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два».
Это вовсе не призыв к войне или каким-то кардинальным действиям. Мириться, конечно же, надо, но не стоит забывать о причиненной обиде, предательстве и т.д. Из горького опыта надо делать соответствующие выводы, чтобы как можно реже попадать в такие ситуации.
«Ударили по одной щеке – подставь другую»
Пословица, существующая тысячи лет. Историки и религиозные люди приписывают эти слова самому Иисусу. Мол, именно это сказал Сын Божий во время одной из своих проповедей. Установить достоверность этого факта нет никакой возможности. Люди могут прочитать лишь то, что написано апостолами. А те, в свою очередь, могли понять и запомнить слова Христа именно в такой интерпретации.
Так или иначе, но в народе эта поговорка звучала по-другому:
«Ударили по одной щеке – подставь другую, но не дай себя ударить».
Высказывание приобретает иной смысл. Смирение, покорность и всепрощение – это не совсем то, что привыкли понимать. Стоит принимать удары судьбы и может быть мириться с ними, но не доводить себя до состояния униженной жертвы.
«Моя хата с краю»
Чаще всего эту фразу произносят не совсем воспитанные люди, которым нет никакого дела до проблем других. Высказывание скрывает в себе ярко выраженное безразличие и безучастие.
Полная версия звучит так:
«Моя хата с краю – врага первым встречаю».
«Шито – крыто»
Фраза говорит о том, что всегда можно скрыть нехорошие поступки от глаз людей. Или попросту утаить правду. Однако если прочитать высказывание целиком, то всё тайное когда-то становиться явным.
«Бедность – не порок»
Настоящая версия этой пословицы:
Многие считают, что выставлять напоказ свое состояние и обеспеченность – это плохо. Что деньги – одно из самых больших зол на земле. Все это спорно и очень сомнительно. А вот бедность может говорить о том, что когда-то человек проявлял малодушие и скупость. Нищета, в этом случае, лишь наказание.
«Хозяин – барин»
Такая версия пословицы подразумевает, что человек – хозяин своей судьбы. Что люди вольны сами выбирать, как им жить и что делать. Но, как известно, выбор выбору – рознь. Бывает так, что и выбирать то не с чего. Об этом говорит полная версия:
«Хозяин – барин: хочет – живет, а хочет — удавится».
Картинка: кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»
Ольга Берестова
Консультация «Как объяснить детям пословицы и поговорки»
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.
Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье,о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и т. д.
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.
Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.
Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»— это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе.
Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность, скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины, которые предписывалось выполнять каждому человеку.
В русском фольклоре есть пословицы, которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи, которые не любили трудиться и оправдывали себя тем,что «работа не волк». Впрочем, трудолюбивых людей, среди наших предков, было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое влияние на формирование духовных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие стремления и способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве, причудливые игрушки.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. При использовании русских народных игр происходит развитие физической активности ребенка.
Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.
Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.
Консультация для педагогов «И. Бродский — детям» Юбилей поэта24 мая с. г. известнейшему поэту современности Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Исполнилось бы, если бы не… Но не будем.
Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, существует ли Дед Мороз?» Каждый год мы с волнением ожидаем Деда Мороза,но больше волнуются дети,они пишут ему письма,звонят и с нетерпением ждут исполнение своего.
Консультация для родителей «Не говорите так детям!» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным, счастливым и. послушным. И потому чуть его поведение отклоняется от правильной линии,.
Развёрнутый ответ на вопрос 《какова роль пословиц и поговорок в речи? 》
Роль пословиц и поговорок в нашей речи.
Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают выразить свои мысли. Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А. С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике. Я помню такие пословицы:
Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.
Многие пословицы и поговорки я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.
Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:
« Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.
Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай. Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.
Я наблюдала, что в речи бабушки встречались и такие выражения:
Как снег на голову. Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.
Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».
Причины необходимости употребления пословиц и поговорок:
— делают речь богаче, красочней. вовремя использованная поговорка поможет убедить другого человека или просто доставит слушателям удовольствие
Пословицы и поговорки необходимо изучать потому что они утверждают
Выбор темы исследования. С самого детства я слышала от своей бабушки коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Придя в школу, на уроках чтения я узнала, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: «Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека»
Цель исследования – определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.
Задачи исследования:
– изучить теоретический материал о пословицах и поговорках;
– составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;
– представить источники и пути появления пословиц в языке;
– найти связь между пословицами народов мира;
– проявить творчество в составление сказок и рассказов, поясняющих смысл пословиц;
– создать альбом рисунков пословиц и поговорок учащихся класса;
– сделать выводы по теме исследования.
Объект исследования, предмет исследования и база исследования.
Объект исследования – пословицы и поговорки.
Предмет исследования – пословицы и поговорки в речи современного человека.
База исследования – учащиеся моего класса, их ближайшее окружение.
Гипотеза исследования. Могу предположить, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека, их употребление делает нашу речь грамотной, насыщенной, выразительной.
Методы исследования:
• опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц;
• сбор и обработка научной информации;
• повторное анкетирование на заключительном этапе работы;
• анализ полученных результатов.
Актуальность исследования. Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.
1. Пословицы и поговорки
1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека
Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.
1.2. Портрет пословицы
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Однако нередко эти понятия путают между собой. Чем же они отличаются? Чтобы выяснить это, я решила сопоставить пословицы и поговорки между собой.
Свои наблюдения я оформила в виде таблицы.
1. Жанр устного народного творчества
1. Краткое народное изречение с назидательным смыслом. (С.И.Ожегов)
2. Коротенькая притча. (В.И.Даль)
3. Содержат совет, нравоучение, заключение.
4. Состоят из двух частей.
Например: Век живи – век учись.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
1. Окольное выражение, переносная речь, без притчи, без суждения, это половина пословицы.
2. Выражение преимущественно образное, не составляющее законченного высказывания.
3. Содержит намёк и пояснение.
4. Имеет иронию или даже сатиру.
Например: «свинью подложить» (напакостить);
«остаться с носом» (быть обманутым).
Я пришла к следующему выводу: главным признаком, отличающим пословицу от поговорки, является то, что пословица – это целое предложение, а поговорка – лишь фраза или словосочетание. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка – просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Владимир Иванович Даль говорил так: «поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».
Вот как выглядит портрет пословицы:
1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)
2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)
3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)
4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица – средство изобразительности и выразительности).
1.3. Откуда взялись пословицы
Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:
– в ходе исторических событий: «Незваный гость хуже татарина».
– в повседневном быту: «Не красна изба углами – красна пирогами».
– в профессиональной деятельности: «Без закваски хлеба не месят».
– в свободное времяпрепровождение: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Пословицы также могли быть итогом:
– наблюдения за явлениями природы: «Яблочко от яблоньки недалеко падает».
– религиозных представлений: «Бог даст день, даст и пищу».
Я сделала вывод, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.
1.4. Собирал человек слова
Работа по собиранию пословиц начинается с XVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В XVIII веке пословицы собирали И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, М.В. Ломоносов, Л.Н. Толстой. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля «Пословицы русского народа».
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение. Это стало его любимым занятием – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Владимир Иванович Даль собрал свыше 30130 пословиц.
В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Заслуга В.И.Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений (до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей – это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.
Мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусечённом виде.
Вот некоторые пословицы «в неусечённом виде»:
Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.
Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.
1.5. Изначальный смысл пословиц
Какой изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное значение, и приобрели новый смысл. Я решила найти первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.
Мы хорошо знаем пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:
1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.
Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни: всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.
В пословице «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть» смысл тоже ясен. Лень, и нежелание приложить усилия не дадут нужных результатов.
Пословиц и поговорок о труде и лени великое множество. Вот, например: «Делу время, а потехе час». Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.
В поучительной пословице «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» говорится о том, что если кто-то берётся сразу за несколько дел, ни одного не может сделать хорошо.
Пример пословицы о дружбе «Старый друг лучше новых двух». Все мы имеем друзей, умеем дружить. Но у каждого человека есть один, особенный друг, проверенный временем, который был рядом с нами и в радости, и в беде. Вот именно о таких друзьях говорится эта пословица, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Для тех, у кого нет ещё такого человека рядом, народная мудрость гласит «Нет друга – так ищи, а нашёл – так береги». Здесь речь идёт о том, что дружбой надо дорожить. Друга надо беречь, и не обижать его по пустякам. В наше время сберечь дружбу становится всё труднее и сложнее. Нам проще отправить СМС, или пообщаться через интернет. Мы реже видим своих друзей, тем самым мы друг от друга удаляемся. Ничто не может заменить живое общение. Надо беречь дружбу, чаще общаться, встречаться со своими друзьями.
Есть пословицы и поговорки о доме, о семье. Например: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Сейчас слово «красна» многие воспринимают лишь как цвет, красный, оттенок красного. Но раньше это слово использовалось в значении – красота, красивый. Например, в поговорке «Красна девица» говорится о том, как девушка красива. Так же и о доме. Красота дома и его хозяйки – это не внешний вид. Девушек судили не по тому, кто румяней и белее, а по её умению готовить, вести хозяйство.
Моя бабушка часто произносит такое выражение: «Дома все вместе, и душа на месте». Здесь речь идёт о том, что когда вся семья в сборе, все дома, то всем спокойно, ни за кого волноваться не приходится. Если кто-то задержался допоздна, то конечно за него переживаешь, и ждёшь родного человека.
Пословица «То и клад, коли лад» говорит сама за себя во все времена. В любящей и понимающей семье, где всегда можно найти поддержку, там всегда будет и достаток, и достижения. Но и для того чтоб в семье был лад, нужно приложить немало усилий, об этом и говорит поговорка: «Счастье не птица, само не прилетит». Надо уметь строить отношения, уметь сберечь свое счастье. Еще есть поговорка «За счастье надо бороться».
В пословице «Один день год кормит» изначально речь шла о важности дня сева и посадок. Отсюда и другая поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь». Сейчас эта поговорка применима ко многим случаям. Как воспитаешь детей, что ты в них вложишь, такой человек и вырастит. Как ты относишься к людям, такое отношение жди и к себе.
В поучительной пословице «Каков привет, таков и ответ» речь идёт о взаимоотношениях между людьми. Не стоит ждать от человека хорошего к себе отношения, если мы сами к нему плохо относимся.
Пословица «Дорога ложка к обеду» говорит нам о том, что помощь оказанная вовремя очень важна. Есть много пословиц и поговорок, несущих в себе этот смысл.
Я пришла к следующему выводу, широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них со временем теряет своё прямое значение, то тут же приобретает новый, переносный смысл, который подходит к нашему современному миру.
1.6. Пословицы других народов
Такой же меткостью в высказываниях обладают пословицы других народов. «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и кто-то из одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
Сравнивая пословицы, созданные в разных концах света, можно обнаружить удивительные совпадения во взглядах людей. Русским пословицам можно подобрать его альтернативу, то есть пословицу других народов с таким же смыслом. Вот какие пословицы удалось обнаружить мне.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
«Слово – серебро, а молчание – золото» – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
2.1. Пословица в нашей жизни
Для того, чтобы выяснить употребляют ли в своей речи и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела опрос среди учащихся своего класса.
Было предложено три вопроса.
1. Знаете ли вы пословицы? Если ДА приведите пример.
2. Знаете ли вы поговорки? Если ДА приведите пример.
Из 28 учеников правильно ответили только 18 %. Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43 %), либо дали неверные ответы (39 %).
На третий вопрос «От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?» учащиеся ответили следующим образом.
Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (82 %).
Мамы и папы – лишь иногда (15 %). Братья и сёстры употребляют иногда (3 %).
Я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у меня получилось.
Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде.
Делу время – потехе час.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Встречаются и такие наставления:
Кашу маслом не испортишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
«Главное – старание!» – вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить: «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Ребята в своей речи иногда используют поговорки:
Пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот учащиеся моего класса не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, потому что повторяют поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.
Результат заданий подтвердил актуальность моего исследования.
2.2. Наше творчество
Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, в классе организовали конкурс на лучшую сказку или рассказ с использованием пословиц. Сочинять пытались все. Учитель, Василя Равильевна, помогала отобрать самые удачные, на наш взгляд, работы. Конечно же, родители не остались в стороне. Они помогали подбирать пословицы и поговорки, придумывать сюжет.
В парк за листочками
Жили – были три девочки Маша, Даша и Света, ученицы одного класса. Они были лучшими подругами, не разлей вода. Учитель попросил принести к следующему уроку технологии природный материал. Собрались девочки за листьями, веточками и что ещё преподнесёт им матушка-природа. Красна весна цветами, а осень плодами. Договорились пойти утром рано. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Наступило утро, отправились девочки в парк. Дошли до высокой ели. Около самых корней, в ветвях, свисающих до самой земли, Света разглядела много шишек и полезла их собирать. Даша и Маша решили обойти это место и побродить по парку в поисках интересных экземпляров для изготовления аппликаций. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Света набрав целое ведёрко, побежала догонять своих подруг. Маша и Даша, посмотрев на неё, рассмеялись. У Светы были ободраны руки и лицо. В волосах запутались иголки ели. А заглянув в её ведёрко, увидели большие, опрелые шишки, которые для изготовления поделок не подойдут. Поспешишь – людей насмешишь. Пришлось Свете искать вместе с подругами другой природный материал. Но по работе и заслуга. У девочек получились самые интересные работы, которые отобрали для школьной выставки. (Моисеева Настя).
Мал золотник, да дорог
В одном дворе жили два мальчика. Один из них учился в младших классах, а другой уже заканчивал школу. Старший мальчик всегда хвастался:
– Вон я, какой большой! А тебя совсем не видно.
И надвигал кепку на глаза маленькому мальчику. Малыш помалкивал и ждал весны. Он очень любил, когда всё вокруг оживало. На деревьях появлялись маленькие зелёные листочки. Везде щебетали птички.
Наступила весна. Маленький мальчик взял лопатку и посадил возле дома маленькие зёрнышки. Старший мальчик сидел на лавочке и смеялся над малышом.
Шли дни. Старший мальчик наблюдал, как маленький мальчик поливал посаженные семена и продолжал смеяться над ним. Вскоре взошли маленькие ростки и из них выросли великолепные цветы. Бабушки во дворе восхищались: – «Как красиво!» Благодарили маленького мальчика и приговаривали: «Мал золотник, да дорог». И все они считали, что «Маленькое дело лучше большого безделья». (Банишева Вика).
По заслугам и награда
Жил-был мальчик Миша. Учился он так себе. Не был отличником, но и двоечником тоже не был. Средний был мальчик.
Однажды ему задали на дом много уроков. Миша ни как не хотел садиться за уроки и оттягивал этот момент. Сначала он поиграл в планшете в закачанные игры. Потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. Миша решил их не делать.
На следующий день, когда проверяли выполнение домашней работы, Миша получил двойку. Потому что он совсем не учил уроки.
Дома мама ему сказала: «По заслугам и награда». (Ларин Ваня).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Жила-была бабушка. Она всем помогала. Во дворе за детьми присмотрит. Испечёт пирожки, всех соседей угостит. Её все любили. Однажды она заболела. Ей нужна была операция, но у неё не было денег. Люди, которые знали эту бабушку, помогли собрать нужную сумму для операции и принесли деньги в больницу. Врач улыбнулся и сказал «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Бабушке сделали операцию, и она выздоровела. (Мельников Дима)
Вывод: «Глаза страшатся, а руки делают». Самое важное было то, что одноклассники пытались в письменной речи употребить народную мудрость и у многих это получилось. Из рисунков к пословицам и поговоркам мы составили альбом.
2.3. Что мы теперь скажем?
В конце своей работы я попросила учащихся своего класса заполнить анкету.
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках?
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство учеников считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Заключение
Исследовательская работа многому меня научила. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к своим близким, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Но так же пришла к выводу, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: «Хорошо бы орать, да рук не марать». И даже хорошо знакомая всем пословица «Век живи, век учись…заканчивается словами…дураком помрёшь». По тому, какие человек использует в своей речи пословицы и поговорки, мы можем судить о его воспитанности и культуре.
Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: можно смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.
Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.
Работа по изучению пословиц и поговорок мне кажется интересной и актуальной. Планирую на следующий год работу в данном направлении продолжить, так как имеется возможность расширить тему исследования. Можно остановиться на тематике пословиц или на именах собственных в пословицах и поговорках, рассмотреть связь чисел с народной мудростью или изучить календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Выбор впереди!
Альбом рисунков пословиц и поговорок 4 «В» класса МБОУ «СОШ имени М.И. Калинина»
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
«При солнышке тепло, при матери добро». Автор рисунка: Аверьянова Мария, 10 лет
«Баба с возу – кобыле легче». Автор рисунка: Старостина Эльвира, 9 лет
«Любишь кататься, люби и саночки возить». Автор рисунка: Шустиков Максим, 10 лет
«В тесноте, да не в обиде». Автор рисунка: Юнусов Тимур, 10 лет
«Яблочко от яблоньки недалеко падает». Автор рисунка: Моисеева Настя, 10 лет
Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.